По мнению составителей туристических справочников и путеводителей, город Шицзячжуан - столица провинции Хэбэй - не заслуживает даже упоминания. Тёмные люди, они не знают, что именно здесь находится главный буддийский храм Поднебесной, официально признанный таковым в 1713 году императором Канси из династии Цин, и этот указ императора, между прочим, до сих пор никто не отменил.
Обратимся к истории.
В эпоху Чунцю (Весны и Осени) (770-476 гг. до н.э.) в пятнадцати километрах от места, на котором вырос нынешний административный центр провинции Хэбэй, был основан городок, впоследствии получивший название Цинтин.
При династии Суй (581-618 гг.) это место облюбовали для постройки монастыря забредшие сюда буддийские монахи. Тогда же, в 586 году, ими был построен первый храм, получивший название Лун Чан (Жилище Дракона).
В эпоху династии Тан (618-907 гг.), когда буддизм широко шагал по стране, монах по имени Цы Чжуа продолжил строительство храмового комплекса, воздвигнув на территории монастыря дворец Великой Печали. Тогда же, при династии Тан, монашеская обитель была ограждена четырьмя высокими пагодами20 - надёжная защита от злых духов, ибо они не могут появиться в пределах прямой видимости этих сооружений, и тогда же буддистскому монашескому городку было дано название Элун Син (Большелобый Дракон или Умноголовый Дракон).
Увы, дворец Великой Печали простоял недолго. Во время войны с северянами храм был разрушен, а бронзовые фигуры богов (каждая высотой 16,3 метра) пущены на переплавку для чеканки монет.
Однажды первый император династии Северная Сун (960-1127 гг.) Чжао Куанинь, возвращаясь с победой после очередного братоубийственного сражения, остановился для отдыха в Цинтине. Тут-то он и попался на глаза монахам из разорённого монастыря. Пожаловавшись на своё отчаянное положение, они попросили у монарха помощи. Находясь после одержанной победы в хорошем настроении, Чжао Куанинь щедрой рукой отсыпал золота сполна на восстановление разрушенного храма Великой Печали и отливку утраченных бронзовых фигур. Строительство началось в 971 году и длилось ударными темпами четыре года. Более 1.000 лет в храме хранится ценнейший исторический материал с описанием технологии отливки бронзовой фигуры богини сострадания и милосердия Гуаньинь, особо почитаемой буддистами в Китае. 3.000 мастеров были задействованы в процессе изготовления 42-рукого божества, взирающего на наш иллюзорный мир с высоты 21 метра.
Очень реалистично выглядят барельефные фигуры пяти китайских атлантов, удерживающих каменные своды в Храме Великой Печали. Их лица искажены до свирепого выражения, бицепсы, стянутые верёвками, напряжены под изнуряющей тяжестью до предела. А с соседних стен на них весело взирают беззаботные язычники-плясуны, резвящиеся под каменный оркестр народных инструментов.
По милости императора Чжао Куаньиня территория монастыря значительно расширилась, а после завершения строительства в 975 году обновлённого Храма Великой Печали Лунь Синь богатством и известностью превзошёл все остальные буддийские святыни Китая.
Именно тогда, в X-XI веках, когда были построены Храм Великой Печали, Храм Небесного Царя, Храм Мони и два больших книгохранилища, Лунь Синь приобрёл индивидуальность.
В Храме Небесного Царя - первом по счёту и значению в этом буддийском комплексе - четыре огромных терракотовых божества, защищающих Поднебесную с Юга, Севера, Запада и Востока, со свирепыми лицами, восседая на тронах, безжалостно топчут тяжёлыми сапожищами обалдевших от страха карликов - то ли злых духов, то ли безнадёжных грешников. Фигурки этих китайских чертей выполнены настолько убедительно, что вызывают смешанное чувство восхищения и отвращения.
Храм Мони, построенный в 1052 году, считается наиболее ценным по богатству хранящихся в нём экспонатов.
Медитирующий бронзовый Будда с двумя учениками - Чайе и Анне - соседствует здесь с живым очеловеченным образом скульптурной богини Гуаньинь, сотворённой неизвестным мастером, жившим во время правления династии Мин (1368-1644 гг.). Ни в одном буддийском храме мне не приходила в голову мысль, что боги так похожи на людей. Стены храма Мони расписаны фресками, на которых раскрываются буддийские сюжеты, а в центре громоздится огромное - длиной 7,5 метра - уходящее под потолок вертикальное рельефное панно с многочисленными лепными фигурками архатов21 и священных животных.
Далее по оси юг-север располагается двадцатиколонный трёхъярусный Храм Запрета, где перед двуликим бронзовым Буддой замаливали грехи провинившиеся монахи.
Цепь культовых сооружений Лун Синя завершает Храм Билу, перенесённый на это место в 1959 году с территории храма Цун Ин, находящегося в городе Чинтине.
Главная достопримечательность этого храма - уникальный, единственный в мире бронзовый столп высотой 6,72 метра, сделанный по заказу минского императора Сын Чжуна и его матери. Трёхъярусное сооружение, каждый из верхних ярусов которого, уменьшаясь в размерах, повторяет основание и содержит четырёхголовую фигуру Будды Билу, лица которой ориентированы строго на четыре стороны света; каждое из трёх одноимённых божеств восседает на бутоне лотоса, общая сумма лепестков во всём этом причудливом сооружении составляет ровно тысячу штук. Но это ещё не всё. В каждый из этих бронзовых лепестков вписана рельефная фигурка своего собственного отличного от прочих крошечного "буддёнка"... А впрочем, нет смысла описывать словами то, что описанию не поддаётся, что требует живого взгляда, а не условного присутствия. Поэтому воздержусь от словесного изображения хранящегося здесь известного за пределами Китая первого памятника эпохи правления династии Суй (581-618 гг.), лишь упомяну о том, что он изготовлен в 586 году, то есть является ровесником этого монастыря, представляет собой позолоченного отдыхающего дракона и имеет табличку с образцом оригинального стиля древнего почерка.
В небольшом павильоне, построенном на центральной оси за обвязанным красными лентами Деревом счастья, что произрастает позади Храма Великой Печали, в расслабленной позе, поджав под себя ногу, восседает жизнерадостный деревянный толстяк с обнажённым пузом, беспечной улыбкой на лице, китайскими щелками глаз и мешком странника в руке. Это Милэфу, известный в Индии под именем Майтрейи, чья метровая фигура была вырезана при династии Цин (1644-1911 гг.) и установлена здесь, внутри храма, посвящённого этому будущему воплощению Просветлённого.
Даже колодец в этом храмовом комплексе имеет свою индивидуальность. Он получил название Источник Дракона и спрятан внутри двухъярусного павильона, построенного при династии Мин, крыши которого традиционно увешаны колокольчиками и фигурками охранительных животных.
В этой же северной части Лун Синя под открытым небом установлены два каменных резных столпа высотой 5 и 9 метров, похожих на миниатюрные пагоды, - образцы зодчества двух эпох: Мин и Цин. И здесь же, неподалёку, в углу у забора, возвышается надгробие с тремя монументами монахов; по неизвестным причинам две каменные фигуры когда-то кем-то за что-то были обезглавлены.
К огромному сожалению, каменные головы кладбищенских монахов - это не единственная и не самая тяжёлая утрата. Полностью разрушены постройки императорской резиденции, возведённой в западной части храмового комплекса в 1708 году, в которой часто останавливались, объезжая Поднебесную, императоры Канси - большой знаток китайской медицины, умевший по пульсу на руке поставить точный диагноз, и Цяньлун
- поэт, знаток и почитатель каллиграфических шедевров Ван Сюня, Ван Сичжи и Ван Сяньчжи, - чтобы помолиться о даровании вечного правления династии Цин. Вина за это варварское злодеяние лежит на католических монахах, поселившихся здесь в 1858 году. От величественного храма Шести Богов сохранился только фундамент, на котором в настоящее время разбита цветочная клумба. Но есть надежда на то, что он будет вновь построен в прежнем виде, заняв своё историческое место на центральной оси юг-север за Храмом Небесного Царя. Посильный вклад в это благородное дело может внести каждый желающий, независимо от вероисповедания, национальности, партийной принадлежности, возраста и пола, за что его имя будет немедленно увековечено в каллиграфически исполненных иероглифах на одной из нескольких тысяч черепиц, уже приготовленных для покрытия храма, существующего пока только в мечтах.
В Китае считается, что расцвет исторических памятных мест говорит о процветании государства. Поэтому после прихода к власти коммунистов в 1953 году была образована государственная комиссия по охране культурных и исторических ценностей, а в 1961 году Государственный Совет Республики приговорил: "Считать храм Лун Синь (Возрождающегося Дракона) важнейшим культурно-историческим памятником Китая". И чтобы дракон действительно сумел возродиться, на реставрацию храмового комплекса из государственной казны было отпущено немалое количество юаней.
Сейчас здесь на территории общей площадью 82.500 квадратных метров можно познать в сравнении особенности архитектурных стилей сразу трёх исторических эпох: Сун (960-1279 гг.), Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.).
20Слово "пагода" (по-китайски - та) имеет индонезийский корень.
21Архат -совершенное существо достигшее нирваны, в переводе с санскрита означает завершение этапов реинкарнации (дословно - "достойный").