Очень даже приемлемое VFM (такое-то качество за такие-то деньги). Завтрак и вовсе превзошёл ожидания. Вполне можно было не отвлекаться на обед. Тем более давно привык не обедать и всем советую. Тоже будете стройный и кудрявый.
Уже писал, но не грех повторить. Отель, можно сказать, нечаянно-негадано оказался буквально напротив дома, где жила бабушка по маме.
Согласно названию, множество картин Айвазовского. Конечно, копий, но, насколько я могу судить, выполненных опытной рукой. Мне приспичило узнать, кто их, собственно, выполнил. Именами копиистов мало кто интересуется, коллекция приобретена бог знает когда, люди к этому причастные сегодня далеко. Если и удивились моему запросу, то постарались не подавать виду и таки разузнали.
Андрей Литвиненко, одесский художник. Не знал, теперь знаю.
Сегодня я позавтракать не успею. Мне заранее соорудят пакет с бутербродами. Нормальный завтрак с 8 утра, а в 8 утра у меня рандеву.
Позже никак. Кто нарушит любимой собане график прогулок, предупредили меня в предварительной переписке, тот дня не проживет.
Да мне не в тягость. Все равно любимый город не давал мне залёживаться по утрам, даже если ночью лютовал враг, и я тупо дожидался завтрака.
Вполне мог бы принять участие в уже ставших традиционными выходах одесситов к морю с тем, чтобы встретить рассвет. Не принял и теперь жалею.
По дороге - гостиница "Бристоль". В январе текущего года она подверглась ракетному удару. Сегодня с улицы разрушений почти не видно. Я проверил по booking.com: принимаются бронировки на сентябрь.
В Музее западного и восточного искусства вылетели стекла. Вместо них в окнах фанера.
Серьезно пострадало тогда здание филармонии. Как и "Бристоль", детище архитектора Бернардацци. На красоту тогда денег не жалели, фантазию зодчих не ограничивали.
Малолеткой ходил и озирал всё это великолепие. Как же мне повезло с местом рождения, думал я тогда. Каждый дом песня.
Потом много чего повидал и было с чем сравнить, но ощущение осталось.
Наслоилась боль. Почти физическая.
Объяснять вряд ли нужно.
Я вот сейчас еще несколько фоток выложу.
Землякам и так понятно, где тут горсовет, где Пассаж и где что. А кому непонятно - когда кошмар закончится, запишитесь на экскурсию. Но я вам уже докладывал, что туристов довольно много и сегодня - несмотря на кошмар.
Что за рандеву?
Мы сидели с ныне покойной Валерией Андреевной Кухаренко, деканом нашего факультета на скамеечке в горсаду. Она мне объясняла прямым текстом, почему мои притязания на аспирантуру - детский лепет.
Она доверяла мне. Мог бы разболтать по пьянке или по глупости. Но не разболтал. Вам первым рассказываю.
При этом не обескуражила. Напротив, настроила на архетипическое преодоление. Что-то ведь и получилось в конечном счете.
ВАК, как мы ее называли, выступила тогда как опытный медиатор. Вот умела. Это слово не было на слуху в те достопамятные времена, но оно нам очень скоро понадобится.
А тогда я прямиком отправился учительствовать. Будучи первым в очереди на распределение, еще и перебирал. Школа в приличном городке неподалеку. Там два года и оттрубил, пока не забрали в армию.
В числе моих учениц оказалась некая Наташа Крестовская - круглая отличница. Я увидел, что девушка готова читать неадаптированные тексты. Как сейчас помню, дал ей Breakfast at Tiffany`s в оригинале. Если не помогал словарь, я время от времени приходил на помощь.
Редкая способность к языкам. Но Наталья Николаевна предпочла стезю историка. Потом стала правоведом. Разработала целое направление в области ювенальной юстиции. Сотни публикаций и ссылок на них. Дважды профессор, дважды доктор наук.
И медиатор. То есть специалист по разруливанию конфликтов. В Украине есть целая Академия медиации, и проф. Крестовская входит в ее состав.
А ещё моя утренняя собеседница - пример сознательного перехода на украинский язык не только по работе, это само собой, а и в повседневном общении.
Мой украинский похуже явно, поэтому мы общались по-русски, никаких проблем.
Почти каждое утро выходит с отчетом о погоде и ночных налетах. Дом, где она живет, часть очень старой застройки, и он недалеко от порта. Постоянно трясёт. Вроде и тихо было, но есть такая зловредная штука - деградация материала. Уставший после многочисленных обстрелов угол квартала взял да и ушел как-то раз под землю.
О такого рода подробностях Наталья оповещает слушателей сдержанно.
Прежде всего это аналитика. Вроде бы беглая, на импровизе, но всегда по делу.
Мы встретились рядом с китайским консульством. На бышее здание отдела кадров пароходства наведен серьезный марафет.
Прогулялись к Ланжерону. Частично голые, как и полагается на пляже, люди. Превосходный кофе по-венски. Двери к солнцу и, надо полагать, новому прекрасному будущему - артефакт, созданный Михаилом Ревой.
Прекрасный снимок, я считаю. И собаня на месте.
Аллея Славы и Вечный огонь в парке Шевченко. Памятник погибшим морякам появился сравнительно недавно.
Мало кто знает и я не знал, что здесь некогда находилось английское кладбище, а Наталья знает. Кто-то из экипажа подбитого в Крымскую войну "Тигра" умер от ран, кто-то от болезней. Поклониться своим морякам прибыл как-то лично лорд Палмерстон.
Талантливый человек во всем талантлив. Меня сопровождал к морю и обратно экскурсовод высокой квалификации.
А политику обсужали?
Обсуждали. По главным вопросам, как мне показалось, имеет место единство. Есть расхождения в степенях оценок, но вряд ли они существенны. А из-за несущественных копья ломать глупо. Тем более я куда меньше в теме. Ну, и с тобой разговаривает опытнейший медиатор, понимать надо.
Перечитал. Кажется, я тут расхвастался знакомством.
А я и не спорю. Расхвастался.
***
Можно провести в Одессе сколько-то часов, и война о себе не напомнит.
То есть ты знаешь о ней. Не этой ночью, так следующей ты и услышишь, очень даже.
Но вот отмахиваешь квартал за кварталом. Вроде бы ничего такого. Скользишь взглядом мимо табличек с указанием, куда бежать и прятаться. Забитые фанерой окна или забранная в защитный кожух скульптурная композиция попадутся не сразу.
Однако ты никуда не денешься. Они попадутся.
Подобие дота. На самом деле спуск в укрытие.
Противотанковые надолбы и ежи тоже попадутся. Весной 22-го года их было много.
Готовились к возможному десанту. Враг прошёл сторожевыми кораблями на рейде. Был к тому времени послан в известном направлении. Одессит может возбудиться из-за ерунды, но перед лицом смертельной опасности суровеет и сосредотачивается. Паника? Хрен вам.
Прежде всего, конечно, хорошо организованная оборона морского берега. Стойкость бойцов на суше.
А эти просто забыли убрать. Надо заказывать погрузчик и прочее. Не до этого.
Грустная картина - ждал встречи с Дюком, а обнаружил зловещую пирамиду. Укрывают в основном мрамор, бронзу в случае чего восстановить легче.
Дюк бронзовый. Но это Дюк. Должен быть защищен абсолютно.
Отлил его, к слову сказать, потомок запорожских казаков Иван Мартос.
Получили защиту фонтан с лягушкой рядом с Оперным, Дафнис и Хлоя в Пале-Рояле (писал уже), Лаокоон - шедевры, пусть даже и превосходные копии.
Впрочем, и бронзовые Петя с Гавриком. Профилактика удара или закон о декоммунизации в действии?
Тут сомнение возникает. Выдержал ли некогда читанный в детстве текст испытание временем? Чтобы хотя бы для себя убедиться, надо бы перечитать, но я не стану. Жалко своих юных восторгов, вы поняли правильно. Буду сомневаться дальше.
Фото заимствую. Изваял Николай Степанов.
Мне нравится. Городская скульптура не обязательно должна быть чем-то прорывным. Если она радует глаз - тоже неплохо.
Рядом в таком же духе памятник Вере Холодной.
Памятная надпись снесена.
Средневзвешенный турист полагает, что бронзовая девушка - для красоты. Мало кто помнит звезду немого кино в лицо.
Вот бы отловить дуралея-активиста и спросить, знает ли он, что Вера Васильевна Левченко, умершая в Одессе от инфлуэнцы, урожденная полтавчанка?
Атрибуция по месту рождения - объективный критерий. Не единственный, один из, но вполне правомерный. Так, например, определяют, какая страна дала нобелевских лауреатов больше других.
Но какие там лауреаты. Что Украина в ее лице потеряла свою Мэри Пикфорд, дуралею невдомёк.
Пушкин остался и стоит. Объект ЮНЕСКО, как и все в центре. Ну, и не все в городе считают его лазутчиком русского мира в тылу, такое.
На бульваре бюст, ладно. Я сейчас о другом - молодом щеголе в полный рост и в цилиндре. Вышел на Итальянскую улицу из дома, где квартировал. О чем-то задумался.
Тут я сам себя перебью. Как бы кто не решил, что я тут пытаюсь занять позицию над схваткой. Во-первых, не считаю дискуссии по поводу деколонизации схваткой. Люди из одного стана высказыват противоречивые, порой противоположные взгляды. Налицо объективная гибридность.
У меня, как и у любого из нас, может быть своё мнение. Что-то я поддерживаю, а что-то извините. Не стоит демонтировать и переименовывать всех чохом.
Но в данном случае - отставить разговоры. С аннексией Крыма и ползучей интервенцией на Донбассе крепко сбитый щеголь стал очевидным раздражителем. С февраля 22-го ему на виду у всех делать было уже нечего.
Еще одно заимствованное фото.
Проекция, господа. Сильнейшая эмоциональная проекция. Не все считают поэта маркером вражеских сил, это правда. Но ключевое здесь - не все. На памятнике не написано, маркер он или нет. Многие считают.
Я вот как-то для примера исследовал топонимику Бомбея(Думбая). Практически ни одного британца в названии той или иной улицы.
Так что обычное, в общем, дело. Вы не можете отменить проекцию, она неизбежна. Особенно когда носители великого и могучего, на котором писал "потомок негров безобразный", убивают.
Однако же тут всё ещё круче.
Музей Пушкина решено было упразднить, а вместо него создать музей знаменитых иностранных писателей, так или иначе отметившихся в Одессе. Марк Твен, Михай Эминеску, Теодор Драйзер, тот же Бунин.
Пушкин прекрасно разместился бы в своем разделе. Наверное, для сравнительно небольшого памятника тоже нашлось бы место. Ну, или во дворе.
Взвешенное решение. Мудрый паллиатив.
Но тут прилетел "Искандер", и этот паллиатив разрушил. Разрушил буквально и отложил на неопределенный срок.
История может кому-то показаться невероятней.
И тем не менее. Нет ничего более неправдоподобного, чем правда.
Да, еще "Тень Пушкин" на вошедшем в поговорку пересечении - Дерибасовской угол Ришельевской. Как можно посягнуть на тень? Оказывается, можно.
Рядом с горсоветом выставлено железо, которым убивали в Украине. Сдержанная скорбная инсталляция.
Тут же трофейная британская пушка. Тоже ведь война была, и не сказать, чтобы добра со злом. Одна империя противостояла другой. По итогу на мечтах Петербурга о проливах был поставлен крест. Но кто агрессор - понятно. Кто мужественно отбивался - тоже понятно.
Потёмкинцы разместились ближе к порту. Я туда не добрался. Пишут, что и этот памятник активисты не обошли своим вниманием.
И опять вопрос. Вроде восстали тогда против клятого царизма, а главный бунтовщик Матюшенко вовсе не был членом РСДРП(б). Он этих (б) всячески чурался.
Тронутая временем мемориальная плита на Преображенской. Замученные деникинскими палачами герои-комсомольцы. Так там высечено. Каким героем-комсомольцем была поименованная первой в списке Дора Любарская, вы можете почитать сами, набрав в поиске. Я не решаюсь здесь воспроизводить, это не для слабонервных.
О зверствх ЧК в Одессе писал одессит Катаев. Это не про белеет парус, отнюдь. "Уже написан Вертер", 1980-ый год. Свежим ветерком уже веяло слегка.
В местном музее выставлено обращение Деникина. Антон Иванович был против царя, но за единую и неделимую.
История перестает быть политикой. Она становится просто историей. Время - великий медиатор.
А что же другая война, не сто с чем-то летней давности?
Мой пост и так затянулся. После.
Жизнеутверждающее фото не в тему для разнообразия.