Аннотация: Из ранее опубликованного. С дополнениями и иллюстрациями.
Задумано было когда-то нечто вроде большого еврейско-европейского трэвелога.
Человек предполагает. Более или менее внятно удалось изложить кое-что по Италии.
С тех пор немало воды утекло. Запечатлевалось и записывалось что-то новое и на итальянском, и на других европейских маршрутах. Возможно эти записи будут любопытны читателю.
Фон Гален и Эдита Штайн
Германия. Мюнстер
В XIX веке в католичестве был принят догмат непогрешимого зачатия не только Иисуса, в которое верят все христиане, но и Богородицы. Везде по городам и весям стали появляться так
называемые колонны Марии.
Мюнстер находится достаточно далеко к северу от традиционно католических земель. Здесь без малого 200 лет насаждались прусские, протестантские порядки. И все же это всегда был оплот католичества. Слишком резонансными для города оказались эксцессы анабаптистской коммуны. Так что колонна Марии имеется - красивая, высокая, из мрамора.
Рядом контрастно разместилась современная композиция Йонг Пинга. Так он увидел китайский аналог сторукого буддийского божества - Гуанинь. Обнаруживаем в этих руках лотос, понятно; лестницу (лестница Иакова?); метлу (процессы ведьм?). В общем, разнообразные вызовы, как сейчас говорят, в истории человеческой цивилизации.
Скульптора, по его словам, вдохновил безрукий Иисус в церкви Святого Людгера.
Деревянное распятие не выдержало очередной ковровой бомбардировки. Земля дрожала, всё ходило ходуном. Руки обломились. Решили так и оставить. Вместо рук - надпись: "У меня нет других рук, кроме ваших". Это не из Библии, а из рассказываемой на разные лады притчи, смысл которой в том, что божественная воля осуществляется руками людей и никак не иначе.
В Мюнстере очень хорошо помнят Эдиту Штайн. Здесь она преподавала в педагогическом институте, пока в 1933 году её не прогнали с государственной должности, занималась философией и готовила себя в монахини-кармелитки. Уже монахиней и с новым именем - Тереза молилась в этой церкви. Потом Кельн. Потом Голландия. Потом Освенцим.
На картине в церкви она рядом со святым Нильсом Стенсеном. Он жил в XVII веке, но в их жизни и служении много общего. Корень со значением "камень" в фамилии. Молились в одном и том же храме. Были канонизированы в один год - 1998-ой.
***
Епископ фон Гален как-то неодобрительно отозвался о практике режима ставить "расу выше закона". Это не очень-то похоже на критику. При Гитлере, во всяком случае до совещания в Ванзее, законы только иногда и на короткое время могли не поспевать за реально осуществляемыми репрессиями, в том-то и дело.
То ли дело эвтаназия, против которой священнослужитель выступал горячо и красноречиво. За это был подвергнут домашнему аресту; умерщвлением инвалидов, однако, стали заниматься не столь ретиво.
Когда в 1938 году начались погромы и была осквернена синагога, раввинат Мюнстера обратился к епископу с просьбой о заступничестве. Тот ответил согласием, но при одном условии - под письменные гарантии, что, в случае, если это заступничество приведет не к смягчению, а, напротив, ужесточению репрессий, еврейская община возложит ответственность на себя.
Подписываться под этим никто не стал.
Он не выступил.
Не станем торопиться c обвинением потомственного аристократа фон Галена в неуместном буквоедстве. Он знал, с какой страшной силой имеет дело. Несмотря на то, что Берлин был в ярости, еще бы - открытое неповиновение, там, очевидно, всё же и скидку делали; вот, мол, жалостливый, по-немецки сентиментальный святоша. Переживает. Сострадание к физически неполноценным согражданам - это где-то допустимая слабость. Но что делать - надо.
Совсем другое дело сострадание к евреям. Нож в сердце гитлеризма.
Клеменс фон Гален говорил, когда другие молчали, пусть и выборочно. Важен сам факт. Он был беатифицирован и лично папа Иоанн Павел II молился над его гробом в Мюнстерском соборе.
Но чего не было, того не было.
О буквоедстве. В оккупированных Нидерландах до поры не трогали крещеных евреев. Когда почти все католические епископы страны открыто заступились за гонимых, в вагоны стали загонять и крещеных. Один из таких вагонов увез Эдиту Штайн в Освенцим.
Всё сходится в этом самом грустном из миров.
Всем штетлям штетль
Бельгия. Антверпен
Эх, не успел с чувством, толком, расстановкой побродить по еврейскому Антверпену. Но ощущение, кажется, поймал. Белокожие ашкеназки в париках, мальчики с пейсиками, гордые бородачи в чулочках. Такой концентрации штетля, наверное, больше уже нигде в Европе нет.
Кроме ортодоксов, есть и другие, более светской наружности; они, очевидно, менее заметны. Мне удалось увековечить красивую, в мавританском стиле, так называемую Голландскую синагогу и ещё одну - а всего их, пишут, там под 40!
Зонтики запрещены. Интересно, с каких пор? Неужели они были в иудейской древности? Но - таки нельзя, я уже погуглил. Чтобы шляпа не намокала - дождь в этих местах частый гость, и шляп не напасёшься - можно ее завернуть в целлофан. Велосипеды, самокаты и мобильные телефоны дозволяются.
От вокзала тянется железнодорожная эстакада, выстроенная несколько вычурно - получается в масть. Вдоль эстакады - алмазная улица Pelikaanstraat, она плавно переходит в Ооsterstrsat - вот там и вокруг.
Заглянул в большой книжный магазин. На английском о здешних евреях - ничего. Это непонятно. Превратились в дым больше половины.
Пообщался с продавцом на плохом идише - в смысле, его идиш был, надо полагать, хорош, а я говорил по-немецки.
Памятник, впрочем, есть. Городские власти пару лет назад единогласно проголосовали за его перенесение в более тихое место. Потому что раз в год в День памяти жертв Катастрофы там собирается много народа, и это мешает движению. Странное основание в самом, может быть, перекопанном бесконечными строительными работами городе Европе, где по многим улицам круглый год не пройти и не проехать.
Евреи заупрямились. Памятник поставлен там, откуда увозили несчастных. Вот именно на этом месте.
Власти отступили.
И ещё одно начинание не дали зарубить евреи и сочувствующие. Бронзовые таблички на тротуарах с именами увезенных. Тоже у чиновников имелись возражения. Теперь таблички есть, и список в инете имеется.
Я старался, фотографируя, никого из засады крупным планом не вытаскивать. Но проезжавший мимо ветхозаветный дед стал мне сигналить и энергично барабанить в правое стекло своего BMW. Я понял, что мне не поздоровится, если что, убежал за угол и смешался с толпой.
А что вы думаете, могли и фейс начистить. Потом уже вычитал, что имеется вполне боеспособный отряд самообороны.
Было дело, после резонансных терактов и действующую армию приходилось в город вводить.
Один товарищ у меня держит курс мимо Русской православной церкви Рождества Христова. В тему, если вдуматься.
Мало, но лучше, чем ничего. Надо будет когда-нибудь ещё приехать.
Праведник
Италия. Рим
Есть на нашем острове больница,
Все ее Еврейскою зовут...
Но таки да. Почти как в одесской песне. Поликлиника еврейского сообщества, основанная королевским указом в начале прошлого века. Зашёл, почитал материалы своеобразной экспозиции в лестничном пролёте. Как, например, удавалось спасти людей, придумав эпидемию и ее возбудителя - бациллу "К". В результате гитлеровцы боялись заходить и производить аресты. Или о том, как папа Римский впервые в истории иудео-христианского диалога, за исключением апостольского периода, посетил синагогу. Он проследовал в огромное пышное здание напротив, перейдя древнеримский мост и предварительно помолившись в церкви Св. Варфоломея на острове. Вы наши братья, сказал тогда Иоанн Павел II собравшимся. Вы наши возлюбленные старшие братья.
Немного погодя в городе обнаружил бронзовые таблички с именами тех, кого увели и кто потом не вернется. Я видел такие в Германии и Нидерландах. Выходит, и в Италии есть.
***
Островок называется Тиберина. Рядом с больницей - церковь.
Базилику воздвигли на развалинах храма античного бога Эскулапа. Распорядился Отто III - очень серьезный германский император. Посвятили апостолу Варфоломею и еще одному мученику - епископу Адальберту.
C тех пор (997 год) церковь многажды перестраивалась и как будто стала похожа на множество других.
Но только на первый взгляд.
Иоанн Павел II объявил её местом, где будет сохраняться память о христианских мучениках XX века. Здесь собраны личные вещи этих людей, чаще церковного свойства, их автографы и изображения.
***
Блаженный священномученик Омелян Ковч не католик. Он греко-католик, притом потомственный, униат. Поэтому целибат на него не распространялся. Был человек семейный, отец шестерых детей.
Высшее духовное образование получал в Риме. В 1919 году становится капелланом Украинской Галицкой армии. Угодил за это в польский концлагерь.
Украинский националист. Хотелось бы точности в определениях. Для кого-то слово "националист" ругательное, а для кого-то наоборот. Здесь оно нейтральное.
Образ благостного всепрощающего пастыря в данном случае ни при чем. Вот "служебная характеристика", выписанная польской охранкой в 1923 году:
"Фанатичный агитатор, душа местных антипольских организаций. Фанатичный, непримиримый украинец-боевик. Добросовестно выполняет священнические обязанности, без какой-либо материальной выгоды организовал кооператив, активный и энергичный. Сознательно ненавидит государство и не скрывает этого, фанатик и кандидат в украинские "мученики""
Отец Омелян служил в Перемышлянах. Это в нынешней Львовской области.
Во время гитлеровской оккупации спасал евреев хорошо известным ему способом - крестил их. Пишут, что свидетельство о крещении получили из его рук не менее 600 человек. Многих ли оно уберегло? Может, и не многих. Но кого-то, несомненно, уберегло.
Лично выводил людей из синагоги, подожженной при полном скоплении там народа, спас раввина.
Ещё и письмо куда-то на самый верх рейха написал с протестами. Полное впечатление, что сознательно стремился туда, где в его утешении нуждались больше всего - в тюрьму и концлагерь.
1943 год. Майданек.
Мы не обсуждаем с вами здесь, существует ли загробный мир. Он, надо полагать, был в этом уверен. Эта уверенность передавалась обреченным - может, и не всем, наверняка многим. Вряд ли собеседники вдавались в особенности той или иной разновидности монотеизма. Священник облегчал людям страшный переход.
Флегмона, сердечная недостаточность. Смерть в лагерной больнице.
Еврейский Совет Украины причислил Омеляна Ковча к праведникам Украины.
Не Праведник мира. Там в положении четко указано, что, кроме минимальной компенсации за жилье и еду, получение каких-либо выгод при спасении евреев исключает данный статус. Обращение в иную веру приравнивается к таким выгодам.
Предполагаемому Вселенскому Абсолюту, наверное, это может показаться странным. Но ведь и в римской церкви Святого Варфоломея нет упоминаний о мучениках-буддистах, мусульманах или правоверных иудеях. Так устроен мир. Это грустно. Но ничего не поделаешь.
Диалог в Сан-Марино
Всё, казалось, облазал в Сан-Марино. Данное строение увековечил и даже рифмовку наваял.
Зурна, шофар или орган?
Узрел как если б я
Два наконечника копья,
Кинжал и ятаган.
И ведь похоже, не находите?
Изначально просто часовня при больничке, но в 2019 г. ее решили сделать таким экуменическим местом. Экуменическим в широком смысле - единства всех мировых религий, а не только христианских конфессий.
Проследили, чтобы размеры изначального креста и свежеустановленных гексагона и полумесяца были одного размера и веса.
При мне там всегда закрыто было. В последний раз стайка мусульманских девушек дожидалась у входа, наверное, был день ислама. Точно не знаю, пора было уезжать.
Не очень представляю себе какие-то совместные мероприятия, особенно если учесть, что население стольного града составляет 4 тыс человек. Там и миньяна-то нет.
А как же индуизм, буддизм, синтоизм? Я уж не говорю об огнепоклонниках, вуду и прочем шаманизме. Какой-то непоследовательный экуменизм. С другой стороны, наделать в таком количестве символов вряд ли получится. Всех не охватишь. А сколько еще верующих в некое отсутствие - атеистов и агностиков? И какой у них символ?
Как-то обозначили, ладно. Назвали в тему - "Диалог".
Впрочем, есть памятник Ганди на одноименной площади. Кстати, хотя изначально был индуист, воспринял по совместительству Евангелие, вплоть до толстовста. За что и поплатился, бедняга.
В общем, поддерживай хорошие отношения со всеми и не доставайся никому. Великий принцип, исповедуемый санмаринцами уже который век. Не устаю восхищаться по этому поводу.
Пламенный меч
Италия. Пиза
Знатоки стали реже попадаться, но есть. Намедни достался один. Прилюдно, правда, поправлять не стал. Человек воспитанный, уточнил приватно.
Поводом послужил дежурный комментарий экскурсовода возле шедевра Боннано - бронзовой двери собора в Пизе. Маленькая деталь там - схватившиеся за головы Адам и Ева. И вот уже ангел гонит их из Эдема взашей, причем первочеловек при мотыге, ибо сказано: в поте лица своего, и так далее. Зачем жену послушал? Сказано нельзя, значит нельзя. Хотя с другой стороны, не послушал бы, мы бы тут с вами не стояли и это не обсуждали.
То есть все-таки хорошо, что вкусили. Я это вслух не говорю, чтобы не огорчить истинно верующих. Но мысль угадывается, и женщинам она скорее приятна.
И вот этот товарищ отводит меня между делом в сторону и сообщает, что, в соответствии с Книгой Бытия, глава 1-ая, Господь велел своим высшим созданиям плодиться, размножаться и наполнять землю вне всякой зависимости от запретного плода. Плод будет потом.
Наскоро погуглив, я убедился в правоте своего оппонента.
Потом, однако, по внимательном чтении меня смутила фразу в начале главы 4-ой: "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина..." Выходит, все-таки сперва изгнание, и только потом познал?
Почитал кое-какие интерпретации этой фразы. Например, что "познал" - это типа предпрошедшее, что-то вроде Past Perfect. То есть она забеременела в райский период еще. Или они вообще так мало времени пробыли в раю, что просто не успели заняться сексом, а Вседержитель ведь и не требовал, чтобы вот прямо сейчас.
Моё скромное толкование заключается в том, что Адам и Ева приступили к размножению немедленно, но это еще не был секс. Поставленные повелевать животными, то есть, очевидно, одомашнивать их и, наверное, убивать и есть (об этом - насчет убивать и есть прямо не сказано в Библии, но и обратное не сказано; возможно обитатели Эдема были веганами), они не сразу вполне отделились от своих подданных. Я где-то вычитал когда-то, что человек единственное живое существо, которое испытывает оргазм. Расспрашивал ветеринаров высшей квалификации, определенного ответа так и не получил, но похоже на то.
Гебраисты, подскажите: может, на языке оригинала "познал" и "познавал", то есть, соответственно, одномоментное и рекуррентное действие, не разведены формально, как в русском языке? В английском, к примеру, они чаще вот именно не разведены. Тогда не "познал", надо бы - "продолжал познавать"?
Но даже если разведены. Даже если перевод правильный. Ибо "познал" - значит, предался полноценному, осознаваемому акту любви, а не дисциплинированному спариванию.
Читаем:
"Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою"(Бытие, гл.2).
Не просто больно при родах; "скорбь" означает глубокое осознание боли, а это не одно и то же. Влечение к мужу и господство последнего - от полноты чувств, и ключевое слово уже было названо. Еве выбирать было не из кого, но все равно некоторый сексизм налицо. Почему только к мужу влечение? Почему не наоборот тоже? Но это мы обсудим в другой раз, а в Библии так. Стыд и совесть, любовь, труд, рефлексия - люди получают полный набор. Но вместе с ними - смерть и осознание ее неотвратимости. Запрет был на плоды от древа познания добра и зла, а от древа жизни ешь сколько влезет. Изгнание означает полную перемену декораций. Добра и зла теперь будет немеряно; у кого-то они распределятся так, а у кого-то эдак - дело такое. А к древу вечности проход закрыт:
"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни."(Бытие, гл.2).
Пламенный меч, обращающийся в руках херувима. Картинка как живая перед глазами.
Прав товарищ. Не вкуси они от древа, мы бы все равно появились на свет. И дружно заполняли бы собою, вечными, Вселенную. Но вряд ли что-то всерьез обсуждали бы. Потому что не понимали бы ни черта.
Узнаваемый профиль
Италия. Падуя
Не жмитесь, граждане! 15 минут на Джотто в капелле Скровеньи - это лучше, чем ничего, но и только. С 2 билетами на два посещения подряд вас не сразу выпроводят вместе со всеми. Вы становитесь немножко завсегдатаем. Вас одаривает уважительным взглядом суровый смотритель. Главное, 30 минут - это уже кое-что.
О, как узнаваем профиль Иуды в противопоставлении лику Иисуса! Выписывал ли Джотто Иуду именно как еврея? Если взять только этот фрагмент, вполне годился бы для обложки какого-нибудь 'Штюрмера'. Но вот 'Въезд в Иерусалим'. Христос так же повернут в профиль и отнюдь не похож на белокурую бестию. Вьющиеся волосы, слегка курчавящаяся борода, полные губы, безошибочно миндалевидные глаза (у симпатичного ослика тоже миндалевидные глаза!), удлиненные ноздри. Или 'Иисус перед Каиафой': на еврейском лице Спасителя вся скорбь еврейского народа, а рвущий на себе одежду первосвященник как раз в данном случае вненационален. Христос и Иуда перед поцелуем - два еврея, но не это интересует Джотто, и не антитеза хорошего и плохого еврея, а нечто гораздо большее. Мастер был достаточно образован, оба Завета читал хотя бы выборочно и знал, что евангельские персонажи вряд ли были светловолосы и голубоглазы. Мы не должны требовать от Джотто слишком многого, он не мог тогда изобразить Иуду внешне привлекательным, что, вероятно для нас сегодня даже оттенило бы бездну греха и падения. Но мы должны и отрешиться от юдофобских карикатур-стереотипов, появившихся только с началом еврейской эмансипации, и не накладывать их задним числом на XIII век. В общем, так: будем узнавать себя в Иисусе, а наши недруги пусть ищут нас в профиле Иуды и довольствуются фрагментом, черт с ними.
Я написал это лет 15 назад. Надо бы справедливости ради добавить все же, что на фреске Менабуи в баптистерии Падуанского собора Иуда запечатлён в предательском поцелуе как раз не уродом. Скорее хлыщом таким, мачо. И не больно похожим на еврея.
Джотто гений абсолютный. Даже к Леонардо, Микеланджело и Рафаэлю есть обоснованные вопросы; к Джотто нет вопросов(Петр Вайль). Обнаруживая погрешности у Джотто, искусствоведы говорят нам: это не он, это его ученики дорисовывали.
Однако же, выходит, в данном конкретном случае Менабуи прорвался к нам мощнее, чем Джотто?
В баптистерии полным ходом щла реставрация. Довелось наблюдать мастеров (точнее, мастериц) за работой. В высшей степени интересно. Но из фресок рассмотреть как следует получилось разве что густо населенный живописцем потолок и "Избиение младенцев".
Недофотограф вроде меня все же умудрится выхватить за лесами профиль Иуды со щегольскими усиками. Это нечаянно становится очень похоже на современную концептуальную инсталляцию.
Хотя Менабуи и Джотто современны без всяких инсталляций, конечно.
Звёзды Флоренции
Италия. Флоренция
Фасад церкви Санта Кроче во Флоренции увенчан шестиконечной звездой. Вопрос из публики абсолютно предсказуем: "Это у них синагога?".
Нет, это у них францисканская церковь.
Постсоветским человекам везде мерещатся еврейские звезды. В том числе давно осевшим в Европе. Эти-то должны знать, что именно так католики чаще всего изображают Рождественскую звезду.
Но данный символ знали еще до возникновения христианства и даже, прошу прощения, до появления евреев. Его использовали в древней Индии, потом римляне и мусульмане. У меня есть старая фотография, которую я сделал на острове Кипр в Пафосе: на мозаичном античном полу мирно соседствуют гексагон, крест и свастика. В той же Флоренции шестиконечная звезда украшает табернакль с Богоматерью в церкви Орсанмикеле.
Тем не менее, без евреев, согласно местному поверью, здесь не обошлось и тогда это именно иудейский могендавид. Дело в том, что церковь, строительство которой начал в 1294 году Арнольфо ди Камбио, до середины XIX века простояла без облицовки фасада. Изыскали, наконец, средства, стали искать мастера. Не сразу, но нашли и мастера, который мог бы создать фасад под стать великолепию внутреннего убранства. Им оказался Никколо Матас - еврей из Анконы. Он якобы поставил условия: во-первых, чтобы дали работать по воскресеньям, суббота - выходной; во-вторых, чтобы похоронили его в церкви, когда придет время переселяться в мир иной. Ну, и звезда на фасаде, понятно.
Время пришло. Нарушать данное когда-то слово не хотелось, но и предоставить некрещеному захоронение в церкви Святого Креста (так переводится ее название) казалось немыслимым. Нашли выход: похоронили под ступенями входа, вроде внутри церкви, но перед фасадом, то есть как бы и не в ней.
Такой вот городской фольклор. Многие верят.
Фасад хорош. Благородно-сдержанный мраморный фон, точность деталей, выверенные пропорции. Неоготикой как-то не принято восхищаться, надо подождать хотя бы пару веков. Но уже ведь и прошло 150 лет. Это, несомненно, шедевр. Огромную синюю звезду видно издалека.
Абсурд Учелло
Италия. Урбино
Я и не знал, что цикл Учелло "Осквернение просфоры" в Урбино - это практически миниатюры. Еле нашёл в тамошней галерее.
Путеводитель ссылается на парижский прецедент XIII века. Однако ноги навета растут не из одного Парижа, из Брюсселя они тоже растут и также отображены там в художественной форме - только не в живописи, а витражах. И из Берлина. И из Познани. Не менее 50 подобных обвинений - это только до XV века, когда творил Учелло.
Женщина осталась без средств и не может выкупить из заклада свою мантию. Не в чем выйти. Еврей-процентщик предлагает ей сберечь и тайно передать ему полученную в церкви облатку. Мантия возвращается к владелице, еврей же подговаривает жену сварить облатку, с тем чтобы получить из неё кровь Христову и вместе с домочадцами оную употребить.
Кто-то что-то заподозрил. Дверь нехристя взломана, главному злодеянию свершиться не дали, но какое-то осквернение имело место, несомненно. Еврея с рыжими женой и детишками сжигают живьём на костре, и, повесив женщину, совершают искупительный крестный ход.
По поводу души повешенной дискутируют ангелы и сюрреалистические демоны. Финал в этом смысле открытый.
На самом деле ничего подобного не было. И не потому что мне этого хочется, а в силу элементарной логики. Иудей, тайно наносящий вред облатке, верит в ее чудодейственную силу, то есть по определению перестаёт быть иудеем. Налицо очевидный нонсенс, сапог всмятку. Надругаться из хулиганских соображений - маловероятно, но могло быть. При этом кто-то должен снять запрет на употребление иудеем крови в любом виде в пищу - ладно, допустим и это. Надругаться не ради оскорбления, тайно и в ритуальных целях - не могло быть, потому что не могло быть никогда.
Неведомый шедевр
Италия. Лукка
Дядя в 5-ом ряду крякнул, когда по дороге в Рим я излагал католическую версию встречи Иисуса с Петром. Иисус спросил Петра: Quo Vadis? Камо грядеши? Спросил, надо полагать, не на латыни или по-церковнославянски, а на их общем родном языке.
Я вынужденно рассказываю в автобусе спиной к публике. Это развило во мне особый компенсаторный слух. Так я скорее глуховат. Но в означенной ситации слышу и как кто-то сопит во сне, и как безмятежно бухтит с кем-то о своем, девичьем. Кажется, могу не глядя отличить тех, кто просто слушает, от тех, кто - с открытым ртом.
Это обратная связь, без нее никак, если хочешь, чтобы тебе вообще внимали.
И вот при упоминании о родном языке он крякнул. Негромко, для себя и жены рядом. А я услышал.
Неведомый шедевр, скульптура Чивитали.
Архангел предлагает простой еврейской девушке, хотя и формально состоящей в браке, стать матерью Бога и сына Бога. Да что вы такое говорите. Я замужняя вообще. Правая рука обращена ладонью к Гавриилу в характерном международном жесте и говорит "нет".
Небесный посланник приводит какие-то аргументы. Деревянная Мадонна из Лукки, будучи как бы итальянкой, не загибает, как мы, а разгибает пальчики на левой руке. Ей осталось разогнуть только один палец. Сейчас обе ладони раскроются, уже не отторгая, а принимая Благую весть.
Пусть будет так- говорит Мария - хоть я не могу понять
Того, что ты говоришь, возможно, я не права.
И Голос в ответ: Ты права, ибо нужно не понять, а принять.
А понять не могу даже я, говорящий эти слова (Борис Херсонский).
Дядя внимательно слушает вместе со всеми. Молчит. Быстрым колючим взглядом реагирует на еврейскую девушку.
30-минутная пауза на пути в Венецию. Только что пересекли реку По. Явление дяди. Отводит меня в сторону. Недавно он смотрел по телевизору передачу, и там рассказывали, притом "убедительно", что По и есть река, где крестился Иисус. И что Спаситель родился в Сен-Назере во Франции. Римляне не могли распинать в Иудее, там нет леса и не из чего было сделать кресты. Истинное рождение Иисуса имело место в XII веке, потом перекроили.
Моему собеседнику под 60. Лицом был красив когда-то. Крупный породистый нос.
Этот тип мне знаком. Погуляли когда-то носатые и черноволосые люди по северному Причерноморью. Но не все так много людей перевидели на своем веку, не все поднаторели в домашней антропологии, как я. И этот нос мог идентифицироваться окружающими иначе. И, несомненно, идентифицировался.
Многое, очень многое в жизни этого человека определял и определяет его нос. Эти поиски где угодно, только не в Иудее - тоже.
Какой я мудрый стал. Раньше дал бы себя втянуть в дискуссию, мог и горячность проявить. Теперь не произношу ничего. И даже стараюсь, чтобы на лице не отобразилось. Франция, XII век? Ясно. Ну, я пошел, вон надо водителям помочь с оплатой за солярку.
Потом поискал - есть. Круг в доказательстве, замалчивание неудобных фактов, кухонная этимология. Рассчитанный на несмышленых дикарей бред. Или вот очередная ахинея от новохроноложцев. Тоже XII век, но не во Франции, а на сакральном полуострове Крым родился Христос, заодно и Богородица там умерла.
Говорят, входит в круг чтения лучшего друга российских историков. Ничего удивительного, если так.
***
Наш парторг когда-то от меня первого узнал про Маркса. В популярных брошюрах упоминание о еврействе корифея было в ленинской работе "Карл Маркс" купировано, из ПСС изъять не посмели.
Парторг проверил по первоисточнику, заперся и плакал. Вышел с заплаканными глазами, я видел.
Рука Давида
Италия. Флоренция
Как однако вырос мой средневзвешенный подопечный за эти годы.
Меньше отводящих взор от того же Давида. Народ не стал чаще покупать альбомы с живописью, это скорее влияние инета. Немой вопрос касательно довольно скромных размеров читаю на некоторых лицах по-прежнему. Между тем тут анатомически и психологически все верно как раз. Он не хорошенькую девушку видит, а злобного великана. На вас великан попрет, посмотрим, как вы отреагируете. Данное объяснение встречают сегодня здоровым смехом, а не блудливой ухмылкой или насупленными бровками, как раньше.