Аннотация: О цикле концертов Иерусалимского симфонического оркестра сезона 2013-2014 и новом сочинении Марины Геллер "L'homme armee"
Павел Юхвидин
СОБРАТЬЯ ПО ДУХУ
Один из стержневых циклов нынешнего сезона Иерусалимского симфонического оркестра имеет в русском переводе странное, даже как будто фамильярное звучание: "Композитор Имярек и друзья" ("Шостакович вэхаверим", "Брамс вэхаверим", Гендель, Сен-Санс, Рахманинов, Мендельсон, Моцарт, Малер и хаверим) - назван тот, чье крупное симфоническое полотно занимает в программе центральное место. Эта же серия совмещена с циклом концертов Бетховена - в семь из десяти программ включены все пять фортепианных, Скрипичный концерт и два романса для скрипки с оркестром великого немца.
Точнее, конечно, было бы перевести название этой серии не "друзья" (такой перевод уже вызвал удивленную реплику обозревателя Владимира Мака), а "собратья по духу". Тогда понятно, отчего первую, октябрьскую программу цикла, главный дирижер и художественный руководитель Иерусалимского симфонического Фредерик Шаслен назвал "Шаслен и друзья". Программа включала 1-й фортепианный концерт Бетховена в исполнении самого Шаслена, "Фантастическую" Берлиоза, произведения Блоха, Малера, Сен-Санса. То есть вовсе не друзья-однокашники. Понятно, что это своего рода манифест: дирижер очерчивает свои эстетические идеалы и предпочтения. Можно, конечно, поспорить, все ли "друзья" и в самом деле связаны единой линией преемственности в заявленном плане. По моему-то разумению, к примеру, Бриттена (4 морских пейзажа-интерлюдии из оперы "Питер Граймс") естественней было бы определить в "друзья" не к Брамсу (хотя имеются общие две первые буквы фамилии), а к Генделю ("Музыка на воде"). А уж Корнгольда (музыка к фильму "Сон в летнюю ночь", стилизованная под Мендельсона) - в друзья не к Сен-Сансу, а, само собой, к Мендельсону. Но филармонический план - это не цикл радиопередач, где редактор снимает с полки фонотеки все, что сочтет соединимым. Концертный план сообразуется со сроками гастролей дирижеров и солистов. Так, Брамсом и Бриттеном дирижирует в декабрьских вечерах - уже на следующей неделе - Давид Стерн (в эту же программу включен Четвертый фортепианный концерт Бетховена в исполнении Алона Голдштейна), а Генделя и друзей (Моцарт, Малер, Пярт) представит в феврале Андрес Мустонен.
Отрадно, что два произведения современных израильских авторов - Марины Геллер (ее "Вооруженный человек", специально заказанный Иерусалимским оркестром, был исполнен в ноябрьском вечере "Шостакович и друзья"), и патриарха израильской музыки Цви Авни (его Метаморфозы хорала Баха прозвучат в марте вместе с симфонией Рахманинова и концертом Антона Рубинштейна) включены в текущие симфонические вечера, а не "выстреливаются залпом" в фестивальные дни.
"L'homme arme" Марины Геллер - вариации на старинную франко-фламандскую тему - органично вписались в программу, объединившую музыку трех столетий: девятнадцатого, двадцатого и двадцать первого. "Отъединенная индивидуальность - и бурлящий, воюющий мир" - так можно определить идею трех сочинений трех веков. Пианист Александр Мельников, обладающий дивным туше, трактовал рояль в бетховенском Пятом концерте не как героя, принимающего парад армии (отчего восторженные современники нарекли этот концерт "Император" - в Европе тогда царил Бонапарт), а как тонко чувствующую душу, парящую в мире горнем. Фредерик Шаслен понял замысел пианиста (он и сам, играя в предыдущей программе 1-й бетховенский концерт, стремился воспарить, но сражение с инструментом его сковало), и противопоставил парению рояля жесткое звучание мира дольнего. И страдальчески-исповедальный "нерв" Десятой симфонии Шостаковича со сквозной темой-акронимом, в которой зашифрованы инициалы композитора (противопоставление обостренной совести художника ложному пафосу псевдомассовости), Шаслен сумел выявить и рельефно воплотить в оркестровых контрастных звучаниях. Все-таки, Шаслен, действительно, незаурядный дирижер-интерпретатор. И его прочтение новой (сочинение 2013-го года) партитуры Марины Геллер стало не формальным показом, а подлинным со-творчеством.
Марина Геллер возвращает средневековому напеву, к которому обращались еще нидерландские и итальянские контрапунктисты, его исходное значение: вооруженный человек. Начинаясь тихим хоралом валторн, проходя ряд оркестровых трансформаций, этот напев разрастается до эсхатологических видений столкновения индивидуума с вооруженным миром, бесчеловечным началом.
Мы, конечно, знали, что преподаватель Беер-Шевской консерватории Марина Геллер - высокообразованный музыкант, владеющая всем арсеналом современных композиторских средств. Марина окончила теоретико-композиторский факультет Ташкенсткой консерватории, занималась в классе композиции профессора Феликса Марковича Янов-Яновского, затем в Иерусалимской Академии у Марка Копытмана, защитила докторскую степень по композиции Бар-Иланского университета, была удостоена за творческую деятельность ряда наград (премии ACUM, премии премьер-министра Израиля в 2012-м). Исполнение же "L'homme arme" под управлением Фредерика Шаслена открыло новую грань художественного мышления израильского автора, выявляющую ее духовную причастность к мировой симфонической традиции.