Бужор Юрий: другие произведения.

Красавец Люцерн

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 21/10/2025. 24k. Статистика.
  • Обзор: Швейцария
  • Иллюстрации: 83 штук.
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    Полтора дня свободного полета

  •   Выкроил себе день в Люцерне, с тем чтобы насладиться оным не в сопровождении любознательных путешественников, а один на один. Показывать и рассказывать самому себе. Везде карабкаться. Лазать куда глаза глядят.
      Кое-что получилось. Любознательных встретил поутру с новыми силами.
      Пока краткий отчёт о выставке.
      Тут же повинюсь. Строгий моралист меня осудит.
      Под некоторыми картинами стоит недвусмысленный запрет - фотографировать нельзя. А под некоторыми не стоит. Я поинтересовался, почему так.
     
       []
     
      Оказывается, этого потребовали какие-то частные владельцы.
      А зачем? Чтобы неповадно было кому-то наделать постеров и потом продавать их?
      Ну, какие там еще постеры с моей мыльницей-смартфоном.
      Да и я проверил. Все до одной картинки уже оцифрованы, и гугл их находит.
      И никто не предупредил ведь, когда я вносил полновесными франками свой кровный четвертак. А заплатил бы я, знай об ограничении - это ещё вопрос.
      (Между нами только. Всё равно заплатил бы).
      Могли вызвать охрану и вывести вон. Но я изловчился.
      Наверное, меня должна мучить совесть. Пусть мне расскажут, какой ущерб я причинил, может, тогда. А пока что нет, не мучит.
      Картинки - вот некоторые.
      Пикассо. Мандолина, ваза с фруктами и гипсовая рука.
     
       []
     
      Отставить аллюзии и ассоциации. Мандолина как она есть. Ваза с фруктами - не больше и не меньше. Гипсовая рука во всей её актуальной фрагментарности.
      Его же. Голова: этюд для монумента.
     
       []
     
      Мне показалось, что к каким-то ассоциациям мэтр здесь подводит, но вот к каким именно? Представить себе весь монумент нелегко, нечего даже и пытаться.
      Первая картина прибыла из самого Метрополитэн, вторая из Балтимора. Соответственно, 25-ый и 29-ый годы.
      Жан Элион. Композиция. 1935 г.
     
       []
     
      Любезно одолжил на время музей Гуггенгейм в Венеции.
      Интересно, сколько отвалила Пегги за этот шедевр? Она бы, поди, подняла нас на смех, вздумай мы искать какую-то вещественность в данной композиции. Мне вот померещился серьезный разговор, причем левая половина холста явно давит аргументами правую.
      Такие картины смотрятся органично в интерьере просторного шато или, допустим, пентхауза. Хорошо, что наследники нуждаются в деньгах, и музеи тут как тут.
      Поль Сезанн. Фрукты. 1879 - 1982.
     
       []
     
      Оказывается, можно влезть в шкурку и душу плода, не подвергая его деформации.
      Ах, это пошло - хвалить работу мариниста, мол, его картина брызгается. Или, дескать, куст на холсте аж прямо благоухает.
      Но что делать. Откусить хотелось.
      Три работы Кандинского.
     
       []
     
       []
     
       []
     
      Что-то в этом есть.
      Набираете в поиске - и на вас обрушиваются великолепные образцы умнейшей вербализации абстракта. Чего я не видел никогда - так это катарсиса при виде подобных шедевров. А при виде некоторых других видел, представьте.
      Скучный довод. Извините.
      Рауль Дюфи. Cцена в Булонском лесу. Такой вот не слишком дикий, да и вовсе домашний бесхитростный фовизм.
     
       []
     
      А это Брак. Бутылка и рыбы.
     
       []
     
      Смутным воспоминанием всплыла еще газета, на которой все сервировалось, но это субъективно.
      В ту же тему. Тень руки. Имя новое для меня - Амеде Озанфан (1886 - 1966). Оказывается, дружил с Корбюзье, вместе с ним прокладывал новые пути.
     
       []
     
      Еще четыре работы кряду. Жоан Миро.
     
       []
     
       []
     
       []
     
       []
     
      Не раз признавался в любви. Чему-то там внутри меня эти композиции особым образом соответствуют. Хотя и это не катарсис.
      Неизменно мощный, ни на кого, кроме себя, не похожий Леже. Мать с книгой и дитя. 1922.
     
       []
     
      Андре Дерен. Молодой метис в белой рубашке.
     
       []
     
      Из скульптур одна особенно понравилась. Ганс Арп. 1936.
     
       []
      
      ***
     
      Город-красавец.
      Озеро, река, разноцветные постройки. Гора Пилат жаль не видна, тучки заволокли. Брожу в свое удовольствие, тихонько подвывая от восторга.
     
       []
     
       []
     
       []
     
      Ратуша. Итальянско-ренессансное палаццо увенчано вполне немецкой кровлей. Строгий ценитель усмотрит здесь смешение стилей.
     
       []
     
      Не знаю, мне красиво.
      Поборников чистоты стиля приглашаю взглянуть на иезуитскую церковь святого Франциска Ксавьера. Идеальные пропорции, золотое сечение и всё такое. В интерьере не менее изысканное позднее барокко.
     
       []
     
       []
     
      На плафоне, то есть попросту на потолке - творение братьев Торричелли из Лугано. Сподвижник Игнация Лойолы проносится по небосводу в триумфальной колеснице.
      По выдающемуся носу узнал в одной из часовен святого из Милана Карла Борромео.
     
       []
     
       []
     
      Люцерн всегда был оплотом католичества.
      В бывшем монастыре святого Урбана набрел на православную икону. Откуда и как она попала сюда - спросить было некого. Может, по итогам наполеоновского нашествия. В нем и швейцарцы поучаствовали.
     
       []
     
      Не сразу, но разобрался. Это из Матфея (11:27): "Всё предано мне Отцом моим..."
      В церкви Франциска Ассизского порадовали Иоаким и Анна, на старости лет воспылавшие друг к другу. Хотя здесь они не такие уж старые.
      Озадачила Саломея, ведущая за руку малолетнего Иоанна Крестителя. Или это некое загробное наказание за грех усекновения?
     
       []
     
       []
     
      Протестантский храм тоже имеется. Традиционно минималистская обстановка, яркое пятно - витраж с евангелистами.
     
       []
     
       []
     
       []
     
      В этой церкви молилась, пребывая на отдыхе, самая знаменитая протестантка своего времени - королева Виктория. Еще один протестант, тоже хорошо известный и не так чтобы сильно правоверный, сочетался здесь браком.
      Это был Вагнер. Пришёл сюда с отбитой им ранее у фон Бюлова женой. Через неделю молодожёны снова пожаловали - крестить сына Зигфрида.
      Да вот кстати. К вечеру обнаружил синагогу.
     
       []
     
      С верхнего этажа огромного концертно-выставочного зала видна арка, увенчанная аллегориями освобожденного труда и единения с остальной Конфедерацией. Я ее называю "Мир, труд, май". На самом деле вход в прежний красивый вокзал, уничтоженный пожаром.
     
       []
     
       []
     
      Новый пригласили проектировать самого Калатраву. Получилось функционально, но красота в данном случае ни при чём.
      Вдали видно диснеевское шато. Нечто выстроенное на манер баварский замков, которыми обескровил бюджет своей родины безумный Людвиг II.
     
       []
     
      Сто раз видел, и ни разу туда не вскарабкался. Надо этот пробел устранить.
      Особенно карабкаться не пришлось. Есть подъёмник.
      Но кто здесь не остановился, на территорию нельзя. Это написано, но мало ли что написано.
     
       []
     
      Я уже зачекинился в другом отеле, не за полтыщи франков ночлег.
      Пробежался коридорами. Причудливый микс ар-нуво и крепостной насупленности. Виды сверху, само собой.
     
       []
     
       []
     
       []
     
       []
     
      Чтобы не прогнали, присел перекусить.
      Дороговато, но ничего запредельного. Пара бутербродов и бутылка воды обошлись в 40 франков. Ну, и раз я такой крутой - на чай еще 10. При этом сытно и вкусно, ничего не скажу.
     
       []
     
      Однако же мне предстоит еще одно восхождение.
      И подъёмника там не будет.
      
      ***
      
      Я таки взобрался на самую высокую башню. Ура, товарищи.
     
       []
     
      Эти башни, числом 9, давно манили, но все времени не было. Показывал и рассказывал снизу.
      Часы на одной из них издавна бьют на минуту раньше, чем все остальные часы и колокола в городе. Такая вот привилегия. И ответственность, понятно.
      Хорошо шло в паре с историей о том, как один советский моряк загранплавания купил здесь часы. Желал заиметь хорошие. Экипаж помог собрать нужную сумму. Судно стояло на ремонте в Генуе, ночной переезд поездом - и вот он уже с новеньким "Лонжином".
      Отмечали, а как же. В водку погружали, бросали на палубу - тикают, потому как гарантия. Швейцарские!
      Но вот с камбуза принесли кипяток для чая, погрузили и в него.
      "Лонжин" затих.
      На следующее утро заявляется наш морячок обратно в магазин. Просит поменять, гарантия же. На вопрос о причинах поломки пожимает плечами. Тогда они ему: "Слушайте, мы вам выдадим другие, вот честное слово. Нам важно самим знать, что произошло".
      Он поверил им. Сказал. И не ошибся. Получил новые и уехал назад в Геную. Но с тех пор на витрине табличка с надписью красовалась, причём только на русском языке: "Не кипятить".
      Эту историю я почерпнул у писателя Конецкого. Когда-то зачитывался. Он про море писал. Я на морях значительную часть жизнь провёл, хотя моряком не считался.
      Отвлёкся, извините.
      Воспарил, да. Там наверху что-то вроде эркера. От бездны тебя отделяет невысокий каменный зубец. Проник и туда. Ноги слегка деревенели, признаюсь вам. Трусоват стал с годами.
      В награду подобно орлу обозревал благословенные окрестности.
     
       []
     
       []
     
      Еле слез. Приходилось для верности делать это задом наперед.
      Какая-то экзистенциальность во всем этом была, чтобы не сказать инфернальность. Там наверху попались ещё нечистая сила над водоёмом и вроде бы обыденного вида, но совершенно рыжий человек, притулившийся к каменной постройке неизвестно какого века.
     
       []
     
       []
     
      Чуть ли не главная примета Люцерна - Часовенный мост. Объяснения подобным мифологизациям нет, как прикажете объяснить иррацио. Ну, старый, 700 лет. Ну, крытый. Ну, горел и восстановили.
      Но кто этим мостом не прошелся, считай, в Люцерне не побывал.
     
       []
     
      Там картинки. Запечатлены героические сцены, библейские сюжеты и местные байки. Враги христиан обезглавливают святых Феликса и сестру его Регулу. Доблестное войско вынуждает бургундцев снять осаду крепости Грансон.
     
       []
     
       []
     
      Очень мне хотелось когда-то полный перечень составить. Вот чтобы все. Спросите, зачем? Если блеснуть эрудицией, то хватит и пары-тройки заранее намеченных.
      Не знаю. Тоже иррацио. Хотелось.
      Больше не хочется. Умные и щедрые люди сделали это за меня. Ловите ссылку, коллеги.
      Заимствую оттуда про то, как Вильгельм Телль отказался кланяться столбу с головным убором габсбургского наместника. Тот вывешивал свою шляпу на этот столб, когда был на выезде. Выезжал частенько. Кругом свободные люди, надо было их окоротить.
     
       []
     
      Реальному наместнику Телль кланялся. И шляпу снимал, ладно.
      А столбу нет. Другие мужчины смирились. Семья, дети.
      Телль не стал.
      Общеизвестна история о выстреле из лука в яблоко на голове любимого сына. Яблоко раскололось надвое. Другая, незаметно вложенная в тетиву стрела убила наглого прихвостня.
     
       []
     
      Ещё один мост. Тоже старый, хотя на сто лет моложе. Уже не героическая хроника, а важное поучение.
      Пляски смерти. Не просто метафора, целый жанр так называется.
      Умный ты или глупый, богатый или бедный, везунчик или лузер по жизни - придет и заберёт. Так что веди себя прилично, потом будет поздно.
     
       []
     
       []
     
      И тоже всё любовно запечатлено и оцифровано.
      К своим добавлю заимствованное.
     
       []
     
      И что, на этой печальной ноте завершишь?
      Нет, на страничку наберется еще.
      
      ***
      
      Историко-краеведческий музей по-хорошему провинциален.
      Европейский светоч, место, где решались судьбы народов, как в иных столичных городах - это не про Люцерн. Но и здесь каким-то людям хотелось собрать что-то хорошее о своей малой родине, а что-то в духе времени и не очень хорошее, потому что правда дороже, и как-то все это упорядочить. Чтобы, кому интересно, мог поглазеть, почитать пояснения и дополнительно расспросить.
     
       []
     
      Только вот закрывать экспонаты металлоконструциями вместо стекла - не самая лучшая идея. Для пущей безопасности, что ли? Неужто кто-то покусится на старые сани, школьную парту и диван-кровать эпохи бэби-бума?
      Впрочем, где-то и стекло.
      Гербы, знамена и умирающий лев Торвальдсена - реплика горестно-прекрасного памятника швейцарцам, в том числе из местных, честно погибшим согласно контракту при защите дворца Тюильри в Париже на исходе славного XVIII века.
     
       []
     
      Наверное, когда здесь бродят англичане, они взирают на Наполеона с неодобрением. И не только они. А кому-то он вообще никак. Между тем Швейцарию император, строго говоря, не захватил, хотя мог, а объявил протекторатом.
     
       []
     
      После Великой революции, когда в Париже аукнулось и везде откликнулось, здесь начался раздрай. Собрал в Париже враждующих удельных правителей и велел им жить дружно. Чему они сочли за благо подчиниться. К идее конфедерации приложил таким образом свою энергичную руку.
      Грандиозное фиаско, постигшее Великую армию на востоке, упоминается с ноткой сожаления. Ну, мне так показалось.
      Миниатюрная гильотина. На самом деле до XIX века включительно применялась не миниатюрная, а самая настоящая. Причем гарантировалась свобода выбора. Приговоренный мог предпочесть традиционный меч.
     
       []
     
      С досужими американцами, бродившими по музею, обсудили назначение модели. Они склонялись к тому, что так здесь казнили пойманных мышей. Я придерживался версии, что модель использовалась, не исключено, что и на мышах, для демонстрации и утверждения местным советом старейшин.
      Сотрудники музея не разрешили наш спор.
      Долго не мог оторваться от швейной машинки. Это личное, детское. Многие поймут.
     
       []
     
      Изящно сервированный стол с заезжими знаменитостями. Не всех признал сразу, выручают надписи. Одна надпись не влезла в кадр. Никто не обязан знать. Роза Люксембург.
     
       []
     
       []
     
       []
     
       []
     
       []
     
       []
     
       []
     
       []
     
      Бабочки, муравьеды и прочая живность не особенно впечатлили. Вот разве что история о кости. Данную кость нашли лет триста назад. Она подтвердила издавна бытующее здесь представление, что люцернцы произошли от великанов. Лет через 100 скучные ученые доказали, что это кость вымершего мамонта.
     
       []
     
      Обидно.
      Лагерь для перемещенных лиц - дезертировавших из рядов вермахта во время второй большой войны. Комендант был правых взглядов и лютовал. Содержащиеся в лагере не получали посылок Красного Креста и адресованную им почту. Указано, что недоедали, хотя по фото этого не видно. Или мне мешают другие виденные ранее фото с узниками других лагерей.
     
       []
     
      Сразу после войны коменданта судили и дали ему три с половиной года общественных работ.
      В разделе, посвященном образованию, привлекли таблички с именами известных миру деятелей и цитатами из их высказываний. Один из способов научить старшеклассников критически мыслить, надо полагать.
      Например: "Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чём беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет".
      Или вот: "Знаете, одни из самых нечестных людей в мире медиа - это так называемые факт-чекеры".
      Напомню, если запамятовали.
      Путин.
      Трамп.
     
       []
     
      Без комментариев.
      Девушки-манекены ничего не должны означать. Просто красиво.
     
       []
     
      Полтора дня свободного полёта в Люцерне завершаются.
      Завтра утром встречаю группу. Начнем с Памятника льва.
      Мои подопечные увидят знакомые цвета везде. Знаменитый музыкальный фестиваль стартует в ноябре, но желто-синие флаги уже реют. Бывают странные, но и радующие глаз сближения.
     
       []
     
      Еще сколько-то фото напоследок.
     
       []
     
       []
     
       []
     
       []
     
       []
     
       []
     
       []
     
       []
     
       []
     
       []
     
      
     
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 21/10/2025. 24k. Статистика.
  • Обзор: Швейцария

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка