"I believe that we parents must encourage our children to become educated,
so they can get into a good college that we cannot afford."
Dave Barry
Лига Плюща. Наверно, каждый американский родитель, которого судьба благословила собирающимся в колледж чадом, слышал про Ivy League. Для тех, кто не знает, Ivy League - это студенческая спортивная лига, в которой участвуют восемь самых крутых/престижных/богатых/элитных университетов страны. Какому именно виду или видам спорта посвящена эта лига, я признаться, не знаю, но это не столь важно. Знаменита Лига Плюща не спортом, а крутизной - тем, как трудно поступить в любой из университетов-участников; тем, как много знаменитостей и всяческой элиты (а также их менее одаренных потомков) получило образование в ее стенах; и тем, что диплом Ivy League - это супер-печать на хвосте, которая может открыть человеку многие двери. Если сравнивать с учебными заведениями бывшего Советского Союза, то это примерно как гибрид МФТИ с Институтом Международных Отношений. В смысле, чтобы поступить, нужны мозги, но одних мозгов мало, а нужен еще блат. Не буквальный советский блат, но, например, если все твои предки до десятого колена сидели в Сенате, то это, безусловно, помогает. А если этого нет, то нужны супер-мозги, и выдающиеся внеклассные достижения, и при этом еще желательно какие-нибудь тяжелые обстоятельства. Ну, например, если ты черный и при этом еще круглый сирота, и вырос в Гарлеме, питаясь фудстемпами, но все равно учился на одни пятерки и занимался спортом и общественной работой...
Дает ли учеба в Ivy League какие-то преимущества? Да, безусловно, дает, начиная от вышеупомянутой печати на хвосте, и кончая тем, что твои соученики - это самые супер-крутые, самые упорные, самые пере-блатные (в вышеупомянутом смысле). Лучше ли в Ivy League само образование, в смысле - профессора, лекции и т.п.? Наверно, в чем-то лучше. А в чем-то, наверно, нет... Как говорится, не знаю, не пробовал. Стоит ли пытаться поступить в Ivy League? Наверно, стоит - если ты подходишь под статистику. В дочкиной школе, статистика любезно предоставляется в Интернете. Для каждого колледжа, там есть диаграмма, которая показывает, сколько народу из ее школы поступало в прошлом, какой у них был средний балл, какой балл за экзамены, и результат. Все это анонимно, конечно. Для математиков уточню, что диаграмма представляет собой первый квадрант координатной плоскости, где по оси Х отложен балл за экзамены, по оси У - средний балл, и каждый абитуриент представлен точкой - зеленой, если поступил, и красной, если провалился. Общая картина чем-то напоминает карту звездного неба. Ознакомившись с этим произведением статистического искусства, я поняла, что шансы дочки поступить в Ivy League составляют приблизительно ноль целых, ноль десятых. Даже если каким-нибудь чудом она умудрится получить максимальную оценку за экзамены (цель, нормальному человеку практически недоступная), ее У-координата самым прискорбным образом выпадает за область зеленой туманности. Тут в скобках я хочу отметить, что из информации, предоставляемой самими колледжами, ничего подобного совершенно не следовало, а наоборот, следовало, что шанс есть. Да, говорили колледжи, у нас высокий конкурс. Но, мы рассматриваем каждого абитуриента в совокупности и не надо думать, что у вас слишком низкий балл. Просто подавайте документы, чем вы рискуете, кроме небольшой суммы за заявление? Все это, разумеется, как говорят в Америке, бычье дерьмо. Грязный маленький секрет поступления в колледж заключается в том, что чем больше народу подает заявления, тем более хорошо колледж выглядит в рейтингах. В чем смысл этого для Лиги Плюща я, правда, понять не могу. Конкурс туда и так выше крыши. Любой из колледжей, если бы захотел, мог бы набрать класс, состоящий из круглых отличников, а также спорстменов(к), комсомолок, и, даже, возможно, красавиц. Кстати, интересно, существует ли рейтинг колледжей по внешним данным студенток, и если да, то кто на первом месте?
Университет имени товарища Брауна... О статистике, позволяющей реалистично взглянуть на свои шансы, а также их отсутствие, мы узнали только в этом году. А в прошлом, мы еще пребывали в наивной иллюзии, что если дочка очень захочет, то поступить в Ivy League - заведение вполне можно и даже реально. Особо острого желания у нее, правда, в этом вопросе не наблюдалось - она тогда как раз проходила через этап острого увлечения анимэ, - но идея попробовать поступить в Университет Брауна была встречена с симпатией. Так что в один ясный весенний день мы погрузились в мой верный драндулет, и отправились поглазеть на это чудо высшего образования. Благо, и ехать было недолго, полчаса - и мы там.
Для тех, кто не знает, Университет Брауна - это один из университетов Ivy League. Считается, что он не такой навороченный как Йэль или Гарвард, и что народ там приятнее. Находится он в городе Провиденс, штат Род Айленд. Провиденс на русский язык переводится как Провидение. Кроме Brown University, в Провиденсе находится знаменитое училище дизайна, а также приличный театр и зоопарк. Это, пожалуй, единственное что можно сказать в его пользу. Несмотря на такое красивое название, город это гнусный и жить в нем небезопасно. Студенты живут в общежитиях на территории университета, или снимают жилье рядом с ним, так что социальные проблемы города их, в общем, не затрагивают.
Что мы увидели в Университетe имени товарища Брауна? Да, в общем, ничего и не увидели. Для нас это была первая поездка, но с нами был опытный человек - подруга моей дочери, на год старше ее. Для нее это был первый колледж из Ivy League, но, по ее словам, на вид все колледжи абсолютно одинаковы. Красные кирпичные здания - в основном, готического стиля; аккуратные лужайки; студенты, с деловым видом снующие туда-сюда; экскурсоводы из числа студентов, которые, все без исключения, твердят как в их колледже студенты учатся с утра до ночи но при этом еще умудряются жить насыщенной социальной жизнью, и заниматься хобби, и спортом, и, главное, исследовательской работой под руководством выдающихся профессоров. Все это можно увидеть-услышать и в колледже Ivy League, и в самом захудалом заведении, которое принимает без конкурса, или почти без конкурса, только деньги плати. Дистанция между тем и этим, разумеется, огромного размера, беда только, что усмотреть ее, побывав на дне открытых дверей, практически невозможно. Все говорят, надо ездить по колледжам, надо ездить по колледжам. Наверно, надо, но застрелите меня, если я понимаю зачем. Поездим побольше, тогда, возможно, поймем.
Вы спросите, а как насчет плюща? Да, плющ был. Вился себе по готическим стенам. Говорят, очень вредно для поверхности - разрушает кирпич и известку. У нас на доме тоже как-то завелся плющ, и начал забираться по трубе. Но муж быстро отрубил ему голову.
Если не плющ, то что же?Вы спросите, а что же делать детям, которые не дотягивают до Лиги Плюща? Не считая экзотики типа учебы за границей, возможностей существует три. Можно пойти в частный колледж попроще, или в государственный (public) университет, или в государственный же community college. Community college - это не институт в нашем понимании, а скорее что-то вроде техникума. Если выбрать подходящую специальность, после него можно пойти работать - например, медсестрой. Можно также закончить два курса и перевестись из community в настоящий колледж - так поступают те, кто хочет сэкономить денег. Берут в community college без экзаменов, и учиться в них непрестижно и некайфово, но дешево. Поступают в них, в основном, три категории ребят - двоечники, прагматики, и те, у кого совсем нет денег. Ни в одну из этих категорий дочка не подпадает (тьфу-тьфу, как бы не сглазить относительно первой и третьей), так что этот вариант мы всерьез не рассматривали.
Государственный универсистет - это следующая относительно недорогая возможность получить образование. Он стоит дороже чем community college, но гораздо дешевле, чем частный (если это университет своего штата - в другом штате ты будешь считаться out-of-state и заплатишь почти столько же, сколько в частный). Университеты эти, как правило, большие, имеют широкий выбор специальностей, славятся сильно пьющим студенчеством, и, в общем, весьма напоминают ВУЗы советского периода. В смысле кто хочет, тот учится, кто не хочет, тот валяет дурака, и всем на тебя наплевать. Если верить рейтингам, в некоторых штатах университет хороший, а в некоторых - так себе. Университет нашего штата считается средненьким, но тем не менее, туда подают заявление буквально все - по принципу, что если в другие не примут, или примут, но не дадут денег, то будет куда пойти. В результате, конкурс туда растет, и через некоторое время, возможно, университет станет лучше, или, по крайней мере, поднимется в рейтингах - что, как известно, далеко не одно и тоже.
И наконец, last but not least, ребенок может пойти в частный колледж, которых существует миллион, и на все вкусы. Есть престижные, с высоким конкурсом, почти как в Ivy League. Есть не такие престижные, но борющиеся за то, чтобы стать престижными. Есть непрестижные, и не имеющие никаких шансов стать престижными, но старающиеся всячески скрыть это обстоятельство. И наконец, есть непрестижные и не скрывающие этого, а объявляющие во всеуслышание, что берут всех подряд. Последних и предпоследних, разумеется, следует избегать как чумы. Узнать их легко по отсутствию конкурса, и - для скрывающей свой позор категории - повышенному количеству демагогии на веб-сайте. А вот как выбрать среди остальных - задача гораздо более сложная. Во-первых, как понять, какие из престижных и полу-престижных лучше, а какие хуже? Какие на самом деле дадут образование, а какие - только диплом? Самое главное - какой, черт побери, колледж позволит ребенку найти работу по специальности, или пусть не по специальности, но не слишком гадкую? И наконец - сколько, во имя всего что свято, все это будет стоить? Последний вопрос - это потому, что плата за обучение заранее неизвестна, а определяется по законам спроса и предложения.
Закон спроса и предложения или игра в угадайку. Как все-таки все стало сложно в этой жизни... Когда я поступала на матмех ЛГУ, конкурс был, как сейчас помню, аж одна целая три десятых человека на место. И университет был хороший, несмотря на низкий конкурс. И стипендию давали. А здесь, мало того что стипендию не дают, так еще норовят снять последнюю шкуру.
В смысле если платить полную стоимость в частный колледж, то это где-то пятьдесят тысяч американских денег в год. Для тех, кто не знает, это очень большие бабки. В смысле, ну просто очень большие бабки, так что даже если ты средний класс, то таких бабок у тебя нет и не будет. Если ты бедный, то тебе поможет государство. Если ты богатый, то тебе это, наверно, раз плюнуть - поездил на Мерседесе прошлого года выпуска, вот тебе и на колледж набралось. А вот если ты не богатый, но и не совсем бедный, как, например, мы, то дело твое дрянь. Государство денег не даст; своих у тебя тоже нет - то есть, немножко есть, но не хватит; в долги залезать как-то неприятно, потому что потом придется отдавать; детей отдавать в долговую кабалу тоже как-то жалко... В общем, все, что остается - это играть с колледжами в угадайку. Игра в угадайку происходит примерно так.
Колледж (зазывно):
- А вот кому новое, ядреное образование? Подходи, налетай, пока все не разобрали!!!
Родители (с сомнением, держась за карман):
- А сколько стоит?
Колледж:
- Этого мы вам сказать не можем. Вы нам скажите сколько у вас есть, а мы определим. У нас есть такая специальная, строго научная формула.
Родители (со вздохом, показывая колледжу содержимое бумажника):
- Вы знаете, у нас ребенок очень хороший. Дайте ему денежную помощь, уж будьте так добры...
Колледж(ловко пересчитывая купюры):
- Что ж, неплохо, совсем неплохо. И ребенок, вы говорите, у вас хороший? Мы можем вам предложить вот такусенький грант, и ВООООТ ТАКУЮ огромную ссуду. Будет отдавать потихоньку, полегоньку, в течение тридцати лет.
Родители (с сомнением):
- Да стоит ли оно того, ваше образование? Может, от него и проку-то нет? Сами посмотрите, кризис-то кругом какой!
Колледж (оскорбленно):
- Что это вы все о деньгах да о деньгах? Мы тут инженеры человеческих душ, понимаешь, а они все о пошлом.
Родители (с робким нахальством):
- Нет, мы что... мы ничего... только все-таки хотелось бы денежную помощь. Уж дайте нам, а? А то ведь мы, знаете, к вам и не пойдем. На вас, знаете ли, свет клином не сошелся.
И так далее, и тому подобное. Смысл этой игры для абитуриентов и их семей, разумеется, в том, чтобы оптимизировать отношение цена/качество. Смысл игры для колледжа - набрать желаемый состав, улучшить свой рейтинг, и, разумеется заработать побольше денег. Со стороны колледжа в игре участвуют профессионалы, ну, а семьи стараются как-то научиться на ходу. Благо, есть книги, и главное, интернет-форумы, где люди делятся своим опытом. Как и в любом деле, главное - не терять голову.
А вот и SAT к нам пожаловали...В начале октября дочка сдавала химию (так называемый SAT II или Subject SAT), и сдала его не совсем плохо, но и не совсем хорошо, а средне. В смысле не настолько плохо, чтобы он помешал поступить - и не настолько хорошо, чтобы помог. Она рассстроилась, ожидала, что будет лучше. Вначале мы вгорячах схватились - "что такое? караул! надо срочно пересдавать!"а потом решили не гнать волну раньше времени. В смысле если она получит хороший балл за другие экзамены, тогда можно и этот пересдать. А если все другие будут примерно такие же, то чего мучиться? Тем более, что роль которую играет этот тест в поступлении не совсем понятна. В смысле, понятно, что хорошо что он 800, и плохо когда 400. А если не 800 и не 400, а что-то посередине, то тут уже ничего не понятно, а наоборот, открывается широкое поле для абитуриентских игр, от которых, признаться, уже голова пухнет... Плюнуть, что ли, на принципы и отдаться в руки консультантам? Кто-нибудь знает хорошего? Если знаете, черкните адресочек, уж будьте так добры!! Ах, вы знаете одного, но он дорого берет? Сколько, вы сказали? Нет, спасибо, мы уж лучше сами.
Уже, по-моему, упоминала, но повторю еще раз... Черт бы побрал эту крысиную гонку. Я не понимаю, почему так сложно выбрать колледж, и я не понимаю, почему он стоит так дорого, и я совершенно не понимаю, почему даже весьма скромная цель требует таких богатырских усилий. То есть, нет, в глубине души, мне кажется, понимаю. Просто думать об этом настолько противно, что лучше не понимать, пусть это будет неправда. Дочке об этом я, понятно, тоже не говорю, а опусов моих она, к счастью, не читает.
We are the 99%. Те, кто живет в Америке, конечно, слышали про 99%. Для прочих поясняю: в процентной терминологии, 1% - это верхний 1% американцев, в смысле доходов. А 99% - это, соответственно, все остальные. По мнению Occupy-Wall-Street'овцев, этот самый 1% живет все лучше, а 99% - все хуже. Есть статистика, которая это подтверждает. А есть, наверно, статистика, которая это опровергает. Статистика - она наука такая. Результаты подсчетов очень даже сильно зависят от того кто считает. Своего мнения по поводу Occupy-Wall-Street у меня нет. Но в чем я абсолютно уверена, это в том, что при поступлении в колледж очень-очень хорошо попасть в верхний 1% абитуриентов, и практически бесполезно попасть в верхние 10%. Верхний 1% - это те, кто идет в Ivy League, и/или получает полную стипендию. Верхние 10% в лучшем случае получают моральное удовлетворение. Разумеется, если ребенок попадает в 10% по оценкам, и при этом родители у него совсем богатые (или, наоборот, бедные/цветные/вообще отсутствуют как класс), то это тоже работает. А вот все остальные, мне кажется, с тем же успехом могли бы забить болт на учебу и только следить, чтобы не опуститься ниже уровня на котором принимают в State University. Результат, скорее всего, все равно будет один. И, кстати, совсем не обязательно плохой. Если выбрать правильную специальность, то и из State University можно выйти вполне готовым к взрослой жизни, да и учиться в них, говорят, совсем не так плохо - если, правда, не пить слишком сильно. По какой-то причине, говорят, нигде так не пьют, как в этих самых state schools. Хотелось бы знать почему - традиция, что ли?
Продолжение следует....В следующей серии - продолжение саги с SAT; о правильных и неправильных специальностях; и прочее.