Гофман Михель: другие произведения.

7. Деньги не Средство, а Цель Жизни

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гофман Михель (jacof@verizon.net)
  • Обновлено: 18/09/2009. 66k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Седьмая глава книги


  • День­ги - не сред­ст­во,

    а цель жиз­ни.

      
       Ко­гда-то го­во­рить о день­гах счи­та­лось не­при­лич­ным, те­ма бы­ла не­дос­той­ной об­ще­ст­вен­но­го вни­ма­ния, не толь­ко по­то­му, что вос­при­ни­ма­лась как "низ­мен­ная", но и по­то­му, что не у всех они бы­ли, не для всех бы­ли дос­ти­жи­мы. Мно­го го­во­ри­ли о день­гах толь­ко в тех со­ци­аль­ных кру­гах где день­ги де­ла­лись, для по­лу­ча­те­лей же фик­си­ро­ван­ной зар­пла­ты, ед­ва хва­тав­шей на са­мое не­об­хо­ди­мое, раз­го­вор о день­гах был пус­тым вре­мя­про­во­ж­де­ни­ем, ви­та­ни­ем в меч­те.
       В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия эко­но­ми­че­ские воз­мож­но­сти поя­ви­лись у мно­гих, так как раз­ветв­лен­ная кре­дит­ная сис­те­ма по­зво­ли­ла да­же тем, чья за­ра­бот­ная пла­та по­кры­ва­ет толь­ко не­об­хо­ди­мые еже­днев­ные рас­хо­ды, при­об­ре­тать до­ма, ав­то­ма­ши­ны, пред­ме­ты рос­ко­ши и ин­ве­сти­ро­вать день­ги в по­куп­ку до­мов, ак­ций, вкла­ды­вать в биз­нес. Боль­шая часть на­се­ле­ния бы­ла во­вле­че­на в слож­ные де­ло­вые от­но­ше­ния с бан­ка­ми, рын­ком не­дви­жи­мо­сти, кре­дит­ны­ми и стра­хо­вы­ми кам­па­ния­ми и те­ма де­нег пре­вра­ти­лась в цен­траль­ную, в глав­ную те­му об­су­ж­де­ний, зву­ча­щую в офи­сах, на ули­це, в се­мье, во всех че­ло­ве­че­ских свя­зях.
       День­га­ми ста­ли оце­ни­вать­ся те сфе­ры деятельности к ко­то­рым рань­ше при­ме­ня­лись дру­гие кри­те­рии. Та­лант определяется не про­фес­сио­наль­ны­ми дос­ти­же­ния­ми, а уров­нем оп­ла­ты. Ус­пеш­ный врач не тот, кто по­мог боль­ше­му ко­ли­че­ст­ву па­ци­ен­тов, а тот чей го­до­вой до­ход вы­ше чем у его кол­лег. Ин­же­нер, не тем сколь­ко благ об­ще­ст­ву он при­нес сво­ей ра­бо­той, а тем сколь­ко он за нее по­лу­чил. Пи­са­тель, ху­дож­ник, ак­тер, ре­жис­сер оце­ни­ва­ет­ся не по зна­чи­мо­сти сво­их тво­ре­ний, а по раз­ме­ру го­но­ра­ра.
       День­ги име­ют двой­ст­вен­ную роль. С од­ной сто­ро­ны, они соз­да­ют ие­рар­хию ста­­т­уса, ус­та­нав­ли­ва­ют шка­лу пре­сти­жа, оп­ре­де­ля­ют уро­вень ус­пе­ха, с дру­гой, реа­ли­зу­ют прин­цип де­­­­м­о­­к­­р­а­­­т­иче­ского ра­вен­ст­ва. В ры­ноч­ном об­ще­ст­ве, где все про­да­ет­ся и по­ку­па­ет­ся, ка­ж­дый вы­сту­па­ет, то в ка­че­ст­ве про­дав­ца, то в ка­че­ст­ве по­ку­па­те­ля. Для про­дав­ца не иг­ра­ет ни­ка­кой ро­ли кто по­ку­па­тель, для не­го не ва­жен ни цвет ко­жи, ни эт­ни­че­ская при­над­леж­ность, ни со­ци­аль­ный ста­тус или внеш­ний вид. Для по­ку­па­те­ля не име­ет зна­че­ния кто про­да­ет ему то, в чем он ну­ж­да­ет­ся.
       В по­тре­би­тель­ском об­ще­ст­ве будь-то мил­лио­нер или ни­щий, в ка­че­ст­ве по­ку­па­те­лей по­лу­ча­ют рав­ную до­лю вни­ма­ния и ува­же­ния, так как пла­тят од­ну и ту же це­ну за тот же товар. Ко­ка-ко­лу пьет и ни­щий и мил­лио­нер. Про­мыш­лен­ность хо­тя и вы­пус­ка­ет то­ва­ры, рас­счи­тан­ные на бо­га­чей, они за­ни­ма­ют мик­ро­ско­пи­че­ское ме­сто в об­щем объ­е­ме продукции.
       День­ги все­гда иг­ра­ли ог­ром­ную роль в жиз­ни лю­бо­го об­ще­ст­ва, но сте­пень зна­че­ния де­нег в раз­лич­ных куль­ту­рах бы­ла раз­ной. В "Ве­не­ци­ан­ском куп­це" Шек­спи­ра, ге­роя-рос­тов­щика ве­не­ци­ан­ские пат­ри­ции пре­зи­ра­ют за ту страсть с которой он добивается "презренного металла", за то "не­бла­го­род­ное за­ня­тие", ко­то­рое дает ему сред­ст­ва к су­ще­ст­во­ва­нию. Но в 19-м веке, в пе­ри­од ин­тен­сив­но­го раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма, деньги, в глазах общества, утратили свою "низменную природу", и их добыча превратилась в достойное и уважаемое занятие для всех об­ще­ст­вен­ных клас­сов.
       Фео­даль­ное об­ще­ст­во с пре­зре­ни­ем от­но­си­лось к тру­ду, соз­даю­ще­му бо­гат­ст­ва. "Празд­ный", сво­бод­ный от тру­да класс, счи­тал­ся выс­шим, те, кто соз­да­вал для них бо­гат­ст­ва, счи­тал­ся низ­шим клас­сом. Фео­даль­ная ие­рар­хия с ее не­из­ме­няе­мом в ве­ках эко­но­ми­че­ским по­ло­же­ни­ем клас­сов, раз­де­ля­ла об­ще­ст­во на вер­хи, об­ла­даю­щие ог­ром­ным бо­гат­ст­вом - ари­сто­кра­тию, об­ра­зо­ван­ных, утон­чен­ных ин­ди­ви­дов, при­дер­жи­ваю­щих­ся вы­со­ких норм ре­ли­ги­оз­ной мо­ра­ли и безграмотную мас­су, жи­ву­щую в ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной ни­ще­те, в про­цес­се борь­бы за вы­жи­ва­ние за­бы­ваю­щую о нрав­ст­вен­ных нор­мах.
       В 19-ом веке начала складываться иная форма жизни, в которой классовые привилегии, образование и личные качества переставали играть былую роль, и это о ее будущем говорил Ба­за­ров в "От­цах и де­тях" как о "пра­виль­но по­стро­ен­ном об­ще­ст­ве", в котором "... со­вер­шен­но бу­дет рав­но, глуп ли че­ло­век или умен, зол или добр."
       Появившаяся в России капиталистическая экономика предоставляла возможности создания богатств многим общественным слоям. Русский крестьянин не думал и не говорил о деньгах, он почти никогда не держал их в руках. Но став предпринимателем, отрыв мукомольню или сахарный заводик, он стал уделять им все большее внимание, они давали возможность изменить жизнь к лучшему.
       В фео­даль­ной Рос­сии де­неж­ные, ка­пи­та­ли­сти­че­ские фор­мы от­но­ше­ний, поя­ви­лись позд­нее чем в Ев­ро­пе. Но тен­ден­ция к уве­ли­че­нию зна­чи­мо­сти де­нег в об­ще­ст­ве уже чув­ст­во­ва­лась, и пер­вым ее уви­дел Пуш­кин. Вна­ча­ле это был "Ску­пой ры­­ца­рь", го­во­рив­ший о сме­не цен­но­стей в фео­даль­ной Ев­ро­пе, где пра­вя­щим клас­сом ста­но­ви­лась бур­жуа­зия, иду­щая на сме­ну по­том­ст­вен­но­му дво­рян­ст­ву. Са­мо на­зва­ние пье­сы под­чер­ки­ва­ло не­со­от­вет­ст­вие жа­ж­ды де­нег и ры­цар­ско­го дос­то­ин­ст­ва. За­тем та же тен­ден­ция про­сле­жи­ва­лась в Рос­сии, в "Пи­ко­вой Да­ме", где бле­стя­щий гвар­дей­ский офи­цер, ари­сто­крат, уби­ва­ет ста­ру­ху ра­ди де­нег, уг­ро­жая ей пис­то­ле­том. Не про­ис­хо­ж­де­ние, бла­го­род­ст­во, ари­сто­кра­тизм или лич­ные ка­че­ст­ва, толь­ко день­ги стали при­но­сить ува­же­ние об­ще­ст­ва. Имя ге­роя, Гер­ман (German), не­мец, впол­не од­но­знач­но го­­­­­­­в­­о­­рило от­ку­да эта тен­ден­ция при­шла.
       Алек­сандр Гер­цен, мно­го лет про­жив­ший в Ев­ро­пе, - "Пре­ж­де хоть что-ни­будь при­зна­ва­лось кро­ме де­нег, так что че­ло­век и без де­нег, но с дру­ги­ми ка­че­ст­ва­ми, мог рас­счи­ты­вать хоть на ка­кое-то ува­же­ние. Ны­не же без де­нег не толь­ко на ува­же­ние, но и на са­мо­ува­же­ние нель­зя ина­че рас­счи­ты­вать.",.
       Для иму­щих клас­сов борь­ба за бо­гат­ст­ва во все вре­ме­на бы­ла при­выч­ной ча­стью жиз­ни, но к се­ре­ди­не 19-го ве­ка ин­тен­сив­ность борь­бы воз­рос­ла, в де­неж­ные от­но­ше­ния ста­ли во­вле­кать­ся "не­иму­щие клас­сы". В те­че­нии сто­ле­тий пис­то­лет, шпа­га, кин­жал, яд бы­ли те­ми сред­ст­ва­ми ко­то­рые при­ме­ня­лись в борь­бе за бо­гат­ст­во внут­ри ари­сто­кра­ти­че­ской эли­ты. Гер­ман в "Пи­ко­вой Да­ме" ис­поль­зо­вал пис­то­лет. Разночинец Рас­коль­ни­ков, в "Пре­сту­п­ле­нии и На­ка­за­нии", взял то­пор, так как без де­нег он "тварь дро­жа­щая". То­пор - сред­ст­во на­род­ное, и он по­ка­за­тель то­го, что в про­цесс вклю­чи­лись мас­сы.
       Дос­то­ев­ский не­да­ром по сей день ос­та­ет­ся ост­ро­сов­ре­мен­ным пи­са­те­лем он, как ни­кто дру­гой, по­ка­зал воз­рас­тавшую власть де­нег над об­ще­ст­вен­ным соз­на­ни­ем. В чем Дос­то­ев­ский ос­тал­ся че­ло­ве­ком сво­его вре­ме­ни, так это в том, что тра­ге­дия его ге­роя в не­пре­одо­ли­мом про­ти­во­ре­чии ме­ж­ду ре­ли­ги­оз­ной мо­ра­лью и прак­ти­кой жиз­ни. Нрав­ст­вен­ная му­ка и есть глав­ное на­ка­за­ние Рас­коль­ни­ко­ва за со­вер­шен­ное им убий­ст­во, пре­сту­п­ле­ние при­во­дит к рас­па­ду лич­но­сти.
       Се­го­дня мо­ра­ли­за­тор­ст­во Дос­то­ев­ско­го вы­зы­ва­ет не­до­уме­ние, в со­вре­мен­ном эко­но­ми­че­ском об­ще­ст­ве мо­раль ут­ра­ти­ла свое бы­лое зна­че­ние, вме­сте с по­те­рей ста­ту­са мо­ра­ли в об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии ис­чез­ла са­ма ди­лем­ма мо­раль-день­ги.
       Ог­ром­ный на­кал стра­стей во всех романах Дос­то­ев­ско­го, сюжеты которых строятся вокруг денег, показывал реакцию тогдашнего российского образованного класса на власть де­нег, которая вос­при­ни­ма­лась как тра­ге­дия, так как противоречие морали и денег бы­ло не­раз­ре­ши­мо. Чехов не только в "Вишневом саде", но и во многих своих рассказах показывает "денежных людей" превращающихся в хозяев новой жизни. Рос­сий­ская ли­бе­раль­ная ин­тел­ли­ген­ция со страхом смотрела на свое будущее и ви­де­ла спасение в ре­во­лю­ци­он­ной бу­ре.
       Ев­ро­пей­ская ли­те­ра­ту­ра, на­чи­ная с моль­е­ров­ско­го "Ме­ща­ни­на во дво­рян­ст­ве", го­во­ри­ла о приходе к власти "денежных мешков" без над­ры­ва Дос­то­ев­ско­го и горечи Чехова. Про­цесс раз­рас­та­ния ста­ту­са де­нег в Ев­ро­пе был дос­та­точ­но дра­ма­тич­ным, но он не нес в се­бе тра­ге­дии, так как тра­ди­ци­он­ная мо­раль по­сте­пен­но, шаг за ша­гом, ус­ту­па­ла свое ме­сто жиз­нен­но­му прак­ти­циз­му, ха­рак­тер­но­го для низ­ших клас­сов, впер­вые в ис­то­рии по­лу­чив­ших воз­мож­ность уй­ти от ве­ко­вой ни­ще­ты. Ев­ро­пей­ское ме­щан­ст­во пре­вра­ти­лось в но­вый бур­жу­аз­ный класс от ко­то­ро­го ста­ли за­ви­сеть ста­рые хо­зяе­ва жиз­ни, ари­сто­кра­тия, дво­рян­ст­во.
       В Рос­сии до 17-го го­да этот процесс проходил по-другому. Россия ис­поль­зо­ва­ла прин­ци­пы ка­­п­и­­та­­ли­ст­ической эко­но­ми­ки, но вла­сть в ней принадлежала государству, а новые формы экономических отношений вписывались в традиционную структуру авторитарного общества. В нем бо­гат­ст­ва не за­ра­ба­ты­ва­лись а по­лу­ча­лись, в за­ви­си­мо­сти от связей с вер­ти­ка­лью вла­сти.
       По­сле 17-го го­да боль­ше­ви­ки, раз­ру­шив ста­рую фео­даль­ную сис­те­му, соз­да­ли но­вую, ко­то­рая от­ли­ча­лась от ста­рой лишь по фор­ме, и в ней жиз­нен­ные бла­га так­же рас­пре­де­ля­лись по прин­ци­пу фео­даль­ной сис­те­мы, в со­от­вет­ст­вии со ста­ту­сом или свя­зя­ми внут­ри го­­­­­­с­­у­­­д­­­­ар­­­­ст­­вен­ного и пар­тий­но­го ап­па­ра­та. Это бы­ла все так­же ав­то­ри­тар­ная сис­те­ма, в ко­то­рой вся эко­но­ми­ка стра­ны при­над­ле­жа­ло уже не цар­ско­му дво­ру и его ок­ру­же­нию, а не­мно­го­чис­лен­но­му"кол­лек­тив­но­му ру­ко­во­дству". Го­су­дар­ст­во, как бы­ло так и ос­та­лось един­ст­вен­ным хо­зяи­ном эко­но­ми­ки, унич­то­жив да­же те за­чат­ки ка­пи­та­лиз­ма, ко­то­рые су­ще­ст­во­ва­ли в до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя. Де­неж­ную фор­му от­но­ше­ний сме­ни­ла сис­те­ма рас­пре­де­ле­ния благ го­су­дар­ст­вом и день­ги, как мо­­­то­р со­ци­аль­ных из­ме­не­ний, по­те­ря­ли свой ста­тус и свое зна­че­ние в жиз­ни масс. Са­ма те­ма де­нег бы­ла под за­пре­том, да­же в школь­ных учеб­ни­ках ариф­ме­ти­че­ские за­дач­ки не вклю­ча­ли в се­бя де­неж­ные кри­те­рии. Рос­сия ос­та­но­ви­лась во вре­ме­ни.
       Со­бы­тия 1991 го­да вер­ну­ли Рос­сию в ряд ци­ви­ли­зо­ван­ных стран, Рос­сия вста­ла на путь эко­но­ми­че­ской де­мо­кра­тии. Бла­га пе­ре­ста­ли по­лу­чать­ся в за­кры­тых рас­пре­де­ли­те­лях, на­ча­ло раз­ви­вать­ся ин­ди­ви­ду­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ст­во, день­га­ми ста­ли ре­шать­ся мно­гие де­ло­вые и жиз­нен­ные про­бле­мы. Из­ме­ни­лась вся ат­мо­сфе­ра об­ще­ст­ва, день­ги, се­го­дня как и на За­па­де, оп­ре­де­ля­ют об­ще­ст­вен­ный ста­тус и пре­стиж. На­чал ис­че­зать пие­тет пе­ред "ду­хов­ны­ми и куль­тур­ны­ми" цен­но­стя­ми, так как се­го­дня, когда дос­туп­ны поч­ти всех жиз­нен­ные блага, ма­те­риа­ли­сти­че­ское ми­ро­воз­зре­ние, из аб­ст­ракт­ных по­сту­ла­тов советской про­па­ган­ды в пе­ри­од де­фи­ци­та всех по­тре­би­тель­ских то­ва­ров, пре­вра­ти­лось в ми­ро­ощу­ще­ние масс.
       Рос­сия в те­че­нии не­сколь­ких лет про­шла тот путь, че­рез ко­то­рый За­пад про­хо­дил не­сколь­ко сто­ле­тий. Сме­на об­ще­ст­вен­ных цен­но­стей, про­ис­шед­шая в ко­рот­кий срок, по­ка­за­ла оше­лом­ляю­щий кон­траст ме­ж­ду эти­че­ски­ми, нрав­ст­вен­ны­ми нор­ма­ми со­вре­мен­но­го ми­ра и ар­хаи­че­ской, за­стыв­шей во вре­ме­ни на­цио­наль­ной пси­хо­ло­ги­ей, всей сво­ей кор­не­вой сис­те­мой ухо­дя­щей в об­щин­ную фор­му жиз­ни, в со­вет­ское вре­мя транс­фор­ми­ро­вав­шей­ся в кол­лек­ти­визм.
       Рос­сия все­гда хо­те­ла быть Аме­ри­кой, в 21-ом ве­ке она ею ста­но­вит­ся. Но аме­ри­кан­ские идеи и идеа­лы про­дукт осо­бой ис­то­рии, спе­ци­фи­че­ско­го Аме­ри­кан­ско­го Экс­пе­ри­мен­та, соз­дав­ше­го ци­ви­ли­за­цию с ну­ле­вой точ­ки. Пе­ре­са­жен­ные на иную поч­ву, поч­ву рус­ской ис­то­рии, они да­ют внеш­не по­доб­ные всхо­ды, с той лишь раз­ни­цей, что поч­ва не про­шла мно­го­ве­ко­вой про­цесс окуль­ту­ри­ва­ния и соз­да­ла не­ожи­дан­ные по сво­им фор­мам и за­па­хам пло­ды. Рос­сий­ская куль­тур­ная эли­та ви­дит этот про­цесс как ко­нец эпо­хи, в ко­то­рой ду­хов­ное со­дер­жа­ние жиз­ни, в соз­на­нии масс, не­смот­ря на еже­днев­ную борь­бу за фи­зи­че­ское вы­жи­ва­ние, оп­ре­де­ля­лось как наи­выс­шая цен­ность.
       История повторяется. Куль­тур­ная эли­та Ев­ро­пы, с мо­мен­та по­яв­ле­ния ка­пи­та­лиз­ма в 18-ом ве­ке, осу­ж­да­ла про­цесс сме­ны цен­но­стей нрав­ст­вен­ных, ду­хов­ных, т.е. ари­сто­кра­ти­че­ских, на де­мо­кра­ти­че­ские - материальные, де­неж­ные. И, ре­ак­ция творческой интеллигенции бы­ла по­нят­на, она ли­ша­лась при­выч­но­го за­каз­чи­ка, но­во­му за­каз­чи­ку они бы­ли не нуж­ны, у но­вых хо­зя­ев жиз­ни бы­ли дру­гие ин­те­ре­сы и дру­гие цен­но­сти.
       Тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра бы­ла ари­сто­кра­тич­ной, эли­тар­ной по оп­ре­де­ле­нию, так как соз­да­ва­лась ари­сто­кра­ти­ей твор­че­ской для ари­сто­кра­тии по­том­ст­вен­ной, ро­до­вой, вла­дель­цев бо­гатств. Но­вые эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния формировали новые ценности - эко­но­ми­че­ские. Деньги пре­вра­ти­лись в цель и смысл жиз­ни масс, так как да­ва­ли физический комфорт, сво­бо­ду и об­ще­ст­вен­ный ста­тус. Тем не ме­нее, в гла­зах ев­ро­пей­цев 19-го века, обо­же­ст­в­ле­ние де­нег в Аме­ри­ке пе­ре­шло до­пус­ти­мые да­же для них пре­де­лы.
       Фран­цузский аристократ, маркиз Алек­сис То­к­виль, - "Я не знаю стра­ны, где страсть к день­гам так по­гло­ща­ла бы все мыс­ли и чув­ст­ва лю­дей.".
       Чарльз Дик­кенс в сво­ем ро­ма­не "Мар­тин Чел­звик" по­ка­зы­ва­ет шок сво­его ге­роя, анг­ли­ча­ни­на, пу­те­ше­ст­вую­ще­го по Аме­ри­ке, уз­наю­ще­го, к сво­ему удив­ле­нию, что в этой де­мо­кра­ти­че­ской стране су­ще­ст­ву­ет ари­сто­кра­тия. Ко­гда он спра­ши­ва­ет, на ка­ких же прин­ци­пах сто­ит аме­ри­кан­ская ари­сто­кра­тия, ему от­ве­ча­ют: "На уме и си­ле ха­рак­те­ра. Точ­нее их по­след­ст­вии, дол­ла­рах". Мар­тин слы­шит раз­го­вор биз­нес­ме­нов по­сле де­ло­во­го обе­да, - " ... ему ка­за­лось, что всё чем они оза­бо­че­ны, их ра­до­сти, го­ре­сти, на­де­ж­ды, всё рас­тво­ря­ет­ся в дол­ла­рах. Лю­ди оце­ни­ва­лись в дол­ла­рах, из­ме­ря­лись в дол­ла­рах. Са­ма жизнь про­да­ва­лась с аук­цио­на, взве­ши­ва­лась, сме­ши­ва­лась с гря­зью или под­ни­ма­лась на ог­ром­ную вы­со­ту че­рез дол­ла­ры."
       Обеспеченные классы Европы видели в деньгах лишь средство для полноценной жизни, жизнь, по­свя­щен­ная по­го­не за день­га­ми, ка­за­лась им ир­ра­цио­наль­ной.
       Аме­ри­кан­ский фи­ло­соф Джордж Сан­тая­на объ­яс­нял, по­че­му день­ги стали иг­ра­ть та­кую ог­ром­ную роль в США, - "Аме­ри­ка­нец так мно­го го­во­рит о дол­ла­рах, по­то­му что дол­лар - это сим­вол и ме­ра из­ме­ре­ния ус­пе­ха, един­ст­вен­ная ме­ра, ко­то­рую он име­ет, что­бы оце­нить свой ус­пех, свой ум и свою власть над об­стоя­тель­ст­ва­ми. В то же вре­мя, он от­но­сит­ся к день­гам до­воль­но лег­ко. Он их де­ла­ет, те­ря­ет, тра­тит, раз­да­ет с лег­ким серд­цем. Это ува­же­ние не к са­мим день­гам, а к ко­ли­че­ст­ву во­об­ще, по­то­му что ка­че­ст­во труд­но оп­ре­де­ли­мо. Ог­ром­ное вни­ма­ние к чис­лам, к ко­ли­че­ст­вен­ным из­ме­ре­ни­ям, к деньгам, ни­что иное как от­ра­же­ние де­мо­кра­ти­че­ских идеа­лов. Ка­че­ст­во - по­ня­тие ари­сто­кра­ти­че­ское, ка­че­ст­во соз­да­ет ие­рар­хию, луч­ше - ху­же, а ко­ли­че­ст­вен­ная оцен­ка всех уравнивает, и, кроме того, циф­ры ни­ко­гда не врут. По­это­му день­ги пре­вра­ти­лись в един­ст­вен­но яс­ный и оче­вид­ный по­ка­за­тель цен­но­сти че­ло­ве­ка."
       Но Сантаяна был исключением из правила, аме­ри­кан­ская куль­тур­ная эли­та ви­де­ла в обожествлении денег при­знак рас­па­да ос­нов об­ще­ст­ва, де­гра­да­цию веч­ных цен­но­стей. Фи­ло­соф Ральф Эмер­сон, - "Аме­ри­ка­нец про­сто ма­ши­на, до­бы­ваю­щая дол­ла­ры. Он при­да­ток к сво­ему иму­ще­ст­ву."
       Ген­ри Джеймс, клас­сик аме­ри­кан­ской ли­те­ра­ту­ры, бежавший от меркантильного духа Америки в Ев­ро­пу, где провел большую часть своей жизни, го­во­рил с сар­каз­мом, - "Te, кто не де­ла­ет день­ги, при­над­ле­жат к де­ге­не­ра­там, ко­то­рые ду­ма­ют, а та­ким нет мес­та в Аме­ри­ке."
       Про­ти­во­стоя­ние об­щей тен­ден­ции ви­деть в день­гах не сред­ст­во для жиз­ни, а цель са­мой жиз­ни, в на­ча­ле 20-го ве­ка, бы­ло дос­та­точ­но ши­ро­ко рас­про­стра­не­но и в про­по­ве­дях про­тес­тант­ской церк­ви.
       Tак, Виль­ям Нэймс, один из са­мых из­вест­ных в то вре­мя про­по­вед­ни­ков, го­во­рил о пре­иму­ще­ст­вах бед­но­сти, - "Мы пре­зи­ра­ем тех, кто из­брал бед­ность для то­го, что­бы уп­ро­стить свое су­ще­ст­во­ва­ние и со­хра­нить свою внут­рен­нюю жизнь. Мы не име­ем му­же­ст­ва при­знать, что идеа­ли­за­ция бед­но­сти в те­че­нии мно­гих ве­ков хри­сти­ан­ской ци­ви­ли­за­ции оз­на­ча­ла сво­бо­ду, сво­бо­ду от ми­ра ве­щей, че­ло­век оце­ни­вал се­бя че­рез то, что он есть, а не че­рез то, что он име­ет."
       Но что сегодня оз­на­ча­ет осоз­нан­ный вы­бор жиз­ни в бед­но­сти? Он оз­на­ча­ет не толь­ко об­ще­ст­вен­ное пре­зре­ние. Он оз­на­ча­ет, что в ус­ло­ви­ях со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции бед­няк пол­но­стью от­ре­зан от тех ис­точ­ни­ков, ко­то­рые и де­ла­ют жизнь сча­ст­ли­вой. Рань­ше го­во­ри­ли, что "не в деньгах счастье", что в жиз­ни есть мно­же­ст­во не­об­хо­ди­мых для сча­стья ве­щей, кра­со­та при­ро­ды, искусство, чув­ст­ва, при­вя­зы­ваю­щие нас к дру­гим лю­дям, а их нельзя купить. Но се­го­дня за чис­тый воз­дух, чис­тую во­ду, за на­ту­раль­ные про­дук­ты, не про­шед­шие хи­ми­че­скую об­ра­бот­ку, за пре­бы­ва­ние на при­ро­де в ес­те­ст­вен­ных при­род­ных ус­ло­ви­ях нуж­но пла­тить. Нуж­но пла­тить так­же и за че­ло­ве­че­ские от­но­ше­ния внут­ри то­го со­ци­аль­но­го кру­га, к ко­то­ро­му че­ло­век хо­чет при­над­ле­жать. Без оп­ре­де­лен­но­го эко­но­ми­че­ско­го ста­ту­са вход во мно­гие со­ци­аль­ные кру­ги за­крыт.
       День­ги ста­ли важ­нее са­мой жиз­ни. В жур­на­ле "Reader Digest" при­во­дил­ся слу­чай, ко­гда пя­ти жен­щи­нам-лаборанткам, ра­бо­тав­шим в хи­ми­ко-фар­ма­цев­ти­че­ской фир­ме, пред­ло­жи­ли оплату $100,000 в год, ес­ли они бу­дут ра­бо­тать с ра­дио­ак­тив­ны­ми ма­те­риа­ла­ми имею­щи­ми смер­тель­ный уро­вень ра­диа­ции. В гла­зах пя­ти ра­бот­ниц это бы­ла вы­год­ная сдел­ка.
       Это слу­чай экс­тре­маль­ный, но он по­ка­зы­ва­ет ка­кое ог­ром­ное ме­сто се­го­дня за­ни­ма­ют день­ги в об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии, вы­тес­няя все дру­гие це­ли и цен­но­сти жиз­ни, - "Мы уже не вос­­­п­р­­и­­­ни­­маем мир не­по­сред­ст­вен­но, на­ше вос­при­ятие жиз­ни ста­но­вит­ся од­­­­н­о­­м­ер­ны­м, так как ма­ги­че­ская, за­во­ра­жи­ваю­щая си­ла цифр, как чу­гун­ный ас­фаль­то­вый ка­ток, уп­ло­ща­ет на­ши чув­ст­ва. Един­ст­вен­ная ме­ра жиз­ни, де­неж­ная, ис­клю­ча­ет из на­ше­го вни­ма­ния пол­но­цен­ность су­ще­ст­во­ва­ния во всем его мно­го­об­ра­зии и ши­ро­те. Смот­ря на се­бя, на свою жизнь че­рез аб­ст­рак­цию на­ше­го бан­ков­ско­го сче­та, мы су­жа­ем мир до за­моч­ной сква­жи­ны, че­рез ко­то­рую мы мо­жем толь­ко под­гля­ды­вать за жиз­нью, а не жить." По­пу­ляр­ный жур­нал "Psychology Today"
       При­ня­то счи­тать, что день­ги раз­ру­ша­ют че­ло­ве­че­ские от­но­ше­ния, но они так­же вно­сят в ха­ос спон­тан­ных от­но­ше­ний, по­стро­ен­ных на чув­ст­вах, эмо­ци­ях, им­пуль­сах, по­ря­док, но­вый по­ря­док. То ка­че­ст­во от­но­ше­ний ме­ж­ду людь­ми, ко­то­рое вся ми­ро­вая куль­ту­ра счи­та­ла выс­шим вы­ра­же­ни­ем че­ло­ве­че­ско­го ду­ха, бес­ко­ры­стие, соз­да­ва­ло ог­ром­ное на­пря­же­ние. Но мож­но ли было создать достойные условия материального существования для масс зо­вом серд­ца, не­по­сред­ст­вен­ным чув­ст­вом, чув­ст­вом спра­вед­ли­во­сти и со­стра­да­ни­ем к сла­бым? На чув­ст­вах сим­па­тии и ан­ти­па­тии, на вы­со­кой мо­ра­ли и эти­ке, в ко­неч­ном сче­те, на бес­ко­ры­стии, эко­но­ми­ка стро­ить­ся не мо­жет, и толь­ко бла­го­да­ря ожес­то­чен­ной борь­бе эгои­сти­че­ских, "ко­ры­сто­лю­би­вых" ин­те­ре­сов мил­лио­нов и вза­им­ной экс­плуа­та­ции, мас­сы смо­гли получить то, что они сегодня имеют.
       Мо­раль­ные, эти­че­ские или идео­ло­ги­че­ские прин­ци­пы да­ле­ки от оп­ре­де­лен­но­сти и чет­ко­сти эко­но­ми­че­ских кри­те­ри­ев, что при­во­ди­ло к по­сто­ян­ным кон­­­­ф­л­и­ктам между отдельными людьми, классами, взры­­­в­а­в­ши­хся гра­ж­дан­ски­ми вой­на­ми и вой­на­ми ме­ж­ду стра­на­ми. В эко­но­ми­че­ском об­ще­ст­ве кон­флик­ты раз­ре­ша­ют­ся боль­шей ча­стью мир­ным пу­тем, а вы­со­кие прин­ци­пы и эти­че­ские нор­мы лишь обя­за­тель­ный де­­­ко­р, со­блю­де­ние пра­вил при­ли­чий, за ко­то­рым сто­ит праг­ма­тизм, эко­но­ми­че­ский ин­те­рес.
       Эко­но­ми­че­ский ин­те­рес, став цен­траль­ным, не вы­тес­нил дру­гие ин­те­ре­сы че­ло­ве­ка, но сде­лал их зна­чи­тель­но ме­нее при­вле­ка­тель­ны­ми, пре­вра­тив ко­ли­че­ст­во в бо­лее важ­ный кри­те­рий не­же­ли ка­че­ст­во. Ко­ли­че­ст­во ма­те­ри­аль­но­го бо­гат­ст­ва стал важ­нее ка­че­ст­ва че­ло­ве­че­ской жиз­ни, ее мно­го­кра­соч­ной па­лит­ры эмо­ций, чувств, пе­ре­жи­ва­ний. Ра­цио­наль­ная ло­ги­ка эко­но­ми­ки обес­цве­ти­ла крас­ки, сте­ри­ли­зо­ва­ла жи­ви­тель­ные со­ки, объ­ем со­дер­жа­ния че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния, соз­да­ла пло­ский од­но­мер­ный мир, но лишь раз­ви­тый ка­пи­та­лизм с его ра­цио­на­лиз­мом смог унич­то­жить уни­жаю­щую ни­ще­ту в ко­то­рой мас­сы жи­ли ве­ка­ми.
       Аме­ри­ка на­чи­на­лась как ры­ноч­ное об­ще­ст­во и, за поч­ти два сто­ле­тия, су­ме­ла вве­сти ры­ноч­ные цен­но­сти во все фор­мы че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, она их оче­ло­ве­чи­ла, ес­ли счи­тать, что ра­цио­на­лизм, та­кое же ор­га­ни­че­ски при­су­щее че­ло­ве­ку ка­че­ст­во как спон­тан­ность и не­по­сред­ст­вен­ность чувств. День­ги, пре­вра­ти­вшись в один из ин­ст­ру­ментов ра­цио­на­ли­за­ции всех ас­пек­тов де­ло­вой жиз­ни и всех форм че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, сделали Аме­ри­ку са­мой бо­га­той стра­ной ми­ра. Куль­ту­ра де­неж­ных от­но­ше­ний в США в те­че­нии вре­ме­ни при­об­ре­та­ла все бо­лее ци­ви­ли­зо­ван­ные, бла­го­при­стой­ные фор­мы, в их соз­да­нии уча­ст­во­ва­ло все об­ще­ст­во, все его ин­сти­ту­ты. Это куль­ту­ра об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра, кон­сен­су­са, все­об­ще­го со­гла­сия, а день­ги, чет­ко обо­зна­чая гра­ни­цы кон­фликт­ных ин­те­ре­сов, вы­пол­ня­ют роль ре­гу­ля­то­ра, жи­ро­ско­па, удер­жи­ваю­ще­го ба­ланс.
       В 19-ом ве­ке рос­сий­ская ли­бе­раль­ная ин­тел­ли­ген­ция ви­де­ла в Аме­ри­ке об­ра­зец для под­ра­жа­ния, но не­дос­ти­жи­мый в рос­сий­ских ус­ло­ви­ях. В ХХI-м ве­ке, этот об­ра­зец так­же не­дос­ти­жим, так как аме­ри­кан­ские формы денежных отношений, вхо­дя в рос­сий­ское об­ще­ст­вен­ное соз­на­ние, не под­твер­жда­ют­ся эко­но­ми­че­ской си­туа­ци­ей стра­ны, в ко­то­рой не существует ни бюрократической системы, сводящей сложность общественных отношений к ясным и четким параметрам, не сложились также и формы денежных отношений, которые на Западе складывались в течении веков.
       Без слож­ной об­ще­ст­вен­ной ин­фра­струк­ту­ры, без бю­ро­кратизации, без раз­ви­то­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, т.е. ра­цио­на­ли­за­ции всех форм об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, процесс про­хо­дит в ат­мо­сфе­ре сти­хии бес­кон­троль­но­го ба­за­ра, где хо­зяй­ни­ча­ет кри­ми­наль­ный эле­мент вме­сте с пред­ста­ви­те­ля­ми вла­сти, так как нор­ма­тив­ные ин­ст­ру­мен­ты раз­ви­той эко­но­ми­ки и, соответственно, монетарных отношений от­сут­ст­ву­ют.
       За­пад же, по­сте­пен­но под­ме­нял сти­хий­ность от­но­ше­ний ме­ж­ду людь­ми с внут­ри сет­ки взаи­мо­свя­зан­ных рынка эко­но­ми­ки, рынка куль­ту­ры, рынков про­па­ган­ды и сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, рыночные ценности вошли также и во все человеческие отношения, в которых деньги превратились в один из главных инструментов регулирующих человеческие связи.
       На людском рынке, который в Штатах принято называть "personality market", прей­ску­ран­та цен нет, но есть об­щее пред­став­ле­ние о том, что сколь­ко сто­ит. Не­смот­ря на слож­ность оп­ре­де­ле­ния сколь­ко сто­ят в де­неж­ном вы­ра­же­нии че­ло­ве­че­ские чув­ст­ва, те или иные фор­мы при­вя­зан­но­сти, обя­за­тель­ст­ва друг пе­ред дру­гом, они, тем не ме­нее, вве­де­ны в более или менее твердые рам­ки. Они обо­зна­ча­ют достаточно четкие гра­ни­цы и фор­мы всех ви­дов не­оп­ре­де­лен­ных и по­сто­ян­но ме­няю­щих­ся чувств, воз­ни­каю­щих ме­ж­ду людь­ми. Брач­ный со­юз, ос­но­ван­ный толь­ко на чув­ст­ве люб­ви, при­во­дит к тра­ге­дии, ко­гда это чув­ст­во при­ту­п­ля­ет­ся или ис­че­за­ет, и ма­те­ри­аль­ная сто­ро­на от­но­ше­ний ста­но­вит­ся ин­ст­ру­мен­том вой­ны ме­ж­ду ох­ла­дев­ши­ми друг к дру­гу суп­ру­га­ми.
       Брач­ный кон­тракт, ого­ва­ри­ваю­щий все сто­ро­ны ма­те­ри­аль­ных пре­тен­зий, пе­ре­во­дит не­оп­ре­де­лен­ность стра­стей и пре­тен­зий, ос­но­ван­ных на чув­ст­вах, в чет­кие па­ра­мет­ры де­неж­ных оце­нок, определенных юридическим законом.
       От­но­ше­ния ме­ж­ду друзь­я­ми, ве­ду­щи­ми об­щее де­ло, мо­жет пре­вра­тить­ся в ис­пе­пе­ляю­щую не­на­висть, при ма­лей­шем по­доз­ре­нии на не­вы­пол­не­ние не­оп­ре­де­лен­ных, по­стро­ен­ных толь­ко на чув­ст­ве сим­па­тии друг к дру­гу, обя­за­тельств.
       Ры­ноч­ная ци­ви­ли­за­ция вво­дит мно­гие фор­мы от­но­ше­ний, стро­­я­щ­их­ся на сим­па­ти­ях-ан­ти­па­ти­ях, люб­ви-не­на­вис­ти, в рус­ло чет­­к­ого ме­ха­низ­ма эко­но­ми­ки, Чув­ст­ва, эмо­­­­ци­и, не­по­сред­ст­вен­ные, спон­тан­ные ре­ак­ции в от­но­ше­ни­ях раз­ру­ша­ют ло­ги­ку ра­цио­наль­но­го об­ще­ст­вен­но­го по­ряд­ка, а эко­но­ми­ка пре­об­ра­зу­ет сти­хию об­ще­ния в чет­ко функ­цио­ни­рую­щую сис­те­му.
       День­ги, бо­лее чем когда-либо раньше, стали оп­ре­де­ля­ть все формы человеческих отношений. Циф­ры де­неж­ной оцен­ки де­ла­ют от­но­ше­ния лю­дей, не­рав­ные в сво­ем ка­че­ст­ве, т.е. в сво­ей при­род­ной сущ­но­сти, рав­ны­ми друг дру­гу в аб­ст­ракт­ной шка­ле из­ме­ре­ний. День­ги - вир­ту­аль­ная схе­ма ми­ра, они являются чем-то вроде гео­гра­фи­че­ской кар­ты, изо­бра­жаю­щей го­ро­да, ре­ки, го­ры точ­ка­ми, ли­ния­ми, циф­ра­ми, а гео­гра­фи­че­ская кар­та без­раз­лич­на к цве­там и крас­кам при­ро­ды, к че­ло­ве­че­ским чув­ст­вам, ко всей куль­ту­ре, гуманистической цивилизации в ее мно­го­мер­ном, ка­че­ст­вен­ном со­дер­жа­нии.
       "День­ги низ­во­дят всех бо­гов че­ло­ве­ка с вы­со­ты и об­ра­ща­ют их в то­вар. День­ги - это все­об­щая, ус­та­но­вив­шая­ся, как не­что са­мо­стоя­тель­ное, стои­мость всех ве­щей. Они, по­это­му, ли­ши­ли весь мир - как че­ло­ве­че­ский мир, так и при­ро­ду - их соб­ст­вен­ной стои­мо­сти. День­ги - это от­чу­ж­ден­ная от че­ло­ве­ка сущ­ность его тру­да и его бы­тия, и эта чу­ж­дая сущ­ность по­ве­ле­ва­ет че­ло­ве­ком, и че­ло­век по­кло­ня­ет­ся ей." Карл Маркс.
       В ухо­дя­щей в про­шлое гу­ма­ни­сти­че­ской эпо­хе че­ло­век был ме­рой всех ве­щей, цен­ность че­ло­ве­ка оп­­­­­­­р­­­е­­­де­­лялась в мно­го­слой­ных ка­те­го­ри­ях мно­го­ве­ко­вой куль­ту­ры, ры­нок же соз­дал уни­вер­саль­ную, ра­цио­наль­ную шка­лу из­ме­ре­ний, де­неж­ную, ею ста­ла из­ме­рять­ся цен­ность че­­л­о­­века.
       На ра­цио­на­ли­за­ции по­строе­ны все об­ще­ст­вен­ные ин­сти­ту­ты - го­су­дар­ст­во, об­ра­зо­ва­ние, куль­ту­ра, поль­зую­щие­ся дру­гим ин­ст­ру­мен­том - "Словом".
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гофман Михель (jacof@verizon.net)
  • Обновлено: 18/09/2009. 66k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка