Аннотация: Происхождение тюркских названий чисел, соответствия этих названий с семитскими словокорнями и понятиями Торы
Тюркские числительные
"1" - Бер, Бip
"2" - Икки (узб.) - екi ( каз.) -
"3" - Уш (каз.), Уч (узб.)
4 - "Турт, Торт" -
"5" - Беш -
6 - "Олти, Алты"
7 - "Етти, джетти"
8 - "саккиз"
9 - "туккиз, тогуз"
10, Х - "Ун, Он"
100 - Юз, Йуз - сотня,
1000 - Мин, мын
10000 - Тьма
А. БЛОК
СКИФЫ
Тюркские числительные
"1" - Бер, Бip
Первая буква Торы, Библии - ב , а первое буквосочетание - слово בר /бер - в слове בראשית / берешит - "в начале, в голове [ראש]"
Слово בראשית можно представить, как בר אש ית / бер эш йат // бер э шит = "чистое зерно, сын + огонь + это (арамейск. )"
Бер, bir - Один, первый
Все смыслы числительных до 7 в тюркском языке связаны с 7-ю днями творения из пер-вой главы Торы (Берешит)
Bir - "первый"
Первым словом в Торе является слово בראשית / БЕРешит - "в начале, в голове", а вторым - ברא /bara - "ברא сотворил א Алеф (Главный, главнокомандующий)":
בר /бар - "1. зерно, ЖИТО 2. злак, поле (хлебное) 3. чистый, неосквернённый 3. сын"
בר /бор - "чистота, непорочность" {"земля была безвидна и пуста", чиста} (тюркск. "бор, бар, бер" - есть, имеется) (вспомним чистую рощу - "Бор", где легко дышится, где высокие сосны, каждая из которых похожа на цифру "1" (бер, бip)
באר / беэр - "объяснять, толковать, разъяснять; колодец", шахта которого напоминает единицу - 1
бер ит татарского языка соответствуют еврейскому слову ברית /брит - союз с Богом = "чистое зерно, сын это".
Корень ит переводится с татарского неси, осуществляй действие, а по 165/231 - ית - "ноготь, дубинка {палка}".
Гематрия слова ברית /брит = = 612, а בריתא /брита, берита = = 613 = числу заповедей Торы, которая часто и называется בריתא /брита, берита.
"2" - Икки (узб.) - екi ( каз.) -
Число "2" обозначается ивритской буквой ב / бет. С этой буквы начинается Тора - слово בראשית / берешит - "в начале, в голове". Бог говорит в Бытии 1:3:
И сказал Бог: да будет [יְהִי / иhи // ики] свет.
Слово יְהִי / иhи // ики и стало источником слова Икки -- екi ( каз.) "2"
"3" - Уш (каз.), Уч (узб.)
Как и в слове "икки, екi - 2", источником слова "уш, уч" стала Библия, книга Бытие 1:7:
"И создал Бог..." - וַיַּעַשׂ אֱלֹהִים ------ библейское עש / ас // уш, в более позднем иврите - [עשה / аса // ушъ] - "делать, создавать". Создал Бог твердь в день ТРЕТИЙ.
4 - "Турт, Торт" -
Четыре угла у квадратной (по мифологии древних) Земли. Землю нужно было объехать, что и делали беки Хазарии-Аркануса по свидетельству царя Иосифа.
תור /tor// tur - "объезжать; ОЧЕРЕДЬ"
Как и в слове "икки, екi - 2", УШ - "3", источником слова "Торт, Турт" стала Библия, книга Бытие 1:14 - 16:
• "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
• и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
• И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;"
Светила выходят на небо каждое в свою ОЧЕРЕДЬ - תורת / торт - " ты вышла по очереди".
Торт - это коржи, прослоенные кремом, каждый из которых накладывается по ОЧЕРЕДИ! - תור תא / тур та = "очередь + приди (арамейск. )"
תערה תא, תערי תא /тээра та, тэаърта = "Ты склеишь, ты соединишь, ты скре-пишь здесь (на малом пространстве)"
[טהר] - טוהר תא / тоэр та = "очищаю + то, здесь". Синоним понятия "чистый" - בר /бар. Но בר /бар - "1. поле 2. зерно 3. сын"
תו ארעא תא / тав аръа та // то ара тъ = "знак, полоса + земля + та, здесь" - торт, каравай представляет собой модель земли, которую преподносят близкому человеку. В древности побеждённый в знак смирения преподносил победителю землю и воду.
"5" - Беш -
"беш" - с тюркского - "пять".
Другое объяснение - библейское. По Торе в ПЯТЫЙ день творения созданы живые существа - рыбы, птицы - ЕШЬ их!
Всё живое называется "Сущим" - יש /еш, а слово ביש / бъеш // БЕШ - "בי 1. во мне 2. дом (арам.) + Сущий", а ב"ש / беш - "Дом Солнца", которое и есть Сущий Бог. Римская цифра 5 = Vita - "жизнь, сущее" (лат.), которую несут лучи Солнца.
Слово "беш": каббалистическое слово בש / беш = = 302 = = = 3+0+2 = 5 - ב"ש / беш - בית שמש / бейт шемеш - "дом Солнца" - пятиконечная звезда - символ Солнца.
6 - "Олти, Алты"
" шеш" - это слово из ИВРИТА - שש - шесть, а его гематрия = = 600, малая гематрия = = = 6.
Интересно, что гематрия слова "ביש / бъеш" = = 312 {читай графически слово ביש слева направо: ש - 3 лепестка + י 1 + ב 2}, а малая гематрия = = = 3+1+2 = 6.
В древности считали "руками", пятёрками (римская цифра -буква V), а шестёрка (VI) рассматривалась, как V + I.
Вот, что было в шестой день творения:
• "И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
• И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
• И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами не-бесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
• И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
• И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и раз-множайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
• И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;"
Главная заповедь 6 дня творения - "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю", а отсюда:
עולתי / олти = "я сделал עול ребёнка" = а по 165/231 - תי - "ноготь, дубинка {палка}". Человек, в отличие от зверей, обладает не когтями, а ногтями - נוע געתי / но гаъти = "движение + касаться, трогать; 2) приближаться, достигать 3) быть заинтересованным в ч.-л., иметь отношение к ч.-л. + мне, моё" - это и есть завет "наполняйте землю"
Шумеры же считали именно шестёрками, две шестёрки составляли дюжину = 12
7 - "Етти, джетти"
В день 7-й творения :
Быт. 2:1:
• וַיְכֻלּוּ הַשָּׁמַיִם וְהָאָרֶץ וְכָל־צְבָאָם׃
• "И совершен`ы небо и земля и все воинство их.
• וַיְכַל И совершил { וַיְכַל "Он будет в состоянии мочь; может"} Бог к седьмому дню {завершить} дела Свои, которые Он делал, וַיִּשְׁבֹּת и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал."
• Т.е. в 7-й день, который ЕЩЁ НЕ НАСТУПИЛ, Бог остановит Твар-ность и завершиться Время.
יי עת אתי / Йе эт эти // Е эт этти = "Бог + время + я пришло" или
יה אתי / Йе этти // Е этты = "Бог + я пришёл" 7 день
תוך יצא / тох ицэ // тукк изъ = "תו знак, черта, полоса + תוך внутри, внутренность, сокровенный смысл, тук (внутренний ценный жир) + יצא выходит "
10, Х - "Ун, Он"
עונה / оне - " отвечает, исполняет просьбу; провозглашает, свидетельствует" - только десять мужчин, составляющие т.н. "миньян", оне могут молиться Богу.
Минья́н (ивр. מִנְיָן - счёт, подсчёт, число) - в иудаизме, кворум из десяти взрослых мужчин (старше 13 лет, бар-мицва), необходимый для общественного богослужения и для ряда религиозных церемоний.
Но Я думаю, что первоначально слово "Минья́н" пис`алось так - מעינין : здесь есть и слово עין /айн - "глаз, родник" и его можно перевести, как "из свидетельства, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ, ПРОВОЗГЛАШАЮЩИЕ".
און / он - " сильный" - 10 воинов в 10 раз сильнее одного. Воинов приучали действовать разом всем десятком, оттого они всегда создавали численное преимущество. Плано Карпини пишет о десятеричном устройстве монгольской армии, где низшей боевой единицей являлся десяток воинов ("сильных" - חזק /хазак // казак)
100 - Юз, Йуз - сотня,
יעז / йаъз // йуз = "1/ он будет сильным; 2. осмелиться, дерзать" - когда набирается сотня воинов (сильных - עז / аъз // уз), можно осмелиться атаковать врага.
[עוז] --- יעוז /йуз // юз - "1. он будет искать спасения, найти защиту; 2. העיז собирать, сосредоточивать в одном месте" - в этой балке сотня собирается для атаки.
Юз-баши - "сотник"
1000 - Мин, мын
מן /ман - "манна небесная", которой тысячи и тысячи - "очень много"
מן /ман -ар. "кто, что?",
מן /мин - "от, из, с; מן הדין /мин а-дин - ст`оит, следует",
מנה /мана (тюркск. "вот, это тебе") - "считать, насчитывать"