Признайтесь, сразу скучно стало. Какой-то Кессель сидит на кассе. Гордое английское castle разбавлено двумя вялыми мягкими знаками. Добро бы бург какой. Или бад на худой конец. А то - Кассель.
Приехал я поездом. Вместо ожидаемого в Германии пышного или хотя бы в меру пригожего вокзала - неприкрытый баухаус.
Вот это слово как раз хорошее. Оно гулкое и звучное. Немного хрустит на зубах, как добрый немецкий пряник, и в то же время слышится в нем некий пассионарный гул. Главное - за этим словом удобно прятать суть. А суть эта часто - унылый послевоенный новодел. И вот этот новодел сперва навалился на меня, но я повторял - баухаус, баухаус, и становилось легче.
Отель тоже баухаус. Близлежащие улицы - баухаус.
Хорошо, добрые люди прокатили по городу, и я увидел, что не все так безнадёжно запущено. И баухаус бывает разный, и не все в Касселе сплошной баухаус.
Город пострадал от бомбежек. А какой немецкий город избежал этого?
Вообще-то есть. Пальцев рук должно хватить.
Даже и не столько от бомбежек в данном случае, сколько от одной бомбежки в ночь с 22-го на 23-е октября 1943 года. 10 тысяч погибших. Разрушено 80% зданий. Мощности, занятые производством танков, были выведены из строя на 60%.
Тогда же был утверждён план восстановления. В 1946 году послевоенная прогрессивная общественность отвергла этот план. Наверное, он содержал какие-то нацистские идеи, не знаю. В основу была положена концепция воссоздания старых зданий по чертежам, рисункам и фотографиям.
Задействован был принципиально другой план. Не реконструировать, а разобрать развалины. Строить заново и по-новому. А по-новому тогда - это в первую очередь незамысловатые коробки. Но зато у каждой такой коробки появился свой архитектор и главный строитель. Это же вам не подделки под старину. Это же новое.
В 1800 году Наполеон не зря посадил здесь королем Вестфалии своего брата Жерома. Кассель был один из красивейших городов в тогдашней немецкоязычной Европе.
***
Последнее по времени приобщение к прекрасному случилось аж в сентябре прошлого года (это было серьёзно: Мадрид, Толедо), и я изголодался.
А тут неподалеку - три часа на поезде с одной пересадкой - Кассель. Город небольшой, тысяч двести. Но зато картинная галерея - три зведы в "Мишлене", высшая оценка. А имена, имена!
Туда, значит.
План на следующий день после приезда был такой. Начать с музея. Затем пешком к еще одной фишке Касселя - Геркулесу, обозревая замечательный, судя по описаниям, парк.
Накануне в городском инфоцентре мне объяснили, как добираться городским транспортом. Это все не рядом. Особо предупредили, чтобы я заказал себе время посещения, там с этим строго.
Я безуспешно тыкал в сайт музея минут тридцать. Назавтра был повод беззлобно усмехнуться. В музее мне попадутся человек 6. Там четыре этажа, в среднем по полтора человека на этаж, значит.
Доехал автобусом до указанной пересадки на трамвай. Стою на остановке. Вижу аккуратную старушку примерно моего возраста с длинным букетом. На всякий случай решил уточнить маршрут.
Та вроде бы невзначай окинула мою испортившуюся за последние двадцать лет фигуру и очень мягко предложила некоторую перестановку. В первоначальном варианте от музея надо было бы подниматься к Геркулесу. Это пятьсот с чем-то ступеней. Подъем покатый, но сплошной. Не лучше ли начать с Геркулеса и потом спускаться по этим ступеням все время вниз?
Лучше, наверное.
Объяснила, как доехать до Геркулеса.
Доброе дело сделала вдовушка.
Откуда знаю, что вдовушка? Ну, было что-то неуловимо вдовье в ней. И эти красиво обернутые длинные цветы с утра. Понятно, куда путь держала.
Она мне, может быть, жизнь спасла. Хотя я это по-настояшему только немного погодя понял. Я бы с подъема не свернул, не в моих привычках сворачивать, да и куда? Не назад же плестись. Так бы и пёр наверх, демонстрируя сам себе волевые качества, навстречу затаившейся в ожидании моего организма роковой 436-ой ступеньки. Или даже 396-ой. На подступах к античному герою пал бы, как...как тоже герой.
Так что - сперва Геркулес, а великая живопись - потом.
А маленьким на фото сын Зевса и земной женщины только кажется.
***
Итак, Геркулес.
В большой бетонной будке можно оправиться перед дальней дорогой вниз и купить комбинированный билет на Геркулеса и в музей Вильгельмсхоэ.
Полубог опирается на дубину, на которую наброшена шкура умерщвлённого им Нимейского льва. Он отдыхает, но и погружен в думу. В правой руке, отведенной назад и слегка опирающейся на ягодицы - три яблока из садов Геспериды, еще один подвиг.
Бессмертный бронзовый оригинал работы Лисиппа (4 век до н.э.) не сохранился. Cмысловую уязвимость сказанного вижу.
Пройдет каких-нибудь сто лет, и тоже грек, по-видимому, но уже в римскую эпоху и после Р.Х., в начале 3 века, изваяет мраморную копию. Её нашли при раскопках в Риме и водрузили во дворце папы из рода Фарнезе. Сейчас в этом дворце посольство Франции, а статуи давно нет. Какая-то потомица Фарнезе вышла замуж за испанского короля. Сын от этого брака, король Неаполя, получил статую в наследство. Она по сегодняшний день находится в тамошнем Археологическом музее.
Есть еще несколько античных копий (не считая бесчисленных более поздних реплик), но та, что в Неаполе, традиционно именуемая Геркулес Фарнезский - самая знаменитая.
Местному ландграфу Карлу вздумалось возвысить олицетворение безудержной силы над своими владениями. На вершине естественного холма соорудили из глыб туфа так называемый октагон, увенчали его пирамидкой, а сверху на пирамидку поставили древнегречесого героя. Он и в Неаполе очень большой, три метра с чем-то, а тут и вовсе гигантский - 8 метров 30 сантиметров.
Да не ранят мои слова никого, но ни этот Карл, ни призванный для воплощения замысла уроженец Рима Герниеро не смогли вырваться из некоего противоречия. Чем больше скульптурное изображение, тем выше его хочется разместить. Чем оно выше, тем меньше кажется. Эту элементарную закономерность восприятия можно отчасти преодолеть, если статуя - совершенно невероятных, циклопических размеров, при этом пьедестала либо вовсе не видно, либо он сопоставим с изваянием. Зрительно увеличивает образ поза - например, взметнувшийся вверх факел, как в Нью-Йорке, или руки, распростертые для благословления, как в Рио-де-Жанейро.
Геркулес же статичен. И в 1717 году создать такую большую скульптуру, наверное, было невозможно. Поставили бы попросту, без затей, в центре Касселя где-нибудь, как Роланда в Бремене - классная достопримечательность была бы. А так - хотели, чтобы вышел большой, а вышел маленький. Теряется в виду туфовых бастионов. Издалека будто журавлик прилетел и сидит.
Даже вот стометровый Ленин в нереализованном проекте Дворца Советов (арх. Иофан) - и тот все-таки был бы как-то соразмерен основанию - 4 к 1. А в Касселе - 10 к 1, а еще же и холм метров триста в высоту.
Ну, и что меня заставило лезть наверх этого пьедестала-октагона? Понимал же, что ни к панорамному виду с вершины холма ничего особенного не прибавишь, ни статую толком не приблизишь. Только зря силы расходовал. Вот ведь есть люди, которым непременно нужно влезть на что-то (или во что-то).
Спускаясь к музею я мог оценить дерзновенность и другого замысла - переплюнуть Версальскую ось. Но, боюсь, замысел так и остался замыслом. Мрачные тяжеловесные уступы. Пан или нимфа в нише. Беседки разных эпох, одни смахивают на гробницы древних германских воевод; другие, наоборот, изящны. Всё это вместе любопытно, местами трогательно, но единый ансамбль не сложился.
Назавтра вроде как должны были пустить воду и оживить фонтаны. Я усомнился, что это сильно изменит впечатление, и, признаться, пренебрёг. Удовлетворился приятным парковым водопадом и несколькими прудами.
Парк хорош. На самом деле целый лес. Не дремучий, но обширный, довольно густой и ухоженный. Вот где было бы неплохо приземлиться с чем-нибудь освежающим. В хорошей компании, не обязательно большой.
Эта мысль придавала бодрости, и я ведь шел все время вниз, преодолев всего 2 километра, может, чуть больше. Несмотря на это, оказавшись перед музеем, я был уже не совсем свеж.
Зато живой. Спасибо вдовушке.
***
Едва я вышел из лифта (главная сокровищница на 4-м этаже) - Рубенс во всю мощь. Расхожее определение "пышнотелый" не годится в данном случае. Где вы видите такое на этой картине? Крепко сбитые дамы, это правда. По виду пловчихи. Никаких целлюлитов и одутловатостей, как, надо признать, на некоторых других полотнах данного мастера. Разве вот небольшой жирок в области живота. Может, потому что это богини, и рубенсовская земная красота - не cовсем их уровень? В то же время очевидно, что небожительницы как бы материальны и, надо полагать, осязаемы.
Мы часто забываем, и надо напоминать себе и окружающим: фотографии в те времена не было. Осязаемость возникала на плоской поверхности холста. У одних это получалось просто хорошо. А у других, не очень многих - так, как у Рубенса.
Справа Венера. Слева Церера. Плодородие. Церера принесла какие-то продукты, Бахус подносит чашу с вином. Амур отправляет свежесорванные гроздья на олимпийскую давильню. Там чудесным образом путем сбраживания, сцеживания и всего, что положено, виноград мгновенно превращается в пьянящий напиток.
Это иллюстрация к древней поговорке: Sine Cerere et Baccho friget Venus. Мы знаем о ней из пьесы "Евнух", которую сочинил Публий Теренций Афр. Этот Афр жил во 2-ом веке до н.э. Все сочиненные им шесть пьес дошли до наших дней.
Дословно: без Цереры и Бахуса любовь мёрзнет. На картине она не мёрзнет. Тут другое. Это голодный обморок. Но старый друг Бахус позаботится, верный Амур подсуетится. Церера хотя и смотрит осуждающе, да и всегда порицала за легкомыслие, тоже в беде не оставит.
Ученики Рубенса потом напропалую использовали этот сюжет, но вот и мастеровитый Йорданс не пренебрёг - изобразил как-то свою семью, заимствовав композицию у Рубенса; аллюзия была всем понятна.
В немецком языке есть поговорка с похожим смыслом: Ohne Wein und Brot ist Venus tot. Почти дословно и немножко в рифму: Без хлеба и вина любовь обречена.
Как вариант: Купидон не целит резвый в тех, кто голоден и трезвый.
Странно, что эта простая мораль выворачивалась наизнанку, и вот даже Лютер ссылался на это изречение, порицая свою паству за то, что они нарушают параграф 7 Божьих заповедей. У него выходило, что где обжорство и пьянство, там и до прелюбодеяния рукой подать.
Эксцессы в любом деле не полезны. Мы солидарны с Рубенсом. По-моему, он ясно и убедительно всё изобразил.
Иррациональный бзик фотографировать в музее, даже когда в сети есть иллюстрированный каталог, я в себе не изжил. По каталогу можно и не выходя из дому постить, а я ж всё-таки там был. Ну, бзик, что тут объяснять.
Однако шедевры застеклены, дневной и искусственный свет рассеиваются неважно, поэтому, например, весь верх этого фото у меня - сплошной блик.
Эти блики мешают и тому, кто даже просто созерцает, не запечатлевая. Мы не замечаем этого, каждый раз меняя угол обзора и расстояние до картины. Знаток досадливо морщится.
Какие-то получились тем не менее. Но не это. Достоверность впечатления дороже бзика с бликом, поэтому заимствую с сайта музея.
Рубенс учит вещам простым и важным.
Всем приятного аппетита и будьте здоровы. Остальное приложится.
2.Рубенс и Йорданс
Этот крупный (2,5 на 2 метра, даже немного больше) холст обратил на себя внимание повреждениями - к счастью, небольшими и не в центральной части композиции. На фото с сайта музея они искусно скрыты.
Картина была задумана для украшения алтаря. Она подчеркнуто антиреформистская. Против младенца Иисуса и Иоанна по левую руку от Богородицы радикальные кальвинисты не стали бы возражать (с оговорками по поводу Богородицы, которые мы можем сейчас опустить). Блудный сын, Давид и Магдалина тоже упомянуты в Библии, без проблем. Но вот святые Доминик, Франциск, Георгий и Августин - это уже вызов. Какие-то так называемые святые, с точки зрения последовательного протестанта, может, и существовали реально, но молиться им грех. Всё, что не упомянуто в канонических текстах - от лукавого.
Вот и досталось шедевру по этой причине. Ущерб нанесен человеческой рукой, несомненно.
Такие картины любят экскурсоводы. Есть о чем рассказать подопечным.
Святой Доминик узнаваем по черной накидке на белом одеянии. Фирменный контраст, домино. Франциск - по верёвочке-чёткам. Георгий - воин со знаменем, победитель дракона. Давид в короне. Насупленный святой Августин в епископской тиаре.
Канонически безгрешны только Иисус и его мать. Мы не находим упоминаний о каких-либо проступках Ионна-крестителя и Доминика, соответственно, в Евангелиях и католических житиях. Но и обратное не утверждается. Может, немножко обманывали папу с мамой, как все дети. Или охотились с рогаткой на воробьёв.
В случае с Франциском мы знаем наверняка. Он вел разгульную жизнь, пока сострадание к нищим не "обручило его с бедностью". Да и Георгий командовал древнеримским полком и вряд ли совершал при этом благовидные поступки, раз был на хорошем счету у императора Диоклетиана, заядлого нехристя. Потом, когда принял христианство и претерпел - другое дело.
Августин не зря напрягся. По молодости впадал в арианскую ересь, отрицал единосущность Троицы. Кроме того грешил с полюбовницей, оставив после себя часто цитируемое: "Избавь меня от искушения, о Боже, но не сейчас, молю тебя, не сейчас". При том что исправился и в дальнейшем принес христианскому вероучению большую пользу.
Главный грех Давида - покусился на чужую жену, а мужа отправил на передовую, в самое пекло. Каялся от души потом, но что было, то было.
В чем заключались грехи Магдалины и блудного сына - общеизвестно.
Иисус еще совсем дитя. Разглядывая покинувшего отчий дом и пустившегося во все тяжкие недотёпу, он пока не умом, но сердцем пытается постичь всю бездну прегрешения. Как же так? Ясно ведь сказано: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе".
Иоанн, напротив, уже вполне мыслящий отрок. Его пытливый взор направлен на Магдалину. Вникая, как она дошла до жизни такой, призадумался. Как научить людей противостоять соблазну?
Богородица делает строгое лицо, но понятно, что простит. Ибо раскаяние искренне. Блудница вот-вот расплачется. Неразумный сын прямо вцепился в свой посох в ужасе от возможных адовых мук.
Холст приобретался как работа Ван-Дейка. Потом пришли к выводу, что автор композиции Рубенс всё-таки и что это точно он выписывал Иисуса, Богородицу и Магдалину. Детишки примерно того же возраста, что сыновья Рубенса в предполагаемый период. Они срисованы с натуры. Судя по толщине мазка, блудного сына создавал на холсте всё же Ван-Дейк. Толщина мазка измеряется долями миллиметра и у каждого мастера индивидуальна.
Да хоть бы и Ван-Дейк. Он ведь был у Рубенса в учениках. И многие другие. Это же надо было ещё научить всех так, чтобы ученые мужи и дамы потом веками спорили.
Слово "плакат" сильно дискредитировано, надо над этим подняться. Это плакат, если угодно. Тема покаяния раскрыта. Степень греховности отображена на лицах. Полное соответствие первоисточникам. Красивые, в хорошем смысле картинные позы. Лики Богородицы, Иисуса и Магдалины созданы кистью уверенной и вдохновенной.
Что-то меня вернуло к холсту раз и другой, пока я не сообразил - пятка!
Рембрандт никогда не покидал родных мест. У него были наставники, имена которых известны специалистам, но не широкой общественности. Он, конечно, тоже учился - и у Рубенса, и у Караваджо, и у других великих, но опосредованно, не из рук в руки. Когда впал в нищету и распродавалась его личная коллекция - там были и работы Рубенса. А вдруг - эта картина тоже?
Я не знаю. Но и не выясняю. Мне жалко моей маленькой домашней версии о некотором влиянии данного холста на шедевр из шедевров. Хотя пятка блудного сына у Рембрандта - воплощенное сострадание мира, а здесь - просто точно выписанная деталь.
***
Ещё один "одетый" Рубенс - небольшой, в четверть квадратного метра. Это дань памяти немецкому живописцу Адаму Эльсхаймеру, с которым Рубенс познакомился когда-то в Риме, был дружен и переживал его ранний уход. Эльсхаймер живописал на медных листах малого размера. Мы в точности не знаем, видел ли Рубенс работу друга или только прочитал описание, но он пожелал сохранить размеры и сюжет - бегство в Египет. Правда, не на меди, а на дереве.
Эта предыстория и собственноручная подпись великого художника исключают споры об атрибуции.
Картина-первоисточник сохранилась. Она выставлена в Мюнхенской пинакотеке. Добрые люди и цифра дают нам возможность воспроизвести ее.
Говорят о магии имен. Это есть, но дело не только в именах. Разница в художественном уровне очевидна. При том, что мюнхенский образец, безусловно, хорош, интересен и, на мой взгляд, современен. Этот космос напомнил мне звёзды Ван-Гога. Но что же делать, не всем быть Рубенсами. И нет нужды обозначать здесь, где мастеровитый Эльсхаймер, а где великий гражданин Антверпена.
Расхожее выражение "в картине всё прекрасно" оказывается кстати. Потому что вот всё. Посмотрите на ангелов, которые подгоняют ослика в нужном направлении. Особенно на того, что ведет святое семейство за собой. Это крепкий, мускулистый подросток, а не эфемерное дитятко с крылышками. Поручение весьма ответственное и не из лёгких. Ангел сосредоточен.
Лысина Иосифа передает тревогу. Пожилой отец семейства обеспокоился увиденным вдали. Там всадник. Люди Ирода ищут беглецов.
Богородица внимательно слушает мужа, но сидит на ослике прямо, не пригибается инстинктивно, как это свойственно нам в виду опасности. Похоже, откуда-то знает наверняка, что Ироду не дотянуться до них.
Младенец Иисус - самое яркое место в композиции и воспринимается как источник света. Lumen mundi, свет мира.
Специалисты разглядели тень, которую тем не менее отбрасывает юный Спаситель на грудь матери. Значит, есть и некий внешний свет, некий мистический факел, может быть. И то, и другое.
И, конечно, свет неполной луны.
Всё мог. Не только львы, корпулентные красавицы и пронзительные портреты.
Погрузить в полумрак, как Караваджо. Залить лица светом, как Латур. Опрокинуть ночное светило в водоём.
Как Мунк.
***
Якоб Йорданс был первенец в состоятельной семье. Вслед за ним появились еще 10 братьев и сестёр. Получил прекрасное образование. С малолетства готовил себя в живописцы и преуспел. Друзья-соперники Ван-Дейк и Снейдерс освободили для него место первого художника в Антверпене. Ван-Дейк рано умер. Снейдерс набил руку в жанре богатого сытного натюрморта и уже не изменял этой стезе.
Якоб женился на дочери своего первого наставника и построил себе большой дом-мастерскую. Получал выгодные заказы из Англии и Северных Нидерландских провинций.
Скончался вроде бы в почтенном возрасте - 85 лет. Однако его смерть оказалась неожиданной и загадочной. В одночасье свалила болезнь, которую называли "английская потница" с неясной до сих пор этиологией. В один день с ним с теми же симптомами умерла его старшая дочь.
Я запал на Йордансе, когда увидел какие-то его работы вблизи, будучи в Антверпене. С холстов, часто под видом мифологических персонажей. смотрело добродушное и подвыпившее простонародье.
Он был верен давно умершему Караваджо. Достичь этих высот фламандец не смог (да и смог ли кто вообще когда-либо?), но он замечательно старался.
На картине Юпитер в детские годы. Его папаша Сатурн, опасаясь возможной конкуренции в будущем, пожрал всех своих детей - кроме младшенького, Юпитера. Эта душераздирающая история вдохновляла древнего грека Гесиода, римлянина Овидия и великого Гойю. Ею утешались Дантон и Робеспьер. Революция тоже пожирала своих детей, и аппетит у нее, как выяснилось, всегда отменный.
По одной из версий жена Сатурна по имени Опа (так звали, да) отправила Юпитера на Крит. Там дитя воспитывалось под присмотром нимфы Адрастеи. Тоже красивое имя, и сама красавица, ну явно же. Нам строит глазки еще одна безымянная нимфа. Все её прелести сокрыты от нас, но можно ведь и представить себе.
Еще один персонаж - коза. Коза сделала неосторожное движение задней ногой, и сосуд с надоенным молоком опрокинулся.
Юный бог голоден, а трапеза откладывается.
Юпитер сердится. Он срывает с себя одежды и вопит.
Пан не зря влез на дерево. Так звук от его свирели будет помощнее. Лесной бог играет, чтобы заглушить крик ребенка. Если этот крик услышит Сатурн, он явится и нарушит наблюдаемую идиллию.
Тучки в небе зловеще набрякли. Сатурн где-то близко.
Диагональ в виде покосившегося дерева добавляет мизансцене динамики. Этому Рубенс всех научил. Может, он и не первый, кто открыл этот приём, но я сейчас могу вспомнить только Рубенса.
На самом деле сюжет лишь повод. Йорданс приглашает нас полюбоваться красивыми по тому времени (да и сейчас, кто понимает) женскими формами, капризничающим малышом, хорошеньким личиком легкомысленной девушки, мужчиной в приемлемом еще возрасте и неосторожной козой.
И еще тем, как здорово он всё это изобразил, конечно.
3. Йорданс и Кранах
Еще несколько Йордансов из Касселя с моей скромной сопроводиловкой (в музейном каталоге к каждой картине список литературы на страницу!) и небольшой провокацией в конце.
В кругу новой семьи. Молодой человек слева - он, Якоб. Какой-то он юный для молодожёна по тем временам. Что-то тут не то. И по кислым лицам тестя и тёщи тоже видно: не то.
Но всё будет хорошо. Не зря наш герой бряцает на лютне. То есть он намерен по мере сил обеспечивать гармонию в браке. Как будто вполне с этим справлялся в дальнейшем.
Едва вышедшая из детского возраста жена успокаивает старшую сестру. Та засиделась в девках навек и теперь испытывает сложные чувства. Но композицию из цветов составляет со всем тщанием. Другая сестра тоже в некоторой растерянности. Сегодня на нее мужики бы на улице оглядывались; тогда стандарт красоты был другой.
Вот ведь смятение вызвал прыткий ученик, допущенный в дом.
Братья индифферентны, скорее рады пополнению.
Автопортрет. Написанный в зрелом возрасте уже. Его нет в каталоге, какой-то доброхот-частник, пожелавший остаться неизвестным, на время одолжил музею.
"Король пьёт". Эпифания, праздник Богоявления, в немецкоязычной традиции - Трёх королей, а не волхвов, как нам привычнее. Все наливают и закусывают. Кому попадется кусок пирога с бобовым зернышком, тот король. Счастливчику нахлобучивают на голову изготовленную из подручных материалов корону, усаживают во главе стола и всячески угождают. Если он пьёт, все должны пить.
Что мы видим на этой картине? Мы видим совсем плохонького мужичонку, но боб достался ему и сейчас он король. Cмущается, а что делать, надо править. На левом краю холста наблюдается уже и непотребство. Одна бабуля допилась до изумления. Хорошенькую прислугу успешно склоняет к греху некто с характерным профилем и подозрительными ушами. Напилась до чёртиков, вот именно.
Старик-флейтист не разделяет общего веселья. У меня нет готового объяснения для этой трагической маски. Можно включить фантазию. А можно просто смиренно принять. Джорджоне и Веласкес любили и умели такие загадки загадывать. Вот и Йорданс внёс лепту. Скорее всего импульсивно; таинственный диссонанс на холсте оставила кисть, ведомая кем-то извне.
Сатир озадаченно смотрит на пригласивших его к столу крестьян. Вообще-то это басня Эзопа, сюжетный ход оттуда. Труженик села дул себе на руки, чтобы согреть их. А теперь он дует на суп, чтобы тот остыл. Как же так? Гость не готов к этой диалектике. Это тебе не за нимфами гоняться, тут мозги нужны. Думает, что над ним насмехаются. Сейчас обидится и уйдет. Двоичная логика плохо описывает мир. Урок тем, кто не понимает. Всегда актуально.
Но и прекрасный повод продемонстрировать, что наследие Караваджо не забыто. Может быть, кто-то скажет, что это талантливое подражание, ну и пусть. Выхваченное движение, светотень, даже руки над столом напоминают о великом ломбардце.
Бахус с факелом не атлет, но и не обрюзгший пьяница, каким его часто изображают. Просто молодой мужчина - немного навеселе и в превосходной форме. Взгляд дамы с виноградом обоснованно оценивающ.
Еще одно застолье. Едоки каши. К каше полагается пиво. Отец семейства в хорошем возрасте. Ишь какие щёки наел. Супруга, вполне довольная жизнью. Детки, как говорят в Украине, нивроку, не голодают. Слева одетый кое-как бедный родственник. Или старинный друг семьи, которому меньше повезло в жизни. Избыточным весом не страдает, на отсутствие аппетита не жалуется.
Загадочная дама не первой молодости иронично поглядывает на главного. Она что-то знает.
Опять-таки, грустная коза.
***
Я не забыл о провокации.
Йорданс был современником кошмарных событий. Религиозные войны. Варфоломеевская ночь - это ведь только один трагический эпизод. Всё продолжилось и в 17 веке.
Тридцатилетняя война. Всеобщее разорение, толпы издыхающих от голода, людоедство.
Он знал об этом, не мог не знать. Да и видел наверняка немало. Но тщетно вы будете искать все эти ужасы на его полотнах. И на полотнах других великих.
Между тем никому не приходит в голову упрекать их в лакировке действительности. То есть она имела место, это очевидно, просто никто не упрекает.
Можно было бы трактат наваять, наполнив его многозначительными сопоставлениями.
В другой раз как-нибудь.
***
Лукас Кранах. Умер в 1553 году на 82-ом году жизни. Вот кто был успешен, безусловно успешен.
Герцог Кобургский брал его с собой на охоту с тем, чтобы героические эпизоды: гон оленя или убийство герцогом кабана - непременно запечатлевались. Пусть потом все смотрят и продолжают восхищаться.
В награду, кроме официальной зарплаты придворного живописца, Лукас получил - что бы вы думали? Аптечную монополию в Виттенберге и эксклюзивный патент на перепечатку Святого писания.
Это не отвлекало от основного занятия. Были наняты толковые управляющие. Регулярный гарантированный доход. "Аптека Кранаха" оставалась в Виттенберге еще очень долго, пока случайно не сгорела в 1871 году.
Лютер, пользовавшийся покровительством герцога, стал близким другом Кранаха. Августинский монах обернулся заядлым антипапистом и, вопреки прежним убеждениям, женился. Художник был свидетелем на свадьбе и стал крестным отцом первенца.
Иногда получалось удачно оказаться над схваткой. Будучи в Нидерландах написал портрет императора Максимилиана. Там вертелся восьмилетний мальчик, и никто еше не знал, что этот мальчик унаследует корону Испании и станет хозяином половины мира. Кранах изобразил также и мальчика, и, видимо, расположил будущего главного защитника католичества к себе.
Пройдет много лет, и уже не мальчик, а обзаведшийся бородой монарх Карл V пленит в сражении герцога Иоганна Фредерика. Лукас отправится во вражеский лагерь и будет просить, чтобы герцога не обижали в плену, хотя его и так там не особенно обижали. На всякий случай захватил с собой мольберт и кисти. 47-летний Карл узнал портретиста и охотно согласился позировать. Портрет малолетнего Карла не дошёл до нас, а вошедшего в возраст - сохранился и находится в мадридском музее Тиссена-Борнемисы. Художник явно польстил прототипу. На картине тот выглядит лет на 15 моложе.
Кранах умудрился изобразить даже герцога Альбу, палача протестантских Нидерландов.
Персонажи на портретах смотрелись достойно и похоже. Кроме того, Кранах без зазрения тиражировал свои творения на мифологические и библейские сюжеты. Налажен был целый конвейер.
В Касселе обнаруживаем Юдифь. Она запустила руку в кудри Олоферна, точнее, его уже отделенной от туловища головы. Торжество по поводу содеянного не просматривается. Ей даже жалко его. Такой интересный мужчина. Но что делать, патриотический долг.
Древнеримская история. Злобный Тарквиний принуждает Лукрецию к близости. Угрожает оружием. Пригрозил, что убьёт, если она станет противиться, Затем, мол, убьет приставленного к ней раба, положит их тела рядом и посмертно опозорит нeпокорную, рассказывая всем, что застал ее с этим рабом.
Лукреция призналась во всем мужу и тут же на его глазах заколола себя мечом.
Ну, явное снижение. Прошу прощения, мне кажется, что Кранах талантливо валяет дурака. Неужели насильник был настолько нетрезв? И меч какой-то ненастоящий. А вот выражение лица схвачено верно. Только вместо отчаянной решимости мы видим другое.
Не хочется умирать. Никому не хочется.
Венеры с Купидоном Кранаха обнаруживаются чуть ли не в каждом европейском музее. Даже странно, что в Касселе их нет. Зато есть нимфа вод. Несмотря на фирменные кранаховы косточки на ступнях, настоящая красавица. То есть не совсем настоящая, ироничные кавычки на месте.
В то же время серьезные портреты. Лютер, герцог Генрих V Благочестивый. А иногда и не совсем серьезные, почти шаржевые. Например, Меланхотон - последователь и ученик Лютера.
Всем хорош Кранах, вот только руки у него не получались. Знаю, что навлекаю. Ну, раздраконьте меня, знатоки. Под давлением ваших доводов буду вынужден признаю свою глубокую неправоту. А пока скажу что вижу. Они у его персонажей какие-то всегда напряженные, как это свойственно очень застенчивым людям. Или нервнобольным. Недаром в Амстердаме за руки на портрете брали с заказчиков дополнительно. И Рембрандт брал? И он.
Семейная жизнь протекала спокойно, иначе бы мы о ней знали больше. Жена, пятеро детей.
Сын, тоже Лукас, следовал по стопам отца, шаг в шаг. Тоже запустил производство почти идентичных холстов.
Вот, например, Иисус и кающаяся грешница.
Мне больше по душе вариант из Эрмитажа. Можно придираться к обоим, а зачем. Во втором весьма выразителен урод по жизни в латах, собравший полный шлем камней, чтобы отомстить желанной и недоступной блуднице за свои уродские комплексы.
В обеих работах мы видим на лице Магдалины что угодно, кроме раскаяния. Тоже шуточки? Ну-ну.
А до Рембрандта мы вот-вот доберемся.
4.Рембрандт
Вот он собственной персоной.
С автопортрета на нас смотрит молодой человек. Ему 28 лет. Он молодожён. Ко всеобщему изумлению, сын деревенского мельника добивается руки и сердца Саскии ван Эйленбрюх, дочери богатого провинциального бургомистра.