Примечание переводчика: в данной главе автор использует термин "сионизм" для обозначения принадлежности к ордену Приората Сиона, появившемуся в XII веке, а не к национальному движению еврейского народа, зародившемуся в конце XIX века.
ГЛАВА ПЯТАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
"У иллюминатов было около 20 000 лож в Европе и в США."
Дэвид Аллен Ривера "Последнее предупреждение" (1984)
"К 1794 году было создано 6800 Якобинских клубов, насчитывавших полмиллиона человек. Их членами были бывшие масоны Великого Востока. Революции их научили иллюминаты Приората Сиона."
Джон Дэниел "Скарлет и чудовище" (1995)
Кульминацией Французской революции стала казнь короля Людовика XVI на гильотине.
В 1796 году аббат Эджворт, который был духовником короля и сопровождал его на эшафот, писал в письме к брату: "Как только был нанесен смертельный удар, я упал на колени и не поднимался до тех пор, пока ненавистный негодяй (палач Сансон), сыгравший главную роль в ужасной трагедии, крича от радости, показывал толпе окровавленную голову, брызгая на меня кровью." [240]
При глубоком исследовании Французской революции обращает на себя внимание не только благородство целей некоторых революционеров, желавших улучшить судьбу своих товарищей, но и жестокость и фанатичная бесчеловечность их действий, хотя они стремились к лучшему обществу. Как и в случае с Английской и Американской революциями, Французская революция была призвана создать утопическое государство, которое восстановило бы свободу и равенство, утраченные после изгнания из Эдемского сада.
Союз Вейсгаупта между Приоратом Сиона и Тамплиерами
В основе Французской революции лежали скрытые взгляды катаров, которые отвергли европейскую цивилизацию и вернулись к природе, чтобы жить как благородные дикари (организованные) в примитивных цитаделях, таких как их штаб-квартира в Монтсегюре. Осужденные папством как еретики, они были подавлены в ходе Альбигойского крестового похода, когда многие выжившие бежали и присоединились к тамплиерам. Их потомки в конце концов стали масонами-тамплиерами и сохранили видение катаров внутри масонства.
Руссо и Приорат Сиона
Скрытый интерпретатор катарской концепции "возвращения к природе" Жан Жак Руссо выступил против рационального Просвещения. Это было европейское движение, начавшееся в XVII веке, вероятно, с Рене Декарта, который сказал: "Я мыслю, следовательно, существую", определив разум как силу, позволяющую человеку постигать вселенную. Истина больше не будет открываться чувствительному интеллекту: разум восстал и узурпировал его место. Кажется, Декарт был розенкрейцером. (Его первый дневник, написанный в 1619 году в возрасте 23 лет, содержит мысли о розенкрейцерстве, недавно возникшем в Германии. Доктор Николаес Вассенар утверждает в "Historich Verhal" 1624, что Декарт был розенкрейцером. Вполне вероятно, что Николаес узнал об этом у своего сына Якоба Вассенара, который был членом Круга розенкрейцеров в Голландии и близким другом Декарта, а также был связан с такими розенкрейцерами, как Корнелиус Ван Хугеланд, Исаак Бикман и Иоганн Фаульхабер.) [241]
В начале 1660-х годов розенкрейцер Исаак Ньютон использовал свой разум, чтобы с помощью нескольких математических уравнений сформулировать законы движения планет. Так возникло мировоззрение, истоками которого были гуманизм Фрэнсиса Бэкона, классицизм Возрождения и рациональная Реформация Лютера - мировоззрение, объединившее Бога, разум, природу и человека. Разум, примененный к религии, создал деизм, "явную истину" о том, что Бог был архитектором механической вселенной, в которой человек обязан быть добродетельным и набожным. Деисты не были христианами - фактически они были антихристианами - и во всех других отношениях утверждали скептицизм, атеизм и материализм. Они утверждали, что целями разумного человека являются познание, свобода и радость.
Философы рационального Просвещения, такие как сионисты-розенкрейцеры Джон Локк и Томас Гоббс, отрицали наличие у человека врожденных качеств, таких как доброта или первородный грех: по их мнению, человеком движет удовольствие или боль. Функция государства заключалась не в том, чтобы быть Градом Божьим, как в древности, а в защите естественных прав и интересов граждан. Представление Локка об общественном договоре между индивидуумом и обществом противоречило европейской реальности. Таким образом, оптимистический ум эпохи Просвещения стал критическим и реформаторским, что можно увидеть у некоторых мыслителей (на которых, похоже, оказали влияние розенкрейцеры Приората Сиона), таких как Бентам, Монтескье, Вольтер, Джефферсон и Лейбниц, считавших этот мир "лучшим из всех возможных миров". Наконец, абстракции разума стали утопическими и революционными. Те, кто их придерживался, такие как Робеспьер и Сен-Жюст, утверждали, что цель оправдывает средства, и санкционировали гильотину в интересах нового, лучшего общества. И вскоре уверенная вера в Просвещение и в то, что разумный человек будет управлять собой просвещенным образом, была оспорена рёвом толпы и барабанным боем: она была уничтожена. Вейсгаупт ловко использовал этот революционный переворот в эпоху Разума и Просвещения.
Прославление абстрактного разума было отвергнуто теми, кто обратил критический и иконоборческий дух Просвещения против него самого. Среди них наиболее заметным был француз Жан-Жак Руссо, который выступил против разума, исследуя ощущения и эмоции, и представил культурное движение романтизма, положив конец ненасильственной эпохе разума. Кальвинист из Женевы, приехавший во Францию в 1742 году, в возрасте 30 лет, Руссо был секретарем французского посла в Венеции. Он познакомился с масоном Дени Дидро, редактором радикальной французской Энциклопедии, объединившей группу интеллектуальных деистов, называемых "Философами". (Помимо философов, они были памфлетистами-реформаторами.) Руссо, Дидро и философ Кондильяк часто обедали вместе в "Panier Fleuri" в Париже. Все "Философы" Дидро были масонами: Гельвеций и Вольтер (оба изначально члены Приората Сиона), Д'Аламбер, Кондорсе, Кондильяк и Руссо - самый оригинальный из них и вскоре самый важный. [242] Его работы оказали большое влияние на французские ложи, и мы должны сделать вывод, что под влиянием Дидро Руссо стал масоном.
В возрасте 37 лет, находясь на пути в Венсен, чтобы навестить Дидро, Руссо пережил "ужасное озарение", открывшее ему, что современный прогресс (божество, которому поклонялись оптимистически настроенные философы Просвещения) скорее развратил людей, чем улучшил их. В "Рассуждениях о науках и искусствах" 1750 года он утверждает, что история человека на земле была историей упадка, что человек, добрый по своей природе, был испорчен обществом, виновным в его пороках. Пороки, утверждает Руссо, не существуют в естественном состоянии. Искусство, по его словам, - это пропаганда для богатых.
В "Рассуждениях о происхождении неравенства" 1755 года он считает, что действующий закон защищает сложившееся положение вещей. Он утверждает, что все люди изначально равны: неравенство возникает, когда люди образуют общество и конкурируют друг с другом - коммунистическая доктрина. Истинный закон - это "справедливый закон". Руссо, большой поклонник Макиавелли и республиканского правительства, создал для революционеров логическую основу для замены "несправедливого закона" новым "справедливым законом", при котором будет всеобщее равенство (egalite). Его утверждение о том, что Бог находится в природе, особенно в горах и лесах, не тронутых человеком, и его настойчивость в бессмертии души привели к романтизму Гете и Вордсворта, но его критика цивилизации привела к Французской революции и оказала влияние на её интеллектуального выразителя Вейсгаупта.
В 1751 году Клод Гельвеций, богатый хозяин философов Просвещения, связанный браком с Лотарингским домом, проживал в своём замке Вор. В 1758 году он вызвал бурю, опубликовав сочинение "Об уме", в котором атаковал мораль, основанную на религии. После публичного сожжения этой книги, Вольтер и Руссо отмежевались от нее. Взгляд Руссо на цивилизацию вызвал еще один раскол между ним и философами. И хотя повесть "Кандид" Вольтера, также вышедшая в свет в 1758 году, показала через пережитые её героем несчастья, что этот мир - не лучший из миров, как утверждал Лейбниц, в том же году Вольтер порвал с Руссо, после того как последний подверг критике рациональную философию в "Письме к д'Аламберу о спектаклях", утверждая, что драма должна быть отменена. (Вольтер оставался деистом-реформатором эпохи Просвещения, ярым антихристианином, озабоченным несправедливостью и тиранией.)
В 1762 году Руссо написал "Общественный договор" (название, напоминающее розенкрейцеровское выражение Локка), в котором он говорит, что обществу приходится иногда "заставлять человека быть свободным", то есть иногда закону приходится корректировать личность, чтобы она вернулась в свое естественное состояние. И что человек, принуждаемый обществом к нарушению закона, возвращается к осознанию собственных интересов.
"Общественный договор" был принят не очень хорошо. Он возмутил кальвинистов в Женеве, которые приказали сжечь книгу. В Париже отреагировали так же. Был выдан ордер на арест Руссо. Руссо покинул Париж и отправился в загородный дом, недалеко от Монморанси, под защиту масона, маршала Люксембурга, который помог ему покинуть страну и жить в бегах в Швейцарии.
Дэвид Юм, шотландский философ и масон, в 1763 году стал секретарем британского посольства в Париже, а в 1765 году - временным поверенным в делах. Юм встретился с Руссо в 1766 году и забрал его в Англию, поселив его в загородном доме в Вутоне (Стаффордшир), и получил для него пенсию от Георга III. Но Руссо понял, что английские интеллектуалы смеются над ним, и, будучи немного параноиком, обвинил своего благодетеля Юма в участии в насмешках, после чего в 1767 году вернулся во Францию.
Мышление Руссо было совершенно неправильным, [243] ибо появление цивилизаций - это хорошо, а не плохо. Если социальная система несовершенна, то требуется больше цивилизации, а не меньше, чтобы привести ее в порядок, как в случае с запущенным садом, который требует больше ухода, а не меньше. Человеку полезно на время возвращаться к природе, чтобы заново открывать свою гармонию со Вселенной, но нехорошо оставаться в природе бесконечно, жертвуя общественной жизнью ради закона джунглей. В джунглях человек становится зверем, вынужденным вести борьбу за существование, отказавшись от нравственной жизни. Диссиденты, подобные катарам, создавая близкие к природе общины, тщательно регулировали свою жизнь в соответствии со своими альтернативными убеждениями: они не возвращались к дикой природе - точно так же, как сам Руссо не возвращался, когда жил в загородном доме в Стаффордшире на королевскую пенсию. Не трудно понять смех, который вызывали идеи Руссо в Англии XVII века.
Однако у Адама Вейсгаупта, толковавшего Руссо [244] в оккультном смысле и ставшего скрытым зачинателем Французской революции, идеи философа смеха не вызывали. Между 1771 и 1776 годами Вейсгаупт принял как руководство к действию философию Руссо, проповедавшую разрушение цивилизации, свержение существующего права и принятие эгалитаризма в соответствии с революционной мыслью позднего Века Разума, призывавшей к ликвидации старого общества и замену его новым. Это позволило Вейсгаупту заручиться поддержкой масонских лож розенкрейцеров в Германии.
Руссо не был автором своих учений, и примитивная утопия его философии была придумана не им. Его представление о Благородном Дикаре, вдохновленное французскими катарами, чем-то обязано утопии Томаса Мора [245] и бэконовскому видению Атлантиды. Хотя все философы были масонами, некоторые из них, как Вольтер, были членами Приората Сиона, но, при этом, они так поддерживали тамплиеров, что Фридрих II пригласил их в Пруссию (приглашение, возможно, рассматривалось как шпионская миссия, поощряемая Приоратом Сиона). Определенно, Гельвеций принадлежал к этой категории: он женился на родственнице Карла Лотарингского и был приглашен в Берлин Фридрихом II в 1765 году (после чего философы снова оказались под защитой). Бенджамин Франклин, который подружился с мадам Гельвеций в 1776 году, также состоял в Приорате, хотя среди тамплиеров чувствовал себя как дома. Были ли такими же "двусторонними" масонами Дидро, Д'Аламбер, Кондорсе и Кондильяк?
А как насчет Руссо, приехавшего в Париж в 1742 году, после основания Великой ложи Тамплиеров, но до основания масонства Шотландского якобитского устава? Был ли он (как и Дидро) членом Приората Сиона в 1740-х? Он сожалел об этом периоде, будучи обращенным католиком, и (взяв с собой свою любовницу, неграмотную прачку Терезу Левассер) вернулся в Женеву в 1754 году. Затем он был повторно принят в Протестантскую церковь кальвинистов, что ставит его на сторону Приората Сиона (вместе с протестантами, Кромвелем и Вильгельмом III). Мог ли Карл Лотарингский (зять императрицы Австрии и главнокомандующий австрийскими вооруженными силами до 1757 года, имевший связь с философами через мадам Гельвеций, через два года после "ужасного озарения" Руссо) научить Руссо своим доктринам? В 1757 году, освобожденный Марией Терезией от командования армией после поражения при Лейтене, Карл Лотарингский отправился в Брюссель и в своем дворце собрал общество, ставшее центром литературы, живописи, музыки и театра - всех искусств, которыми увлекался Руссо.
Не благодаря ли Карлу Лотарингскому (претенденту на трон Людовика XVI) Руссо оказался под влиянием розенкрейцера-сиониста Локка, как раз вовремя, чтобы в 1762 году создать новый "Общественный договор" и распространить революцию через масонские ложи?
Участвовал ли Карл Лотарингский во встрече Руссо с Юмом?
Кем был шотландский философ Юм - членом Приората Сиона (в соответсвиии с традицией Королевского общества) или масоном шотландско-якобитского обряда?
И, наконец, имел ли Карл Лотарингский какое-то отношение к тому периоду, который Руссо провел в конце своей жизни в поместьях принца Конти и маркиза Жирардена?
Мы уже видели, что Вейсгаупт был завербован Карлом Лотарингским, Великим магистром Приората Сиона, который в течение пяти лет обучал его египетским и другим мистериям. Если Руссо был сионистом, связанным с Лотарингским домом, то существует симметрия между влиянием, которое привело к иллюминатам. Это означало бы, что Карл Лотарингский обучал Руссо, а затем преподавал доктрины Руссо Вейсгаупту. Таким образом, Вейсгаупт обратился к сионистам [к Приорату Сиона], опираясь на то, что по сути было сионистской мыслью.
Вейсгаупт создает Иллюминатов для Приората Сиона
Вейсгаупт тоже был вдохновлен "совершенством" катаров, которые революционным образом бросили вызов Церкви и утвердили еретические, люциферианские доктрины. Прусский король Фридрих Великий хотел захватить французский трон с помощью тамплиеров и продемонстрировал свою поддержку катаризма в 1767 году, основав масонский орден "Архитекторов Африки", посвященный манихейству, и еще один орден "Рыцарей Света". [246] Похоже, что Карл Лотарингский выбрал для основания нового ордена баварского немца (Вейсгаупта), надеясь привлечь немецкие ложи Фридриха II, а заодно отвлечь внимание Фридриха от Франции и помешать ему захватить французский трон.
С тех пор судьбы Германии и Франции были неразрывно связаны, поскольку скрытое Баварское илюминатство сформировало во Франции культ Разума, а смешение двух культур отразилось в территориальных спорах в Эльзасе, Лотарингии и Страсбурге. Вейсгаупт планировал продолжить ересь "Синагоги Сатаны" [катаров] и объединить ее с мнением Руссо о том, что цивилизация является ошибкой, что человек должен "вернуться к природе", подальше от парализующего влияния цивилизации и восстановить свой природный Эдемский сад. Вейсгаупт утверждал, что главным препятствием на пути к его утопии было организованное правительство: "Князья и народы должны исчезнуть". Не должно быть никакой власти, никаких законов, никаких гражданских кодексов - только анархия. (В действительности, система правления иллюминатов была бы абсолютной диктатурой во главе с Вейсгауптом.)
Вейсгаупт выступал за утопическое мировое государство, которое восстановит свободу и равенство, утраченные в Эдемском саду, и упразднит частную собственность, общественную власть (ранги и иерархию), национальность, троны и религии.
Если Руссо проложил путь к революции, то Вейсгаупт обрисовал её механизм. Его организаторские способности основывались на его опыте работы с иезуитами и с масонством.
Вейсгаупт родился в 1748 году в семье еврейского раввина. После смерти отца в 1753 году его, 5-летнего мальчика, передали иезуитам. Его крестным отцом стал куратор Ингольштадтского университета барон Иоганн Ормштатт, владелец собственной библиотеки. [247] Вейсгаупт получил католическое образование и стал священником-иезуитом, прежде чем чтение книг из библиотеки крестного отца убедили его, что он атеист. Он учился во Франции, где познакомился с Робеспьером, [248] будущим лидером Французской революции, и установил контакты при французском королевском дворе (включая Карла Лотарингского), которые познакомили его с сатанизмом. В 1768 году он окончил Ингольштадтский университет, а затем много лет работал репетитором; в это время он познакомился с Карлом Лотарингским. По некоторым сведениям, Ротшильды финансировали Вейсгаупта с 1770 по 1776 год. Сам Майер Амшель "Ротшильд" был союзником Карла Лотарингского, вместе с которым Вейсгаупт в течение пяти лет (1771-76) [249] изучал манихейство и другие языческие религии, в том числе Элевсинские и Пифагорские мистерии, и написал конституцию тайного общества, основанную на языческих мистических школах. Он также изучал Каббалу, ессеев, Большой и Малый ключ Соломона, которые научили его вызывать демонов и выполнять оккультные ритуалы. В то же время он преподавал право и поддерживал протестантизм. После 1771 года его восхождение был впечатляющим. В 1772 году он стал профессором гражданского права, а в 1773 году - профессором канонического права (должность, которую иезуиты контролировали в течение 90 лет). В 1773 году, после упразднения иезуитов, он женился вопреки желанию Ормштатта. Говорят, что Майер Амшель "Ротшильд" встретился с Вейсгауптом в 1773 году, чтобы обсудить мировую революцию. [250] Когда в 1775 году он стал деканом юридического факультета, иезуиты были настолько обеспокоены его растущим влиянием, что пытались помешать его назначению.
Создавая свою организацию, Вейсгаупт использовал организационную структуру иезуитов. В 1774 году он вступил в контакт с масонской ложей в Мюнхене, но был разочарован, так как ее члены мало знали о языческой символике. Его небольшой опыт работы с масонством дал ему понимание природы тайного общества, сочетавшего иезуитские и масонские иерархические структуры. Орден Вейсгаупта состоял из трех степеней: Новичка, Минервала и Просветленного Минервала (Минерва была римской версией Афины Паллады, сыгравшей столь важную роль в первом розенкрейцерском обществе Бэкона). Эти три степени соответствовали структурам иезуитской иерархии и масонства.
При посвящении в высшую степень Ордена Иллюминатов неофит входил в комнату, в которой стояли трон и стол с короной, скипетром и мечом. Ему предлагали забрать эти предметы, но предупреждали, что если он их заберет, то не войдет в Орден. Затем неофита вводили в комнату, задрапированную черным. Занавес открывал алтарь, покрытый черной тканью, на котором лежали крест и красный фригийский колпак, используемый в мистериях Митры. Колпак вручали посвящаемому со словами: "Носи его - он значит гораздо больше, чем корона королей". (Этот колпак стал популярен во время Французской революции, и до сих пор используется как головной убор Свободы на французских почтовых марках.) Ритуал своего Ордена Вейсгаупт основал на Мистериях Митры, в которых неофиту давали корону и меч, но он отказывался их принять, говоря: "Только Митра - моя корона". [251] Вейсгаупт считал, что человеческий вид можно развить до совершенства, которым он обладал до грехопадения, если следовать оккультным традициям языческих мистерий, сохранивших древнюю мудрость, включая оригинальное учение Иисуса. Он утверждал, что Церковь утратила эту традицию, но её сохранили розенкрейцеры и масоны.
Все члены Ордена Иллюминатов принимали кодовые имена. Вейсгаупт выбрал имя "Спартак"; его правая рука, барон Ксавье фон Цвак, стал "Катоном"; книготорговец Николай - "Луцианом"; профессор Ветенрейдер - "Пифагором"; Гертель - "Марием"; маркиз де Констанца - "Диомедом"; Массенхаузен - "Аяксом"; Барон фон Шрёкенс - "Магомедом", а барон фон Менгенхофен - "Суллой". Иллюминаты также присвоили кодовые названия городам Европы, например Гейдельберг - "Утика", Бавария - "Ахайя", Франкфурт - "Фивы". Великая Ложа Иллюминатов находилась в городе Мюнхен, получившем кодовое название "Афины". Иллюминаты приняли свой календарь, в котором месяцам были присвоены названия, имитирующие иврит.[252] Свои письма они датировали персидской эрой (начиная с первого царя Персии Йездигерда, взошедшего на престол в 632 г. до н.э.). Новый год у них начинался 21 марта, в день Нового года колдунов.
Фатальной для утопии Вейсгаупта была концепция собственности, которая вынудила людей отказаться от своего идиллического кочевого рая в пользу постоянного места жительства. Чтобы вернуть человечеству свободу и естественное равенство, каждый человек должен отказаться от собственности и имущества. Точно так же патриотизм и любовь к семье отделяют человека от остального человеческого рода, утверждал Вейсгаупт. Без семьи и родины между людьми наступит всеобщая любовь, и "человеческий род станет доброй и счастливой семьей". Тогда "Разум станет единственным законом человека. Когда Разум, наконец, станет религией человека, проблема будет решена". В конце Века Разума разум будет вынужден использовать насильственные революционные методы для создания хаоса, из которого родится новый порядок, тогда все люди станут гражданами мира, а не собственниками или членами семьи, или нации, или отдельными личностями. В "Рассуждении о происхождении неравенства" Руссо писал: "Первый человек, который додумался сказать: "Это мое" и нашел достаточно простодушных людей, поверивших ему, был истинным основателем гражданского общества. Каких преступлений, войн, убийств, бедствий и ужасов избежал бы человеческий род, если бы люди, выхватив мечи, прокричали своим товарищам: Остерегайтесь слушать этого самозванца! Вы пропали, если забудете, что плоды земли принадлежат всем, а земля не принадлежит никому." [253]
В наставлениях для посвященных Вейсгаупт писал: "В тот момент, когда люди объединились в нации, они перестали признавать себя под общим именем. Место всеобщей любви заняла национальная любовь. С разделением земного шара на страны доброжелательность ограничилась границами стран, которые любовь не может преступить. Затем стало добродетелью расширяться за счет тех, кто не находится под нашим господством. Затем стало допустимо презирать иностранцев, обманывать и оскорблять их. Эта добродетель получила название Патриотизма. Патриотом называли человека, справедливого к своему народу, но несправедливого к другим, который слеп к заслугам иностранцев и принимает пороки своей страны за совершенство. Патриотизм породил местничество, семейный дух и, наконец, эгоизм. Возникновение государства и гражданского общества стало семенем раздора, и патриотизм нашел наказание в самом себе. Покончите с любовью к Родине, и тогда люди снова научатся признавать и любить других, и не будет больше предвзятости, а связи между сердцами будут развиваться и шириться". [254]
Руссо и Вейсгаупт идеализировали первобытное общество, считая, что гармония и всеобщая любовь предшествовали собственности и патриотизму. В действительности найденные скелеты людей палеолита с каменным оружием в руках позволяют предположить, что первобытный человек жил в состоянии страха, если не войны. (Шекспир, возможно, реагируя на открытие "дикарей", то есть индейцев, на острове, который Бартоломью Госнольд назвал Виноградником Марты во время своего путешествия в 1602 году, изобразил индейца Калибана в менее идеализированных выражениях. Но надо сказать, что до прихода англичан коренные общества, хотя и хорошо вооруженные луками и стрелами против злоумышленников, жили в значительной гармонии друг с другом.)
Хотя Руссо и Вейсгаупт ошибались, их утопизм породил множество революций, начиная с 1776 года, и этот утопизм до сих пор имеет огромное влияние.
Мы уже упоминали основные цели иллюминатов Вейсгаупта, которые продолжают реализовываться и в наше время:
1. Упразднение монархии и любого организованного правительства;
2. Отмена частной собственности;
3. Отмена наследства;
4. Отмена патриотизма;
5. Отмена семьи (т.е. брака и нравственности) и учреждение общинного воспитания детей;
6. Отмена всех религий. [255]
Из этих целей
нападение на монархию исходило от Карла Лотарингского, который намеревался стать королём после Людовика XVI;
нападение на правительство, частную собственность и наследство, исходило от Руссо;
нападки на религию исходили от катаров, которыми восхищались тамплиеры, и от деистического масонства;
нападки на патриотизм, национализм, семью, брак и нравственность исходили из утопий Томаса Мора и Бэкона, а также из розенкрейцерско-сионистского видения таких радикалов, как Хартлиб.
Вся программа представляла собой раннюю декларацию коммунизма.
Это правда, что на благородном, духовном, недуалистическом уровне все души равны и свободны в познании всеобщего братства и любви, и их свобода не ограничена условностями социальной жизни (собственность, наследство, национальность и семья). Но, к сожалению, происходит вырождение и спуск с этого благородного уровня к его скрытому образу покоренного и несвободного мирового братства, а затем ещё большее вырождение при спуске на все более низкие уровни - интеллектуальный (создание рая на земле), политический (идеальное политическое государство) и, наконец, физический уровень (тоталитарное государство, такое как СССР или коммунистический Китай). В физическом пространстве современного коммунистического государства коммунистическая программа предполагает подчинение человека тирании. Вырождение оккультного видения в физическое коммунистическое государство приводит к отрицанию ответственности, стимулов и личных корней. Программа Вейсгаупта перестала быть оккультной и стала политико-физической.
Обнародованная 1 мая 1776 года, программа Вейсгаупта объединила
традиции Приората Сиона (правление Меровингов в Иерусалиме, каббализм, египетское происхождение розенкрейцеров, Незримая коллегия розенкрейцеров, ценности Королевского общества Бойля, рационализм Декарта и Ньютона и переосмысление Новой Атлантиды Руссо)
с традициями тамплиеров (республиканизм, манихейство катаров, и желание отомстить за Жака де Моле, приведшее к заключению Людовика XVI в Тампле).
В своей новой организации Вейсгаупт объединил Приорат Сиона и тамплиеров, соединив различные традиции, которые нравились обоим орденам: рациональное Просвещение (или Эпоха Разума) и восстание Руссо против Просвещения. Широкий спектр источников, несомненно, сделал его организацию более привлекательной для спонсоров.
И Лотарингский дом и тамплиеры-якобиты хотели свергнуть короля Бурбонов. По совету Карла Лотарингского (Великого магистра Приората Сиона) и при финансовой поддержке сионистского дома Ротшильдов (Майера Амшеля "Ротшильда") и четырех других евреев (Вессели, Моисея Мендельсона, Итцига и Фридлендера), Вейсгаупт с макиавеллистской хитростью разработал план мировой революции, которая оттолкнёт тамплиера Фридриха II от Франции и приблизит реальность мирового правительства. Это вызовет огромные революционные беспорядки, в условиях которых дело Приората (ставшее теперь делом тамплиеров, поскольку Приорат заключил с ними соглашение в программе Вейсгаупта) могло бы возобладать.
В 1777 году Вейсгаупт стал масоном. Он вступил в эклектичную масонскую ложу "Теодор за добрый совет" (Theodor zum guten Rat) в Мюнхене. [256] Ближе к концу 1778 года он объявил об идее слияния иллюминатов с масонами. [257] Вейсгаупт писал об Ордене его членам в выражениях, напоминающих Незримую коллегию розенкрейцеров: "Тайна придает больше пикантности всему. Ничто так не усиливает рвение членов, как тайный союз. Сила нашего Ордена заключается в его скрытности: он никогда и нигде не появляется под своим именем, а всегда прикрывается другим именем и другим занятием. Нет ничего более подходящего, чем три низшие степени масонства: публика привыкла к ним, мало обращая на них внимания. После масонства для нашей цели лучше всего подходит форма научного или литературного общества. Если бы не существовало масонства, то мы бы использовали именно эту маскировку. Это больше, чем маскировка. Общество может стать мощной машиной в наших руках. С помощью читальных клубов и библиотек мы можем направлять общественное сознание куда пожелаем. Подобным же образом мы должны получить влияние на все должности, имеющие какое-либо влияние на формирование и направление человеческого разума. Поскольку Орден желает быть тайным и работать в тишине, защищенным от притеснения со стороны властей, постольку эта секретность придает большую привлекательность всему." [258] Проводя эту политику, барон Цвак, правая рука Вейсгаупта, ставший масоном в ноябре, раскрыл секреты Ордена Иллюминатов масону, аббату Маротти, и к середине 1779 года масонская ложа Мюнхена оказалась под влиянием иллюминатов. [259]
К этому времени в Орден было завербовано шестьдесят активных членов, и еще тысяча была связана с ним косвенно. [260] Так внутри масонских лож появился зародыш утопического анархистского сверхгосударства, где не было ни социальной власти, ни национальности, ни частной собственности - только всеобщее братство, живущее в гармонии со свободной любовью. Вейсгаупт писал, что религию следует заменить моралью: "Спасение не там, где троны защищены мечами, где дым кадильниц поднимается к небесам или где тысячи сильных людей бродят по полям с богатыми урожаями. Революция, которая вот-вот разразится, будет бесплодной, если не будет полной". Понятно, что целями Вейсгаупта были монархия, церковь и богатые землевладельцы.
Новобранцы полагали, что Вейсгаупт хотел мирового правительства, которое предотвратит будущие войны. Только верхушка (ареопаги) знали истинное цель Ордена: революция и анархия, чтобы разрушить цивилизацию и вернуться к природе. [261]
Секретность Ордена поддерживалась благодаря его древовидной структуре: Вейсгаупт был наверху; у него было двое подчинённых, у каждого из которых тоже было двое подчинённых, и так далее. Подчинённые разных начальников не знали друг друга. Чем ниже были новобранцы, тем меньше они знали о сокровенных мыслях на вершине дерева. [262]
Дураков поощряли к участию. Вейсгаупт писал: "Эти хорошие люди увеличивают нашу численность и наполняют нашу копилку; приступайте к работе; эти господа должны клюнуть на наживку, но будьте осторожны, чтобы не раскрыть им наши тайны, таких людей нужно заставить поверить, что степень, до которой они достигли, является последней. Мы должны говорить иногда так, иногда иначе, чтобы наша истинная цель оставалась непроницаемой для тех, кто ниже нас". Вейсгаупт писал, что истинной целью иллюминатов было "не что иное, как получение власти и богатства, подрыв светской и религиозной власти и завоевание мирового господства". [263]
Посвященным говорили, что Орден олицетворяет высшие идеалы Церкви, что Христос был первым защитником Просвещения и что его тайная миссия - вернуть человеку свободу и равенство, утраченные в Эдемском саду. Согласно Вейсгаупту, Христос презирал богатство и собирался отменить собственность на землю. Он писал Цваку: "Самое замечательное состоит в том, что великие протестантские и реформатские богословы (лютеране и кальвинисты, принадлежащие к нашему Ордену) действительно верят, что видят в этом истинный и подлинный дух христианской религии". Однако, когда посвященный достигал более высоких степеней, ему раскрывали секрет: "Уничтожить христианский мир и всякую религию. Мы притворяемся, что обладаем единственной истинной религией, которая однажды избавит человеческий род от любой религии." [264]
Название "Иллюминаты", выбранное Вейсгауптом для своего Ордена, следует понимать в контексте его намерения обмануть христианских членов. Оно было позаимствовано у испанских "Алюмбрадос" (Просветлённых), а также у немецкой секты XV века, известной как "Иллюминаты", практиковавшей сатанизм. Божественный Свет, вдохновивший Данте, озарявший мистиков Алумбрадос и наделивший их превосходным разумом, сильно отличался от "света", который немецкие маги получали от сатаны, от темной энергии, с помощью которой они манипулировали волей. Мистики, получившие Свет Славы, открывают себя высшему опыту экстаза, а маги, работающие с сатанинской энергией, делают это, рискуя быть порабощенными темными силами. Вейсгаупт был магом, а не мистиком, но он хотел, чтобы христианские новобранцы и посвященные верили, что они присоединяются к мистическому Ордену.
В Орден набирали и женщин, как тех, кто придавал ордену респектабельность, так и тех, кто удовлетворял сексуальные потребности членов. Денежный и сексуальный шантаж использовался для получения контроля над мужчинами, занимающими высокие посты, которым угрожали публичным разоблачением, бесчестием и смертью, если они не будут сотрудничать с Орденом. Для достижения таких целей Орден использовал некоторых женщин. [266]
В Ордене активно поощрялся шпионаж и доносительство. Адепты, известные как "Вкрадчивые Братья", действовали в качестве наблюдателей и докладывали начальству обо всех членах Ордена. Вейсгаупт писал: "Каждый должен стать шпионом по отношению к окружающим: друзьям, знакомым и врагам - каждый без исключения должен стать объектом его расследования; он должен стараться обнаружить сильную и слабую сторону каждого человека, его страсти, предрассудки, связи и его действия - словом, подробные сведения о других." [267] Наблюдатель два раза в месяц писал отчет и отправлял его начальству, чтобы Орден знал, кому в каждом городе или деревне он может доверять. Символом этой системы шпионажа и доносительства является Всевидящее око на Большой печати Иллюминатов. Этот символ, в целях запугивания, используется и в коммунистических обществах.
Осуществленное Вейсгауптом слияние иллюминатов с масонством углубилось, когда в июле 1780 года был завербован новый член, барон Франц Фридрих фон Книгге. Он работал при дворах Гессен-Касселя и Веймара и был известным писателем. Он присоединился к масонской ложе "Строгое соблюдение" и к розенкрейцерам и хотел развивать масонство, ради возвращения людей к совершенству, которым они обладали до грехопадения Адама и Евы. Он прибыл во Франкфурт и поговорил с Маркизом де Констанца, приехавшим из Баварии, чтобы основать филиал иллюминатов. Констанца объяснила ему, что иллюминаты уже реформировали масонство. Чтобы привлечь внимание Книгге, Вейсгаупт представил Орден как "Прогресс" (термин Бэкона) науки и философии. Книгге присоединился к Ордену, получил кодовое имя "Филон" и вскоре стал главой вестфальского филиала. [268]
Как и Вейсгаупт, Книгге был блестящим организатором. (Вейсгаупт писал: "Филон - мастер, у которого можно поучиться. Дайте мне шесть таких людей, и я изменю лицо Вселенной".) Книгге, как и другие члены "Ареопага" (верхушки иллюминатов), верил, что власть Ордена должна быть децентрализована и делегирована. Такие изменения были приняты в июле 1781 года, что ускорило расширение Ордена. Теперь целью Ордена было разделение человечества на противоборствующие идеологии, чтобы национальные правительства и религии боролись и ослабляли друг друга - другими словами, "разделяй и властвуй". [269]
Вейсгаупт прячет иллюминатов в тамплиерском "Великом Востоке" Орлеанского дома
Вейсгаупту, блестящему организатору, пришла в голову идея защитить свой Орден, проникнув в ложи тамплиеров и спрятав его внутри. Важное событие в масонстве тамплиеров предоставило ему такую возможность, которой он не преминул воспользоваться.
Тамплиеризм выжили благодаря Жаку де Моле, последнему Великому магистру Ордена Тамплиеров. После того как король Франции Филипп IV раскрыл заговор тамплиеров против Церкви и всех престолов Европы, он отправил пятьдесят из них на костер. Де Моле, который был среди приговоренных к казни, основал так называемое Шотландское масонство тамплиеров с филиалами в Париже, Неаполе, Стокгольме и Эдинбурге. В ночь перед казнью де Моле, заключенный в Бастилию, отправил доверенного гонца в парижский тайный склеп - возможно, в Тампле, - где были похоронены Великие магистры Ордена. Миссия посланника заключалась в том, чтобы вынести из склепа корону иерусалимского царя, семисвечник Храма Соломона и статуи, которые якобы обозначали место погребения Христа. Он также должен был забрать золотые монеты и рукописи, спрятанные в углублении двух колонн, примыкавших к входу в склеп (части колонн портала Храма Соломона). Все это было извлечено из склепа и затем доставлено в Эдинбург. [270] На следующий день прах де Моле был погребен в том же склепе. И именно в той же гробнице, много лет спустя после того, как Филипп IV и его союзник Папа умерли при неожиданных и странных обстоятельствах, тамплиеры поклялись отомстить за Жака де Моле убив короля Людовика XVI. Как писал Альбер Пайк: "Тайные сторонники Французской революции поклялись над могилой Жака де Моле низвергнуть Трон и Алтарь. С казнью Людовика XVI половина дела была сделана: после этого момента армия храмовников направит свои усилия против Папы." [271]
Мы видели, что после смерти на костре последнего Великого магистра [Жака де Моле]
1) тамплиеры бежали в Шотландию, где выжили как масоны, прикрываясь тайными масонскими знаками и поклявшись отомстить Бурбонам, изгнавшим их из Франции.
2) После прибытия [тамплиеров] в Англию вместе с королём Яковом I [Стюартом]
3) группа [тамплиеров] отправилась во Францию в 1689 году, во время Славной революции,
4) где в 1725 году основала Великую Парижскую Ложу.
5) Затем, Карл Эдвард Стюарт (которому будет предложена корона Соединенных Штатов) в 1747 году основал якобитское масонство франко-шотландского обряда с помощью своего секретаря Чарльза Рэдклиффа. Они добавили более высокие масонские степени, в том числе степень Королевской арки, предназначенную для посвященных в каббалу. [272]
Похоже, что разные тайные общества работали над одной целью - свержением французской монархии.
Одни (например, якобиты и Приорат Сиона) хотели свергнуть Людовика XVI и посадить своего кандидата на трон.
Якобиты хотели проякобитского монарха - Фридриха II Великого из Пруссии, а после его смерти в 1786 году - его преемника.
Приорат Сиона хотел представителя Лотарингского дома: предпочтительно Максимилиана Лотарингского, который был Великим магистром Приората Сиона с 1780 года. Сионистский монарх должен был быть королем Меровингов, предполагаемым потомком Христа и Марии Магдалины, что объясняет брак Людовика XVI с Марией-Антуанеттой из Лотарингского дома, дочерью тогдашнего Великого магистра Приората Сиона Карла Лотарингского.
Другие общества хотели разрушить сам институт монархии, например, группы, связанные с масонством Великого Востока, основанные Великой Ложей Тамплиеров Парижа в 1722 году.
Социалистический "Великий Восток"
Герцог Орлеанский, двоюродный брат Людовика XVI, был посвящен в Великую масонскую ложу тамплиеров и в 1771 году стал её Великим Магистром. В 1773 году он преобразовал голубое или национальное масонство в масонство Великого Востока. Враждебно настроенный по отношению к королеве Марии-Антуанетте, он жил за пределами королевского двора в Версале. По словам доктора Джорджа Диллона в книге "Масонство Великого Востока без маски" [273], герцог Орлеанский основал Великий Восток, потому что французские масоны хотели независимости от материнской ложи в Англии.
Масонство Великого Востока приняло утопический социализм и придумало объединяющий девиз "Свобода, Равенство, Братство" [274], который Вейсгаупт взял для Иллюминатов. Выражение "Свобода и Равенство" использовалось в ложах Великого Востока, а "Братство" было вдохновлено тайным обществом мартинистов, основанным в 1754 году португальским евреем-розенкрейцером Мартинесом де Паскуалисом. Мартинисты разделились на две ветви, одну из которых продолжил Сен-Мартен, ученик Паскуалиса, а другая - революционная, основала ложу Филалетов в Париже. [275]
Вильгельмсбадский конвент (1782)
20 декабря 1781 года масоны Великого Востока и иллюминаты пришли к соглашению и создали объединенный Орден, состоящий из трёх классов: Минервалы, Масоны и Мистерии (малые и главные), двумя высшими степенями из которых были Маг и Король. Первый класс состоял из степеней иллюминатов: Подготовка, Новичок, Минервал и Иллюминат. Все масоны должны были пройти через первый класс, чтобы перейти ко второму, поэтому все масоны прошли через степени иллюминатов.
Союз между масонством и иллюминатами был скреплен в июле 1782 года на Вильгельмсбадском конвенте с участием масонов, мартинистов и представителей тайных обществ Европы, Америки и Азии. Присутствующие поклялись хранить тайну. Граф де Вирье, член мартинистской ложи в Лионе, на вопрос о тайнах, которые он узнал на Конгрессе, ответил: "Я не собираюсь раскрывать их вам, но могу сказать, что все гораздо серьезнее, чем вы думаете. Сплетенный заговор настолько хорошо продуман, что у монархии и Церкви нет возможности спастись." [276]
Конгресс также принял резолюцию, разрешающую евреям вступать в масонские ложи, после волны просемитизма, последовавшей за книгой Христиана фон Дома "О гражданском совершенствовании евреев", написанной под влиянием Моисея Мендельсона (одного из пяти членов-основателей Ордена Иллюминатов и одного из первых его спонсоров) и основанной на аналогичной книге, опубликованной Оноре Мирабо в Лондоне. Также в 1781 году Анахарсис Клоц, будущий автор "Вселенской республики", написал брошюру "Письмо о евреях". Иллюминаты, спрятавшиеся внутри Великого Востока, переместили свою штаб-квартиру во Франкфурт, оплот еврейских финансов, и Орден распространился по всей Германии и Австрии, включая среди новообращенных немецкого поэта Гёте и его друга - философа фон Гердера. По мере появления филиалов Ордена в Италии, Венгрии, Франции и Швейцарии деньги поступали от основных еврейских семей: Оппенгеймеров, Вертгеймеров, Шустеров, Шпейеров, Штернов и Ротшильдов. [277]
Скрывшись за именем Великого Востока, созданного герцогом Орлеанским, иллюминаты теперь были готовы начать революцию. [278] Объединение масонства Приората Сиона и масонства тамплиеров в открытую тамплиерскую, прокатарскую и финансируемую евреями организацию в Германии в 1782 году означало, что иллюминат Вейсгаупт и тамплиер герцог Орлеанский теперь разделяли одно и то же движение. Герцог Орлеанский (унаследовавший титул отца в 1785) станет номинальным главой, а Вейсгаупт будет действовать за кулисами, разжигая революцию.
Герцог Орлеанский, основатель Великого Востока, был экстравагантным, тщеславным и амбициозным распутником. Поскольку он был заядлым игроком, его доход в 800 000 ливров к 1780 году оказался в руках ростовщиков. В 1781 году в обмен на жилье он передал кредиторам свой дворец, земли и дом в Пале-Рояль. Там, в Пале-Рояль, они сформировали политический центр, с типографиями, винными магазинами, театрами и борделями, где размещались будущие якобинцы, такие как политический авантюрист де Лакло (автор "Опасных связей"). [279]
1781 год был переломным для французской экономики. Жак Неккер, юрист из Бранденберга, переведенный в парижский банк, был назначен (как ни странно) ответственным за французские финансы в качестве первого директора Королевского казначейства, а в 1777 году Генеральным директором финансов. Его большая ошибка (или это была бы преднамеренная политика?) состояла в попытке финансировать американскую войну за независимость не повышая налоги. (Всецело доверившись золотому стандарту, он в конечном итоге представлял интересы ростовщиков, а не Франции.) Эта ошибка оставила Францию с дефицитом в 46 млн. ливров. В 1781 году, пытаясь собрать кредиты, Неккер опубликовал "Отчет королю", утверждая, что Франция имеет профицит в 10 миллионов ливров. Союз между оппозицией и королевой Марией-Антуанеттой вынудил Неккера уйти в отставку в 1781 году. Франция оказалась на грани банкротства. [280]
Кем был Неккер? Был ли он просто некомпетентен или следовали чьим-то указаниям? Был ли он агентом тамплиеров, которому поручили помогать американским тамплиерам в войне за независимость и в то же время опустошать французскую казну, чтобы дать возможность Фридриху II захватить французский трон? Был ли он членом Приората Сиона, создававшем возможность для Лотарингского дома? Если он был членом Приората, то странно, что Мария-Антуанетта из Лотарингского дома была против него. Если он был масоном, то, скорее всего, тамплиером, у которого, как и у герцога Орлеанского, были сложные отношения с сионисткой Марией-Антуанеттой. Почему Людовик XVI позволил ему управлять финансами страны в течение четырех лет? Был ли у самого Людовика какой-то договор с Карлом Лотарингским через Марию-Антуанетту? В это трудно поверить, но если это так, то Людовик, должно быть, воспринял свою казнь как мученичество за правое дело. Людовик, как правитель французского престола, может быть исключен из различных союзов, направленных на захват его трона, но тот факт, что он доверил финансы страны некомпетентному немцу Неккеру, кажется странным.
Калиостро
Иллюминаты теперь действовали в финансово нестабильной Франции. Еврей-каббалист Калиостро, он же Джузеппе Бальзамо, познакомился на острове Мальта с "торговцем Кёльмером из Ютландии", он же Карл Лотарингский. Карл назначил Калиостро своим представителем. В 1771 году мальтийские рыцари изгнали Кёльмера и Калиостро с острова, после чего последний принял активное участие в деле иллюминатов. [281] В апреле 1776 года, за год до основания Общества Баварских иллюминатов, Калиостро посетил Лондон, где был принят как масон-розенкрейцер-сионист в ложе "Надежда" #289, которая собиралась в таверне "Голова короля" на Флит-стритт. В 1777 году, когда Вейсгаупт был посвящен в масонство Великого Востока, его субсидировали несколько богатых людей, вероятно, включая Карла Лотарингского и Майера Амшеля "Ротшильда". Позже (в 1790 году) Калиостро утверждал, что его деятельность финансировалась домом Ротшильдов.
К 1782 году Ротшильды контролировали штаб-квартиру нового Ордена во Франкфурте. Майер Амшель "Ротшильд" родился во Франкфурте, в семье банкира и ювелира. Название "Ротшильд" происходит от красного щита (rot schildt), висевшего на двери их семейного магазина. Это была эмблема евреев в Восточной Европе. Майер Амшель был сотрудником Ганноверского банка Оппенгеймеров, а позже стал миноритарным партнером, но ушел, чтобы управлять делом своего отца. Он торговал редкими монетами и в 1769 году стал агентом при дворе принца Вильгельма IX, ландграфа Гессен-Касселя, внука английского короля Георга II, двоюродного брата Георга III, племянника королей Англии и Дании и зятя короля Швеции. Таким образом, он стал посредником франкфуртских банкиров Братьев Бетманн (Bethmann Brothers) и Руппелль и Харнье (Rueppell & Harnier) и начал сколачивать состояние. [282]
Обладая обширными ресурсами своих спонсоров, Калиостро путешествовал по Европе. Вскоре он присоединился к иллюминатам, а в 1777 году был посвящен в ложу тамплиеров Строгого Соблюдения, став агентом объединенного Ордена. [283] Его миссия состояла в том, чтобы "поставить масонство на путь проектов Вейсгаупта" (т. е. объединить розенкрейцеров-сионистов и тамплиеров). Калиостро основал несколько египетских каббалистических масонских лож обряда Мицраима, символом которых является шестиконечная звезда, созданная в качестве герба для Ренн-ле-Шато королем Меровингов Дагобертом II. [284] (Таким образом, символ шестиконечной звезды на Большой Печати Иллюминатов и на Большой Печати Соединенных Штатов имеет отношение к сионистским Меровингам и Ренн-ле-Шато.) Калиостро основал больше масонских лож, чем кто-либо другой.
В 1780 году Калиостро установил хорошие отношения с бароном фон Книгге, так как оба были членами тамплиерской ложи Строгого Соблюдения в Кесселе (Книгге с 1772 года, Калиостро с 1777). Книгге (Филон) вёл переписку с Калиостро и получил от него приказ набирать в иллюминаты лучших людей из Строгого Соблюдения. В 1781 году, признавая способности Книгге, Вейсгаупт попросил его присоединиться к нему в Баварии и помочь создать продвинутые степени иллюминатов, которые выйдут за рамки существующих трех степеней. Цель состояла в том, чтобы внедрить иллюминатов в масонство Шотландского обряда во Франции для превращения французских тамплиеров в революционеров. Книгге прибыл в Баварию и там обнаружил, что Орден Иллюминатов не имеет древнего происхождения, как его заставили поверить. Поначалу он был разочарован, и некоторые говорят, что он также обнаружил, что Вейсгаупт был сатанистом. Но, осознав блестящие способности Вейсгаупта, он в конце концов согласился и усердно работал, чтобы продвигаться по степеням и вести переписку с различными ложами. Похоже, он обдумывал собственное продвижение или, возможно, продвижение тамплиеров, с которыми ранее был связан. В 1782 году иллюминаты Великого Востока проникли в Великую Ложу Франции с тем, чтобы будущие якобинские тамплиеры получили контроль над масонством. Иллюминаты проникли во Францию благодаря работе Книгге. [285]
Однако между Вейсгауптом и Книгге возникла напряженность. Обеспокоенный тем, что теперь у него меньше контроля над Орденом, Вейсгаупт часто спорил с Книгге. Похоже, он вмешивался в его работу, высокомерно внося изменения и дополнения в продвинутый ритуал Книгге. Книгге был раздражен таким обращением и вышел из Ордена. Он стал "диким антимасоном" и выступил против Вейсгаупта. В январе 1783 года он написал Цваку (Катону), жалуясь на "иезуитство", "деспотизм" и "тиранию" Вейсгаупта.
15 февраля 1785 года в Париже состоялся Второй масонский конгресс. На нем был представлен (подготовленный годом ранее) план Вейсгаупта для иллюминатов по созданию атмосферы, благоприятной для массовых восстаний против французской монархии. Калиостро присутствовал и получил средства от иллюминатов на путешествие по Европе для распространения революционной политики. Однако другие предложения не были приняты из-за разногласий между Вейсгауптом и Книгге, и конгресс потерпел неудачу.
Возможно, антимасонство Книгге было спланированной стратегией. В течение двух недель после отставки Книгге курфюрст Баварии получал информацию об иллюминатах, которая привела к их подавлению. Только у Книгге был доступ к документам иллюминатов, которые могли привести к этому. 2 марта 1785 года деятельность иллюминатов была подавлена. [286]
Заговор иллюминатов с целью дискредитации монархии
В то время существовал заговор иллюминатов с целью дискредитировать французскую монархию и Церковь в глазах народа. Его центром был Калиостро. Целью заговора было "разоблачить" распущенность католического священника по отношению к королеве Марии-Антуанетте и, таким образом, продвинуть дело Фридриха II и иллюминатов. Вероятно, на средства, предоставленные ему на Втором конгрессе, Калиостро заказал у придворных ювелиров на имя королевы колье из 579 бриллиантов стоимостью 1,6 млн. ливров. [287] В предыдущее правление придворный ювелир Бёмер сделал колье в надежде, что Людовик XV подарит его мадам дю Барри, но король не заинтересовался, оставив в его руках дорогой товар. В то же время авантюристка графиня де ла Мотт обманула кардинала Рогана, заставив его поверить, что королева Мария-Антуанетта хотела, чтобы кардинал купил для нее ожерелье, не сказав об этом королю. Кардинал Роган согласился, так как хотел положить конец враждебности королевы к нему. Кардинал думал, что ведет переписку с королевой, но на его письма отвечала графиня де ла Мот (нищая дочь внебрачного сына Генриха II); она подписывала свои письма (несуществующим титулом) "Мария-Антуанетта де Франс". Де ла Мот наняла проститутку из Пале-Рояля, чтобы та изобразила королеву на полуночном свидании в садах Версаля, когда кардинал подарит ей ожерелье. Кардинал так и сделал, думая, что это королева. Графиня разобрала ожерелье и купила особняк, а ее муж отправился в Лондон продавать бриллианты. 9 августа 1785 года Бёмер предъявил счет за первый взнос королеве, которая, естественно, отрицала, что знает о каком-либо ожерелье, заявив, что никогда не согласилась бы на такую роскошь, когда французская экономика находится в столь тяжелом положении (в результате деятельности Неккера). О полуночной встрече королевы и кардинала должным образом сообщили памфлетисты, которые управляли типографиями, установленными в помещениях бывшего дворца герцога Орлеанского. Скандальные слухи легли пятном на монархию и Церковь.
Людовик XVI арестовал заговорщиков, в том числе Калиостро, который был заключен в Бастилию на девять с половиной месяцев. Король легкомысленно решил, что лидеров будет судить парламент, который был настроен против короля и имел среди своих членов агентов иллюминатов и масонов. Калиостро и кардинал были оправданы, а графиня и ее сообщница - признаны виновными. Ее приговорили к порке, клеймению и пожизненному заключению, но она бежала в Англию. Однако скандал сильно подорвал репутацию королевской семьи и Церкви, которые начали терять доверие народа. Позже Наполеон заявил, что это заговор (Дело о колье) был одним из факторов, спровоцировавших революцию 1789 года.
В ноябре 1786 года Калиостро вернулся в Лондон и, по-видимому, был ответственным за публикацию в лондонской газете 2 ноября загадочной заметки, написанной иероглифами розенкрейцеров, очевидно, сообщавшей лидеру Приората Сиона о том, что его миссия завершена. [288]
Запрещение иллюминатов
В то время как во Франции усиливался финансовый паралич из-за проблем, созданных Неккером и скандалом с колье, престиж Калиостро среди скрытых иллюминатов возрос: теперь реальной властью в Ордене был он, а не Вейсгаупт. 10 июля (спустя несколько месяцев после подавления Иллюминатов в марте 1785 года) до курфюрста Баварии дошли новые компрометирующие доказательства. Иллюминат низкого уровня, евангелист Джейкоб Ланг (или Ланце), был послан руководством Ордена в качестве эмиссара в Силезию. Он был убит в Ратисбоне, предположительно пораженным молнией. [289] История запутанная. Эдит Миллер утверждает, что Ланга сопровождал Вейсгаупт, при этом Неста Вебстер утверждает, что он путешествовал один. Ланг имел вшитые в одежду инструкции Ордена, зашифрованные сообщения от Вейсгаупта, список из 2000 членов и подробную информацию о ложах во Франции, Бельгии, Дании, Швеции, Польше, Венгрии и Италии. Ни один посвященный низших степеней не имел доступа к таким документам, не говоря уже об их транспортировке. Поэтому, вполне возможно, что эти документы были "подброшены". Курфюрст изгнал иллюминатов из Баварии и опубликовал их документы (которые в 1798 году были опубликованы в книге Джона Робинсона Доказательства заговора). Вейсгаупт нашел убежище у герцога Саксен-Готского (связанного с Ганноверской королевской семьей Англии) [290] и, очевидно, масонство теперь имело возможность отмежеваться от иллюминатов (как это сделал Джордж Вашингтон в Северной Америке в 1798 году).
Вейсгаупт готовился к запрету. Он писал Цваку (Катону): "Я все обдумал и приготовился, так что если сегодня Орден будет уничтожен, то через год я восстановлю его сильнее, чем прежде". Возможно ли, что Вейсгаупт намеренно "уничтожил" иллюминатов, чтобы его организация продолжала незамеченной процветать внутри масонства тамплиеров (как Великого ордена, так и Шотландского обряда)? В таком случае Орден Иллюминатов умер "философской смертью", как это называли розенкрейцеры. Или же барон фон Книгге восстал против Вейсгаупта и сообщил о нем властям. В этом случае Книгге "уничтожал" иллюминатов, чтобы превратить их в тамплиеров под своим командованием. В качестве альтернативы, тамплиеры Великого Востока могли поглотить степени Вейсгаупта и "уничтожить" самого Вейсгаупта, чтобы самим руководить деятельностью иллюминатов. [291] На эти вопросы нет четких ответов.
Не вызывает сомнений то, что деятельность Иллюминатов продолжалась в Великом Востоке и в ложах тамплиеров Шотландского обряда, и что Калиостро теперь был самой влиятельной фигурой среди иллюминатов. [292] Также достоверно известно, что Книгге, номер 3 иллюминатов, пытался возродить иллюминатов в Германском Союзе в 1788 году. [293] (11 октября 1786 года власти Баварии изъяли дополнительные документы в доме Цвака в Ландсхуте, где читательское общество замаскировало начало Германского союза, созданного доктором Чарльзом Бардтом по наущению Книгге.) [294] Возможно также, что Калиостро, хитрый заговорщик по "делу о колье", работал с Книгге, своим старым сообщником тамплиеров, чтобы удалить из иллюминатов автократичного Вейсгаупта и взять под свой контроль план мировой революции. После ареста инквизицией в 1789 году Калиостро на допросе перед Святым Престолом в Риме в 1790 году показал, что иллюминаты не умерли, но продолжали активно работать над тем, чтобы разжечь революцию во Франции и свергнуть папство. Он заявил (как мы уже видели), что средства для этого предоставил дом Ротшильдов и что для финансирования будущих революций были размещены большие суммы в банках Голландии, Италии, Франции и Англии. Никаких доказательств этого обнаружено не было. [295]
Третий и последний Конгресс иллюминатов тайно собрался во Франкфурте в 1786 году. Вейсгаупт не присутствовал, но все предложения, которые он сделал годом ранее в Париже, были приняты. Илюминатское масонство преследовало следующие цели:
1) Пантеизм для высших степеней, атеизм для низших степеней и населения;
2) Коммунизм товаров, женщин и общих интересов;
3) Уничтожение Церкви и всех форм христианства и устранение всех существующих правительств, чтобы освободить место для всеобщей республики, в которой будут господствовать утопические идеи полной свободы от существующих социальных, моральных и религиозных ограничений, абсолютное равенство и социальное братство.
После того как эти цели будут достигнуты, тайная работа масонов-атеистов должна прекратиться. [296] Два француза сообщили, что Конгресс издал декрет о смерти короля Франции Людовика XVI и короля Швеции Густава III. [297]
Иллюминированный Великий Восток: Мендельсон и Мирабо
В 1786 году ложи иллюминированного Великого Востока имели сильное влияние во Франции, которое усилилось, когда идеи берлинских иллюминатов достигли Версаля.
Вейсгаупт, а позднее Калиостро уже дали интеллектуальное выражение духовному видению Руссо: Вейсгаупт действовал в Баварии и Франкфурте, а Калиостро оказал некоторое влияние во Франции. Это интеллектуальное выражение было подкреплено в Берлине Моисеем Мендельсоном, масоном тамплиеров Шотландского обряда, который был одним из первых пяти членов Общества Баварских Иллюминатов. Он перевел Тору на немецкий язык и был отцом подрывного еврейского движения "Хаскала" (Просвещение), которое стремилось интегрировать евреев в европейские общества и уничтожить как христианство, так и иудаизм. Ученик Локка и Лейбница, Моисей Мендельсон был фигурой рационального Просвещения и поэтому восхищался Менаше бен Исраэлем. Его интересовали любые проекты, которые помогли бы евреям эмансипироваться и установить связь между их религиозной традицией и немецкой культурой. С этой целью он финансировал рациональных иллюминатов. [298]
Писатель Готхольд Лессинг, основатель современной немецкой литературы и масонства, познакомил Мендельсона (с которого он создал Натана Мудрого) со многими иллюминатами, собиравшимися в тавернах по всей Германии. В 1786 году эти таверны станут ложами "Союза добродетели" (Tugendbund), основанного для прикрытия иллюминатов. Мендельсон присоединился к "Союзу добродетели" незадолго до своей смерти. Эта группа встречалась в берлинском борделе, где работали две дочери Мендельсона, и стала известна как Франкисты. Мендельсон писал об этой группе иллюминатов: "Те, кто регулируют жизнь в соответствии с заповедями этой религии природы и разума, называются добродетельными людьми и являются детьми вечного спасения."
Вскоре после этого во Франции появился еще один аспект интеллектуального выражения Французской революции. Преемником Мендельсона в Берлинском "Союзе добродетели" стал еврейский иллюминат Маркус Герц, руководивший им вместе со своей женой Генриеттой. Граф Оноре Мирабо, масон Великого Востока, путешествуя между Берлином и Парижем с секретными дипломатическими миссиями, останавливался в "Союзе добродетели" Генриетты Герц. [299]
Аристократ Мирабо, женатый на богатой наследнице, был арестован по требованию отца, желавшего освободить его от кредиторов, однако, бежал в Швейцарию, где его ждала молодая женщина, вышедшая замуж за старика. Мирабо приговорили к смертной казни за соблазнение, которую заменили тюремным заключением. После освобождения его отвергли жена и отец, и ему пришлось отказаться от своего аристократического прошлого. Некоторые говорят, что вскоре после своего освобождения в августе 1782 года Мирабо посетил штаб-квартиру нового объединенного Ордена во Франкфурте и оттуда привез иллюминатство во Францию. Независимо от того, присоединился ли Мирабо к иллюминатам в то время, он стал тайным агентом и работал на министров Людовика XVI.
В 1786 году Мирабо отправился в Берлин с секретной миссией Людовика XVI и был посвящен в иллюминаты полковником Жакобом Мовиллоном. Он принял имя "Леонид" (царя спартанцев) и подружился с Христианом фон Домом, автором книги "О гражданском совершенствовании евреев". Именно через него иллюминаты распространились во Франции в 1786 году. Вернувшись в Париж, он иллюминировал масонскую ложу "Искренние Друзья" (Amis Sinceres) (ранее известную как Филалеты) и инициировал аббата Талейрана. Посвящение состоялось под председательством розенкрейцера, графа Сен-Жермена, наставника Калиостро, в Великой Ложе французских иллюминатов, примерно в сорока километрах от Парижа, в особняке Эрменонвиль, принадлежавшем маркизу де Жерардину. [300]
Также в 1786 году Мирабо, Талейран и герцог Орлеанский основали в Версале ложу иллюминатов "Бретонский клуб" (Club Breton), которая была "илюминированна" Боде и бароном Гийомом де Буше в 1788 году. В том же году Мирабо популяризировал идеал Просвещения в книге "Прусская монархия при Фридрихе Великом", в которой хвалил рациональное Просвещение за улучшение "правительства и законодательства". Это повлияло на двух его личных секретарей, Демулена и Дюмона (которые в Лондоне подружились с Пейном и передали его идеи). [301]
ЧЕТЫРЕ ФРАНЦУЗСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
Орлеанистская революция (1789)
Было четыре отдельных французских революции и ни одного восстания обездоленных против их богатых и могущественных угнетателей. У каждой из этих четырех революций были разные цели и разные лидеры. Первой была Орлеанистская революция 1789 года.