Бужор Юрий: другие произведения.

Кёльн. Музей Людвига

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 12/07/2024. 39k. Статистика.
  • Статья: Германия
  • Иллюстрации: 66 штук.
  • Скачать FB2

  •   Шоколадный магнат Людвиг подарил своё личное собрание Кёльну. Город раскошелился на достойное помещение. Получившийся в результате музей современного искусства неустанно пополнялся.
      Выкладываю кое-какие свои т. н. фото пока без подписи.
      Проверьте себя.
      Сам-то далеко не знаток. Авторство выкладываемого хотя и угадал, cтепень уверенности была разной. По степени и расположил.
      С немецкими экспрессионистами, не говоря о крутом бстракте, дела обстоят еще хуже.
      А, в общем, у всех по-разному.
      
      1.
      
       []
      
      2.
      
       []
     
      3.
      
       []
      
      4.
      
       []
      
      5.
      
       [] 
      
      6.
      
       []
      
      7.
      
       []
      
      8.
      
       []
      
      9.
      
       []
      
      10.
      
       []
      
      ***
      
      Меня упрекнут в вульгарной социализации. Я даже наверняка прослыву заскорузлым пнем, но выражение "c жиру бесятся" применительно к калякам-малякам Поллока кажется мне уместным.
      Поясню на примере.
      Нужны ли человечеству механические наручные хронометры с календарем и фазами Луны до 2050-го года?
      Нет. Нехитрое по нынешним временам устройство с подзарядкой от дневного света обеспечит вам всё это и действительно нужную, постоянно регулируемую по астрономическому мировому времени точность.
      Всё дело в стоимости. Надев на руку денежный эквивалент приличного авто, вы вступаете в некий клуб. Нет таких денег - значит, клуб не для тебя.
      Так же и Поллок.
      Заиметь такое - значит, стать членом клуба.
      Аналогия хромает? В чем-то да, несомненно. Часики приятны глазу. Наметанный глаз отличит фирму от крутки. В устройство вложен высокооплачиваемый труд. И материал чего-нибудь да стоит.
      То есть кроме клуба есть еще что-то.
      Есть ли "еще что-то" в абстракциях на холсте? Тоже да. Какие-то колера нас настраивают на мирный лад, а какие-то тревожат. Что бы ни говорили о чистом концепте и не гнали предметные ассоциации в дверь, они все равно будут лезть в окно.
      Нас интересует общее. Общее - это упоминавшееся иррацио за очень дополнительные деньги.
      Причем в чистой абстракции этого иррацио намного больше. Вы никого не обескуражите тем, что подобный э...шедевр мог бы создать кто-угодно. Это и так всем понятно. Но пусть этот кто-угодно попробует - и что? И ничего. Почему и как раскручивается и становится знаменитым одно имя и не становится другое - отдельная тема, и она уведет нас далеко. Но и это - иррацио. У нас так, говорят нам члены клуба, и не морочьте голову.
      Вообще-то иррацио очень даже humanum est. Примеров и аналогий тьма на самом деле.
      Тут неуместен излишний ригоризм. Лезущие в дверь или там окно ассоциации и эмоции как раз и знаменуют явление искусства. Здесь мы можем опять-таки увязнуть в семантике и субъективных оценках. У вас при виде черных квадратов и микроскопичeских пятен Роршаха, разбросанных на холсте, возникает шевеление в душе? Подступают катарсис и синдром Стендаля? Я ничего этого на выставках подобного направления не наблюдал. Интерес в глазах - да, видел.
      А расположу-ка я с десяток работ из музея Людвига в Кельне в порядке возрастания вот этого самого.
      Субъективно? Не то слово!
      1. Пресловутый (ага) Полллок. Фигура без формы.
      
       []
      
      2. Рихард Эльце. Пробуждающееся спокойствие.
      
       []
      
      3. Ганс Хартунг. L28
      
       []
      
      4. Пер Киркебю. Без названия.
      
       []
      
      5. Джон Чемберлен. Белая тень.
      
       []
      
      Классный грибок, по-моему. Или это ёмкость для мусора?
      
      6. Бернард Шульце. Темное нечто.
      
       []
      
      7. Герхар Рихтер. Война.
      
       []
      
      8. Марта Минухин. Аллегория.
      
       []
      
      Зонтик признал сразу. Придумывать подходящую аллегорию не хотелось. Красиво. Пёстро.
      
      9. Пол Тек. Березы.
      
       []
      
      10. Урсула. Воспоминания бабочки.
      
       []
      
      11. Александра Экстер. Генуя.
      
       []
      
      Собственно, когда знаешь название, cтановится просто похоже - cоответственно, на березу, бабочку и Геную. "Война" Рихтера - это таки война. Уж точно не "Чаепитие в Мытищах".
      Какая же это абстракция в таком случае?
      Катарсис не наступил.
      Интересно было.
      
      ***
      
      Вы слышали такое? Будто перед смертью Пикассо сказал: "Здорово я вас всех подурачил"? Я не то у Эренбурга это вычитал, не то у Франсуазы Жило, не то не помню где.
      Очень может быть, что он это сказал. И даже язык показал. Однако я никогда не мог себе представить, чтобы он так думал. Поэтому не заморачивался. Какая разница, сказал или нет, если это не всерьёз.
      Но вот вчера наткнулся на одну развернутую цитату. Внимание:
      "Многие становятся художниками по причинам, имеющим мало общего с искусством. Богачи требуют нового, оригинального, скандального. И я развлекал этих господ несуразностями, и чем меньше их понимали, тем больше у меня было славы и денег. Я известен и очень богат, но наедине с собой мне не хватает смелости увидеть в себе художника в великом значении этого слова, - я всего лишь развлекатель публики, понявший время. Это горько и больно, но это истина..."
      Я напрягся. Не мог Пикассо такого о себе сказать. Это уже не валяние дурака. Это исповедь с разрыванием на себе рубахи, жестокое саморазоблачение, признание творческой несостоятельности.
      Мало того. Будто бы он произнес это в юбилейной речи на своё 90-летие.
      Внятного ответа по поводу источника я не получил. Пошел искать сам.
      В глазах зарябило. Слово в слово - сотни цитат. И везде без источника.
      Кто-то робко спросил раз, другой, не фейк ли. Эти вопросы повисли в сообществах безответно.
      Пробежался по серьезным биографиям Пикассо. Ничего даже близко. 90-летие отмечал в узком кругу, речей, которые вошли бы в анналы, не произносил. Накануне юбилея устроили выставку в Лувре - был горд этим.
      Так и не нашел по-русски, откуда дровишки.
      Переключился на английский. И тоже сперва зарябило. Тот же текст в переводе. Или, наоборот, ноги растут из-за бугра, а до этого мне попадалось переведенное на русский?
      Понемногу прояснилось.
      Фейк. Вернее, не фейк, а мистификация. И даже не мистификация, а просто литературная версия.
      В романе итальянца Джованни Папини (1951 г.) "Чёрная книга: новый дневник Гога" некий бизнесмен встречается со знаменитостями и выуживает из них сокровенные признания. Это беллетристика. С тем же успехом можно "цитировать" великих по Дюма или Радзинскому.
      Папини никого не собирался мистифицировать, но якобы произнесенные слова бальзамом пролились на светлые души тех, кто не понимает Пикассо, а таких немало, просто вслух сказать стесняются. А тут - сам признался, голубчик.
      И побежало по мировой паутине, с накручиванием юбилея и еще там по мелочи.
      Персонаж Папини с Фрейдом тоже встречался. Кто-то и на это клюнул и пошла было писать губерния, но клюнувший быстро понял, что попал впросак и дезавуировал непредумышленный фейк.
      А про Пикассо разрослось. Прямо целый лес зашумел.
      Мне не все подряд нравится, а от каких-то картин долго отойти не мог. Никто не обязан любить. Но лишнее городить не надо. Знал себе цену, и совершать публичное творческое самоубийство никаких оснований не было у него.
      Источник, который все прояснил, здесь.
      И знаете, кто сказал то-то и то-то, Бисмарк или Черчилль, не так уж важно порой. Недавно узнал, что и про гоголевскую шинель не Достоевский сказал, а один француз. Ну и ладно.
      Но в данном случае - вопрос принципиальный. Постановка с ног на голову.
      Вот это извините.
      А вам - "Радость жизни", кто до конца дочитал. В Антибе видел. Повезло, я считаю.
      
      []
       
      ***
      
      Вернусь к нашему небольшому неформальному конкурсу. Узнавабельность Пикассо и Модильяни подтвердилась вполне, остальные дались не так легко.
      Привожу списком мастеров, названия и фото в соответствующем порядке. Наиболее отличившийся отгадыватель - поэт Валерий Черешня.
      1. Генри Мур
      Драпированная полулежащая фигура.
      2. Ники ди Сен Фаль. Черная Нана 69.
      Этим именем скульптор называла своих могучих красавиц и нумеровала их. Персонаж одноименного романа Золя имеет к этому отдаленное отношение. Разве что тоже полненькая была. Сегодня французы называют так самодостаточную сексуальную женщину любой комплекции и профессии, и это скорее комплимент.
      3. Рене Магритт. Великанша.
      4. Амадео Модильяни. Алжирка.
      5. Джорджо де Кирико. Площадь Италии.
      6. Пабло Пикассо. Мушкетер и Амур.
      7. Казимир Малевич. Супремус 38
      8. Василий Кандинский. Резкий и спокойный розовый (Scharfruhiges Rosa)
      9. Марк Шагал. Шабат.
      10. Анри Матисс. Сидящая девочка.
      
      ***
      
      Не грех повторить. Шести- или семизначная цифра на аукционе за лишенное какой-либо соотнесенности с рeальностью сочетание форм и колеров есть воплощенное иррацио.
      Попытки заставить беспредметную живопись воздействовать на эмоциональную сферу так же, как это делает музыка, предпринимались, но увы. В том-то и дело, что музыку и заставлять не надо. При том, что из абстрактной картины можно при желании извлечь настроение, эмоцию и даже направление мысли. Их можно извлечь из чего угодно. Из разглядывания собственного пупа их можно тоже извлечь. Искусство ли это - большой вопрос.
      Существует чуть ли не целый жанр эссеистики - вербализация абстракта. Очаровательны эти усилия создать словесную пелену, которая как бы и погрузиться помогала, но и не сводилась к прямым ассоциациям, иначe какой же это абстракт.
      Стою на своем и уважаю другие мнения.
      Это если коротко. А если не коротко - начать и кончить. Обширнейшее, бесконечно возделываемое дискуссионное поле.
      Давайте лучше обратимся к Пикассо, раз уж он был у нас упомянут ранее в связи с навязшим в зубах фейком.
      Разумеется, Пикассо не абстракционист. Он не изгоняет людей и предметы из своих картин - наоборот, напряженно всматривается в их суть; в этом смысле он куда конкретнее иных натуралистов.
      Это очевидным образом относится к кубизму в целом.
      Хотя любой талантливый живописец всматривается в суть независимо от изма.
      Итак, музей Людвига в Кёльне.
      Ранняя "голубая" работа. 1901-ый год. "Кафе на Монмартре".
      
       []
      
      Тревожно. Зябко. Справа с отрешённым лицом великовозрастная мамаша или нечаянная-негаданная бабушка?
      Арлекин плечист и прямодушен. Уж не матадор ли он по совместительству. Исполнен, может быть, лучшим рисовальщиком на свете со времен да Винчи.
      
       []
      
      Магия имени?
      Всегда лучше честно признаться. Да. Не могу отрешиться.
      "Мушкетер с Амуром". Уже встречались нам здесь, но ничего. Подробно исследуется обуявшая мушкетёра и превратившая бравого вояку в беспомощного губошлёпа страсть. Черноокая красавица, засевшая навек миндалевидным глазом и ниспадающими кудрями. Опять же роза. Не то гребешок, не то какая-то гетероэротика. Наглый и лукавый снайпер (обратите внимание на аккуратную писечку) уже вытащил окровавленную стрелу из пораженного органа.
      
       []
      
      Убедительно передано и взаимное влечение. Каждый глаз и каждый палец на руках счастливых обладателя и обладательницы не случаен. Порыв, увертюра в темпе - и да здравствует любовь.
      
       []
      
      В голове вертится античная женщина, беседующая с птицами.
      Сафо?
      
       []
      
      Ленивый изгиб таза. Болтает ножками. Пяточки скрещены.
      Олимпийская идиллия.
      Мамаша толкает коляску с дитятей.
      
       []
      
      Был ли великий мастер примерным отцом и дедом? Нет, он не был примерным отцом и дедом.
      Эти двое щемяще-трогательны; условные, так сказать, лица это подчеркивают. И даже сдается мне, что это у мамаши во лбу звезда горит. Cветит ей и дитяти.
      Тронуло.
      А вариация на тему завтрака на траве не особенно тронула. Демонстрация метода? Допустим.
      Остроумно, не более.
      
       []
      
      Не устаю напоминать: излагаемое здесь предельно субъективно.
      Можно ли назвать гениальной роспись тарелок и кафельных плиток?
      Посетила мысль скорее суетная. Создавая эти рисунки быстрым, если можно так выразиться, росчерком кисточки, Пикассо автоматом каждый раз отправлял на свой личный счет увесистую пачку крупных купюр.
      
       []
      
      Но это не иррацио раскрученного абстракта. Потому что рисунки хороши и, извините, понятны.
      Мне мягко попеняли на употребление всуе слова "катарсис". С критикой согласен.
      Многоe в этом музее, как сейчас говорят, зашло. Но катарсис? Гм, гм.
      Не далее как пару дней назад сподобился оказаться в парижском музее Оранжери. Там впервые воочию увидел "Большую купальщицу".
      
       []
      
      Есть картины, которые надо увидеть воочию и во весь рост.
      Восторг. Или катарсис?
      Спор о терминах, ну его.
      
      ***
      
      Американка Рони Хорн. Откликается на разнообразные чувствительные темы. Разве кто-то останется равнодушным, глядя на фото барака для узников Гулага? Или узнав, что в Туркестане запретили брак с детьми только в XX веке?
      
      
       []
      
      Она еще и прозаик, отсюда текстовые вкрапления в этих своеобразных коллажах.
      Ренато Гуттузо. В СССР борцу за права трудящихся cредствами изобразительного искусства прощали некоторый формализм.
      Помню открытки. Броская мужественная графика.
      "Кафе Греко", 1976.
      
       []
      
      Cпасибо Кате Захаровой. На хорошем немецком рассказала, кто есть кто на холсте.
      Пожилой господин в профиль слева - великий метафизик де Кирико. Некто лысый в темных очках за столиком по центру - персонаж его картины "Ностальгия поэта". Ещё один, тоже лысый за этим же столиком и c cигаретой - французский писатель и нобелеат Андре Жид. Абрисом в ковбойской шляпе справа - Buffalo Bill, в миру Вильям Коди (1846 - 1917). Культовый и по нынешним временам противоречивый певец Дикого Запада, убийца бизонов.
      Женский бюст в правом углу - Дора Маар. В течение 9 лет спутница Пикассо. Искалеченная судьба.
      Не распознал портретного сходства раньше, завидев эту работу в том же музее.
      
       []
      
      Ну, и создатель картины самолично. Разместил себя спиной к нам все за тем же столиком.
      Читает газету. В газетном столбце выделены слова descrivi, e non fare il furbo - изображать и не умничать.
      Это мудро.
      Wols. Псевдоним Альфреда Шульце. Умер в Париже в 1951 году. Ему было 38 лет. Известен как адепт спонтанного мазка. Я плохой ценитель этого направления, но уродец явно не таков. Называется "Голубой фантом". Какие мутации и в результате чего вызвали его к жизни? Что там светится в его фантомной башке?
      
       []
      
      Под стать некто похожий на сильно побитого и немытого Приапа. Дословный перевод названия ("Длинная ночь в ведре") не годится. Это немецкая идиома. Надо так: "Длинная ночь коту под хвост". Породивший этого богочeловечка Георг Базелиц - один из самых высокооплачиваемых здравствующих ныне авангардистов.
      
       []
      
      Навевает послевоенную Германию. На есть и другие интерпретации. Когда в 1963-м году в Западном Берлине акварель согласно постановлению прокуратуры изымали из экспозиции, человечек с непомерным пенисом воспринимался прежде всего как провокация, притом удавшаяся.
      Сегодня другое дело. Мальчик мастурбирует, что тут такого.
      Петер Геррманн. "Лот (Горящий Дрезден)". Отставить шутейный тон. Февраль 1945-го. Убийственный огненный смерч. Чёткая библейская аллюзия. Лот в противогазе, он спасётся.
        []
      
      Еще один высокооплачиваемый, на этот раз из-за океана - Том Вессельман. Лет 20 как покинувший земную юдоль. Поп-арт. "Большой американский акт". Если вы подумали бог знает что, то нет. Акт в данном случае то же самое, что ню.
      
       []
      
      По-моему, остроумно. Хотя и это вчерашний день, увы. ИИ может печь такие композиции, как пирожки.
      Такие, кажется, тоже может. Но всё равно здорово. Искусство плаката. "Диснейленд". Тут еще надо учесть, что холст большой, 2 метра с чем-то в высоту. Совсем не то, что открытка или вынужденное фото в телефоне.
      
       []
      
      Банально, но факт. К дрезденскому ужасу это тоже относится и ко многому другому. Размер имеет значение.
      Погуглите на Richard Lindner. Для настроения может оказаться самое то.
      Ещё под настроение. Глядя на "Купальщика" Дэвида Хокни, тоже хочется вот так расстелить полотенечко и полежать возле бассейна. Но своего, а не платного общественного. Чтобы можно было без трусов. Я ещё подумал, что попа у купальщика светится молочной белизной и как бы не обгорела.
      
       []
      
      У художника есть еще бассейны. Заглянул в критику. Пишут о потаённых желаниях и гей-эротизме. Не берусь спорить, наверное. Но и другое. Бассейн - часть американской мечты. Мастер угадал тему.
      А это "Паляныця", то бишь буханка, Жанны Кадыровой.
      Она из Киева. Я уже видел ее работы на Биеннале и в Брюсселе. По опыту знаю, что стоять рядом - некоторое испытание, если кто пропустил обед. Cинтезатор запаха ни при чём. Память сама, без спросу выдает знакомый с младых ногтей пряный аромат.
      
       []
      
      На самом деле вырезано из камня. Материал Жанна находит где-то на Карпатах.
      Что это слово-шибболет для выявления тех, кто с неблаговидными целями выдает себя за истинного украинца - об этом в Европе могут не знать. Но общий контекст знают, разумеется.
      Контекст и мастерство исполнения.
      Многочисленные выставки. Данную работу музей приобрел в 1922 году.
      Моё личное открытие - "Спящие" швейцарца Германа Шерера. Наверняка видел, не мог не видеть его работы в Базеле и Женеве. Надо думать, не зацепило тогда.
      А в Кёльне зацепило.
      Еще более выразительный ракурс я прозевал. Заимствую в сети.
      
       []
      
       []
      
      Работа датируется 1924-ым годом. Страшная война закончилась, да и не вчера это было. Это не должно, не может повториться. Никто не потревожит сон любящих.
      
      ***
      
      "Мой матрац", 1962.
      Марта Минухин фигурирует в важных главах истории искусства, от нового реализма до поп-арта, концептуализма, паблик-арта и мультимедиа.
      Это цитата из анонса выставки. Ваш покорный слуга не настолько силен в важных главах истории искусства, чтобы вот так лихо перечислить их.
      
       []
      
      Композиция 80-летней аргентинки пришлась по сердцу. Раньше я только догадывался, что у матраца есть душа. Теперь я это знаю наверняка.
      Ещё одна латиноамериканка - Тереза Бурга из Перу. "Звонок", 1966. Акрил.
      Женщина в телефонной будке ведёт с кем-то тяжёлый разговор. Вы нетерпеливо стучите в стеклянную дверь. Пора, мол, закругляться, синьора, вы не одна тут. Ответный энергичный жест означает: будь человеком, чёрт бы тебя подрал, дай доругаться!
      
       []
      
      Очень точно и органично, по-моему.
      "Королевский прилив IV". Крупная, в полстены работа.
      Музейная табличка указывает местом рождения Луизы Невельсон Киев. Сверившись с несколькими источниками, уточняем: Переяслав, Полтавская губерния, 1899-ый год. В малолетстве оказалась в Америке.
      Училась у Диего Риверы. Позднее признание.
      Стена, cостоящая из таких вот коробок - фирменный стиль. Принято ассоциировать с монументальным декором заокеанских коренных цивилизаций.
      
       []
      
      При чем здесь прилив и почему королевский (Royal Tide)?
      Так называют максимальный оканский прилив в Калифорнии. Не знал, теперь знаю. Век живи. За приливом следует не менее мощный отлив. Калифорнийцы и гости штата бродят по обнажившимся подводным камушкам. Возможно, это и вдохновило - как версия.
      Мне вот навеяло не то давно канувшие в Лету готоваленки с циркулями и рейсфедерами, не то балясинки пляжных балюстрад.
      Имею право на свое видение. Очередная банальность, ага.
      "Пять женщин на улице" Эрнста Людвига Кирхнера. Старые знакомые - по Берлину, там похожие в галерее авангарда.
      
       []
      
      При нацистах картина была отнесена к дегенеративному искусству. Уличным женщинам не место в картинных галереях рейха.
      Сюзанна Валадон. "Портрет женщины".
      Из совершеннейших низов. Акробатка, официантка, натурщица, мать живописца Утрилло, несчастная любовь великого безумца Сати, брошенка Тулуз-Лотрека, протеже и близкий друг Дега, но прежде всего необыкновенно талантливая художница-самоучка.
      
       []
      
      Я не мог объяснить себе притягательную силу, казалось бы, некрасивого лица. Какой-то свет от него исходит.
      Да уж не сама ли она на портрете?
      Вот фото.
      Вот портрет Сюзанны в нежном возрасте. Ренуар, однако.
      
       []
      
       []
      
      Хорошо, не она. Тогда кто-то очень похожий. Точнее, похожая.
      Досужий дилетант изготовился к тому, что его версию специалисты расколошматят в пух и прах. Но пока пусть побудет.
      Превосходный и бесспорный...нет, не Леже. Я тоже подумал было, что Леже.
      
       []
      
      "Девушка в меланхолии" Генриха Хёрле.
      Влияние французского мастера очевидно, в этой связи пишут также о Владимире Татлине, Эле Лисицком и других.
      Похоже, Хёрле принадлежал к редкой породе живописцев, способных создавать первоклассные работы в любой манере. Пришел бы он к собственному стилю, сообразно таланту? Неизвестно. Успел получить от нацистов ярлык приверженца дегенеративному искусству и умер в Кёльне 40 лет от роду.
      
      ***
      
      Cальвадор Дали. "Вокзал в Перпиньяне".
      Столп сюрреализма был большой выдумщик.
      Будучи проездом в Перпиньяне, внезапно испытал космогонический экстаз. То есть ему на минуту открылись все тайны мироздания. В том числе то, что этот городок во французских Пиренеях является центром человеческой цивилизации.
      
       []
      
      С тех пор для Перпиньяна художник всё равно, что писающий мальчик для Брюсселя.
      История картины и рассказ о ней могут оказаться интереснее самой картины. И тогда получается иллюстрация - к истории и рассказу.
      Между тем саблезубые тигры Дали, человеки раскорякой в полнеба и Гала топлесс смотрятся здорово и без историй, cами по себе.
      Дисклеймер. Субъективное оценочное суждение.
      Ещё одна знаменитая картина.
      Скандально знаменитая.
      "Мария, шлёпающая младенца Христа в присутствии трех свидетелей". Макс Эрнст. 1926.
      Cкандальность видоизменилась c тех пор. Сто лет назад телесные наказания были обычным делом. В Библии достаточно рекомендаций по поводу такого рода педагогики. Возмущало другое. Ставился под сомнение догмат об абсолютной безгрешности Сына Божия. Он по определению никогда не озорничал и не капризничал даже в раннем детстве, а тут такое.
      
       []
      
      Сегодня и верующие, и неверующие усмотрят здесь скорее неуместный выпад против Богородицы как матери. Бить детей нельзя. Люди в окошке должны не созерцать это действо, раз такое дело, а сообщить куда следует.
      Созерцают Эрнст, Анри Бретон и Поль Элюар. Чёткая аллюзия на волхвов Вифлеема.
      Художник реализовал свои детские комплексы. Об этом подробнее в обстоятельном материале Алины Никоновой.
      По факту - исполненное выдающимся мастером хулиганство. Не то чтобы злостное, но всё-таки.
      "Рождение комедии", 1946.
      Его же.
      Позади были менаж де труа с Элюаром и мадам Дьяконовой aka Gala, брак и развод с Пегги Гуггенгейм, проблемы сперва с французскими властями и затем гестапо. Не поэтому ли вместо ожидаемой смеющейся маски мы видим нечто противоположное.
      
       []
      
      Да он не прочь и просто подразнить нас этим несоответствием.
      Добросовестно обошел в музее всё, а запечатлел лишь малую часть. Меньше всего думал о пропорционльном представительстве имен или, допустим, направлений. В результате дадаист и сюрреалист Эрнст фигурирует в этом квази-обзоре аж три раза.
      "Рандеву с друзьями", 1922.
      Красавец Макс уселся на коленях своего литературного идеала - Фёдора Достоевского и, кажется, уважительно поглаживает прозаику бороду. За спинами среди стоящих - любезно допущенный в круг близких друзей Эрнста Рафаэль. Узнаваем по головному убору с бессмертного автопортрета. Правее в том же ряду Поль Элюар. Ещё правее - Луи Арагон. Лавровый венок у него на бёдрах. Видимо, cполз. Впоследствии большой друг Советского Союза. Через одну голову вправо - молодой де Кирико. Единственная дама на холсте - Гала.
      
       []
      
      Изображенные пронумерованы, и это удобно. Что если бы, не знаю, тот же Рафаэль в "Афинской школе" пронумеровал выписанных им на ватиканской фреске. Номер 1-ый - Зенон Элейский. Номер 2-ой - Эпикур. Номер 3-ий - герцог Мантуанский и так далее. Как-то нелепо было бы, да? А у Эрнста подобная инвентаризация ничего не портит.
      Почему?
      Задумался.
      Александра Экстер. "Гавань".
      Какая именно гавань, выясняется дополнительно. Это Генуя. Кто бывал там, узнает и гавань, и улицу, cплошь застроенную дворцами средней величины под сенью собора, и тут же уходящие вниз колоритные кварталы с бельём между балконами и прочим неореализмом.
      Кто не бывал или не выяснял дополнительно, и без этого вкусит свою порцию беспримесной красоты.
      
       []
      
      Вот тебе и кубизм. Вот тебе и расчленёнка образа.
      Уроженка Белостока - польского города сегодня. Еврейско-греческого происхождения. Родной язык русский. Киевлянка и украинка по жизни и творчеству до переезда во Францию.
      И не русский авангард, а российский - по стране тогдашнего пребывания. А если в сeгодняшних реалиях и применительно к Александре Экстер - украинский.
      В англоязычной Вики есть раздел в посвященной ей статье - Ukrainian folk influences. В русскоязычной Вики этого раздела нет. Там и слово "украинский(-ая)" отсутствует напрочь. Вычитывал с микроскопом.
      Я уже писал как-то, что в односложное препозитивное определение невозможно втиснуть всё.
      Пишущий это не является прямым потомком гайдамаков. Он за справедливость. Но если по справедливости и всё-таки односложное, то что?
      Вопрос риторический.
      
      ***
      
      По недосмотру не выложил ранее фото, может быть, самой знаменитой картины Генриха Хёрле в музее Людвига.
      "Карнавал", 1929.
      
       []
      
      До поджога Рейхстага и победы бесноватого на выборах оставалось всего ничего.
      Взмах руки в нацистском приветствии. Маска грабителя и ку-клукс-клановский колпак. Пафос мнимого величия. Ротовые отверстия либо единообразно отворены для дозволенных звуков, либо вовсе закупорены.
      Бытует мнение, что очеловечивание началось немедленно с появлением американского или советского танка за углом родного дома.
      Так ли это? Маски имеют свойство прилипать надолго.
      Отто Дикс - признанный гуру движения "Новая предметность"(Neue Sachlichkeit ). От мастера требовалась порой безжалостность.
      К себе, однако, Дикс относится с уважением. Я сверился с поиском. Все до одного автопортреты даже не шаржи. Везде ладный нордический мужик, разве что какой-то насупленный. Последнее можно истолковать и как цепкий взгляд, предельную концентрацию на отображении в зеркале.
      
       []
      
      "Автопортрет", 1931.
      Георг Грос. "Доктор Эдуард Плич". 1928.
      Этот Плич считался ведущим специалистом по голландскому барокко. Разбирался и в современном ему искусстве. При нацистах окажется востребован как эксперт по атрибуции и оценке похищаемых в оккупированной Европе шедевров.
      
       []
      
      В конце концов отделается легким испугом. Будто бы предусмотрительно сжег изобличающую его переписку.
      Рискнем предположить, что дело не в этом. Кучера, актеры, кто-то еще, как известно, нужны при любом режиме. Но и специалисты по голландскому барокко. Без квалифицированной экспертизы реституция была бы невозможна.
      Господин на портрете кажется расчетливым и не обремененным совестью. Наверное, это потому что наведены справки. Субъективная ретроспекция.
      Совершенно неожиданный холст, и тоже Гроса. "Испанская девочка".
      Упрямый подросток. Гадкий утёнок накануне метаморфозы.
      
       []
      
      Теперь потратьте одну минуту на небольшое исследование. Наберите Георга Гроса (George Grosz) в поиске и нажмите на "Изображения". На вас ринутся уроды с горшками вместе голов, реваншистская шваль, придурковатые обыватели - кто угодно. Сплошь политическая карикатура, черный юмор и жестокий гротеск. Ничего даже отдаленно подобного юной испанке.
      Картина была сдана на комиссию в 1927 году. Возможно, Грос написал её гораздо раньше.
      Превосходная школа уже была. Погружение в новую предметность произойдет позже.
      "Дорога в Шварцвальде" Макса Беккмана. Художник умер в Нью-Йорке в 1950-м году. Картина датируется 1949-ым. Иногда приводить полный набор возникающих ассоциаций нет нужды. Достаточно двух дат.
      
       []
      
      Тоскующие по фигуративному искусству, айда сюда.
      Ещё одно упущение. В дополнение к ранее приведенным "Спящим" швейцарца Шерера - его Liebenspaar, "Влюбленные" (1924).
      
       []
      
      Представлены разные антропологические типы, но дело не в этом. Кажется, молодому человеку нужно время, чтобы достойно ответить на призыв. Он переживает.
      Напоследок Август Макке ("Дама в зеленом жакете", 1912) и Оскар Шлеммер("Группа из 14 в воображаемой архитектуре", 1932).
      
       []
      
       []
      
      Что этим хотели сказать авторы? Вновь и вновь мы слышим этот берущий за душу вопрос.
      Всё и ничего.
      Из попыток ответить более пространно родился целый жанр прикладной литературы. Изысканные обороты и умные слова сливаются порой в ритуальное бормотание.
      Что-то неохота подвергать эти изображения на холсте вербализации.
      Когда-то я прочитал "Жизнеописания" Вазари. Восхищаясь той или иной работой своих великих предшественников, он частенько использовал оценочный эпитет "красивая".
      Cовременные интерпретаторы нас осудят. В том смысле, что предмет искусства далеко не всегда красив.
      Но мы не о предмете. Мы о картинах. Путать то и другое - распространенная ошибка. Смотрю и повторяю вслед за Вазари.
      Красивые картины.
      Ну, и традиционно уже. Можно сказать, любимая забава в музеях авангарда. Найти окно с видом на окрестности.
      Тоже ведь незамутненная красота.
      Даже если там обычная городская лужайка.
      
       []
     
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 12/07/2024. 39k. Статистика.
  • Статья: Германия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка