Аннотация: Cборная солянка, блоггерство по поводам, очередные записки на буклетах. Заграничность тематики вроде выдержана. От обсценной лексики воздержался в одном месте, с трудом.
ОККУПАЦИЯ МОЗГА ПРОДОЛЖАЕТСЯ?
Как вы относитесь к немецкому языку?
Считаете его отрывистым, "лающим", наиболее пригодным для бесноватых горлопанов и тупоголовых прусских офицеров с моноклями?
Бегают ли у вас при звуках немецкой речи эсесовцы с собаками в голове?
И если не считаете и не бегают, то, наверное, не всегда так было. Бежали куда-то, а потом перестали. Это была эволюция или ваше отношение враз изменилось (если оно изменилось)?
Молодые люди, что скажете?
У меня переход к позитиву происходил мало-помалу. Что это весьма энергичный язык, к тому же очень хорошо приспособленный для технических описаний и отвлеченных рассуждений, я понял давно. Я не сказал: самый богатый, самый красивый и т.д.
А эсесовцы окончательно слиняли только лет пять назад, когда я был на новогоднем круизе в местах, где не то что каждый город, каждый дом - песня. Загудели мне тогда колокола: Бамберг, Ротенбург, Регенсбург...
Cлиняли, укатили на мотоциклах с колясками и собаки вслед за ними убежали.
Но - были, долго.
ТЕНЬ ГРОЗНОГО
Я всё тут Анатолия Вассермана пиарю, хотя он в этом не нуждается. А что делать? Моё "не могу молчать" получает у него фантастическую сворачиваемость, прямо как сворачиваемость крови какого-нибудь дракона в игре-страшилке.
Гальванизация генералиссимового трупа продолжается. Помяните мое слово, скоро дело дойдет до пересмотра дела врачей. У нас зря не сажали.
Короче, вот завершающая субдоминанта дискуссии о тов. Грозном с моими мгновенно свернувшимися комментами:
АВ: Иван IV Васильевич несомненно был по тогдашним российским меркам редким гадом.
Был просто редким гадом. Пафос статьи с апологетикой Ивана IV, на которую сочувственно ссылается АВ, в том, что как раз иностранцы гадом его считали, а якобы не соотечественники. Редкий гад он и в Африке редкий гад. Явно же нездоровый был человек.
АВ: немалая часть его гадостей была обусловлена проблемами, стоявшими перед всей страной и требовавшими власти не только сильной, но и буквально свирепой (а эта свирепость естественным образом проявлялась и в быту).
Показательное суждение. Значит, могут быть в стране такие проблемы, что не просто сильная власть нужна, а еще и свирепая, к тому же естественным образом проявляющаяся в быту. Как до Грозного меньшей свирепостью обходились, да и после него в те времена, уму непостижимо. Очевидно, именно при нем вот такая концентрация проблем наступила.
Оправдание свирепости, достойное быть отмеченным. Свирепость как благо. Садизм как новый курс.
Себя Анатолий на колу не видит, только среди благородных слуг государевых. Ить, милай. Это щас так кажется, а ведь в тогдашнем реале и не убережешься поди. "Слово и дело" - и волокут. И ведь не в затылок там стрельнут, а нечто такое с бренным телом учинят, что мало не покажется, нет. Вот тогда мысль о некоторой чрезмерной жестокости и даже ее неоправданности умную голову и посетит, да поздно будет.
АВ: сопоставление его деяний с деятельностью современников (вроде Генриха VIII Генриховича и Елизаветы I Генриховны) доказывает: у нас он считается выродком прежде всего потому, что сами русские нормы поведения были несравненно гуманнее тогдашних европейских, а потому даже умеренный по европейским меркам тиран и сумасброд воспринимался русским массовым сознанием как исчадие ада.
Генрих VIII конечно тоже тот еще фрукт. Елизавета I - если взять временной коэффициент, с точностью до наоборот. Практически полная противоположность папане и тем более Грозному. Была еще Стокгольмская кровавая баня в 1520 г., Филипп II, дальше надо напрягаться. Всё - несопоставимо со сладострастным любованием того, как люди варятся в котлах и корчатся на колу, личными убийствами, убийством сына
Может, хватит с Западом пиписьками меряться, порой ведь конфуз один выходит. Ну не был он по европейским меркам умеренным тираном и сумасбродом c бутербродом к чаю. Был он выродок по всяким меркам. При этом он был государственник и, когда наступало просветление, кое-что делал для своего государства. Надо во всей сложности явление видеть, а не за Покровским - Сталиным зады повторять.
"Проблемы, требующие власти не только сильной, но и буквально свирепой". Ну не .. .... ....?
ВОЗНЕСЕНСКИЙ УМЕР
Вспомнилось:
Кассирша, осклабясь,
Косилась на солнце
И ленинский абрис
Искала в полсотне.
Но не было Ленина,
Она была фальшью.
Была бакалея,
В ней люди и фарши
.
Написано в 1959 г.
Недавно было 80 лет, как выстрел в Лубянском проезде унес Маяковского.
И тоже тогда вспоминались давно известные строки, но в страшном, ином смысле:
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли - Москва
.
Не знай я, что баута вовсе не веселая маска, это маска смерти, смысл стихов:
Так не старайся быть умней,
В тебе всё прихоть, всё минута,
И тень от шапочки твоей
Венецианская баута -
наверное, ускользал бы от меня. Хотя т.н. умом понимаю, что об этом суровом предназначении маски Осип Эмильевич мог и не знать.
Эти смысловые сфумато, шифровки-дуали так же нужны поэзии, как и пронзительная ясность порой.
"Вы это хотели сказать, мэтр?"
Но не услышат и не ответят никогда уже.
Еще из Вознесенского ("Меня, оленя, комары задрали..."):
Я тыщи их давил, но гнус бессмертен, лютый.
Я слышу через сон - покинувши меня,
над тундрою звеня, летит, налившись клюквой,
кровиночка моя.
Она гудит в ночи трассирующей каплей
от порта Анадырь до Карских островов.
Открою рот завыть - влепилась в глотку кляпом
Орава комаров
.
Умер 1 июня 2010 г.
"А ЭТА ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАНСКАЯ?"
Число людей, знающих, кто такие Данте или Тургенев, неуклонно сокращается. О чем сужу по реакции на мои экскурсоводческие потуги, соответственно, во Флоренции или Баден-Бадене, а занимаюсь я этим довольно давно. От безысходности наловчился по ходу вставлять беглые пояснения, иначе рассказ превратился бы для них в тарабарщину. А так в турголове остается что-то вроде "какой-то великий итальянский (русский) поэт(писатель)". Примерам несть числа на самом деле.
Но вот с "основами христианского вероучения" посложнее будет. То есть поведать насчет Юдифь и Олоферна, типа, как раз несложно. Это качественная байка, отчего же. Но насчет Архангела Михаила - это вроде как основа основ. Умаялся объяснять каждый раз, почему Сан Микеле похож на Святого Георгия, но не Святой Георгий. Вопрос "а эта церковь христианская?", вижу по глазам, у доброй половины группы на устах (т.е. они хотят спросить, православная ли). Евангельская симвология - чистая непонятка, на бронзовую дверь Пизанского собора смотрит подобный товарищ аки агнец на новые ворота. Нет узнавания сиречь нет и не может быть любования. Так, картинки. И классический тур по Италии превращается отчасти в ликбез. Порой и тупое уныние просекаешь в чьем-то взгляде, а для воодушевленного чичероне это как оплеуха, да.
Ладно при советской власти мы знакомились с Евангелием по Косидовскому и Булгакову. Нынче всё подряд освящается, все крестятся и т.д. Но верьте на слово, по сравнению с эпохой "научного атеизма" никакой особой разницы в уровне знаний нет. Пожалуй, среди русскоязычных жителей Германии, особенно из числа т.н. "аусзидлеров" (немецких переселенцев) осведомленных больше, чем среди тех, кто приезжает в Европу из России. Это крепкая лютеранская традиция. Но тоже немного.
Просветите, соотечественники. Как с этим делом? Какое-то нудное религиоведение небось? Ведь и трех-четырех академических часов яркого эмоционального изложения хватило бы, чтобы знали хоть что-нибудь!
ПРО ЖИЗНЬ СОВСЕМ ХОРОШУЮ
Помните Владимира Цветова? Он вел передачи из Японии когда-то. Одна передача особенно запомнилась, и вот почему. Я бегал по Одессе, искал интерферон для беременной жены и нигде не мог найти. Что надо везде башлять, я тогда еще толком не понимал (25 лет было уже, стыд и срам). Будучи под нехорошим впечатлением от этих поисков, через пару дней включаю телевизор. Цветов. Репортаж прямо из аптеки. Речь идет о дороговизне лекарств. Показывают стеллажи сплошь уставленные лекарствами, и, поверите ли, Цветов говорит: сейчас выясним, сколько стоит интерферон. И стоит он очень дорого - 5000 иен, 40 долларов. А вот сейчас спросим еще то, потом это.
Теперь скажите: Цветов не знал, что интерферон супердефицитное средство по тем временам? Или хотя бы что с лекарствами дома проблемы вечные, а тут они стеной стоят, и какое ни назови - пожалуйста. Или что раз в аптеке столько медикаментов, значит, не для того же, чтобы зря дразнить японцев. У них, стало быть, деньги есть на них.
Был не дурак и все понимал. Но хотел, чтобы и мы что-то поняли. Сигнал нам посылал. Я в этом убежден. Не считал нас дураками.
BUONGIORNO DIO
Помогает от уныния. Хорошо петь натощак в ванной. Мы спокойны за людей, которые поют натощак в ванной. Кроме того, поутру запросто здоровается с Богом только хороший человек.
Кажется, моего итальянского оказалось достаточно, чтобы перевести текст на русский язык.
Una 600 это на самом деле не мерс никакой, а популярная в 80-х модель "Фиата" Seicento. У Тото и радио в машине было уже, во как! Тогдашний президент Сандро Пертини в войну партизанил.
Погуглил маленько, да. Там, конечно, много аллюзий всяких, Италия 80-х, то, се. Это было. А песня есть и всегда будет.
Говорят, в Англии кто был в море больше двух месяцев подряд не считается надежным свидетелем в суде.
Вcпомнилась после точечной пикировки с клиентами на туре одна история.
К тому времени, как прилетел в Сингапур, дабы присоединиться к круизу, мои коллеги там на борту провели уже с полгода. И вот я усаживаюсь с ними за стол.
Разговоры на 90% - о пассажирах. О том, какие они козлы. У каждого гида-переводчика своя коллекция педерастических вопросов, которые задают туристы во время экскурсии. Да мало ли. Эти несчастные дают повод для критики все десять дней своего пребывания на судне. Они смешные, они глупые и злобные.
Помалкивала только одна, Лена Ф. Как я потом выяснил, в отличие от других она не гнушалась освежающего траха с пожилыми состоятельными путешественниками. То есть для нее этот были клиенты в несколько ином смысле, и общий разговор своими критическими наблюдениями она бы вряд ли поддержала.
Остальных же несло как после абрикос.
Я был молодой тогда (40 лет). Мне бы отвести самую авторитетную из нашего стафа (дирекции круиза) в сторонку, налить ей коньячку, сделать внушение под видом обсуждения. Оно бы как-то угомонилось. А и стоило. Опасность того, что застольное презрение трансформируется в рутинную пристройку сверху в общении с клиентами, была. А на фига это им (клиентам)? Они нам заплатили, да. Наши пьянки оплатили, наши видаки в Сингапуре, наши лекарства для стареньких мам.
Они могут попытаться влезть нам на голову и ножки свесить, это извините. Но накрывать их мокрым холодным рядном и делать уродами по определению тоже не годится.
Вместо этого я тупо разорался прямо за столом, заткнул всем рот, да, но главную цель - гармонию поставщика услуг и их потребителя - увы, отодвинул по времени, и надолго.
Я к тому, что гениальная максима Сартра насчет того, что ад - это другие, как нельзя лучше применима вот именно к клиентам. Вот они - таки ОНИ! Мы имеем с ними дело 5 дней в неделю. Сталевар или шахтер вроде нет, отчуждение по Марксу?
Не евреи, голубые, капиталисты(комуняки) - клиенты! Как же мы их ненавидим за их воспомоществование! Какие же они козлы!
А у вас как? Костерите ваших клиентов за глаза, занимает это вас, добавляет ли вам сладкой инакости в этом лучшем из миров?