Бужор Юрий: другие произведения.

Хоть попробовал

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 23/02/2024. 14k. Статистика.
  • Сборник рассказов: Украина
  • Иллюстрации: 21 штук.
  • Скачать FB2

  •   Верона. Галерея Маффеи
      
      Когда-то исследовал Верону довольно подробно, была такая возможность. А теперь, следуя программам, набитым городами, приходится ограничиваться т. н. первым рядом.
      Так, может, не надо набивать их, программы эти самые?
      Эхе-хе. Даже на двух- или трёхдневку с одной Венецией не соберётся группа, что говорить о Вероне. Где это вообще? Ах, да, Ромео и Джульетта.
      Грустное переживание, хорошо знакомое уважаемым коллегам.
      Но вот нашел кое-что новое - для себя хотя бы. Музей изящных искусств открылся в галерее Маффеи в 2020 году.
      Этот фасад обычно разглядываем с туристами, выясняем, какие-такие античные божества над ним выстроились.
      
       []
      
      Нынче за фасадом изысканный микс венецианского палаццо, галереи авангарда и картин, написанных пусть и не самыми великими старыми мастерами - зато в красивых рамах.
      Всегда восторгался мистической урбанистикой де Кирико. Но вот одна нехорошая мысль проползла и сидит. Мысль навеяна попадавшейся последнее время в Ленте продукцией ИИ. Прав ли я, предполагая, что данная сущность, поднаторев на эпигонстве, с относительно более вероятным успехом будет делать под де Кирико, чем, не знаю, под Тициана?
      Причем не копируя тупо. Она, сущность, будет знать, какие архитектурные формы и как именно расположить, чтобы навевать и воздействовать по максимуму. Бассейн с загадочным фонтаном или не менее загадочная металлоконструкция где-то на фоне. Люди-тени.
      
       []
      
      Пустить паровозик. Было? Ну, пустим дирижабль.
      Или вот еще один метафизик - Карло Карра. Берет за душу не столько то, что за стеклом, сколько содержимое цветочного горшка на подоконнике, развернутое к нам с нарушением перспективы. Такая вот щемящая деталь.
      
       []
      
      И вот, значит, упомянутая сущность, никуда не погружая кисточку, подбирает колер - как бы насупившись, чтобы тоже получилось эдак приглушенно, а сдвинуть перспективу в нужном месте и вовсе не проблема. На первых порах понадобится белковый эксперт, дальше дело пойдет.
      В музее усилием воли подавил в себе эти размышления. Иначе хоть и не смотри.
      Прекрасный Магритт. Фирменное неполное соответствие названию: "Вид из окна". Тут вам и неопалимая купина, и метонимическое воплощение дерева в листочке до неба. Качественный сюр.
      
       []
      
      Но если в чёртов ИИ завести...стоп. Решил не омрачать себе культпход в музей - и не стану.
      Отличный Эрнст. Неспроста эти карточные масти.
      
       []
      
      Необычный для Модильяни мужской портрет. Узкие умненькие глазки. Один из тех немногих, сообщает нам табличка, кто разглядел в Амадео гения. Будто бы запирал его в чулане с красками и мольбертом.
      
       []
      
      Ох уж эти таблички. Хотя в данном случае как раз в тему. Или провенанс, всегда любопытно. Что порой досаждает, так это вербализация содержания. То ли это заумные словосплетения, призванные снабдить каляки-маляки смыслом, которого там заведомо нет. То ли разжевывание каких-то совсем уже очевидным вещей.
      К примеру, паровозик в приведенной выше работе де Кирико означает, кто бы мог подумать, извечную подвижность человеческой натуры. Почти то же самое, как если бы кто-то разъяснял, что 14-ая соната - это не про цветение одуванчиков в мае, а про что-то другое.
      "Cиловые линии" Балла с угадываемыми серпом и молотом.
      
       []
      
      Многозначительная пластика Галло с гексагоном и конечностями - как человечьими, так и лошадиными.
      
       []
      
      Двухметровая каменюка Леонарди под названием "Красная история" - ангобированная терракота. За "ангобированной" (engobed) сходил в гугл.
      
       []
      
      Уорхолл - забавный контраст набрыдшего мотива с пышной рамой из раньшего времени.
      
       []
      
      Из старых мастеров запал на холсте Бассетти (начало 17 в.). Несомненно влияние Караваджо. Понравилось, что святая Ирина не традиционная просветленная юница, а крепко сколоченная крестьянка лет сорока. Ей еще тащить к себе и там исцелять израненного Себастьяна, так что все верно.
      
       []
      
      В красивых интерьерах обнаружил выпуклое зеркало. Увековечился. Когда-то нигде, кроме как в Венеции, и плоских-то не было, не то что выпуклых. Берегли секрет как зеницу ока, но где там. Нет ничего тайного.
      
       []
      
      Можно подняться на веранду и побыть в компании античных богов с обзором площади Эрбе и отдаленных живописных пригорков.
      
       []
      
       []
      
       []
      
      Поразил трон. Его возили за дожем, когда он объезжал свои владения на материке, будь то Бергамо, Падуя или та же Верона.
      
       []
      
      Да-да, вы не ослышались. Не искали подходящее кресло по месту прибытия, а вот именно возили тяжеленный предмет мебели с собой.
      Хотя владения - это сильно сказано. Ничем он сверх прежде нажитого не овладевал и властью реальной не обладал. К примеру, не имел права ни с кем вести международные переговоры с глазу на глаз, для этого специальная комиссия избиралась. То есть недоверие к главе государства было прописано у них в конституции. Да и выбирали себе по возможности старенького совсем, в видах естественной ротации.
      И тем не менее. За честь считали. Упорно боролись за место главного. Видимо, важно это было - чтобы трон за тобой возили.
      Неподалеку от музея обнаруживается барельеф. В меру корпулентная дама - не то Венецианская республика, не то Верона в ее составе - мирно посапывает под девизом "Веру и милосердие сохраним вечно".
      
       []
      
      Не знаю насчет веры и милосердия, а суверенитет сохранить не удалось. Проспали, неудачное стечение обстоятельств или просто вредный такой попался молодой человек на исходе 18 века. Был он невысокого роста, очень красив лицом и с далеко идущими планами.
      Наполеоновскими.
      Какая-то связь с передвижным троном тут просматривается, наверное. Однако же мне хватило авангардного символизма в музее.
      И я углубился в другую тему - где бы подкрепиться.
       
      Лев и руны
      
      У кого скандинавские руны вызывают отклик в душе, кому по сердцу вся эта германистика? Cпециально для вас лев в Венеции. Их много там, но этот особенный.
      Громоздится у входа в Арсенал - не столько склад оружия некогда, сколько огромный судостроительный завод.
      
       []
      
      Его и еще троих привез в качестве военного трофея бравый адмирал Морозини, удачно атаковавший турок в Афинах в 1684 г. Накостылял Порте, когда она уже простиралась от Атлантического до Индийского океана, Венеция же к тому времени вполне одряхлела, скукожилась и, казалось, смирилась с этим. Жаль только, что Акрополь обстрелял из пушек, где турки как раз пороховой склад держали.
      Изваял львиное семейство какой-то неизвестный древнегреческий гений лет эдак 2300 назад. Самый крупный экземпляр украшал собой вход в порт Пирей, это почти Афины.
      Руны четко просматриваются на львином предплечье.
      
       []
      
      Расшифровать не удалось. Есть несколько скучных версий, вариации на тему "Здесь был Вася". Может, кто-то овладевал грамотой, просто тренировался, и тогда простор для ученых дешифровальщиков становится вовсе необъятным.
      Это мог сделать варанг - скандинавский наёмник на службе у византийского императора. Но и вооруженного неприятеля не стоит исключать. Викинги шесть раз подбирались к Константинополю, не решаясь идти на штурм. А один даже и щит прибил к воротам Царьграда. Он прибивал, а униженные царьградцы боялись высунуться и помешать ему прибивать.
      Вы в курсе, конечно. Вещий Олег, он же Олаф. Прошедший к цели не Ионическим и Мраморным морями, как его соплеменники, а Черным.
      Или это был Харальд Жестокосердый, снискавший взаимность киевлянки Елизаветы Ярославны, дочери Мудрого? Король Норвегии, основатель Осло, в 1066 году сраженный англосаксонской стрелой в битве под Йорком?
      Алексей Толстой (не тот, который "Золотой ключик", другой) повествует об этом в стихах:
      По древним Афинам, как ворон, молва
      Неслась пред ладьями моими,
      На мраморной лапе пирейского льва
      Мечом я насек свое имя!
      Он там и Мессину разорил в "Сикилии", и еще много чего. На женушке при коронации - трофейный прикид, между прочим.
      В царьградском наряде, в короне златой,
      С ним рядом сидит Ярославна.
      Bыходит, не "Вася был здесь", а Харальд. Правда, как заправский скальд, грамоте уж точно обученный. А и самолично вряд ли стал бы насекать. Поручил кому-то не тому, бывает. В конце концов, неважно, что насекают, главное - насечь.
      Вот как надобно любви добиваться. А мы что? Эх.
      2018
      
      Хоть поробовал
      
      Тащу и тащу из сусеков. На этот раз дуракаваляние 10-летней давности. Малая толика веселящего газа. Ну, хоть попробую.
      Поводом был стишок на тему бренности империй. Комментаторы стали подвязывать к этому кулинарные достижения народов мира.
      
      Мы доедали антрекоты.
      Нас доедали готтентоты.
      А готтентотов схромчал барс.
      
      И, если удалить длинноты
      И не задумываться, кто ты,
      То жизнь довольно легкий фарс.
      
      Далее - попытка чохом оправдать беспардонное рифмоплётство, пагубную зависимость и пережитки прошлого в т. н. сознании.
      
      Заради свежей рифмы
      Мантулим, как Сизиф, мы.
      
      С утра поддав, Хаям бы
      Одобрил наши ямбы.
      
      Давно пятиконечьем
      Отмечены, херея,
      
      Рассолом огуречьим
      Спасемся от хорея.
      
      Вплелись в разговор также гоголь-моголь и настоящий писатель Сергей Рядченко.
      Можете не верить, но я не приурочивал (не приурачивал). Случайно увидел, когда черновик поста был накарябан уже.
      Сегодня 10-летие нашего френдства на фб. 50-летие знакомства в реале и последовавшей дружбы - это само собой. Точную дату никто не вспомнит.
      А на фб - тютелька в тютельку. Один шанс из 3650.
      Голуби как раз не случайны. "Пижоны (т. е. голуби - yb.) с Новоаркадиевской" - шедевр упомянутого СР. В открытом доступе не нашел. Может, увидев метку, возьмет да всем и подарит. А, может, не возьмёт и не подарит. Хозяин барин.
      
      Гоголю - алжирский бей,
      И под "Носом" шишка,
      А Сереже - голубей.
      Голубятня - книжка.
      
      И не спрашивай орла,
      Где стакан. Лехаим!
      Пьют кондоры из горла
      - Мы с Серегой знаем.
      
      Далее обычное старческое нытьё.
      
      Повзрослели наши дамы,
      Но соврать нам не дадут.
      Не сдавались никогда мы,
      Храбро брали свой редут.
      
      Мы ставили рекорды - что Стаханов
      И обходились вовсе без стаканов.
      
      Покачиваясь, пьяны, как матросы,
      Сдавали стеклотару мы и госы.
      
      Кому-то был кураж наш и завиден.
      Но в прошлом всё. Кондор почти не виден.
      
      И, уже потеряв всякий стыд, фрагментами:
      
      Зачем вам этих пожилых бандур?
      Всегда свежа маркиза Помпадур.
      
      На возражение, что, мол
      
      Не молода старуха Изергиль,
      Но ей присущи нежность, страсть и стиль -
      
      Последовало:
      
      Не будем путать лобик и лобок.
      Читал я этот Горького лубок.
      Забудемся в Версале на скамье
      С красивой и смышленой Рекамье.
      
       []
      
      На Рекамье и выдохся.
      Не больно я вас развеселил. Но хоть попробовал.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 23/02/2024. 14k. Статистика.
  • Сборник рассказов: Украина

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка