Головачёва Лидия Ивановна: другие произведения.

Даоский монастырь Белых облаков в Пекине: первый приход

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 30/07/2021.
  • © Copyright Головачёва Лидия Ивановна (valliu@hotmail.com)
  • Обновлено: 25/10/2012. 10k. Статистика.
  • Впечатления: Китай
  • Иллюстрации: 8 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из путевых заметок автора о поездке в Китай в декабре 1991 - янвваре 1992

  •   Л И Головачёва. Пекин декабрь 1991, [Чай Жэнь-дун]
    13 декабря. День прошёл под эмблемой даосизма. Утром мы с Чаем (Чай Жэнь-дун. Однокурсник и друг автора со времен учёбы в ЛИСИ в 1955-1960 гг.) поехали в даоский монастырь белых облаков - Байюньгуань (ниже БЮГ). Оказалось, что там расположена даоская религиозная школа и Союз даосистов. Монастырь, поостренный в 16 в., восстановлен в 1988 г., причём много денег вложили японцы и сингапурцы, о чём говорит специальная стела и очень многие висящие в храмах красные штандарты, похожие на наши переходные вымпелы.
    Ворота в Байюньгуань [ Валентин Лю 2012]
      Монастырь очень красив. Мы сначала заспешили на внутренние дворы - смотреть, где будет служба. Но потом вернулись назад, чтобы купить курительные палочки. В отделе обслуживания, где они продавались, было много вещей, в том числе книги. Но мы торопились и рассудили их рассмотреть на обратном пути, о чём, конечно, и забыли потом.
    По дороге стало попадаться много молодых монахов, которые выходили из боковых павильонов, где расположены кельи. Монахи низкорослы и круглолицы. Лица напоминают кошачьи мордочки, что выдаёт их южное происхождение. Действительно, оказалось, многие переведены сюда в 1988 г. из южных монастырей, хотя есть и шаньдунцы. Одеты монахи в синие свободные рубахи и в синие же штаны. На ногах бусе (Бу се - традиционная тряпичная обувь) и белые какие-то толстые обмотки. Волосы подняты наверх и заколоты палочкой, что делает юношей похожими на девушек. Утром они ходили простоволосыми, а потом на головах у одних появились круглые чёрные шапочки с прорезью для причёски, а у других - четырёхугольные с белой бляхой посередине.
    Монахи и паломники [Валентин Лю 2012]
      Служба - в предпоследнем дворе. Она оказалась не такой многолюдной, как в Юнхэгуне. Читали цзины (Цзин - канон. Отрывки из даосских канонов, читаемые как молитвы) 8 монахов, стоявшие перед изображениями 3-х высших святых даосизма, спиной к зрителям. Играл оркестр, состоящий из скрипок ху цинь, каких-то духовых инструментов - шэней, представляющих набор трубок. (Шэн - традиционный духовой музыкальный инструмент. Набор связанных в ряд трубок из бамбука разной длины, соединённых единым основанием. Как правило, небольшой по размеру) Стучали барабаны. Исполнение музыки показалось мне грубоватым. Музыканты свободно входили и выходили, начиная играть с любого места. Монахи, завёрнутые в красные плащи с тёмной каймой, сначала просто гнусавили мелодию. Потом один из них начал чтение, а другие продолжили хором. Разобрать ничего было нельзя, конечно. Потом мы увидели в музеях и список цзинов, и сами цзины на бумаге. Музыка играла почти без перерывов. Закончилось это чрезвычайно быстро - через полчаса. Монахи посвёртывали свои плащи и удалились по местам, на дежурства в храмах и другую, скрытую от наших глаз домашнюю работу.
      Мы купили в этом храме звукозапись двух даосских представлений, которые даются при определённых днях. Кассеты - по 7 юаней. Участие в представлении - 10 юаней, но надо записываться заранее. Хорошо бы придти сюда ещё разок, да вместе в Ни Хун-цзинь! (Ни Хун-цзинь. Подруга автора. Известная китайская пианистка, окончившая в 1950-х гг. Московскую консерваторию)
     У алтаря [ Валентин Лю 2012]
    Мы пошли осматривать храмы. В каждом - по нескольку изображений святых из даосского пантеона. Почти все держат в руках рыбку инь-ян. Я везде ставила курительные свечки. Не очень многочисленные верующие истово кланялись святым, становились на колени и касались лбами подушечки, на которой стояли. При каждом поклоне дежурящий в храме монах ударял колотушкой в цилиндрический сосуд-колокол, и раздавался мелодичный звон. Сначала мы осмотрели самый последний, двухэтажный храм. Наверху изображения "Трёх чистых". (Три чистые, три чистейших - сань цин. Трое наиболее почитаемых даосских святых: Юй Цин, Шан Цин, Тай Цин. Почитаются со средних веков (3-6 вв.)) Красивая галерея, которую так и хочется снять на слайдовую плёнку. Внизу надпись 方丈. Это, оказывается, патриарх. Мы попытались вступить в разговоры с монахами ещё при покупке кассет. Чай не знал, как обратиться. Может быть, сяо шифу 小师父? Оказалось, он попал в точку. Первый монах ответил нам неохотно. Мы спросили, какое значение имеют разные шапки. Отчет был, что никакого, здесь все равны. Это, конечно, не так. Боковые храмы отведены под музеи. Здесь я была просто очарована - одежда, издания Даодэцзина, Дао-цзан, изображения Лао-цзы, издания цзинов, ритуальные предметы. Здесь я увидела очень интересный отпечаток под названием нэй цзин ту 内经图, который хранится в этом храме.
    Нэй цзин ту [Валентин Лю 2012]
