Головачёва Лидия Ивановна: другие произведения.

Пекин. Город "малого благоденствия"

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 25/08/2011.
  • © Copyright Головачёва Лидия Ивановна (valliu@hotmail.com)
  • Обновлено: 18/08/2011. 29k. Статистика.
  • Впечатления: Китай
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пекин, древний город с молодым лицом, удивляет своими быстрыми переменами даже тех, кто навещает его каждый год. Из Украины - в столицу "малого благоденствия".

  •   Китайская Народная Республика, отметив в октябре 2004 года свой 55-летний юбилей, сразу же затем в четвертый раз отмечала юбилей Конфуция. Древний мудрец, которого в течение трех четвертей ХХ века обвиняли в том, что он своей философией довел Китай до рабского состояния, и в поклонении которому революционеры видели чуть не главную причину отсталости Китая, в 1989 году вновь официально вернулся на историческую сцену своей родины. Тогда одновременно с сорокалетием КНР праздновалась 2540-ая годовщина со дня его рождения. С тех пор юбилейные торжества проводятся каждые пять лет Праздничные мероприятия всегда включают большой научный симпозиум, собирающий ученых конфуциеведов со всего мира. В качестве участника такого форума в Китае побывала и я - через пять лет после предыдущего юбилея Конфуция.
      
      Я ехала поездом Москва-Пекин через Монголию (МНР), Внутреннюю Монголию (автономный район в составе КНР), через угледобывающую провинцию Шаньси, через древний проход в Великой Китайской Стене. Не первый раз пришлось мне следовать этим путем, который дает возможность сравнить между собой сразу три страны бывшего и настоящего социализма. Подобное "наблюдение жизни" в Китае иронически называют "любоваться цветами, не сходя с коня", критикуя способ, которым проводят "обследование на местах" нерадивые китайские чиновники из столицы. Разумеется, с железного коня заметишь не так уж много. Однако, глядящему из окна поезда на территории Китая после России и Монголии нечто сразу бросалось в глаза.. Что именно? Порядок - вот что. На пограничной станции Эрлянь нет полуразваливащихся корпусов депо, нет в окнах битых и грязных стекол. В цеху, где происходит смена колесных тележек (пассажиры при этом не покидают вагонов), идеальная чистота, пол вымощен белой и красной плиткой. Рабочие в новеньких робах и касках, новенькие домкраты с автоматическим управлением, в цеху надписи "Строго следите за качеством работы", "Соблюдайте железную дисциплину". А вся операция смены колес состава заняла около 30 минут. Это было похоже на хорошо организованное шоу. Возможно, задумка таковой и была - вы должны заметить, что въезжаете в страну порядка. Но на другое утро из окна были увидены и другие удивительные вещи. Мы ехали через районы, пораженные эрозией почвы. Одно дело - когда читаешь об этом, совсем другое - когда твоим собственным глазам предстоит вид истерзанной, изъязвленной оврагами и трещинами земли. Кто хоть раз видел эту страшную картину, не может ее забыть. Вот он, экологический кризис, во всем своем ужасном обличье. Я увидела это впервые пять лет назад. И сейчас эрозия не исчезла, но мы наблюдали поражающие широтой своих масштабов мероприятия по борьбе с ней.. Снимаются многометровые слои земли, которая разравнивается (не знаю, как с "плодородным гумусом", о котором нас учили, что он располагается тонким слоем по поверхности земли), строятся огромные дамбы, откосы которых укреплены камнем. Проводятся массовые лесопосадки. Смотришь на это и думаешь - нет, человек что-то еще может, он еще в силах исправить свои ошибки. Мы проезжали промышленные предприятия, расположенные вдоль дороги. Удивление: нет груд железа, старых поломанных машин, мусора - такой привычной нам картины. На чистых площадках множество новой строительной техники. На деревенских полях, которые проносятся перед глазами пассажиров, техники немного, тут больше ослы и быки, изредка маленькие трактора. Урожай в основном уже убран, поля сразу же снова засеваются и засаживаются овощами. Дома в деревне уже не блещут той новизной, что пять лет назад, но это все каменные дома, часто двухэтажные, старых мазанок уже нет в помине. Ближе к столице параллельно с железной дорогой появляются высокоскоростные шоссе, сеть которых покрывает сейчас Китай. Вот проехали уже участок Великой стены в окрестностях Пекина. Стена эта сейчас представляет собой великий аттракцион для туристов и дает великие доходы, поэтому она реконструирована по всей своей былой протяженности, а может быть, и там, где ее никогда не было.
      
