Гофман Михель Д.: другие произведения.

7. Хищные Вещи Века

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гофман Михель Д. (jacof@verizon.net)
  • Обновлено: 14/11/2010. 25k. Статистика.
  • Эссе: США
  •  Ваша оценка:


    ХИЩНЫЕ ВЕЩИ ВЕКА

      
       "Про­ро­ки Вет­хо­го За­ве­та на­зы­ва­ли идо­ло­по­клон­ни­ка­ми тех, кто пре­кло­нял­ся пе­ред тем, что они соз­да­ли соб­ст­вен­ны­ми ру­ка­ми. Их бо­­г­ами бы­ли пред­ме­ты из де­ре­ва или кам­ня. Смысл идо­ло­по­клон­ни­че­ст­ва за­клю­ча­ет­ся в том, что че­ло­век пе­ре­но­сит все, что он ис­пы­ты­ва­ет, си­лу люб­ви, си­лу мыс­ли на объ­ект вне се­бя. Со­вре­мен­ный че­ло­век идо­ло­по­клон­ник, он вос­при­ни­ма­ет се­бя толь­ко че­рез ве­щи, че­рез то, чем он вла­де­ет".Эрих Фромм
       "Все по­пыт­ки ос­та­но­вить три­ум­фаль­ное ше­ст­вие ме­щан­ст­ва об­ре­че­ны на не­уда­чу..." Александр Герцен
      
       Мир ве­щей ста­но­вит­ся все боль­ше, сам че­­­­­­­­л­о­ве­к, ря­дом с ни­ми, ста­но­вит­ся все мень­ше.
       В 19-м ве­ке Ниц­ше го­во­рил "Бог умер", в 21-м мож­но ска­зать, что че­ло­век умер, так как ве­­­­­­щ­ами со­вре­мен­ный че­ло­век оп­ре­де­ля­ет, что он есть. "Я по­ку­паю, зна­чит я су­ще­ст­вую."
       Обладание вещами - критерий цен­ности индивида, его общественного статуса. Ко­гда человек те­ря­ет часть сво­его иму­ще­ст­ва, он те­ря­ет часть се­бя. Ко­гда он те­ря­ет все чем владеет, он те­ря­ет се­бя пол­но­стью. Во вре­мя эко­но­ми­че­ских кри­зи­сов те, кто по­те­рял зна­чи­тель­ную часть сво­его бо­гат­ст­ва, вы­бра­сы­ва­ют­ся из окон не­бо­скре­бов. Их бо­гат­ст­во и бы­ло тем, что они есть. Са­мо­убий­ст­во на поч­ве эко­но­ми­че­ско­го бан­крот­ст­ва в этой сис­те­ме куль­тур­ных цен­но­стей впол­не ло­гич­но, оно оз­на­ча­ет бан­крот­ст­во лич­но­сти.
       Лю­ди оце­ни­ва­ли се­бя че­рез ве­щи ко­то­ры­ми они вла­де­ли и рань­ше, но ни­ко­гда в ис­то­рии в об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии они не при­об­ре­та­ли та­ко­го зна­че­ния как в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия. Не ве­щи, а "Че­ло­век - ме­ра всех ве­щей", го­во­ри­ли еще в не­да­ле­ком про­шлом. Са­ми ме­ры из­ме­ре­ния, при­ня­тые по сей день, го­во­рят о том, что че­ло­век в те­че­нии сто­ле­тий был ме­рой всех ве­щей.
       Inch - рас­стоя­ние от верх­ней точ­ки боль­шо­го паль­ца до фа­лан­ги; Foot - дли­на но­ги; Yard - рас­стоя­ние от кон­чи­ка но­са по пле­чу и ру­ке до кон­ца боль­шо­го паль­ца, при­бли­зи­тель­но рав­ное од­но­му мет­ру. В рос­сий­ской сис­те­ме из­ме­ре­ний дли­ны ис­поль­зо­ва­лось расстояние от боль­шо­го паль­ца до лок­тя. Лок­тя­ми ме­ря­лись ма­те­риа­лы, ска­жем, де­сять лок­тей ма­те­рии, де­сять лок­тей брев­на.
       Меры измерения сегодня те же, что и в прошедших эпохах, но сегодня они приобрели иное значение. Точкой отсчета является уже не сам человек, а его определение в цифрах. Его общественная ценность - цифрой дохода, кра­со­та его те­ла, муж­ско­го - объ­е­мом мы­шеч­ной мас­сы, жен­ско­го - раз­ме­ра­ми бе­дер, та­лии, гру­ди, дли­не ног.
       Да и все, что со­став­ля­ет со­дер­жа­ние че­ло­ве­че­ской жиз­ни оп­ре­де­ля­ет­ся в ко­ли­че­ст­вен­ных ка­те­го­ри­ях. Еда - не вку­сом, а ко­ли­че­ст­вом ка­ло­рий. Об­ще­ние - по­пу­ляр­но­стью, ко­ли­че­ст­вом лю­дей, ко­то­рых он знае­т. Зна­ние - не глу­би­ной и си­лой мыс­ли, а ко­ли­че­ст­вом ин­фор­ма­ции, ко­то­рой он вла­де­ет. Дом, в ко­то­ром он жи­­­­­ве­т, не эмо­цио­наль­ным ком­фор­том или дис­ком­фор­том, ко­то­рый он в нем ис­пы­ты­вае­т, а его стои­мо­стью. Ве­щи, не их со­от­вет­ст­ви­ем эс­­­­­­­­­­­т­­­­е­­­­ти­­­че­скому ка­че­ст­ву, а ма­га­зин­ным цен­ни­ком.
       В пред­ше­ст­вую­щие эпо­хи ма­те­ри­аль­ная жизнь бы­ла бед­на, по­это­му эти­че­ской нор­мой был ас­ке­тизм, ог­ра­ни­че­ние ма­те­ри­аль­ных по­треб­но­стей. До по­яв­ле­ния по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва эко­но­ми­ка мог­ла пре­дос­та­вить толь­ко са­мое не­об­хо­ди­мое и се­мей­ный бюд­жет стро­ил­ся на эко­но­мии в рас­хо­дах. Оде­ж­да, ме­бель, все пред­ме­ты бы­та тща­тель­но со­хра­ня­лись, час­то пе­ре­хо­дя от од­но­го по­ко­ле­ния к дру­го­му. При вы­со­кой стои­мо­сти мно­гих но­вых товаров на рын­ке боль­шин­ст­во пред­по­чи­та­ло об­хо­дить­ся ста­ры­ми. Пе­ред про­па­ган­дой по­треб­ле­ния стоя­ла за­да­ча ис­ко­ре­нить мно­го­ве­ко­вую тра­ди­цию по­ку­пать толь­ко не­об­хо­ди­мые ве­щи.
       В сис­те­му вос­пи­та­ния по­тре­би­те­ля вклю­чи­лись все об­ще­ст­вен­ные ин­сти­ту­ты, куль­­­­­­­­­­­­­­­­­­­т­­­и­­­ви­­рующие же­ла­ние по­ку­пать все боль­ше и боль­ше но­вых, час­то не нуж­ных ему то­ва­ров.Се­го­дня про­­­­и­­з­­­во­­дится на­мно­го боль­ше то­го, что тре­бу­ет­ся для обес­пе­чен­ной жиз­ни мил­лио­нов, и мас­со­вая куль­ту­ра, су­ще­ст­вую­щая, во мно­гом, на сред­ст­ва от ком­мер­че­ской рек­ла­мы, на­стой­чи­во убе­ж­да­ет, что толь­ко в по­куп­ке но­вых ве­щей и за­клю­че­на вся ра­дость, все сча­стье жиз­ни.
       По со­об­ще­нию жур­на­ла "Consumer Report", ин­ду­ст­рия пред­ла­га­ет 220 но­вых мо­де­лей ав­то­мо­би­лей, 400 мо­де­лей ви­деома­шин, 140 ви­дов мы­ла, 85 ви­дов го­ло­вок для ду­ша. Ко­ли­че­ст­во сор­тов мо­ро­же­но­го до­хо­дит до 100, ко­ли­че­ст­во сор­тов сы­ра в про­да­же око­ло 150, сор­тов кол­ба­сы бо­лее 50. По­тре­би­тель уверен, что он сам де­ла­ет вы­бор, что он сам при­ни­ма­ет ре­ше­ние по­ку­пать тот или иной то­вар. Но за­тра­ты на рек­ла­му, со­став­ляю­щие, во мно­гих слу­ча­ях, 50% от его стои­мо­сти, го­во­рят о том сколь­ко энер­гии и та­лан­та вкла­ды­ва­ет­ся в про­цесс убе­ж­де­ния.
       Дек­ла­ра­ция Не­за­ви­си­мо­сти в 18-м ве­ке го­во­ри­ла о глав­ной це­ли че­ло­ве­че­ской жиз­ни, по­­и­ске сча­стья, а се­го­дня сча­стье оп­ре­де­ля­ет­ся тем, как мно­го вы мо­же­те по­ку­пать. Об­ще­на­цио­наль­ный по­иск сча­стья вы­­­­­­­­­­­н­­­у­­­ж­­дает мно­гих ра­бо­тать все семь дней в не­де­лю, брать зай­мы у бан­ка, вле­зать во все но­вые и но­вые дол­ги по кре­дит­ным картам.
       "Че­ло­век дол­жен ус­во­ить идею, что сча­­­ст­ье - это воз­мож­ность при­об­ре­тать мно­же­ст­во но­вых ве­щей. Он дол­жен со­вер­шен­ст­во­вать, обо­га­щать свою лич­ность, рас­ши­ряя свои спо­соб­но­сти в их упот­реб­ле­нии. Чем боль­ше ве­щей он по­треб­ля­ет, тем бо­га­че он ста­но­вит­ся как лич­ность. Ес­ли член об­ще­ст­ва пе­ре­ста­ет по­ку­пать, он ос­та­нав­ли­ва­ет­ся в сво­ем раз­ви­тии, ут­ра­чи­ва­ет свою цен­ность как лич­ность и ста­но­вит­ся асо­ци­аль­ным эле­мен­том, он ос­та­нав­ли­ва­ет эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие стра­ны." Фран­цуз­ский фи­ло­соф Бо­­­­­­­­рд­ияр.
       Разумеется, не за­бо­та об эко­но­ми­че­ском раз­ви­ти­и стра­ны дви­жет по­тре­би­те­лем, став покупателем он по­лу­ча­ет важ­ней­шую в жиз­ни ка­ж­до­го че­ло­ве­ка цен­ность - ува­же­ние к се­бе. "Про­стой ра­бо­чий, вне­зап­но от­мы­тый от то­таль­но­го пре­зре­ния, об­на­ру­жи­ва­ет, что в ка­че­ст­ве по­тре­би­те­ля с ним со впе­чат­ляю­щей веж­ли­во­стью об­ра­ща­ют­ся как с важ­ной пер­со­ной." Фран­цуз­ский фи­ло­соф Р. Барт
       Ры­нок го­раз­до эф­фек­тив­нее не­же­ли го­су­дар­ст­во реа­ли­зу­ет прин­цип ра­вен­ст­ва, так как ры­нок оп­ре­де­ля­ет ин­ди­ви­да не его местом в об­ще­ст­вен­ной ие­рар­хии, а лишь его спо­соб­но­стью по­ку­пать. Для про­дав­ца не иг­ра­ет ни­ка­кой ро­ли кто его по­ку­па­тель. Для не­го не ва­жен ни цвет ко­жи, ни эт­ни­че­ская при­над­леж­ность, ни со­ци­аль­ный ста­тус или внеш­ний вид. Для по­ку­па­те­ля не име­ет зна­че­ния, кто про­да­ет ему то, в чем он ну­ж­да­ет­ся.
       Будь-то мил­лио­нер или ни­щий, в ка­че­ст­ве по­ку­па­те­лей, и тот, и дру­гой по­лу­ча­ют рав­ную до­лю вни­ма­ния и ува­же­ния, так как пла­тят од­ну и ту же це­ну за один и тот же то­вар. Ко­ка-ко­лу пьет и ни­щий, и мил­лио­нер. Про­мыш­лен­ность, хо­тя и вы­пус­ка­ет то­ва­ры, рас­счи­тан­ные на бо­га­чей, они за­ни­ма­ют мик­ро­ско­пи­че­скую до­лю в об­щем объ­е­ме про­дук­тов мас­со­во­го по­треб­ле­ния.
       Прин­цип потребительской культуры - все по­ло­жи­тель­ные ка­че­ст­ва свя­за­ны с но­вым, все, что есть не­га­тив­но­го в жиз­ни это ста­рое, ста­рое ме­ша­ет нам жить и долж­но быть вы­бро­ше­но на по­мой­ку. Для то­го, что­бы но­вые то­ва­ры по­ку­па­лись, в то вре­мя как ста­рые при­об­ре­те­ния еще впол­не функ­цио­наль­ны, для это­го нуж­но бы­ло при­дать ве­щам но­вое ка­че­ст­во - ста­тус.
       По­ку­па­те­лем, оп­ре­де­ля­ющим цен­ность ве­щи ее поль­зой и функ­цио­наль­но­стью, труд­но ма­ни­пу­ли­ро­вать, а под­соз­на­тель­ны­ми реф­лек­са­ми куль­ту­ры, об­ра­щаю­щи­ми вни­ма­ние по­ку­па­те­ля пре­ж­де все­го на ста­тус ве­щи, ма­ни­пу­ли­ро­вать мож­но. Рек­ла­ма про­да­ет не са­му вещь, а ее об­раз в ста­тус­ной шка­ле, и он важ­нее ка­че­ст­ва и функ­цио­наль­но­сти са­мих ве­щей. Ка­ж­дая новая мо­дель ав­то­ма­ши­ны, хо­ло­диль­ни­ка, ча­сов, оде­ж­ды при­вя­за­на к оп­­р­е­­де­­ле­н­ному со­­ц­и­а­ль­­ному ста­ту­су. Вла­де­ние ста­рой мо­де­лью - по­ка­за­тель не­со­стоя­тель­но­сти вла­дель­ца, его низ­ко­го об­ще­ст­вен­но­го по­ло­же­ния.
       Ста­тус не ма­те­риа­лен, это лишь об­раз, аб­ст­рак­ция,.по­тре­би­тель не по­ку­па­ет кон­крет­ную вещь, он по­ку­па­ет ста­тус ве­щи. Он при­об­ре­та­ет не доб­рот­ную ав­то­ма­ши­ну, а Мер­се­дес, Пор­ше, Роллс-Ройс, не от­лич­ные ча­сы, а Кар­тье, Рол­лекс.
       В ин­ду­ст­ри­аль­ной эко­но­ми­ке про­ис­хо­ди­ла, по сло­вам Эри­ха Фром­ма, под­ме­на "бы­тия" на "об­ла­да­ние". В по­стин­ду­ст­ри­аль­ной про­ис­хо­дит под­ме­на об­ла­да­ния ве­ща­ми на об­ла­да­ние об­раз­ами ве­щей. Ве­щи ста­но­вят­ся ча­стью вир­ту­аль­но­го ми­ра, в ко­то­ром фи­зи­че­ское об­ла­да­ние ве­щью сме­ня­ет­ся об­ла­да­ни­ем об­раза ве­щи, вы­зы­ваю­щим та­кую бо­га­тую эмо­цио­наль­ную ре­ак­цию, ко­то­рую са­ма по се­бе вещь дать не мо­жет.
       При­об­ре­те­ние под­ро­ст­ком ав­то­ма­ши­ны не­да­ром на­зы­ва­ют его пер­вым ро­ма­ном, это пер­вый опыт лю­бов­но­го чув­ст­ва. Са­мые яр­кие жиз­нен­ные впе­чат­ле­ния де­вуш­ки обыч­но свя­зы­ва­ют не столь­ко с пер­вой лю­бо­вью, сколь­ко с пер­вы­ми брил­ли­ан­та­ми или нор­ко­вой шу­бой.
       Как го­во­ри­ла ге­рои­ня Мэ­ри­лин Мон­ро в филь­ме "Как вый­ти за­муж за мил­лио­не­ра", "Брил­ли­ан­ты - луч­ший друг де­вуш­ки", или, как за­яв­ля­ет рек­ла­ма вис­ки Chivas Regal, - "У вас нет дру­га бли­же, чем Chivas Regal". Ве­щи мо­гут при­нес­ти боль­ше ра­до­стей, чем об­ще­ние с людь­ми. По­это­му, ко­гда от­дель­ный че­ло­век ре­ша­ет ку­да вло­жить свою эмо­цио­наль­ную энергию, в че­ло­ве­че­ские от­но­ше­ния или в об­ще­ние с ве­ща­ми, то от­вет за­ра­нее пре­до­пре­де­лен. Ди­лем­ма "ве­щи - лю­ди" ре­ша­ет­ся в поль­зу ве­щей. Ко­ли­че­ст­во ча­сов, про­ве­ден­ных в про­цес­се по­ку­пок, на­мно­го боль­ше ча­сов об­ще­ния с дру­ги­ми людь­ми.
       Но, ес­ли сред­ний по­тре­би­тель ис­пы­ты­ва­ет эмо­цио­наль­ный подъ­ем в про­цес­се при­об­ре­те­ния но­вых ве­щей, то но­вые им­ми­гран­ты из стран, где кре­дит­ная сис­те­ма не раз­ви­та, уже через несколько лет, по­лу­чая воз­мож­ность в Со­еди­нен­ных Шта­тах ку­пить в кредит дом, ав­то­ма­ши­ну, бытовую технику, впа­да­ют в экс­таз.
       Рус­ский им­ми­грант, фи­ло­соф Па­ра­мо­нов, на­хо­дит под­твер­жде­ние это­му в сво­ем пер­со­наль­ном опы­те: "Я дав­но уже по­нял, что по­ку­пать дом на Лонг-Ай­лен­де ин­те­рес­нее, чем чи­тать То­ма­са Ман­на, я знаю о чем го­во­рю: я де­лал и то и дру­гое."
       Фан­таст Ро­берт Шек­ли в од­ном из сво­их рас­ска­зов, "Nothing for Something", говорит о че­ло­ве­ке, под­пи­са­вше­го с дья­во­лом, аген­том по про­да­жам, кон­тракт на не­ог­ра­ни­чен­ный кре­дит, по ко­то­ро­му он смо­жет при­об­ре­сти мра­мор­ный дво­рец, оде­ж­ду, ук­ра­ше­ния, мно­же­ст­во слуг и, в при­да­чу, веч­ную жизнь. Мно­го лет он на­сла­ж­дал­ся сво­им бо­гат­ст­вом и, в один пре­крас­ный день по­лу­ча­ет счет. Он дол­жен вы­пла­тить - 10 ты­сяч лет ра­бом в ка­ме­но­лом­нях за поль­зо­ва­ние двор­цом, 25 ты­сяч лет за пи­ры ра­бом на га­ле­рах и 50 ты­сяч лет ра­бом на план­та­ци­ях за все ос­таль­ное. Впе­ре­ди у не­го веч­ность.
       Древ­не­гре­че­ская ми­фо­ло­гия го­во­ри­ла о жа­дности, как о по­ро­ке за ко­то­рый сле­ду­ет не­из­беж­ное на­ка­за­ние бо­гов. Царь Ми­дас по­лу­чил от бо­гов то, о чем про­сил, - что­бы все, к че­му он при­кос­нет­ся, пре­вра­ща­лось в зо­ло­то. Еда, к ко­то­рой он при­ка­сал­ся, так­же пре­вра­ща­лась в зо­ло­то, и вла­де­лец ог­ром­ных бо­гатств умер от го­ло­да. Си­зиф, за тот же по­рок был осу­ж­ден веч­но под­ни­мать ка­мень на вер­ши­ну го­ры, но ка­мень ка­ж­дый раз ска­ты­вал­ся вниз, к под­но­жию.
       Ми­фо­ло­гия по­тре­би­тель­ско­го об­ще­ст­ва пре­вра­ти­ла по­ро­ки в доб­ро­де­те­ли. Как го­во­рил ге­рой филь­ма Wall Street, "жад­ность пре­крас­на, она дви­га­ет эко­но­ми­ку". На­зва­ние цен­тров ав­то­мо­биль­но­го сер­ви­са на хай­ве­ях, "Ми­дас". Се­го­дняш­ний по­тре­би­тель, чью жад­ность ко все но­вым и но­вым ве­щам ис­кус­но куль­ти­ви­ру­ет ши­ро­ко раз­ветв­лен­ная и пси­хо­ло­ги­че­ски со­вер­шен­ная про­па­ган­да по­треб­ле­ния, по су­ти вы­­по­л­­няет роль Си­зи­фа и Ми­да­са.
       "Ка­ж­дый раз, ко­гда мы по­ку­па­ем но­вую вещь, мы ис­пы­ты­ва­ем ощу­ще­ние праздника, как во вре­мя встре­чи с но­вым ин­те­рес­ным че­ло­ве­ком, но очень ско­ро это чув­ст­во сме­ня­ет­ся раз­оча­ро­ва­ни­ем, вещь не мо­жет иметь от­вет­но­го чув­ст­ва. Это что-то вро­де од­но­сто­рон­ней и без­от­вет­ной люб­ви, ко­то­рая ос­тав­ля­ет че­ло­ве­ка в со­стоя­нии эмо­цио­наль­но­го го­ло­да. Пы­та­ясь пре­одо­леть чув­ст­во без­за­щит­но­сти, чув­ст­во бес­цвет­но­сти, пре­сно­сти на­шей жиз­ни и внут­рен­ней пус­то­ты, мы, на­де­ясь, что боль­шее ко­ли­че­ст­во ве­щей, ко­то­рые мы смо­жем при­об­ре­сти, все-та­ки при­не­сут нам ост­ро же­лае­мое чув­ст­во бла­го­по­лу­чия и ра­до­сти жиз­ни, уве­ли­чи­ва­ем на­шу про­дук­тив­ность и еще глуб­же по­гру­жа­ем­ся в со­стоя­ние бе­зыс­ход­но­сти." Фил­ипп Сла­тер, аме­ри­кан­ский со­цио­лог
       По­треб­ле­ние пре­вра­ти­лось в ос­нов­ную фор­му куль­тур­но­го до­су­га, по­се­ще­ние мол­ла, ог­ром­но­го су­пер­со­вре­мен­но­го рын­ка по­тре­би­тель­ских то­ва­ров, важ­ней­шая фор­ма вре­мя­про­во­ж­де­ния. Сам про­цесс по­ку­пок ста­но­вит­ся ак­том са­мо­ут­вер­жде­ния, под­твер­жде­ни­ем человеческой пол­но­цен­но­сти и име­ет для мно­гих те­ра­пев­ти­че­ский эф­фект - это ус­по­каи­ва­ет. Тот, кто не мо­жет по­ку­пать, чув­ст­ву­ет се­бя со­ци­аль­но ущерб­ным.
       В са­бёр­бах, во вре­мя уи­­­к­э­н­­да, мож­но уви­деть рас­про­да­жи, "garage-sale", на га­зо­нах пе­ред до­ма­ми. Хо­зяе­ва до­ма про­да­ют не­нуж­ные им ве­щи. Не­ма­ло ве­щей про­да­ют­ся в том же ви­де в ка­ком они бы­ли ку­п­ле­ны, в не­рас­кры­той ма­га­зин­ной упа­ков­ке. Это ре­зуль­тат "shopping-spree", по­ку­пок, со­вер­шае­мых не ра­ди не­об­хо­ди­мо­сти, а ра­ди ощу­ще­ния сво­его об­ще­ст­вен­но­го ста­ту­са. Ус­пех дос­тиг­нут, жизнь уда­лась.
       Про­ро­че­ст­во про­све­ти­те­ля Сен-Си­мо­на: "Власть над людь­ми сме­нит­ся вла­стью над ве­ща­ми", не оп­рав­да­лось, власть лю­дей над ма­те­ри­аль­ным ми­ром сме­ни­лась вла­стью ве­щей над ми­ром че­ло­ве­че­ским. Во вре­ме­на Сен-Си­мо­на ни­ще­та бы­ла ши­ро­ко рас­про­стра­не­на, и, ка­за­лось, что толь­ко ма­те­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие соз­даст тот фун­да­мент на ко­то­ром стро­ит­ся дом, пол­но­цен­ная, дос­той­ная че­ло­ве­ка жизнь. Но дом по­стро­ен не был, построен был толь­ко фун­да­мент, с го­рой ве­щей на нем, а сам вла­де­лец служит своим вещам, жи­вет внут­ри ве­ще­во­го скла­да.
       "Аме­ри­кан­ца ок­ру­жа­ет ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во ве­щей, об­лег­чаю­щих жизнь, о ко­то­рых ев­ро­пе­ец мо­жет толь­ко меч­тать, и, в то же вре­мя, весь этот ма­те­ри­аль­ный ком­форт не мо­жет за­ме­нить ог­ром­ный эмо­цио­наль­ный, чув­ст­вен­ный и эс­те­ти­че­ский объ­ем че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, ко­то­рый и со­став­ля­ет ос­нов­ное со­дер­жа­ние ев­ро­пей­ско­го "ис­кус­ст­ва жиз­ни"." Анг­лий­ский со­цио­лог Га­рольд Стирс.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гофман Михель Д. (jacof@verizon.net)
  • Обновлено: 14/11/2010. 25k. Статистика.
  • Эссе: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка