Игдал-Додман Лана: другие произведения.

Немного Америки, Мексики и Островов Карибского бассейна (круиз)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 25, последний от 06/02/2011.
  • © Copyright Игдал-Додман Лана (lanaid12@gmail.com)
  • Обновлено: 09/10/2008. 42k. Статистика.
  • Путеводитель: Мексика
  • Скачать FB2
  • Оценка: 5.49*8  Ваша оценка:

        
      Март - Апрель 2004
     
    Полный техт очерка на сайте www.tipadven.com/travelreport82
     
      
       Ямайским ромом пахнут сумерки...
      
      Обычно я описываю свои впечатления от поездок в форме дневника: где были, что видели, что ели, с кем встречались... Наверное потому, что в попытке обобщить увиденное и выстроить некий образ страны, ночь - это единственная граница между дозами информации и эмоций.
      В этот раз всё получается по-другому. Кроме стран, включённых в маршрут нашего путешествия, было впечатление от корабля, который можно воспринимать как отдельное государство, идеальное государство, со своими традициями, законами и народом. С другой стороны, часть островов были настолько не выразительны с точки зрения национальных особенностей, что трудно считать их странами.
      И так, этот рассказ будет поделен на фрагменты не ночами, а государствами, такими, как я их смогла рассмотреть за очень короткое время "общения".
     
      Америка
      
      Америка не обрушилась на нас стеклом и бетоном небоскрёбов, спешащей, замкнутой в себе толпой и шумными магистралями. Она предстала в виде двух курортов - Форт Лоудердейла и Ки Веста - крохотного острова.
      Узнаваемым был только уровень американского сервиса. Недорогая гостиница была очень чистой, оборудованной с максимальными удобствами (микроволновая печь, посудомоечная машина и две телефонные линии в номере, тренажерный зал и бассейн на территории). Взятая на прокат машина, самая дешевая, оказалась красивым Шевроле с кондиционером и автоматической коробкой передач.
      Вкус кофе в "Старбэке" или стэка в стэкхаусе не противоречил моим воспоминаниям, Даниным ожиданиям и американским стандартам - запах парного мяса любят все члены нашей семьи
      Новое в стэкхаузах! Мы не заказывали мест заранее, и когда пришли ужинать, метрдотель сказал, что нужно подождать, записал наши имена и вручил непонятного назначения прибор, не объяснив как им пользоваться.
      Пока я пыталась понять, что же такое попало ко мне в руки, подошла очередь компании, ожидающей рядом с нами. Их приборчик ожил, стал переливаться яркими огоньками, как бы извещая его обладателей о начале праздника.
      Через некоторое время и наш начал сверкать. Маленькие огоньки и вправду создают очень приятное настроение и как бы перечеркивают нудные минуты ожидания, отправляя их в далёкое! прошлое.
      В Форт Лоудердейле погода была не особенно пляжной и мы решили потратить время ожидания корабля на магазины. Наверное, это не слишком оригинально, но очень действенно.
      На Ки Весте мы пошли в музей. Вернее в дом, принадлежавший ранее Хэмингуэю. Когда писатель умер, его дом откупила хозяйка парфюрмерного магазина, но не выдержав паломничества поклонников Хэмингуэя, продала его туристической фирме, которая и открыла здесь музей.
      Особняк расположен на самой высокой точке острова, рядом с маяком. Говорят, что великий мэтр выбрал его, чтобы в пьяном состоянии легче находить дорогу домой.
      Замечание. Я прочитала всё или почти всё что написал Хэмингуэй, но биографией его никогда не интересовалась. И теперь почему-то не могу принять что философ, учитель, друг, знакомый мне по книгам, был в реальной жизни пьяницей, сластолюбцем и просто хулиганом.
      Кстати, этот хулиган собирал и разводил шестипалых кошек. Эту традицию продолжают и сегодняшние хозяева дома. Кошки здесь повсюду. Им дают имена выдающихся людей, таких как Марлен Марло или Чарли Чаплин. Им разрешено спать на хозяйских кроватях, хотя имеется и отдельный кошачий дом, они пьют воду из фонтана, хотя повсюду расставлены миски с водой. И ещё есть кошачье кладбище с надгробными плитами.
      Меня немного коробит от того, что дом писателя превращен в приют для кошек, вернее от того, что ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ дом стал кошачим. В индийских джунглях в заброшенных городах селятся змеи и обезьяны, в цивилизованной Америке - кошки.
      А вообще музей хороший. В нём есть атмосфера.
      Ну и ещё немного об Америке. Перед отлётом в Израиль нам нужно было провести одну ночь в Маями. Я заказала гостиницу прямо в аэропорту, выяснив предварительно что существует развозка в обе стороны.
      Когда мы прилетели, то на выходе обнаружился стэнд с телефоном, подключенным ко всем гостиницам города. Номер знать не нужно, платить не нужно, нужно лишь нажать кнопку с названием гостиницы и автоответчик, даст подробную информацию о том, где и когда можно найти шатл, или преведёт к оператору.
      Не представляю в какой ещё стране мира можно было бы встретить подобный сервис. Здесь пониманиешь, насколько прав был фонвизиновский Митрофанушка, утверждавший, что знать географию ни к чему, когда существуют извозчики. Я бы добавила, американские извозчики.
      Ну и последнее замечание. Я не была в Америке пять лет. Главная, бросившаяся в глаза перемена - ожирение нации. Это видно на улицах (некоторые водители ведут машину лежа, так как сидеть вообще не могут), это видно в магазинах (все они напоминают советский "Богатырь"), и это видно в фастфудах, забитых посетителями с явными излишками веса, несмотря ни на что жующими жирные гамбургеры. Игорь подытожил увиденное одной фразой: "Я чувствую, что просто не доедаю".
      Любопытно, что когда я спросила Дани, что его больше всего удивило в Америке, он рассказал мне о школьном автобусе, в котором дети улыбались и махали руками в след проезжающим машинам. В Израиле они либо не обращают на них внимание, либо кривляются вслед. Не знаю насколько виденная Дани ситуация типична для Америки, но безусловно она будет отнесена к числу "приятных мелочей".
      Вот такая "незнакомая" Америка.
      
      
      Корабль
      
       Я знала, что отдых на корабле очень отличается и имеет большие преимущества по отношению к другим видам путешествий. Но была далека от понимания восторгов моих друзей, испытавших это на себе.
       Я считала, что корабль это как гостиница, которая ездит за тобой следом. Отсюда, его громадные плюсы - не нужно каждое утро укладывать чемоданы, чтобы вечером их разбирать и не нужно в конце каждого дня тратить время на поиск ночлега. Минусы также были понятны - необходимость следовать общему расписанию, день или два в море без выхода на берег и следовательно, без впечатлений.
       Сложила плюсы и минусы, перевела в деньги - получила результат такой же, как и при сухопутном путешествии и решила попробовать.
      Мы заказали трёх-местную каюту. Агент объяснила мне, что в каюте находится двухспальная кровать, и ещё одно спальное место на вехнем уровне. Каково же было моё удивление (возмущение!), когда кровати на верхнем уровне не оказалось.
      Администратор сказала, что сожалеет, что агент не разъяснил мне ситуацию, что все места на корабле проданы и перевести нас в другую каюту не представляется возможным, но волноваться не стоит, мебель в каюте передвинут так, чтобы уместилась третья кровать, которую будут ставить на ночь и убирать днём. Я поняла, что если мы захотим отдохнуть днём втроём, то это нужно будет делать поочереди. Меня успокоили, сказав, что кровать будут собирать и разбирать в любое время суток по первому нашему зову.
      К тому времени как я вернулась с этих переговоров в номере было уже три спальных места и выглядела он при этом вполне приемлемо и даже уютно.
      Этим инцидентом все наши неудобства или неприятности на корабле были исчерпаны, а дальше началась "волшебная страна". Как в сказке о Золушке. Каждый кто попадал туда оказывался в месте, где больше всего хотел бы находиться в данный момент, и никто не хотел возвращаться оттуда в реальный мир. В сказке волшебник затыкал себе уши воском, чтобы не слышать многочисленных просьб о посещении этой страны, в нашем случае неумолимый невидимый волшебник-время не хотел слышать просьбы о продлении визита.
      В Золушкиной "волшебной стране" у каждого было одно желанное место, в стране "Корабль" таких мест было много и по ним можно было беспрепятственно перемещаться: из джакузи на аукцион картин, оттуда на дегустацию вин, затем в косметический салон, затем в прекрасный ресторан или класс бриджа, или на театральное представление, или просто на палубу смотреть закат, или...
      Отдельного внимания и восхваления заслуживает еда. В своей приветственной речи капитан обещал кормить нас 24 часа в сутки. Он сдержал своё обещание минимум на 200 процентов - это означает, что еда была доступна не только в любой момент времени но и в нескольких точках одновременно.
      Наша задача сводилась к тому чтобы не есть больше трёх раз в день. Завтрак в баре на палубе - главным элементом этой трапезы были бельгийские вафли со взбитыми сливками, шоколадом, орехами и фруктами. Остальное варьировалось -яичница с беконом, красная рыба с крем-чиз, колбасы, фрукты, сосиски, круассаны и т.д.
      На время этой поездки Дани впервые в жизни добровольно отказался от своих утренних кукурузных хлопьев.
      С обедом сюжет получался не такой интригующий. Обед в ресторане. Вкусный. Правда, повар ответственный за супы был послабее остальных своих коллег.
      Между завтраком и обедом Дани как правило успевал перехватить гамбургер или пицу или и то и другое вместе.
      Самым интересным был ужин. За нашим столом собиралось семь человек. Семейная пара из Нью-Йорка (Шура с Ирой - они друзья моей юности), две старушки-ирландки из Бостона и мы.
      К каждому столику был приставлен официант и помощник, в нашем случае, пощница официанта, в функции которой входило подавать соусы, разливать напитки, собирать использованную посуду и развлекать моего сына. Она, кстати, пообещала подождать лет пять-шесть, пока он вырастет и тогда выйти за него замуж. Девушка она была милая, так что я не возражала.
      Кулинарные изыски поваров к вечерней трапезе были восхитительны - креветочные коктейли, крабы, филе-миньон или лангусты могли бы удовлетворить самый требовательный вкус.
      Особенное впечатление произвёл на нас креветочный коктейль. Нам потом готовили его ежедневно в дополнение к основному меню. Дани таким же образом распорядился по поводу лукового супа.
       Перед десертом наш официант торжественно объявлял: "Show time" и представлял настоящие произведения искусства в виде тортов, пирожных и других лакомств.
      Если бы пришлось озаглавить меню, наверное, я бы выбрала название "Смерть фигуре", так как устоять перед этими шедеврами корабельных поваров было невозможно.
      За день до окончания круиза, одна женщина в лифте сказала с сожалением: "завтра последний день". А потом, взглянув на себя в зеркало, добавила: "Слава богу". Дело было сразу после ужина.
      Кроме всего описанного выше на корабле располагались суши-бар, гриль бар, и пица-бар. Их мы освоили лишь частично. Не справились.
      И ещё чуточку об ужинах. Для каждого ужина была определены форма одежды - наличие или отсутствие галстука, токсидо, вечерние платья ит.д.
      Это был первый раз в жизни Дани , когда он шёл к ужину в костюме и в галстуке. Он выглядел очень красиво и интеллегентно, хотя очень не привычно. По-моему самому себе он тоже нравился. Не думаю, что Дани согласится носить пиджаки в Израиле, но по крайней мере будет знать как он в них выглядит.
      Теперь немного о развлечениях.
      Во-первых, конечно, бассейн с солярием и джакузи, неограниченным количеством пушистых полотенец, лежаками с мягкими матрацами, услужливыми официантами, разносящими коктейли (за отдельную плату) и массовиком -затейником.
      Во-вторых, вечернее шоу в театре, рассчитанном на тысячу мест, с прекрасной аккустикой, где у каждого кресла расположен столик для удобства зрителей
      В- третьих, всевозможные лекции: о винах, духах, сигарах, косметике, портах-остановках, бридже, драгоценных камнях и т.д. Каждая такая лекция завершалась лотереей для участников. (На одной из них я выиграла косметический сеанс).
      В-четвёртых аукционы картин, со всеми положенными атрибутами - каталог, диллер, гонг. Наблюдать это очень интересно. Сразу понятен размер состояния участников. Мы не купили ничего, так как не обладаем никаким сколько-нибудь значимым состоянием.
      В-пятых, бары. Вечером там можно потанцевать под музыку тех годов, которая тебе ближе (в каждом баре своя музыка), выпить коктейль, выкурить сигару... Нет, с сигарой я переусердствовала. Трубки и сигары в барах запрещены. Но Шура приобщил к этому не только не курящего Игоря, но и пятнадцатилетнего Дани.
      Однажды, вечером, уже дома, в компании друзей мои мужчины курили сигары, и один из гостей рассказал анекдот про колобка. Дани спросил: "Что такое колобок?". Ему рассказали сказку. А теперь, картинка - подросток с толстой сигарой в зубах, выпуская замысловатые колечки дыма, с увлечением слушает сказку о Колобке. Сюр...
      В-шестых, казино. Мы провели там один вечер. Проиграли. Игорь, правда выиграл, но в автомат и в самом начале, когда ещё только предстояло получать удовольствие. К концу мы его получили, но и, как водится, за него заплатили. Всё справедливо.
      В-седьмых, спортивные соревнования. Единственным спортсменом в нашей компании был Дани. Он хотел сражаться за титул чемпиона корабля по настольному теннису. Но соревнования из-за сильного ветра отменили. Так что мы так и не узнали были ли у него там настоящие конкуренты. Но другие соревнования состоялись. Без нас, правда.
      Ну и последнее... Это я о развлечениях. Шура с Ирой не равнодушны ко всякого рода свинкам. У них дома можно найти календари, шкатулки, картинки, и даже зубные щетки тем или иным образом изображающие этих "прелестных" животных. На корабль они взяли с собой кости в виде двух поросят. Система подсчёта очков - очень сложная, свазанная с расположением свинок одной относительно другой и положением самой свинки (на боку, на ножках, на хвостике...). Эта игра привносила в нашу компанию столько веселья, что вполне могла соперничать с какой-нибудь лекцией или бассейном.
      Вообще присутствие Иры и Шуры во многом определило наше настроение во время поездки. Пожалуй, они были первыми из наших друзей, которых Дани принял за своих и пожелал не только общаться, но и дружить.
      Он плавал вместе с Ирой, бесконечно спорил с ней о чём-то и на что-то, обсуждал фильмы, о которых я, кстати, и понятия не имею, смеялся Шуриным шуткам, участвовал в вечернем сигарном ритуале... Короче, ему было хорошо в их компании, а для нас представилась не только уникальная возможность показать ему как мы общались в молодости, в Киеве, но и погордиться этим.
      Я думаю, что эммиграция меняет не только уровень жизни, но, главным образом, способ общения. Общение становится более прагматичным. И очень сложно бывает объяснить детям как мы умеем чувствовать, как мы дружим и как бы мы хотели дружить. Чем проще и естественнее наши чувства, тем сложнее их объяснить. Очень показательна в этом смысле история, рассказанная Ирой "из жизни русских в эммиграции".
      Девочка сидит за столом и просит мать подать ей что-то. Мама говорит:"А где волшебное слово?" Девочка хмурит лобик, пытаясь вспомнить какие волшебные слова она знает. "По...." - подсказывает мама. Взгляд девочки проясняется, эврика! Она поняла. "По...быстрее" - говорит девочка.
      Но в этой поездке нам всем удалось быть такими, какими мы хотели бы быть и Дани, по-моему, принимал это с удовольствием.
      Ещё несколько слов об организации. Команда корабля была греческой, повара из Франции и Южной Африки, а служба безопасности из Израиля. Всё очень логично. Греки с давних времён славятся как отличные мореплаватели, французская кухня одна из самых респектабельных в мире, а израильтяне, набравшиеся опыта в борьбе с арабским террором, могут обеспечить наилучшую защиту.
       Все действия команды и обслуживающего персонала настолько продуманы и чётки, что возможные проблемы пассажиров решаются ещё до их возникновения. Приведу несколько примеров:
       Перед первым выходом на берег всем роздали лёгкие сумки, в которые умещались пляжные принадлежности, включая полотенца (мне и в голову не пришло взять такую, когда я собиралась в поездку, и, думаю, не мне одной)
       Созданы каналы телевидения, которые постоянно транслируют программу развлечений на день, информацию о портах прибытия, прогноз погоды и т.д
       Ночью на каждую дверь устанавливают табличку "не беспокоить" таким образом, чтобы она переместилась при открывании двери. Пока пассажир не вышел из каюты, никто не посмеет его потревожить, вне зависимости от того, позаботился ли он сам об этом
       Судно с двумя тысями пассажиров разгрузили в конечной точке маршрута за час. Ещё во время посадки всех опросили о планах по окончании круиза, другими словами, в котором часу обратный рейс самолёта. Вечером последнего дня всем выдали чемоданные бирки разных цветов, цвет определял точное время разгрузки. При этом была учтена информация об обратном рейсе - те у кого он раньше, раньше покидали корабль. Чемоданы также собрали с вечера. Утром они были разгружены и составлены небольшими аккуратными группами по цветам, так что их поиск и получение заняли не больше минуты.
      
      Казалось бы всё просто. Мысль, что кто-то всё продумал, позаботился о максимальных удобствах не присутствовала. Комфорт был чем-то самим-собой разумеющимся и понимание того, насколько всё организовано пришло только после того как мы покинули корабль.
      Острова
      Наверное, начать нужно с того, что на каждом острове мы провели по одному дню и потому впечатления получились очень поверхностные и очень "туристические". Везде, кроме Ямайки, мы отказались от организованных экскурсий. Главной достопримечательностью каждого острова для нас стали море и пляж. Они всюду разные и всюду заслуживают отдельных комментариев.
      Ямайка
       Что я знала о ней до этого путешествия? Ну, во-первых песню Робертино Лоретти, во-вторых, что ямайский ром "ромее" всех ромов и в-третьих, что Боб Марли, подаривший миру рэгги, родом с Ямайки. Вот, собственно, и всё. Этот непритязательный набор знаний наградил Ямайку ореолом романтичности .
      Что же мы увидели. Из крохотного порта автобус повёз нас к главной достопримечательности - водопаду. По дороге гид рассказала, что школ и учителей на острове не хватает и потому дети учатся в две смены, что жизнь на острове определяется приходом и уходом больших кораблей с туристами, дающими работу местному населению (корабли в сезон заходят сюда два раза в неделю) и что гиды работают через день, чтобы дать возможность всем заработать.
      Вид из окна автобуса открывался довольно убогий: лачуги, слепленные из строительного мусора, оборванные дети, бездомные собаки. Человек, усердно собиравший мусор на обочине, выглядел здесь довольно странно. Я подумала про себя, что, наверное, он государственный служащий.
      Местные жители - негры, очень высокие и худые. У мужчин длинные спутанные волосы. Учитывая негритянскую специфику, расчесать их не представляется возможным, я думаю они прекращают этим заниматься ещё в детстве. Женщины же, очевидно, следуя моде, распрямляют свои курчавые волосы и заливают их лаком плотно приглаживая к голове.
      Современные ямайцы - это потомки негров-рабов, которых испанцы, а затем англичане ввозили из Африки для обеспечения сахарных плантаций рабочей силой (коренное население Ямайки - индейцы - было истреблено). Создаётся впечатление, что на Ямайку переселили какое-то одно племя с характерными внешними признаками - рост, фигура, форма головы. Иначе не понятно почему этнически они так похожи друг на друга.
      Государственный язык Ямайки - английский. Однако разговорный диалект ямайцев имеет мало общего с языком, используемым, например, американскими газетами. В нем немало слов из различных африканских языков и очень далекое от английского произношение. Поэтому ямайский диалект иногда считают особым креольским языком.
      Сказать, что увиденное на острове соответствовало моим ожиданиям - значит, соврать. Нищета, ничем не выдающиеся пейзажи, неопределённого цвета море и ювелирные магазины в порту с ценами, сопоставимыми с ценами на Пятой авеню... Никакой романтики.
      Интересная деталь - на Ямайке выращивают один из самых лучших сортов кофе в мире - "Блу маунтэйн". Мы купили попробовать, но вкус нас особенно не впечатлил.
      Наверное, нельзя говорить что такова Ямайка. Мы видели только порт и чуточку вокруг. Может быть, в "сумерки", после изрядной порции рома или после более близкого знакомства, или при другой погоде... Таких "или" может быть сколько угодно. Но с уверенностью утверждать можно только одно - я не буду делать над собой усилий, чтобы полюбить этот остров.
      
      Гранд Кайман
      Когда-то этот остров назывался Тортугой. Над ним развивался испанский флаг, а пришвартованные корабли украшал Весёлый Роджер.
      В своей пиратской столице отвергнутые обществом моряки снаряжали корабли для будущих сражений, прогуливали награбленное, залечивали раны и просто жили.
      Морские пираты канули в прошлое. Теперь этот остров принадлежит экономическим пиратам. Раньше перекрашивали и переименовывали захваченные корабли, теперь отмывают деньги, полученные в результате незаконных операций.
      В истории вообще есть мало случайного. Когда-то давно, я обратила внимание на то, что новые храмы при возможности ставят на фундаменты старых, вне зависимости от религий их возводящих - христианские церкви на языческих фундаментах, мусульманские мечети на месте византийских церквей и т.д.
      Вот так и джентельмены удачи продолжают жить в своём гнезде. И надо отдать им должное - место для гнезда они выбрали потрясающее. Я видела много красивых пляжей и купалась в разных морях и океанах, но воды и песка, подобных каймановским, не видела никогда. Я затрудняюсь описать цвет этого моря - сиренево-зеленоватый, очень яркий. Вода чистая даже в порту, где стоит огромное колличество судов всевозможных размеров и под всеми мыслимыми флагами, благо сегодняшние моряки не боятся местных пиратов.
      Тортугу называют еще Черепашьим островом. Мы побывали на ферме, где выращивают черепах. Они живут в больших круглых резервуарах, рассортированные по возрасту и по весу. Посетителям разрешается доставать их из воды чтобы поиграть. С маленькими играть не интересно, большие и старые просто неподъёмны.
      Средние весят килограмм 7-8. Когда их достают из воды, они сопротивляясь, машут своими плавниками, становясь чем-то похожими на пойманных птиц.
      С черепашьей фермы мы отправились на пляж. На обычный публичный пляж. Белый мелкий, будто просеяный сквозь сито песок в сочетании с изумительной красоты водой и почти полным отсутствием публики превращает этот уголок в рай. Я не знаю, что именно происходит в раю. Но даже если там белые ангелы распевают скучные гимны, а смирные праведники их слушают, то пейзаж наверняка похож на тот, что мы обнаружили на Гранд Каймане.
      Я попыталась выяснить сколько стоит дом на побережье. Не то чтобы мы планировали его купить. Но так на всякий случай, когда станем старыми... Оказалось, что дома здесь не продаются и свободной земли тоже нет. Снять кондо с видом на море стоит 1.2 млн. американских долларов в год.
      Из всего выше сказанного следует, что только глупец может расстаться с таким местом без очень веской причины. У нас такая была - расписание корабля. Мы пробыли на пляже весь день и рассмотреть порт практически не смогли.
      Но всё же... Двухэтажные, ухоженные дома вдоль набережной, бесконечное количество банков и представительств всяких компаний на улице паралельной набережной. Нет ощущения, что город живёт за счёт туристов - для них лишь небольшой уголок у порта - здесь стоят туристические такси и расположены магазины с сувенирами. Метров через 300 - настоящая жизнь острова, очень деловая и видимо на достаточно хорошем экономическом уровне (судя по внешнему виду зданий).
      
      Козумель
      На третьем по счёту острове, мы наконец поняли, что путешествуем по пляжам, а не по странам. Что по порту врядли можно составить общее впечатление об острове и перестали пытаться. Шура с Ирой, пропустившие море на Гранд Каймане, решили не повторять ошибок и отправились с нами на пляж.
      Козумель - это мексиканская территория, но пляж не выказывал никаких национальных особенностей. Достаточно чистые песок и вода позволили нам хорошо провести время, но восторгов никаких не было. Мы много купались, катались на каяках. Над нами летали огромные пеликаны. Один из них в азарте охоты, пикируя за добычей, чуть не поранил Игоря. Но всё окончилось лёгким испугом. Потом, из-за отсутствия кабинок, переодевались в кустах. Потом вернулись в порт.
      Была насущная необходимость хоть как-то доказать себе, что мы в Мексике. Мы сделали это, купив мексиканского пива, с которым и отправились на корабль.
      
      Ки Вест
      Наши впечатления от острова я описала в главе "Америка". Но всё же, мне бы хотелось кое-что добавить. Едва ступив на твёрдую землю, мы увидели разумно спланированный чистый порт, понятные указатели, прямые улицы, прохожих со старбэковским кофе в руках, работающие телефонные автоматы... Все указывало на то, что мы в Америке.
      Всем американцам при выходе с корабля на остров говорили: "Welcome home". Чувствовалось, что они гордятся тем, как выглядит их дом. И хотя мне никогда не хотелось жить а Америке, я бы на их месте тоже гордилась.
      
      Мексика
      Мы выбрали Канкун в качестве отправной точки для путешествий по Юкатану. Получив изрядную порцию моря и солнца на корабле, хотелось удовлетворить ещё и душевную потребность познания нового.
      Начитавшись в детстве книг Хоггарта и Майн Рида, я мечтала подняться на великие пирамиды и увидеть кактусы, помнящие ещё испанских конкистадоров.
      Сразу должна сказать, что кактусов мы не видели. Они не растут на Юкатане. А вот что касается пирамид...
      
      Дороги
      Дороги в Мексике заслуживают отдельного описания. И мне кажется логичным начать повествование именно с них, так как с дороги начинается любая экскурсия и стало быть любое знакомство со страной.
      Расстояния в Мексике большие и переезды получаются длинными. Качество дорог на удивление хорошее, но это вовсе не означает, что можно ехать быстро. Теперь, загадка: что может мешать ехать быстро по хорошей, не перегруженной машинами дороге, на которой знаки ограничения скорости никто серьёзно не воспринимает. Ответ: наличие населённых пунктов. На въезде в любую деревушку расположенны "лежащие полицейские" - это такие асфальтовые возвышенности, заставляющие водителя сбавить скорость.
      Обычно, они сопровождаются соответствующим дорожным знаком. Но не в Мексике. Здесь это не холмики, а настоящие скалы. Для их преодоления сбавить скорость недастаточно, нужно полностью остановиться, а потом очень медленно и осторожно, чтобы не угробить машину, взять перевал и двигаться дальше.
      Совершенно естественно что около этих принудитедьных "стопов" сосредоточена вся коммерческая деятельность деревушек - рестораны, лотки с сувенирами и продуктовые лавочки. Деревушки встречаются примерно через каждые пять киломметров.
      На переезд в 350 км при скорости 100 - 130 км в час у нас ушло пять часов.
      Единственное отличие платных дорог от бесплатных - наличие этих самых деревень. Т.к. и те и другие дороги прямые и не загруженные.
      Но платные дороги абсолютно безлики и достаточно до"роги - 10 долларов за каждые 100 км.
      
      Чичен Итца
      Это один из наиболее сохранившихся городов майя. Древние пирамиды предстали перед нами во всей своей красоте и величии, но жара и толпы туристов мешали работать воображению. Поэтому мои впечатления носят скорее утилитарно-философский нежели эмоциональный характер.
      Каменные строения с необычной несколько приземистой архитектурой, удивительной резьбой и очень любопытными пропорциями.
      Среди сохранившихся построек нет жилых домов. Видно "на века" строили только общественные здания. В каком-то смысле это говорит об иерархии общества. Интересно, какими были внешние признаки статуса того или иного человека, насколько сильным было расслоение. Мне почему-то это общество представляется очень органичным и богатым.
      Развитие наук - математики, астрономии, архитектуры, медицины - свидетельствует о том, что забота о хлебе насущном не отнимала все общественные ресурсы, а отсутствие "высоких" технологий наряду со знаниями демонстрирует стремление к гармонии с природой.
      По времени, строительство пирамид в Чичен Ице совпадает со строительством Собора Святого Петра в Риме (плюс - минус 100 лет в рассчёт не берутся). Попытка сравнить эти сооружения неизбежно приводит к противопоставлениям: подавляющая гигантомания в Риме против домашних "человеческих" размеров строений майя, собор -"интраверт" с таинствами внутри стен и пирамида - "экстраверт" с церемониями на внешних ступенях. Эти же мысли посещали меня и при осмотре других строений - храмов, стадиона, коллонад (их высота была меньше пяти метров).
      Майя не знали механизмов, не знали железа. Они умели пользоваться инструментами из обсидана, помогавшими им обрабатывать камень и даже создавать искуссную резьбу. Глядя на их творения, я думала о том, что было бы если бы человечество пошло по другому пути развития - использовало бы природную энергию, не разрушая при этом свою среду обитания. Например, энергию ветра, вместо энергии от сжигания топлива... Наверное, по сравнению с Римом Чичен - Ица выглядит примитивно, но так ли уж необходимы двухсотэтажные небоскрёбы и сверхзвуковые скорости? Я вовсе не мечтаю вернуться в пещеры, но очень любопытно, куда бы мы могли прийти "другим путём".
      Сейчас между пирамидами снуют обнищавшие потомки некогда славной цивилизации, пытающиеся продать за один доллар каменные статуэтки своих богов. Заинтересовавшемуся туристу разъясняют, что имелся в виду "Доллар майя" - равный 10 американским. После непродолжительных переговоров они соглашаются, что "по международному курсу доллар майя равен трём американским долларам".
      Эти фигурки режут и продают в радиусе нескольких километров на всех дорогах ведущих в Чичен Ица. Есть милая наивность в предпринимательской инициативе индейцев, продающих свой товар прямо у пирамид.
      
      Майя
      
      Коренных майя не спутаешь с мексиканцами испанского происхождения. Низкорослые, полноватые, с короткой шеей, они настолько не соответствуют европейским стандартам привлекательности, что мысль о смешанных браках кажется смешной.
      Глобализация и мировой прогресс не смогли обезличить майя как нацию. Они ходят по улицам в своих национальных одеждах (двухслойное белое с вышивкой платье и шерстяной шарф на шее), говорят на своём языке и сохраняют свой генотип (может, и не по собстенной воле).
      Может от того что они маленькие и круглые, создаётся ощущение наивности и беззащитности.
      На одном из представлений, о котором я подробно расскажу позже, майя представляли эпизод рассказывающий их историю с древнейших времён и до наших дней. Актёры были в основном майя. Поэтому создаётся ощущение что это именно их взгляд на историю. В изложении индейцев она звучит так:
      Жил-был весёлый и богатый народ, хранящий веру в своих богов и следующий заветам и традициям предков, работающий и защищающий себя от врагов. Однажды пришли вооружённые чужаки. Майя храбро сражались, но испанцы были сильнее. Они не убивали побеждённых, а сгоняли их с обжитых земель и жгли их храмы. За воинами пришли чужие священники, молящиеся чужим непонятным богам. Священники не призывали в свою веру, а просто молились, но их обряды и гимны были столь красивы, что майя поверили, что бог которому так служат и есть истинный бог. Они с благодарностью приняли возможность перехода в новую веру. Ну и хэппи энд - испанцы и майя распевают вместе псалмы и выпускают в небо белых голубей в знак верности и дружбы. Идиллия.
      Ну а что же на самом деле... История учит, что когда более развитая страна порабощает менее развитую, то более развитая даёт толчок прогрессу в менее развитой, при этом уничтожая её культурные особенности. В Мексике ничего такого не произошло. Прогресс на майя не распространился - они продолжают жить в хижинах, спать в гамаках и пить тэкилу.
      Только в туристических центрах заметно некое подобие развития. Естественно, в моём европейском понимании, может для майя это выглядит регрессом.
      Но не всё так спокойно в Датском королевстве. Существует революционное сапатистское движение. Которое в 90 - х годах подняло восстание и даже захватило несколько городов. Власти вступили с повстанцами в переговоры, чтобы избежать кровопролития. Повстанцы тоже оказались не кровожадными. Главное требование повстанцев "Мексика - для мексиканцев".
      Это, конечно, слишком упрощенное изложение их требований. Но этот рассказ не место для детального описания политических воззрений противоборствующих сторон.
      Просто очень трудно поверить, что в наши дни, под носом у Америки происходят революции о которых я вообще ничего не слышала.
      Повстанцев возглавляет некто Маркос. Маркос - это псевдоним. Он говорит, что его имя и биография не имеют значения, так как он представляет интересы всего народа. Ходит он в маске, но поговаривают, что образование он получал в Америке, там же учился основам демократии.
      Власть на сапатистских территориях принадлежит деревенским общинам. Решения по поводу всех важных вопросов принимаются в результате всеобщего обсуждения. Любое решение должно выражать мнение всех.
       Когда дети, мужчины, женщины и старики одной общины приходят к согласию внутри своих групп, им предстоит договориться между собой, выбрать своего представителя, способного наилучшим образом выразить мнение группы и встретиться с соответствующими представителями других общин. На всех этих этапах, если у какого-либо представителя любой из групп возникает сомнение в том, выражает ли он действительно мнение избравшей его группы, его обязанность - вернуться в группу и прояснить этот вопрос.
       На сапатистских территориях еще до восстания был принят "сухой закон", кстати, по инициативе женщин. Женщины составляют почти треть военного командования армии.
       На сапатистских территориях никто не может быть насильно выдан замуж. Изнасилование наказывается смертной казнью (этот закон был принят тоже по инициативе женщин и несмотря на то, что Маркос и многие другие - в принципе противники смертной казни).
      Итак, подытожим. Разрушив древние святилища и выкрестившись, майя сохранили свою культуру, этнические и рассовые признаки. Все виденные мною до Мексики страны третьего мира подтверждали, что коллонизация это скорее благо, нежели зло. Я не имею ввиду пиратские набеги на Африку в поисках "чёрного дерева", а говорю об английском мандате в Греции, например. Конечно, нельзя сравнивать темпы развития Англии и Греции во времена мандата, но тем не менее Греция развивалась.
      С Мексикой всё по другому, такое ощущение, что мехсиканские испанцы деградируют, а майя непоколебимо стоят на месте. И сама собой приходит мысль, что коллониализм - зло. А может всё как в быту, и просто важно кто хозяин.
       Интересно было бы сравнить уровень развития Испанских, Английских и Французских колоний. Но это тема для другого рассказа.
      
      
      
       Мерида
      
      Это первый и единственный не "туристический" город из всего нашего Мексиканского маршрута.
      Мы приехали туда в воскресенье вечером. Ещё дома я заказала гостиницу со стоянкой, ванной и туалетом в номере. В рекламе было сказано, что она "расположена в центре города, уютная, в коллониальном стиле".
      На деле оказалось, что стоянка есть, но платная и расположена в квартале от гостиницы, здание построено, видимо в коллониальные времена, что никак не отразилось в его архитектуре и декоре, и вообще заказ на наш номер у них не сохранился, так как "два месяца они заказы не хранят".
      Но портье был добр, хоть и не говорил по английски. Номер пообещал найти. Минут через десять нам дали ключи. Комната оказалась не убранной. Ещё пол-часа ушло на уборку. Это время мы решили использовать на парковку, оставив Дани в гостинице с чемоданами. На стоянке нас застал тропический ливень. Пересидеть его в машине не удалось, т.к. я очень нервничала, что Дани один. Мы вложили часы и фотоаппарат в пластиковый пакет туда же была уложена моя обувь и по лужам, босиком под проливным дождём вернулись в номер, мечтая о горячей ванной.
      Но не тут-то было. Вода была, но холодная. Посовещавшись, мы решили, что с фактами не спорят. Плохой сервис у нас уже есть и нет смысла пополнять арсенал отрицательных впечатлений ещё и плохим настроением.
      Таким образом, мокрые, уставшие от долгой дороги, мы всё-таки пошли на главную площадь города.
      Мексиканский провинциальный город в воскресенье - зрелище довольно не обычное для непосвященного европейца. На центральной площади расположилась ярмарка, где продают всякую всячину для праздника - воздушные шары, сувениры, вышитые одежды, поделки местных умельцев и, конечно, еду.
      Люди приходят сюда нарядно одетые, многие в традиционных костюмах. На небольшом пятачке перед зданием муниципалитета - танцы. Танцуют в основном люди среднего и старшего поколений. Молодёж смотрит. Более опытные местные жители пришли со своими стульями. Я не утерпела и пригласила Игоря на танец. Дани не слишком это одобрил. Но мне очень хотелось по-настоящему поучаствовать в празднике. После танцев на этой же площадке устпоили представление с факирами, ритуальными танцами майя и и какими-то испанскими танцами (названия их я не знаю). Зрелище было красочным. И мы с удовольствием смотрели этот импровизированный концерт.
      Я думала о правильности этой традиции. Никто не одинок в этот день. Для всех есть место на празднике. Не зависимо от социального статуса, семейного и общественного положения, у всех есть повод хотя бы раз в неделю нарядно одеться. Это не стоит денег (как например поход в театр или ресторан) и следовательно доступно всем.
      Я не могла представить себе одинокую пожилую даму, идущую со своим стульчиком, например, на Тайм сквер. А здесь в Мериде это выглядит естественным и очень добрым.
      После концерта я отправилась в кафедральный собор, расположенный на этой же площади. Не знаю о чём вещал местный священник, но он видимо очень сердился и был воистину страшен в гневе своём. Сотни людей пришедшие на службу выглядели нашкодившими школьниками. И я ещё раз подумала о том, что католическая религия унижает своих последователей.
       Первый раз эта мысль пришла ко мне в небольшой церкви в Мадриде, куда я заглянула полюбоваться фресками Эль Греко. Тогда священник не свирепствовал, но каждые несколько минут повторял какое-то слово, после которого все опускались на колени.
      Рядом со мной стоял старик, который физически просто не мог это делать с такой частотой. Но всё равно становился на колени. Неужели богу действительно необходимо так издеваться над стариками. Неужели мы не его дети, которых он любит и бережёт?
      Финальным аккордом этого вечера должно было стать пиво. Но оказалось, что купить его после девяти часов невозможно. Тогда было решено заменить пиво каким-нибудь безалкогольным напитком. В кафе нас уверили что знают, что такое милк-шейк. Напиток который нам принесли даже отдалённо не напоминал его по вкусу, Дани пить это отказался, зато с удовольствием употребил местные пирожные, описать которые я не берусь, могу только сказать, что они немного напоминают арабские сладости, но с меньшим количеством мёда и пряностей.
      Кафе в котором мы расположились находилось на центральной площади. И его посещение было естественной частью воскресного праздника для местных жителей. Посетителей было много - стайки подростков, шумные многодетные семьи и степенные пожилые пары, и мы - "иностранцы". Уровень обслуживания очень напоминал советский, доперестроечного периода: официант, протирающий столик мокрой хлорной тряпкой у нас перед носом, после чего стол всё ещё остаётся липким, путаница с заказом, объявление о том , что одно из заказанных блюд отсутствует на кухне и т.д.
      Мы дружно вспомнили местную гостиницу и успокоились тем, что врядли были вправе ожидать чего-то большего от не туристического города в стране третьего мира.
      Но как ни странно у нас троих было ощущение праздника и мы были рады находиться "здесь" и "сейчас". В довершение всего, выяснилось что в газетных киосках продают кубинские сигары ручной работы по баснословно низким ценам. Мы их, конечно, купили. Правда не оптом, т.к. боялись что будет трудно провезти их через Америку.
      Так закончился воскресный день в Мериде. Утром мы планировали вернуться в Канкун. Но я не чувствовала что по-настоящему поняла этот город и мы решили ещё немного пообщаться с ним в, так сказать, будничной обстановке.
      К утру ценральная площадь была убрана и не хранила на себе никаких воспоминаний о вчерашнем празднике. Чисто выбеленные здания в коллониальном стиле, зелёный тенистый парк с гуляющими пенсионерами и просто горожане, спешащие по своим делам - вот и всё описание центра города.
      Совсем другую Мериду мы нашли на расстоянии ста метров от площади: узкие, грязные улицы с ветхими одноэтажными домами, толпы людей, ожидающих городской транспорт, бесчисленное множество уличных торговцев, продающих всякую всячину.
      Одна старушка продавала фрукты, названия которых я не знаю. Она уговорила меня ЭТО попробовать. Вкус чем-то похож на вкус папайи, но размеры и цвет отличаются. Чтобы её не огорчать, мы купили его за пять пессет, но есть так и не стали. Зато дали название - "за пять".
      Цены в магазинах не высокие, но качество товаров откровенно плохое. Так что посещение магазинов носило больше познавательный характер.
      Утолив свою жажду знаний, мы отправились обратно в Канкун, планируя по дороге купить мексиканские сувениры. Обычно, переговоры с продавцами веду я, Дани с Игорем участвуют только в выборе безделушек.
      В этой поездке было решено, что Дани подарки своим друзьям покупает за собственные деньги. Но когда в приступе экономии он сказал: " Мама, поторгуйся, пожалуйста, для меня", я готова была оплатить все его расходы, настолько наивно и смешно прозвучала эта фраза.
      
      Канкун
      
      Первый раз мы увидели Канкун поздно вечером. Не смотря на время, на улицах была светло от ярких рекламных огней на фасадах гостиниц и ресторанов. Зрелище очень напоминало Лас Вегас - нарядный город полностью ориентированный на туризм, манящий комфортом и всеми мыслимыми и не мыслимыми удовольствиями.
       Бесконечная череда гостиниц вдоль береговой линии, выстроенная за последние двадцать лет предлагает большой диапазон цен (от высоких до очень высоких) и качества обслуживания. Выглядят гостиницы как дворцы. Мне бы хотелось пожить в каждой из них.
       С другой стороны, сам город не интересный. Я бы сказала, не мексиканский. И если не планировать путешествия по Юкатану, то европейцу врядли стоит выбирать его в качестве курорта - лететь далеко, а цены такие же как в других приморских городах такого плана.
      
      
      Экс карэт
      
      Входные билеты в парк Экс КарЭт стоят 50$ для взрослого и 30$ для ребёнка. Цена для водного парка кажется высокой.
      Что же туристу предлагают за его деньги:
    Продолжение очерка на сайте www.tipadven.com/travelreport82
    .
  • Комментарии: 25, последний от 06/02/2011.
  • © Copyright Игдал-Додман Лана (lanaid12@gmail.com)
  • Обновлено: 09/10/2008. 42k. Статистика.
  • Путеводитель: Мексика
  • Оценка: 5.49*8  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка