Бичехвост Николай Федорович: другие произведения.

Белые волки в изгнании... Художник Иванов

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бичехвост Николай Федорович
  • Обновлено: 10/08/2011. 6k. Статистика.
  • Очерк: Юж.Африка
  •  Ваша оценка:

    Иванов Виктор Архипович,
           художник, солист оперы
    
        Еще не успели забыть в южноафриканском
    Трансваале бои буров и русских добровольцев против
    англичан, зарившихся на алмазы и золото буров, как
    на сцене оперы Южноафриканской Республики поя-
    вился очаровательный солист, казак Виктор Иванов.
    
         Этому талантливому певцу и танцору казачьего
    хора имени Матвея Платова, неистово рукоплещут
    вальяжные бизнесмены и бедноватая галерка. Ах, как
    зажигательно звучали под созвездием Южного Креста
    лихие песни и пляски казачьего ансамбля!
          Солист Виктор Иванов происходил из казаков
    станицы Кременской Усть-Медведицкого округа.
    Родился в 1909 году в семье офицера, который слу-
    жил в Донском полку. Мать  была из той же ста-
    ницы. Проживало семейства Ивановых затем в ста-
    нице Арчединской. В ней Витя Иванов заслушивался
    песней недавно прошедшей англо-бурской войны:
    "Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в
    огне...", где сын в тринадцать лет просился на войну.
         Десятилетним пареньком Виктор был захвачен
    огнем гражданской войны и волной белой эмигра-
    ции. При эвакуации из Крыма потерял родителей и
    оказался в Югославии. Здесь. в белогвардейской среде,
     окончил Донской им-ператора Александра 3-го кадетский корпус. 
       Тогда вместе с частями белой армии Врангеля и семьями,
    детьми военных выводились за границу юношеские
    кадетские корпуса: в Югославию, Египет, Францию,
    Чехословакию, Грецию.
          Виктор закончил в Болгарии в г. Загребе архи-
    тектурный факультет университета. Однако отложил
    он полученный диплом - и поступил певцом и тан-
    цором в Донской атамана Платова казачий хор. В те-
    чение семи лет объездил с триумфом многие экзоти-
    ческие страны света.
        Во время гастролей в Южно-Африканской респу-
    блике Виктор Иванов решил остаться в этой стране.
    Может, на выбор его повлияло участие русских до-
    бровольцев, проливших кровь за независимость буров
    и чтимые за самоотверженность?
        Как казаки Гучковы, генерал бурской армии
    Максимов, саратовец князь Енгалычев, военные аген-
    ты Потапов и Шульженко?.. А сколько русских эми-
    грантов уже закрепилось здесь? Им близка была эта
    мужественная страна, которая, отстаивая свободу, по-
    теряла в английских концентрационных лагерях двад-
    цать тысяч бурских женщин и детей...
          Но власти Южно-Африканской республики не
    торопились дать русскому Иванову (а вдруг больше-
    вик?) разрешение на жительство. Однако он не отсту-
    пился и нанялся на работу недалече, в  
    городок Мапуту.
         Впоследствии творческая судьба Виктора
    Ивановича в ЮАР была удачной. Он активно занима-
    ется становлением Национальной Южноафриканской
    оперы. Приобретает известность как ведущий солист,
    выступает в оперном театре Претории, исполняет ба-
    совые партии.
         Обладая организаторскими способностями,
    Виктор Иванов в 1960-1970 гг. является председателем
    "Общества русских эмигрантов" в ЮАР. Объединяет
    в г. Йоханнесбурге в общине "Русский дом" соотече-
    ственников, выходцев из России. В часовне "Русского
    дома" расписывает стены и пишет иконы, лики апо-
    столов веры для церкви святого Владимира.
        Одновременно  занимается колоритной
    южной живописью. Многие из его картин, отличав-
    шиеся сочностью и глубиной красок, приобрели
    южно-африканские музеи и галереи.
        Современники отмечали у него неистощимый та-
    лант к карикатуре, как политической, так и бытовой,
    житейской. 
          "В 1930-1960-х годах он активно работает
    в различных южно-африканских изданиях и становит-
    ся одним из самых известных карикатуристов стра-
    ны". 
        В 1946 году Иванов издает оригинальный альбом
    "Вторая мировая война в карикатурах".
         На Всемирной выставке карикатуры в 1957 году
    в Лондоне Виктор Иванов занял третье место, а 1967
    году в Монреале - шестое место.
        Легкость кисти,присущая   с молодости,
    не покидала его и позже.
    Техника исполнения его была разнообразна: акварель,
    масло... Его карикатуры не оставили равнодушными
    зрителей ни в Австралии, ни в Германии, Франции
    либо Австрии, ЮАР.
       Виктора Иванова при  разносторонних интере-
    сах и великих результатах спасало   железное
    здоровье да темперамент творца с уникальным вооб-
    ражением.
        Талантливый донец обостренно относится к окру-
    жающей жизни, тонко откликается на нее в стихах.
    Господь наделил его и этим даром.
         Иванов направляет стихи в популярный зарубеж-
    ный "Родимый край", выходящий в Париже, и другие
    издания.
        Воспевает щемящую любовь к отчему краю и от-
        даленному Тихому Дону.
              ... Я ль променяю степь родную,
              Гордыню рыцарей-дедов,
              На мир иной, на жизнь другую,
              На роскошь людных городов?
                  Уж сколько лет прошло чужбины,
                  А мне все брезжит сквозь туман
                  Новочеркасск, проспект любимый
                  И на утесе Атаман.
    
    Многое из литературного и живописного на-
    следия Виктора Иванова нам еще не известно.
           Осенью 1979 года в Мюнхене проходил тор-
    жественный вечер в честь дня Покрова Пресвятой
    Богородицы. Многие газеты русского зарубежья изве-
    щали, что "... большой зал в Доме встреч был украшен
    русскими национальными флагами и батальными кар-
    тинами из казачьего прошлого кисти А.И. Шелоумова
    и В.А. Иванова (казак ВВД...)".
         Ни в каких великосветских кругах, ни в какой стра-
    не не терялся этот обаятельный казачий художник,
    который привлекал внимание умным разговором и
    многогранным талантом.
          Виктору Архиповичу Иванову, творцу светлой
    мечты на сцене, в живописи и поэзии, не удалось осу-
    ществить сердечную задумку - поклониться на склоне
    лет могилам дедов да земле предков. Ах, пробежать
    бы босиком по росе детства, разгоняя по зеленому вы-
    гону белокрылых гогочущих гусей...
          В 1990 году пронзительно синее африканское небо,
    оглашаемое рокотом негритянских барабанов и молит-
    вами русских эмигрантов, приняло под свои вечные
    своды казачью душу Виктора Архиповича Иванова.
          А прах этого крупного донского самородка, со-
    гласно его последней воле, был привезен дочерью в
    Россию и опущен в урне, на дно Дона-батюшки близ
    родной станицы, где он нашел свое упокоение, (по
    другим сведениям прах его был развеян над Доном).
         Скажите, почему на Дону и поныне с особой гру-
    стью выводят песню, которую сотню лет назад певали
    наши прабабушки, сострадая свободолюбивым бурам
    Южной Африки, так похожих на  русских му-
    жиков:
         Трансвааль, Трансвааль,
         страна моя,
          Ты вся горишь в огне...
    
        Может и потому, что беспокойное сердце
    россиянина-африканца Виктора Иванова никогда не
    было равнодушным даже на этом краю земли...
    
    
    
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бичехвост Николай Федорович
  • Обновлено: 10/08/2011. 6k. Статистика.
  • Очерк: Юж.Африка
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка