Фролов Александр Васильевич: другие произведения.

Чжунго-Часть 10

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 19/05/2005.
  • © Copyright Фролов Александр Васильевич (lexrolru@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 46k. Статистика.
  • Обзор: Китай
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    20

    Волюнтаризм - двигатель истории!

       Когда история государства пишется гладко, когда нет в ней парадоксальных событий, абсурдных ситуаций, сумасшедших диктаторов, великих в своей бессмысленной жестокости "строек века", такая история для стороннего наблюдателя скучна и непривлекательна. Нет парадоксов - нет истории!
       Китаю в этом отношении повезло. В его богатой истории всё это есть в превеликом достатке.
       Официально за начало отсчёта исторических событий в Поднебесной принят 2.550 год до н.э., когда Срединной империей правил полумифический и легендарный "Божественный Владыка" Хуан-ди.
       Внешность он имел довольно-таки примечательную: четыре лица на одной голове, чтобы видеть и слышать всё, что творится вокруг на белом свете, питался исключительно нефритовой пастой, бьющей фонтаном на горе Мишань, жил преимущественно на Небе, но имел на земле в горном массиве Куньлунь свою резиденцию с волшебным Нефритовым озером Яочи и Нефритовым деревом Цюншу, производящим плоды бессмертия, которыми раз в 1000 лет периодически подкармливал святоподобных бессмертных сяней - крылатых людей, слетающихся на пир с мест своей постоянной прописки - восточных островов Пэнлай. Здесь Хуан-ди, отдыхая от дел, развлекался и между забавами учил людей обжигать кирпичи, строить дома, плавить металлы, выращивать рис, играть на цитре красивые мелодии, танцевать, бить в барабаны (тунгу), ходить строем, жевать бетель, ездить на велосипеде, взрывать петарды, настаивать водку на гаоляне, похмеляться супом "суньлатан" и петь "Подмосковные вечера". Уже тогда, согласно преданиям, император имел в своём полном распоряжении целый штат наложниц, имя четвёртой из них - Му-му - сохранилось в истории благодаря крайнему уродству и исключительному уму его обладательницы, о чём нам доносит текст философского сочинения II века до н.э. "Хуайнаньцзы".
       От Хуан-ди до Цинь-ши-хуань-ди недружной вереницей прошли: сердобольный неимущий правитель Яо, живший в камышовой хижине, питавшийся, по китайской поговорке, "только южным ветром", и за все беды людские винивший себя; добрейший Шунь с отважным Юем, обуздавшим реку Хуанхэ и спасшим народ от потопа - основателем первой правящей династии Ся (XXI-XYI вв. до н.э.); дикий в гневе и развратный в радости иньский император Чжоу-синь, заслуженно побитый Чжоу У-ваном, согнавшим нечестивца с насиженного трона; беспокойный чжоуский правитель Му-ван, неустанно объезжающий пределы Поднебесной на лёгкой колеснице с легендарной восьмёркой неутомимых лошадей; застойные времена Весны и Осени (770-476 гг. до н.э.) сменила кровавая эпоха Борющихся царств (475-221 гг. до н.э.) - пёстрый караван ванов (князей): Сюань-ван, Хуай-ван, Вэй-ван, Чжао-ван, Чжаосян-ван, Нань-ван - что ни ван, то злобный и эгоистичный бол-ван.
       Два с половиной века спорили амбициозные ваны, кто из них самый баванистый. Спор разрешил Ин Чжэн (259-210 гг. до н.э.), тринадцатилетним недорослем познавший искушение безграничной власти. Сменив на циньском троне своего отчима Чжуан-сяна в 246 г. до н.э., этот "птицегрудый рахитичный эпилептик", - как его обозвал китайский писатель Го Можо, - с целью моральной компенсации за свою физическую ущербность заставил отца принять яд. Расправившись с родителем, он вскоре добрался до соседей и в течение десяти лет в ходе непрерывных войн подчинил все шесть сильнейших княжеств Поднебесной: Хань, Янь, Вэй, Чжао, Чу и Ци, соперничавших в гегемонизме с подвластным ему княжеством, причём отважные циньские генералы с цинизмом безнаказанности рубили головы пленных, как капусту, закапывали живьём сотнями тысяч сдавшихся на милость победителя солдат вражеских армий. Приказав воздвигнуть в своей столице Сяньяне точные копии уничтоженных дворцов поверженных ванов, единовластный хозяин огромной империи, казалось бы, мог в довольстве почить на шёлковых простынях в объятиях жён и наложниц, не удручённым заботой о пенсии за выслугу лет. Но нет предела честолюбию тиранов! 700.000 подневольных трудоголиков были брошены на строительство "восьмого чуда света" - подземной усыпальницы для ещё далеко не состоявшегося покойника, присвоившего себе нескромное имя Шихуан-ди.
       Тираны и рабы одинаково смертны.
       Бессмертными оказались лишь 8.000 воинов, воскресших в 1974 году при рытье колодца местными крестьянами в 40 километрах к востоку от Сианя.
       Наследник тирана, его младший сын Эр Шихуан-ди, оказался не столь экстравагантного нрава и кровожадных способностей, а потому не смог противостоять более энергичному и удачливому простому плотнику Лю Баню (247-195 гг.до н.э.), известному в истории под именем Гао-цзу. Подняв народное восстание, тот на крестьянских суковатых рогатинах и мотыгах вознёсся на императорский трон и укрепился там, основав новую правящую династию Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), провластвовавшую всего лишь четыре с четвертью века. В 220 г. н.э. удельные князья вновь разорвали великую империю на клочки, но за столь малый промежуток времени Ханьского правления при императоре У-ди (140-87 гг. до н.э.) в Китае, сменив легизм, утвердилось конфуцианство (жуцзяо), Великий шёлковый путь связал столицу Сиань со странами Азии и Ближнего Востока, из Индии в Поднебесную проник буддизм (фоцзяо) и прижился там, переплетясь с даосизмом (даоцзяо) и традиционным культом почитания предков, завязались культурные и торговые связи с Римской империей и Западной Европой.
       Вновь собрать воедино расчленённую империю удалось лишь в 581 году, и совершил этот государственный поступок бравый полководец из рода Суй, заслуженно ставший впоследствии императором под псевдонимом Ян Цзян.
      

    Ся

      
      

    XXI-XYI вв.до н.э.

    Шан (Инь)

      
      

    1766-1122 гг. до н.э.

      

    Западная

       Чжоу

    1122-771 гг. до н.э.

      

    Восточная

       Чжоу

    770-256 гг. до н.э.

    Чжоу

    Эпоха Чуньцу

       (Весна и Осень)

    770-476 гг. до н.э.

      
       Эпоха Чжаньго
       (Борющиеся царства)

    475-221 гг. до н.э.

      

    Цинь

      

    221-207 гг. до н.э.

    Хань

    Западная

       Хань

    206г.до н.э.-24г.н.э.

      

    Восточная

       Хань

    25-220 гг.

      

    Вэй

      

    220-265 гг.

       Троецарствие

    Шу

      

    221-263 (264-?) гг.

      

    У

      

    222-280 гг.

    Западная

       Цзинь
      

    265-316 гг.

    Восточная

       Цзинь
      

    317-420 гг.

      
      

    Сун

    420-479 гг.

      

    Южные

    Ци

    479-502 гг.

    Южные

    династии

    Лян

    502-557 гг.

    и

      

    Чэнь

    557-589 гг.

    Северные

      

    Северная Вэй

    386-534 гг.

    династии

    Северные

    Восточная Вэй

    534-550 гг.

      

    династии

    Северная Ци

    550-577 гг.

      
      

    Западная Вэй

    535-556 гг.

      
      

    Северная Чжоу

    557-581 гг.

    Суй

      
      

    581-618 гг.

    Тан

      
      

    618-907 гг.

      

    Поздняя

       Лян

    907-923 гг.

    Эпоха Удай

    Поздняя

       Тан

    923-936 гг.

    (Пять

    Поздняя

       Цзинь

    936-947 гг.

    династий)

    Поздняя

       Хань

    947-950 гг.

      

    Поздняя

       Чжоу

    951-960 гг.

    Сун

    Северная

       Сун

    960-1127 гг.

      

    Южная

       Сун

    1127-1279 гг.

    Ляо

      
      

    916-1125 гг.

    Цзинь

      
      

    1115-1234 гг.

    Юань

      
      

    1279-1368 гг.

    Мин

      
      

    1368-1644 гг.

    Цин

      
      

    1644-1911 гг.

       Китайская республика
      
      

    1912-1949 гг.

    К Н Р

      
      
       1949-... гг.
       Но величие Шихуан-ди терзало душу наследнику Ян-ди, и в 605 году он, уже будучи императором, заставил миллионы подданных перелопачивать 2.500 километров земли для того, чтобы "полосой мутной воды" нового участка Великого китайского канала соединить Ханчжоу с Пекином. Однако привередливых крестьян не очень вдохновило рытьё общественной траншеи за счёт сбора урожая на собственных полях, но они были людьми исполнительными и потому промеж себя порешили докопать начатое до конца, а затем порешить и волюнтариста работодателя. Гнев пал на голову Я Или, вместе с престолом Поднебесной унаследовавшего в 616 году оба участка 2.650-километровой Великой канавы.
       Свято место пусто не бывает. Трон империи переходит в собственность семейству Ли, на время правления которого под именем династии Тан (618-907 гг.) приходятся три "золотых века" китайской истории. Влияние Сианя распространяется на всю Азию. Пока танский императорский двор то воюет, то брачуется22 с тибетским двором основателя Лхасы и в ней - дворца Потала - правителя Сронцзангамбо, пока драчливые генералы выгуливают свои полки в горах и долинах Северной Индии, Ирана и Кореи, пока в секретных лабораториях Поднебесной чахоточные алхимики изобретают порох и ищут рецепт пилюлям бессмертия, от частого употребления которых, если верить мифологическому Воцюаню, глаза становятся квадратными, а тело обрастает белой шерстью, вдохновенные поэты слагают гениальные семистишия, а виртуозные музыканты извлекают из цитры и шэна печальные мелодии, достойные чутких ушей тысячерукой богини милосердия и сострадания Гуаньинь (в дословном переводе с китайского: "Наблюдающая за звуками").
       Близ города Лояна наращивает мускулы чань-буддийская братия основанного в 495 году индийским монахом Бато Шаолиньского монастыря, тринадцать отчаянных монахов которого, вооружённых лишь палками да пятками, разогнали гвардейские полки непобедимой армии мятежного Ван Шичуна, за что танский император Тай-цзун, чудом усидевший на скользком и шатком троне, милостиво пожаловал родине у-шу впредь именоваться "Первым монастырём Поднебесной".
       Три "золотых века" китайской истории могли бы продолжиться четвёртым, если бы в политику не вмешалась любовь, которой, как известно, все должности покорны, в чём к собственному несчастью пришлось убедиться императору Суань Цзуну. Но эту историю я уже имел повод рассказать и повторяться не намерен. "Шерше ля куня!" - как учит французско-китайская поговорка.
       Кризис власти, помешанной на страстной любви, перерос в гражданскую войну, следствием чего явилось ослабление империи до состояния апатии и полураспада, именуемого эпохой Удай (Пяти династий), хотя в действительности этих династий было пятнадцать: пять из них тянули северную часть Срединного одеяла, причём каждая - на себя, а девять - его южную часть. Клочок этого огромного одеяла оторвала самая южная провинция Аннан, именуемая в дальнейшем суверенным государством Вьетнам, устоявшая под натиском монголо-татарской конницы, которой не были помехой не только леса, пустыни, реки и озёра, но даже крутые вершины Тибета.
       Но до монгольского нашествия был ещё короткий взлёт сунской династии (960-1127 гг.) на севере. Потомственный кочевник и потенциальный аристократ Чжао Куанинь, бросив клич "за державу обидно!", не корысти ради, а пользы для в 960 году объявил себя императором. Как справедливо выразился поэт: "Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог". При нём и его потомках жить стало лучше, жить стало веселее: экономика сделалась экономной, промышленность - промышленнее, сельское хозяйство - сельскохозяйственнее, торговля - торговистее, культура - культурнее, а наука - научнее. Математик Цзу Чунчжи взялся вычислять число "пи" и первым в мире досчитался до седьмого знака после запятой; и если бы не чжурчжэни (племена тунгусского происхождения), под натиском которых сунскому императору пришлось оставить столицу Кайфын и спасаться бегством на юг, за Янцзы, в Ханчжоу, если бы не тангуты, решительно объединившиеся в самостоятельную империю под пикантным названием Си-Ся, Цзу Чунчжи досчитался бы до восьмого знака и наверняка получил бы за это Нобелевскую премию при условии, что её учредитель - изобретатель динамита Нобеле - догадался бы родиться девятью веками ранее и что он позволил бы внести математиков в список соискателей.
       Северную династию в 1127 году сменила Южная, но это была уже лебединая песня эпохи Сун. Когда Хубилай - достойный внук воинственного Чингисхана - в 1279 году стремительно ворвался в приморский город Шэньчжэнь, отступать уже было некуда, и император Чжаобин с одним из уцелевших в последнем сражении воинов, взявшись за руки, бросились с высокого обрыва в набежавшую волну Южно-Китайского моря. Неизвестный монах, бывший свидетелем этой драмы, сумел вытащить тело императора на берег и с молитвой похоронил его близ Шиваня.
       Так на императорский трон Поднебесной впервые уселась иноземная, как бы это поинтеллигентнее выразиться, - династия. Поскольку анатомически и физиологически новая власть ничем не отличалась от предыдущих, она так же периодически распространяла неприятный запах дворцовых интриг и из-за преимущественно сидячего образа отправления естественных государственных надобностей имела склонность к целлюлиту и геморрою законодательных и исполнительных властных структур.
       И вот эта самая новая власть, блюдя старые традиции, начала свою деятельность с рытья того же Великого императорского канала, выпрямляя изгибы по всей его длине от Пекина (тогдашнего Даду) до Ханчжоу между реками Хайхэ, Хуанхэ и Хуайхэ. Стоит ли упоминать, как ликовали крестьяне, согнанные в очередной раз со своих полей на отработку государственной трудовой повинности?
       Но, справедливости ради, нужно признать, что примерно в это же время в пределах современного Пекина была построена для научных целей первая обсерватория, для которой уникальные приборы по чертежам китайцев Ван Хэна и Гуо Шоуцзина в точности воспроизвёл в натуре неизвестный непальский Левша.
       И ещё необходимо добавить, что юаньский император Ши-цзу (он же - Кубла-хан, он же - Хубилай), царствовавший с 1280 по 1294 гг., был чужд ксенофобии, о чём красноречиво свидетельствует радушный императорский приём венецианского путешественника Марко Поло в зале Луны парка Бэйхай и назначение его на должность советника при дворе, а также избрание своим духовным наставником тибетца Пхачпу, он же - Пагба-лама (1235-1280 гг.) - предводитель секты сакья, - ставшего впоследствии полновластным хозяином Тибета - бывшего древнего царства Туфань. Оккупация Хубилаем этого высокогорного царства, приведшая к поглощению его при династии Юань Поднебесной империей, послужила поводом правительству КНР в 50-х годах XX века посчитать эту территорию административным районом Китая, а для убедительности своих аргументов в споре с Далай-ламой использовать регулярные части Китайской народно-освободительной армии, при этом подверженные частичной амнезии или по-просту дежа вю руководители КПК до сих пор наотрез отказываются восстановить в памяти и условия двухстороннего договора от 821 года, по которому "каждая из сторон обязана уважать другую сторону как равную себе", и что сам Китай в том же XIII веке был завоёван теми же монголами, и то обстоятельство, что при следующих за династией минских и цинских императорах Тибет отстоял право на свою независимость, о чём напоминает стоящая в парке Бэйхай на Нефритовом острове под носом у резиденции руководителей компартии Китая тибетская монашеская усыпальница, построенная из белого ракушечника в честь Y Далай-ламы Агван-Лобсан Чжамцо (1618-1682 гг.), прибывшего с официальным визитом к китайскому императору в 1651 году.
       Со смертью Хубилая в 1294 году огромная империя монголов стала стремительно разваливаться на части. В Китае этот период распада связан с крестьянскими восстаниями. Со второй половины XIY века только трусливый и ленивый отсиживались в своих фанзах, остальные, дружно повязав красные повязки, пошли за Чжу Юаньчжаном (будущим императором Хунъу) свергать чуждую династию.
       Угадайте, с чего начал своё правление первый император династии Мин? Совершенно верно! Соблюдая укоренившиеся традиции, этот крестьянин-бедняк, от сохи возведённый на трон, оторвав от полевых работ миллионы бывших коллег по профессии, бросил их заново отстраивать Великую китайскую стену. То-то было радости у коренных китайцев национальности хань, заполучивших наконец в императоры истинного ханьца!
       Затем последовало строительство Запретного города (при императоре Юнлэ) и перенесение столицы из Нанкина в Пекин, возведение Храма Неба, Храма Земли и роскошных подземных дворцов-усыпальниц, новый поход на Вьетнам в 1421 году, сдача Маньчжурии всё тем же чжурчжэням, а Макао - португальцам, чтобы те защищали южное побережье от морских японских разбойников, крестьянское восстание под предводительством Ли Чжи Чэня с падением столицы империи, осада Пекина маньчжурами под руководством Абахая - преемника хана Нурхаци, приглашёнными на подавление восстания доблестными китайскими генералами, и раскачиваемый ветром труп императора Чончжэня на ветке изумлённой цератонии, душа (по) которого, отлетев, угнездилась на ветвях священного дерева Диму - эксклюзивной усыпальницы всех Сынов Неба Поднебесной.
       Первый император династии Цин23 Шуньчжи (девиз, означающий "благоприятное правление") начал свою деятельность с эпохального указа, без которого империя, захлебнувшаяся в глубоком экономическом кризисе, смогла бы всплыть на поверхность только кверху брюхом: он обязал всех китайцев, кому жизнь дорога, заплетать волосы в косички. Дисциплинированные подданные поспешили исполнить приказание, и жизнь постепенно стала налаживаться. Но тут из-за моря как раз подоспели англичане с опиумом, намереваясь расплатиться этим товаром за шёлк и чай, то есть желая практически осуществить натуральный обмен или обман - кому как нравится. Прослышав о готовящейся сделке, император послал в Гуанчжоу своего представителя Линь Цзэсюя, чтобы тот на месте узнал, почём опиум для народа.
       Выяснение отношений закончилось тем, что все 20.000 ящиков этого индийского зелья были изъяты Линь Цзэсюем со складов английских купцов и сожжены.
       Сочтя таковые действия наглым посягательством на самое святое, что есть у капиталистов: на частную собственность, британские торговцы обратились с жалобой к своему правительству, которое давно искало повода для введения в китайские порты барражирующих в боевом нетерпении канонерок. Так началась первая "опиумная война", продлившаяся два года и закончившаяся в 1842 году подписанием Нанкинского договора, по которому англичане поимели таможенные льготы и хорошую контрибуцию, а для дальнейшего развращения китайского населения, превратившегося в кули - дешёвую рабочую силу, иностранным торговцам стали доступны ещё пять портов, в том числе и Шанхай, где стали действовать европейские законы, а в парках города появились таблички: "Выгул собак и китайцев строго запрещён!".
       Не знаю, как отнеслись к этим табличкам собаки, хотя догадываюсь, но, что касается китайцев, то далеко не каждый из них был согласен пожертвовать традиционной гимнастикой тайцзи в парке по утрам и вечерам.
       Несогласные под предводительством Хун Сюцюаня (1814-1864 гг.) - сельского учителя, провозгласившего себя младшим братом Христа - объединились в секту тайпинов ("Учение великого равенства"), подняли восстание, захватили южные и центральные районы Китая и, избрав своей столицей Нанкин, удерживали его в течение 11 лет, аж до 1864 года.
       Всё это время император чувствовал себя на троне не совсем уютно, как будто из седалища вылез наружу здоровенный гвоздь. Решив использовать в качестве молотка оккупационные войска союзников, он обратился за помощью к своим новым друзьям - правительствам Англии, Франции и США. Те не могли отказать в любезности и двинули на Нанкин свои полки; заодно, чтобы не утруждать солдат лишними походами, им было приказано взять Пекин, что те по-военному добросовестно и выполнили. Перепуганный император Сянфэн спешно бежал на северо-восток в свою летнюю резиденцию, куда к нему не замедлили явиться представители трёх дружественных держав с вежливыми улыбками и проектом нового договора. Официальная бумага была вскоре подписана в Тяньцзине. По исконно китайской реке Янцзы потянулись караваны иностранных судов, к предыдущим пяти добавились ещё одиннадцать открытых морских портов, иностранные концессии жадно набросились на ещё не освоенные и неподелённые ресурсы, как голодные кочевники на лакомые кусочки "лакированной утки по-пекински".
       Осознав, что в своей стране он больше не хозяин, народ развязал "боксёрское восстание". В 1910 году императорский двор в очередной раз бежит из Пекина, а интернациональный военный корпус снова наводит порядок в чужом доме.
       Агония власти ограниченной союзниками монархии продлилась ещё 11 лет и закончилась Синьхайской революцией и отречением от власти 12 февраля 1912 г. малолетнего императора Пу И (Сюань Туна), позднее ещё сыгравшего свою эпизодическую роль на троне так называемого государства Маньчжоу-го, созданного японцами на севере Китая.
      

    21

    Заклятые союзники

       1 января 1912 года во главе Китайской Республики становится Сунь Ятсен - врач по профессии, политик по призванию и эмигрант по принуждению.
       Однако, как правило, революцию затевают одни люди, делают другие, а власть получают третьи.
       Через шесть недель первый законноизбранный съездом депутатов в Нанкине президент республики был вынужден эмигрировать в Японию, уступив власть путчисту Юань Шикаю. Этот бывший советник императорского двора вознамерился открыть своей персоной новую правящую династию. Он повадился по примеру своих бывших коллег-императоров ежегодно приносить жертвы на алтарь Храма Неба, пытаясь подтвердить тем самым легитимность украденного мандата с правом и обязанностями Сына Неба. Небеса отнеслись к самозванцу неблагосклонно.
       Потеря члена несостоявшейся императорской династии обернулась гангреной для всего государственного организма. Но на этот раз доктора вызывать не стали. За лечение взялись боевые генералы. Ампутируя провинции, одну за другой, они вновь растащили страну на уделы.
       Доктор Сунь Ятсен отправился в Шанхай с целью реанимировать национальную партию Гоминьдан. Стараниями опытного врача труп ожил и стал активно претендовать на свою долю наследства, незаконно присвоенного в 1912 году Юань Шикаем.
       Завещав своему преемнику Чан Кайши дружить с коммунистами, доктор Сунь Ятсен скончался 12 марта 1925 года от рака печени.
       Став в гоминьдановской партии авторитетом, Чан Кайши решил про себя, что гусь свинье не товарищ, и поссорился с союзниками - главными коммунистами страны Чэнь Дусю и Ли Дачжао - профессорами Пекинского университета. Когда в Шанхае в 1927 году вспыхнуло восстание, коммунисты быстренько вооружили его необходимыми в таких случаях лозунгами, которые очень не понравились лидеру Гоминьдана. Отряды рабочей милиции были расстреляны, Чан Кайши получил мандат доверия от стран Запада, а коммунисты сменили ориентацию на работу с крестьянским пролетариатом. Вдохновлённый победой руководитель национальной партии решил и впредь не церемониться со своими союзниками.
       С началом второй мировой войны Япония вознамерилась значительно расширить свои границы на континенте за счёт чужих территорий. В 1931 году она уже откусила у Китая Маньчжурию, но это не могло удовлетворить всех её амбиций. К концу войны и Пекин, и Нанкин, и Шанхай стали японскими. Отбиваться от японцев Чан Кайши предоставил союзникам-коммунистам, выжившим после "великого похода"24, а сам наблюдал из Чунцина, из глубины провинции Сычуань, выжидая, когда враги перестреляют друг друга и можно будет спокойно прийти и закопать трупы. Расчёт был прост, но неверен, поскольку в нём не был учтён коэффициент доверия народа, приобретаемый компартией в ходе беспрерывной ожесточённой борьбы с оккупантами. В результате после разгрома в 1945 году советскими войсками Квантунской армии и капитуляции Японии окрепшая и закалённая в боях компартия смогла предъявить Гоминьдану к оплате все накопившиеся морально-нравственные счета. Началась гражданская война, итогом которой был побег Чан Кайши в 1949 году на остров Тайвань и образование там при поддержке США альтернативного государства, не признанного никем.
       А в континентальной части Китая началась эпоха правления "красных императоров". По рецепту булгаковского Шарикова: "взять всё, да и поделить", были конфискованы земельные наделы и перераспределены поровну; армия добровольцев отправилась защищать от империалистов братский корейский народ.
       Весной 1956 года Мао Цзэдун, решив поиграть в демократию, бросил в народ клич: "Пусть расцветают сто различных цветков, пусть соперничают сто различных школ". "Цветки" доверчиво распустились, и Мао их быстренько оборвал. Десятки тысяч инакомыслящих были казнены и отправлены туда, куда "Чаофу телят не гонял"25.
       Теперь, когда особенную злободневность приобрела пословица: "Не завязывай шнурки там, где растут дыни, и не поправляй шляпы там, где зреют сливы", стало возможным приступать к претворению в жизнь любой утопии. Навязчивая идея "догнать и перегнать Америку" получила название: "Большой скачок". Отныне каждый гражданин обязан был резво бежать к коммунизму "на двух ногах": на одной, обутой в грубый башмак рабочего, скакать у доменной печи, а другой ногой крестьянина поспешать за плугом, неустанно повышая урожайность зерновых культур. А тем временем тем же путём и в том же направлении за китайским народом увязались две беды: засуха и наводнение, а с ними - голод, как верный пёс на поводке.
       Некультурные внутрипартийные разборки, случившиеся в 1966 году, официально оформились в "культурную революцию", ответственность за которую навесили в октябре 1976 года на "банду четырёх", а заветы Мао, скончавшегося месяцем раньше, остались священными, как фаланга от пальца Будды из храма Фамэнь в Сиане.
       Кто знает, как сложилась бы новейшая история Китая, если бы четырнадцатилетний Цзэдун не сбежал из родного дома в деревне Шаошань провинции Хунань от невесты, которую ему сосватал заботливый отец?
       Убогое наследство досталось Дэн Сяопину. В январе того же переломного для Китая 1976 года умер премьер-министр Чжоу Эньлай, предложивший как выход из тупика программу "четырёх модернизаций": в промышленности, в сельском хозяйстве, науке и армии, выполнение которой было возложено на Дэн Сяопина. Он и приступил к сотворению "великого экономического чуда". Народ, который был в этом деле непосредственным исполнителем, потребовал в 1989 году на площади Тяньаньмэнь в Пекине дивидендов в виде политических свобод, каковые ему и были выплачены в ночь с 3 на 4 июня - танками и автоматами. Но Всемирный банк не признал такую форму расплаты с населением и заморозил все кредиты. Обанкротившемуся Дэн Сяопину пришлось уступить свой пост шанхайскому прагматику Цзян Цземину, встав у того за спиной и тяжело дыша в затылок.
       В 1992 году Дэн Сяопин высунулся из-за спины своего преемника, чтобы бросить с трибуны петушиное слово: "Обогащайтесь!", а в феврале 1997 года отец "китайской модели социалистического капитализма" скончался. Но тень его живёт и побеждает!
       Компартия превратилась в политического осьминога с восемью "демократическими" придатками: "Рабоче-крестьянской Демократической Партией Китая", "Демократической Лигой Китая", "Ассоциацией Демократического Строительства Китая", "Ассоциацией Содействия Развитию Демократии в Китае", "Партией Стремления к Справедливости" и т.д.. Но кто, находясь в здравом уме, примет всерьёз хотя бы один из этих искусственно выращенных придатков? "Не ищи феникса в курятнике", - предостерегает китайская пословица.
      
      
      
       22Политический союз Поднебесной империи с Тибетским государством был упрочен в YII в. брачным союзом между царём Сронцзангамбо и китайской принцессой Ван Чэнь. В качестве приданого за китаянкой тибетскому правителю досталась статуя будды настоящего мира ("мира красного солнца") Шакьямуни. Подобный политико-брачный союз был заключён Сронцзангамбо и с непальским королевством, откуда вместе с высокородной невестой была доставлена вторая статуя будды Шакьямуни. Появление этих двух статуй, получивших в столице постоянную прописку, явилось поводом для красивого названия - "Лхаса", что в переводе означает "Страна небожителей" или "Область богов".
       23Так как всё в императорском Китае глубоко символично, новая маньчжурская династия, взяв девизом своего правления иероглиф "Цин" (что означает "светлая", "чистая"), в написание которого входит составляющая, обозначающая воду, надеялась этим элементом погасить родную стихию минских императоров, включающую в себя символ огня.
       24В 1934-1935 годах вооружённые отряды коммунистов, окружённые гоминьдановцами в районе Шанхая, вынуждены были совершить "великий поход" (или "длинный бросок") в 12.000 километров по безлюдным районам страны до провинции Шэнси. При этом из 100.000 человек в конце пути в живых осталось лишь 8.000. После "великого похода" Мао Цзэдун был избран Председателем КПК.
       25Китайская поговорка.
      
      
      
      
       9
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 4, последний от 19/05/2005.
  • © Copyright Фролов Александр Васильевич (lexrolru@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 46k. Статистика.
  • Обзор: Китай
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка