Бужор Юрий: другие произведения.

Схевенинген: пляж и музей

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 21/08/2024. 22k. Статистика.
  • Очерк: Нидерланды
  • Иллюстрации: 53 штук.

  •   В этом году всё не выходил к океану. Но вот довелось.
      Отметился на всех четырех в свое время. Тоже ведь итог какой-никакой.
      Нынче и уже который год ограничиваюсь Атлантическим.
      Чингиз-хан знал о существовании Последнего моря. Его преемники рвались к нему. У них не вышло.
      Двухэтажник заполнен до отказа. Мы тоже рвемся, и у нас выйдет.
      Я пока не нужен. Понадоблюсь позднее в Амстердаме.
      Приехали. 7.30. Пляж безлюден. Красота. Мы первые.
      Вода теплая, представьте. 20 градусов. Правда, не жарко. Выше тех же 20 температура воздуха не поднимется.
      
       []
      
       []
      
       []
      
      Все бегут к океану.
      Все, кроме меня. Свою пляжную норму я еще в прошлом веке перевыполнил.
      Гуляю.
      Курхаус. Когда-то апофеоз красивой жизни. Длинный список знаменитых постояльцев. Елизавета Австрийская aka Сисси, Черчилль, Вилли Брандт - всех не перечислишь. Оранские-Нассау устраивали в культовом отеле семейные посиделки.
      
       []
      
      В августе 1964 года первое заграничное выступление The Rolling Stones сопровождалось здесь волнениями и ответными действиями полиции. Пришлось прервать концерт. Просматривающему кинохронику сегодня не совсем понятно, чем так сильно возбудил публику благообразный по нынешним временам Мик Джаггер.
      Курхаус помечен в букинг.коме пятью звездами, но ищущий там отдохновения обнаружит странную цену даже в сезон - около 200 с завтраком. Правда, за вид на море и номер люкс предусмотрены весомые доплаты, и тогда это становится на что-то похоже. Под одной крышей оказываются те, кому в жизни повезло больше, и те, кому существенно меньше. Целевой сегмент теряет очертания. Метафорический слон продается хуже.
      Впрочем, владельцам виднее.
      Страж на входе отсутствовал. Я вошел и беспрепятственно побродил по огромному холлу. Обнаружил предметы искусства.
      
       []
      
       []
      
       []
      
      На набережной стали попадаться славные человечки. Еще поведаю о них и о их создателе, будь он неладен. Там и объясню, чем, собственно, неладен.
      Схевенинген - это что-то норвежское. Наверное, викинги осели когда-то. Рыбацкая деревушка стала превращаться в курорт, когда с подачи англичан в 19 веке в моду вошло загорать и купаться.
      Здесь родился так называемый шевенингенский вариант сицилианской защиты. Его применил в 1923 году учитель математики в женском лицее Амстердама и потом не надолго чемпион мира Макс Эйве.
      
      *** 
      
      В 40-45 гг вдоль берега проходил Атлантический вал. Была работа после войны - расковырять и увезти весь этот железобетон. Пара бункеров осталась на память, но я до них не добрался.
      Ещё там совсем рядом одна замечательная известная на весь мир тюрьма. Международный Уголовный суд тоже недалеко и туда пускают. Но вот обидно, что тюрьму прощелкал. Там кое-кто реально сидит, а кое-кто пока нет.
      Ну, в следующий раз уже. Пока фото из сети.
      
       []
      
      Пушка из более раннего времени. Маяк. Обелиск в честь изгнания Наполеона с надписью "Боже, храни Нидерланды".
      
       []
      
       []
      
      Женщина всматривается в горизонт. Памятник тем, кого море забрало и не вернуло назад. Нехитрый верс, выбитый на пьедестале, напоминает, если коротко, что на все воля божья.
      
       []
      
      Обнаружил также неоклассический особняк, подаренный супруге королем Вильгельмом I в 1827 г. Супруге был прописан морской воздух. Теперь там что-то вроде присутственного места. Приемы, банкеты и так далее.
       []
      
      Продолжаю радоваться просто улицам. Они в Схевенингене есть. И рыбный порт есть. Всё это не предназначено для туристов, чем лично мне интересно.
       []
      
       []
      
       []
      
      Пара церквей. Кажется, я немножко забрел в Гаагу, но тут же вернулся обратно.
      Hеточно выразился. Дело в том, что Схевенинген записан за Гаагой. Город в городе. О чем напоминает символ фактической столицы страны - цапля, уверенно расположившаяся над дорожным указателем.
      
       []
      
      Да, вот еще любопытно. Схевенинген - слово-шибболет, будто бы годное для поимки немецких шипионов. Эдакая голландская паляниця. Накануне вторжения в мае 1940 года границу перешли диверсионные группы вермахта, заранее переодетые в голландскую военную форму. Это не совсем шпионы, но допустим. Главная трудность - голландское "х", нечто среднее между храпом и хрипом.
      Я выудил в сети эпизод из фильма 1977-го года, где это обыгрывается.
      Может, фильм и породил апокриф?
      Версия нуждается в проверке.
      
       []
      
      ***
      
      Эта часть текста может вызвать неприятные эмоции и даже испортить настроение. Я предупредил.
      Cкульптор создаёт то, что называют паблик-арт. Тут может померещиться некое снижение. Вроде как парковая скульптура в противоположность высокой музейной пластике.
      Это снобизм, конечно. Тем более что жанровые перегородки очень условны. В общем случае подразумевается привязанное к городскому антуражу и близкое массам искусство. Но тогда и Давид на площади Синьории - паблик-арт. И есть большие сомнения насчет близости массам какой-нибудь дырявой концептуальной муры на городском перекрестке.
      Бронзовые человечки в Схевенингене - паблик-арт в очищенном от наслоений и самом позитивном смысле. Они замечательно вписались в прибрежный променад. Редкий отдыхающий пройдет мимо, не потеплев лицом. Многие увековечиваются.
      Вот Джепетто (папа Карло) и Пиноккио. Я не сразу понял, почему папаша с молотком, он ведь плотник был, как и его евангельский прообраз. Потом вспомнил. У них там ссора возникла. В деревянного человечка был запущен молоток, но тот увернулся и удрал. Здесь, правда, вряд ли он удерет. Крепко взят за шкирку. И не молоток в руках разгневанного родителя, а прямо-таки кувалда.
      
       []
      
      Простительное и скорее забавное преувеличение. Это же понарошку всё.
      А вот не человечки - человечищи. Один поедает селедку, причем как заправский голландец - отправляя ее себе в пищевод не разжевав. Другой вытянул ноги и блаженствует. На ладошке у него примостился всё тот же Пиноккио с ключиком. Кто этот длинный? Директор цирка, более известный нам как Карабас-Барабас? Неважно. Мультяшный сюжет радует, и ладно.
      
       []
      
       []
      
      Лягушка, точнее, по братьям Гримм, лягух. Еще не оборотившийся принцем. Пока что мирно почивает рядом со своей суженой.
      Балерина и оловянный солдатик.
      Любовь. Ромео и Джульетта.
      
       []
      
       []
        []
      
       []
      
      Тревожные чувства вызывает, правда, висельник. Кто это поднимается к нему на эшафот? Вроде духовный наставник. Библию держит. Сейчас почитает из нее что-нибудь утешительное.
      
       []
      
      А вот и нет. Композиция называется Оh Lars, my lad! Нагуглил по названию. Это шведская сказка. Ларс - вариант двоих из ларца или исполнительного джина. Сейчас он спасет своего хозяина, и всё будет хорошо.
      Пара заимствованных фото, cделанных профи.
      Кто и зачем пилит замOк, я не разобрался. Чем больше распиленных замков, тем лучше. С лошадью в путах и почему-то с когтями разобрался не сразу. Это не лошадь, а лев, угодивший в капкан. Мышонок, не съеденный львом когда-то, помнит добро и поможет выпутаться. Древний, Эзопов еще сюжет.
      
       []
      
       []
      
      Спасибо добрым и богатым людям, которые лет двадцать тому назад разместили всё это обширное собрание на набережной Схевенингена. Любуйтесь на халяву.
      И мы любуемся.
      Дочитали до этого места? Молодцы. Еще не поздно отложить.
      Американец Том Оттернесс, известный талантливыми работами далеко не только в Нидерландах и заслуженно заработавший своим творчеством много миллионов, в 1977 году, когда ему было 25 лет, взял в приюте собаку, отвел ее куда-та на выселки, привязал к дереву и убил из пистолета. Снял это на пленку и умудрился пару раз показать публике.
      Нашлись люди, которые вытащили эту забытую было историю из прошлого.
      Он извинился.
      Ваш вопрос угадывается. Какого лешего ты к нам с этим. Узнал - и знал бы себе дальше в тряпочку. Захотелось нагрузить окружающих обретенным негативом?
      Не без этого. Делимся не только хорошим - и нам становится легче. Это эгоизм.
      Но и такого лешего, чтобы мы еще раз задумались и приняли горькую истину.
      Убийство животного и вся эта бронзовая лепота - продукт деятельности двух разных ипостасей, но сволочь и талант совместимы в одной шкурке.
      В другую сторону это тоже работает. Некто проявил себя как мужественный боец когда-то, а сегодня гонит подобострастную пургу. Но либо прошлое знание нам застит, либо мы норовим отказать переобувшемуся в таланте.
      Своих подопечных тоже осчастливишь?
      Нет.
      Умолчу. Скульптора назову, если спросят.
      Ссылка здесь.
      
       []
      
      ***
      
      Небольшой музей авангардной скульптуры в Схевенингене щедр. Кроме выставленных на всеобщее обозрение человечков, еще и замечательная женская голова. Это красиво.
      
       []
      
      Поляк Игор Митораи. 10 лет, как умер, к сожалению. Видел его работы в Бамберге, Пизе, Милане, ещё где-то.
      Перед входом - композиция итальянца Пино Кастаньи. "Взгляд". Ну, взгляд так взгляд.
      
       []
      
      Ноги в сапогах. Первое, что я обнаружил внутри.
      Вот он, секрет. Скажем, один из главных секретов. Берется некий предмет, любой предмет из окружающей действительности, cильно увеличивается в размерах - и вот вам готовая скульптура. Умиление гарантировано. Радуемся возвращению в детство, когда всё вокруг было большое?
      
       []
      
      Имеет значение и материал, в данном случае - бетон. Он не должен совпадать с данным в повседневные ощущения, иначе какое же это искусство.
      Главное - изъятие из реальности. Музейная развеска или подставка с табличкой автоматом включают свежий ракурс. Ассоциациями зритель по идее должен заняться самостоятельно, но можно ему и помочь. Никогда не перестану восхищаться изобретательности, с которой знатоки подвергают вербализации тот или иной шедевр. Касательно данных ног и сапог в каталоге сказано: "Применяется характерная стратегия - стимулирование сексуальной энергии посредством обычного предмета. Вызывая провокативные образы, скульптор заставляет нас задуматься об объектификации женщин и восстает против патриархального и сексуализированного представления о них".
      Какой восхитительный бред.
      Я первый феминист. Серьезно. Мужские доминирование и шовинизм пока еще имеют место в этом лучшем из миров. Это нехорошо, несправедливо. Но приведенные умопостроения бред тем не менее.
      Пишу это и озираю свой интерьер. Что бы могло вдохновить на подобное? Cтол, cтул? Было тысячу раз. Ёмкость с кофе? Cтаро как мир. Ручка двери?
      Вот ручка двери - пожалуй. Прямо вижу здоровенную такую ручку где-нибудь под музейными сводами. Феминистский нарратив заменить в каталоге на заброшенность в существование, безнадежныe поиски выхода, что-нибудь эдакое.
      Наполовину задраенные иллюминаторы в самолете на фоне стены.
      Иза Генцкен. 2014-ый год. Без названия.
      
       []
      
      Стена не простая. "Рекуррентный объект в творчестве Генцкен. Каждому из нас нужно как минимум окно, утверждает художник. То есть каждый имеет право на перспективу, выход наружу и свободу".
      Формулировка на троечку. Ужасающе банально и без затей. Нам попадались куда более замысловатые словесные фиоритуры.
      Старый добрый сюр никто не отменял. Та же Лукас. "Cисястая Дорис".
      
       []
      
      Навязывание через название. Я протестую. По-моему, на колбасные обрезки похоже больше.
      Концепты древесности и шарообразности в работах Филиды Барлоу и Шерри Левин. Шар дает возможность отобразиться лично. Всегда приятно.
      
       []
      
       []
      
      "Мать короля". Лейла Бэбирай родом из Уганды. Будучи лесбиянкой, подвергалась там преследованиям. Осела в США. Каталог гнет свою политкорректную линию, но я не нахожу в этом противопоставлении массивного и черного блестящему и изящному никакого ни гомо, ни гетеро.
      
       []
      
      По-моему, интересно и просто здорово.
      Отсутствие половины лица и вообще отсутствие той или иной части тела - беспроигрышный вариант. Оставшаяся половина какая-то особенно противная в данном случае. Называется почему-то "Морской лев". Cам мастер объявляет свою творческую манеру психологическим кубизмом, не как-нибудь вам.
      Тема матраса. Каари Упсон. Знаем, видали. Без комментариев.
      
       []
      
       []
      
      Обычной девочке Йошимото Напа обрадовался как родной. Вполне такой паблик-арт. Или капиталистический реализм, как это еще называют. Что занесло ее в этот безумный мир?
      Здесь название дает ответ. "Ночной пилигрим".
      
       []
      
      Девочка лунатик.
      А вот прижатый намертво к полу и явно этим очень недовольный робот Джорджа Уолфсона.
      Очень спорно. Оправдано ли подобное вроде бы безоценочное изображение насилия? Должны ли мы испытывать эмпатию, если истязанию подвергается робот?
      
       []
      
      Вы видели несколько произвольно отобранных автором экспонатов с выставки под девизом "Если не теперь, то когда?".
      Это цитата из мудрого Илеля, фарисея и талмудиста. "Если не я себе, то кто мне? Но если я для себя, то что я? И если не теперь, то когда?".
      Время и деньги за билет зря потраченными не считаю. Было любопытно, иногда забавно или никак.
      Местами цепляло.
      Всё это и многое другое - частное собрание. Владелец Макс Ворст, воротила рынка недвижимости в Нидерландах.
      
      ***
      
      Еще одна временная экспозиция - "Окаменелый лес" Жана Арпа.
      Основоположник дадаизма. Можно сказать, столп.
      
       []
      
      Чистая абстракция в мраморе не увлекла. Видно, сказалось утомление увиденным ранее. Пару работ с более или менее угадываемой фигуративностью запечатлел.
      Музей собрал замечательную коллекцию гипсовых слепков. Гипс не бронза, но у него есть свои достоинства.
      
       []
      
       []
      
      Многажды виденные в Амстердаме работы Андриессена: Анна Франк и докер с крепкими руками и пивным утолщением торса. Бронзовый, он стоит на фоне Португальской синагоги. Напоминание об октябрьской забастовке 1940 года - открытом протесте горожан в ответ на преследования евреев.
      Россини Эссера. Заказан был музыкальным центром в Утрехте.
      Сова Редекера. Любо-дорого посмотреть. Воплощённый модерн.
      
       []
      
       []
      
      Переходим к постоянной экспозиции музея.
      "Повелителю вод" де Йонга. Пятиглавый денди смотрится неплохо. Непонятно только, при чём тут воды.
      
       []
      
      Оказывается, тут мы имееем возражение против монетизации. В горних сферах создали хлябь, отделили ее от суши, и теперь она, хлябь, в чьих-то ловких руках превращается в золото.
      Догадаться об этом невозможно. Могли бы не ограничиваться табличкой с названием и объяснить толком, а не принуждать к поиску в мировой паутине.
      "Дитя революции". Та же история. В смысле надо гуглить историю Англии, в данном случае недавнюю, без этого никуда.
      
       []
      
      Йинка Шонибаре, сам из нигерийцев, но и лондонец по праву рождения, напоминает о беспорядках в Лондоне в 2011 году. Полный набор: застрелен чернокожий, враньё блюстителей, погромы в магазинах.
      По пёстрой одежде определяем гонимого. Лис хитёр. Наверное, намёк на то, что тогда использовались хитроумные способы мобилизации протеста с помощью смартфонов. Передовая технология помогала также своевременно удрать от полиции.
      Голову никто не ваял. Голова от таксидермиста.
      "Тело во плоти" - произведение Янга Шаобина. Он из КНР. Более известен как автор довольно-таки депрессивной живописи.
      
       []
      
      Вот уж скульптура, мимо которой никто не пробежит впопыхах. Я разразился дурацким стишком на тему отбившегося от рук мужика. Накопать второй слой не удалось на самом деле. Скорее всего и нет слоя. Отчаяние в беспримесном виде.
      Поднимаюсь на террасу и обнаруживаю еще несколько превосходных работ.
      Антропологически правильная мужская голова вот-вот развалится. Камень сверху - чтобы не разваливалась подольше. Энгус Тейлор (ЮАР), "Приметы распада".
      
       []
      
      Всё понятно. И очень грустно.
      "Дафна" Ирис Ле Рютт. Целомудренная нимфа, приглянувшаяся Аполлону, превращается в лавровое дерево. Простодушная иллюстрации мифа, ничего.
      
       []
      
      Несколько более замысловата аллегория Йоханна Таона, и тоже название в помощь. "Батарея". Бог войны прислал ангела cтойкости. Вместо крыльев у него стволы каких-то невероятных пушек.
      
       []
      
      Умеренная экспрессия, чтобы не сказать откровенный реализм "Девочки" Освальда Венкербаха. Но он и умер давно - в 1962 году.
      
       []
      
      Угловатый подросток предчувствует прописанную природой метаморфозу.
      Всем любоваться.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 21/08/2024. 22k. Статистика.
  • Очерк: Нидерланды

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка