Аннотация: Несмотря на заголовок, вот именно эта публикация не о войне в Украине. Хотя параллель в верхнем тексте обозначена.
Прежние посты, показавшиеся актуальными сегодня.
Это война, уважаемые
Из прежнего и по конкретному поводу, но, по-моему, очень созвучно.
***
Иногда, мне кажется, стоит абстрагироваться от наслоений, отойти в сторону и посмотреть оттуда.
Да, антисемитизм. Да, в секторе и, как, увы, оказалось, среди таких лояльных вроде бы сограждан-иноверцев культивируется ненависть. Да, новому султанату в Турции необходим образ врага, а такая была правильная мусульманская страна, кто помнит.
Но вот - абстрагироваться на минутку.
И что же мы видим?
Есть некое государство де факто. 1948 год, все войны на уничтожение Израиля, Осло, Правый берег, одни внезапным ковром покрывают все живое, другие предупреждают мирное население - давайте отвлечемся и от этого. Не потому что не важно, а для того, чтобы лучше рассмотреть что-то одно.
Собственно, кто же не в курсе. Что-то одно заключается в том, что на территории этого соседнего государства размещены пусковые установки. Каждый раз, когда в Израиле, как кажется или хочется, чтобы казалось соседям, ведут себя как-то не так, оттуда на мирные города и поселки обрушивается один ракетный залп за другим. Пишут, что за последние дни израсходовано всего 5% ракетного запаса.
Спрашивается: как с этим бороться? И, заостряя: разве этого мало и нужно еще вспоминать антисемитизм и все остальное?
Заостряя еще больше. Мне кажется, что, если бы я был антисемитом, моя оценка ситуации не изменилась бы. Понимаю, что это из разряда заявлений, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Сказал что думаю.
Это война, уважаемые. Самая настоящая война. А на войне, сами понимаете.
Так что слава Богу, что Израиль делает то, что он делает. И что у него есть, чем это делать. И дай ему Бог справляться, пока представители ООН, миротоворческий контингент, черт лысый едут в сектор, чтобы поставить на учет все пусковые установки и нацепить на них замки.
Они никогда не приедут.
Ты просто дура
Мы говорим: людей долго и упорно зомбировали. Это правда. Но наш внутренний хронограф не всегда показывает чёткую картину. Как давно, когда это, собственно, началось?
Копаясь в закромах, наткнулся на текст 2016 года. Это достаточно давно, верно? Перечитав, лишний раз убедился, что на самом деле оболваниванию дали зелёный свет куда раньше.
Воспроизвожу.
***
Это сейчас зомбоящик нон-стоп генерирует тупой, иррациональный, рассчитанный на подкорку антиамериканизм. Никакого позитива. Хороших америкосов не бывает. При этом не то что обоснованность - правдоподобие никого не интересует. Страна прилипает к экранам, чтобы принять участие в бесконечной мыльной опере - только совсем не безобидной, какими бывают мыльные оперы. Всемерное опускание CША - важная составляющая этого действа.
В советские времена всё было как-то намного более внятно.
Мы ведь не все и далеко не сразу поняли, что нам врут. Если же верить, что империализм действительно последняя стадия капитализма, и вот мы уже догоняем США по молоку и мясу, и вот собирается на столетний юбилей Ленина в Москве грандиозный международный симпозиум на предмет скорейшего освобождения изнемогающих под гнетом капитала народов, потому что, конечно, прибавочная стоимость, неизбежный конфликт производительных сил и производственных отношений, как же, конспектировали - если во вcё это верить, то подсовываемая картина мира, в том числе и по части американцев, казалось логичной и убедительной.
Развенчанию подлежали толстосумы и агрессоры-политиканы. Простые же работяги: пролетарии, фермеры и работники умственного труда - наоборот, были объектом симпатии и всяческого интернационализма. Открытые, немного наивные, но добрые и хорошие люди.
Мы и с Полем Робсоном дружили, Анжелу Дэвис поддерживали, прогрессивного Стейнбека читали, Ван Клиберном заслушивалсь.
Но, оказывается, одна девочка ненавидела американцев, всех скопом, еще в те времена, с малолетства, о чем она, подросшая, недавно сообщила в интервью. Все беды России от них, сказала она журналисту. Представьте, с 7 лет знала им цену. Такой вот прозорливый вундеркинд.
Думаю, вы узнаете девочку по приведенной ниже воспоминалке. А кто не догадается - всегда можно спросить, так?
***
Мой список знаменитостей открывает английская королева. Ничего особенного, просто ехала в карете, делала ручкой, а я с туристами там на обочине стоял.
С папой римским как-то на одной площади оказался. Довольно близко, и даже щёлкнуть успел.
Королева Дании.
И, собственно, всё. Если учесть, что я лет тридцать как заведенный чесал по Европам - не густо.
Зато благодаря круизам кое-каких звезд отечественного разлива повидал немало, как в закрытых помещениях, так и на пленере.
Одна певица, женщина в высшей степени элегантная, никакого возраста, обладательница грудного голоса с легким братским акцентом, иногда, правда, исчезающим по простительной женской забывчивости, путешествовала с прислугой. Последняя представляла собой неопределенного вида тихую тётю.
Небольшая компания из звезд помельче и дирекции круиза сидит у бассейна и по обыкновению бухает.
Сверхзвезда делает широкий жест, заказывает на всех. Подзывает бармена. Тот опрашивает, и кто что, я, помнится, джин с тоником заказал.
А качка. Бармены на судне привычны, ходят раскорякой. Но щедрой нашей народной любимице захотелось, чтобы вот именно ее служанка нам весь этот плотно заставленный поднос принесла.
Тетя несет. Естественно, падает. И все это валится, бьется и течет по палубе. В наступившей неловкой тишине раздается голос, грудной, всенародно известный, который ни с чьим другим не спутаешь:
Ты просто дУУУУУра.
Не честное русское "у", а губки округлены и еще дальше вперед выпячены, нечто среднее между "у" и "ю": д`УУУУУра.
Года два потом любой производственный прокол наших дам этой фиоритурой сопровождался:
Ты просто дУУУУУра.
Ich sterbe
К годовщине смерти великого уроженца Таганрога. И в тему сервильности пишущей братии - каковую сервильность мы имеем несчастье наблюдать сегодня в невиданных размерах.
Ich sterbe - по-немецки "Я умираю". Последнее, что он произнёс.
***
Мой официальный оппонент профессор Ш. когда-то между делом рассказал, что, будучи в Ялте в доме-музее Чехова, он выпросил себе там особую привилегию - ему дали надеть на себя шляпу Антона Павловича. И он целую минуту в этой шляпе стоял.
Ш. так живо, с таким блеском в глазах мне об этом поведал, что я тогда почти физически ощутил и до сих пор ощущаю, как тулья шляпы облегает и мою буйную головушку.
Пусть это будет неуклюжей попыткой метафоризации. Из чеховской шляпы вышли поистине великие головы. Без него мировая словесность была бы точно другой. Ужасно, что, когда он уходил, человечество еще не научилось побеждать палочку Коха.
В свое время я прочитал всё собрание сочинений, много читал и о нём. Но, оказывается, чего-то важного не знал.
Мы задумываемся порой насчет сервильности мастеров культуры. Она принимает разные формы. Подчеркнутая лояльность, беззастенчивое имперство - само собой, но это и вовсе не интересно. Вот талантливый поэт и популярный колумнист. Читая его блестящие эссе, вы ни за что не догадаетесь, что, пока он их пишет, на улицах хватают и везут в участок мирно протестующих. Другой - автор стихотворных фельетонов, тоже талантливый, и там он вроде критикует, но послушаешь его - и прямо видишь некоего Верховного Читателя. которому надо потрафить. Там и сям в тексте, не обязательно в этом, можно и в другом и чтобы не густо, но - потрафить.
Общеизвестно, что Чехов в порядке протеста отказался от академического статуса, когда доступ в ряды бессмертных задробили Горькому. Горький был, что называется, из простых. А Чехов?
И Чехов. Не принадлежал к привилегированному классу. По представлению тогдашнего Минпроса был пожалован потомственным дворянством - не как писатель, а как общественник, организатор народных школ. И никуда не поехал это дворянство и полагающийся к нему орден Станислава принимать, благодарить и всё такое. Проигнорировал. От чтения вслух в кругу царской семьи уклонился самым решительным образом.
Поступок, что ни говори.
Попутно. Ни в "Тине", ни в "Скрипке Ротшильда" и вообще нигде вот именно в творчестве не дал повода для упреков в известном предрассудке. Я очень внимательно читал всё. В затекстовой жизни - прорывалось иногда. Не выдавил из себя до конца. Не успел.
Что проку в побрякушках - званьях, гербе,
Когда в сорок четыре, налегке,
Ты напоследок вымолвишь: Ich sterbe,
Оставшись миру кровью на платке.
"Антигона" в Берлине
Всех потрясло убийство в Виннице солнечной Лизы.
Реанимирую-ка я свой давнишний пост.
Добавлять и разъяснять ничего не стану. Читатель без меня справится.
***
Прогрессивная молодёжь взяла меня с собой на "Антигону". Малая сцена, каких в Берлине множество. В памяти вяло ворочался конфликт, описанный Софоклом. Что-то о том, как нормы морали мешают блюсти интересы государства.
Старо как мир. Ну, почти. Пьесе две с половиной тысячи лет.
Но не Софокл и не этот конфликт занимали меня в этот вечер, а трисомия 21, или синдром Дауна, чтобы было понятнее. В спектакле, как мне объяснили, будут играть актёры c этой самой трисомией.
Я видел фильм с таким актером, и весь фильм был об этом, но напрочь забыл. Не вошло, как сейчас говорят. Потом, в кино все что угодно можно показать. То ли дело театр. Что там будут делать эти никогда не унывающие исполнители? Зачем всё это вообще? Опыт социальной адаптации и толерантности, разновидность параолимпизма?
На просцениуме появляются двое, он и она. Судя по птичьим маскам, будут пророчествовать. Она - "нормальная". Хорошо поставленный актерский голос, вполне мхатовские интонации. Громко и немножко скучно. Он - с синдромом. Под маской этого не видно, но, когда заговорил, стало ясно.
А еще через несколько минут стало ясно, что перед публикой большой актер.
Зовут Йонас Зиппель. Слух о нем пошел еще когда он в школьном спектакле играл Соломона по Книге Исхода. В свои 27 освоил главные роли в "Разбойниках" Шиллера, "Филоктете" того же Софокла и еще десятке пьес.
Звезда.
Прогрессивная молодежь хитро утаивала от меня до поры, что знакома со знаменитостью и, например, знает, что Йонас очень серьезно интересуется историей. Желала увидеть незамутненную реакцию.
И увидела. Я в восторге.
Оракул, он же гонец, замечательно воплощал заданный Софоклом трагизм. Не стану отрицать, что часть успеха обусловлена некоей спецификой. Последняя добавляет свежести восприятию. Но только часть. Решает талант, конечно.
Тоже особенная Зора Шлемм в роли Антигоны смотрелась неплохо. Разве чуть монотонна в отдельных мизансценах.
Думаю, дело в режиссуре.
Такое впечатление, что "нормальные" актеры немного боялись заслонить особенных. И совершенно зря, если так. Есть множество способов добавить постановке энергетики, никого не заслоняя. Вот тиран разглагольствует. Мог бы разглагольствовать, не знаю, отрабатывая приемы восточного единоборства. А хор не скандировал бы по-писаному, а включил бы неординарную интонацию, мало-мало свое прочтение классического текста.
Не учу никого, не готов и не вправе. Но вы меня поняли.
А в общем, очень доволен. Заполнен некий пробел.
Но и другое гвоздём сидит.
Насильственная эвтаназия. Гитлеровский план очищения расы. Что в результате происходило не очищение, а оскотинивание, кажется, и сегодня не всем понятно. Война уже кончилась, но какие-то дисциплинированные врачи продолжали умерщвлять людей, в том числе детей, до июля 45-го. Потому что приказа об отмене не было. По-настоящему заговорили вслух - через 20 лет после войны. От имени врачей выступили с покаянием - на пороге 3-го тысячелетия.