Фролов Александр Васильевич: другие произведения.

Чжунго-Часть 6

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Фролов Александр Васильевич (lexrolru@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 20k. Статистика.
  • Обзор: Китай
  • Иллюстрации: 5 штук.
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


    14

    9999,5 комнат

      
       Согласно древней традиции, лицо императора, восседающего на троне, должно быть обращено на юг, к солнцу. Поэтому общая планировка Запретного города - резиденция Сына Неба на земле - имеет строгую ориентацию юг-север. Все здания дворца обращены лицом к югу. Эта главная "мужская" ось ян - юг-север - пересекается в центре, на том месте, где установлен императорский трон во дворце Тайхэдянь (Павильон Высшей Гармонии), с поперечной "женской" осью инь - восток-запад. Если смотреть сверху, с того места, где на Небе восседает Небесный император, комплекс построек в этом центральном районе Запретного города образует иероглиф "чжун", похожий на печатную букву "Ф" русского алфавита, только не с круглыми, а с квадратными боками, переводимый словом "середина", что соответствует первой половине нескромного китайского названия страны Чжунго - Срединное государство, то есть фактически - центр мира или, если угодно, "пуп Земли".
       Впервые это место в городе застолбил в качестве своей резиденции внук покорившего Поднебесную Чингисхана Кубла-хан (Хубилай) - основатель правящей династии Юань (что означает "первоначальная"). Он-то и повелел поставить здесь город Даду - столицу своей великой монгольской империи. Любопытный факт: советниками при дворце Хубилая служили небезызвестный венецианский путешественник Марко Поло и его семейство.
       В 1368 году многочисленные народные восстания смели с трона иноземных захватчиков. Власть в Поднебесной империи перешла к Чжу Юаньчжану - основателю китайской династии Мин ("просветлённая").
       Будь я не презренный лаовай (иностранец), а всемогущий император Юнлэ, вряд ли бы мне пришло в голову перенести свою резиденцию из Нанкина ("Южная столица") в Пекин ("Северная столица"), туда, где летом камни плавятся от жары, зимой до костей достаёт промозглый холод, а по весне засыпают пылью глаза налетающие с запада песчаные бури. Поселился бы я на острове Хайнань, на краю земли, под пальмами одного из пляжей с ослепительно белым песком, где 300 дней в году светит яркое солнце и живёт весёлый беззаботный народец ли, пользовался бы императорскими привилегиями и спокойно дожидался, когда меня свергнут с престола Поднебесной.
       Вместо этого император Юнлэ, третий из правящей династии Мин, вынашивая честолюбивые планы, приказал разрушить хубилаевскую резиденцию до основанья, а затем, на её обломках возвести хоромы и палаты числом комнат 9.999, лишь на одну меньше по сравнению с тем, чем обладал император всея Небес. На "стройку века" в 1406 году было брошено 200.000 рабочих. В итоге через 14 лет во дворцах и покоях Императорского города, занимающего 72 гектара площади, Юнлэ насчитал девять тысяч девятьсот девяносто девять с половиной комнат. Здесь за десятиметровой стеной протяжённостью 3428 метров и 50-метровым рвом на 15.000 квадратных метрах жилой площади до 1924 года "ютились" в течение 500 лет 24 императора двух династий - Мин и Цин.
       Сейчас Запретный город (Гугун) хоть и называется таковым, открыт каждому, кто не пожалеет для осмотра этого памятника ЮНЕСКО сорока юаней (4,4 доллара), причём по огромной Площади Собраний перед Южными Воротами (Умэнь), куда возвращавшиеся из победоносных походов войска приводили пленных на казнь или монаршее помилование, где падали перед императором ниц могущественные мандарины, вы можете погулять бесплатно, прикупив на память в многочисленных киосках кое-какие сувениры.
       Умэнь - главные ворота императорского дворца - построены буквой "П" на фундаменте высотой 8 метров. Их легко определить по четырём теремам, поставленным по углам, и большому центральному терему - над входом. Высота этого деревянного сооружения - 38 метров. Отсюда, с балкона этих ворот, Сын Неба зачитывал своё ежегодное послание о состоянии лунного календаря на следующий год, а также оглашал имена кандидатов, достойных держать экзамены на соискание государственных постов. Осчастливленные "абитуриенты" получали право первый и последний раз в жизни воспользоваться императорской "калиткой": пройти под двенадцатиметровой центральной аркой.
       На выходе из ворот Умэнь они оказывались перед дорожкой, сориентированной строго по центральной оси юг-север, выложенной мраморными и каменными плитами. Никто, кроме слуг, нёсших паланкин с императором, не смел ступать по этой тропе. Их глазам открывалась широкая (26.000 квадратных метров) площадь, дугой пересекаемая искусственным каналом Найцзиньшуйхэ ("Внутренняя река с золотой водой"), поверхность которого покрыта зеленовато-жёлтой ряской, с пятью мраморными мостами, символизирующими пять основных конфуцианских добродетелей, о которых я упоминал ранее. Далее прямо по курсу путь преграждали двухъярусные приземистые Ворота Высшей Гармонии (Тайхэмэнь), охраняемые по бокам двумя бронзовыми львами. Лев-самец и гривастая львица символизируют силу и роскошь.
       Тайхэмэнь - самые широкие ворота в Императорском городе - открывают доступ к центральной - самой просторной площади Гугуна. Здесь на различные официальные церемонии собиралось до 9.000 человек, и каждому по рангу и заслугам было отведено определённое место. Сановники помандаринистей стояли на коленях ближе к Сыну Неба строго у ограничительной отметки, согласно своему разряду, а те, кто чином не вышел, - на галёрке, в задних рядах, у своей "пограничной" черты. Здесь же, на площади Тайхэдянь, гнули спины, стоя на коленях, посланники иностранных дипломатических миссий.
       Кстати, по этому поводу интересно вспомнить о том, как исторически завязывались российско-китайские отношения.
       Первые две попытки российских послов (в 1608 и 1615 гг.) перелезть через Великую китайскую стену закончились полным падением.
       Преодолел её в 1618 году бравый томский казак Иван Петлин, получивший от самодержца российского указание установить с Поднебесной дипломатические связи. Два месяца китайский император ломал голову над текстом письма своему российскому коллеге. Наконец послание было закончено, и томский казак благополучно доставил его по указанному адресу: Москва, Кремль, Романову Михаилу Фёдоровичу. Однако царь Михаил, по китайским понятиям, был человеком неграмотным. Развернув послание и не поняв в нём ни бельмеса, он приказал сыскать толмача, чтобы тот разъяснил сии "вельми мудреватые загогулины". Но по случаю происшедших недавно "смутных времён" московские толмачи поменяли ориентацию, отдав предпочтение польскому языку, поэтому письмо китайского бавана в Кремле осталось непрочитанным. И может быть, из-за того, что китайское предложение "Москва - Пекин - дружба навек!" оказалось в Кремле неуслышанным, два богдыхана так тогда и не задружились.
       Прошло 38 лет. Михаила Фёдоровича на российском престоле сменил "тишайший" Алексей Михайлович. В Поднебесной же за это время произошли более существенные перемены. В 1644 году вторгшиеся с севера маньчжуры осаждают Пекин. Император Чончжэнь, считая, что не царское это дело - воевать, отправляется в парк Цзиншань и вешается на ветке любимой цератонии12. Император умер, а причастное к смерти дерево на восточном склоне холма до сих пор живо и не испытывает ни малейших угрызений совести по поводу того, что непосредственно приложило ветку к этому душегубству.
       Власть в Поднебесной перешла к маньчжурской династии Цин.
       В 1654 году царь Алексей Михайлович снаряжает в Китай экспедицию во главе с Фёдором Байковым, снабдив его грамотой и ценными подарками. Но цинский император Шуньчжи, возомнив себя всемирным монархом, Господином вселенной и Наместником Бога на земле, потребовал от Байкова отвесить от лица российского царя, стоя на коленях, 9 земных поклонов - во славу его величия. В ответ на это Фёдор Байков, дабы этот китайский баванчик зело свою спесь не выпячивал, отбыл не попрощамшись в Москву, оставив любителя церемонных почестей и без поклонов и без дорогих подарков.
       Не заладились российско-китайские отношения и с посольской миссией Николая Спафария в 1675 году. Этого через чур усердного дипломата подвели способности к языкам. В совершенстве владея итальянским, греческим и латынью, он обратился за протекцией к друзьям-иезуитам, земными поклонами уже проложившим тропинку в Запретном городе, наивно полагая, что нашёл с ними общий язык. Те, клятвенно пообещав ему устроить аудиенцию хоть у самого Верховного Владыки Неба Тянь-ди, на деле нашептали на ушко императору Шуньчжи, что Россия - это скопище варваров и дикарей, не ведающих даже о том, что за обеденным столом принято пользоваться палочками, а так называемые послы, прибывшие из Московии, под красными кафтанами скрывают жёлтое исподнее бельё, что по законам Поднебесной империи казни достойно. Так, опасаясь российской политической конкуренции, друзья-иезуиты помогли Николаю Спафарию вернуться домой при своих интересах.
       И лишь в 1689 году, уже при Петре I и новом императоре Канси, стараниями генерал-фельдмаршала графа Фёдора Алексеевича Головина в "Нерчинском" - первом российско-китайском договоре - были зафиксированы границы государств и установлены документально взаимные торговые отношения, а в 1731 году в Москву пожаловало первое китайское посольство.
       Кроме приёма дипломатических миссий, на площади перед павильоном Тайхэдянь разыгрывались императорские свадебные церемонии.
       Перед этим ответственным мероприятием официально объявлялся конкурс наложниц, подать заявку на участие в нём могли лишь дочери чиновников 2-х высших степеней, из которых на императорский "подиум" допускались те кандидатки на императорское ложе, чьи восемь иероглифов, обозначающих даты их рождения, считались благоприятными. Кстати, в те не очень отдалённые времена днём рождения человека в Китае считалась дата зачатия, а не момент его появления на этот свет.
       В "конкурсе красоты" победительницей, а следовательно, и будущей императрицей оказывалась та из соискательниц прав на свадебную опочивальню в павильоне Дуннуаньгэ, которая по указанию Сына Неба первой из соперниц получала из рук евнуха нефритовый жезл (жуи). Остальные конкурсантки, также удостоенные нефритового жезла, пополняли штат императорских наложниц. Этот официальный гарем, минимально состоящий из 81 лица "женской наружности", делился на 6 разрядов. К первому - самому престижному - относились "императорские драгоценные наложницы", им отводились комнаты в павильоне Тайцзидянь. Последний - шестой разряд наложниц - состоял из просто "драгоценных людей", им отводились задние палаты и "зарплата" в 150 лян13 серебром.
       Весь этот "женский гарнизон" обслуживала целая армия евнухов - числом 3000, регулярно поставляемых в императорский дворец провинцией Хэбэй, которые тоже подразделялись на две категории: "императорские" (их
       клиентами были Сын Неба, его мать, обе императрицы и императорские наложницы) и "вечные мальчики" - для менее титулованных особ.
       Кроме официальных наложниц, в полной власти монарха были ещё 2.000 служанок, всегда готовых быть "осчастливленными" императором, а также мужское спецподразделение, состоящее из юных несовершеннолетнего возраста евнухов "иньской ориентации" (со II в. до н.э.).
       Вернёмся на площадь Тайхэдянь. Именно здесь, в павильоне под тем же названием, поставленном на 8-метровой белой мраморной платформе, символизирующей буддийскую четырёхгранную мировую гору Сумеру (Меру) - космологический центр вселенной - установлен роскошный императорский трон. Его окружают 6 позолоченных колонн, увитых резными пятипалыми драконами.
       Чтобы развеять заблуждение читателей относительно этого "страшного зверя", поясню, что в Китае дракон (лун) - это не ужасное чудовище, изрыгающее пламя и живьём пожирающее людей, каким его представляем мы, воспитанные на русских народных сказках. Для китайца - это добрейшее, справедливейшее жизнерадостное существо, приносящее счастье и удачу, - владыка Востока, где рождается Солнце, покровитель гор и рек. Но в то же время этот мифологический зверь воплощает в себе мужскую силу (ян), причём пятипалый дракон с эпохи Хань (206 г. до н.э. -220 г. н.э.) является символом исключительно императорской власти, четырёхпалый - покровительствовал принцу-наследнику, а трёхпалый представлял интересы высших чиновников (мандаринов).
       Пятипалый дракон во дворце Тайхэдянь присутствует всюду: он обвивает кольцами трон, ширму за троном, выводок императорских дракончиков завладел наборным потолком с мозаичным чередованием жёлтого, красного, зелёного, белого и чёрного цветов, позолоченными плитами и ступеньками, ведущими к двухметровому тронному постаменту, да и сам император, восседавший на троне, был облачён в позолоченную мантию, сплошь расшитую драконами. У приглашённого пред грозны очи Сына Неба создавалось впечатление, что его заманили в огромный террариум, выбраться живым из которого не представляется возможным.
       Кроме вездесущих драконов, в околотронный пейзаж входят парные фигуры медных журавлей, слоников (сянов) и голубые курильницы на высоких подставках - бошаньлу.
       Именно здесь долгие годы вершилась китайская политика: оглашались указы, проводились все важнейшие церемонии и дворцовые приёмы.
       Но кроме тронного зала, Павильон Высшей Гармонии - самая крупная из деревянных конструкций Древнего Китая (общая площадь - 2.379,3 м2) - насчитывает ещё 55 комнат. Крыша этого уникального здания держится на 84 деревянных колоннах, каждая из которых высотой 12,7 метров имеет в диаметре 1 метр.
       Перед павильоном Тайхэдянь с мраморного постамента взирают на площадь изящный бронзовый журавль, символизирующий счастье, массивная черепаха с головой дракона и стандартная мера для отвешивания риса - символ справедливости императорской власти. Каменное основание, на котором хранится мерная весовая единица цзялян, украшает буддийская свастика пакоа - знак солнца, удачи и плодородия, чем-то так полюбившийся Гитлеру, перенёсшему его в слегка повёрнутом виде на свои боевые знамёна.
       Павильон Высшей Гармонии - не единственное сооружение, установленное на 8-метровой платформе. Совместно с ним на этом возвышении из благородного камня, на котором свободно разместилось бы футбольное поле с фанатами-болельщиками, милицией и ОМОНом, находятся ещё два "административных" здания - Чжунхэдянь (Павильон Полной Гармонии) и Баохэдянь (Павильон Сохранения Гармонии). Средний - павильон квадратной формы - Чжунхэдянь служил императорам для подготовки к официальным церемониям, а в третьем - дальнем павильоне Баохэдянь, завершающем композицию внешнего двора Запретного города, император Цяньлун - четвёртый из династии Цин - экзаменовал высших чиновников, здесь же устраивались пышные пиры и застолья, на которых принимали участие до 5000 человек. Из павильона Баохэдянь эта развесёлая компания в перерывах между тостами выходила покурить на заднее крыльцо, где с мраморного постамента спускается пологая лестница, в середине которой лежит 250-тонная каменная плита, украшенная девятью резными драконами. Спустившись по лестнице на небольшую площадь перед Воротами Небесной Чистоты (Цяньцимэнь), стоящими на границе, разделяющей внешний двор и внутренние покои - самой запретной части Запретного города, - подвыпившие гости, потравив анекдоты, делали попытки перелезть через глазурованные стены забора, за которым скучали императорские наложницы, но, сорвавшись со стены, падали в двухтонные позолоченные противопожарные чаны с водой, после чего мгновенно трезвели и выпроваживались вон - уже без всяких церемоний. Неприкосновенность императорских наложниц охраняли два позолоченных бронзовых льва, приставленных нести бессменную караульную службу перед входом в Ворота Небесной Чистоты.
       Далее, за воротами, по центральной оси на мраморном постаменте сосредоточены: Цяньцингун (Дворец Небесной Чистоты) - девятикомнатный роскошный павильон с опочивальней императора, банкетным и тронным залами; Цзяотайдянь (Павильон Соприкосновения Неба и Земли), где в ларцах под жёлтыми шёлковыми покрывалами хранятся 25 именных печатей цинского императора Цяньлуна, а в углу установлены оригинальные водяные часы, сделанные в 1746 году - массивная многоступенчатая конструкция под двойной ажурной крышей с тонким резным и рисунчатым орнаментом, в этом павильоне цинские императрицы устраивали аудиенции и пышные семейные торжества; Куньнингун (Дворец Земного Отдохновения), здесь, в красной комнате Восточного зала, находится свадебное ложе императора, перед которым установлены парные фонари с пожеланием счастья, а над утопленной в стене кроватью для новобрачных иероглифами написано: "Император подобен солнцу, императрица подобна луне". Ложе скрыто жёлтым шёлковым пологом, на котором вышита идиллическая картина: сто
       играющих мальчиков - недвусмысленный намёк новобрачным на предназначение данного лежбища, использовать которое, однако, Сын Неба мог не чаще одного раза в месяц, так как нелимитированные связи с императрицей, обладающей наивысшим потенциалом женской энергии инь, могли поглотить мужскую императорскую оплодотворяющую сущность ян. Здесь же, в одном из боковых залов дворца, устраивались ежедневные жертвоприношения, в которых принимали непосредственное участие ни в чём не повинные животные.
       Перед дворцом Цяньцингун на мраморном резном пьедестале установлена "игрушечная" позолоченная беседка Цзяншаньшэцзи, символизирующая прочность императорской власти в стране.
       В восточной части внутреннего города во Дворце Отдыхающей Старости в 1795 году поселился 85-летний император Цяньлун, шестидесятилетнее правление которого принесло Китаю политическую стабильность и бурное строительство.
       Судьба его наследника Цзяцина оказалась печальной: за 25-летний срок сидения на троне этот Сын Неба сумел так прогневать богов, что те, посовещавшись, подписали ему смертный приговор, который привёл в исполнение бог грома Лэй-гун, сразив ослушника молнией во время отдыха в летней резиденции, находящейся в 250 километрах к северо-востоку от Пекина.
      
      
       12 Участие императора в боевых действиях считалось недопустимым, ибо из-за случайного ранения он мог утерять свою магическую потенцию и навсегда лишиться харизмы главного жреца, поэтому военные обязанности Сына Неба ограничивались вручением боевого топора в грубые руки воеводы и символической попыткой толкнуть колесо его походного экипажа - императорское напутствие в добрый путь.
       13 Лян - традиционная мера веса, равная примерно 50 граммам.
      
      
      
      
       3
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Фролов Александр Васильевич (lexrolru@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 20k. Статистика.
  • Обзор: Китай
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка