Бужор Юрий: другие произведения.

Хороший музей в Мальмё

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 11, последний от 07/02/2022.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 07/02/2022. 14k. Статистика.
  • Очерк: Швеция
  • Иллюстрации: 20 штук.

  •   Папа и мама инженеры. И даже ведущие инженеры. А отпрыск безрукий.
      В семье не без урода.
      Но всегда питал уважение к людям, созидающим материальный мир - в противоположность тем, кто cотрясает его разного рода бла-бла-бла. Неизменно испытывал нормальное мальчиковое желание крутить ручки и исследовать различные механизмы, как правило, без всякой надежды собрать их обратно.
      Посему отправился в Технический музей Мальмё с заранее предвкушаемым интересом.
      Тем более, что шведам в научно-технической области просто нет равных.
      Это наверняка попыталась бы оспорить одна моя знакомая гидесса в Лондоне. Половина экскурсии у нее состояла из перечисления британских приоритетов. Я ей вместо "добрый день" говорил "Англия родина слонов". Она не обижалась.
      А немцы? Могучая пружина, веками сдавливаемая сильными соседями, распрямилась со страшной силой. Рентген, Герц, Кирхгоф и еще великое множество ученых и инженеров.
      Я по ошибке написал было Вестингауз. Нет, американец, конечно. Американская техническая мысль представлена множеством имен, они у всех на слуху.
      Попутно развеем миф о технической неполноценности французов и итальянцев. Они отвлекались на другое, но, если и отстают, то не намного. Одни Ампер с Маркони чего стоят.
      Отчего же шведам первое место?
      Всё дело в том, что шведов все-таки раз в пять меньше, чем, соответственно, вышеперечисленных. Выходит, по плотности изобретательства и рационализаторства на душу населения они впереди планеты всей.
      Тут кто-то вспомнит швейцарцев.
      Знаете, да. Дети гор много чего придумали, от порошкового молока до застёжек-липучек. И их даже меньше, чем шведов. Но, во-первых, много понаехавших. А в Швеции практически все свои. Во-вторых, я составлял и сопоставлял списки специально. Вот верьте - или проверяйте. Швейцарцы по этому показателю на почетном втором месте, шведы чемпионы.
      Передо мной многостраничный перечень по Швеции.
      Ну, например.
      Шведы изобрели иголку для примуса.
      Это, должно быть, чья-то шутка была, а потом ее с серьёзным видом от источника к источнику тиражировали. Да, они эту иголку изобрели. Но они и собственно примус изобрели. И шведскую стенку. И шведскую спичку. И шведский ключ. И шведские петли. Динамит. Ацетиленовые горелки. Лопатки для турбин. Молочный сепаратор. Корабельный винт. Штангенциркуль. Шарикоподшипник. Вакуумный пакет для молока. Высоковольтную передачу. Экранирование с использованием ферроэлектрических жидкостных кристаллов.
      Шведы придумали электрофорез, зубные имплантанты, гамма-нож для операций на головном мозге, ремень безопасности, безопасную бритву, бытовой пылесос и дуговую сварку.
      Я обрываю себе и не затрагиваю открытий, сделанных в области фундаментальных наук. Не тревожу великие тени Линнея, Берцеллиуса и Ангстрема.
      И пусть даже провинциальный музей - хотя не такой уж провинциальный, всё-таки третий город Швеции. Как же замечательно всё это можно преподнести.
      С улицы обозрел трамвайчик из раньшего времени. А покататься? Еще вчера было можно, сегодня вышел запрет. Еще повезло, что вообще увидел. Завтра его отгонят в депо. Это мне сказали люди в желтых жилетах и с красными лицами, находившиеся внутри антикварного транспортного средства. Выпивают. На здоровье.
      
       []
      
      Перед входом встретила скандинавская Афродита - упитанная бронзовая девушка, вся в пене.
      
       []
      
      Я уже знал, что просто так с улицы не пустят. Всё заранее. Ковид, чтоб ему.
      Дерут, однако. 150 крон, 15 с чем-то евро. И никаких скидок для престарелых.
      
      ***
      
      Буду бродить, куда глаза глядят, и обойду всё, благо музей не такой уж и большой, решил я.
      И тут же оказался в необъятном мире ретроавтомобилей и самолетов.
      
       []
      
      Огорожено веревочкой. Стой и любуйся сверху. А самолетами cбоку.
      Что нам веревочка, можно проползти и под веревочкой. Но там внизу сидят вежливые молодые люди, и смотрят на экраны. На каждый зал - минимум один экран, а на этот наверняка и не один. И вот они увидят. И с извинениями велят незаконопослушному мне выйти из музея вон. А вернут ли деньги за билет - большой вопрос.
      Так что стою и любуюсь сверху.
      Блаженны пребывающие в сладкой иллюзии, что Швеция справляется с ковидом без локдаунов и ограничений. Попытались, и то с оговорками, потом увидели, что получилось, схватились за голову и давным-давно расстались с "моделью".
      Поэтому пускают в музеи дозированно. Трогать что-либо запрещают. И веревочки.
      Конечно, я кое-где потрогал. Ощутил хлад металла, крутанул ручку. Что я, совсем уже. А под веревочку - нет, не решился.
      Вклад шведов в мировое автомобиле- и самолетостроение неоспорим. Volvo, большегрузы Scania, авиадвигатели Saab и не так давно их же летательные аппараты.
      Volvо отпочковалось от шарикоподшипниковых заводов SKF. Скоро сто лет как сошла с конвейера первая. Не зря так назвали. Volvo на латыни означает "я кручусь". Тут вам и намек на SKF, и на шарики, которые должны хорошо крутиться в голове, без чего не разработать востребованную на мировом рынке модель. Хозяевам с менеджерами надо крутиться не менее энергично: попробуй руководить мега-призводством с филиалами везде.
      Но погодите. Вклад вкладом, а придумали самоходное транспортное средство одни почти сплошные немцы: Бенц, Даймлер, Отто, Майбах. Не то люксембуржец, не то бельгиец Ленуар.
      Шведы не обнаружены.
      С самолетиками такая же примерно история.
      Я сверху разобрал, кроме пары вольв, явно американский Линкольн и одну из первых бээмвэшек. Малюсенькая, я в Касселе в музее такую видел.
      
       []
      
       []
      
      А как же парад местных приориетов?
      Озадаченный, гуляю по музею дальше.
      На первый взгляд Тихо Браге тоже ни при чем, он ведь датчанин.
      А вот и при чем. Знаменитый астроном да, безусловно, датчанин. Но родился он в Скании, на юге нынешней Швеции, за сто с чем-то лет до того, как шведы заберут эту самую Сканию себе. Нынешняя Швеция на этом основании считает его своим. Он как бы швед, квази-швед.
      
       []
      
       []
      
      Ну, допустим. Очень благородно, хотя и отдает имперством.
      Вот кто велик. Совершенно одержимый был. Правда, по обыкновению великих и одержимых, отличался несносным характером. На дуэли лишился носа. Хорошо еше, что так. Пришлось носить протез.
      Жил невенчанный с простолюдинкой, и та родила ему десятерых. Вложил кучу денег, в том числе все свое личное состояние в обсерваторию, даже, можно сказать, небольшой академгородок на острове Вэн близ Копенгагена. Но тут на трон воссел новый король, считавший гороскопы ерундой и шарлатанством. Наш Тихо вздумал еще и пререкаться с монархом.
      Пришлось искать пристанища в Праге.
      Коперника чтил, но, чтобы церковники не приставали, придумал некую хитрую систему - вроде бы геоцентрическую, с отрицанием суточного вращения Земли, но это не препятсвовало правильным вычислениям. Я попытался разобраться, как ему это удалось, но у меня не получилось, тут математическая шишка нужна.
      Воспитал преемника себе под стать - Кеплера, тоже великого.
      В Праге император очень даже верил гороскопам, и все было хорошо. Но надо же было такому случиться - великий звездочет и алхимик скоропостижно скончался.
      Может, и отравили. Разное говорят.
      Байка, что будто бы постеснялся при императоре попроситься в туалет и в результате лопнул мочевой пузырь, не проходит медицинскую экспертизу. Хотя и вошла в поговорку. Попивая пивко, один чех объясняет другому, почему вынужден ненадолго отлучиться: "Nechci zemřel jako Tycho Brahe (Я не хочу умереть, как Тихо Браге)".
      Очень мне понравилcя этот раздел.
      Но, увидев в следующем помещении небольшую экспозицию на животрепещущую тему, я все понял окончательно.
      "Животрепещущая тема" - подсказка, и вы почти угадали.
      Борьба с оспой.
      
      ***
      
      Кто же спорит, что научил всех прививаться от оспы никакой не швед, а англичанин Эдвард Дженнер. Музей упоминает о первопроходце, но главное внимание уделено тому, как это внедрялось в Мальмё и окрестностях. Никто поначалу вакцинироваться не хотел. Чтобы дело сдвинулось, понадобился энтузиаст - доктор Эберхард Мунк. Для начала ему пришлось выцыганить в Копенгагене пару тысяч доз. Затем заняться просветительством - убеждать, уговаривать, втемяшивать.
      Научили делать укол учителей, акушерок, даже церковнослужителей. Кто прививал больше других, награждался специальной королевской медалью.
      Только к концу XIX века стало ясно, что одной прививки мало, надо две.
      В 1980 году человечеству торжественно объявили, что оно избавлено от оспы. Я и люди в возрасте, приближающемся к моему, помнят, сколько кругом было лиц, отмеченных этой заразой. Честь и слава великому Дженнеру. Но лавры заслужил и скромный земский врач Мунк.
      Две головы. Муж и жена оживленно беседуют. Голову знатной дамы по моде XVIII века украшает многосложная прическа. Наряду с цветочками мы видим гигантский портовый кран, уже известный нам небоскреб Калатравы и, кажется, скелет кашалота.
      
       []
      
      Это Франс Суэль с супругой.
      Простой работник прилавка страшно разбогател на торговле табаком. Как раз тогда Северная Америка освободилась от британского ига и посредники в Англии стали не нужны. Повезло, да только везет многим и не так уж редко; мало кто умеет распорядиться своим везением.
      Он сумел. Удачно вложил деньги в производство текстиля и стали. Еще и сахарозаводчик, культивировал свеклу. Главная же его заслуга - обустройство акватории и крупного порта - залога благосостояния города. Сегодня порт, правда, не особенно крупный, он уступил соседнему Хельсинборгу, но это ничего, благосоcтояние осталось.
      Вот он у меня на фото, любуется плодами своих трудов.
      
       []
      
      Инсталляцию с двумя головами и прической я понимаю так, что пробуждала в нем здоровое честолюбие жена; это было основой для всего остального.
      У социальных революций свои герои. У промышленных - свои, причем бесспорные.
      В Мальмё не стали бахвалиться изобретениями и открытиями, сделанными вот именно в Швеции. Бахвалиться нехорошо, некрасиво. Я не видел подобного бахвальства ни в парке Ла-Виллет в Париже, ни в Музее науки в Лондоне, да нигде. Единственное исключение - ВДНХ в Москве. Там некая историческая общность выставляла напоказ достижения социализма. Но это другой коленкор. Да и советский народ сформировался и потом как-то быстро расформировался, так что всё, проехали.
      Другое дело - внедрение. Здесь никому не обидно. Где-то, может, и недостает своих Кулибиных, Патонов и Карданов. Но всё везде так или иначе внедрялось, хоть в Тимбукту. Везде свои истории чьей-то косности и чьей-то дерзкой предприимчивости. Не то чтобы это было проводной темой, но в музее отображено. Он ведь в Мальмё все-таки. А научно-технические достижения - общечеловеческое достояние.
      Уразумев это, я дальше бродил с легким сердцем, не выискивая, допустим, "хассельблады" или "эриксоны" в куче ретрофотоаппаратов и первых смартфонов.
      Если и напоминают, то изредка, ненавязчиво и когда явно в тему. Например, среди изобретателей велосипеда есть швед. Это ведь был долгий процесс, и многие поучаствовали. Биргер Лунгстрём в 1892 году придумал прорывное усовершентвование - сделать ведущим колесом заднее, там же разместить тормоз. Модель немедленно пошла в серию под названием Svea.
      
       []
      
      Подводная лодка тоже местного производства. Их шведы себе в войну наклепали 9 штук - на всякий случай. Хотя нет, не наклепали как раз. Корпус цельнометаллический.
      
       []
      
      Внутрь не пускают из-за ковида.
      За неполный год работы электромонтажником на судоремонтном заводе я излазал на судах все - от клотика до трубки эхолота. А подводную лодку видел только сбоку. Тоже дизельную. Туда допуск оформляли. Мне тогда почему-то не оформили.
      Так и не побываю внутри подводной лодки, наверное, уже никогда. Досадно.
      Еще одна мысль посетила. Наверное, не так трудно было собирать экспонаты - в стране, которая уже третью сотню лет не воюет, и, значит, ничего не реквизировалось для нужд фронта. Где пионеры и школьники не громили фамильные сараи в поисках металлолома.
      Омнибусы, конки, автомобили на дровяной тяге, смертоносные торпеды, светильники для маяков, локомотивы, свинцовая обувь водолаза и роликовые сапоги.
      
       []
      
       []
      
       []
      
       []
      
       []
      
      Хороший музей.
      
      
  • Комментарии: 11, последний от 07/02/2022.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 07/02/2022. 14k. Статистика.
  • Очерк: Швеция

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка