Бужор Юрий: другие произведения.

Дюрен. Музей Хёша

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 02/11/2023. 12k. Статистика.
  • Обзор: Германия
  • Иллюстрации: 32 штук.
  • Скачать FB2

  •   Уже писал о городе Дюрен, затерянном на просторах Рурской области.
      Я сам в нём недавно нечаянно затерялся.
      Нам этот город пригодился тогда по грустному поводу. В 1944 году он был буквально стёрт с лица земли. Повод же состоял в том, что продиктованный страшной болью призыв стереть с лица земли город или территорию вовсе не тождествен призыву умертвить местное население. Это демагогическая возгонка, проще сказать, напраслина. Несложное сопоставление помогло разобраться.
      Я выделил себе день, чтобы погулять по обыкновенному, мало упоминаемому в путеводителях населенному пункту.
      Дабы отвлечься.
      Мало было одного смертного боя в Восточной Европе, к нему добавился другой, ближневосточный. Который идёт там давно по сути - при том, что нынешняя садистская жестокость террористов не имеет прецедента.
      Люди не могут об этом не говорить и не думать.
      Но иногда надо вот именно отвлечься. Хотя бы ненадолго. Необходимая защита.
      Небольшой и при этом первоклассный музей в Дюрене. Возник благодаря местным предпринимателям и меценатам - семейству Хёш.
      Приятное глазу необарокко. Чуть ли не единственное здание, пережившее бомбардировки.
      
       []
      
       []
      
      Быстрая пробежка по залам с авангардом.
      Что скажете о такой вот работе? Какая синь!
      
       []
      
      Автора не называю и прошу не гуглить. Вернемся к ней немного погодя.
      Ярким пятном - "Афинская школа". Вольф Фостелл. Отсылка к Рафаэлю понятна. Нет войне и насилию.
      
       []
      
      Томас Арнольдс. Название мало что проясняет. MARB7, iii. Композиция, как мне кажется, неплохо смотрелась бы в изысканном интерьере. И видно, что немалый труд вложен.
      
       []
      
      Расколотый зеркальный мир швейцарца Кристиана Мегерта.
      
       []
      
      Анне Нойманн с её "Немыслимым объектом" выделены аж три зала. Персональная выставка.
      Объекты и вправду необычные, хотя я бы не сказал, что немыслимые. Канцелярская скрепка, завернутая в ленту Мёбиуса, и вовсе понравилась.
      
       []
      
       []
      
      Штуковины из дерева, ловко пригнанные друг к другу. Предметная соотнесенность тоже какая-то обозначена - узлы. В каталоге где-то наверняка написано, что автор смело экспериментирует с пространством и материалом. Это Вернен Кригльштайн.
      
       []
      
      Само собой, черно-белые полуквадраты. Загадочная гирлянда из увеличительных стекол под потолком. Мерцающие инсталляции.
      
       []
      
       []
      
       []
      
      Я уж без имен. У меня записано. Вдруг кому надо - дайте знать.
      Муза дизайна и декоративного искусства давно освоилась в музейных залах. Ей тоже хочется вызывать синдром Стендаля. Она тоже борется за катарсис.
      Да вот не очень получается у неё. Бывал на таких экспозициях. Интересно многим, включая меня. С катарсисом ни один посетитель не попался что-то.
      А что за работа, которой ты нас пытался интриговать в начале?
      А это никакая не работа. Это я стеклянную крышу сфотографировал. Вид снизу.
      Голубое небо, облака. Правда, красиво?
      Хотя идея брать окружающую действительность в рамку и на этом основании объявлять её искусством не новая совсем.
      Ладно. Допустим мы из вежливости заценили твой остроумный, как тебе кажется, розыгрыш.
      И это всё? Этим ты хотел нас завлечь и отвлечь?
      Нет, конечно. Это более или менее обычный набор того, что называют современным искусством. Небольшой музей не может тягаться в этом с крупными галереями. Привел для полноты картины, так сказать.
      Отвлекать буду действительно первоклассными картинами. Ключевое слово - экспрессионизм. Хотя и с элементами импрессионизма, кубизма и еще ряда искусствоведческих измов.
      
      ***
      
      Немецкий язык весьма изобретателен, кто не знал. Как одним словом заклеймить некое деяние, в ходе которого изымается то, что делает искусство искусством, составляет его суть?
      Очень просто. Для этой цели сгодится глагол entarten.
      Пара других германских языков с этой процедурой справляется: датский и голландский. На английском и прочих смысл передается не один в один, хотя довольно-таки энергично: дегенеративное искусство.
      Ирония заключается в том, что исходное слово Entartung, взятое на вооружение нацистами, еще в 1892 году запустил в этом значении Макс Нордау - не столько критик и публицист даже, сколько столп сионизма. Обрушивал свои инвективы на символистов, импрессионистов и вообще декадентов.
      Затем за немецкий авангард взялся Гитлер.
      Дальнейшее известно. Выставление на всенародное посмешище путем так называемых выставок, изъятие из музеев и уничтожение картин, запрет на профессию. Удар был нанесён сокрушительный. Прахом пошли творческие замыслы всех этих "Синих всадников", всей этой "Новой вещественности". Восхищаешься работами, спасенными от небытия - но и сокрушаешься ввиду невосполнимости потерь.
      Эта трагедия так или иначе объединяет немецких живописцев, работы которых собраны богатыми и добрыми людьми в Дюрене.
      При том, что гениальный Макке до нее не дожил - пал в сражении в 1914 году, буквально через несколько дней после начала войны. Престарелому Либерману дали умереть в его берлинской квартире в 35-ом. Клее и Бекману удалось вырваться за пределы рейха. Дексель вступил в НСДПГ; это не помогло ему избежать чистки, устроенной в рядах живописцев его партийным начальством.
      В свое время я начал было углубляться в тему по берлинским впечатлениям.
      Освещение в музее идеальное, надо сказать, и с бликами бороться не пришлось.
     
       []
      
       []
      
      1. Генрих Даврингхаузен. Портрет Рахманинова. 1922.
      2. Его же. Автопортрет с фонарём. 1913
      
       []
      
      3. Пауль Клее. Принц Кабан перед превращением.
      У братьев Гримм не царевна-лягушка, а царевич, поскольку данное земноводное по-немецки мужского рода.
      Моя версия сводится к тому, что в нацистской газете Клее обозвали "типичным галицийским евреем" - без всяких на то оснований. В то же время "юдензау", тупой жестоковыйный кабан - антисемитское клише, кажется, со времен Лютера*. Фирменный юмор оборачивается самоиронией. Предусмотренный сказочниками поцелуй - само собой.
      
       []
      
      4. Макс Либерман. Летний вечер на Альстере. 1909
      
       []
      
      5. Оскар Шлеммер. Синяя группа.1935
      
       []
      
      6. Вальтер Дексель. Rue de l`Helmond. 1914
      
       []
      
      7. Август Макке. Турция. Торговец украшениями. 1914
      
       []
      
       []
      
      8. Карл Хофер. Девушки. 1938
      9. Его же. Девушка в красной куртке.
      Опять евреи, а что делать. Точнее, одна еврейка. Жена. Потребовали покаяться в былой приверженности дегенеративному искусству и развестись. Покаялся и развелся, но документы о разводе задержались в пути, такая досада. Пришли, когда из Прусской академии уже выгнали. Потом, правда, женился правильно, был восстановлен, даже председательствовал.
      Предыдущая жена сгинула в Освенциме.
      Много работал и был заметен в послевонной Германии.
      Мой дуализм (мол, не следует проецировать негатив по поводу поступков художника или писателя на оценку его творческой деятельности) подвергся очередному испытанию.
      Но выстоял.
      
       []
      
      10. Отто Мюллер. Влюбленная цыганская пара. 1916
      
       []
      
      11. Генрих Кампедонк. Животные. 1917
      
       []
      
      12. Макс Бекманн. Церковь в Марселе. 1931
      
       []
      
      13. Алексей фон Явленски. Девушка с бантом. 1909
      
       []
      
      14. Паула Мордерзон-Бекер. Девушка на фоне берез. 1901
      
       []
      
      15. Оскар Кокошка. Перс. 1923
      Перс? По мне, так совершеннейшая персиянка. Но написано "Перс"(der Perser), значит, перс.
      
       []
      
      16. Ханна Хёх. Красная ведьма. 1931
      
       []
      
      17. Карл Шмидт-Роттлуф. Балтийское море. 1920
      
       []
      
      18. Андреас Шульце. Первый снег. 2009
      
       []
      
      19. Ида Керковиус. Ночной переезд. 1952
      
       []
      
      20. Отто Дикс. Автопортрет с мольбертом. 1926
      Какие, скажем, три произведения запали вам особо?
      Назову свои три. Боюсь, не буду особенно оригинален. Хотя ведь и от настроения зависит, и много еще от чего.
      Август Макке. Турция. Торговец украшениями.
      Генрих Кампедонк. Животные.
      Ида Керковиус. Ночной переезд.
    ___________________________________
    *Уточнение. Лютер использовал это, так сказать, свинство, но оно существовало как минимум с XII века. См., например, гаргульи собора в Кольмаре (XIV в.) и другие свидетельства.   
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 02/11/2023. 12k. Статистика.
  • Обзор: Германия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка