Полный день с перерывом на кофе не выльется на этот раз в сотню фотографий, обрушиваемых на бедного союзера.
Дело не только в сострадании. Главная причина - музей располагает цифровым каталогом.
Некоторым мастерам радуешься как старым знакомым, где бы ты их не сыскал. Вот как этому панно Шагала. Называется "Комедия дель арте".
В музее найдутся также еще одна Венера Кранаха, еще один корпоративный портрет Хальса, еще сколько-то вывернутых наизнанку дам Пикассо, несколько насупленных пейзажей Сезанна и много еще чего.
Имеется также с неизменным любопытством разглядываемый абстракт.
Например, этот.
Им и ограничимся. Выкладываю из хулиганских соображений. Хотя музей поясняет, что так вроде бы Джулиан Шнабель из Нью-Йорка обращался к своей подруге.
Приведу немногое из того, что остановило, заставило взглянуть по-новому, поразило.
Это могут быть и прославленные, и неизвестные (неизвестные ранее мне, а не вообще, понятно) имена.
Хосе де Рибе́ра. Святой Иаков Старший.
Специалист увидит в этой ранней работе влияние Караваджо. Мастер искусно решает проблему источника света. Мощная многозначительная колористика.
Поражает деталь. Кто сказал, что деталь - квинтэссенция литературы? Но и искусства, так ведь? Вспомним пятку блудного сына или соединяющиеся руки Творца и первочеловека в Сикстинской капелле.
Здесь - рука человека, с малолетства привыкшего к тяжёлому труду и не часто наедавшегося досыта. Контрастом - молодое, едва поросшее бородой лицо. Абсолютная преданность тому, что написано в книге, которую эта рука сжимает.
Дарительница - Дагмар Вестберг. Повод для дарения городу - её столетие.
Мишлинге, еврейка по матери. Её в своё время спасло место работы - посольство Швейцарии в Берлине. Умерла во Франкфурте в 2017-м на 103-м году жизни.
Сумма и прежний владелец не разглашаются.
Далеко не первый её дар городу.
В который раз постигаешь, что нет на свете ничего неправдоподобнее самой что ни на есть правды.
***
Бартеля Бехема и других учеников Дюрера относят к "кляйнмайстерам". Имеется в виду не малый талант, а формат создаваемых работ. С талантом всё в порядке как раз.
Какую-то мысль вычитал только что этот "Учёный". Надо её обмозговать.
Я как увидел, так и обмер - до чего же он похож на профессора Выбегалло из "Понедельника" Стругацких! То есть похоже на моё и совсем не обязательно ваше представление о нём, конечно же.
Его же "Портрет Ганса Урмиллера с сыном". Мальчик капризничает. Преспевший в этом лучшем из миров папаша защитит и направит.
Персонаж уже не из XVI, а из XVII века - на картине фламандца Адриана Брауэра.
"Горькое лекарство".
Очень точно схвачено. Думаю, лекарство на спирту. Гнать чистый медицинский к тому времени еще не умели, но какой был.
Опять реминисценции?
Они, родимые.
Карл Хуббух. Специалисты относят его к веристскому направлению "Новой вещественности". Специалистам виднее, а мы просто радуемся за мастера, которому удалось рассмешить до колик натурщицу по имени Марианна и запечатлеть это на холсте.
Нацисты лишат Карла субсидии, запретят выставляться и вот именно эту работу объявят вредным извращением. Что-то они чувствовали. Как-то не похожа Марианна на толстозадых Брунгильд. Явно не соответствует "кухонно-детско-церковному" идеалу тогдашнего официоза.
Еще одна ню, пережившая борьбу с дегенеративным искусством - подружка Эрнста Кирхнера. Предстала перед публикой в начале века, по счастью оказалась в частной коллекции, и была подарена музею после войны.
Cкульптурка в пандан.
Другим работам повезло меньше. Они изымались силой у коллекционеров-неарийцев. Либо тех вынуждали продавать картины по заниженной до смешного цене. И то, и другое было потом признано незаконным и по возможности возвращалось владельцам или их выжившим родственникам, да только родственники оказывались уже где-то далеко.
"Портрет доктора Гаше" Ван-Гога был удален из музея, но вскоре попал к Герингу. Большой ценитель был этого самого дегенеративного искусства - без лишнего шума, понятно. Вскоре продал - деньги были нужны. Холст менял хозяев, в конце концовы попал к японскому миллиардеру. Тот буквально хотел унести его с собой в могилу, не вышло. Об этом много писали тогда. Рекордно продолжительное первое место среди самых дорогих картин в мире - 15 лет. Сейчас в чьём-то частном собрании, неизвестно, в чьём.
Почему не вернулась во Франкфурт? Точно не скажу, предполагаю. Изъятое из музеев рейха и принадлежавшее им реституции не подлежало.
Вот этот портрет. Грустное фото пустой рамы от него и еще 76 работ, которых недосчитались в Штеделе по милости гитлеровских культуртрегеров.
Сегодняшний пост завершим деталью алтаря неизвестного автора. Начало XIV века.
Как видите, Богоматерь и дитя полны оптимизма. Никакого тягостного предчувствия.
Всё будет хорошо.
***
Географ на одноименной картине сосредоточен и воодушевлён. Сейчас его осенит, но надо еще раз всё проверить.
Земля не совсем шарооборазна, она приплюснута на полюсах. Человечество уже получило и вовсю использует проекцию Меркатора. Голландцы главным образом и используют. Но проекцию надо подправить. Главное, с эксцентриситетом не промахнуться.
Вермееровский свет, само собой. Но и вермееровское окно, открытое для света. У этого окна окажутся также астроном, девушка, читающая любовное письмо, беременная жена моряка дальнего плавания - те, кого я вспомнил.
Оконный рефрен на удивление современен.
Гений, и тут ни убавить, ни прибавить.
Еще пара работ, попавших в данный отчёт по причине абсолютной узнаваемости.
"После ужина".
Без фирменных розовых щёчек не обошлось. Но знакомый каждому курильщику кайф - частично утерянный в наши дни в связи с отменой спичек...но визави, прислушивающаяся к проникающему в организм дижестиву....но таинственная прекрасная дама, приостановившаяся возле столика, накрытого на двоих...
Ренуар, конечно. В высшей степени импрессионистская работа.
Портрет Симонетты - возлюбленной Джулиано Медичи, кисти Ботичелли. Почти неземной идеал красоты, судя по фантастическим украшениям.
Симонетту выдадут замуж за одного из Веспуччи. Тех самых, откуда родом Америго. Она умрет от чахотки в 22 года. Джулиано падёт от кинжала, не дожив до 25.
Похоже, художник на самом деле был пожизненно влюблён в увековеченную им девушку, раз его похоронили в церкви Оньисанти во Флоренции у неё в ногах.
Ему было 65 лет. Жил и умер закоренелым холостяком.
Отто Дикс. "Семья художника".
Счастливые папаши именно так непроизвольно гримасничают, любуясь долгожданным наследником.
Музей усматривает аллюзию на апробированный поколениями живописцев сюжет - поклонение пастухов. Их черты грубы, лица обветрены. Их любовь безгранична.
Автопортрет. Вы бы прошли мимо? Вот и я не прошёл.
Отиллия Редерштайн. Родилась в Цюрихе, умерла в Хофхайм-ам-Таунусе (земля Гессен) в 1937 г., пережив самого близкого ей в течение 50 лет человека - врача и тоже активной феминистки фрау Элизабет Винтерхальтер.
В каталоге об этом ни слова.
И что? Везде в каталогах указывать, кто гетеро, а кто не гетеро?
Нет. Но в данном случае автопортрет про это.
Мне так показалось. Не настаиваю.
***
Уроженец Вены Карл фон Пидолл учился живописи в Риме. Там и умер. Похоронен на протестантском кладбище.
Не единственное новое для меня имя. А я и не претендую.
Я и жанр обозначил раздела, куда всё это сбрасываю - "Рассказы по искусству, или Заметки дилетанта".
Невеликий вроде бы живописец, а шедевром одарил.
Портрет пианистки Анны Коссман. Прожила 35 лет. О личной жизни ничего не нашёл.
И, если так, то что есть красота.
Уверенный в себе, умный и одарённый человек на фоне самого прекрасного фасада в Венеции - тогда, в позапрошлом веке, ещё позолоченного.
Молодой человек не забыл о своём долге. Он спасает национальный флаг. На голову ему взгромоздился буржуй-соглашатель.
Как по мне, многовато Дали. Но не всем открывать новые направления. Интересно. Задевает за живое.
Следующая композиция не для слабонервных.
Я предупредил.
Девушка, наверное, не сразу определилась, кто её парень.
Бывает, помню.
Вражда по признакам расы здесь ни при чем. Все трое спортивны и белобрысы.
Акт насилия в чистом виде.
Немец Норберт Биски наш современник. Гуру новой фигуративной живописи. У него таких белобрысых много, подобными злодействами они вроде не занимаются.
Искал дополнительную информацию по поводу именно этого произведения и ничего не нашёл. Нет ни в сети, ни в каталоге музея. Только табличка с пояснением.
Ну всё, парни. Пошутили, и будет.
Не слышат.
На этом зловещем миноре завершать неохота.
Мальчик, конечно, непростой, раз к нему запросто птицы слетаются. Матери бы радоваться чудному дитяти, но она не радуется и тому есть причины.
Главный персонаж в данном случае - Иосиф. Отец семейства мужчина в возрасте, но еще крепок, и он-то уверовал вполне. Усомнившемуся в истинности Благой вести и великом предназначении не поздоровится.