Не уважая своего прошлого, нельзя создать благополучного настоящего, а тем более - счастливого будущего.
Отношение к "великому кормчему" у китайцев после "культурной революции" и последующих за ней событий осталось весьма уважительным. По официальным подсчётам, 70% государственных деяний Мао Цзэдуна имеют знак "плюс", а 30% - "минус", несмотря на то, что "врагами народа" были объявлены не только инакомыслящие люди, но и контрреволюционно мыслящие воробьи, якобы нагло пожирающие урожай на полях, буржуазно мыслящие крысы, посягающие на амбарную народную собственность, и уж совсем ничего не мыслящие паразиты насекомые, не принимающие участия в строительстве социализма. Чоу Чинлие в "Паланкине слёз" вспоминает: "Каждая китайская семья была обязана ежедневно предъявлять партийным чиновникам крысиные хвосты, не менее чем по одному на каждого члена семьи. За хвосты сверх нормы полагалось поощрение: к дверям дома прикреплялся красный флажок. И таких флажков были тысячи по всей стране. Дети соревновались в охоте на мух и комаров".
То, что не добили дети, в сердцах прихлопнули укушенные взрослые. И так как уровень рождаемости людей в 50-е, 60-е годы в Китае значительно превосходил уровень рождаемости насекомых, уникальные экземпляры этих летучих паразитов, чудом сохранившиеся до наших дней, заслуживают занесения в чэндунскую "Красную книгу". Предлагаю чисто китайский вариант решения проблемы по поддержанию равновесия в природе: по приказу Партии принудительно переселить наиболее активную часть разжиревших паразитов из провинции Хэбэй в провинцию Сычуань. И это будет справедливо!
Китайские города вообще не приспособлены для воспроизводства какой-либо иной живности, кроме человека. Там практически невозможно встретить котов, дико орущих на крышах, чаек и голубей, пасущихся вместе с бомжами на помойках - чего нет, того нет. Голуби, правда, встречаются, но в весьма ограниченном количестве - на балконах предприимчивых граждан, и летают они исключительно организованно, строем - от голубятни до сковороды. Там же, в квартире, можно обнаружить черепаху или рыбок в аквариуме, а за городом в поле - змею, у которой, по китайским понятиям, честная и открытая душа, потому что, ползая, она всем телом прижимается к земле. Что же касается тех, кто кусается, то есть собак, то этим друзьям человека заводиться в китайских квартирах на законных правах совсем не просто: будущему хозяину четверолапого нужно обойти всех соседей и у каждого заручиться справкой о том, что его пекинес не сможет помешать тихой семейной жизни каждой отдельно взятой "ячейке общества", и только на этом основании соответствующие органы могут прописать в квартире Тузика, но с условием обязательного соблюдения всех ветеринарных формальностей и своевременной оплаты хозяином регистрации в размере 6000 юаней (732 доллара) и ежегодного налога на "четыре ноги" в 2000 юаней (244 доллара) - таковы расценки на содержание домашних животных в Пекине. Поэтому, как справедливо предупреждает китайская пословица: "Прежде чем бить собаку, взгляни на её хозяина!".
Собака, как и второй ребёнок в семье, требует особых материальных жертв, оговорённых законом! Но если вам с соседями повезло, если вашу квартиру окружают люди терпимые, не вредные и не скандальные, закон можно легко обмануть, приговорив любимого пекинеса Сяо или кошку Мими к пожизненному домашнему заключению.
Если бы кому-нибудь пришло в голову наградить обложенную налогами многодетную китайскую женщину российским орденом "Мать-героиня", эта китаянка от удивления родила бы ещё с десяток жёлтеньких жэнь(человечков).
Китайское понятие "мать-героиня" совершенно противоположно понятию нашему. Почётным званием "Ду шэн цзы нюй" награждаются женщины, после рождения одного ребёнка добровольно идущие на операцию по стерилизации.
А так как китайцу не только двоих детей, но и одну животинку иметь весьма проблематично, он вынужден идти в зоопарк и всю нерастраченную любовь к слабым, малым и неразумным дарить жирафам, мартышкам и слонам, объясняясь им в любви с помощью бананов, пакетов с арахисом и конфет.
В зоопарке взрослые становятся детьми, и когда павлин распускает огромный веер-хвост, ликование у ограды овладевает массами, и кажется, что на китайскую землю снизошло всеобщее благоденствие!
Но даже павлин с распущенным хвостом не может конкурировать в популярности с пандой. Стоит этой "реликтовой окаменелости" выползти из "берлоги" на всеобщее обозрение, от топота ног и вспышек фотоаппаратов создаётся впечатление, что в зоопарк свалился с неба бог грома Лэй-гун.
Панда считается в Китае "национальным достоянием". Этот "ископаемый" вид то ли медведя, то ли енота (о чём учёные до сих пор договориться не могут), чудесным образом сохранившийся до наших дней, обитает на земле аж с четвертичного периода ледниковой эпохи. Питается панда молодыми побегами бамбука и живёт на воле в горах провинции Сычуань, за что в городе Чэнду ей особо благодарны. Это такое ленивое создание, что ему не только рычать на кого-то, но даже размножаться лень, поэтому в Китае есть специальные фермы и лаборатории, где занимаются разведением этих "плюшевых игрушек", потому что у медведиц-панд существует негуманный обычай вскармливать при рождении только одного детёныша - самого активного, судьбами остальных - безнадёжно ленивых - распоряжаются люди. Подрастая, эти беспечные увальни попадают в зоопарк, где бродят по вольеру, засыпая на ходу, могут "отключиться" и повиснуть головой вниз в самом неожиданном месте: на ветке дерева или на ступеньках лестницы.
По соседству с чэндунским зоопарком, на холме Футоу, в 1988 году был создан для панд специальный заповедник, где они на шести гектарах пасутся в бамбуковых зарослях.
Но не только по количеству панд в зоопарках и численности населения в городах Китай - впереди планеты всей. Он занимает первое место в мире по разнообразию видов диких животных, обитающих на его территории. В чэндунском зоопарке это разнообразие представлено 250 видами, хотя на воле только хищников по Китаю разгуливает около 500 видов. И где они находят свободную среду обитания среди китайского населения?
Чэндунский зоопарк - это не только клетки, вольеры и крытые павильоны, это целое царство аттракционов где, гуляя с ребёнком, можно и самому запросто впасть в детство. И ещё - замечу мимоходом - нигде ни бумажки брошенной, ни окурка, никто рядом не сморкнётся пальцем и не плюнет под ноги - что так не характерно для китайцев! Всюду цветочные арки да клумбы.
Серьёзную конкуренцию чэндунскому зоопарку составляет город зверей - самый старый в Китае и один из первых в Азии, раскинувшийся на 86 гектарах бывшего императорского парка династии Цин в Пекине, о чём свидетельствуют старинные трёхарочные ворота при входе. Основала его в 1906 году императрица Цы Си, приказав доставить из Германии для собственного увеселения 700 различных зверушек. Сейчас на месте паломничества пекинской детворы, где не отказывают себе в удовольствии поразвлечься и взрослые, прописано более 500 видов животных, а в аквариуме под огромной крышей сквозь толстое стекло на вас, спускающегося вниз на эскалаторе, со всех сторон одурело таращат круглые глаза 10.000 видов рыб. Им, проплывающим рядом, посещение людского зверинца обходится бесплатно.
Поплутав по тёмным лабиринтам, где стенами служат подсвеченные изнутри аквариумы, в конце пути вы попадаете в крытый амфитеатр с бассейном на месте сцены. Здесь публику развлекают дельфины. Только пребывая в глубоком похмелье, можно остаться равнодушным, созерцая чудеса эквилибристики и воздушной гимнастики со сложнейшими фигурами синхронного плавания в исполнении этих безруких и безногих виртуозов. Зрелище достойное императрицы Цы Си.
Кого только ни увидишь в пекинском зоопарке! Здесь, как в Ноевом ковчеге, собралось всякой твари по паре: от ничтожных гадёнышей до панд - бамбуковых мишек. Вот только не встретил я, сколько ни бродил по этому звериному городу, ни знаменитых китайских драконов, ни фениксов, ни упоминаемого Конфуцием цилиня - зверя с чешуйчатой кожей, бычьим хвостом, лошадиными копытами и ветвистыми рожками на оленьей голове, ни легендарного сечжи - гибрида льва и собаки с лапами дракона, ни одноногой птицы с человеческим лицом, только и умеющей делать, что орать на всех: "бифан, бифан!", ни летучей змеи хуашэ, ни полуптицы-полуконя шуху. Есть в зоопарке тибетские яки, но с тибетским йети ("диким человеком") мне не пришлось поздороваться, чисто по-тибетски почтительно приложив ладонь к заднему месту и, почёсывая в затылке, высунув язык, демонстрируя его розовый, а не чёрный цвет, каким тот бывает у чёрных тибетских магов.32
32У тибетцев существует древнее поверье, что их народ во главе с царём и аристократией произошёл от совокупления женского духа (Якша) с обезьяной. Поэтому следовать обезьяньим привычкам, например, демонстративно раздавить насекомое во рту, оказавшееся на теле, почитается подтверждением древнего благородного аристократического или даже царского происхождения.