Аннотация: Посты в июле и подправленный рассказик более чем десятилетней давности
Гершвин в Одессе
4 июля 1976 года. На 200-летие независимости США Бостонский симфонический оркестр исполняет в Одессе композицию на темы "Порги и Бесс" и других вещей Гершвина.
То, что для концертов использовался главный зал бывшей Биржи с акустикой "наоборот" - чтобы кто-то третий не услышал, о чем договариваются двое - давно тогда было старым одесским анекдотом. У меня по поводу акустики претензий не было. И потому что медведь на ухо. И что-то к тому времени подправили там, кажется.
Но - оркестр из Америки.
В СССР.
Гершвин.
Невероятно.
Незабываемо.
Несмотря на медведя, каждый аккорд врывался в тебя и оставался там.
Дорогие белковые американские друзья и проживающие там многоуважаемые сетевые! Дорогое прогрессивное человечество!
С праздником вас! Все образуется.
God bless the USA.
В круге первом
Навряд ли я первый, кто в связи с арестом вспоминает "В круге первом" Солженицына. Просто не попадалось в ленте.
Напомню, кто позабыл. Москва, конец сороковых. Сотрудник МИДа звонит в американское посольство и сообщает им некую государственную тайну. Передача этих сведений главному тогдашнему оппоненту советской системы, несомненно, её, систему, ослабит. Непростая дилемма, но симпатии автора на стороне сотрудника.
Ближе к концу века система была демонтирована. Коммунистический колосс рухнул, сказали народу. Возник капитализм. Или разновидность феодализма? Оставим это, уведет в сторону. Факт, что демонтаж состоялся.
Вернувшийся на родину Солженицын стал едва ли не главным гуру. Роман широко издан. Никто его не запрещает и сегодня.
А почему, собственно, не запрещают? Ведь мало-помалу выяснилось, что советская система была не такая уж и плохая, несмотря на отдельные недочеты. И ее внешняя политика была в целом правильная. Надо бы роман запретить и автора заклеймить за романтизацию измены отечеству.
Этому кусанию себя за хвост сто лет в обед. Большевики тоже завалили систему, которую считали негодной, прогнившей. Россия вела имперские войны, была жандармом Европы. Но почитаешь того же Тарле - там будет скороговоркой о реакционном характере этих войн, но подробно, со вкусом - о героизме и полководческом гении. О поражениях - с неподдельной горечью. А надо бы торжествовать. Потому что "революционный класс в реакционной войне не может не желать поражения своему правительству. Это - аксиома. И оспаривают ее только сознательные сторонники или беспомощные прислужники социал-шовинистов" Кто сказал? Ленин сказал.
Вот с гитлеризмом все понятно. Горстка заговорщиков в 1944 году. Они и были настоящие патриоты. Это была государственная измена, но вот именно государственная. Отечество с государством они не путали, и отечеству своему они не изменили. Наоборот, действовали в его интересах.
Так, может, и журналист, того? Считает преступный режим безусловным злом и идейно наносит ему удар, ослабляя его военную мощь? Кто-то так ставит вопрос? Интересует сама по себе постановка вопроса - гораздо больше, чем сливал арестованный на самом деле какую-то секретную информацию или не сливал.
Галина Букалова - гид, каких мало
Когда-то я кормил своих подопечных в Италии баснями в автобусе, но экскурсоводы были местные. Однажды наша гид в Риме приболела и прислала вместо себя мужа.
Ну, муж так муж. Не то чтобы обрадовало, а что делать.
Приходит за нами в отель очень рослый и очень красивый мужчина. Спрашивает: ваши люди немного в курсе? Очень резонный вопрос, кстати. Я отвечаю, так, мол, и так, кое-что я им уже заранее поведал о Риме и откуда взялся Ватикан. От вашей супруги поднабрался.
Это был комплимент, но и правда тоже. Таки поднабрался.
А он мне мягко так:
- Я помню их, я их калькировал...
Я аж покраснел тогда от удовольствия, что могу продолжить, по Вознесенскому. Любил и люблю это стихотворение:
- Для бань, для стадиона в Кировске...
Ну, и за мужем тоже калькировал, а как же. Наматывал на ус все услышанное. Это был Алексей Букалов, очень хорошо известный в Италии, Ватикане и везде человек. Как жаль, что его больше нет с нами.
А супруга его была и оставалась там нашим основным гидом. Потом для таких, как я, появилась лазейка, позволявшая проводить экскурсии в Италии, хотя и не везде в интерьерах, но эти подробности вряд ли сейчас интересны. Главное, уроки Гали мне ох как пригодились. Я давно в туризме, видел много гидов хороших и разных. Галя - это абсолютное нечто, экскурсовод от Бога.
Другой или другая предавались бы унынию ввиду всем известных событий, но не такова Галина Букалова. Проводит экскурсии он-лайн с присущим ей блеском. Ужасно радостно за нее. И радостно, что могу хоть так, символически, ответить добром, да и потому еще это приятно, что знаешь: оно обернется добром для ее виртуальных подопечных. Но и для белковых - когда этот ковидный морок, наконец, закончится.
Внимайте мне, друзья, я худого не посоветую.
Все на экскурсии Галины Букаловой!
И никому не болеть.
О фразеологизмах
Одна в высшей степени уважаемая френдесса, реминисцируя по поводу каких-то ушедших в прошлое явлений, артефактов и словечек, вспомнила выражение "кинуть палку". Мол, молодежь его не понимает и, должно быть, сейчас у подрастающего поколения в ходу другие языковые средства.
Воспроизвожу свой комментарий дословно.
Насчет "кинуть палку" важный нюанс, имхо. Этот фразеологизм существовал в содружестве с числительными. Одну, две, три и так далее. При делении на промежуток времени (ночь, сутки) получался показатель мощности. Иначе какая была бы необходимость в этом выражении? Известного табуированного глагола вполне хватало бы. Если неведомое мне новое выражение не подразумевает числового ряда, то оно является просто синонимичным указанному глаголу. И тогда это подтверждает мои худшие опасения: для изнуренной компьютером молодежи многоразовость перестала быть доблестью. Надеюсь, кто-то разуверит меня.
Получил лайк, но обмен навязать не удалось.
Немного погуглил и в развитие могу пока добавить, что да, новые синонимы указанного глагола появились, но точной замены приведенному френдессой фразеологизму нет. Это все одноразовые действия. Похоже, мои опасения опрадываются. В редких случаях, когда все-таки мужская многоразовость становится темой, очевидно, прибегают к описанию, а не используют готовый фразеологизм, как раньше.
Продолжаю надеяться, что я не прав, но надежда все слабеет и слабеет.
Всем не болеть.
Любите ли вы кино, как люблю его я?
Тогда прогуляемся по набережной Круазетт в Каннах. Дворец кинофестивалей, Старый Порт. Движемся в западном направлении каких-нибудь пять минут, и мы на площади Bertrand Cornut-Gentille. Наискосок в сени платанов - городская ратуша.
Это стена здания, где расположилась диспетчерская скромной автобусной станции.
А? Каково?
Там где-то прикреплен был списочек года четыре назад, но я его себе не переписал. Мы, гиды, дилетанты широкого профиля. Нам что надо? Ведешь группу мимо, чтобы дальше карабкаться на горку Сюке. Остановка для передышки: "Кого узнали?" Люди порой обнаруживают немалую осведомленность, элемент состязательности, я тоже с десяток имен могу перечислить, большего от меня не требуется. Пауза заполнена. Все, карабкаемся на горку.
А сейчас жалею. Классно было бы вот именно узнать всех.
Планы мои на сезон сверстаны. Канны в них не фигурируют, когда я доберусь туда, бог весть. Да и будет ли там еще этот списочек? Он и пять лет, назад, помнится, еле держался, пожух весь под стеклышком. А любопытно же.
Для начала - сколько всего персонажей? У меня после нескольких внимательных пересчетов получилось 34.
Просто интересно. Я и правда далеко не всех узнаю. А вы?
***
Все, разобрались, не прошло и 2 года.
Оглашаю полный список.
Слева направо и сверху вниз:
Тарзан и Джейн (Вайсмюллер и О'Салливан)
Мерлин Монро и Ив Монтан ('Давай займемся любовью', 1960)
Феллини
Кейт Уинсли и Леонардо ди Каприо('Титаник', 1997)
Cид Шарис и Фред Эстер('Музыкальный вагон', 1953)
Мишель Морган и Жан Габен('Набережная туманов', 1938)
Микки Маус с супругой Минни
Чаплин и Малыш(Джекки Куган, 1921)
Братья Люмьер
Трюффо и Лео('Четыреста ударов', 1959)
Гарольд Ллойд ('Наконец в безопасности'; этот топорно-бессмысленный перевод Safety Last уже закрепился в русскоязычной фильмографии, ладно. 1953)
Клаудиа Кардинале и Ален Делон ('Леопард', 1962)
Бурвиль и Луи де Фюнес ('Большая прогулка', 1966)
Роботы R2D2 и С3P0 из 'Звездных войн'(1977 - 2005)
Кролик Роджер и Джессика
Богарт и Бэколл ('Иметь и не иметь', 1944)
Пол Ньюмен и Роберт Редфорд('Афера',1973)
Итого, 32 персонажа.
Шимпанзе Тарзана звали Чита. Чайки из фильма 'Чайка Джонатан Ливингстон'(1973) - по желанию; не думаю, что это имелось в виду.
Имена рядовых тружеников (крановщик и ассистент-звукотехник), увы, останутся неизвестными. Кстати, кто автор этой замечательной фрески, мне тоже так и не удалось установить.
А вот бы и у нас нечто подобное где-нибудь на стенке разместить, да хоть и в Златоглавой: Утесов и Орлова, Костик и Хоботов, да мало ли. Это ж сколько народу можно было бы ежедневно в хорошее настроение приводить! Только свободных стенок, наверное, не осталось уже. *
________________________________
*Завершающий пассаж в силу разных грустных причин безнадежно устарел, но пусть остается в тексте как примета времени. Хотя всего 12 лет прошло. В Каннах вот это настенное чудо сохранилось хотя бы? Кто в курсе, успокойте меня, пожалуйста, напишите, что сохранилось.