Аннотация: Прежнего в подборке относительно больше, чем обычно. Время подводить итоги, как это скучно называется. Но есть и новое. И с Новым годом, кстати.
Баллада о лилипуте
Имеются трудности. Если можно так сказать (нельзя) о смерти людей до срока.
И не слышно, чтобы отключение от СВИФТа что-то обрушило. Тем не менее cказанное год назад не отменяется. Ни в коем случае.
________________________
Крадётся к лифту дерзкий лилипут.
Хоть и с трудом, он достаёт до кнопки,
Взлетает из захламленной подсобки
На самый верх. И вот уже зовут
Пожизненным диктатором нахала,
Ему положены дворцы и опахала,
Малюта личный и ночной сосуд
Из краденого желтого металла.
Опричники свирепствуют. Кому там
Мерещится, что это всё мираж,
Из мультиков нарезанный коллаж,
Что лилипут остался лилипутом?!
Но он не верит и тонтон-макутам,
Поскольку знает ушлый персонаж,
Что занятый с удобствами этаж
Манит льстецов и это повод к смутам.
Пигмея плющит. Он впадает в раж.
"Подъём! В ружьё! Всех взять на абордаж!
Кругом враги, и замыслы их низки.
Мы им покажем! Доставай пиписьки!".
***
Но вскоре выясняется, что штифт
Свой жалкий тереби, не тереби ты,
Блиц не пройдет и карты будут биты.
Читай. Открытый текст и жирный шрифт.
Загробный дух с письмом для лилипута:
"Не вышло цап-царапа - жди капута,
Мастак заплечных дел и наглых кривд,
Назад, в подсобку. За поребрик. Свифт".
***
Не унываем, брат. Простой и нужный
Ответ дал человечеству Залужный.
Гад гонит на убой слепое стадо,
И Украина побеждает гада.
Был лилипут. Остался лилипутом.
Но там в подсобке термояд под спудом.
Не выйдет у урода харакири.
Прописано уроду сгнить в сортире.
Урок да будет Западом усвоен.
Прикрыл планету украинский воин.
Мир получает мужества пример.
Растёт в Европе новый Гулливер.
Не став би я на Хануку брехати.
Розквітне знов садочок біля хати.
Ось янгол полетів вже за питвом.
То ж будьмо! І з прийдешнім нас Різдвом!
18.12.22
Мы стадо?
Как-то стороной прошла новость, которая еще пару лет назад показалась бы сенсационной. Ватикан одобрил однополые браки.
Теперь не кажется. Тому много причин. Мы знаем главную. Ну, или пару главных.
Вспомнился опус 5-летней давности на эту и смежные темы. Боже, что нас занимало тогда.
Воспроизведу тем не менее.
_________________________
Нас с одним товарищем хлебом не корми, дай потереть об антисемитизме. Он мне о непропорциональном представительстве. Это да, говорю я, еще с Иисуса и Апостолов началось. Не спорю, говорит он, и тут же мне о высокомерии и закрытости. Я ему. Он мне. Как-то вот так терли, а он возьми и скажи: "Юра, что ты природу моей любви или нелюбви все постичь пытаешься. Не люблю, и всё. Не могу карячиться."
Это намного честнее, чем разговоры о засилье морд на ТВ и прочем. Засилье засильем, а неприязнь неприязнью. Природа неприязни толком не осознается даже, не люблю и все. С первого взгляда. Ключевое слово морда.
Честный антисемит В. Шульгин называл эту разновидность антисемитизма расовой и честно пытался от неё отмежеваться. Причем последнее без особого успеха. Почему, скажем, расового антиитальянизма не бывает, а антисемитизм бывает - тому есть причины. Инакость евреев другая, иная. Но - морда.
И снова биология прет. Еврей, не похожий на еврея, в этой, вытекающей из пресловутого изма системе отсчета есть нонсенс даже больший, чем так называемый "хороший еврей". Похожесть на еврея есть главная отличительная черта еврея.
Конечно, кто-то вступает в борьбу со своей биологией, а кто-то пестует её в себе, находит в ней усладу. Один социум не сразу, мало-помалу, но стал спокойно относиться к однополым парам. И ничего. В основном народу никак. В другом социуме по этому поводу нагнетается истерия, и народ в целом против. При этом процент гомосексуалистов каким был, таким и остался, что там, что здесь.
Зачем и кому это надо - бороться и с этой инакостью - другая тема. Существенно, что биологический фактор в восприятии обществом поддается корректировке. Она никогда не будет полной, но она возможна. Скажем еще осторожнее: не сам фактор поддается, а его вес, место в принятой обществом системе ценностей.
Но вот, внимание, нечто, чему, кажется, никакая корректировка не поможет, хотя никто и не думает корректировать.
Я имею в виду разновозрастные пары . Не разноцветные, не разнополые - разновозрастные. И разницу возьмем нормальную - лет эдак 30. Пожилой господин и его молодая спутница.
И вот вы появляетесь, допустим, в ресторане.
Что вы не папа с дочкой, выясняется публикой через пару минут. О языке тела не все и слышали, но все его сносно понимают. Как и язык взглядов. Еще через 5 минут всем ясно, что вы и не командировочный участник семинара со своей, скажем, личной переводчицей. И не озабоченный дедок с проституткой. В Европе не ходят в рестораны с проститутками. В этой ситации возраст проститутки как раз не имеет значения. Неприлично - и всё. Это могло бы тоже не понравиться, но не всем и не обязательно. То, о чем я здесь пишу, острее и глубже.
Кому какое дело, кому вы на фиг нужны? Не скажите. Некоторая одеревенелость физиономий, а то и отвисание челюсти говорят сами за себя. Люди недовольны. Они удивлены и возмущены. Молодые и старые. Мужчины и женщины. Жующие свою еду клиенты и обслуживающий персонал. По-разному, но все. А кому-то вы прямо настроение испортили.
А если вы путешествуете с молодой дамой, например, в круизе? И вас усаживают за одним столом с какими-то американскими старперами и старпершами? Но и за молодежным столом ни вам, ни соседям вашим сладко не будет, вот же в чем штука.
Папик, понятно. Папик, который еще может. И вот вы с девушкой нашли друг друга. Вы её спонсируете, она вам за это дает. Казалось бы, что такого. Это народ как-то съел бы, да. Поморщился бы, но съел.
Но вы и не папик. Дама самодостаточна. Это тоже просекают. У вас отношения. Cвидетельство о браке не оправдывало бы вас, хотя, пожалуй, это некоторое смягчающее обстоятельство. Но нет и свидетельства. Вы - старше, намного. Вот и всё.
Наслоения имеют место, и еще какие. Распалит Настасью Филипповну, а потом к ней все не едет и не едет Тоцкий. Каренин со своми мерзкими ушными раковинами. Царь Додон, понимаешь. Хотя вот царь Соломон, Берлускони и тому подобный отец нации - это немножко из другой оперы. Тогда вы не такой, как все, вам можно. Альфа-самец. В крайнем случае, очень-очень красивый старик, такой, знаете, стройный, c горящим взором, в кашне.
Но вы не в кашне и не с горящим. Вы просто старше, намного.
Чистая биология. Вы увели молодую телочку от более подходящих ей партнеров. Вы проигнорировали пожилых самок. Вы и ваша соучастница не дали совершиться естественному отбору, хотя бы для приличия не обозначили его, и нет вам прощения.
Вы стадо, господа. И раз я так распереживался по этому поводу, то и я стадо. Все мы стадо. Большое, унылое, бессмысленное стадо.
Пойду сварю себе кофе.
2018
Уломали
Новый год - в Италии.
Уломали.
Хотя это кокетство, конечно. Скажем, мы договорились.
Сижу, готовлюсь.
В том числе читаю сам себя. Благо понаписывал в тему будь здоров.
Смотри-ка, тут вот удачно получилось. А где-то вяло, неточно.
Давно забыл, что и сам написал. Захватывает сам процесс.
"Ты меня любишь и хочешь меня убить". Оперный спектакль в Вероне и приключившийся там акустический конфуз.
Вот забавная и, как мне кажется, многозначительная картинка оттуда.
Всем добрым людям - светлого Рождества.
___________________________________
Разыгрывается прелюбопытная мизансцена. До меня не сразу доходит, что разыгрывается она по-русски. Муж и жена. Ему и ей лет под 50. Она ласково воркует, он издает сердитый клекот, предположительно орлиный.
Жена не помещается в кресле.
Она не может втиснуться между подлокотниками. Ее бока слишком круты и, будем называть вещи своими именами, мясисты.
Из воркования-клекота становится ясно, чья тут недоработка. Да и, похоже, вечно виноватой в этой паре предписано быть жене. Проблема им давно известна по прежнему опыту, а она чего-то не выспросила толком, когда в агентстве заказывала билеты, понадеялась на авось.
Но выход из нештатной ситуации находится. На удивление легко и грациозно женщина перемещается пониже и садится в проходе. Персонал делает вид, что не замечает, им эта ситуация знакома.
Время от времени она оглядывается на мужа и посылает ему нежную виноватую улыбку. Каждый раз, когда она оглядывается, он сгоняет с лица добрый любящий взгляд, сдвигает брови и угрюмо клекочет. Она отворачивается, после чего он продолжает смотреть на ее обширную спину добрым любящим взглядом.
Но вот какое-то движение в оркестре. И - замерло всё. Сейчас дирижер взмахнет палочкой и зазвучит бессмертная увертюра.
***
Звонкое и чистое начало. Литавры и тарелки. То не вечер сгустился над Вероной, то солнечное утро озаряет Севилью, Пиренеи и всю вообще Атлантику. Шумит, бежит Гвадалквивир.
А ведь я был в Севилье. Вот так бы и не вспомнил. В программу дня забивал самый большой в мире готический собор, Алькасар и, само собой, Кармен. "Кажется, появись она сейчас на средневековой улочке с красным цветком в руке, никто бы не удивился." Некому было выпороть за подобные красивости, но публике нравилось. Хотя по-настоящему запомнились только кичеватые павильоны, воздвигнутые там когда-то к какой-то всемирной выставке. Не до красот было, тормозила круизная рутина. Мандраж начинался с высадки на берег в порту Кадис. Соединял людей, экскурсоводов, автобусы. К павильонам, видимо, все худо-бедно соединилось тогда.
Великое всегда без вины виновато в том, что его затирают в результате повсеместного употребления. Прекрасная и, что там, давно набрыдшая мелодия куплетов тореадора. Но вот короткая яркая пауза - и тема судьбы. Любовь не побеждает смерть. Любовь яростно дерётся с ней до конца. Смелый тональный сдвиг, не хватает пары тактов для спокойного гармоничного завершения.
Бизе гений.
Вблизи, конечно, слышно было бы лучше, но и так неплохо. Когда занавес раздвигается, одно даже преимущество отдаленности от места действия становится очевидным. Сцена огромна. Сиди и разглядывай многочисленные детали, людей и даже животных, которыми Дзефирелли ее населил. Вблизи пришлось бы бороться с боковым зрением и без конца вертеть головой.
Речитатив Микаэлы не особенно впечатляет. Мы такое пародировали на капустниках. А голос сильный и красивый - хотя и на расстоянии.
Детский хор приводит публику в радостное возбуждение. Почему-то детки маршируют с французским флагом. Из уважения к Мериме и Бизе? Действие происходит все же в Испании. Французская пара за мной не задает вопросов, а только тихонько подвывает от восторга.
Дуэт Микаэлы и Хозе. Микаэла с ним на "ты", она с ним на "вы". Потом сверился с оригиналом либретто - всё правильно. Она же девушка из народа, мало ли что невеста, а он какой-никакой дон. Мечты о совместной сельской идиллии. Cветло и немного скучно.
Но вот и Она. У любви, как у пташки крылья.
Немедленно хочется крикнуть: громче! С грустью предполагаешь, что сопрано второго плана вознамерилось перепеть заглавное меццо. В театре всякое бывает, но нет, вряд ли. Всё проще. Одни звуковые модуляции более успешно преодолевают расстояние на открытой площадке, а другие менее.
Между Кармен и Хозе, как сейчас говорят, возникает химия. Любовь с первого взгляда, говорили в старину. Избранник получает в дар цветок. В оркестровку прорываются грозные аккорды. Тема судьбы.
Идет подготовка к спариванию вне церковной церемонии. Изображать надо не романтический флер, а именно это. Хочется крикнуть: развязнее! Ссылки на некоторую полноту солистки не принимаются. Мы не рабы моды. В пышных телесах мало эротики? Как бы не так!
***
Под конец первого акта чувствую, что мне чего-то недостаёт. Где негабаритная блондинка? Cидела же вот здесь, можно сказать, под ногами.
Оказывается, как только зазвучала увертюра, капельдинерша отвела блондинку вниз и усадила на пустующее место. Сидеть в проходе не положено, мало ли, вдруг срочная эвакуация. Втиснуться в свое сиденье на трибуне не получается. Так что все правильно. В партере стоит дороже, и намного, но не брать же доплату. Ситуация стандартная, работница Арены действовала по инструкции. А места всегда есть.
Но пока что - перерыв. И негабарит взбегает наверх к мужу и рассказывает ему, как её увлекли в партер и как там все хорошо видно и слышно. Главное - без доплаты. Лишний вес, из-за которого всегда сплошные проблемы, на этот раз принес ей пользу. Она рассказывает об этом, естественно, по-русски, но громко, очень громко. Какой-то процент русскоговорящих наверняка же есть. Все, кто понимает, должны слышать и завидовать. И кто-то, как я, наверняка слышит и да, завидует, хотя и старается не подавать вида.
Похоже, супружеское "мы" давно усвоено, симбиоз настоящий, без притворства. Худощавый муж хмурится и ворчит, как между ними заведено, но это не имеет значения.
Мне вдруг захотелось подойти к нему и спросить: "Мужик, ты на заре своей туманной юности лежал всю ночь на заплеванном полу под лестничным маршем, чтобы поутру уловить звук захлопываемой за любимым предметом двери, вести этот предмет до остановки автобуса, сказать там: "Давай вернем все и начнем сначала", услышать отказ и раствориться без осадка в неизбывном горе? Ждал лишний час-другой, понимая, что она не придет, но не будучи в силах двинуться с места, потому что коленные суставы до краев заполнялись непонятной нервно-паралитической жидкостью? Или твоя любовь с самого начала была ответной, говорят, это бывает, а потом стало все не так захватывающе, но и военные действия никогда не открывались и ничего-ничего никогда-никогда не нарушало ваш замечательный союз?"
Не подошел и не спросил, конечно.
Ватиканская реминисценция
25.12.2019
Полез вчера.
20 лет вожу людей по Риму и этой базилике, а наверху никогда не был. Думаете, все гиды там были? Ой, боюсь. Но честно признался пока что я один.
Сперва лифт.
Выхожу на крыше. Со спины подобрался к Иисусу. Андрей Первозванный, Иоанн Креститель, другие. 60-метровый купол - вот он, вперёд и вверх.
Поначалу ещё туда-сюда. Достаточно пологий подъем, потом круче. Дыхалка уже сбивается.
Смотришь вниз. Крохотные человечки копошатся вокруг балдахина Бернини - папского алтаря. Идут приготовления к предрождественской мессе. На медальонах - евангелисты, но теперь эти медальоны видны не издалека снизу, как обычно, а даже немного сверху и они близко. Вот Матфей гусиным пером записывает под диктовку из горних сфер Евангелие - от Матфея, понятно. Тогда не писали гусиными перьями, но не будем придираться. Размер пера 1 метр. Чтобы это и, значит, размеры всего изображения ощутить снизу, каждый раз нужно делать усилие. Когда смотришь из-под купола, усилия делать не надо, немыслимые размеры понятны и так.
Дальше - самое интересное.
Верх купола увенчан фонарем. Это, конечно, не осветительный прибор, а некое относительно небольшое сооружение где-нибудь на самом верху. Ты можешь ограничиться балюстрадой, а можешь полезть ещё выше.
Кем надо быть, чтобы ограничиться. Лезешь.
Становится тяжело. В ногах гудение, кислород воздуха поступает в нештатном режиме, а ступени все круче.
Был молодой, не ходил, а летал, но на верхотуру забирался редко - и лень, и другие дела были. А на старости лет потянуло. То Нотр-Дам, то Пизанская аномалия, то ещё куда-нибудь. Рацио подсказывает: не надо, загнёшься так когда-нибудь. Но откуда-то из глубин ты получаешь поджопник: вверх давай!
Доползаю до крохотной площадки, и там табличка, оповещающая уже никакого меня, что осталось преодолеть - внимание! - 166 ступеней.
Тут я призадумался. Это ж предупреждают так. Дисклеймер. А ну как и вправду того? Смогут ли безутешные потомки получить некую сумму, обещанную страховщиками в случае не то чтобы безвременного, но наступившего в нестандартной обстановке исхода? Мне кажется, эта сумма утешила бы их, и вам бы так показалось, я просто из скромности умалчиваю. Но сочтут ли жадные страховщики мой исход несчастным случаем, а не злонамеренным самоубийством? Раз тебе жизнь до фонаря (почти в указанном выше смысле), фиг вам, а не денежки - и ведь предупреждали.
Это говорит рацио.
Но побеждает поджопник.
Виясь по каким-то уже еле заметным и непомерно отвесным ступенечкам, как стриптизерша вокруг шеста, начав вроде как просматривать всю свою прежнюю жизнь в ярких картинках- верный признак явления суки пока в клинической ипостаси - я все-таки оказываюсь внутри фонаря. Относительно небольшое сооружение, ну да. Высотой с трёхэтажный дом. Но лезть уже некуда.
Ты на вершине. И там в награду - нечто. Красивые виды, и все такое, думаете? Тепло. Но не горячо.
Вокруг фонаря - дорожка, по которой можно сновать и обозревать всё вокруг. Видны заснеженные макушки гор. Само собой, грандиозная площадь. И так далее.
Но, если вы хотите увидеть то, что увидел я, вам надо залезть на самый верх базилики где-то к 10 утра, а день должен быть солнечным. Как вчера, декабрьским днём, накануне Рождества.
Тень.
Тень, которую отбрасывают грандиозное сооружение и венчающий его купол, спроектированный Микеланджело. И эта тень проляжет поперёк всего государства Ватикан.
Банальные и верные рассуждения о неразрывном единстве Света и Тени, Добра и наоборот - опускаю.
Ошеломлённый увиденным и - по-человечески можно понять - обрадованный тем, что остался жив, спускаюсь к лифту.
На выходе из купола меня дожидается Микеланджело - в натуральную величину, угрюмый, с перебитым носом.
Ударили в колокола.
Комментарии к хулиганству, или С Новым годом
К запрету на писателей-"иноагентов".
На грамотея темечко
Двуглавое пернатое
Обрушит, окаянное,
Злопакостный помет.
Когда наступит времечко?
Приди, приди, желанное.
Когда он не Прилепина,
Не Юнну Мориц глупую -
Акунина и Быкова
С базара понесет:)
Читатели в основном распознали, на чьем горбу писано, и в целом одобрили. Однако кое-кто обнаружил незнание тэга ":(". Или просто внимания не обратил. Тэг не зря там. При всём уважении к ныне опальным литераторам.
К полуголой вечеринке, хотя наваял до того, как.
Нечаянно угадал. Бывает.
Он не сторонник "ты б её?...",
не напрягает дам -
застенчивый эксгибио
показывает срам.
А это уже на волне:
одеты были еле еле
и ну гулять напропалую
а что ж не голые спрошу я
забздели
И дальше про любофф без измов там всяких.
На сердце вава и она бо-бо.
На помощь призову Аполлинера.
Грамм триста и шансон про Мирабо
Спасут от Купидона-изувера.
Обнимая теплый стан,
Бди, старещий султан.
Ждет под евнуха косящий
предвкушающий Тристан.
***
Презренный это жанр - самокомментарии. Не менее презренный - объяснять, в чём хохма.
Хотя точнее - попытка хохмы. Читатель лучше знает, достойно ли твое рифмованное хулиганство высокого звания хохмы. Называть свои потуги полноценной хохмой - нет, так низко я не пал.
С другой стороны, ведь и не от хорошей жизни. Рупь за сто, никто не полезет за словом begat в гугл.
Не все обязаны были читать Ветхий Завет на английском. Автор хочет свою образованность показать, скажет кто-то, и нарочно выражается непонятно.
Так что поясняю. Begat - прошедшее время от глагола beget.
А что стырил, ещё и с модификациями, строку у классика - ну, знаете. На то и классика. Её сферой применения не ограничишь.