Посвятил Цюриху немало проникновенных строк, но увлёкся там больше музеями и прочими интерьерами.
В блокноте осталось не так уж мало. Ежели охота, давайте ещё пройдёмся улицами и площадями самого большого города Конфедерации.
И на кораблике поплаваем.
Предместья на берегах озера живописны в меру. Настоящие заснеженные Альпы далеко и видны не каждый день. Было, как назло, пасмурно.
Удивила цена. 8 франков за час на борту, т. е. 9 евро по курсу сегодня - это даром здесь.
С борта хорошо видны очертания оперного театра. В профиль похоже на Одесский. Но только в профиль и издалека. Фасад красив, ничего не скажу, но с одесским не сравнить, при всём уважении. Да вы сами взгляните.
Архитекторы те же, со смешно рифмующимися фамилиями - Фельнер и Гельмер.
Наш был построен немного раньше. Должно быть, устали. Перегорели, бывает.
А так-то везде в Европе лепили эти театры, как пирожки. Что делать, не получается создавать шедевр за шедевром кряду. И от заказчиков кое-что зависит. В смысле от их возможностей.
Недалеко от входа расположилась жизнерадостная ню. Ваяли с Джудитты Томази - натурщицы, заядлой наездницы и открытой лесбиянки. Надо учесть, что речь идёт о 50-х годах прошлого века. С другой стороны, мало ли кто позирует скульптору. Высоконравственная общественность промолчала тогда.
Прилегающая к театру площадь удивительна, я аналогов не припомню. Хотя, казалось бы, что особенного. Просто пустое место. Стулья там и сям. Такая большая-пребольшая аккуратно вымощенная лужайка. Но вот для людей, как-то чувствуется. Не хотелось уходить. Так бы и сидел там.
Цветочные часы. Все знают про женевские. В Женеве к тому же секундная стрелка есть. Анкерный механизм, обеспечивающий её движение, быстро изнашивается, приходится часто менять. Издержки.
Уступили в этом соотечественникам-франкофонам, надо признать. Зато сэкономили.
Редкой красоты туалеты. Дамы и господа могли ими воспользоваться бесплатно, если посещали насосную станцию.
Это какое-то ретро.
Никаких признаков насосной станции я не обнаружил. Туалеты заколочены наглухо.
Саксофонист наяривает. Отрок рыбачит.
Где-то в городе кипит жизнь. Откуда-то издалека доносятся трамвайные звонки.
Здесь на берегу царят нега и, не побоюсь этого слова, умиротворение.
А это кто?
Пригляделся. Тоже отрок, притом половозрелый. Хотя вопреки исторической правде не обрезанный.
Я не уверен вполне. Чтобы судить, надо знать, как выглядит обрезанный.
Но не это главное. У Микеланджело вон тоже не обрезанный.
Давид, конечно же. Завалил врага и обезглавил.
Очки ему натянула валяющая дурака молодая поросль, предположительно выпускники.
Прервёмся пока на Ганимеде. Главный бог обернулся орлом, чтобы утащить понравившегося ему красивого юношу на Олимп.
***
Огромный вокзал в Цюрихе. Вас приветствует Ангел-хранитель.
На картинах старых мастеров ангелочки все как один мальчики. Это мизогиния и неверно по определению. Ангелы бесполы.
Но на войне как на войне, и битва полов не исключение. 11-метровая скульптура Ники ди Сен-Фалль - ответ более чем достойный. Какие могут быть сомнения. Данный ангел дама.
Скульптор прославилась в 60-х годах прошлого века, когда явила миру свою первую Нана.
Тогда еще Золя почитывали. Аллюзию поняли и оценили. Но ещё и увидели вызов навязанному масскультом стандарту красоты.
Произведение по частям переправлялось через океан. Ники лично прибыла проверить все стыки и крепления.
Пишут: подарок городу. Подарок сделала одна местная страховая компания, а знаменитость получила гонорар.
Сумма не разглашается. Гадают.
Между руками Ангела постоянно проскакивает что-то вроде вольтовой дуги.
Слабый пол, ага.
Ну, и с Никой Самофракийской ассоциируется через имя создательницы и, возможно, помимо её воли.
Другую представительницу лучшей половины человечества находим на приподнятой над городом площадке. Уже любовались оттуда открывшимся видом, опровергая чьё-то поверхностное суждение, будто город, мол, не так уж и красив.
Вот только каменную будку, некогда воздвигнутую для хранения садового инвентаря, надо бы снести. Она этот замечательный вид несколько загораживает.
На колонне возвышается воительница. Общий вид горе-фотограф кое-как передал, но тут особо востребовано качество. С извинениями тащу из сети.
Исход 13-го века. Враг знает, что почти все мужчины сражаются где-то на выезде. Значит, можно заграбастать населённый пункт без потерь.
Расположились на ночлег на пригорке напротив. Завтра с рассветом полезут. И надо будет претерпевать обиды, обычно наносимые беззащитным девушкам и женщинам в захваченных населённых пунктах.
Но не таковы были девушки и женщины Цюриха, чтобы претерпевать.
Имя той, которая указала на имеющийся шанс и научила, как им воспользоваться - Гедвига из Бургхальдена. Нашла в домашнем арсенале мужа кольчугу, копье и прочее. Облачилась и вооружилась. То же самое сделали другие горожанки. Они стали отрабатывать тактику, маршировать и всё такое. Гедвига отдавала команды зычным хриплым контральто.
Если бы у герцога Альбрехта была полевая оптика, он бы распознал эту военную хитрость. Но первая подзорная труба появится только лет через триста.
Во вражеском стане посовещались и решили, что разведке подсунули дезу. Атаковать Цюрих себе дороже.
Ушли, голубчики.
Этот Альбрехт впоследствии наденет себе на голову королевскую и даже императорскую короны. Кончит плохо, его убьёт родной племянник.
Гедвига же станет воплощением изобретательности и мужества, столь свойственных женщинам.
Именно так. Я вам больше скажу. Они и всерьёз сражались бы, даже если бы хитрость не удалась. Хотя здесь мы обсуждаем то, чего не было, и можно спорить.
Неподалёку имеется мурал в тему.
Говорят, что местные суфражистки собирались и митинговали именно на этом пригорке.
Перечитайте предыдущую фразу. Она таит в себе некий полёт фантазии. То есть я не уверен, что именно на этом пригорке. Но это "говорят" снимает вопросы. Это предположение, а не утверждение.
Кто говорит? Ну, вот я говорю и, наверное, кто-то ещё.
А что голосовать своим женщинам дозволили только в 1971 году - это не "говорят". Это грустная и постыдная швейцарская правда.
Памятник воительнице еще и фонтан.
***
О фонтанах.
Но сперва вопрос на сообразительность. В каком городе на нашей планете больше всего фонтанов на душу населения? Чур не гуглить.
Хорошо спрашивать, когда знаешь ответ и ещё в бумажку подглядываешь. Но я смотрю, вы и сами уже догадались.
В Цюрихе.
На втором месте швейцарский Базель.
Если же брать абсолютные величины, то Цюрих на почётнейшем втором месте после Рима.
Рядом озеро - огромный резервуар чистейшей воды. Тянуть из него трубы относительно не сложно. Да и в любом месте бей артезианский колодец - не ошибёшься.
1200 фонтанов. Правда, в это число входят и поилки для утомлённого пешехода. Летом бывает жарко, и тогда очень кстати. Картонный стаканчик носим с собой.
Не стоит ждать от города того, чего он дать не может. Фонтана Треви или чего-то похожего, грандиозного и с каскадами, вы здесь не найдёте. Но что есть, то есть.
Какое-то иррацио чудится в этом фонтанном изобилии. Что-то мистическое, запрятанное в подсознание.
Можно роман написать, с игрой ума и скелетами в комодах.
Некто вроде бы серый и обыкновенный, но потаённый фрик при этом, задаётся целью обойти все фонтаны и поилки города, дабы удивить мир полным каталогом. Это хобби у него, а основная профессия тоже самая обыкновенная. Вроде рекламного агента или парфюмера. Закапываясь в историю того или иного источника и расспрашивая старожилов, фрик открывает для себя, а романист для читателя бездны человеческого естества.
Дальше не придумал. Я бы написал, но недосуг. Идею дарю.
Площадь Бюркли. И там бык. Быка стреножит крепкий в чём мать родила парень.
Немедленно возникает ассоциация с нью-йоркским быком, кто в курсе. Там понятно, игра на повышение, биржевые страсти. Здесь они напрашиваются, потому как банки и тоже всем биржам биржа. Органично вплетается и то, что на личном счету дедушки Ленина здесь до сих пор деньги лежат.
Но нет. Банки в данном случае ни при чём. Это памятник местному главному архитектору, поставленный некогда на завещанные им средства. Разумеется, голый мужик не портрет, а некая аллегория в духе античности.
Не все приняли античный канон. Особенно доставалась гениталиям. Не быка, человека. То краской выкрасят. То вовсе отобьют.
Но давно это было. И пока вроде тихо.
Сравнительно совсем недавняя композиция. Заменили изношенную старую бронзу. Называется Ника. Передана современными скупыми средствами, но и вправду похожа на ту, что в Лувре. Перекликается.с ангелом-хранителем Ники де Сен-Фалль, о чём было выше.
Ажурный виноградарь с корзиной.
Не просто конь. Памятник храброму рыцарю Рюдигеру Манессе. 13-ый век. Помнят не столько военные подвиги, сколько то, что он собирал песни миннезингеров и таким образом сохранил их для потомков.
Ополченец без имени. Всем бояться.
Ещё пара душевных фото.
Но стоп. Кажется, я начал-таки составлять каталог.
Подведем черту на притаившемся где-то в конце блестящей Банхофштрассе источнике. Там цитата.
"И побежал раб встречу ей, и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою, и напоила его".
Девушку зовут Ревекка. Та самая, которой позднее будет глас свыше: "Два племени во чреве твоём, и два различных народа произойдут из утробы твоей".
Книга Бытия. Глава24, 17; глава 25, 23.
***
Как это здорово - шататься по городу без заранее намеченного маршрута, вот именно куда глаза глядят.
Разве что в гугл-мэп они, глаза то бишь, время от времени поглядывают всё-таки.
Опять же какой-то внутренний подъём испытываешь, когда выкладываешь свои э...наблюдения, не группируя их по темам.
В этом духе и завершим нашу цюрихскую сагу.
Ресторан, где со своим другом и покровителем герцогом Карлом сиживал Гёте.
Там стишок. Я поднатужился и перевел.
Что стоишь, повесив нос?
Хочешь выпить? Не вопрос.
Дверь открыта. Не тяни.
Сядь, поешь и бухани.
Городская скульптура преподносит сюрпризы. Вот, например, что это? Я уже было подумал, что напоминание о неизбежности весны. Типа щепка на щепку лезет.
Ничего подобного. Замысел скульптора раскрывается, если выбран правильный ракурс.
Марино Марини. Столп пластики ушедшего века. В одном ряду с Муром и Джакометти. И не абстрактный концепт, как видите.
А это просто носорожек.
Витрины, на которые облизываешься. Смешные зазывалки пивнушек.
Или вот змеюга. Никакое не отродье в данном случае. Здесь поучение.
Злобная жаба влезла на яйца, из которых должны были вылупиться детки. Змея вползла на столб с колоколом и стала этот колокол раскачивать. Сбежались люди. Не сразу, но поняли, что требуется помощь. Пошли вслед за змеёй и жабу порешили.
За это благодарное пресмыкающееся приползёт к людям с крупным бриллиантом в пасти.
Так что помоги, если кто нуждается, пусть даже это гад ползучий. Тоже ведь божья тварь. И тебе воздастся.
***
С чего мне померещилось, что суровая композиция из гранита - памятник жертвам Шоа?
В Швейцарии нет памятников жертвам Шоа.
Швейцарцам виднее, какие и кому памятники ставить. Какие-то их резоны понятны, какие-то не так очевидны.
Отдельная грустная тема.
Образец конкретного искусства на самом деле. Представляет собой павильон и называется "Павильон".
Упоминание о бывшей здесь некогда общине и о том, чему она подвергалась, я тем не менее обнаружил. Эмансипация пришла в Цюрих ближе к концу 60-х 19-го века. Т.е. позднее, чем в остальной цивилизованной Европе.
Здесь не любят торопиться.
Кафе "Вольтер". В этом помещении румынcко-французско-еврейский поэт Тристан Тцара и другие талантливые хулиганы от искусства придумали дадаизм. Открыли большой Лярус (толковый словарь) на первой попавшейся страничке, нашли слово dada, что означает детскую лошадку, и придумали.
Сюда заглядывал в молодые годы Муссолини, и будто бы Ленин играл здесь на балалайке.
Было закрыто. Ремонт.
Чтобы не забыть. Лошадку детишкам для раскачивания придумал местный фабрикант игрушек Карл Вебер.
По-моему, это спорно. Спорить неохота.
Памятник цюрихцу Песталоцци, и вроде бы это он на фреске вразумляет молодых мамаш.
Великий педагог, спорить не о чем. Предвосхитил. Правда, практик был так себе. Дети его не слушались.
Древнеримский надгробный памятник. Если к нему прикоснуться, позитивная энергия веков, да что там, пары твсячелетий, передастся вам.
Вообще-то копия. Оригинал в музее, но это между нами.
Открыточные виды фигурировали у нас в первых частях. Хороши и просто дома. Конструктивистский фасад. Необарокко, местами разнузданное. Но главное - крепкие многосотлетние постройки и сбегающие к реке гулкие средневековые улицы.