Сеговия входит в испанский трэвелог весомо, грубо, зримо.
Цитата оказывается кстати. Где акведук, там и водопровод, понятно. Акведук в Сеговии точно был сработан рабами Рима. И использовался для подачи воды до XX века.
Сподобился в разное время лицезреть все три сохранившихся в Европе древнеримских акведука: недалеко от города Ним в Лангедоке(Франция), в Стамбуле и этой осенью - в Сеговии. Во Франции арочный пролёт самый высокий, в Стамбуле самый длинный. Зато в Сеговии самый древний - I век н.э. Однажды решили, что и этот возраст - недостаточно солидный, добавили сооружению сотню лет и перенесли дату начала строительства на дохристианскую эпоху. Что и засвидетельствовали специальным памятным знаком с фирменными близнецами и волчицей. Но кто считает.
По фотографиям видно, как развивалась инженерно-строительная мысль. По правде говоря, развивалась она в данном случае в обратном направлении. Самые древние строители обходились минимумом материала. Сэкономленный гранит шел на другие важные нужды. Более поздние проектировщики, как мне кажется, немножко себе не доверяли, создавая явно избыточный запас прочности.
Так что, несмотря на цитату - этот еще и самый изящный, даром что сложен из тяжеленных гранитных блоков, обтёсанных, впрочем, так тщательно, что скрепляющий раствор оказался ни к чему.
Имелись специальные резурвуары для декантирования, проветривания воды. Как вино, что ли? Да, как вино. Вода поступала издалека - 18 км, на нее по дороге садилась пыль. Песчаные фильтры, а как же. Надо упомянуть водяные мельницы, лесопилки и все остальное, чему сильно в помощь была энергия падающей воды.
Поцеловав замок закрытого на ковид монастыря, удовлетворился находящимся рядом королевским монетным двором. Весьма подробно показано, как падающая вода и течение реки с помощью хитроумных устройств превращали металл в звонкую монету. Чтобы было интересно всем людям, а не только технически подкованным, выставили пару ископаемых скелетов. На одном из них в районе таза я обнаружил загадочную железяку. На пряжку не очень похоже, и вроде замочек есть. Уж не пояс ли верности? Уточнять постеснялся. Персонал музея, исключительно дамы, что-то оживленно обсуждал, а тут я, единственный посетитель к тому же (таких нигде не любят), с вопросом дурацким и с душком. А надписи никакой нет.
Ну, пусть будет рабочая версия. Каких только предрассудков не было в истории человечества.
Еще там аэрофото старого города. Воспроизвожу. Очень хорошо видно всё с высоты орлиного полета.
Когда завершал свой визит, предзакатное солнце по-новому высветило каменное кружево.
Потом я пожалел, что не прошёл по всей длине арке. Она ведь и не прямая везде, местами на нее пытаются наползать новые постройки. Надо было более предметно ощутить поступь времени, основательнее припасть к граниту, дабы подзарядиться энергией, накопившейся за пару тысячелетий.
Средневековый обыватель, имея смутное представление о древнеримском прошлом, объяснял появление акведука нечистой силой. Враг рода человеческого будто бы пообещал бедной девушке, умаявшейся каждый день таскать туда-сюда свои кувшины, что за одну ночь решит проблему. В обмен на её бессмертную душу, само собой. Ночь заканчивается с первым криком петуха, как известно. Нечистый не успел. И оставалось-то ему один-единственный камень установить, но тут петух как заорёт.
Лично я считаю, что добрый ангел был начеку и использовал старый испытанный способ - подсунул спящему петуху под нос, точней, под клюв, свечу. Вы можете предложить свой вариант, на то и фольклор.
Бес, как видите, умеет проигрывать. Не получилось, и не надо. Будут еще возможности. Присел на фоне своего детища, ухмыляется в объектив, делает селфи.
Скульптора зовут Хосе Антонио Абелла. Человек он талантливый и разносторонний. Ещё и дипломированный врач. И успешный писатель. Уроженец Бургоса, но живет в Сеговии. Против него и новой достопримечательности поднялась было волна народного католического гнева, потом вроде улеглась и пока тихо, да и не до того им сейчас.
Симпатяга этот Хосе Антонио. Он о моей поддержке навряд ли узнает, но мне самому приятно.
Алькасар
Вальядолид и Сеговия оспаривают друг у друга некое событие, случившееся в XV веке.
Речь идет о бракосочетании Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Те самые, да. Монархи-католики. Завершение Реконкисты. Экспедиция Колумба. Изгнание евреев.
Мероприятие было тайным. Оно проводилось вопреки воле старшего брата Изабеллы короля Энрике IV. Поскольку жених и невеста были троюродными братом и сестрой, требовалась санкция папы римского. Санкцию сфабриковали, папа даст дозволение только потом, задним числом. Свита жениха в целях маскировки переоделась купцами-простолюдинами.
Так все законспирировали, что до сих пор непонятно, где, собственно, происходило венчание. Жители Сеговии не сомневаются, что у них. Вам покажут старинную церковь Святого Михаила - там, мол. Вальядолидцам просто смешно такое слышать, и там тоже покажут верное место - дворец Вивария.
Венчание было предпосылкой другого, еще более важного события. Когда братец помер, Изабелла объявила себя королевой Кастилии. Это произошло на исходе 1474-го года, и здесь разночтений нет. Коронация происходила в Алькасаре Сеговии.
Алькасар Толедо нависает над городом. Он огромен. Алькасар Сеговии издалека вызывал не столько восторг, сколько умиление. Башня хорошенькая, явный новодел.
А вот и нет. Не новодел. Она уже пятьсот лет такая. Не так давно завершили внутри реставрацию, это другое. И не маленький он совсем. Я довольно долго бродил по красивым помещениям. Имеется небольшой музей оружия. Изнемог, но всё-таки заполз на самый верх и оттуда любовался окрестностями.
Коронация, сказали мы. Но она ведь замужем была к тому времени. Что же муж?
Поначалу - ничего. Она его даже не позвала.
Это никому бы не понравилось. Фердинанд рассердился и поехал разбираться. С какой стати он должен довольствоваться званием консорта. Вроде бы по какому-то там праву в качестве супруга он автоматически становился королем не только Арагона, он уже был им, а еще и Кастилии.
Тут начинается самое интересное.
Муж был встречен с подобающими почестями, а дальше у них был исторический спор. В ходе спора у Фердинанда, должно быть, возникало впечатление, что жена делает одну уступку за другой. Всё обсудили. Назначение губернаторов. Судебные полномочия. Объявление войны. Давать или не давать согласие на династические браки сына и дочерей. Но как-то незаметно получалось, что последнее слово будет оставаться все-таки за ней. А так да, конечно же. Король, а не какой-то непонятный консорт. На монетах и печатях будут указаны имена обоих, имя короля будет стоять первым, но герб королевы будет перед гербом короля. И во всех королевских резиденциях, в том числе Алькасаре Сеговии - парные троны.
Бесстрастный хронист сообщает: "Король выслушал доводы королевы, признал, что они обоснованы и объявил о своем согласии; отныне он и она принимали решения, не тратя времени на споры".
Исключительного ума была женщина.
Был составлен и скреплен подписями соответствующий договор - документальный памятник здравому смыслу и супружескому взаимопониманию.
Не думаете ли вы, что Фердинанд был слабак и подкаблучник? В том-то и дело, что нет. Это и обесценивало бы успех Изабеллы в тогдашней полемике, не правда ли. Муж пережил жену на 14 лет, правил весьма успешно и знал себе цену. Откровенно высмеивал своих "пьяных и глупых" политических оппонентов. Обманывал их чаще, чем они его. Передал внуку Карлу великую державу.
Но, похоже, Изабелла и после смерти оставалась той, с кем он советовался. И у кого учился.
***
Будучи на самом верху Алькасара я между делом рассмотрел надписи, сделанные в жанре "Здесь был Вася". Они есть везде, но эти привлекли какой-то добротностью. Вася скрёб всерьез, с использованием технических средств.
Пара имен. Ага, дата. Октябрь 1936 года. Война. Сверху, очевидно, ведется наблюдение за местностью. Сеговия практически сразу оказалась у мятежников в тылу. Уже снята осада Алькасара в Толедо. Путь на Мадрид открыт. Боец находится в приподнятом настроении. Он процарапывает штыком надпись: Arriba Espana. Это франкистский лозунг. "Слава Испании", дословно: "Испания, вверх!"
Республиканцы будут удерживать Мадрид еще два с половиной года.
В июне 1937-го года завершилось неудачей контрнаступление в горах Гударрама - c тем чтобы захватить дорогу на Сеговию и затем взять город. Танки "генерала Пабло" (Дмитрия Григорьевича Павлова, того самого, расстрелянного в 41-м, когда на него свалят минскую катастрофу) не смогли прорвать оборону. Пришлось отступить с большими потерями.
События 1937-го - исторический фон романа Хэмингуэя "По ком звонит колокол".
Были потери и с другой стороны. Брехт отзвался песней Mein Bruder war ein Flieger. Речь идет о сбитом в небе Испании немецком асе. Есть годный, на мой взгляд, перевод Вл.Нейштадта.
Заканчивается она так:
Мой брат захватил отважно
Кусок чужой страны:
Длины в том куске метр семьдесят пять
И метр пятьдесят глубины.
***
Я уже был далеко и оглянулся. Алькасар снова показался маленьким и милым.
Тут, наверное, вот еще в чем дело, я только сейчас понял. Оказывается, дворец был одним из прототипов сказочных диснеевских замков Золушки и Спящей Красавицы. В основу положен Нойшвайнштайн в Баварии, это общеизвестно. Но Дисней вдохновлялся и другими сооружениями. Наряду с Алькасаром в Сеговии - Шенонсо и Фонтенбло, Мошненский замок в Верхней Силезии и еще там в списке кое-что.
Эти мультики прошли мимо меня в свое время. Первая настоящая встреча с замком Диснея произошла в 1989 году в токийском Диснейленде. Довольно взрослые гид-переводчик и его подопечные радовались как малые дети.
Тени Сеговии
Раз уж заговорили об умных женщинах, вот вам еще один яркий пример. Уроженка Сеговии. Дочь Филиппа II. По матери из Валуа. Одна из образованнейших людей своего времени - не только женщин, заметьте, а всех людей. Отец в ней души не чаял. Когда подросла, помогала отцу наводить порядок в бумагах, переводила ему на испанский. Трогательно заботилась о нем, когда он умирал в своем Эскориале.
Её звали Изабелла Клара Евгения.
После смерти бездетного Генриха III едва не оказалась на французском престоле. А как же незыблемое салическое право? По женской линии трон не наследуется. Негоже лилиям прясть, так ведь?
Нет ничего незыблемого, а закон что дышло. Уже и парижский парламент проголосовал. Но тут объявился Генрих Наваррский. Не поступись он тогда принципами со своим "Париж стоит мессы", очень может быть, что и короновали бы.
Пришлось удовлетвориться Нидерландами. Тоже неплохо. Формально эрцгерцогиня Изабелла ни от кого не зависела и была полноправным монархом, хотя де факто, конечно, проводила происпанскую политику. Правила вдумчиво. В XVII веке на подведомственной территории в почете были образование, наука и искусство. Один Рубенс чего стоит.
Не повезло в частной жизни. Трое детишек, и все умерли в малолетстве. После смерти мужа носила только монашескую одежду. Самые известные портреты - один Порбуса, другой, поздний - Рубенса.
В списке знаменитостей - Хуан Браво. Местный Робин Гуд, поплатившийся головой за то, что был против короля и за народ. Историк поправит: против короля, но не за народ, а за привилегии дворянства. Так или иначе, король оказался тогда сильнее. В 1521 году разом было покончено и с привилегиями, и с местным самоуправлением. Красивый традиционный памятник рядом с церковью Святого Михаила.
Начало освободительной войны с Наполеоном в 1808 году связывают с именами Педро Веларде и Луиса Даоиса де Торреса. Оба учились в Артиллерийском училище Сеговии, а Веларде там еще потом и преподавал баллистику и математику. Храбрые офицеры подняли восстание в Мадриде и предпочли погибнуть, но не сдаться.
Наполеон не нападал на Испанию. Наоборот, помогал ей воевать с Португалией. Заодно ему вздумалось вместо малоспособного к управлению Карла IV посадить на испанский трон своего брата Жозефа и заменить коррумпированную администрацию более прогрессивной. Тут-то и вышла заминка. Слабый король и чиновники-кровопийцы были свои, а Жозеф Бонапарт - пришлый. Вдохновившись подвигом Веларде и Торреса, дубина народного гнева, как сказал один великий писатель, имея в виду другую известную нам страну, поднялась и стала безостановочно гвоздить неприятеля.
Тоже красивый памятник - рядом с Алькасаром.
Из Сеговии родом Педро Давила, возглавивший в начале XVI века первую испанскую экспедицию на американский материк. Губернатор Панамы и Никарагуа. Отрубил голову своему конкуренту и зятю Бальбоа - европейцу, впервые увидевшему Тихий Океан с американского берега. Заступивший на место выбывшего новый зять застолбил для короны то, что потом стали называть Луизианой и Техасом, вышел к Миссисипи. Давила основал первый испанский город в Новом Свете и отправил Писарро покорять империю инков в Перу.
Испустил дух в 93 года, будучи в ясном уме и при памяти. Упоминается в городском музее Сеговии, но памятника нет не только на родине энергичного деятеля, но и, по-видимому, нигде в Испании. Сеть помогла найти один-единственный и довольно далеко - рядом с историческим музеем Панамы.
Антонио Мачадо. Драматург, мыслитель-эссеист и прежде всего поэт. Довольно долго жил в Сеговии. Оказался в осажденном Мадриде. Когда всё было кончено, ему удалось вместе с другими беженцами перейти границу с Францией. Но тогда же почти сразу и умер. Был февраль 1939-го.
Один из самых почитаемых и читаемых поэтов Испании. Кажущаяся непритязательность, похоже, оказалась слишком крепким орешком для переводчиков. Ни в коем случае не навязываю, но я прочитал не меньше сотни стихотворений в поисках удачного перевода или хотя бы удачных строк. Строки изредка находил:
Caminante, son tus huellas
el camino y nada más;
caminante, no hay camino,
se hace camino al andar...
Помни, путник, твоя дорога
только след за твоей спиной...
А дальше - увы. При всем уважении к переводчику и с пониманием его колоссальных трудностей. Он старался.
Мне кажется, я могу объяснить, почему невозможно вполне перевести "На холмах Грузии...". Не провожу параллель, но так становится понятнее творческая манера Мачадо. Как в каждой строке звуки перекатываются и образуют крепкий аккорд - вроде бы в записи слышу. Но и только. Испанским не владею, к сожалению. Еле-еле что-то разбираю по сходству.
Сохранился дешевый пансион, где жил Мачадо. В нескольких комнатах - музей. Аутентичная обстановка, фотографии, рукописи. Было закрыто из-за ковида.
Есть и памятник. Он на главной площади, но несколько с краю, и я к стыду своему его просмотрел. Фото из сети.
Завершит этот далеко не полный ряд знаменитостей матадор Виктор Баррио, убитый быком по кличке Лоренцо в июле 2016 года на глазах публики и сотен тысяч телезрителей. Жена Виктора тоже была на этой корриде.
Виктор из местных. Ему было всего 29 лет, но на его счету было множество отрезанных ушей и хвостов - проще говоря, убедительных побед.
Из-за сильного порыва ветра матадор на какую-то секунду потерял контроль над мулетой. Лоренцо cекунды хватило.
Это был честный бой.
Cобор
Готический собор отовсюду смотрится очень и очень неплохо.
От интерьера не стоит ждать потрясений, это не Толедо. Но ведь и невозможно непрерывно потрясаться. Всё равно красиво, интересно и "познавательно". (Кавычки передают мою внутреннюю борьбу с этим словом, иррациональную и безуспешную).
Вот, например, нервюры свода. Они не только обеспечивают ему стабильность и зрительно добавляют высоты. Здесь они еще образуют изящный узор.
Пышные часовни выглядят достойно, пусть и не великие мастера их создавали.
Нравоучительные сюжеты на картинах преподнесены ярко и доходчиво.
Древнеримская история. Пожилого человека бросили в тюрьму, хотят заморить голодом. Дочь тайком от стражников подкармливает отца грудью. Одобрено христианской церковью. По жизни бывало такое. Похожие коллизии мы вычитываем у Мопассана и у Стейнбека (кого я вспомнил).
Вот гуляки на вершине Древа жизни злоупотребляют алкоголем и бесстыдно флиртуют. Дерево подпилено, оно вот-вот упадет. В этой жизни пирующие и флиртующие уже не спасутся, но у них еще есть шанс спастись в той, которая будет потом. Услышат ли они призывающий к покаянию колокол?
Нехитрый шифр разгадан. Арфа - подсказка. Это из Псалмов Давида, знаменитый 50-ый: Tibi soli peccavi, et malum coram te feci... И так далее. В переводе: "Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре своем и чист в суде Твоем".
Не узнать в располневшем и седовласом монархе мужественного пастушка, каким он был в молодости, когда сразил Голиафа. На верную смерть отправить мужа понравившейся женщины - поступок в высшей степени некрасивый. Но этот хоть кается.
Молитвенник, он же песенник. И ноты имеются.
В отдельном помещении роскошные фламандские гобелены. Целый цикл на тему "Планеты".
Точнее, они были роскошными когда-то. Как все-таки безжалостно время. С другой стороны - четыреста лет прошло, а что-то разобрать можно. Я выбрал для фото Венеру - она, по-моему, сохранилась лучше других.
Из альбома
Не отпускает Сеговия.
Чудный город. Как-то всё камерно и более или менее помещается в один день.
Ещё вдогонку.
Зловещая фигура в балахоне с прорезями для глаз и с крестом. Сразу вспомнились аутодафе и еще кое-что заокеанское.
Так вот. Ничего подобного. Типичный шаблон восприятия. Это обычное одеяние кающихся в Cтрастную неделю, Semana Santa. Существуют специальные братства, состоять в которых очень почётно. Все мы грешны, с этим проблем нет, но кого попало в братство не возьмут.
Очень испанское мероприятие, и отношение к нему в Испании везде самое трепетное. Потому и памятник.
Забрел в местный историко-краеведческий музей. Обычный набор экспонатов из разных эпох. Преотличная копия Босха. Портрет носатого Карла III (XVIII в.), к которому относятся снисходительно, скорее даже любят. Он не был слабоумным, чего не скажешь о некоторых других его коллегах на троне. Правда, попытался как-то раз запретить мадридцам ношение длинных плащей и шляп с широкой тульей, но кто не ошибается. Простили этот промах и аж два памятника в столице поставили. При нём потеряли было Флориду, но потом вернули, еще и с Меноркой впридачу. В целом человек деятельный, прожженный дипломат, государственник, довольно-таки примерный семьянин и не задавака.
Деревянные ставни с вырезанной на них аллегорией-нравоучением. Memento mori, всё правильно.
Бронзовые горельефы на евангельские сюжеты, в том числе избиение младенцев - по-моему, неизвестный автор все очень выразительно передал.