Когда-то исследовал Верону довольно подробно, была такая возможность. А теперь, следуя программам, набитым городами, приходится ограничиваться т. н. первым рядом.
Так, может, не надо набивать их, программы эти самые?
Эхе-хе. Даже на двух- или трёхдневку с одной Венецией не соберётся группа, что говорить о Вероне. Где это вообще? Ах, да, Ромео и Джульетта.
Грустное переживание, хорошо знакомое уважаемым коллегам.
Но вот нашел кое-что новое - для себя хотя бы. Музей изящных искусств открылся в галерее Маффеи в 2020 году.
Этот фасад обычно разглядываем с туристами, выясняем, какие-такие античные божества над ним выстроились.
Нынче за фасадом изысканный микс венецианского палаццо, галереи авангарда и картин, написанных пусть и не самыми великими старыми мастерами - зато в красивых рамах.
Всегда восторгался мистической урбанистикой де Кирико. Но вот одна нехорошая мысль проползла и сидит. Мысль навеяна попадавшейся последнее время в Ленте продукцией ИИ. Прав ли я, предполагая, что данная сущность, поднаторев на эпигонстве, с относительно более вероятным успехом будет делать под де Кирико, чем, не знаю, под Тициана?
Причем не копируя тупо. Она, сущность, будет знать, какие архитектурные формы и как именно расположить, чтобы навевать и воздействовать по максимуму. Бассейн с загадочным фонтаном или не менее загадочная металлоконструкция где-то на фоне. Люди-тени.
Пустить паровозик. Было? Ну, пустим дирижабль.
Или вот еще один метафизик - Карло Карра. Берет за душу не столько то, что за стеклом, сколько содержимое цветочного горшка на подоконнике, развернутое к нам с нарушением перспективы. Такая вот щемящая деталь.
И вот, значит, упомянутая сущность, никуда не погружая кисточку, подбирает колер - как бы насупившись, чтобы тоже получилось эдак приглушенно, а сдвинуть перспективу в нужном месте и вовсе не проблема. На первых порах понадобится белковый эксперт, дальше дело пойдет.
В музее усилием воли подавил в себе эти размышления. Иначе хоть и не смотри.
Прекрасный Магритт. Фирменное неполное соответствие названию: "Вид из окна". Тут вам и неопалимая купина, и метонимическое воплощение дерева в листочке до неба. Качественный сюр.
Но если в чёртов ИИ завести...стоп. Решил не омрачать себе культпход в музей - и не стану.
Отличный Эрнст. Неспроста эти карточные масти.
Необычный для Модильяни мужской портрет. Узкие умненькие глазки. Один из тех немногих, сообщает нам табличка, кто разглядел в Амадео гения. Будто бы запирал его в чулане с красками и мольбертом.
Ох уж эти таблички. Хотя в данном случае как раз в тему. Или провенанс, всегда любопытно. Что порой досаждает, так это вербализация содержания. То ли это заумные словосплетения, призванные снабдить каляки-маляки смыслом, которого там заведомо нет. То ли разжевывание каких-то совсем уже очевидным вещей.
К примеру, паровозик в приведенной выше работе де Кирико означает, кто бы мог подумать, извечную подвижность человеческой натуры. Почти то же самое, как если бы кто-то разъяснял, что 14-ая соната - это не про цветение одуванчиков в мае, а про что-то другое.
"Cиловые линии" Балла с угадываемыми серпом и молотом.
Многозначительная пластика Галло с гексагоном и конечностями - как человечьими, так и лошадиными.
Двухметровая каменюка Леонарди под названием "Красная история" - ангобированная терракота. За "ангобированной" (engobed) сходил в гугл.
Уорхолл - забавный контраст набрыдшего мотива с пышной рамой из раньшего времени.
Из старых мастеров запал на холсте Бассетти (начало 17 в.). Несомненно влияние Караваджо. Понравилось, что святая Ирина не традиционная просветленная юница, а крепко сколоченная крестьянка лет сорока. Ей еще тащить к себе и там исцелять израненного Себастьяна, так что все верно.
В красивых интерьерах обнаружил выпуклое зеркало. Увековечился. Когда-то нигде, кроме как в Венеции, и плоских-то не было, не то что выпуклых. Берегли секрет как зеницу ока, но где там. Нет ничего тайного.
Можно подняться на веранду и побыть в компании античных богов с обзором площади Эрбе и отдаленных живописных пригорков.
Поразил трон. Его возили за дожем, когда он объезжал свои владения на материке, будь то Бергамо, Падуя или та же Верона.
Да-да, вы не ослышались. Не искали подходящее кресло по месту прибытия, а вот именно возили тяжеленный предмет мебели с собой.
Хотя владения - это сильно сказано. Ничем он сверх прежде нажитого не овладевал и властью реальной не обладал. К примеру, не имел права ни с кем вести международные переговоры с глазу на глаз, для этого специальная комиссия избиралась. То есть недоверие к главе государства было прописано у них в конституции. Да и выбирали себе по возможности старенького совсем, в видах естественной ротации.
И тем не менее. За честь считали. Упорно боролись за место главного. Видимо, важно это было - чтобы трон за тобой возили.
Неподалеку от музея обнаруживается барельеф. В меру корпулентная дама - не то Венецианская республика, не то Верона в ее составе - мирно посапывает под девизом "Веру и милосердие сохраним вечно".
Не знаю насчет веры и милосердия, а суверенитет сохранить не удалось. Проспали, неудачное стечение обстоятельств или просто вредный такой попался молодой человек на исходе 18 века. Был он невысокого роста, очень красив лицом и с далеко идущими планами.
Наполеоновскими.
Какая-то связь с передвижным троном тут просматривается, наверное. Однако же мне хватило авангардного символизма в музее.
И я углубился в другую тему - где бы подкрепиться.
Лев и руны
У кого скандинавские руны вызывают отклик в душе, кому по сердцу вся эта германистика? Cпециально для вас лев в Венеции. Их много там, но этот особенный.
Громоздится у входа в Арсенал - не столько склад оружия некогда, сколько огромный судостроительный завод.
Его и еще троих привез в качестве военного трофея бравый адмирал Морозини, удачно атаковавший турок в Афинах в 1684 г. Накостылял Порте, когда она уже простиралась от Атлантического до Индийского океана, Венеция же к тому времени вполне одряхлела, скукожилась и, казалось, смирилась с этим. Жаль только, что Акрополь обстрелял из пушек, где турки как раз пороховой склад держали.
Изваял львиное семейство какой-то неизвестный древнегреческий гений лет эдак 2300 назад. Самый крупный экземпляр украшал собой вход в порт Пирей, это почти Афины.
Руны четко просматриваются на львином предплечье.
Расшифровать не удалось. Есть несколько скучных версий, вариации на тему "Здесь был Вася". Может, кто-то овладевал грамотой, просто тренировался, и тогда простор для ученых дешифровальщиков становится вовсе необъятным.
Это мог сделать варанг - скандинавский наёмник на службе у византийского императора. Но и вооруженного неприятеля не стоит исключать. Викинги шесть раз подбирались к Константинополю, не решаясь идти на штурм. А один даже и щит прибил к воротам Царьграда. Он прибивал, а униженные царьградцы боялись высунуться и помешать ему прибивать.
Вы в курсе, конечно. Вещий Олег, он же Олаф. Прошедший к цели не Ионическим и Мраморным морями, как его соплеменники, а Черным.
Или это был Харальд Жестокосердый, снискавший взаимность киевлянки Елизаветы Ярославны, дочери Мудрого? Король Норвегии, основатель Осло, в 1066 году сраженный англосаксонской стрелой в битве под Йорком?
Алексей Толстой (не тот, который "Золотой ключик", другой) повествует об этом в стихах:
По древним Афинам, как ворон, молва
Неслась пред ладьями моими,
На мраморной лапе пирейского льва
Мечом я насек свое имя!
Он там и Мессину разорил в "Сикилии", и еще много чего. На женушке при коронации - трофейный прикид, между прочим.
В царьградском наряде, в короне златой,
С ним рядом сидит Ярославна.
Bыходит, не "Вася был здесь", а Харальд. Правда, как заправский скальд, грамоте уж точно обученный. А и самолично вряд ли стал бы насекать. Поручил кому-то не тому, бывает. В конце концов, неважно, что насекают, главное - насечь.
Вот как надобно любви добиваться. А мы что? Эх.
2018
Хоть поробовал
Тащу и тащу из сусеков. На этот раз дуракаваляние 10-летней давности. Малая толика веселящего газа. Ну, хоть попробую.
Поводом был стишок на тему бренности империй. Комментаторы стали подвязывать к этому кулинарные достижения народов мира.
Мы доедали антрекоты.
Нас доедали готтентоты.
А готтентотов схромчал барс.
И, если удалить длинноты
И не задумываться, кто ты,
То жизнь довольно легкий фарс.
Далее - попытка чохом оправдать беспардонное рифмоплётство, пагубную зависимость и пережитки прошлого в т. н. сознании.
Заради свежей рифмы
Мантулим, как Сизиф, мы.
С утра поддав, Хаям бы
Одобрил наши ямбы.
Давно пятиконечьем
Отмечены, херея,
Рассолом огуречьим
Спасемся от хорея.
Вплелись в разговор также гоголь-моголь и настоящий писатель Сергей Рядченко.
Можете не верить, но я не приурочивал (не приурачивал). Случайно увидел, когда черновик поста был накарябан уже.
Сегодня 10-летие нашего френдства на фб. 50-летие знакомства в реале и последовавшей дружбы - это само собой. Точную дату никто не вспомнит.
А на фб - тютелька в тютельку. Один шанс из 3650.
Голуби как раз не случайны. "Пижоны (т. е. голуби - yb.) с Новоаркадиевской" - шедевр упомянутого СР. В открытом доступе не нашел. Может, увидев метку, возьмет да всем и подарит. А, может, не возьмёт и не подарит. Хозяин барин.