|
Да, богатый, прославленный (хотя и охаиваемый целым хором критиков) и знаменитый театральный композитор в одночасье был отвергнут, почти забыт (хотя стал писать лиричней и проникновенней) и разорен, а театр его закрылся. Государство, которое он, не жалея красок, бичевал, рухнуло. Как писал блистательный музыковед Иван Соллертинский, "режим Второй Империи, подхлестываемый канканами Оффенбаха, мчался к Седанской катастрофе". В 1870-м году амбициозный Наполеон III начал войну, известную в истории как франко-прусская. В романе Достоевского "Бесы" некто Лямшин сочиняет забавную фантазию для фортепиано под названием "франко-прусская война",где "Марсельеза" переплетается с мотивами немецких маршей. Русская молодежь могла,конечно, забавляться, но французам было не до шуток. Коварный Отто Бисмарк, прусский канцлер, сумел подстроить так, что именно Франция объявила войну Пруссии, а обороняющейся стороной изобразить не только Прусское королевство, а всю Германию, почти уже объединенную под властью Берлина. Французская армия была разбита под Седаном, Наполеон III взят в плен, а затем эмигрировал, Франция вновь стала республикой. Немцы стояли под Парижем. В самом Париже на три месяца установилось правление Коммуны, а в 60-ти километрах от столицы Франции, в некогда роскошном Версале, резиденции королей французских, король Пруссии был коронован как император (кайзер, то есть Цезарь) всей Германии. Там же, в Версале, обосновалось правительство Третьей Республики во главе с 74-летним Адольфом Тьером, известным историком, автором афоризма о революции, пожирающей, как гидра, своих детей. Парижская коммуна была разгромлена, с Германией заключен позорный мир, Тьер избран президентом. Настали иные времена. Нарлеон III был напыщен и хвастлив, зато смешон. Один хорошо нам известный немецкий публицист, сверстник Оффенбаха, написал язвительный, хотя и несколько тяжеловесный памфлет "Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта", в котором объяснил, что история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса. Публициста звали Карл Маркс. Французы от души потешались над "жалким алемянником вликого дяди", политическим и общественным укладом его (и своей!) сказочно-оперетточной империи, продержавшейся 20 лет. А не стало империи, и оперетточная сатирическая сказочность оказалась никому не нужна.
|
|