Бужор Юрий: другие произведения.

Лень гуглить

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 23/10/2021.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 16/11/2021. 20k. Статистика.
  • Обзор:
  • Иллюстрации: 1 штук.
  • Аннотация:
    Сборная солянка за октябрь 2021 г.

  •   
      Любая кухарка
      
      Неприятно удивил недавний шлейф одобрительных комментариев под признанием нелюбви к Высоцкому. И тому, как эмоционально это неодобрение было высказано.
      Тут многое.
      Было дело, в "Нашем современнике" и "Молодой гвардии" поносили "хриплого". Этим не нравилось его отчество, понятно.
      Имеет место подспудная быдловатая неприязнь к бардовской песне вообще.
      Я вспомнил один инцидент.
      Когда везешь туристов далеко, не все же им байки рассказывать. Иногда поставить музыку самое то. Вопрос, какую. Сифонию номер 5 в ми минор, опус 64? Ксюшу - юбочку из плюша? Мало-помалу пришел к тому, что приятная для слуха инструменталка отторжения ни у кого не вызовет.
      А вот бардовская песня сопряжена с риском. Была у меня чудная подборка Визбора, и тематически почти все подходило, везде почти так или иначе про путешествия. Только не по заграницам, какие при Визборе заграницы, но это в нашем скандинавском туре по идее должно было даже как-то ностальгически оттенять и умилять. И вот один экс-закройщик из Чикаго (не подумайте, будто я что-то имею против закройщиков, это он мне успел поведать, что был у себя на родине крутым закройщиком) сперва ко мне свое дитятко подсылает, а потом, когда не помогло, и сам явился с перекошенной от негодования лицевой частью. Я, конечно, выключать не стал, но громкость убавил и выводы сделал.
      Еще вспомнилась статья в "Новом мире", где бардовская песня подверглась утонченной критике, так сказать, сверху - как некий интеллигентский кухонный маргинес. Высоцкий и другие, мол, не совместимы на только с партийно-советским дуболомством, но и какими-то идеалами. Там не сказано было, какими именно. До сих пор ощущение чего-то липкого от той статьи.
      Плюс подростковая реакция, дух противоречия. Ах, вам нравится? А нам в таком случае нет.
      Инет такой инет. Любая кухарка. Добавьте к этому неизбывное желание покакать публично, неважно на кого или на что, и опять-таки огромные возможности сделать это с помощью сети.
      Да и кое-что изменилось за 40 с лишним лет. Хотел было написать: какие-то вещи не выдержали испытания временем.
      Отставить. Это неточно, несправедливо. Время не бесстрастный судия. Оно и само может где-то оступиться. Или вообще скурвиться.
      А на какающих в сети есть только одна управа. Игнор. Притом не внешний, всех не забанишь, а внутренний.
      Это я типа совет даю. А сам-то? Ох.
      
      А вот кому докторская?
      
      Залез в гугл. Было интересно, придерживаются ли в Украине и РФ советской системы кандидатских и докторских диссертаций? Готовятся ли к переходу на одни докторские, как в Европах-Америках?
      Но увидел не то, что искал - объявления о написании диссертаций за деньги. И хотя знал об этом раньше, шок все же получил. Как говорили когда-то в Одессе и извините мой французский, усраться и не жить. Никогда эти объявлении не были такими наглыми. Раньше писали: помощь в написании. Сейчас пишут честнее: написание. И объясняют открытым текстом, почему есть резон не самому карячиться, а заплатить за работу.
      Новый шок побудил что-то повторить, а что-то и добавить.
      Вспомнил свое остепенение в 1985 г. Кое-что уже было. Очень дорогие подарки и важные услуги помаленьку вытеснялись деньгами. Профессору-завкафедрой становилось всё интереснее набрать в аспиранты заведомо неспособных что-либо внятно написать хотя бы, и чем неспособнее, тем лучше, но с деньгами-связями у папы с мамой. Первое, что стал делать мой ведущий оппонент, профессор Ш.(надо сказать, весьма авторитетный лингвист), когда я встретил его в аэропорту и вез в гостиницу, это заученным голосом пенять мне на оформление моей работы. Я знал, что оформление соответствует нормам ВАКа. Потом он от меня отстал и оказался милейшим человеком. Вторая оппонентша, доцент, вообще была счастлива, что ее вывезли куда-то с содержанием. Я их водил пару раз обедать и "в концерт". Ни о каких деньгах не было и речи. Банкета тоже не было.
      Ну, я особь статья. Я ж соискатель был. Ни одного дня в аспирантуре, и защитился без отрыва от основной работы. Нет, месяц за свой счет мне полагался. Но этот месяц закончился, и я уже приступил к труду, когда была назначена дата защиты. Запись в книге уходов с работы - ушел защищать диссертацию - и сегодня предмет моей похвальбы, воспоминание об этой записи согревает моё мёрзнущее эго в долгие зимние ночи.
      На самом деле мой научный руководитель, пусть земля ему будет пухом, держал меня в качестве асистемного явления - вообще-то, учат философы, необходимого компонента любой реально существующей системы. Мною можно было тыкать в глаза несмышленым аспиранточкам. Назовем лопату лопатой, как говорят англичане: поднимать цену за написание диссертаций на этой кухне кандидатов наук. Я всё равно был и остаюсь ему благодарен - не за помощь в написании, её не было, да я её не просил, а за образец дотошного исследователя, который он собой являл, и за идеи, которые он генерировал.
      Но сегодня маски сброшены.
      Хочется крикнуть: вы что же это, гады, делаете? Вы ж нивелируете! Вы ж дискредитируете! Куда смотрит власть? Почему не пресечет незаконный промысел? Нет ли здесь признаков уголовно наказуемого подлога?
      Но я всего этого не кричу.
      Вот разве что цена. Вылезла на одном из сайтов, так-то они ее не афишируют. Кандидатская - от 120 тысяч рублей.
      Я не говорю, что это ничего. Тем более на названных просторах. Я не совсем рухнул откуда-то Но за новое слово в науке всего полторы тысячи долларов - или сколько там по курсу?
      В мое время это стоило 5 тысяч рублей. Слышал тогда отдаленным краем уха. И поверьте, кто помоложе, а кто постарше и так знает - это было намного, очень на много больше, чем полторы штуки зелени сегодня.
      Так тоже нельзя. Обида переполняет.
      
      Лень гуглить
        
      Вам знакома эта ситуация? Интеллигентно спорим, кто-то вспоминает что-то и пишет: по памяти, лень гуглить.
      Что тебе (ему, ей, нам, мне) лень? Два-три раза кликнуть мышкой? Свой же аргумент не хочешь укрепить?
      Но и оппонент не настаивает. Лень, и фиг с тобой. Мне тоже лень.
      Маркс учил, что стоимость товара определяется количеством вложенного в него труда. Последний измеряется затратами общественно полезного времени. Потом оказалось все не так просто, но в принципе товарищ был прав, нет? Ну, и с какого перепугу будут котироваться знания, полученные практически без труда? Не надо ходить в библиотеку, посещать занятия, читать Ферсмана или хоть Пикуля. Пара-тройка кликов.
      Из мышления сапиенсов извлекается и делегируется сети одна из его важнейших функций - накопление знаний. А про то, что важнее уметь применять знания, чем их накапливать, я давно знаю. Другая тема. Хотя и смежная. Привычка делегировать приставуча. Она незаметно распространяется и на другие функции.
      Это была присказка.
      Телешоу - тест на интеллект. Соревнуются учителя московских школ. В ходе этого соревнования выясняется, что они не могут ответить на такие, например, вопросы:
      В какой стране родилась книжка о Карлсоне?
      В какой стране находится Ганновер?
      Кто написал "Аду" и "Защиту Лужина"?
      Ну, и так далее. Причем из 8 участников 6 преподают историю, обществознание или литературу.
      Непонятно, кстати, при чем тут интеллект. Это тест на эрудицию.
      Мне стало жаль бедолаг. По-моему, простительно не знать, что музыку к Крестному отцу сочинил Нино Рота. Всё же очень старый фильм. Эстрагон и в моей голове смикшировался с эскарго, но страшным усилием воли я, не гугля, вернул его на место.
      Но не знать автора "Истории одного города"? Любопытно, есть ли ни на йоту не увядший текст в сегодняшней школьной программе. Хотя даже если его там нет. Учитель словесности не имеет права этого не знать.
      Всё это очень грустно.
      И закономерно.
      Допустим, возникает вопрос. Ну вот, у меня в текущей писанине он возник: кто были первые Бенуа в России. Не знал, теперь знаю. Глянул в сети, не в библиотеку же бежать.
      Но вот, к примеру, я рассказываю на экскурсии по Италии, как один из представителей этого славного рода стал обладателем Мадонны Леонардо. И кто-то меня спрашивает: почему не русская фамилия?
      Если я не знаю, я говорю: не знаю. Давно научился этому, хотя по молодости порой проявлял малодушие. Из обрусевших фрранцузов - ежу понятно, это не ответ. Но тут же добавляю: можно посмотреть.
      И таки можно. Тут же, на месте. Или немного погодя, во время санитарно-едоцко-курительной паузы.
      Но спрашивающий машет рукой: та ладно. И мы оба продолжаем не знать.
      Та же ситуация.
      Абсолютная доступность знаний нивелировала их. Точнее, нивелировалась познавательная активность. Если не позарез надо, пусть и дальше лежит на своей сетевой полочке. Зачем забивать белковый процессор? Зачем дублировать?
      Выхолостился ли эрудит как общественный феномен? Нет, есть ещё. Но он воспринимается как фрик. Гляди, какой молодец, не поленился, натаскал себе в мозг того, что и так где-то рядом.
      Это как кто-то мгновенно извлекает кубический корень из любого числа. Практического значения его способность не имеет, потому что хороший калькулятор это тоже делает, если есть необходимость. Но это cool. Этой способностью можно блеснуть по телевизору, даже продать ее.
      Учителя и экскурсоводы по идее должны держать планку. Всё-таки желательно, чтобы ситуация "я не знаю" не возникала слишком часто. Но, как видим, держат плохо.
      Бастионов эрудиции становится все меньше.
      Как называется нынешняя эпоха? Общество всеобщего потребления? Пост-модернизм? Есть ли тэг, который отображал бы суть сказанного выше? Сеть не просто сдвинула систему ценностей, в данном вопросе она ее изменила почти до неузнаваемости, решительным и, может быть, роковым образом повлияла также на общественную активность людей, в том числе политическую. Но это другая тема.
      
       []
      
      Даёшь имплицитность
      
      Намедни выложил пост, предварив его эмоциональным возгласом: "Эх, давно я не фулюганил". Казалось бы, явный намек, теперь вникайте. Но особого желания вникать я не заметил. Пришлось подредактировать, обозначить, извините за выражение, цезурой и многоточием. Проявил слабость. Пошёл на поводу.
      С многоточиями поняли, но тоже не все и не всё.
      
      Венцу творенья выдан был геном
      Не для того, чтоб стал венец...попоной
      С бубенчиком. Главу украсив оной,
      Бредёт осёл под мелодичный звон.
      
      ***
      
      Я ехал зайцем. Высадят меня
      На станции Большие... Холобуды.
      Какие люди, право же, зануды.
      Как мало в них душевного огня.
      
      ***
      
      Я не знаком с установившим МРОТ.
      Предполагаю, он большой...любитель
      Часов 'Патек', омаров потрошитель
      И всей душой болеет за народ.
      
      Не я обогатил этим жанром великую русскую поэзию. Прецеденты были. Однажды в драке два китайца. Граф крепостных держал в узде. И так далее. Я лишь старательно эпигонствую в данном направлении. Но термином "залепуха" литературоведение я таки обогатил, нет? Просто, как вчера выяснилось, жанр, или формат, как сейчас говорят, не всем тем не менее известен.
      Еще один печальный вывод можно сделать. Запас обсценной лексики у читающей публики скудеет. Усматриваю в этом вред, наносимый ведомством Цукерберга. И даже, я бы сказал, падение нравов.
      С другой стороны, это развивает компенсаторные способности. Cвоеобразная фигура умолчания, некоторая, не побоюсь, имплицитность и тонкие эзопизмы - наш ответ на цензурное давление в сообществе.
      Так что вот еще примерчики. Без многоточий.
        
        ***
      
      Ветхозаветный персонаж Исав,
      Почувствовал однажды боль подмышкой.
      Расстроенный, заел похлебку пышкой
      И удалился, миски разбросав.
      
       ***
      
      Вот так, ваяя шедевряки,
      Нет-нет, да и почешем темя.
      Нас от панической атаки
      Cпасёт лишь добрый доктор Время.
      
      ***
      Жил-был один талантливый поэт,
      И делал он талантливо приятное
      Своим хозяевам. Деяние затратное
      Для совести, а для кармана нет.
      
      Оригинальное мнение
        
      Если кто-то берётся судить о поэзии и не слышал строк
      
      Россия, звезды, ночь расстрела
      И весь в черемухе овраг
      
      - его надо предостеречь. Пусть сперва ознакомится. Потом пусть судит.
      
      Не знающий автора обращения к навек потерянной родине
      
      Дорогими слепыми глазами
      не смотри на меня, пожалей,
      не ищи в этой угольной яме,
      не нащупывай жизни моей!
      
      - должен немедленно ликвидировать пробел. Это не так трудно в нашем-то веке. В библиотеку бежать не надо.
      Лирический герой в тяжелом сне оказывается рабом в каменоломне. Вот он видит обломок:
      
      И фонарем на нем я освещаю
      след надписи и наготу червя.
      "Читай, читай!" - кричит мне кровь моя:
      Р, О, С, - нет, я букв не различаю.
      
      Сказать об авторе этих стихов, что он беспомощен как поэт, может либо очень недобрый и неискренний человек, либо кто-то с абсолютным отсутствием поэтического слуха.
      Есть, правда, надежда, что это жестокий стёб. Автор получит тысячу одобрительных лайков и проникновенных объяснений в нелюбви к Набокову-поэту, а потом напишет: эх, вы. А ведь я вас проверил. Какие же вы, право (плохое слово). Как вы могли подумать, что это я всерьёз о Набокове.
      Тогда это очень злая шутка, в плохом вкусе.
      Ибо да, это о Набокове. Дескать, прозаик замечательный, при некоторых "но", а поэт никакой.
      Какие ещё "но"? Чья проза заслужила эпитета "безупречная" в большей степени, чем проза Набокова?
      Каждый имеет право на собственное мнение. С этим никто не спорит. Но каждый, да? Сейчас и я вот такой каждый. И резюмирую своё путем отсылки к популярному когда-то, не знаю, как сейчас, клише: оригинальная женщина...оригинальная женщина...а по мне так она просто блядь.
      Никакого антифеминизма. Это о некоторых мнениях. Слово "мнение" в русском языке - среднего рода*.
      
      One Love
      
      Немного актуальной компаративистики, кому любопытно.
      Уважаемый френд заметила, что в современной русской разговорной речи стало встречаться английское one love, причем не как название шлягера или бренда, это давно известно, а в предикативной позиции в функции оценочного прилагательного. Например: "Вася one love", "Этот коктейль one love" и так далее. То есть "классный", "супер".
      Возникли сомнения, возможно ли подобное употребление в английском языке.
      А почему бы и нет, подумал я.
      В английском в препозиции перед существительным может оказаться что угодно, хоть клише из двух слов, хоть целая фраза. Русский язык идет на это нехотно. Надо образовывать прилагательное "уанлавный" или громоздкий компаунд типа onelove-парень. Как-то это не очень.
      Английский позволяет отправить то, что было в препозиции, и в предикатив. Например, Are you sure he is really shut-up-everybody-and-leave-me-alone? Это нечастотное и явно окказиональное употребление, но оно абсолютно грамматично. Норма языка здесь не нарушена.
      Как и следовало ожидать, one love тоже может оказаться в этой позиции. Я завел в поиск The film is one love и получил:
      Is the most trusted measurement of quality for movies & TV, this film is one love!
      Это из отзыва.
      Big size of burgers, tasty meat and nice stuff. Also we've got country potato with cheddar cheese (that was the best choice made ever). So this place is one love.
      Тоже из отзыва.
      В обоих случаях - позитивная качественная оценка, а не соотнесение с брендом One Love или чем-то подобным.
      Другое дело, что в английском это происходит редко. Можно ожидать, что в русском аналогичное явление будет иметь место чаще. Еще и потому, что клише-макаронизм воспринимается как одно иностранное слово. Примерная аналогия - комильфо. Тоже ведь изначально не одно слово. Что-то мешает нам (но не носителям английского) сказать: комильфо-юноша. Куда легче: "Этот юноша вполне комильфо".
      Ну, и мода на английское. Хорошо это или плохо - другая тема.
      Кажется, разобрались. Спасибо, Ася, что вернули меня к материям вроде бы уже забытым давно.
      
      Подслушал в Москве
      
      Точнее, не подслушал, а услышал, как и другие посетители Почтамта, хотя мало кто и слушал даже - что показательно.
      Не вчера было, лет уже десять назад. Будучи в Златоглавой, зашел отправить пару бандеролей. Когда-то в операционных залах стояли большие столы, чтобы можно было присесть, надписать конверт и так далее. Сегодня надписывание и заполнение формуляров - всё стоя. Стол в зале есть - один, большой, но стульев только два и на них за этим столом сидят:
      
      - седоватый господин в костюме;
      - напротив тетка всклокоченного вида, лет 45.
      
      Забегая вперед: этот стол, очевидно, типа рабочий кабинет в аренду, иначе бы я костюма на господине не увидел, а был бы он, как все, в верхней одежде.
      И вот он звонит. Я слышу, понятно, только его реплики.
      - Здравствуйте, такой-то такой-такойтович...Мне генерал сказал позвонить вам, ну, я звоню, хотя по совести особого смысла в этом не вижу...Мы с вами говорили три месяца назад, а от вас ничего не слышно...Да они вам год обещают решить вопрос, а все не решают и не решат, а мы по-настоящему серьезных людей...что? да, это реально...да, надо быть готовым на одну треть..я уже включил предварительно...надо ж учитывать...такие люди...в общем, когда будете готовы, дайте знать. Благ.
      Затем уже по своему телефону тетка звонит кому-то. По-дружески наезжает.
      - Привет, (имя). Cлушай, скажи своему (фамилия)...вроде был заинтересован, серьезные люди занимаются, а он блядь за копейку удавится. Всё. Давай.
      Тут и моя очередь к окошку подоспела. Оплатил, отправил, ушел восвояси. А господин и не думал уходить. Тетка, та в пальто была. Наверное, для двух-трех тактических вопросов она еще понадобится. Стратег-столоночальник у них - тот, что в костюме, ясно.
      Ничего нового, в общем. Но чтобы так, не таясь...
      Хотя чего таиться. Все нормально. Люди работают. 
     
      _____________________________________
      
      *Данное суждение высказал хороший писатель и яркий публицист Денис Драгунский.
        
  • Комментарии: 1, последний от 23/10/2021.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 16/11/2021. 20k. Статистика.
  • Обзор:

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка