Случилось неслыханное. Галерея Уффици сегодня была открыта. А ведь понедельник, святой музейный выходной Флоренции. Мало того, в предновогодний понедельник тоже будет открыто. Скорее всего, нужно подтянуть финансовые итоги года. Но ведь и людям радость. Не преминул и считаю подарком. В Италии ударники сверхурочного труда не особенно в чести. Тем более ценно и приятно.
Когда экспозиция давно знакома, всматриваешься в детали. Долго не мог отойти от Оплакивания Джоттино. С распущенными в трауре волосами - Магдалина, но кто это угрюмо скорбит в нижнем правом углу - святая Анна? Каждый раз надо напоминать себе, что тогда не то что фотографии, театра толком не было, только и оставалось художнику, что в книге жизни подсмотреть и затем в точности передать.
Нас учили, что Возрождение - это разрыв с Богом во имя человека. Какая несусветная глупость.
Историки искусства не уверены, что в девочке-Богородице Липпи изобразил многолетнюю возлюбленную, а в одном из ангелочков (тот, что внизу справа) - своего с ней сынишку, дитя запретной любви. Но вот на большом полотне Воцарение Богородицы один из персонажей (справа) точно сам Липпи. Разве они не похожи, как отец и сын?
В Микеланджеловом Тондо заинтересовал Иоанн Креститель, радующийся на фоне не совсем разумного с точки зрения церкви прекрасного античного детства человечества.
Возле Венеры Тициана коллега объяснял паре англичан, что это заказной портрет и будто бы заказчик - муж, подолгу отсутствовавший дома наемный полководец, ещё и пожилой. Церковь порицала самоудовлетворение, предпринятое мужчинами. По поводу дам в библейском уложении о наказании ничего не сказано, можно. И вот он своей очаровательной жёнушке картиной профилактически напоминает об этом паллиативе.
Заведомо не отвергаю. Тоже ведь дело житейское.
Может, гид некую литературную версию излагал, отнюдь не выдавая ее за истину в конечной инстанция. Я прочитал когда-то довольно много о великих венецианцах, но что-то подобного не припомню. Правда, это были старорежимные источники в пору , когда одиночный секс был универсально табуированной темой.
Ужасно захотелось присоединиться и прогуляться с этим гидом по другим залам, но - невозможно, сами понимаете. Когда я понял, что уже не слышу, а слушаю, усилием воли отвалил.
Никогда не задерживался возле Давида Рени. Один взгляд на ноги героя указывает, языком киношников, на постановочный ляп. Это ноги взрослого мужчины, а не юноши. Но берет, берет! За этот берет с пером сразу прощаешь Гвидо Рени и ноги, и что, хоть и под Караваджо он, но не Караваджо.
Триптих ван Гоэса, заказанный семейством Портинари, главы которого представляли бизнес-интересы Медичи в Брюгге. Они и ван Эйка нанимали, и ван Эйк, может, гениальнее. Но детские лики на боковых створках, крестьянские и одновременно бесконечно нежные лица пастухов, космический младенец...Художник вместе с нами парит над местностью - кроме Брейгеля, никого с ходу не вспомню, кто бы ещё так взмывал и парил.
Спасибо музейным работникам Флоренции.
Всем мерри Крисмаса!
О пользе статистики
Давным-давно, в пору, когда я еще не предал науку и не помышлял даже, пришлось мне обратиться к математической статистике. Надо было доказать репрезентативность выборки и надежность данных частотности. В дисере появились какие-то формулы, и кто-то, кто силен в математике из числа тогдашних друзей, глянул и сказал, что, мол, сойдет. Ума применить формулы хватило, но и только. Запомнил из прочитанного то, что, казалось бы, противоречит повседневному опыту. Ну, например, если в казино пять раз подряд выпало на "красное", твои шансы поставить снова на "красное" и выиграть это не уменьшает, хотя и не увеличивает. Или число пар, у которых день рождения совпадает, в небольшом коллективе человек на 40, оказывается значительно больше, чем кажется на первый взгляд.
Вот вы, которые с математической шишкой, смеетесь. Тогда скажите, раз вы такие умные, почему я вижу у себя в социальной сети больше всего дней рождения 1 января? Вот именно в первый день нового года? А? Может быть, вы не знали, и я не знал, но погуглил и вот делюсь, что самый урожайный месяц - сентябрь. Потому что весенний гон весенним гоном, а люди чаще делают это зимой. Ну, или занимаются конструктивным планированием зимой. Или забывают об осторожности, что в данном случае одно и то же. В европейской и североамериканской цивилизациях по крайней мере 1 января чуть ли не самый статистически спокойный в этом отношении день. Можно сказать, мертвый. Я вот допишу и таблицу вставлю для наглядности; есть и таблица.
Но не таковы родители моих френдов по морде-книге. Со свойственным им простодушием они озаботились, следуя зову природы и поэтической традиции, вот именно весной. И не просто весной, а в День Дурака. Все и валяют дурака, у вас вся спина белая и тому подобное. А они - бац, и нате вам.
Я считаю моветоном излагать критерии отбора сетевых друзей, обсуждать забаненных, тем более указывать кому с кем дружить. Редко, в силу необходимости - наверное. Ты демиург на своей полянке, да кто же спорит, а, в общем, это несколько смешно. Одно могу сказать точно - первоапрельская активность родителей никак не учитывалась в селекции, я о ней и знать-то не знал. Тут что-то глубинное, подавленное, не иначе.
Не случайностью же объяснять.
29.12 - 1
30.12 - 1
31.12 - 3
02.01 - 4
03.01 - 4
04.01 - 0
05.01 - 1
Нормальный разброс на чуть больше 1000 френдов.
01.01 - мама миа, 12! Дюжина, Карл.
Ну и повод всех еще раз всех поздравить с НГ. Отбываю пока. Берегите себя и друг друга.
***
PS Спасибо, нашлись добрые люди, открыли мне глаза. Да просто кто-то скрывает свой истинный день рождения. И лепит его себе на 1-ый день Нового года. Как же я доверчив бываю иногда! Как наивен!
Гуж с Парижем
Взялся я за некий гуж с круизом и кучей городов, а теперь что же, надо делать. И там Париж. Для кого-то наверняка он будет впервые. Очень надеюсь, что страдающих синдромом Мухосранска в группе не окажется. Нормальным людям в Париже красиво и душевно, он сам себя замечательно продает, чему гид просто не должен мешать.
В отличие от Рима, кстати. Где нет выдержанных в более или менее одном стиле архитектурных ансамблей, как в Париже или Лондоне. Буквально на одном квартале могут перемешаться античность, средние века, Ренессанс, барокко и муссолиниевская монументальная пропаганда. Не все обязаны все знать, а без знаний пазл не складывается. Не каждому Вечный город дается с первого раза. Здесь от гида зависит всё.
И тут я вспомнил.
Год эдак 80-ый прошлого века. Городок Ладисполи километрах в 20 от Рима. И там что-то вроде лагеря для перемещенных лиц. Лица - евреи, made in USSR. Переместят их кого в Израиль, а кого в США, а пока - сиди, жди. Удобства минимальные, чуть ли не палатки. А кто-то просторную квартиру оставил. Старички оборвали корни "ради детей". Да и евреи не все - представлен, в частности, вполне славянский женский тип. Запилили мужей, уговорили подать документы.
Некоторое уныние. Не поголовное, но имеет место.
И тут - экскурсия в Рим. Добрые люди организовали.
Помню одну даму из начала 90-х. Уже тогда очень пожилая была. Боюсь, она уже на небесах. Знаний и энергии хватило бы на десятерых. Настоящий осколок империи, Оболенские с Барятинскими. Ну, или Волконские с Олсуфьевыми. Тогда русскоговорящих гидов в Риме было раз, два, и обчёлся. Наверное, она, а, может, и не она.
Меня там не было тогда, а рассказываю с чужих восторженных слов.
Целый день возили, показывали, дали погулять.
Люди, напомню, в основном и в Болгарии не были и не мечтали даже.
Вечером возвращение в лагерь.
Глубокий шок. Просветление. Заря новой жизни.
Всех с наступающим!
Никаких Лувров!
Канова, "Три грации". Фотограф в своем деле тоже Канова, да? жаль, имени не знаю, а фото я стащил с сайта Эрмитажа. Да не петербургского, а амстердамского. Там филиал. И время от времени столице Нидерландов и гостям города перепадает. Показывают немного, деньги дерут по полной, очередь страшенная. Весной уходящего я видел там несколько ошеломляющих Рембрандтов. Петербургских. На родине великого.
Я вот к чему. Некий тигромучитель ужасно напугался по поводу открытия стационарного цирка из Канады, настучал Самому и доводил, как ему, тигромучителю, казалось, свои страхи до абсурда: а давайте филиал Ла Скала откроем в Москве, а давайте филиал Лувра откроем...
Так вот - а давайте. И уже особенно не надо давать, уже есть прецедент в Амстердаме. Чтобы не подборки из разных музеев, а вот из одного, это важно, и не редкими наездами, а постоянно - с переменой темы и/или имени, понятно.
Давайте! И почему только в Москве? Прадо в Киеве, скажем. Чем плохо?
Что же Сам? Одобрил. В смысле сарказм жалобщика оенил и к идее железного занавеса в сфере изящного отнесся сочувственно.
Истошный патриотизм циркача объясняется просто. Боится конкуренции. А Сам чего боится? Тлетворного влияния? Скрепы уже давно на слуху, поистерлись. Пора с тлетворным влиянием начать бороться. От декадента до диссидента один шаг. Нам лучше знать, какое искусство принадлежит народу, а какое не принадлежит.
Думаю, у канадцев до поры нет шансов. А когда, собственно, пора?
Это очень хороший вопрос.
О Томосе с оптимизмом
Наверное, истинно верующего (воцерковленного) должно царапать, когда кто-то c невнятным Богом в душе лезет со своими умопостроениями.
И тем не менее.
Cхизма 1054 года преодолена еще в 60-ые прошлого века. Католическая церковь и МП именуют себя церквями-сестрами. Однако же и у сестер по жизни отношения не самые теплые могут складываться, при том что приличия соблюдаются, встречаются на общесемейных посиделках и справляются друг у друга о здоровье детишек.
Католики говорят: у нас нет претензий к православию, и московскому в частности. Давайте в духе экуменизма сядем за стол и заявим что-нибудь совместное и масштабное, тем более что вызовов в мире хватает.
Претензии у московского православия. Это униатская церковь в Украине и, во-вторых, прозелитизм католиков - попросту, не в меру ретивые попытки, с точки зрения Кирилла-Гундяева, распространить свое влияние на традиционно "канонические территории" патриархата. Если с существованием католических епархий в Москве и Петербурге как-то смирились, то, когда они возникают, скажем, в Иркутске или Нижнем Новогороде, это может сильно кому-то не нравиться.
На самом деле, главное, конечно - во-вторых. Проверенный дипломатический ход - более важный пункт уходит на нижнее место в списке разногласий.
УГКЦ создавалась на развалинах Византийской империи как синтез православия и католичества. Листрийский (то есть разбойничий, с точки зрения РПЦ) собор во Флоренции, дела давно минувших дней. Но всем понятно, что все-таки это подразделение католической церкви.
Что же теперь? Оба пункта в списке отпадают автоматом. УГКП есть, и давно. Оба иерарха подтверждают взаимное расположение. Никто вроде бы никаким прозелетизмом заниматься не намерен.
Что с того, что одни христиане признают каких-то святых, а какие-то не признают? Иисус, Богородица и святые, канонизированные до 11 века, общие, и это главное. Что-то уйдет в предания, а что-то останется в каноне; вслед за выравниванием календаря будет (не быстро) происходить какое-то выравнивание литургическое; и даже то, что один иерарх отчитывается Святому престолу, а другой - святейшему Константинополю - не препятствие. Вызовы в мире действительно громадные. Совместные обращения к миру и взаимодействие папы и патриарха в Константинополе станут не точечными, а регулярными. И это будет подлинный экуменизм, произросший на украинской почве - весьма плодородной, как известно.
Не чересчур ли благостную картину нарисовал? Поправьте, кто более в теме.
C наступающим всех Рождеством!