      А вот и столица. Территория ее стремительно растет. Как же, в Пекине уже около 12 миллионов жителей, притом пекинцы начинают отвыкать от той невероятной скученности, в которой жили столетиями. Как грибы, растут новые микрорайоны многоэтажных жилых домов. Большинство еще не заселено. Сюда предстоит переехать людям, которые жили в центральных районах города. Городская черта разгружается и с этим, конечно, связано множество коллизий. Чем ближе к центру, тем размеры зданий становятся выше, они приобретают характер небоскребов. Пекинский вокзал, еще недавно самое высокое здание в этой части города, теряется среди них.
      
      В Пекине я проведу месяц. За исключением пяти дней конференции, остальное время буду жить в университетском кампусе у своих китайских однокурсников, учившихся со мной в Ленинграде в 50-х годах. Они сейчас уже на пенсии, лишь некоторые еще работают (в Китае много народу, надо уступать место молодым), поэтому у них есть время для того, чтобы сопровождать меня в моих экскурсиях по городу.
      
      Кстати, о пенсиях. Вопрос этот моих китайских друзей интересует. Я имею в виду, что их интересует наша пенсия и сравнение ее с китайской. Когда я рассказываю о том, какой была недавно пенсия на Украине и как она выросла теперь, они изумленно ахают. И больше никогда не разрешают мне платить за что-либо в наших совместных походах. У них, представителей технической интеллигенции, пенсия от 300 до 600 долларов в месяц. А в Пекине можно прилично питаться (если питаться дома) за 50 долларов в месяц. ( Доллары - это я перевожу в них для удобства сравнения. В Китае нет свободного обмена валюты, хотя существует развитой черный рынок. Едущие за границу имеют право обменять определенную сумму). Тут надо сказать, что в Китае совсем другая пенсионная система. В недавнем прошлом пенсию выплачивало не государство, а организация, где пенсионер работал. А работал он в этой организации всю жизнь, переходы из одной организации в другую для Китая не были характерны, разве что переводы. Теперь положение изменяется. Многие предприятия перестали существовать, по крайней мере, в прежнем качестве. Государству приходится брать на себя их функции по выплате пенсий. Пенсионеры от этого страдают, потому что на действующих предприятиях они получают дополнительные выплаты. Тот, кто потерял "железную чашку риса", т.е. работу на государственном предприятии, будет заботиться о своей будущей пенсии сам. Поэтому работа на таком предприятии очень ценится, не имеющий ее считается "безработным".Не получают пенсии крестьяне, составляющие 90% населения. Крестьяне кормятся от земли, наделы которой даются на 50 лет, или от работы на поселковых предприятиях. В действительности мужское деревенское население массово уходит на заработки в города, в основном на строительство, на черные работы. Труд таких рабочих чрезвычайно дешев. Но они рады получить и такую работу, поэтому ручной труд везде превалирует - зачем использовать технику, например, для земляных работ, даже большого масштаба, если лопатой рыть дешевле? Дешев и более квалифицированный труд - поэтому промышленно развитые страны в массовом порядке переносят в Китай свои предприятия. А деревенских стариков кормят их дети. При политике единственного ребенка в семье каждой молодой семье приходится кормить четырех стариков. Это слишком тяжелое бремя, поэтому крестьянам сейчас разрешено иметь двоих детей.
      
      За несколько дней до начала конференции я успеваю бегло осмотреть китайскую столицу. Признаться, я ее просто не узнаю. Изменения гигантские, мне иногда приходят в голову слова "нечеловеческие размеры". Это касается размеров зданий, на узких улицах не видно их вершин. А улицы на самом деле не такие уж узкие, многие прежние одноэтажные улицы просто снесены ради расширения транспортных артерий. Особо видны изменения в бывших пригородах, где располагаются университетские кампусы и институты Академии Наук Китая. Их немногочисленные пятиэтажки стояли в 60-х среди деревни. Сейчас эти районы превращены в огромные научно-технические парки с современной инфраструктурой. Улицы города полны машин. В столице строится уже шестое транспортное кольцо, но пробки все равно возникают в часы пик, хотя движение личного транспорта ограничено и им можно пользоваться не каждый день.
      
      Где можно узнать жизнь большого города, как не на рынках, в магазинах и так называемых местах общественного питания? Я не большой любитель ходить по магазинам, но в Китае это увлекательное занятие. Во-первых, впечатляет "широта ассортимента", если выражаться суконным языком. Если же сказать просто, то ты будешь идти и удивляться - чего только не выдумали китайцы? Чего только они не переняли у других? И, во-вторых, стоит это довольно дешево, но, сверх того, вам еще и уступят в два раза дешевле, если дадите себе труд поторговаться и проявите при этом сколько-нибудь искусства, которое очень ценится. Конечно, такое возможно только, когда предложение превышает спрос и превышает намного. В Китае много дорогих магазинов, больших государственных и иностранных универмагов, но многие из них постепенно превращаются в более дешевые маркеты. Китайцы ценят качество, добротность товара, торговую марку. Вещь длительного пользования обязательно покупается в хорошем магазине. А вообще-то и в дешевом можно купить то же самое, если только гарантия не нужна. Так же и с едой. Рестораны большие, малые, крошечные, закусочные, забегаловки - на любой вкус и на разный карман. Ресторан или кафе со шведским столом обычно обходится по 8-9 ам. долларов с носа (старики после 65 лет платят в два раза меньше). А в маленьком и не столь украшенном заведении можно хорошо поесть на доллар и даже на пол-доллара. Одновременно с этим - кафе и рестораны мировой кухни (китайцы любят экзотику, здесь и русская "Волга" с девушками в сарафанах и бразильские барбекью с мучос в полотняных рубахах и широких панамах, а вообще и в китайских ресторанах сейчас персонал в национальных костюмах). И над всем - вездесущие Макдональдзы и Кентукки Чиккензы, пользующиеся большой популярностью в качестве "фаст-фуд", хотя им, конечно, не сравниться с находящимися поблизости, но, тем не менее, потесненными с больших улиц в переулки китайскими "куай-цань", как раз предназначенными для быстрого перекуса.
      
      Китайская столица не только обновляется, но и хорошеет. Можно спорить относительно архитектурных решений, принятых в последние годы. Мой старый друг-шанхаец, рассказывал о впечатлении, которое произвел на него Пекин начала 50-х, когда он впервые приехал в этот центр Поднебесной. После Шанхая, давно приобретшего европейский вид, Пекин выглядел серой, бедной, унылой большой деревней. Сейчас это уже суперсовременный город, хотя до его полной реконструкции далеко. Островки старого города, видимо, будут консервироваться. В противоположность прежнему, Пекин -зеленый город. На четырнадцать километров вокруг центра протянулась парковая полоса на месте бывшей городской стены. Уличные газоны - отличительная особенность сегодняшнего дня. Широкие посадки деревьев. А там, где вдоль улиц из-за их недостаточной ширины нет места для газонов, выставляются миллионы глиняных горшочков с цветущими растениями. Отдельно хочется сказать о мощении улиц. Мне не приходилось бывать за границей нигде, кроме Китая. Подозреваю, что в цивилизованных странах такое есть, но для меня это было ново. "Почему это у вас тротуары так мостятся? Вот здесь какая-то узкая дорожка с длинными рельефными полосами, вот здесь вдруг на ней появляются участки с рельефными маленькими кружками, а дальше опять полосы. Дорожка отличается от остальной части полотна тротуара. Это ведь что-то означает?" - "Да, это дорожки для слепых". Н-ну! Они еще и о слепых подумали! и об инвалидах думают! Подземные и надземные переходы составляют большую проблему для колясочников и для велосипедистов. Сейчас рядом со старыми переходами, в устройстве которых интересы этой группы населения не учитывались, строятся дополнительные пандусы.
      
      Непрерывно растет число парков и скверов, их устройству уделяется большое внимание. Пекинские парки - это поэмы, их нельзя описать в двух словах. Но эти два слова я истрачу на рассказ об их функционировании. Это центры культурной жизни и отдыха. Зайдите сюда ранним утром, пусть даже туман еще не рассеялся, пусть даже сеется мелкий дождик. Здесь занимаются цигун, здесь занимаются китайской гимнастикой. В отношении цигун, как замечают местные жители, сейчас наступает "оттепель". Пять лет назад из-за политических выступлений, в которых участвовали занимающиеся цигун стиля "Фалунь да фа", занятия цигун вообще оказались если не под запретом, то под подозрением и почти повсеместно прекратились. Сейчас они возобновляются. Немного позже, когда начался рабочий день, парковые беседки оккупируют группы хорового пения. В отдельных местах раздаются арии из китайских опер. Это все пенсионеры. Они здесь встречаются, танцуют, играют в карты и в мацзян. Вход в парки платный, но пенсионеры могут купить льготный годовой билет во все парки за шесть долларов. Скверы, разумеется, бесплатные, но деятельность в них протекает подобная же. В парках, скверах и даже прямо на улицах, где есть какие-то подходящие площадки, установлено спортивное оборудование, предназначенное для упражнения пожилых людей и подростков. Оно интересно, отнюдь не примитивно, оно увлекает - и никогда не пустует. И, добавим, его не ломают. В Китае строгие порядки.
      
      Вечером в парки и скверы опять текут и пенсионеры и работающие. Люди всех возрастов группами занимаются европейскими и латиноамериканскими танцами, китайскими танцами и опять и опять цигун и гимнастикой. Это все на открытом воздухе. Но есть еще и специальные клубы для пожилых людей, они есть при каждом предприятии, учреждении, университетском кампусе. Один такой клуб в университете авиации и космоса я осмотрела подробно. Это большое трехэтажное здание оригинальной архитектуры, внутри зимний сад и бассейн с золотыми рыбками. Несколько канцелярских помещений, куда пенсионерам можно обращаться за помощью в решении разных вопросов. На первом этаже - телевизорная, здесь мягкие кожаные кресла, диваны, телевизор огромный, стоит много тысяч юаней. Телевизоры дома у каждого есть, но сюда приходят как в клуб. Далее идут залы для игры в покер, для игры в шахматы, бильярдная, библиотека и читальный зал, комната для хорового пения, зал для танцев, пения и караокэ, классы сольного пения, танцевальные классы, классы рисунка и живописи. Площадка для занятий цигун и спортивных занятий. Здесь же медицинский пункт, кафе почта, банк.. В коридоре стоит специальный аппарат, на котором пенсионер, введя свои данные, может проверить, правильно ли ему выплачивается пенсия.
      
      Да, забота о старшем поколении здесь не ограничивается выплатой пенсии. В дни моего пребывания в Китае отмечался праздник пожилого человека. Он длится почти месяц, начиная от 28 сентября, Дня Учителя, совпадающего с днем рождения Конфуция. В парках устраиваются гуляния, пожилые люди взбираются на вершины гор, украшенные разноцветными флагами. Раньше это было религиозное паломничество, сейчас такие путешествия носят светский характер, хотя в окрестных живописных горах повсюду расположены буддийские и даосские храмы и старики не преминут зайти в них и воскурить древним богам ароматные свечки. Некоторые делают это просто из воспоминаний о детстве, но число верующих возрастает с каждым годом. Земные поклоны перед статуями будд и бодисатв бьют молодые люди. В одном из монастырей я прочла надпись: "Если вы пожертвовали десять юаней (примерно 1 доллар) - распишитесь в книге почетных посетителей. Если вы пожертвовали 500 юаней - ваше имя будет написано золотом в списке донаторов на стене. Если вы пожертвовали 10 000 юаней - вам будет поставлена стела". Мы видели храм, построенный на пожертвования благочестивого предпринимателя. Статуя лежащего будды из белого нефрита усыпана драгоценными камнями. "Велики заслуги этого человека", - сказал монах. "Значит, только деньги имеют значение? Что может пожертвовать обыкновенный человек?" - спросили мои пока еще атеистичные друзья. Пришлось вспомнить евангельский стих о бедной вдовице, чей скромный дар, по словам Христа, перевешивал богатые дары, потому что она отдала все, что имела. Христианские аналогии часто приходят на память в буддийских монастырях, ибо слова священных книг имеют общечеловеческое значение. "Толчите - и отверзется вам", - говорит христианство. А здесь повсюду написано: "Молите - и вам непременно откликнутся".
      
      Другая сторона жизни - дети. В городах - один ребенок в семье. Это создает много проблем. Например, сужение и без того очень тонкого, относительно всего населения, слоя интеллигенции. Слишком тонкая нить родственных связей - у единственных детей нет ни родных, ни двоюродных сестер и братьев. А психологические особенности единственных детей? В семье их называют "маленькими императорами". Но мы говорим сейчас о другом - о порядке в государстве. Дети - будущее государства, и их нужно учить. В Китае три ступени школьного образования: начальное, среднее первой и второй ступени. Проект введения всеобщего обязательного среднего образования первой ступени еще далек от осуществления. Поэтому бесплатно сейчас в основном начальное образование. Детские сады платны и стоят дорого. Родители имеют маленькую передышку в расходах в период начальной школы. Потом они стараются устроить своих отпрысков в хорошую среднюю школу, часто далеко от дома. Школы имеют общежития для таких детей. Они имеют также общежития для преподавателей, которые живут далеко от школы. Надо сказать, что виденные мною школы были прекрасно оборудованы. Обычно школа - не одно здание, а комплекс зданий. Важное место среди них занимает библиотека, где ученики готовятся к занятиям. Классы компьютеризированы. Спортзал и стадион обязательны, а часто в школе имеется и бассейн. Дети одеты в форму, в каждой школе свой отличительный цвет курточек, брюк и шапочек (без различия пола), название школы вышито на вещах, принадлежность к своему учебному заведению ценится. Но, что паче всего, учитель в Китае - высоко оплачиваемая профессия. Это престижная профессия. Через 25 лет после окончания "культурной революции", во время которой учителя в первую очередь попали под удар, потому что разрушение всякого авторитета начинается с разрушения авторитета учителя, учитель снова стал уважаем. И, сдается, это один из ключей успеха китайского возрождения. Высшее образование в Китае платно и уже вполне перестроено организационно с советского на западный образец. В вузы поступают по результатам единого государственного экзамена. Добившиеся на экзамене хороших результатов могут получить банковский кредит на образование, который должен быть погашен после его завершения самим кредитополучателем или организацией, в которой он будет в дальнейшем работать.
      
      Самый поверхностный обзор жизни в китайской столице свидетельствовал о том, что страна не только не стоит на месте, но стремительно развивается. И в то же время в этом движении, как и требует китайская философия жизни, есть покой. Постепенно забываются беспорядки и своеволие времен "культурной революции". Вежливее стала молодежь. Старшим опять уступают место в транспорте, хотя и не всегда с большой охотой. Характерно, что с остановок автобусов убраны металлические заграждения, которые должны были сдерживать толпу при посадке несколько лет назад. Вместо этого на ключевых остановках теперь дежурят люди с флажками "Садитесь в автобус цивилизованно" в руках. Правда, и транспорт стал ходить лучше. Слово "цивилизация" и "цивилизованно" слышится часто. По канонам китайской философии, это означает, что цивилизация отсутствует (если бы она была, то о ней не говорили бы), но, с другой стороны, она выдвигается в качестве общей цели. Цивилизация как мир, покой и развитие. За такое ее определение китайский народ в десятилетней смуте "культурной революции" заплатил не одним миллионом жизней и не одним десятком миллионов исковерканных судеб. Поэтому неудивительно, что повсюду на улицах висят призывы: "Утром спокойно, уверенно идем на работу, вечером мирно и спокойно возвращаемся домой".
      
      Я спрашиваю всех своих знакомых, прямо-таки беру у них интервью по вопросу: "Что позволило Китаю достичь такого прогресса?" У меня есть свое мнение, но интересно, что думают они. Ответы не очень разнообразны. Все указывают на заслуги Дэн Сяопина, прекратившего идеологическую борьбу в стране и выдвинувшего лозунг достижения "малого благоденствия" для народа, под чем подразумевается, что каждый человек должен иметь условия для того, чтобы своим трудом обеспечить пищу и тепло (одежду и крышу) для себя и своей семьи. Дэн сказал также, что все не могут разбогатеть сразу, так пусть сначала богатеют отдельные районы и отдельные люди. При Дэн Сяопине так называемые "новые свободные экономические районы" в прибрежной восточной части страны защищались пропускным режимом. Сейчас въезд в них свободный. Экономическое развитие восточных и центральных районов сняло необходимость огораживать стенами эти первые анклавы "малого благоденствия". Теперь задача состоит в том, чтобы соответствующее развитие получили более бедные западные районы страны. А еще важно то, что Дэн Сяопин взял внешнеполитический курс на установление взаимовыгодных экономических отношений со всеми странами, считая, что экономика это самая лучшая политика. Новые правители Китая, сменившие Дэн Сяопина, сохраняют основные черты его политики, поэтому пользуются поддержкой населения.
      
      Собственно говоря, Дэн Сяопин не придумал ничего нового, он просто отказался от крайностей в политике и вернулся к соблюдению принципа "золотой середины", выдвинутого Конфуцием, к его же принципу "Малого Благоденствия", которые на протяжении беспримерно долгой истории существования китайского государства обеспечивали ему стабильность и процветание, коль скоро проводились в жизнь его правителями. Говоря "коль скоро проводились в жизнь", мы говорим о "человеческом факторе", без которого принципы мертвы. Хороший принцип - демократия. Но ведь как успешно демократия фальсифицируется, как хитро можно обойти закон! В древнем Китае, в отличие от древней Греции, идеалов демократии никогда не было. Конфуцианцы выдвинули другой принцип - меритократию: страной должны управлять высокообразованные и высокоморальные люди. С тех пор, как конфуцианство во П веке до н.э. сделалось в Китае идеологическим фундаментом императорской власти, для отыскания таких людей применялись не выборы, а трехступенчатые государственные экзамены, на которых определялась степень освоения кандидатом господствующей доктрины. Выдержавший экзамен имел право занять государственную должность, а победитель на столичных экзаменах - жениться на дочери императора. Немало достойных людей в истории Китая пришло на чиновничьи должности таким образом. О них слагались легенды, дожившие до наших дней. И в наши дни государственные экзамены на должность в Китае возрождены. Но не забудем, что повествованиями о том, как фальсифицировались результаты экзаменов, полна великая китайская литература. Никакая институция не может гарантировать от нарушения принципов, их соблюдение зависит от качества Человека. Специальные знания выучиваются, качества человека воспитываются. В Китае снова высоко ставится учитель, воспитатель, и очень важно, что этому способствует государство. Но не менее важно другое - самосовершенствование человека. В Китае относятся к самосовершенствованию серьезно. Некоторые, правда, думают, что разговоры о традиционной культуре, совершенствовании, Конфуции - не такие уж важные вещи. Разве можно сейчас строить жизнь "по Конфуцию"? Экономикой нужно заниматься, в ней все дело. Будет страна экономически жить лучше - и все другие стороны жизни сами собой устроятся. - Такой подход не отвечает китайской реальности, - возражают им другие. Китайская реальность - это прежде всего демографическое давление и относительно ограниченные природные ресурсы. Здесь главное - защита окружающей среды и отношения между людьми. Здесь человек должен научиться преодолевать себя и жить в единении с Небом, он должен научиться жить цивилизованно. Большой ошибкой было игнорирование древнекитайского мудреца, жившего в период времени, который позже получил название"Воюющих царств". В обстановке непрерывных усобиц, вражды, интриг и своеволия правителей мелких государственных образований на территории древнего Китая Конфуций выдвинул учение о цивилизации и обучал принципам, на основе которых цивилизация может осуществляться. Они доказали свою жизненность в наше время в тех странах, которые называются сейчас "Маленькими Драконами Восточной Азии". Первый из них - "Не делай другому того, чего не хочешь от другого себе" - считается порогом цивилизации . В западном мире он известен как "золотое правило нравственности". Золотое правило независимо высказано философами в разных регионах древнего мира в У!-У вв.до н.э. Цивилизация, или жизнь по понятиям разума, начинается там и тогда, где и когда начинают следовать "Золотому правилу". Мы привычно оперируем словом "цивилизация", зачастую придавая ему отрицательный смысл. У слов человеческих языков есть такое свойство - менять свое значение вплоть до обратного. Это свойство часто обманывает нас, скрывая суть того, что с человечеством происходит. Так, мы виним "цивилизацию" во многих бедах сегодняшнего дня, не отдавая себе отчета, что цивилизация - не вещь, а правильное взаимоотношение людей между собой, которое является условием творчества гармоничной жизни на земле. Так же неверно, между прочим, винить и "демократию". Другой принцип Конфуция - "Благородный муж требует от себя, мелкий человек требует от других". Из него, между прочим, следует, что цивилизация как гармоничная жизнь зависит от тебя самого. Тут, конечно, возражения непременно возникают. От меня все зависит, говорите? Я-то хороший, во всяком случае, у меня хорошие намерения, но другие мешают - они действуют иначе и все портят! Следует заставить их делать так, как надо. Естественная мысль! С нею в голове мы естественно скатываемся на позиции "мелкого человека", которому для порядка нужно единство, для чего он готов "подрубать ноги журавлям и вытягивать ноги уткам". Такое равенство и такой порядок в Китае осуществлялись не раз, но почему-то не радовали и долго не держались, неизменно кончалось все это смутой и крахом государственного управления. Как говорил Конфуций, живший в пору существования мелких государств: "У Благородного Мужа гармония компенсирует неравенство, у мелкого человека равенство восполняет дисгармонию". Самое драгоценное для правителя, твердил постоянно своим ученикам-правителям Конфуций, это гармония. Как научиться гармонии? Ей нужно учиться у неба. Солнце освещает всех. Но лицо будет освещено у того, кто стоит к солнцу лицом. Для этого нужно поворачиваться вместе с солнцем. А поспешил или запоздал - лицо твое окажется в тени. Солнце - символ разума и оно учит человека соблюдению меры, наглядно демонстрируя, что переборщить нисколько не лучше, чем недотянуть. Правитель, который ценит гармонию, должен соблюдать золотую середину как закон Неба, он первый должен печалиться тем, что печалит его народ, и стоять последним там, где наслаждаются благами жизни, олицетворяя собой меру. Там, где правитель знает меру и не требует от народа больше, чем он может дать без ущерба для своего самосохранения (иногда в трудные годы правитель должен не брать у народа, а давать ему), народ вступает в Малое Благоденствие. Правитель же так приобретает Притягательную Силу и с четырех сторон приходят к нему люди, неся за спиной своих детей, чтобы поселиться рядом.. Знание меры ведет не к равенству или единомыслию, оно ведет к Великому Единению. Малое Благоденствие - всего лишь врата Великого Единения. . Мы уже упоминали, что обеспечение Малого Благоденствия, или сытости и тепла для народа является сейчас в Китае лозунгом дня. Но Китай задумывается о будущем и не только о своем, о будущем всего мира и видит его в осуществлении Великого Единения, в котором будут мирно существовать и вести меж собой диалог все разнообразные культуры мира. Конфуцианство рассматривается как теоретическая основа такой цивилизации, как основа новой мировой этики.
      
      Далеко Украина от Китая. Но, узнав, что я с Украины, все с интересом расспрашивают меня о ней (по китайскому телевидению как раз говорят о первом туре выборов президента Украины). Некоторые думают, что Украина - аграрная страна. - Что вы, что вы, как мало мы знаем друг друга! Украина являлась крупнейшей по населению и индустриальному развитию республикой бывшего СССР! Сейчас это независимая страна с высоким развитием экономики и науки, с высокой образованностью населения, с традициями древней национальной культуры, с собственным языком и богатой литературой! - Непонятно только, почему вы при таких условиях плохо живете?...
      
      2004
    впервые опубликовано на Портале путешествий: http://tales-travel.com/news/tag/golovacheva-l-i/
  • Комментарии: 1, последний от 25/08/2011.
  • © Copyright Головачёва Лидия Ивановна (valliu@hotmail.com)
  • Обновлено: 18/08/2011. 29k. Статистика.
  • Впечатления: Китай
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка