Бужор Юрий: другие произведения.

5.Кассель. Тициан, Рибера и другие

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 27/08/2021. 13k. Статистика.
  • Эссе: Германия
  • Иллюстрации: 13 штук.
  • Аннотация:
    Пора завершать проход по Галерее старых мастеров в Касселе

  •   Венера обратилась к богу огня Вулкану, покровителю кузнецов и оружейников, чтобы тот выковал доспехи для ее сына. Сына звали Эней. Она когда-то нагуляла этого Энея с простым смертным.
      Еней був парубок моторний
      I хлопець хоть куди козак...
      Вулкан выковал хлопцу особые нарукавники, которые сделали его невидимым. Легко быть моторным и побеждать, когда ты невидим.
      В награду за труды Вулкан получил ночь любви.
      Я не знаю, почему из всех версий музей в Касселе выбрал для своего каталога именно эту, довольно экзотическую. Куда более распространен вариант мифа с Вулканом-мужем. Может, и пришлось пустить в ход чары, чтобы супруг и лучший друг всех кузнецов потрудился ради неродного сына, но это меняет дело, согласитесь.
      Или вовсе не вспоминают Энея, а повествуют о том, как Венера, замужняя жена, втюрилась в Марса. И можно понять. Мужественный военный - и набрыдший старикан.
      Старикан их выследит. Накроет в самый для них неподходящий момент. Причем накроет буквально - заранее выкованной сетью.
      
        []
      
      Это уже теплее. Что мы видим на этой картине? Мы видим женщину редкой красоты, обуреваемую страстью. Страсть символизирует Купидон. Как мне кажется, Вулкана на картине нет. Не господское это дело - молотить по наковальне. Можно предположить, что он что-то заподозрил и злобно ревнует где-то за кадром, а сеть уже куется.
      Художник Джакопо Негретти, более известный под псевдонимом Пальма Младший. Холст датируется 1610 годом, когда он разменял седьмой десяток, и считается одной из самых зрелых его работ. Может, он и уступал в даровании своему двоюродному деду и тоже венецианцу Пальме Старшему, но и сам был не плох.
      
       ***
      
      Единственный Тициан в Касселе, и гордость музейных работников понятна. Они считают этот холст одним из самых выдающихся портретов, написанных гением.
      
        []
      
      Трижды оговорившись, что это не более чем робкое оценочное суждение неспециалиста, я не могу сопоставить данный холст с могучим проникновением в образы тициановых папы Павла III, герцога Урбинского, Филиппа II и ряда других личностей, как исторических, так и более или менее обыкновенных и значительно менее известных.
      Вазари - редчайший пример творческого человека, который не был завистлив. В своих "Жизнеописаниях" он называет подобные мастеровитые, безупречные с точки зрения техники работы "красивыми", и это комплимент, конечно, но для подлинных шедевров у него находятся другие слова.
      Предполагают, что изображен Ферранте Гонзага, бравый полководец и правитель Ломбардии. Родной брат герцога Мантуанского, портрет которого, тоже работы Тициана, я видел в Прадо.
      Действительно, похожи. Бороды только немного разные.
      
        []
      
      Тот, который в Прадо, мужчина симпатичный - и какой-то пресный. Этот, как и полагается генералу, воинственный и важный. Но и только. Почему-то кажется, что этого маловато для глубокого психологического портрета.
      Гонзага искренне восхищались Тицианом и всячески его поддерживали. Между ними была дружба. А дружба не лучший помощник в этом жанре.
      Это спорно, и мы знаем множество исключений. Но я и не спорю. В данном случае, может быть, это так.
      Удрученный дракон. Головной убор фасоном напоминает драконий хвост, возможно, и в этом есть символика. Верность долгу и императору в образе собаки. Надо еще напялить на пышный полукафтан доспех, а пока с ним играет Купидон.
      То есть любовь в конечном счете победит смерть.
      Пробивающиеся из земли цветочки тоже об этом.
      
       *** 
      
      Никак не разделаюсь с этой галереей старых мастеров. Жалко расставаться с радостью открытия, пожалуй что и неожиданного. Одно дело знать, что где-то в тихой немецкой провинции собрано шедевров, сколько далеко не каждому столичному городу снилось; другое дело убедиться в этом самолично.
      Характерный Джошуа Рейнольдс. Вот кто умел придать портретируемому достойный вид и при этом не соврать. В доброй старой Англии это называлось grand style. Не зря ему платили 100 гиней за портрет.
      Завистники не унимались. Проведали, что за одежду отвечают специальные подмастерья. Уличали в том, что он перерисовывает картинные позы персонажей с чужих холстов. Пеняли и на то, что не женится никак, а живет под присмотром сестры и племянницы.
      Зависть лукава. Она ходит вокруг да около. Никто не встал и не сказал: "Я завидую Рейнольдсу, потому что он талантливее меня".
      На портрете дочь английского короля Георга II Амалия София. Отличалась эксцентричным характером. С замужеством не сложилось, но родила сына от связи с простолюдином. Об этом говорили вполголоса. Сын подрастет и станет известным в свое время композитором Сэмюэлем Рейнольдом (сходство с фамилией художника - случайность).
      
        []
      
      В Касселе какое-то время проживала ее сестра Мария - супруга ландграфа Фридриха II. Портрет был не то подарен, не то продан в Кассель - возможно, чтобы как-то скрасить сетричке тяготы неудачного брака. Муж был груб с ней, потом еще вздумал перейти в католичество - и она от него уехала в Данию, забрав с собой троих сыновей.
      
    ***
      
      Живописный Дюрер, как и Рейнолдс, тоже в одном-единственном экземпляре. Сразу узнаваем теми, кто не забыл, как выглядела купюра достоинством 20 дойчмарок. Это портрет Эльсбет Тухер. Увы, вторая створка диптиха с изображением ее мужа не сохранилась. Мы можем только предполагать, что глава семьи передан с подобающей нюрнбергскому патрицию значительностью. Семья была, правда, небольшая - ты да я, да мы с тобой, детишек супруги на свет не произвели. Брак Дюрера тоже не дал потомства, бывает.
      
        []
      
      Молодая женщина смотрит на мужа открыто, но и, как мне кажется, с доброй усмешкой. Говорят, именно так смотрят на мужей любящие жёны. Ей 27 лет, о чем свидетельствует едва заметная надпись на самом верху. Даст Бог, всё ещё получится. Буквы N и Т на груди - инициалы мужа. Аббревиатура MHIMNSK на ленте головного убора пока не расшифрована.
      Специалисты в Касселе предлагают сравнить этот портрет с изображением свекрови Эльсбеты, которое выполнил учитель Дюрера Михаэль Вольгемут лет всего лишь на 20 лет раньше. Это не трудно сделать, они в галерее висят рядом.
      Разница между поздней готикой и Возрождением очевидна. 20 лет - и, можно сказать, цивилизационный прыжок.
      Не то чтобы этот Вольгемут намного хуже рисовал (вывернутый мизинчик простим ему). Тут вам и характер передан и наверняка портретное сходство. Но на одном портрете мужем битая и попами пуганная благоверная, а на другом...
      
        []
      
      Да что тут говорить, взгляните сами. Опять же, привольный стaффаж с природными красотами у Дюрера и угрюмый фон у Вольгемута. Дюрер давно всему научился у Вольгемута, в портрете Эльсбеты он учится у Микеланджело-живописца. Так же ваяет образ красками на двухмерной поверхности.
      Немножко шаржирует или вправду такие мощные скулы? Альбрехт-то был из венгров, хотя на его автопортретах эта примета гуннов не особенно видна. Но, может, некий гунн из подсознания подал голос. Художник всегда пишет себя, не зря же говорят.
      Пусть это досужие фантазии, но, чёрт возьми, и хочется же фантазировать. А глядя на свекровь хочется пожалеть её и больше ничего.
      
    ***
      
      Для настроения - жизнерадостный Пуссен.
      Козлоногий Пан, надо полагать, проиграл некий спор Венере и за это должен нести ее на закорках. Амур указывает путь. Не очень понятно, что на картине делает ангел. Неужели он лишь для того, чтобы целомудренно скрыть от нас радостное возбуждение, в котором пребывает еще юный фавн с корзиной винограда? Остальные персонажи скорее деловиты, для них это дело привычное.
      И подходящая лужайка недалеко.
      
        []
      
      Чудесный Франс Хальс. Неизвестному на портрете не терпится поделиться с нами чем-то смешным и беззлобным.
      
        []
      
      Игра диагоналей в композиции. Дорогая одежда, приличествующая солидному господину, противопоставлена по-детски непринужденной позе. Темные колера и сияющая улыбка. Составители иллюстрированного путеводителя по музею называют эту работу импрессионистской по духу и в этом смысле прорывной. Не станем спорить. Специалистам виднее. Холст замечательный, из тех, что не забываются.
      Ван-Дейк. Портрет Снейдерса с женой. Пара тоже дорого и по моде одета. Знаменитый анималист и мастер аппетитных натюрмортов глядится важным сановником, и это могло показаться даже немного дерзким. Тон задавал Рубенс. Упомянутые художники были из богатых бюргерских семей; этого было бы достаточно в соседних Северных Нидерландах, чтобы считаться людьми из высшего общества, но Фландрия - другое дело. Портрет - заявка на аристократизм. Мы тоже знать, а не какая-то гильдия вам.
      
        []
      
      Умненькую жену, кажется, все-таки разбирает смех, муж же серьезен. Очаровательная пара.
      В поэзии мы различаем так называемых авторов одного стихотворения. Так говорят, хотя хороших стихов у того, кто обычно имеется в виду, может быть и больше одного. Мы их не путаем с великими, но мы их знаем и знаем эти стихи.
      В живописи, картина (извините нечаянную игру слов) иная. Раскрученное имя застит. Кроме малых голландцев есть "малые французы", "малые итальянцы" и кто угодно еще. Бросив беглый взгляд на музейную табличку с малоизвестным именем, мы пробегаем мимо.
      Тому есть причины. Ограничимся пока констатацией.
      Знатоки, не нападайте на меня. Я знаю, что вы есть и для вас эти имена не малоизвестны. Просто вас мало, вы же знатоки.
      Ян Коссиерс. Имя не на слуху. Подражал одновременно Рубенсу и Караваджо, говорят нам люди знающие.
      Он, может, и подражал, но подражать тоже надо уметь, да еще сразу двум титанам. Замечательная, полная жизни композиция "Поклонение пастухов".
      
        []
      
      Богородица Риберы давно знала, что Сын примет жертвенную смерть. Сейчас она видит Его мучения. Пророчество стало страшной явью.
      
        []
      
      Хосе Рибера жил в Неаполе, в XVII город был вотчиной Арагонской короны. Но настоящую славу при жизни снискал другой неаполитанец. Изящные холсты Массимо Станционе (вы слышали о нем раньше? я нет, признаться) были востребованы. Он не ставил целью вызвать смятение в душе, а "делал красиво". Не будем снобами, такой арт тоже имеет право на существование и тоже бывает талантливым или бездарным.
      
        []
      
      История такая неприглядная, что она на даже не попала в православную Библию. Два перестарка требуют от Сусанны близости. Угрожают в случае несогласия обвинить ее в прелюбодеянии с кем-то там, вот сволочи, прости господи. Девушка в панике кричит, прибегают люди и, кажется, вот-вот всё произойдет согласно гнусному сценарию. Хорошо юный Даниил устроил старцам допрос по отдельности, и, конечно, они стали путаться в деталях. Невинная девушка была спасена, Даниил станет библейским пророком, а побиванию камнями подвергли как раз старых развратников. За лжесвидетельство, согласно закону Моисея.
      Это картина Станционе. Приехала на выставку из Франкфурта. Тема выставки - культура купания. Я добросовестно пробежался по этажу с этой выставкой, но ничего, что запало бы, не нашел. Вот разве эту картину. И еще одного деда в ванной. Работа Картхайнца Бидербика из Берлина. Полиэстер.
      По-моему, дед классный.
      
        []
      
      Местные феодалы выжимали все соки из подневольного крестьянства и обращали эти соки в собрание шедевров, которым нет цены.
    В заключение - ссылка на сетевой каталог музея. Ищите и обрящете.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 27/08/2021. 13k. Статистика.
  • Эссе: Германия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка