Берац Андрей Викторович: другие произведения.

Документационный центр. Территория проведения партийных съездов Iii рейха.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Берац Андрей Викторович (aberatz@rambler.ru)
  • Обновлено: 13/02/2007. 8k. Статистика.
  • Обзор: Германия
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бесспорно, этот документационный центр особый, и не только в архитектурном отношении. Отрадно, что и подход к теме ћнационал-социализмЋ здесь иной, нежели в других памятных местах страны… Берлинская газета ћТагесшпигельЋ

  •   Бесспорно, этот документационный центр особый, и не только в архитектурном отношении. Отрадно, что и подход к теме "национал-социализм" здесь иной, нежели в других памятных местах страны...
      Берлинская газета "Тагесшпигель"
      
      "Штырь" из стали и стекла с легкостью пронизывает монументальное сооружение. Конструкция прорезает по диагонали северную головную часть здания бывшего зала конгрессов национал-социалистов. Шип крепко засел в окаменевшее безумие величия. Эта конструкция - очевидное противопоставление "словам из камня" "третьего рейха".
      Характерной особенностью нового документационного центра на территории проведения партийных съездов III рейха в Нюрнберге является его коридор, со стенами метровой толщины, обработанными фрезой.
      Открытие этого экстраординарного учебного места немецкой истории состоялось 4 ноября 2001 г. Федеральным президентом Иоханнесом Рау. И вместе с тем Нюрнберг окончательно вышел из тени своей истории.
      
      В годы торжества национал-социалистов (1933-1938 гг.) столица франков была средоточием пропаганды. Адольф Гитлер сделал из некогда города императорских съездов город "партиийных съездов рейха". Национал-социалисты нацеленно избрали "шкатулку с драгоценностями Германской империи" для своих "коричневых" праздников, чтобы как бы продолжить традицию от бывшего имперского города "Священной Римской империи германской нации" к "Третьему Рейху".
      На партийном съезде 1935 г. были провозглашены "Расистские законы" (Нюрнбергские законы), которые лишали евреев всех прав и проложили дорогу в холокост.
      
      Каждый год на парадах и воззваниях массы людей заставляли верить в режим и в их "фюрера". Пропагандисты инсценировали "народное сообщество". Военные лагеря были похожи на ритуалы мобилизации. Всё это кончилось подготовкой к войне...
      
      
      Для обработки сознания такого множества людей нужна была подходящая сцена. И она была запланирована. Альберт Шпеер, придворный архитектор Гитлера, на юге города задумал построить ряд объектов: так называемый "Немецкий стадион", рассчитанный на 400 000 зрителей, для проведения нацистских мероприятий, двухкилометровая "Большая улица" для парадов вермахта, "Мартовское поле" для шоу-боев нацистской армии. Было построено само "Поле Цеппелина" с главной трибуной в духе пергамонского алтаря. Строительство "зала конгрессов" (запланированная вместимость: 50 000 человек) было приостановлено с началом второй мировой войны. Но, тем не менее, этот массивный, облаченный в гранит торс, является сегодня крупнейшим сохранившимся монументальным сооружением времен национал-социалистов.
      
      Долгое время в Нюрнберге не знали, как относиться к этим очевидным "свидетелям" нацистских времен. Было решено придать им гражданский облик путем использования построек под обыденные цели, что должно было снять первоначальный ореол этих зданий. Какие-то шаги были уже предприняты, как в середине 70-х годов началось переосмысление событий. Результатом его стала выставка "Очарование и насилие" на трибуне Цеппелина.
      
      С 1985 г. посетители стали получать здесь небольшую информацию, в основном об истории ареала национал-социалистов и только в летние месяцы. Но вскоре разнеслась молва об открытии постоянной выставки.
      Сейчас ежегодно около 100 000 людей посещают бывший ареал национал-социалистов, где получают ответы на волнующие их вопросы.
      
      Выставка-смотр носит название "Очарование и насилие".
      
      
      
      
      Большая часть выставочных площадей - а в целом это 1 300 кв. м - расположена на третьем этаже постройки национал-социалистов.
      Автор проекта - Гюнтер Домениг, профессор из Граца - стал победителем архитектурного конкурса в 1998 г. Его деконструктивная концепция явилась убедительной противоположностью сооружению национал-социалистов. Он ломает монументальность и строгую геометрию. Разрушительная постройка национал-социалистов ни коим образом "не довершается". Встройки и надстройки, сделанные Доменигом, сохраняют дистанцию. Домениг противопоставляет симметричности нацистского здания свои конструкции из стали, бетона и стекла, которые напрочь лишены правого угла. Столкновение форм диктатуры и демократии, террора и свободы, выраженное языком архитектуры уже само по себе событие. Центральная "свая" несет в себе не только символическое значение. Плавно поднимающийся вверх через несколько плоскостей мостик открывает посетителю выставку.
      Поэтому старое и новое здесь строго разграничивается. Так, новые простые бетонные полы заканчиваются во всех помещениях в пяти сантиметрах от необработанных, незаконченных кирпичных стен.
      
      Эта постоянная выставка обращается прежде всего к молодому поколению. Суть выставки передается с использованием современных средств массовой информации, многочисленных видеостанций, аудиогидов и четкого изображения на 65-ти фото- и текстовых стендах.
      В 14 главах речь идет о взлете НСПРГ (NSDAP), массовом мифе и "культе фюрера", о Нюрнберге - "городе проведения партийных съездов III рейха", терроре и лишении прав, пропаганде и действительности, о второй мировой войне и холокосте.
      При этом нацистское сооружение само по себе уже выставочный экспонат. "Прямо-таки ощущаешь вес потолка и стен, чувствуешь себя подавленным каменным грузом истории", - пишет еженедельная газета "Ди вохе". С крыши здания зала конгрессов впервые стал возможен нашумевший вид на весь ареал.
      
      
      
      Кинозал и зал для лекций, а также "учебный форум" с двумя большими залами для семинаров на крыше здания предоставляют отличную возможность для расширения кругозора посетителей выставки. Обширная педагогическая сопроводительная программа - очередное подспорье нового заведения.
      Городские музеи, при сотрудничестве с различными партнерами, предлагают немецким музеям многообразную по характеру и объему программу историческо-политического образования. От 45-ти минутных бесед на различные темы (например: "система террора и концентрационных лагерей") до насыщенных учебных и проектных дней (например, на тему "правый экстремизм").
      
      
      
      Документационный центр - это не только место, где был провозглашен нацистский режим. Взгляд должен быть также направлен вперед, на насилие и правый радикализм наших дней. Во многом благодаря своему документационному центру Нюрнберг был недавно награжден призом Юнеско за воспитание в духе прав человека.
      
      
      
      
      Проект сопровождают попечительский совет высокого ранга и научный консультативный совет. Долгое время Берлин и Мюнхен уходили от своей доли ответственности за то наследие, которое досталось Нюрнбергу после нацистов. Однако проект был признан делом всей нации. Сейчас расходы на сумму 21,5 миллионов немецких марок федерация, земля и город делят между собой, равными долями. Финансирование проекта поддерживают своими субсидиями ряд частных и общественных учреждений. Таким образом, это мероприятие стоит на широких общественных началах и вызывает большой резонанс как в Германии, так и за рубежом...
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Берац Андрей Викторович (aberatz@rambler.ru)
  • Обновлено: 13/02/2007. 8k. Статистика.
  • Обзор: Германия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка