Юхвидин Павел Анатольевич: другие произведения.

Поэма о поэтах и планетах

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Юхвидин Павел Анатольевич (clarinette@rambler.ru)
  • Обновлено: 07/07/2014. 9k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отзыв на книгу доктора наук Элизабеты Левин "Часы Феникса"


  •    Павел Юхвидин
      
       ПОЭМА О ПОЭТАХ И ПЛАНЕТАХ
       Который час? - его спросили здесь.
       И он ответил любопытным: Вечность.
       Осип Мандельштам
      
       Книга доктора Элизабеты Левин "Часы Феникса", выпущенная в конце минувшего года издательством "Млечный путь" (Кфар-Сава - Иерусалим, 2013) столь же фундаментальна, информационно насыщенна и стилистически безукоризненна, как и предыдущая ее крупная работа для широкого читателя "Селестиальные близнецы". В той, 8-летней давности книге (она вышла и по-русски, и по-английски, и на иврите) автор раскрывает поразительные совпадения в судьбах, особенностях личности, душевном складе известных людей, родившихся почти одновременно, в один день того же года - они-то и есть селестиальные (то есть "небесные") близнецы. Среди этих пар - ученые (например, Эмиль фон Беринг и Пауль Эрлих), поэты (Оскар Милош и Максимилиан Волошин), музыканты (виолончелист Пабло Казальс и альтист Лайонел Тертис); сравниваются личности писателя и политического публициста (Оскар Уайльд и Карл Каутский), короля и поэта (Георг VI и Поль Элюар). Каждой паре посвящены развернутые очерки. Этот фактор совпадения по времени рождения Элизабета Левин называет греческой буквой "тета". В сущности, книга "Селестиальные близнецы" - это цикл (или даже годовой круг) сравнительных биографий (жанр восходит еще к Плутарху), написанных прекрасным языком. Они увлекательны и поучительны даже и без привязки к астрономическим выкладкам и астрологическим комментариям. Меня тогда удивила эта живость и яркость изложения, проникновение в психологические глубины, прекрасный слог, как будто очерки писала не доктор физики, специалист по материаловедению, выпускница, затем докторант, потом многолетний исследователь Хайфского Техниона (ее русский язык - из киевской еще средней школы 70-х годов), а опытный литератор с филологической подготовкой, всю жизнь писавший по-русски научно-популярные статьи и книги.
       И вот, книга "Часы Феникса", которая, по признанию автора, писалась параллельно по-русски и на иврите, издана уже на обоих языках, была представлена на Франкфуртской книжной ярмарке - расширяет и укрупняет концепцию Элизабеты Левин - физика, философа и астролога. Точнее, это новая концепция. В истории человеческого духа обнаруживается крупномасштабная цикличность, связанная с положением планет. Пересечения орбит Нептуна и Плутона становятся такими узловыми моментами гигантских полутысячелетних циклов - автор называет их "годом Феникса", а особо значимые сгущения времени, когда и являются миру созвездья ярчайших поэтов, мыслителей, пророков (то, что Карл Ясперс называл "осевым временем") - часом Феникса. "Они видели то, что жившие рядом с ними современники, родившиеся в другие годы, рассмотреть еще не могли: начало грядущих перемен человечества", разлом времен. Ведь волшебная птица Феникс, символ воскрешения и предвестник грядущего, умирает один раз в 500 лет, сжигая себя, чтобы вновь возродиться из пепла.
       В тезисном виде идеи "годов Феникса" Элизабета Левин излагала в брошюрах ("Пространство-время в высокоразвитых биологических системах", Иерусалим-2012), статьях, лекциях и радиопередачах. Стержневая философская проблема ее изысканий - проблема категории времени (что есть Время?), и физик Левин полагает, что без привлечения астрономического инструментария этот вопрос остается неразрешимым. Да, человечество научилось, сообразуясь с вращением Земли, Луны, оборотов вокруг Солнца, измерять время, но никто не может дать исчерпывающее определение, чтО же это за субстанция. Даже в физике такое фундаментальное понятие как ВРЕМЯ не имеет ясной, лаконичной, общепризнанной дефиниции.
       А ведь исходным, первоначальным зерном этой концепции Времени и звездных циклов стало, по признанию автора, наблюдение композитора и ученого из Хайфы Юрия Эдельштейна (ему и посвящена книга Элизабеты Левин). Эдельштейн указал на строки Иосифа Бродского о "вехах успеха" - удивительной перекличке четверки великих русских поэтов ХХ столетия, образовавших вершину Серебряного века русского искусства - Ахматовой, Мандельштама, Пастернака, Цветаевой (они все - погодки, рожденные с 1889 по 1892-й год) и четверки великих латинян Золотого века римской поэзии - Вергилия, Горация, Овидия, Катулла. Но если, к примеру, на чей-либо вкус, имеются в эти эпохи гениальные поэты гениальней названных (Есенин, к примеру, или Гумилев, Проперций наряду с Вергилием-Горацием), то и они, оказывается, рождены в тот же временной отрезок.. Великие поэты разных эпох, остающиеся в центре внимания автора на протяжении всей книги, являются в мир созвездьями и плеядами ровесников или почти сверстников.
       Книга охватывает огромный фактический материал (я бы сравнил эрудицию Элизабеты Левин с освальд-шпенглеровской в "Закате Европы"): словно в волшебном калейдоскопе возникают на ее страницах древнегреческие философы "пифагорейской" и "эпикурейской" эры (по терминологии автора) и еврейские мудрецы; Моисей и Улугбек; короли государства франков династии Меровингов и португальские мореплаватели; титаны Раннего Возрождения, мастера японского искусства, а более всего поэты всех времен и народов. Если бы в книге имелся именной указатель, он занял бы целый том на добрый десяток авторских листов. Категории "пифагорейской" и "эпикурейской" эры распространяются и на иные эпохи, фазы "года Феникса" уподобляются семи седмицам человеческой жизни.
       Даются хронологические таблицы с параллельными датами по часам Феникса, цитируется множество стихов, каждой главе предпосылаются эпиграфы - стихотворные либо из философской прозы.
       Меня всегда увлекали широкие, да что там - широчайшие, охватом в тысячелетия - циклические построения в истории цивилизаций и художественной культуры человечества. Думаю, такие построения завораживают многих. Как сказано в древнейшем из псалмов книги "Теилим" (традиционно автором этого псалма считается не Давид, а Моисей): "Тысяча лет в глазах Бога - как один день". Правда, с астрологической сменой вех культурно-исторические пласты никогда ранее не связывались в моем сознании, но Элизабета Левин сумела внушить мне почтение к такой точке обзора еще в "Селестиальных близнецах". Ведь и в самом деле: отчего в иные времена десятилетия, а то и столетия проходят между появлениями гениев, и вдруг в один год, в пятилетие или декаду щедрая природа осеняет редкостным даром тех нескольких творцов, на плечах которых, как на плечах атлантов, держится здание науки и культуры последующего времени? Друг за другом родились в одном и том же 1265-м году Данте и Джотто, творчество которых стало началом Ренессанса. В один год (в 1564-м) родились Шекспир, Галилео Галилей и создатель оперы Клаудио Монтеверди. В 1632-м родилисьБарух Спиноза, шлифовальщик стекол, отшлифовавший, по выражению Гейне, "очки, через которые смотрели все философы Европы" и создатель французской оперы Жан-Батист Люлли. В 1685-м являются миру три гения - Бах, Гендель и Д.Скарлатти, творчество которых положило начало музыке Нового времени. Год 1770-й дал миру Гегеля, Бетховена и Гельдерлина а за год до этих полководцев мысли, симфонии и стиха родился Наполеон Бонапарт. Менее чем через три десятилетия - в 1797-м - появились на свет Гейне и Шуберт, первые великие романтики. А вслед за ними - Пушкин и Бальзак в мае 1799-го, Брюллов и Делакруа. Еще через десятилетие - Шуман, Шопен и Лист, почти сверстники, создатели романтического пианизма, а в 1813-м - оперные реформаторы Даргомыжский, Вагнер и Верди.
       И, конечно, плеяды великих стихотворцев, художников, мыслителей, создававших подлинную "гармонию сфер", о которой грезил Пифагор (самосский мудрец полагал, что планеты при вращении издают божественную музыку). О них поэтично пишет Элизабета Левин - скорее как поэму, чем трактат. Да, она влюблена в Серебряный век русской поэзии и обнаружила, что именно его творцы явились миру в Час Феникса. Был, правда, и Золотой поэтический век - немалые планеты, освещенные пушкинским Солнцем - от Батюшкова (старше Пушкина на 12 лет), Вяземского и Баратынского до Языкова и Тютчева. Тютчев раскрылся намного позднее, но он принадлежит этому же поколению (младше Пушкина пятью годами).. И Золотой век длился почти до конца XIX столетия.
       Конечно, можно найти в книге Левиной, как и в любом крупном труде, пристрастные оценки, смещения. Так, она настаивает на 15-м веке до нашей эры как времени Исхода из Египта и, соответственно, эпохе Моисея, добросовестно сообщая в сноске, что имеется и другая хронология. Большинство же современных египтологов и библеистов склоняются к более позднему времени Исхода - времени правления фараона Мернепта, наследовавшему Рамсесу II. Да и Тора называет годом рождения Моше 2368 от Сотворения, то есть 1392 до нашей эры. Но как глубоко и тонко понимает физик и астролог поэтически-пророческий синкретизм Моше-рабейну! А какие оды, вдохновленные Камоэнсом, пропеты португальским мореходам и Энрике Мореплавателю! А вот композиторских имен мне, честно сказать, не хватило (а сверстники великой русской поэтической четверки Серебряного века - создатели нового музыкального языка?) но уж каждому недостает своего родного.
       В самом деле, "Часы Феникса" Элизабеты Левин, - конечно, концептуальный (и фундаментальный!) научный труд, но по жанру, вдохновенности, эмоциональному тонусу это, скорее, поэма. Поэма, в которой звучание многоголосого хора гениев всех времен вплетается в пифагорейскую планетную музыку сфер.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Юхвидин Павел Анатольевич (clarinette@rambler.ru)
  • Обновлено: 07/07/2014. 9k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка