Бужор Юрий: другие произведения.

Брюссель, Петр Великий и другие

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 6, последний от 23/06/2022.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 18/06/2022. 28k. Статистика.
  • Обзор: Бельгия
  • Иллюстрации: 39 штук.
  • Аннотация:
    Брюссельские впечатления. Июнь 2022 г.

  •   
      1
      
      Выкроил себе пару дополнительных дней в Брюсселе. Важно было убедиться, что старые друзья на месте и все так же гордо орошают окрестности. Это, конечно же, мальчик, девочка и собака, точнее, сОбак.
      
       []
      
       []
      
       []
      
      Вот и ладно. Жизнь продолжается.
      Отель оказался в одном квартале от мадам Шапо - персонажа пьесы, сочиненной скоро сто лет как тому назад и ставшей народной.
      
       []
      
      Никого не напоминает? Писатель Успенский как-то признался, что отчасти срисовал старуху Шапокляк со своей первой жены и отчасти с себя. Брюссельская мадам не такая вредная, но можно ли одной случайностью объяснить столь явные внешнее сходство и родство имен?
      Еще об одной композиции знал заранее, а лично не созерцал. Это не в центре. Но вот приспичило запечатлеть. Vaartkapoen, портовый люмпен. Полицейский, которого он ловит за ногу, сегодня уже никого не догонит.
      
       []
      
      К встрече с П. А. Романовым я готовился с особым чувством.
      Кто-то из более опытных коллег подсказал когда-то. Автобус останавливается напротив Королевского дворца. Непременная фотопауза. Можно заодно углубиться в парк. Вот именно углубиться, в буквальном смысле. Памятник самодержцу находится в довольно глубокой лощине, наткнуться на него случайно невозможно.
      Бюст на мраморном пьедестале исполнен неким Раухом в 1856 году на деньги Анатолия Демидова - флорентийца по рождению и, между прочим, женатого на племяннице Наполеона. Демидовым было за что благодарить монарха, а в лощине - ну, наверное, поближе к имевшемуся здесь некогда фонтану Магдалины, в каковой фонтан его, монарха, в один прекрасный день стошнило.
      В ознаменование чего выбили надпись на ободке каменного корытца: Petrus Alexiowitz, czar, Moscoviae magnus dux,margini hujus fontis insidens, illuis aquam nobilitavit libato vino, hora post meridiem terdia, die XVI aprilis anno MDCCXVII. Мол, сидя вот тут, на краешке hujus fontis, данного фонтана, 16 апреля года 1717-го, в третьем часу пополудни, облагородил высокий гость этот источник вином, коего употребил сверх меры.
      Потом я стал перехватывать отдельные недовольные взгляды и даже реплики. Чьё-то внутреннее имперство плохо мирилось с необычным местоположением. Да и не может быть, чтобы царь наш батюшка, опытный выпивоха, чего уж там, оконфузился, как какой-нибудь новичок.
      Тут не соглашусь. Опыт имелся, это верно, но и крепким здоровьем и молодецкой силушкой наш герой, вопреки молве, никогда не отличался. Узкоплеч при огромном росте, нездоровая худоба. В общем, типичный астеник, что и проявлялось в приступах черной меланхолии и необузданной ярости.
      Я не спорил. Хотя ничего такого в этом эксцессе как раз не усматриваю. Дело житейское. Другое дело - несовместимость суверенных амбиций с экспансионистской политикой. Или сомнительность прогресса, который внедряют, обрекая миллионы людей на скотское существование.
      Сторонники украинской национальной идеи, напротив, недоумевали, зачем ради узурпатора нужно спускаться в какой-то овраг.
      Осознающих прикольность памятника и фонтана становилось все меньше.
      И я эту достопримечательность просто-напросто исключил.
      А намедни вспомнил о ней.
      Накрапывал дождь. Пару раз заскользил на спуске, однако на ногах удержался.
      Как только добрался до Петра, моросить перестало. Показалось дневное светило. В результате мокрая бронза стала отсвечивать бликами, которые я сперва принял за птичьи выделения. Краска совсем свежая.
      
       []
      
      Магдалина все так же предается покаянным размышлениям в своей нише. А вот каменное корытце как корова языком слизала. Вместе с исторической записью на латыни. Российское посольство позаботилось, кто же еще. Или какое-нибудь общество дружбы. Их тут несколько.
      
       []
      
      Предположу кроме отсутствия чувства юмора еще кое-что. Слово сzar в надписи - искаженное "кесарь", то есть император, но это мало кто знает. Во всяком случае оно плохо совместимо с формулой Moscoviae magnus dux, Великий князь Московии. Если на латыни, на латыни бы и писали: сaesar или imperator. А полный титул в 1717 году хотя и включал наряду с парой десятков мест московские владения, начинался со слов "всея Великия и Малые и Белые России самодержец". Но это опустили почему-то.
      Памятник однажды был похищен с целью вымогательства, насилу отыскали. Не раз из озорства обливали краской и украшали граффити.
      Я ничего такого не заметил. Правда, намусорено. Похоже, здесь устраивают посиделки, опять-таки, с распитием спиртных напитков. А то и полежалки.
      Аббревиатура V.I.T.R.I.O.L., записанная в лучших традициях справа налево на внутренней поверхности забора, укрепляла ощущение сюра. Это формула посвящения в масоны, кто не знал. Я тоже раньше не знал. Осталась от сравнительно недавней инсталляции. В устройстве парка и его планировке и без этого находят что-то масонское.
      
       []
      
      Верите ли, лазая по оврагам, я и не подозревал, что назавтра исполнится 350 лет с того дня, как уродился деятель, поднявший Россию на дыбы (или на дыбу?). Мистическое совпадение. В доказательство выкладываю одно из фото с датой.
      
       []
      
      В Брюсселе нас подкарауливает еще один Пётр.
      А пока что я пробирался к Европарламенту и прочим зданиям общеевропейского официоза. И там, и по дороге туда мне во множестве попадались флаги Украины. Переработанный Петром с голландского образца триколор не встретился ни разу.
      
       []
      
       []
      
      
      2
      
      Музей истории и искусства в Брюсселе находится в одном из двух крыльев гигантского дворца, построенного к 50-летию королевства. "Опятидесятилетило" и "остоюбилеело" - кто постарше, помнит нормальную реакцию населения на приуроченный к годовщинам помпезный официоз. Думаю, примерно так же реагировали в Бельгии. С той разницей, что наше "королевство" рухнуло, а бельгийское, несмотря на отдельные имевшиеся трудности, стоит.
      
       []
      
      В Брюсселе есть замечательный музей изящных искусств. Там вам и "Смерть Икара" Брейгеля, и "Смерть Марата" Давида, и много еще чего. А в том, о котором пишу сейчас, история сводится к тому, что экспонаты разнесены по эпохам. Они разнесены и по ареалам, и с тем же успехом собрание можно было назвать музеем не только истории, но и географии.
      Что до искусства, то оно больше представлено церковной утварью, изысканными поделками из бронзы и фарфора, а также ковроткачеством. Пара гобеленов могли обойтись в такую же сумму, что и благоустроенное поместье, но, как мне кажется, искусства в этом как раз не много. Это как замена живописи выкладыванием изображений из зёрен или гаек.
      Созвучна настроению оказалась деталь ретабло с Симоном Зелотом. Распиливают голову, а апостолу хоть бы что. Потрясающая саморегуляция.
      
       []
      
      Пару лет назад открыл для себя пластику, которую создавали обитатели американского континента - в основном, до прихода туда европейских цивилизаторов. Одна гамма чувств и характеров на керамических ликах чего стоит. Это не каски, а прическа горшком, но очень похоже. И не казачьи папахи.
      
       []
      
       []
      
       []
      
      Главная тема нигде не отпустит, куда там.
      Сердечные муки и радости в образах специальной экспозиции также нашли отклик. Наивный и трогательный декаданс.
      
       []
      
       []
      
      Вообще-то я искал Петра Первого. Чёртов склероз. Просто перепутал крылья дворца. Пётр находится в другом крыле и другом музее. А в этом из монархов ярко представлен Леопольд Второй. Восседает на лошади, борода лопатой. Прикупил для Бельгии приусадебный участок в Экваториальной Африке площадью раз в 80 больше, чем, собственно, Бельгия и, будучи на смертном одре, женился на, скажем так, певичке из парижского кабаре.
      
       []
      
      Если вас интересуют красивые вещи во множестве, так называемое прикладное искусство, вам сюда. Если искусство просто, живопись главным образом, в упомянутый выше другой музей. Поближе к центру.
      А я поплёлся в противоположное крыло - к Петру. По-прежнему до поры не подозревая, что мои поиски самодержца случайно совпали с кануном его появления на свет.
      
      3
      
      Длинношеее. Три "е" подряд.
      Cтарая-престарая байка, рассказывается в Брюгге. Там когда-то давно прибили австрийского наместника с говорящей фамилией Лангхальс. То есть вот именно Длинношее. За это император бюргеров-брюггеров наказал. Прислал им выводок лебедей. Обязал содержать и, глядя на них, испытывать муки совести. Шеи благородных пернатых должны были постоянно напоминать о нехорошем поступке.
      Я как раз это байку и поведал своим подопечным за пару дней до встречи с Петром, уже один на один, в брюссельском Музее армии.
      Про тонкошеих вождей заодно вспомнилось из Мандельштама.
      Или это скульптор нарочно? Такая экспрессия?
      Но это ведь не Шемякин какой-нибудь вам. Это Суровцев. Последний ни в чем таком замечен не был. Уж я полистал.
      
       []
      
      А так-то формат выдержан. Преобразователь представлен благородным красавцем. То, что он внедрял западничество методами восточной деспотии, Европу не особенно интересует. Что был, мягко говоря, бисексуал - тем более. Шведы всем досаждали, Пётр их успокоил. Правда, возникла и крепла новая угроза.
      Император Карл V родился в Генте пятьсот с лишним лет назад. Когда земляки стали своевольничать, предал их жестокому наказанию и позору. Там имеется памятник ему. На императора время от время вешают табличку: "Мы тебя будем помнить, но не простим никогда". Памятник не убирают.
      Весь такой замечательный король-Солнце Людовик XIV-ый на исходе XVII-го века приказал превратить Брюссель в развалины. Над самой прекрасной в мире площадью Гран Пляс осталась торчать только колокольня ратуши - артиллеристы короля по ней пристреливались. То, чем все восхищаются сегодня - искусная реконструкция. Тем не менее памятник в Брюсселе имеется. Не где-нибудь на площади, тоже в музее - в другом, музее города, но не маленький, метра два в высоту.
      
       []
      
      Да это, в общем, всем известно. В Европе уважения к истории побольше, а политической конъюнктуры поменьше. Расправы над Колумбом или Нельсоном, учиненные хунвэйбинами от политкорректности, подпортили эту картину, но, кажется, не испортили ее совсем. О новых эксцессах не слышно вроде бы.
      Памятников Гитлеру на площадях нет нигде. Но вовсе не окарикатуренный бюст обнаруживается в описываемом здесь Музее армии, и там он на месте. Это нормально.
      Так что Пётр красуется и олицетворяет по делу. Со скидкой на явную идеализацию и шею, ладно.
      А вот Кутузов (тоже Суровцев) удивил.
      Лукавый царедворец и большой любитель малолеток, как же, знаем-с. Еще и крепостник был, каких мало. Послушайте пару раз Понасенкова на ночь и тоже будете знать. Дегероизатор, однако, порой впадает в полемический задор. Может, он где-то и упомянул о ранениях когда-то храброго Кутузова в голову навылет в Крыму и потом в Очакове, я не слышал. Суть в том, что главным врагом Наполеона в 1812 году был сам Наполеон. Переться через Неман, не имея в планах свержения империи с последующим внешним управлением - это была плохая идея.
      
       []
      
      Спорно, конечно, но, кажется, и Бородино было лишним. Старый фельдмаршал, отсыпаясь днем после ночных излишеств, просто не мешал корсиканцу проводить в жизнь свой безумный замысел. Подвига в этом особого нет, а некая заслуга, как мне кажется, есть - пусть даже это не плод хитроумной стратегии, а просто так вышло.
      Фактор рулетки имеет место в истории, никуда от этого не деться. Даже то, что интервент ускользнул при переходе через Березину, оказалось на руку Петербургу. Попади тогда Наполеон в плен, во Франции немедленно сменилась бы власть. А так, под предлогом преследования, доскакали до Парижа и в роли жандарма Европы оставались аж до крымской катастрофы 1855 года.
      Незадавшийся поход по воле Николая Первого превратился в Отечественную войну. Спящего Кутузова сделал великим полководцем Сталин. Но всё это европейцам мало известно и не особенно интересно.
      Некий перебор, даже чисто эстетически. Что-то я не заметил, например, испанской галереи. Или прусской. Или английской. Генерал Кастаньос, маршал Блюхер или тот же Веллингтон вполне смотрелись бы там. Тем более что они, хотя и с переменным успехом, громили Бонапарта всерьез. А тут - Кутузов. При уже имевшемся Петре.
      Чтобы понять, в чем тут дело, обратимся к истории не столь отдаленной.
      
      4
      
      Лет 10 назад я уже отмечался в этом музее с группой товарищей. Он был тогда бесплатный, кстати, а сейчас вынь десяточку да положь. Ну, что делать.
      Товарищей интересовало исключительно оружие. Я переводил им подписи под экспонатами. До Русской галереи мы тогда и вовсе не дошли.
      
       []
      
      Был молодой, тоже интересовался танками и самолетами. Их там много. Но и холодное оружие всевозможных модификаций. От побед Цезаря над галлами до борьбы за Арденнский выступ зимой 44-го кто только не сражался на этом клочке земной суши. Главное поле битвы Европы - повторяют на все лады рекламные буклеты, и это справедливо, пожалуй.
      Молодому энтузиасту Луи Леконту, основателю коллекции (1910 год), было что собирать и систематизировать. Он храбро воевал в Первую мировую, потом вернулся к своему детищу. Трофеи везде просто валялись. После Второй тоже.
      Сейчас интереснее было пощелкать по разным интерактивным кнопкам. Появлялись редкие фото, документы, пояснения к ним. Сидя дома перед компьютером так быстро и в таком объеме не нащелкаешь - весомый аргумент в пользу современной экспозиции.
      
       []
      
      Музей трактует в высшей степени чувствительные темы, не навязывая свои пристрастия или антипатии. Оккупация. Коллаборационизм. Уничтожение евреев. Нацистская идеология.
      
       []
      
       []
      
      Вдруг кто узнает церковь. На переднем плане виселица. Снято где-то в Украине.
      Пропагандистский фильм. Лейтенант Калликак женился дважды, причем один раз на девушке с "нездоровым", а другой раз - "здоровым" наследством. И вот, мол, от первого брака через сколько-то поколений - сплошные ущербные, а от второго - все как один "нормальные". На самом деле геббельсовская пропаганда заимствовала заокеанские изыскания в области евгеники - без ссылки, разумеется - для оправдания стерилизации и эвтаназии. Что это псевдонаучный бред, в музее не разъясняют, надо докапываться самостоятельно. Зато есть дивное фото - чернокожий воин конвоирует юберменшей с испуганными физиономиями. В "Моей борьбе" фюрер доходчиво объяснял, что халявная белокожесть и правильный череп выводят их на вершину человеческой цивилизации, и надо же, такая незадача.
      
       []
      
       []
      
      Тема победы, встречи на Эльбе и тому подобного. Никакого пафоса. Униформы. Табельное оружие. Плакаты и фотографии. И музыка. Причудливый микс из "Лили Марлен", We"ll meet again и - что это? Тёмная ночь, только ветер гудит в проводах.
       <
       []
      
      Так называемым умом понимаешь, скорее, помнишь, что это хорошие стихи и хорошая песня. Но это так не работает. Ты не можешь отрешиться. У тебя не получится.
      Они и это разрушили.
      
      5
      
      1936-ой год.
      Граф Владимир Николаевич Коковцев, некогда заведовавший финансами империи и даже побывавший при Николае II в премьер-министрах, был не на шутку встревожен приходом во Франции к власти социалистов. Ему и его старым товарищам в эмиграции показалось, что вывезенным в свое время из России реликвиям самодержавия в Париже грозит опасность. И он перевез эти реликвии в Брюссель.
      Так было положено начало русской коллекции. К ней добавлялись все новые экспонаты, уже и местного происхождения.
      В Брюсселе проживали какое-то время Деникин и Врангель. Последний и умер здесь в 1928 году. Его свалила загадочная форма туберкулеза, сопровождавшаяся ураганным отёком легких.
      В эмиграции монархисты худо-бедно уживались с бывшими конституционными демократами, эсерами, еще кем-то. Вряд ли главный смотритель музея в это вникал. Он твердо знал другое: большевистское правительство в 17-ом году сдало без боя Восточный фронт. Привезенные знамена, личное оружие и обмундирование тех, кто не предал, имели для ветерана Первой мировой особую ценность.
      Коллекция пополнялась и, может быть, выставлялась отдельными экспонатами, но целое помещение для нее не выделялось. Поначалу - чтобы, как говорится, не дразнить гусей, потом была война и музей был на замке.
      После войны СССР немедленно заявил бы протест. Бывших белогвардейцев полагалось ненавидеть как "злейших врагов советской власти". Их разрешалось иногда жалеть и в единичных случаях даже прощать, но героизировать - ни-ни.
      Луи Леконт умер в 1970 году в возрасте 90 лет. Знамена и мундиры хранились в запасниках.
      Cпециальный павильон был торжественно открыт только в 2001 году в присутствии тогдашних министров обороны Бельгии и РФ. В Европе радовались пересмотру отношения к Белой гвардии. На то, что этим пересмотром заведовали бывшие члены КПСС, смотрели сквозь пальцы. Мало ли что было, зато вот теперь осознали и встали на путь коренного исправления и цивилизационного прорыва. Будем теперь вместе уважать тех, кто не жалея живота своего, сражался с вероломными большевиками.
      
       []
      
      Многие ли понимали, что народное добро и власть захватываются переродившимися ленинцами-сталинцами? Да и, в конце концов, политическая конъюнктура не должна задним числом влиять на трактовку истории.
      Но уж больно громко наяривает фонограмма с красиво развешенными фанфарами лейб-гвардии Казачьего полка. Длинношеий Петр был, надо полагать, воспринят как естественный довесок к собранному. На Кутузова, может, и поморщились, но возражать не стали. Хотя мог вполне разместиться где-нибудь в глубине в виде небольшого бюста. Бюст последнего императора там есть, и он уместен, это иллюстрация. А Петр I с Кутузовым не иллюстрация, а парадный декор на входе - наподобие швейцаров с галунами*.
      
      
       []
      
      Надпись на бескозырке свидетельствует, что морячок служил при штабе подводного флота - в Гельсингфорсе? Кронштадте? Мысленно порадовался за парня. В пучину не приходилось ему погружаться.
      Еще один царский подарок - серебрянная ёмкость для пунша. Не больно изящно, но пышно, по-богатому. И ведь сумели как-то вывезти эдакую тяжесть.
      
       []
      
      Подлинные мундиры Александра III и Николая II. Кроваво-алый мундирчик цесаревича, замордованного в Екатеринбурге. Должен ли он был пасть жертвой коллективной ответственности за преступления царизма? Но и миллионы других замученных человеческих детей не должны были. Мальчики и девочки в Буче и другой оккупированной Украине - за что их убили?
      Так что да. Не должна или должна "политическая конъюнктура" вторгаться - сложный вопрос. Но она вторгается. Наше восприятие подверглось деформации надолго. Чудовищный контекст можно попытаться выгнать в дверь - он вернется в окно.
      Но и рвом с крокодилами себя не обнесешь.
      Алый мундирчик - вот он.
      
       []
      
      Кому-то и вовсе это кажется пустым нытьём. Значит, нам навек не по пути, вот и всё.
      Подсветка искусно создает иллюзию просторного интерьера, на самом деле это не так. Помещение небольшое. Блики сильно затрудняют съемку, тем более, если снимает горе-фотограф на телефон.
      Не парадно, как-то по-домашнему выглядят любительские фото, переданные в музей вдовой и детьми Врангеля.
      Сразу во весь опор поскакала на меня украинская история 1917 - 1922 гг.
      Некогда один, потом другой вопрос поставили меня в тупик. Как сейчас помню, в Париже дело было. Я рассказывал о Симоне Петлюре на фоне Дворца правосудия, где когда-то судили его убийцу. Украину не Ленин и не австрийский генштаб придумали. Это сущий бред. Я в него никогда не верил. А того, что происходило в течение этих пяти лет, по-настоящему не знал. Пришлось восполнять зияющий пробел.
      Не удержусь от комментария в духе альтернативной истории. Если бы Махно не помогал красным при штурме Перекопа, а Петр Николаевич договорился с Симоном Васильевичем не за неделю до катастрофы, а хотя бы за пару месяцев до нее, мы жили бы с вами в мире очень непохожем на нынешний.
      Цену подобным комментариям знаю, не беспокойтесь.
      Я бы здесь поставил точку, но, уже сидя дома, набрел на украинский след в этом музее. Зыбкий, но какой есть.
      
      6
      
      Февральскую революцию Врангель встретил монархистом и сторонником единой и неделимой России. Под влиянием Октябрьского переворота и дальнейших событий его взгляды менялись. Главным врагом становился большевизм. Что касается Украины, то он пришел к признанию украинского народа и его права на самоопределение. В этом он был, безусловно, последовательнее и прогрессивнее нынешних великодержавников в Кремле, которые считают суверенное государство историческим недоразумением, а украинцев теми же русскими, только сбоку. В подведомственном ему Крыму, например, объявил равноправными украинские и русские школы, о чем я вычитал в интересной статье Виктора Крупины. Оттуда же и листовка, обращенная к воинам Украинской народной армии.
      
       []
      
      Эх! Написать бы Петру Николаевичу, что он признает право украинцев на самостоятельное государство, которое потом как-нибудь решит, вступать ему в федеративные отношения с кем бы то ни было или не вступать. Объявить бы ему, вместо невнятных формулировок о праве крестьян на землю, отмену помещичьего землевладения и раздел земли по едокам.
      С другой стороны, подчиненные Врангелю офицеры могли бы этого и не понять.
      Этими лозунгами прекрасно воспользовались большевики. Какие из этого вышли потом независимость и народное землевладение, общеизвестно. Случилось то, что случилось.
      Что же украинский след в Брюсселе?
      Здесь я должен повиниться. В музее я его не обнаружил. Возможно, просто не заметил, хотя обошёл вроде всё. Многие большие павильоны сейчас на переоформлении. Это могло сказаться.
      Несмотря на упорные поиски в сети, нашел всего два упоминания.
      Первое - о коллекции, начало которой было положено бывшим командующим УНР Михаилом Владимировичем Омельяновичем-Павленко в 1934 году. С экспонатами ознакомился в 2010 году тогдашний министр обороны Украины, будучи в Брюсселе.
      
       []
      
       []
      
      Заметка на украинском и русском языках. Пара-тройка фото. Не готов утверждать, но, кажется, речь идет об одной витрине как части большой временной выставки, посвященной обмундированию разных армий в разные эпохи.
      На одном из фото можно разобрать печати, скромно расположившиеся на стеклянной полочке. Этим печатям, числом пять, посвящено некое сообщение, и таким образом они вошли, как говорят историки, в научный оборот.
      И всё.
      Я отправил запрос, но не исключено, что придется съездить ещё раз. Ничего страшного, не дальний свет. А пока что, поколебавшись, выкладываю незавершёнку. Будет апдейт - не замедлю уведомить.
      
      ***
      
      Первый украинский флаг, попавшийся мне по дороге от музея к центру, красовался рядом с флагом Дании над входом в датское представительство.
      
       []
      
      Все буде Україна.
     _____________________________
    *Фото входа в павильон(гл.5) отсюда(отзыв Andrey Nikonov)
  • Комментарии: 6, последний от 23/06/2022.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 18/06/2022. 28k. Статистика.
  • Обзор: Бельгия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка