Местный гид рассказывал, а я нечаянно подслушал: "Мы в Швейцарии любим порядок и симметрию. Когда в один шпиль попала молния и он обвалился, мы симметрии ради завалили второй, с тем чтобы выстроить два новых и тоже симметричных".
Это юмор. Проще и дешевле было восстановить один разрушенный.
Вот тебе и прижимистые швейцарцы.
И будто бы прирожденные консерваторы. Вместо надоевших ажурных шпилей решили водрузить неоготику.
Только навершие в виде эдакого кумпола - не готика. Ни нео, ни вообще.
Однако перенесёмся в 9 век н.э.
Император Карл охотится на оленя. По некоторым источникам, он гонит его аж из-под Аахена, своей главной резиденции.
Летопись говорит, что гнал - значит, гнал. Хотя где Аахен и где Цюрих.
Под вечер загнал вроде. Утомлённый олень останавливается на здешнем пригорке и преклоняет передние конечности.
Cейчас император спешится и ударом меча перерубит животному сонную артерию, тем самым ознаменовав удачную охоту и избавляя оленя от лишних мучений.
Но тут происходит неожиданное.
Лошадь, на которой сидит Карл, тоже преклоняет колени. И вообще все лошади в его свите.
В воздухе распространяется благоухание. Рога олени испускают некое свечение, после чего тот растворяется в воздухе.
Вот знамение так знамение.
Стали распрашивать местных.
Оказывается, лет за 500 до описываемых событий у подножия холма казнили Феликса, Регулу и Эксуперантия.
Феликс был воин. Воевал в составе тайно крестившегося Фиванского легиона.
Римские императоры не любили христиан за единобожие. Иудеев за это тоже не любили и не особенно различали. Богов должно быть чем больше, тем лучше. Один может быть только император.
Или вот брачные узы. Римским воинам не дозволялось жениться. Отслужишь 20 лет, тогда пожалуйста, а до этого ни-ни. Наличие семьи приравнивалось к дезертирству.
А так гулять можно было?
Так гулять можно было и даже поощрялось.
Тяжело было римским воинам (в этом месте подопечные хихикают).
Но христианин не может просто так гулять. Нехорошо, грех.
Мы не знаем, был ли Феликс женат. Проблема возникла не из-за этого. Он, как и его единомышленники, не желал признать божественную природу императора.
За это фиванцев постоянно подвергали децимации, пока не поотрубали головы всем до одного.
Регула - это его сестра, а Экзуперантий - слуга. Они тоже уверовали, не поступились принципами и пали жертвой язычников.
Обезглавленные взяли свои головы и, сделав ровно 40 шагов, поднялись на тот самый холм, куда загнал оленя Карл. Такой же подвиг совершил святой Дионисий в Париже, о чём многие в курсе. И еще были случаи.
Карл выслушал всё это и повелел строить церковь.
Правда, приступили к исполнению приказа только лет через триста.
В 1520 году началась реформация.
Крестьянский сын и религиозный мыслитель из Цюриха Цвингли сразу вслед за Лютером послал римского понтифика подальше. Знать не знаем никакого папы.
Изображения Бога и святых нарушают 2-ую заповедь - насчёт не сотвори себе кумира.
Принялись соскребать фрески. В одном месте не соскребалось, внутренняя поверхность округла, там замазали. Замазка потом отвалилась, и мы видим Богородицу с младенцем. Точнее, то, что от них осталось.
Витраж, исполненный всемирно известным Аугусто Джакометти. Тут вся фишка в том, что надо всматриваться, с первого взгляда непонятно. Мало-помалу различаем Богородицу с младенцем в центре и внизу, а также волхвов с дарами.
Впоследствии вышло послабление. Богородицу и других персонажей Евангелия изображать дозволили.
Но почему волхвов всего двое?
Во-первых, опять же ради симметрии.
Во-вторых, в Евангелии не сказано, сколько их было. Не знаю, как для вас, для меня это новость. И читал ведь неоднократно.
Сверился. Не сказано.
Повыше и вокруг ангелы, над ними сияет Вифлеемская звезда. Звезду еле разглядел.
Надо было прийти утром. Витраж был бы подсвечен, и видно было бы лучше.
Традиционно-скучные Пётр и Павел с противоположной стороны как раз сияли.
Евангельский тетраморф, кто забыл. Лев, вол и так далее.
Чудо как хороши бронзовые двери работы Отто Мюнха(1950 г.).
Сотворение мира. Каин и Авель. Не прелюбодействуй. Искупительная смерть.
Победа над Змием? Прочтение традиционное, но не единственное. На тему змеи на кресте много чего написано.
Уходя, оглянулся. Карл Великий смотрел мне с башни вслед.
Держим курс к другому храму, и даже более древнему, чем Гроссмюнстер.
***
Да он рядом. Вон через реку виден изящный шпиль.
Фраумюнстер. Женский монастырь изначально.
Прежде чем ступить на мост, обнаруживаем небольшую красивую церковь, явно готическую.
Вассеркирхе. Её воздвигли на месте, где когда-то римские гонители обезглавили Феликса с сестрой и слугой. Там еще потом чудесный источник забил.
Реформаторы могли согласиться с тем, что мученичество имело место. Но кто святой, а кто нет - не папе в Риме решать. Поэтому храм десакрализовали. То библиотеку там размещали, то зерновой склад. Только в прошлом веке вернули городу здание в качестве церкви - но уже протестантской.
Пристроили к ней помещение, где устраивают выставки местного авангарда.
Источник на месте. Можно просто попить водички, а можно и помолиться, кто католик. Для паломников откроют подземелье. Покажут им использованный в качестве плахи камень.
Было закрыто.
Тут же стоит сам Цвингли. Идейный был человек. За эту свою идею пал в бою с оружием в руках.
Замечательные виды с моста.
Заснеженные вершины Альп на горизонте видны редко. Сегодня не видны, дымка.
А это кто с топориком?
Стреноженный конь вызывает в памяти шедевр Вероккьо в Венеции. Но там в седле настоящий богатырь, а здесь какой-то щуплый мужичок.
Это Ханс Вальдман. Был у них бургомистром когда-то.
Простой мастеровой, хотя и хулиган по молодости. Удачная женитьба. Умелый интриган с непомерными амбициями. Нельзя исключить везение - в составе федерального войска побеждал бургундцев при Муртене (1476) и остался жив. В конце концов вышел в губернаторы.
Читаю основательный труд Марины Карлиной ("Цюрих", 2006), сверяюсь с другими источниками - и не нахожу чёткого ответа на вопрос: "За что?".
О себе не забывал, содержал любовницу. Не без этого, но казнили не за это. Да что там, при нем город процветал.
Тут другое. Был заносчив. Возбуждал зависть. Как-то не учёл, что перед ним не холопы, а такие же свободные граждане, как и он.
Короче, надоел. А прикормленного аппарата насилия, чего-то вроде опричнины, не было у него.
Назначили суд и обезглавили, очень даже просто.
Через 150 лет реабилитировали, а в прошлом веке записали в герои. Слова "безжалостно осужденный" с надгробной плиты не так давно удалили. Не надо ворошить.
Плита как раз в церкви, куда мы с вами сейчас войдём.
Монастырь основал племянник Карла Великого король Людвиг Второй. Первой аббатисой стала его дочь Хильдегард. Ей было 16 лет от роду.
В 9 веке империя Карла разделилась на две части. Центробежные процессы шли полным ходом. Папенька издалека помогал, чем мог, но дело не только в папеньке. Похоже, юная Хильдегард была прирожденным лидером. При ней и ее последовательницах монастырь по существу заправлял всей жизнью города и окрестностей.
Особо отметим Елизавету фон Ветцикон (12 в.). В частности, покровительствовала городскому поэтическому обществу. Ответно удостоилась упоминания в "Вильгельме Телле" Шиллера как "великая женщина Цюриха".
Там покоились и мощи не раз уже упомянутых мучеников, пока не вошли в силу реформаторы и не занялись очищением. Институт монашества был упразднён, из интерьера удалили излишества, мощи выбросили.
Здание постоянно видоизменялось. Доминирует неоготика, есть что-то от романского стиля. Пристройки в духе романтического модерна.
На фресках Франца Бодмера (1921 г.) - наш старый знакомый - светоносный олень. По-прежнему обитал в этих местах. Помогал выбраться из дремучего леса, отбиться от злоумышленников или найти пропавшее дитя.
Раньше было бесплатно. Раньше много чего было бесплатно. Но 5 франков для Цюриха за вход - копейки, так что ладно.
Вхожу. На колоннах какие-то письмена. Прямо на меня смотрит DU. Ты, значит.
А что "я"? Это грозное напоминание? Инвектива?
Выясняю у продавщицы сувениров. Оказывается, что-то вроде инсталляции. Берут цитату из Священного писания и затем разбирают во время проповеди буквально каждое слово.
Я добросовестно пытался соединить всемогущего Господа и другие слова на колоннах, но они у меня никак не складывались в законченную фразу. Видимо, инсталляция с элементами квеста. Уточнять постеснялся.
Витраж работы всё того же Аугусто Джакометти. 9 метров в высоту. Установлен в сентябре 1945 г.
Бог-отец и Бог-сын, внизу четыре евангелиста, остальные - ветхозаветные пророки.
***
А вот и знаменитые витражи Шагала.
Помню свой первый восторг. С четверть века тому дело было.
Потом, в Майнце, тоже восторгался.
И сейчас нравится, как это может не нравиться. Здорово.
Но не восторг.
Бывает.
При том, что козы и церкви Шагала, если они написаны на холсте, не отпускают по-прежнему.
Ни в коем случае не навязываю. Сам себе не могу объяснить.
5 продольных витражных окон.
Моисей с рожками, лестница Иакова, Иерусалим. Богородица и Сын человеческий. Козы (овцы?) и витебские крыши.
Архангел дует в иерихонскую трубу.
Дочь художника вспоминала, как он ненавидел экскурсоводов и тому подобных интерпретаторов.
Приходил в музей, слушал. В какой-то момент тишину разрывал крик:
"Неправда! Я так не думал!"
И стучал палкой об пол.
Думаю, перечисление мною того, что изображено, старика не расстроило бы. Не все читали Писание, кому-то интересно.
Но это не интерпретация.
Хотя и не с моим задрипанным телефоном всё это запечатлевать.
Круглое 6-ое окно отдельно, не в апсидной части. Называется "Творение". Последовательно представлены твердь, хлябь, рыбы, гады и прочее.
Тут загадка как раз есть. Прежде всего она заключается в том, что без бинокля всего этого не разобрать. Что посередине Великий потоп - надо верить чьим-то пояснениям.
Ему было 90 лет, когда он создавал это свое "Творение". Понятно, "только" рисунки, концепция света и цвета. Техническую работу выполняли специалисты. Но всё равно. Достойно восхищения.
Умер в 98 лет, практически не выпуская кисть из рук.
***
В церкви Святого Петра было закрыто. Затяжной ремонт. Полюбовался самым большим башенным циферблатом в Европе снаружи.
Нет, не Биг Бен. Биг Бен - 7 метров в диаметре каждый. Там их четыре. Здесь всего один, но 8.64 метров.
А в мире? О, в мире - Мекка. Там 43 метра (!).
Еще Предигеркирхе - самая высокая церковь в Цюрихе.
Изящный интерьер. На самом видном месте - цитата из Евангелия. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим..." - и далее по тексту (Мф. 22, 37).
Впритык здание центральной библиотеки. Исторический зал, где сиживали тот же Ленин или полтавчанин Луначарский в бытность студентом, закрыт на ремонт.
Ничего не поделаешь. Редко так бывает, чтобы всё было открыто.