    Спросили у монаха, не продаётся ли. Он ответил, что продаётся, но сейчас нет. Продавали за 200 юаней. Как будто бы этот рисунок ещё не опубликован. Глаза и зубы разгорелись. Но что делать? Интересно уже то, что отпечатки можно (теоретически) купить. Только я не академик Алексеев, которому деньги давали.
      В одном из боковых храмов мы разговорились с пожилым полным монахом с бородкой. Сначала спросили его, что значит иероглиф 戒 цзе4. Получили ответ, что это заповедь (воздержание): не убивать живого, не воровать, не лгать, не жениться, не пить и не курить и т.д. Шоу цзе 受戒, как показал словарь, означает постриг. Ещё спросили про значение иероглифа ци 炁, которого нет в словаре. Он ответил, что это ци 气. (Ци - воздух, пневма) Фраза 气道不死 - Дух Дао не умирает. Почему словарь не даёт этого иероглифа, не знаю. Я спросила, может ли иностранец поступить в даосский монастырь. Такого не бывало. Сюда приезжают монахи из других монастырей в основном с юга. Жизнь очень трудная. Жениться нельзя, надо много работать и во всём себе отказывать. Иностранец этого не может вынести. Да ещё нужно получать рекомендацию от местных властей - оттуда, откуда прислали. По меньшей мере, надо знать китайский язык, а то что будет делать в монастыре - только двор подметать? Впрочем, добавил он, если бы такой человек появился, он мог бы написать рекомендательное письмо на юг, там не такие порядки по принятию, как здесь.
      Чай спросил, как называть монахов. Тех, кто старше, можно - даоши 道士. Молодых - сяо шифу 小师父. Между собой монаха могут звать дао-е 道爷... А где находится патриарх? Он в горах на юге. Всего один раз после Освобождения (Имеется в виду образование КНР в 1949) появлялся здесь на несколько дней. Монахи настойчиво учатся, несут дежурство, работают по монастырю. ... В двухэтажном храме мы видели, как молодой монах на галерее делал Тайцзицюань. Но при нашем появлении он, к сожалению, ретировался. Мы спросили, учатся ли цигун, медитации и т.д. - Да но не днём, а ночью, в час "цзы. (Стража цзы 子 - ночная стража с 11 вечера до 1 часа ночи) Здесь есть мастера. Например, на заднем дворе сейчас один монах не ест уже месяц. - Бигу? - Да, бигу.(Бигу 辟谷 - практика с использованием голодания, отказа от твёрдой пищи) - А учителя назначаются? - Нет. Каждый, придя сюда, сам находит себе учителя. ... Как учат? Отвечают на вопросы. Если ученик не спрашивает, то учитель не отвечает. Всё равно, ведь, он не запомнит. - А если спросят, то тоже не обязательно ответят? - Нет, обычно отвечают.
      Сам этот монах обитает здесь уже три года, т.е. с момента восстановления монастыря. Приехал он из Циндао, в монастыре - с детства. Монах должен от всего мирского отрешиться, быть сосредоточенным на учёбе. ... Тут, вдруг, появился молодой монашек с кошачьей мордочкой. Наш собеседник сказал: "Ся бань ла!"(Ся бань ла 下班了- конец работы), и стремительно удалился. Я пожалела, что не спросила разрешения сфотографироваться...
    монах в БЮГ [Валентин Лю 2012]
      Был час обеда. Монахи бродили по двору с чашками риса. Через некоторое время при осмотре другого храма Чай, вдруг, заметил этого монаха во дворе и пошёл спрашивать про фотографии. - Можно. Я завозилась, устанавливая последние свечки в курильницу во дворе. Он сказал: "Поскорее". Мы щёлкнулись, и монах велел прислать ему фотографии. Его зовут Ли Вэнь-пу 李文潽.
      Мы зашли в последний храм, перед которым прохаживалось много монахов. В храме молодой здоровенный вонах, вдруг, стал расспрашивать Чая, откуда я. - Из СССР. - Из какого СССР? Ведь теперь в Сулянь (Сулянь 苏联 - кит. Советский Союз) много государств? - Из России. - А говорят, у вас там ничего нет, и цены растут. ... Мне это не понравилось. Монах лениво стукнул колотушкой в ответ на поклон очередного верующего своим подопечным святым. И опять к разговору... Пожилая женщина обратилась к нему, она хочет оказать гун ян 供养 (поддержку), принесла коробку высокосортного печенья. Он взял небрежно, сунул за подсвечник. Она стала поправлять, а он - опять за разговор. - Ты недавно сюда поступил? (Намёк прозрачный, что, мол, не понимаешь в ли 礼) (Ли 礼 - кит. ритуал, церемония). Он ответил, что здесь уже три года. - И всё ещё интересуетесь телевизором и положением за рубежом? (Опять прозрачный намёк). Мы уходим, т.к. разговаривать неприятно. Фотографируемся перед входом и забываем посмотреть книги в магазине. Видно, оголодали...
      Ваза у алтаря [Валентин Лю 2012]
    Вечером смотрим по телевизору какую-то серию итальянского фильма о Пу И (Пу И (1906-1967) - последний китайский император, представитель маньчжурской династии Цин (1644-1912)). Показывают как раз БЮГ. Под большой вазой, на которую я обратила внимание, оказывается подземный ход. При нападении на монастырь маньчжурских войск в бой с ними вступает белобородый старец в белоснежном одеянии, который демонстрирует необыкновенную ловкость и молодое проворство, защищая святыню...
      
      
  • Комментарии: 5, последний от 30/07/2021.
  • © Copyright Головачёва Лидия Ивановна (valliu@hotmail.com)
  • Обновлено: 25/10/2012. 10k. Статистика.
  • Впечатления: Китай
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка