Бужор Юрий: другие произведения.

Гент. Музей изящных искусств

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 20/03/2024. 24k. Статистика.
  • Статья: Бельгия
  • Иллюстрации: 32 штук.
  • Аннотация:
    Заметки любителя. Любитель - от слова любить.

  •   Я уже знал, когда направлялся в местный музей изящных искусств, что там реставрируют Гентский алтарь и можно будет понаблюдать за процессом.
      
       []
      
      Редкая возможность, а тут еще и всем шедеврам шедевр.
      Музей далековато от центра, но ничего. Красивое здание. Хорошо организован свет. Гравюры, офорты и тому подобные литографии для экономии места хранятся в выдвижных ящиках. Выдвигай и любуйся. Кажется, впервые такое увидел.
      
       []
      
      Предупредили, что специалистов и вообще всё, что я увижу за стеклом в реставрационном помещении, нельзя фотографировать.
      Давайте уделим минуту-другую природе запретов.
      Запрещают, чтобы вы никому не причинили вреда. В этом случае морального. Ты напряженно трудишьсяся, а досужие зеваки за стеклом тебя увлеченно фотографируют. Вроде как ты в обезьяннике каком-то.
      Не стану спорить с этим. Не хотят - и всё, надо считаться.
      А если ты сделаешь это незаметно для них - есть вред или нет его?
      Тут, правда, возникает прецедент. Если все станут стараться незаметно, то у кого-то наверняка не получится. Примерно наказать его не удастся. Почему другим можно, а мне нельзя. Так и формулируйте ваши дурацкие запреты: нельзя, мол, но незаметно можно.
      А это уже беспредел.
      Значит, надо это сделать незаметно для всех, не только тех, кто за стеклом.
      Что и получилсь. Грозная смотрительница, кажется, начала догадываться о цели моих эволюций. Но обошлось.
      Блюстителям разного профился и калибра нравится, ежели кто преступает, но не нахальничает при этом. Значит, уважает.
      Так что и увидел диковатых перволюдей ван Эйка в оригинале, и процесс худо-бедно запечатлел.
      
       []
      
      Перейдем, однако, к картинам.
      Босх или не Босх? Я-то надеялся встретиться с Босхом.
      Оказывается, споры давно ведутся.
      В который раз прошу экспертов поправить, если ненароком совру, но как будто нечто в работе художника так же индивидуально, как почерк или даже дактилоскопичееский рисунок. Можно изменить творческую манеру, поменять период с голубого на розовый, но, скажем, колер и лессировка будут ложиться так, а не иначе, с точностью до десятых миллиметра.
      Так ли это? Люди знающие, отзовитесь.
      Потому что если так, то ведь нетрудно научно сопоставить и сделать вывод.
      Музей тоже в сомнениях, но склонен трактовать картину как копию с утерянного оригинала, возможно, писанного Босхом.
      Как бы там ни было, перед нами очевидно выдающееся произведение искусства. Добро и зло противопоставлены вдохновенно, с невероятной силой.
      Второй вверху справа - кающийся злодей.
      Внизу справа - злодей, который и не думает каяться. Вместо этого препирается с кем-то важным, наверное, членом синедриона.
      Но не председателем. Станет тот препираться со всякими. Шествует важно, и имя ему Каифа.
      Вероника, согласно католической версией Спаса Нерукотворного, всматривается в лик Иисуса, отпечатавшегося на платке (правильнее говорить "плате").
      При желании можно и на солнце поискать пятна. Она ведь отерла кровь, которая обильно струилась со лба страдальца. Допустим, кровь исчезла и это часть чуда, но главное-то чудо - вот оно. Сомнительно, чтобы реакция девушки из толпы сводилась при этом к спокойному удовлетворенному созерцанию.
      
       []
      
      Но еле удерживающий крест Симон, эти закрытые глаза центрального персонажа...Мощная, предельно искренняя живопись. Кто бы ни водил кистью по дубовой панели 500 с лишним лет назад.
      Носатость да, имеет место и в паре случаев не оставляет сомнений. Что же вы хотите, местный колорит. Но корреляции по форме носа и, соответственно, добру в антитезе злу нет.
      Да и разные там.
      Мне кажется, я в носах разбираюсь. Много их по жизни повидал.
      
      ***
      
      Бесспорный Босх. Ранний. Вроде бы не замахивающийся пока на многослойные аллегории-страшилки.
      Почитаемый всеми христианами тёзка, первый переводчик Библии на латынь - святой Иероним. Он предается аскезе и молится.
      
       []
      
      Распятие. Библия. Милый анахронизм - шляпа, похожая на кардинальскую.
      Поврежденный, не подлежащий ремонту глобус и в отдалении странное дерево с неправдоподобно светлым толстым стволом и кровоточащим дуплом.
      От нагромождения слева веет чем-то ветхозаветным. Чётко просматривается иудейское надгробие. Апокрифический лев - излеченный и покорившийся. Какой-то он худой, но какой есть.
      Конечно же, полый ствол справа от слабой плоти мудреца и праведника. Это, можно сказать, центральная деталь. Ворота в ад.
      Ругаю себя. Издержки музейного осмотра. На самом деле я пропустил:
      - Сову. Она как раз хорошо видна. Но вот не заметил. Ухает. Зазывает.
      - Утку.
      Это на любительском снимке похоже на голову недоеденной селёдки. Утка самая настоящая, и клюв имеется. И не на камне она. На переднем плане - заросший в виде круга участок лужи.
      Э, да там две утки.
      Увеличивать моё с позволения сказать фотохудожество бессмысленно. Нужный источник здесь.
      Заодно небольшое лирическое отступление. На этот раз не нытье по поводу технического прогресса, а наоборот. Собственно, общеизвестное, но как-то в голову не пришло. Сетевой френд надоумил. Поведал о выставке ван-Эйка в Берлине, на 90% обеспеченной цифрой.
      И ведь верно. Все музеи с Босхами не обойдешь и не объедешь. Каждую деталь там не рассмотришь. Цифра выручает радикально.
      Однако я продолжу список:
      - Свернувшаяся в клубок лиса (немного ниже коленей святого).
      - Подобие саламандры на том краю лужи, который ближе к нам. Я сперва подумал. что это сорока с лапами. Но лап все равно много, не меньше шести.
      - Голова петуха. Чуть пониже сороки-сороконожки.
      - Провeрбиальное одно-единственное яйцо в гнезде на дереве. Мог бы и сам заметить. Даже на моем фото видно.
      - Огромные экзотические подгнивающие фрукты. Вовсе непонятно, как прощелкал. Должно быть, соблазны, блага мира сего.
      - Женщина стирает бельё в озере. По-видимому, это Галилейское море.
      - И, наконец, еще одна сова, которую невозможно увидеть никак. Её распознает опять-таки современная техника, и надо верить на слово. Обрезав увеличенное изображение, могу лишь показать черную дыру, из которой она, судя по показаниям приборов, взирает на другую упомянутую ранее представительницу отряда совиных.
      
       []
      
      И это молодой мастер разминался только.
      Колин де Котер. Начало 16 века. Не всё нам шедевры разглядывать. "Поклонение волхвов" оказывается где-то между фламандским примитивизмом и новым реализмом в духе времени.
      Получается такой неопримитивизм и, да простится формулировка, немножко ни то, ни сё. Не такова ли участь всех нео?
      
       []
      
      Что не отменяет бесспорных достоинств произведения.
      Золотой кубок в руках Бальтасара написан с явным нарушением перспективы. Но вот паж держит сосуд для омовения рук, и там с перспективой все в порядке. Значит, не ошибка, а художественный приём. Хотелось показать нам, что кубок золотой не только снаружи, но и внутри.
      Как-то холодновато в источниках о Яне Провосте. Будто бы он не только подражал ван дер Вейдену и другим, но и прямо копировал какие-то лица, вон и собаку позаимствовал у Дюрера ("Голгофа", 1515 г.).
      
       []
      
      Собака не знаю, а только что интереса ради пробежался по всему сетевому ван дер Вейдену, предварительно выбрав самые удачные, на мой взгляд, лица в "Голгофе": Богородицу, святого Иоанна и палача. Сходства с предшественником не обнаружено.
      Но хоть бы и копировал. Результат важнее споров о приоритете.
      На Иоанна засмотрелся просто, до того хорош. Вот он еще раз, покрупнее.
      
       []
      
      Работа неизвестного автора. Год примерно 1520-ый.
      Мучители Иисуса представлены персонажами, взятыми из окружающей художника жизни. Уж не вожди ли это и участники крестьянских войн? Вон у одного чулок дырявый, а шпага на боку имеется всё-таки. Или имелось в виду что-то другое? И кто-то другой?
      Во всяком случае это не преторианцы Пилата. Обычный в те времена анахронизм состоял бы в том, что они не экипированы на древнеримский манер, а облачены в доспехи 500-летней давности и, допустим, с арбалетами.
      
       []
      
      Кто же это в таком случае?
      Разрешите цитату. Не один этот неизвестный впадает в ересь, толкуя по-своему - как бы он ни толковал. Надо ждать еще тысячу лет, пока люди прочитают Евангелие.
      "Пилат отпустил им Варавву, а Иисуса бив предал на распятие.
      Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на него весь полк
      И, раздевши Его, надели на Него багряницу;
      И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову...(Мат. 27, 26-29)".
      Всё это время их прямой начальник маялся, надо полагать, угрызениями совести и умывал руки.
      
      ***
      
      Фирменный Франс Хальс.
      Написано в в одно касание мокрым по мокрому, alla prima. Бескомпромиссная психологичность.
      
       []
      
      Мастер не припечатывает. Женщина наверняка не всегда так непримирима. Почему бы ей в других обстоятельствах не смотреть любящим взором или заразительно не хохотать? Отсюда, как мне кажется, намёк на trompe-l"œil, портрет в портрете.
      Но вот trompe-l"œil, обманка, во всём её великолепии. Это Корнелиус Гейсбрехт, 17 век. Трехмерные инсталляции в духе нынешнего концептуализма - дело нехитрое. Ты вот нарисуй так, чтобы приняли за настоящее и захотелось полистать связки писем, например.
      
       []
      
      Согласно старинной байке, состарившийся Рембрандт, будучи, правда, в подпитии, пытался поднять с пола золотые монеты, нарисованные его учениками. Из чего мы заключаем, что он был хорошим педагогом и научил-таки кое-чему жестоких подростков.
      Первое знакомство с Хуго ван дер Гусом состоялось когда-то во Флоренции. Оно было ошеломляющим. В Уффици находится "Триптих Портинари".
      "Оплакивание".
      Гентский музей правдив с нами. Мы видим помету: omgening van. То есть окружение Гуса, кто-то из близких ему.
      
       []
      
      Обидно. Тем более, что Гус гентцам земляк.
      Сразу узнаваемы Богородица и Магдалина. Иоанн выглядит старше своих лет, и он как будто больше сердится, чем скорбит. Это показалось некоторой натяжкой, хотя и было на кого сердиться,
      Первый слева Никодим. Тот, кто сказал: "Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога" (Ин. 3). Справа - Иосиф Аримафейский. "Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею"(Мф. 27).
      Неумолимая доминация чёрного цвета.
      И только потом, заглянув в сетевой каталог музея, я увидел слезы на глазах любимого ученика и женщин. Мог и в этот раз подойти поближе и увидеть, но вот не подошел. И не увидел.
      Надо идти по ссылке и увеличивать. Скопировать не получается.
      Так что никаких натяжек. Гнев имеет место и выльется в Апокалипсис, но это будет гораздо позднее. А на картине всё органично. Перед нами в первую очередь маска скорби.
      Поинтересовался у смотрящего за залами, как найти Брейгеля. Он не понял. Потребовались обоюдные усилия. В конце концов выяснилось, что я ищу Брюхеля (эта транскрипция ближе к фламандской норме, но всё равно хромает).
      Похоже, товарищ немножко развлекает себя, каждый раз выслушивая те или иные версии от испанцев, французов и прочих разных шведов.
      Направление, впрочем, указал точно и на хорошем английском.
      Брейгель, но не главный. Сын. Тоже, конечно, талантливый. Вот, например, сатира на деревенского стряпчего. Крестьяне, юридической неграмотностью и просто неграмотностью которых эта разновидность мироеда пользуется, несут ему продукты своего труда.
      
       []
      
      Сварить и съесть все это невозможно. Неужели отправляет прислугу на базар - продавать? Но не выбрасывает же.
      Обрадовался было "Деревенской свадьбе". Танцоры переданы с папиной точностью. Пожилой мужчина в сторонке дрожащими ногами помимо воли тоже воспроизводит лихие па. Где-то флирт на разных этапах. Вокруг упитанной невесты - любознательные гости или родственники. Разглядывают подарки молодоженам.
      Музыкантов не видно. Но можно петь и танцевать в такт, что, похоже, и делают участники данного действа.
      
       []
      
      И надо же, честный музей сообщает нам, что это скорее всего копия с утраченной работы родителя.
      Еще и неизвестный автор имеется. Специалисты располагают лишь инициалами - DR.
      Подражание Брейгелю Старшему и отчасти Босху.
      Не сразу находим Иисуса, падающего под крестом, "хорошего" и "плохого" разбойников в телеге, присевшую передохнуть Марию вместе с Магдалиной и облаченным в белое Иоанном.
      
       []
      
      Кто-то с кем-то выясняет отношения. Одна тётушка (справа) и вовсе зевает во всю мочь.
      Всеобщее безразличие, рутина.
      Хотя вот в отдалении не так мало народа собралось. Старались заранее оказаться поближе и образовали плотный круг - подобие тернового венца.
      Композиция напоминает сердце.
      Брейгелевский ракурс.
      Впечатление чересчур старательной прорисованности в то же время. Или я говорю это, потому что вместо великой подписи вижу таинственную монограмму? А стояла бы подпись Брейгеля, небось не посмел бы сказать такое.
      Художник имеет право на свою версию. Не худо всё же заглядывать в первоисточник иногда.
      Цитировать так цитировать.
      "И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем"(Лк.23, 26-31).
      
      ***
      
      "Благовещение" Рубенса. Не сразу вспомнил, где видел этот холст. Нужели и это копия? Что-то многовато копий.
        
       []
      
      А вот и не копия. Картину одолжил дом-музей Рубенса в Антверпене. Там идёт ремонт - уже третий год, кажется.
      Какая-то преувеличенная версия архангела Гавриила. Тяжеловат он для столь высокой и деликатной миссии.
      Котик хорош.
      Очень субъективно. Максимальное воплощение барокко в то же время, никто не спорит.
      Временно в Генте и другая большая картина из Антверпена - "Крестьяне, идущие на рынок".
      У нее два автора. Иоганн Бокхорст, уроженец Мюнстера, но ставший своим человеком в Антверпене, ученик Иорданса и ван Дейка. Помогал Рубенсу и дружил с ним. Второй - Франс Снейдерс, не знавший равных себе в изображении охотничьих трофеев и разжигающих аппетит натюрмортов.
      Несколько засидевшаяся в девках дочь с угодившим в силок лебедем. Гордая птица почему-то не вырывается из рук. Будет продана и съедена. В те времена предрассудков не было, поедали лебедей за милую душу.
      
       []
      
      Аллюзия на Леду очевидна.
      Младшенький с цаплей предвкушает карусель и хочет еще раз услышать от папы, что она ему обещана.
      Могучая хозяйка уверенно прокладывает путь. Непростая задача - пройти еще часок-другой, ничего не уронив.
      Безлошадный отец семейства почти лишен индивидуальности. Перед нами олицетворение тяжкого труда. Надобно кормить жену и деток.
      "Юпитер и Антиопа".
      Хорошо быть богом. То быком прикинешься, то лебедем. Хозяин Олимпа оборотился сатиром и соблазнил прекрасную Антиопу. Нам меньше по душе другой вариант мифа - что он снасильничал над ней. В любом случае не ясно, зачем принимать столь противный облик. Но это, считают в музее, давало возможность ван Дейку изобразить порок с правильных моральных позиций и при этом воспроизвести на холсте обнаженную натуру, тогдашний идеал красоты.
      
       []
      
      Блеснув мастерством, конечно же.
      Далеко не столь именитый Бенджамин Саллинс. Только и знаем о нем, что родился в 1520 году.
      "Аллегория доброй воли".
      Средствами придать изображению глубину и наполнить её воздухом живописец, может, и не владел вполне. Но драматургию, заданную "Посланием к римлянам" апостола Павла, передал старательно, с уважением к первоисточнику: "Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его; ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья"(12, 20).
       
       []
      
      Отцы церкви трактуют горящие уголья как угрызения совести, иначе это наставление теряет смысл. Не вдаваясь в теологический спор, осмелимся заключить, что Павел несколько недооценивал реальность; подразумеваются особи, у которых в этом смысле никогда ничего не загорится, ибо они прекрасно ладят со своей совестью в любых обстоятельствах.
      Для комплекта вот еще картина мариниста одного.
      Андриес ван Эртвельт (1623). Запечатлен эпизод битвы при Лепанто.
      
       []
      
      Я довольно много читал об этой замечательной битве, но что-то не припомню, чтобы турецкие галеоны переворачивались на рифах, в то время как провидение относило корабли Лиги в сторону от смертельной опасности.
      Но неважно. Главный посыл понятен. Так будет со всяким, кто покусится.
      По-моему, хорошо написано. Прямо Айвазовский. Как говорят любители, картина "брызгается".
      18 и почти весь 19 века как-то не запали. Показалось местными вариациями на темы, разработанные ранее в других местах. Свои барбизонцы и передвижники.
      Последние вряд ли повлияли напрямую. Просто модно стало интересоваться жизнью так называемых простых людей.
      Но и это - мнение любителя. Буду даже рад, если не совпадет с чьим-то более просвещенным, и меня предметно урезонят.
      Да и просто устал, наверное. Даже небольшой музей не предназначен для одноразового набега.
      
      ***
      
      Едва увидев, ощутил смутный интерес к "Обнаженной со стулом" Виктора Сервранкса (Servranckx).
      Это ранняя работа. Вообще-то он гуру абстракционизма.
      
       []
      
      Теоретизировал по поводу новых путей. В соавторстве с Рене Магриттом опубликовал в 1922 году нечто вроде манифеста: "Чистое искусство: в защиту эстетики".
      Магритт в музее тоже есть, но уехал куда-то на выставку, и мы с ним разминулись. Так что гугл. Вот вам милая вариация на тему "Балкона" Мане. Привожу исходный балкон вместе с одноименным римейком. С одной стороны, хулиганство. С другой - доходчиво и убедительно.
      
       []
      
       []
      
      Швед Андерс Цорн (1860 - 1920). Классик. Портреты королей, президентов, красивых женщин и очаровательных детишек.
      
       []
      
      Глядя на небольшой холст, я вдруг отчетливо вспомнил, как меня вот так впервые заводили, и, кажется, непроизвольно поджал ногу.
      Ещё один столп абстракции - Джозеф Питерс.
      Красочные орнаменты. Скользил взглядом. Как вдруг - нате вам. "Фантазия IV". Похоже, живописец расслабился. Суровая действитeльность пролезла-таки. Левая половинка акварели влепляет смачную оплеуху правой, ну явно же.
      
       []
      
      "Юная вязальщица" Ле Бруна (George Le Brun). Не такое это простое дело - вязать. Несоразмерная шляпа для солидности.
      
       []
      
      Скрипучая дверь старого дома. Поэзия незамысловатого деревенского интерьера.
      Очень теплая картина.
      Хорошенькая девичья головка из терракоты. Как вы думаете, кто автор?
      
       []
      
      Роден!
      Oн поначалу прославился невиданным реализмом.
      Завистники злословили. Будто бы сажал своих ню в ёмкость с раствором и затем делал слепок.
      Повод лишний раз задуматься о новаторском развороте к новой экспрессии. Каковое новаторство мы силимся постичь, но бесконечные виденные нами более поздние вариации и подражания застят.
      Открытием стал Фриц ван дер Берге.
      Родился и в 1939 году умер в Генте. Очевидно, поэтому в местном музее довольно много его работ. Благодаря чему не проскочишь ненароком, а остановишься и залюбуешься.
      Многозначительно. Безусловно своя творческая манера.
      И хорошая возможность завершить нашу пробежку на позитиве.
      
       []
      
       []
      
       []
      
       []
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 20/03/2024. 24k. Статистика.
  • Статья: Бельгия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка