В этом году всё не выходил к океану. Но вот довелось.
Отметился на всех четырех в свое время. Тоже ведь итог какой-никакой.
Нынче и уже который год ограничиваюсь Атлантическим.
Чингиз-хан знал о существовании Последнего моря. Его преемники рвались к нему. У них не вышло.
Двухэтажник заполнен до отказа. Мы тоже рвемся, и у нас выйдет.
Я пока не нужен. Понадоблюсь позднее в Амстердаме.
Приехали. 7.30. Пляж безлюден. Красота. Мы первые.
Вода теплая, представьте. 20 градусов. Правда, не жарко. Выше тех же 20 температура воздуха не поднимется.
Все бегут к океану.
Все, кроме меня. Свою пляжную норму я еще в прошлом веке перевыполнил.
Гуляю.
Курхаус. Когда-то апофеоз красивой жизни. Длинный список знаменитых постояльцев. Елизавета Австрийская aka Сисси, Черчилль, Вилли Брандт - всех не перечислишь. Оранские-Нассау устраивали в культовом отеле семейные посиделки.
В августе 1964 года первое заграничное выступление The Rolling Stones сопровождалось здесь волнениями и ответными действиями полиции. Пришлось прервать концерт. Просматривающему кинохронику сегодня не совсем понятно, чем так сильно возбудил публику благообразный по нынешним временам Мик Джаггер.
Курхаус помечен в букинг.коме пятью звездами, но ищущий там отдохновения обнаружит странную цену даже в сезон - около 200 с завтраком. Правда, за вид на море и номер люкс предусмотрены весомые доплаты, и тогда это становится на что-то похоже. Под одной крышей оказываются те, кому в жизни повезло больше, и те, кому существенно меньше. Целевой сегмент теряет очертания. Метафорический слон продается хуже.
Впрочем, владельцам виднее.
Страж на входе отсутствовал. Я вошел и беспрепятственно побродил по огромному холлу. Обнаружил предметы искусства.
На набережной стали попадаться славные человечки. Еще поведаю о них и о их создателе, будь он неладен. Там и объясню, чем, собственно, неладен.
Схевенинген - это что-то норвежское. Наверное, викинги осели когда-то. Рыбацкая деревушка стала превращаться в курорт, когда с подачи англичан в 19 веке в моду вошло загорать и купаться.
Здесь родился так называемый шевенингенский вариант сицилианской защиты. Его применил в 1923 году учитель математики в женском лицее Амстердама и потом не надолго чемпион мира Макс Эйве.
***
В 40-45 гг вдоль берега проходил Атлантический вал. Была работа после войны - расковырять и увезти весь этот железобетон. Пара бункеров осталась на память, но я до них не добрался.
Ещё там совсем рядом одна замечательная известная на весь мир тюрьма. Международный Уголовный суд тоже недалеко и туда пускают. Но вот обидно, что тюрьму прощелкал. Там кое-кто реально сидит, а кое-кто пока нет.
Ну, в следующий раз уже. Пока фото из сети.
Пушка из более раннего времени. Маяк. Обелиск в честь изгнания Наполеона с надписью "Боже, храни Нидерланды".
Женщина всматривается в горизонт. Памятник тем, кого море забрало и не вернуло назад. Нехитрый верс, выбитый на пьедестале, напоминает, если коротко, что на все воля божья.
Обнаружил также неоклассический особняк, подаренный супруге королем Вильгельмом I в 1827 г. Супруге был прописан морской воздух. Теперь там что-то вроде присутственного места. Приемы, банкеты и так далее.
Продолжаю радоваться просто улицам. Они в Схевенингене есть. И рыбный порт есть. Всё это не предназначено для туристов, чем лично мне интересно.
Пара церквей. Кажется, я немножко забрел в Гаагу, но тут же вернулся обратно.
Hеточно выразился. Дело в том, что Схевенинген записан за Гаагой. Город в городе. О чем напоминает символ фактической столицы страны - цапля, уверенно расположившаяся над дорожным указателем.
Да, вот еще любопытно. Схевенинген - слово-шибболет, будто бы годное для поимки немецких шипионов. Эдакая голландская паляниця. Накануне вторжения в мае 1940 года границу перешли диверсионные группы вермахта, заранее переодетые в голландскую военную форму. Это не совсем шпионы, но допустим. Главная трудность - голландское "х", нечто среднее между храпом и хрипом.
Я выудил в сети эпизод из фильма 1977-го года, где это обыгрывается.
Может, фильм и породил апокриф?
Версия нуждается в проверке.
***
Эта часть текста может вызвать неприятные эмоции и даже испортить настроение. Я предупредил.
Cкульптор создаёт то, что называют паблик-арт. Тут может померещиться некое снижение. Вроде как парковая скульптура в противоположность высокой музейной пластике.
Это снобизм, конечно. Тем более что жанровые перегородки очень условны. В общем случае подразумевается привязанное к городскому антуражу и близкое массам искусство. Но тогда и Давид на площади Синьории - паблик-арт. И есть большие сомнения насчет близости массам какой-нибудь дырявой концептуальной муры на городском перекрестке.
Бронзовые человечки в Схевенингене - паблик-арт в очищенном от наслоений и самом позитивном смысле. Они замечательно вписались в прибрежный променад. Редкий отдыхающий пройдет мимо, не потеплев лицом. Многие увековечиваются.
Вот Джепетто (папа Карло) и Пиноккио. Я не сразу понял, почему папаша с молотком, он ведь плотник был, как и его евангельский прообраз. Потом вспомнил. У них там ссора возникла. В деревянного человечка был запущен молоток, но тот увернулся и удрал. Здесь, правда, вряд ли он удерет. Крепко взят за шкирку. И не молоток в руках разгневанного родителя, а прямо-таки кувалда.
Простительное и скорее забавное преувеличение. Это же понарошку всё.
А вот не человечки - человечищи. Один поедает селедку, причем как заправский голландец - отправляя ее себе в пищевод не разжевав. Другой вытянул ноги и блаженствует. На ладошке у него примостился всё тот же Пиноккио с ключиком. Кто этот длинный? Директор цирка, более известный нам как Карабас-Барабас? Неважно. Мультяшный сюжет радует, и ладно.
Лягушка, точнее, по братьям Гримм, лягух. Еще не оборотившийся принцем. Пока что мирно почивает рядом со своей суженой.
Балерина и оловянный солдатик.
Любовь. Ромео и Джульетта.
Тревожные чувства вызывает, правда, висельник. Кто это поднимается к нему на эшафот? Вроде духовный наставник. Библию держит. Сейчас почитает из нее что-нибудь утешительное.
А вот и нет. Композиция называется Оh Lars, my lad! Нагуглил по названию. Это шведская сказка. Ларс - вариант двоих из ларца или исполнительного джина. Сейчас он спасет своего хозяина, и всё будет хорошо.
Пара заимствованных фото, cделанных профи.
Кто и зачем пилит замOк, я не разобрался. Чем больше распиленных замков, тем лучше. С лошадью в путах и почему-то с когтями разобрался не сразу. Это не лошадь, а лев, угодивший в капкан. Мышонок, не съеденный львом когда-то, помнит добро и поможет выпутаться. Древний, Эзопов еще сюжет.
Спасибо добрым и богатым людям, которые лет двадцать тому назад разместили всё это обширное собрание на набережной Схевенингена. Любуйтесь на халяву.
И мы любуемся.
Дочитали до этого места? Молодцы. Еще не поздно отложить.
Американец Том Оттернесс, известный талантливыми работами далеко не только в Нидерландах и заслуженно заработавший своим творчеством много миллионов, в 1977 году, когда ему было 25 лет, взял в приюте собаку, отвел ее куда-та на выселки, привязал к дереву и убил из пистолета. Снял это на пленку и умудрился пару раз показать публике.
Нашлись люди, которые вытащили эту забытую было историю из прошлого.
Он извинился.
Ваш вопрос угадывается. Какого лешего ты к нам с этим. Узнал - и знал бы себе дальше в тряпочку. Захотелось нагрузить окружающих обретенным негативом?
Не без этого. Делимся не только хорошим - и нам становится легче. Это эгоизм.
Но и такого лешего, чтобы мы еще раз задумались и приняли горькую истину.
Убийство животного и вся эта бронзовая лепота - продукт деятельности двух разных ипостасей, но сволочь и талант совместимы в одной шкурке.
В другую сторону это тоже работает. Некто проявил себя как мужественный боец когда-то, а сегодня гонит подобострастную пургу. Но либо прошлое знание нам застит, либо мы норовим отказать переобувшемуся в таланте.
Небольшой музей авангардной скульптуры в Схевенингене щедр. Кроме выставленных на всеобщее обозрение человечков, еще и замечательная женская голова. Это красиво.
Поляк Игор Митораи. 10 лет, как умер, к сожалению. Видел его работы в Бамберге, Пизе, Милане, ещё где-то.
Перед входом - композиция итальянца Пино Кастаньи. "Взгляд". Ну, взгляд так взгляд.
Ноги в сапогах. Первое, что я обнаружил внутри.
Вот он, секрет. Скажем, один из главных секретов. Берется некий предмет, любой предмет из окружающей действительности, cильно увеличивается в размерах - и вот вам готовая скульптура. Умиление гарантировано. Радуемся возвращению в детство, когда всё вокруг было большое?
Имеет значение и материал, в данном случае - бетон. Он не должен совпадать с данным в повседневные ощущения, иначе какое же это искусство.
Главное - изъятие из реальности. Музейная развеска или подставка с табличкой автоматом включают свежий ракурс. Ассоциациями зритель по идее должен заняться самостоятельно, но можно ему и помочь. Никогда не перестану восхищаться изобретательности, с которой знатоки подвергают вербализации тот или иной шедевр. Касательно данных ног и сапог в каталоге сказано: "Применяется характерная стратегия - стимулирование сексуальной энергии посредством обычного предмета. Вызывая провокативные образы, скульптор заставляет нас задуматься об объектификации женщин и восстает против патриархального и сексуализированного представления о них".
Какой восхитительный бред.
Я первый феминист. Серьезно. Мужские доминирование и шовинизм пока еще имеют место в этом лучшем из миров. Это нехорошо, несправедливо. Но приведенные умопостроения бред тем не менее.
Пишу это и озираю свой интерьер. Что бы могло вдохновить на подобное? Cтол, cтул? Было тысячу раз. Ёмкость с кофе? Cтаро как мир. Ручка двери?
Вот ручка двери - пожалуй. Прямо вижу здоровенную такую ручку где-нибудь под музейными сводами. Феминистский нарратив заменить в каталоге на заброшенность в существование, безнадежныe поиски выхода, что-нибудь эдакое.
Наполовину задраенные иллюминаторы в самолете на фоне стены.
Иза Генцкен. 2014-ый год. Без названия.
Стена не простая. "Рекуррентный объект в творчестве Генцкен. Каждому из нас нужно как минимум окно, утверждает художник. То есть каждый имеет право на перспективу, выход наружу и свободу".
Формулировка на троечку. Ужасающе банально и без затей. Нам попадались куда более замысловатые словесные фиоритуры.
Старый добрый сюр никто не отменял. Та же Лукас. "Cисястая Дорис".
Навязывание через название. Я протестую. По-моему, на колбасные обрезки похоже больше.
Концепты древесности и шарообразности в работах Филиды Барлоу и Шерри Левин. Шар дает возможность отобразиться лично. Всегда приятно.
"Мать короля". Лейла Бэбирай родом из Уганды. Будучи лесбиянкой, подвергалась там преследованиям. Осела в США. Каталог гнет свою политкорректную линию, но я не нахожу в этом противопоставлении массивного и черного блестящему и изящному никакого ни гомо, ни гетеро.
По-моему, интересно и просто здорово.
Отсутствие половины лица и вообще отсутствие той или иной части тела - беспроигрышный вариант. Оставшаяся половина какая-то особенно противная в данном случае. Называется почему-то "Морской лев". Cам мастер объявляет свою творческую манеру психологическим кубизмом, не как-нибудь вам.
Тема матраса. Каари Упсон. Знаем, видали. Без комментариев.
Обычной девочке Йошимото Напа обрадовался как родной. Вполне такой паблик-арт. Или капиталистический реализм, как это еще называют. Что занесло ее в этот безумный мир?
Здесь название дает ответ. "Ночной пилигрим".
Девочка лунатик.
А вот прижатый намертво к полу и явно этим очень недовольный робот Джорджа Уолфсона.
Очень спорно. Оправдано ли подобное вроде бы безоценочное изображение насилия? Должны ли мы испытывать эмпатию, если истязанию подвергается робот?
Вы видели несколько произвольно отобранных автором экспонатов с выставки под девизом "Если не теперь, то когда?".
Это цитата из мудрого Илеля, фарисея и талмудиста. "Если не я себе, то кто мне? Но если я для себя, то что я? И если не теперь, то когда?".
Время и деньги за билет зря потраченными не считаю. Было любопытно, иногда забавно или никак.
Местами цепляло.
Всё это и многое другое - частное собрание. Владелец Макс Ворст, воротила рынка недвижимости в Нидерландах.
***
Еще одна временная экспозиция - "Окаменелый лес" Жана Арпа.
Основоположник дадаизма. Можно сказать, столп.
Чистая абстракция в мраморе не увлекла. Видно, сказалось утомление увиденным ранее. Пару работ с более или менее угадываемой фигуративностью запечатлел.
Музей собрал замечательную коллекцию гипсовых слепков. Гипс не бронза, но у него есть свои достоинства.
Многажды виденные в Амстердаме работы Андриессена: Анна Франк и докер с крепкими руками и пивным утолщением торса. Бронзовый, он стоит на фоне Португальской синагоги. Напоминание об октябрьской забастовке 1940 года - открытом протесте горожан в ответ на преследования евреев.
Россини Эссера. Заказан был музыкальным центром в Утрехте.
"Повелителю вод" де Йонга. Пятиглавый денди смотрится неплохо. Непонятно только, при чём тут воды.
Оказывается, тут мы имееем возражение против монетизации. В горних сферах создали хлябь, отделили ее от суши, и теперь она, хлябь, в чьих-то ловких руках превращается в золото.
Догадаться об этом невозможно. Могли бы не ограничиваться табличкой с названием и объяснить толком, а не принуждать к поиску в мировой паутине.
"Дитя революции". Та же история. В смысле надо гуглить историю Англии, в данном случае недавнюю, без этого никуда.
Йинка Шонибаре, сам из нигерийцев, но и лондонец по праву рождения, напоминает о беспорядках в Лондоне в 2011 году. Полный набор: застрелен чернокожий, враньё блюстителей, погромы в магазинах.
По пёстрой одежде определяем гонимого. Лис хитёр. Наверное, намёк на то, что тогда использовались хитроумные способы мобилизации протеста с помощью смартфонов. Передовая технология помогала также своевременно удрать от полиции.
Голову никто не ваял. Голова от таксидермиста.
"Тело во плоти" - произведение Янга Шаобина. Он из КНР. Более известен как автор довольно-таки депрессивной живописи.
Вот уж скульптура, мимо которой никто не пробежит впопыхах. Я разразился дурацким стишком на тему отбившегося от рук мужика. Накопать второй слой не удалось на самом деле. Скорее всего и нет слоя. Отчаяние в беспримесном виде.
Поднимаюсь на террасу и обнаруживаю еще несколько превосходных работ.
Антропологически правильная мужская голова вот-вот развалится. Камень сверху - чтобы не разваливалась подольше. Энгус Тейлор (ЮАР), "Приметы распада".
Всё понятно. И очень грустно.
"Дафна" Ирис Ле Рютт. Целомудренная нимфа, приглянувшаяся Аполлону, превращается в лавровое дерево. Простодушная иллюстрации мифа, ничего.