Аннотация: Эльзасский трэвелог с нотками мистицизма
В славном эльзасском городе Кольмар есть собор Святого Мартина.
Этот Мартин поделился с нищим плащом. У нищего-то вовсе никакого не было. А у Мартина был. Потому что и сам он был человек со средствами.
Вот он возвышается над западным фасадом собора. Зная сюжет, можно различить детали. Сейчас новообращенный совершит хороший поступок - разрубит предмет одежды на две половинки.
Хороший, но не вполне христианский всё-таки. Если по-христиански, то надо бы весь плащ отдать.
Моя это мысль или не моя, но подаю я её как не свою. Дескать, кто-то полагает, что, мол - и так далее. Это чтобы не огорчить никого. Стороннее мнение не обидит, а со своим не лезь.
Напротив другого фасада приходится прикусить язык всерьёз.
Там наверху евреи сливаются в экстазе со свиньями. Совершают с ними непотребства, о которых даже я стесняюсь сказать.
Я когда-то грешил на Лютера. Свою первую "еврейскую свинью" в декоре фасада обнаружил когда-то давно у него на родине и потом накопал соответствующее высказывание. Что-то вроде того, что раз они не осознают примуществ нового вероучения, пусть займутся тем, что им ближе - сфинктером парнокопытного.
Лютер имел виды на евреев как своих естественных союзников в противостоянии симонии, ереси о чистилище и прочему папизму. Эти виды не оправдались. Лютер обижался.
Те, что в Кольмаре, лет на 300 старше.
Никто эти так называмые химеры, точнее гаргульи, подробно не рассматривает, да и высоко, толком не разобрать. Нет, не демонов отпугивать, креста достаточно. Наоборот, это демоны и есть, улепётывают вот именно как чёрт от ладана. А функционально - просто-напросто водосточные трубы.
Сейчас будет личное и мелкое.
Нос мне сломали в отрочестве. И он перестал развиваться. В то же время бородёнка, очочки и лысина признаки пусть не врождённые, а благоприоприобретённые, но о чем-то говорят. Да и возраст, кхе-кхе.
Архетипичный славянско-нордический парубок, может, спокойно и чётко разъяснил бы насчёт средневековых предрассудков.
Многовековая галутная рефлексия была бы тут ни при чём, ладно. Но есть другая дилемма, и габитус экскурсовода ее не отменяет.
Данное свинство входит в чью-то голову закавыченным, как объект для порицания, допустим. Однако кавычки имеют свойство опадать, как листва по осени. Или чья-то голова отринет их немедленно, зато обогатится новым знанием и станет его радостно применять.
А кто научил? То-то.
Вообще говоря, надо удивляться не гаргульям.
Мы начинаем тут раздражаться и порой грубить ввиду простого несовпадения мнений. А тут инакость глубинная, основополагающая.
Почему нехристей все же периодами терпели? Это миллион раз обсуждалось. Заставляет задуматься не терпимость, она как раз имеет объяснение. Заставляет задуматься жестоковыйность, или, если пафосно, верность вере праотцов.
Хотя правоверный иудей на эту мою попытку найти рацио в мистическом отреагирует лишь снисходительной усмешкой.
Фото не выкладываю. Отчасти уже объяснил, почему.
***
Из открыточного Кольмара перебрались на следующий день в Страсбург - местами не менее открыточный, но и распахнутый, величественный, пряный.
Очень разный.
Великие тени везде.
Ёлка рождественская на площади Клебера уже стоит - некогда первая в Европе, считают в столице Эльзаса.
Никто, кажется, и не спорит.
Южный фасад грандиозного собора. Там некое противопоставление. Это аллегория. Светлая правильная Экклезия - и неправильная, со сломанным копьём и повязкой на глазах Синагога.
Похожие сопоставления находим в Париже, Трире, где-то еще. Иногда Синагога держит скрижали или Ветхий завет - первоисточники, безусловно воспринятые христианами. Но как сражаться с язычниками, если копьё требует починки? Куда идти со сломанным посохом?
И эта повязка. А на главном фасаде Нотр-Дам в Париже прямо-таки змий застит. При том, что везде красива лицом и статью, отнюдь не окарикатурена.
За всем этим нам видятся искренние переживания средневекового скульптора и тех, кто ему заказывал работу. Народ сметливый, непьющий, чтут заповеди - но никак не возьмут в толк, что Иисус не только в их же книгах предсказанный мессия, но еще и Бог, и сын Бога.
Пребывают в прискорбном заблуждении.
Этот контекст импонирует современному европейцу. Искреннее недоумение - не чета иррациональной ненависти, которая никого не красит. Тем более нынче у нас свобода совести, верить или не верить в кого угодно - личное дело каждого, лишь бы ты законы не нарушал.
Так что давно и проехали уже. Предрассудки Средневковья. Мы не такие.
По дороге в Страсбург рассказывал кое-что заранее. В ряду исторических приоритетов (книгопечатание, та же ёлка и других) - некое общее собрание, с подачи Наполеона обсуждавшее пути эмансипации евреев.
Каковая эмансипация (оценочное суждение; здесь пишу, в автобусе воздерживаюсь) становится новым источником надежд и страданий.
Но куда же без неё. Веление времени.
А в 1349 году в Страсбурге жгли евреев.
Заживо.
Обычная история. Отравление колодцев. На самом деле простой способ отменить долговые обязательства.
По разным оценкам сожгли от нескольких сот до 2 тысяч человек. Один хронист пишет, что с этой целью использовалась большая деревянная платформа на месте еврейского кладбища, и тогда это нынешняя помпезная площадь Республики. Другой - что на окраине воздвигли что-то вроде барака и туда отравителей загнали обманом, будто бы выпроваживая их из города под конвоем. И тогда это неизвестно где.
Сходятся на том, что желающих креститься избавляли от страшной смерти. Выходит, наберись таких желающих много, весь этот замечательный замысел провалился бы? Так старались, готовились, а кредиторы никуда не делись и предъявляют свои права по новой. Или по-хитрому продают расписки угнетателям-феодалам.
Выходит, так. Но ведь не провалился же замысел. Вероотступников было мало. Организаторы акции не предполагали иного.
Если бы машина времени перенесла к месту событий какого-нибудь высоколобого профессора, он бы, наверное, дал всему этому политически корректную оценку. Эксцессы вызваны экономическим угнетением посредством запрещенного христианам ростовщичества. То бишь явной дискриминацией коренного населения. Вместо того чтобы прибегнуть к здоровому конформизму, спасти жизни свои и своих детей простым человеческим способом, религиозные фанатики шли на заклание. Кто же им виноват, спрашивается?
Это я здесь пытаюсь рассуждать и горько иронизировать. А во время экскурсии, конечно, нет, просто упомянул. Зная заранее, что, в отличие от благостного разглядывания фасадов, это кого-то и царапнет. И вызовет привычное шевеление мысли. Вон ещё когда хитрецы напридумывали про себя страшилок, а теперь отступного требуют.
Плевать. Я не червонец, чтобы всем нравиться.
И таки одну супружескую пару интеллигентного вида явно царапнуло. Продолжали везде ходить и добросовестно внимать, но уже с окаменевшими лицами.
Фото заимствую. Снимать и одновременно вести группу не получается, после экскурсии нет сил. Сидишь где-то, глотаешь кофий и тупо коротаешь свободное время.
***
Вырастает ли человечество из своих предрассудков?
Оно, может, и вырастает, но каким-то причудливым образом.
Ну да, вроде ведь не жгут больше, по крайней мере в Европе.
Но стоит только усмотреть в так называемом естественно-историческом развитии некий вектор прогресса, как тут же всё это замечательное построение рушится.
Германия, 1935-ый год. Нюрнбергские законы.
Не на пустом месте, конечно. Тут вам и зоологический бред Вагнера, и погром в Кишиневе. Не будем забывать о первых учениках везде.
Много всего.
У меня есть друг за океаном. Он внимательнее и всестороннее, чем я, отслеживает новости.
Справляюсь у него, какие перспективы заключения нормального договора с саудитами.
Кто был заинтересован в сделке, названной Авраамовой в честь общего предка, понятно. Выгодополучатели ее срыва и с какой целью было предпринято зверство 7 октября - тоже всем очевидно.
А вот и нет. Королевство подтвердило прежние намерения.
ОAЭ сделали специальное заявление в таком же духе.
И вообще. Не сравнить с консолидированной реакцией на возрождение Израиля. Тогда и слушать никто не хотел. Превратить жизнь еврейского населения в ад. Сбросить в море.
Вектор?
Да, невозможно отрицать.
Но тут происходит упомянутое зверство. Миллионы людей в так называемом цивилизованном мире выходят на защиту бедных и угнетенных - не зная толком, откуда взялись эти угнетенные, кто и как их угнетает и кто которое десятилетие преподает им лютую ненависть.
И не желая знать.
Получаем трюизм, испокон веков прописанный в еврейской Книге жизни - надейся на лучшее и готовься к худшему.
Однако совсем не очевидным всё это видится, когда мы возвращаемся к отказу от крещения в Страсбурге. И другим похожим прецедентам.
Можно сразу погузиться в мистицизм, и тогда ничего не надо объяснять. Промысел Высшего разума, и всё тот.
Но нам свойственно объяснять. Пытаться хотя бы.
Давным-давно можно было бы решить вопрос. Даже когда вместо конфессиональной принадлежности стали клеймить формой черепа - это еще не был окончательный приговор. Гитлер и Ко сами путались в полу- и четвертькровках. Отморозкам со сверхценностями всякая гибридность - нож в спину.
И как было бы славно - бороться с проклятым измом с общечеловеческих позиций. Чтобы никто при этом не бросил упрек: за своих заступаешься. Да и изм бы выхолостился. Инакости на планете хватает, подыскалcя бы другой универсальный объект неприязни.
Так ведь нет. Скрываться и таиться стыдно почему-то. Хотя подобная мимикрия осуществляется ведь и не намеренно, сама собой в эмиграции, и не стоит вменять её кому-то в вину. Публичного отказа от идентичности никто не требует.
Но вот стыдно.
Моральный императив внутри нас, пусть и не всех подряд.
Между прочим, по Канту, доказательство существования вот именно Высшего разума.
И мы снова погружаемся в мистицизм. Некий правоверный оппонент даже не вступает в открытый спор. Та же грустная снисходительная усмешка.