Юхвидин Павел Анатольевич: другие произведения.

Седмицы Дитриха Букстехуде

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Юхвидин Павел Анатольевич (clarinette@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 9k. Статистика.
  • Статья: Германия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


      
      
       СЕМЬ СЕДМИЦ ДИТРИХА БУКСТЕХУДЕ
      
      
       300-летняя годовщина датско-немецкого музыканта Дитриха Букстехуде (300 лет исполнилось со дня смерти мастера, а родился он в 1637-м, поэтому нынешний год, оканчивающийся на семь, дает и со дня рождения вполне юбилейное число 370 и признан в музыкальных кругах "годом Букстехуде") заново открыла просвещенной публике мир этого композитора XYII столетия. Оказалось, что Букстехуде значителен сам по себе, а не только в качестве "предшественника Баха и Генделя", как его представляют учебники и словари прошлого века. Концерты и музыкальные празднества, органные и хоровые фестивали, музыковедческие конференции и букстехудовские чтения проходят в Лондоне и Петербурге, Новосибирске и Праге, Москве и Льеже, но особенно много торжеств в лютеранских странах, в городах обеих родин великого органиста - Дании и Германии, в первую очередь в Любеке - старинном купеческом городе Ганзейского союза на берегу Балтийского моря.
       В Тель-Авиве букстехудовский вечер начала декабря (в зале "Клермонт" Высшей школы музыки имени Бухмана-Меты Тель-Авивского университета) подготовлен старшим преподавателем Высшей школы органистом Александром Гориным. Он и лектор, и солист, и автор аннотаций. Он же аккомпанирует молодым певцам Александре Фальковской и Иялю Коэну в кантате "Mit Fried' und Freud' Ich fahrt dahin" ("С покоем и радостью ухожу в мир иной") - единственном вокальном произведении в этом органном вечере.
      -- "Прогрессистская" философия искусства, во многом унаследованная из позапрошлого века, выстраивает историю музыки как цепь "предвосхищений" - горячится Александр Горин. - Дескать, Букстехуде предвосхитил Баха, Гайдн предвосхитил Моцарта, Моцарт - Бетховена и так далее. Получается, что Букстехуде - это как бы "недо-Бах", Гайдн - "недомоцарт", Моцарт, в свою очередь -"недобетховен". Но искусство развивается не столь прямолинейно кумулятивным путем. Бах, конечно, грандиозное явление, и он, несомненно, многому научился у Букстехуде, в сущности, был его прямым учеником, хотя и учился у любекского органиста всего несколько месяцев, участвуя в его Abendmusiken, вечерних концертах. Но это не означает, что Букстехуде только тем нам и важен, что молодой 20-летний Себастьян Бах совершил паломничество к нему в Любек, слушал его игру, переписывал его сочинения, воспринял многие его принципы и полифонические приемы. Букстехуде и сам по себе очень значительная фигура в истории немецкой и мировой музыки, особенно органной. Его прелюдии (он называл их преамбулами, то есть музыка, предваряющая проповедь), токкаты, фуги, хоральные обработки, кантаты и сонаты исполнены драматического пафоса и восторженной экзальтации, а иногда кроткого умиления и созерцательности. В то же время, они строго расчислены архитектонически в их "многоярусной" монументальной композиции. Букстехуде был не только знатоком контрапункта и лютеранского богословия, он знал математику, астрономию, читал труды Тихо Браге и Иоганна Кеплера, интересовался пифагоровским учением о музыке сфер. Он считал, что подлинная музыка - та, которую издают при вращении небесные сферы, а наша человеческая музыка - бледный ее отголосок. Поэтому при всей своей безграничной фантазии и пылком темпераменте, Букстехуде никогда не покидал сферы возвышенного. Его магическим числом было 7, в отличие от Баха, для которого числовым символом стало 6 - Бах и группировал свои циклы сонат, концертов и хоралов по 6, строил шестизвучные темы. У Букстехуде же - три цикла по 7 инструментальных сонат, 7 сонат, названных им "о сущности природы и планет" (ноты этого цикла, увы, не сохранились), многие темы его фуг состоят из семи звуков, например, соль-минорная прелюдия".
      --
       Дитрих Букстехуде прожил 70 лет - те самые 7 седьмиц, о которых в элегии древнеафинского мудреца и законодателя Солона сказано:
       Если ж десятое Бог доведет до конца семилетье
       Ранним не будет тогда смертный конец для людей.
      
       Первую свою "седьмицу" жизни Букстехуде провел в Ольдесло, принадлежавшем в ту пору Дании (сейчас - земля Шлезвиг-Гольштейн в Германии), где его отец служил церковным органистом - Дитрих, таким образом, по обычаю того времени унаследовал профессию отца. Затем семья перебралась в датский город Хёльсингёр - город со старинным, еще с 8-го века, замком, который в шекспировском "Гамлете" называется Эльсинор. Там-то, в городе Гамлета, в начале своей четвертой седмицы, то есть в 21 год, Дитрих (датское его имя было Дидерик) начал службу в качестве органиста в Мариенкирхе (по удивительному совпадению все церкви, в которых служил Букстехуде на протяжении своей жизни, были церки девы Марии). И вот, когда, согласно Солону,
       Всякий в седмице четвертой уже достигает расцвета
       Силы телесной, и в ней доблести следует знак
       молодого музыканта, но известного уже органиста-импровизатора, приглашают в вольный имперский город Любек органистом Мариенкирхе и руководителем всей музыкальной жизни города. Именно Дитрих Букстехуде заложил традицию открытых вечерних предрождественских концертов Abendmusiken, которые привлекали слушателей всей протестантской Европы.
       Разум и речь в семь седмиц уже в полном бывают расцвете
       Также и в восемь - расцвет длится четырнадцать лет.
       Со всей Германии к любекскому мастеру стекались ученики, наиболее талантливым из которых был Николаус Брунс, к несчастью, рано умерший. Знаменитый Иоганн Пахельбель из Нюрнберга направил к Букстехуде учиться своего сына. А в 1703-м, когда знаменитому любекскому мастеру было 64:
       (Мощен еще человек и в девятой, однако слабеют
       Для веледоблестных дел слово и разум его),
       Из Гамбурга в Любек приехал 18-летний Георг Фридрих Гендель, молодой виртуоз-клавесинист, автор первых опер на немецком языке, поставленных в Гамбургском театре. А через два года, в 1705-м, в Любек пришел из Арнштадта, что в Тюрингии, 20-летний Иоганн Себастьян Бах - денег на почтовую карету у него не было, но ради Abendmusiken Букстехуде молодой органист пешком преодолел расстояние в 400 километров. Старый датчанин сумел оценить редчайшую одаренность обоих юношей. И каждому предлагал стать его преемником. Это была большая честь - ведь пост любекского музикдиректора считался одним из престижнейших в Европе.
       Но обоим пришлось отказаться: в Любеке сохранялся старинный обычай, восходящий еще к цеховым правилам средневековья - чтобы занять должность городского органиста, необходимо было жениться на старшей незамужней дочери предыдущего. Сам Дитрих Букстехуде, действительно, женился в свое время на дочери престарелого музик-директора Любека Франца Тундера Анне-Маргарите. Ведь в пятую седмицу
       Время подумать о браке желанном мужчине,
       Чтобы свой род продолжить в ряде цветущих детей.
       В этом браке родилось 7 дочерей, но четверо из них умерли во младенчестве. И 18-летнему Генделю, и 20-летнему Баху Букстехуде предлагал жениться на своей 30-летней незамужней дочери Анне-Маргарите, полной тезке своей матери. Гендель не думал о женитьбе, к тому же и не стремился стать церковным органистом - он был очень светским человеком. Его влекли большие города, мировые столицы, оперный театр. Себастьян Бах знал, что по возвращении в Арнштадт его ожидают неприятности - он был отпущен церковным начальством лишь на четыре недели, а пробыл в Любеке почти четыре месяца, да еще две недели заняла дорога. Поэтому служба в вольном имперском ганзейском городе стала бы для него и спасением, и большой карьерной удачей. Но в Арнштадте, кроме выговоров, его ждала невеста Мария Барбара Бах, его троюродная сестра, дочь трубача. И Бах вернулся в родную Тюрингию. Из Арнштадской церкви его, действительно, уволили, но не столько за самовольное удлинение отпуска, сколько за куда более непростительные прегрешения: он, как сказано в протоколе, "примешивал к мелодиям хорала чуждые тоны" (вот оно, влияние Букстехуде!), и, наконец, самое страшное - привел ночью в церковь девицу (ту самую Марию Барбару, свою невесту, на которой вскоре женился) и играл на органе до утра, из-за чего рабочим пришлось заново закачивать воздух в трубы. С молодой женой молодой Себастьян Бах перебрался через некоторое время в Веймар, на придворную должность камер-музикуса Великого герцога Веймарского.
       Мы не знаем изображений молодого Баха - такого, каким он пришел в Любек к Букстехуде - нам известен портрет 60-летнего лейпцигского кантора. А Дитрих Букстехуде, наоборот, был запечетлен один раз в молодом возрасте на картине гамбургского художника нидерландского происхождения Йоханнеса Форхаута (Voorhout) "Домашняя музыкальная сцена". После смерти любекского мастера в почтенном 70-летнем возрасте на его дочери женился органист Иоганн Кристиан Шифердекер, ставший преемником Букстехуде в должности городского директора музыки, но подлинными продолжателями его искусства стали его ученик Николаус Брунс, Гендель и Бах. Букстехуде мог отойти в лучший мир "с умиротворением и радостью" - "Mit Fried und Freud", как говорится в одной из его духовных кантат.
      
       ПАВЕЛ ЮХВИДИН
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Юхвидин Павел Анатольевич (clarinette@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 9k. Статистика.
  • Статья: Германия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка