Бужор Юрий: другие произведения.

Поле чудес в Пизе

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 51, последний от 28/07/2015.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 26/01/2013. 17k. Статистика.
  • Статья: Италия
  • Иллюстрации: 3 штук.
  • Аннотация:
    Галилей на самом деле метал с Пизанской башни предметы разной тяжести? Или это из того же жанра, хотя из другой оперы, что и актер, получивший долгожданную роль со словами? Слов было немного: "Гонец из Пизы"...Перепутал, бедняга. Пизанскую мифологему не спутаешь ни с чем.


  • Алексей Толстой гениально пересказал "Приключения Пиноккио" Коллоди. Знающих, кто такой Буратино и как, желая разбогатеть, он закапывал свой золотой на Поле чудес, среди нас пока что большинство. Мы тоже "закопаем": и деньги, сколько там берут за экскурсию, и полдня нашего драгоценного времени. Сделаем это на Piazza dei Miracoli, Площади чудес в Пизе. И обогатимся? Конечно.

    В прошлой круизной жизни придумал я себе одно развлечение. Из соседнего Ливорно, где швартуется судно, наши экскурсионные автобусы привозят в Пизу сотни людей. Приезжаем. Идем вдоль высокой глухой стены. Я держусь впереди, чтобы раньше всех оказаться на Площади чудес. Но стою спиной к чудесам и лицом к воротам. Экскурсанты более или менее готовы к встрече с Падающей башней, но не с баптистерием и не с собором. Площадь разом распахивается во всей красе. Это волшебное изменение множества лиц одновременно надо видеть! И положительной энергией подзаряжаешься, что в условиях профессионального недосыпа не лишнее.

    Вот чудо так чудо - Башня. Фундамент рассчитали правильно, но обнаружить глубоко залегающую зону разгрузки грунтовых вод в реку Арно в XII веке было невозможно. Эхолотов и алмазных буров тогда еще не придумали. Крен обозначился вскоре после начала строительства, однако пизанцы, охваченные каким-то безумием, продолжали тянуть Башню вверх, да еще увенчали её тяжеленными колоколами. Башня пережила несколько разрушительных землетрясений. Могли дорого обойтись этому чуду света и неумелые попытки ему помочь. По проекту, утвержденному Муссолини, у основания были просверлены отверстия, куда залили 90 тонн жидкого цемента. После чего Башня буквально пустилась в пляс. Скачкообразные колебания измерялись миллиметрами, но каждый миллиметр мог стать роковым. К счастью, окончательно вздрогнув, она заняла прежнюю позицию и возобновила медленное падение по привычной траектории.

    Добрый ангел и раньше прилетал. По-настоящему впервые повезло в XIII веке, когда недостроенный объект на целых сто лет оставили в покое. Пизанцы воевала с Генуей, им было не до Башни. За это время под воздействием огромной тяжести произощла инфильтрация, уплотнение почвы. Образно выражаясь, Башня натоптала себе что-то вроде подошвы, которая обеспечивала относительную стабильность. Если бы не этот перерыв, Башне бы не сдобровать. И затем пережила не одно землетрясение. Клонилась набок, но держалась.

    Обыденное на неземном фоне []

    Летом 1944 года здесь проходила линия фронта. Засевший наверху немецкий артиллерист, оснащенный сильной оптикой и передатчиком, умело корректировал обстрел американских позиций. Потери были большими, по понятиям союзников - очень большими. Сержантов Леона Векстайна - разведчика и Чарльза Кинга - радиста отрядили к Башне, чтобы навести на нее ответный огонь полевых орудий. 6-дюймовки стоящего на рейде крейсера тоже были развернуты на цель. Через несколько секунд в эфире прозвучит позывной: THIS IS ABEL GEORGE ONE. FIRE - и все, Tiltin" Hilton, как называли его американские солдатики, "Кривой Савой", прикажет долго жить - вместе со всем, что окажется в пределах предназначенного к обстрелу квадрата. Векстайна и Кинга с башни засекли, вся артиллерия Кессельринга, казалось, бьет уже только по ним. Отползать без приказа не положено, а под перекрестным огнем чужих и своих сержантам точно пришел бы конец. Но тут в наушниках зазвучала райская музыка: "...вашу мать... давайте, у... оттуда, эти б...(генералы, значит) решили не трогать башню". Музыку исполнил сержант Браун с командного пункта. Пронесло и на этот раз. И за Векстайна с Кингом радостно, остались живы парни. И тот паренек наверху. Главное, Башня осталась.

    Беда не миновала другое чудо - кладбище Кампосанто. Когда-то сюда пизанские корабли навезли земли аж из Иерусалима. Американская бомба застряла в перекрытиях свинцовой кровли и затем взорвалась. Расплавившийся металл погубил 23 фрески на ветхозаветные сюжеты. Обнажившиеся синопии - контуры, по которым писали фрески - бережно перенесли в специальный музей напротив.

    Суровую стену кладбища зрительно облегчает готический табернакль над входом. Такой же эффект создает аркатура баптистерия. Единство стиля нарушено. Но от смешанных браков родятся красивые дети. Мысленно придайте баптистерию первоначальный облик, и станет непонятно, как держит земля эту громаду размерами 55 метров в высоту и почти 40 (можно уложить 12-этажный дом) в диаметре. Верните готическое обрамление, и здание превратится в готовый к старту космический корабль.

    Баптистерий []

    Первый камень собора заложили в 1064 году, освятили в XII веке. Стиль романский. Как видим, не всегда это что-то мрачное и громоздкое. Собор - самый мощный, мажорный аккорд в архитектурной полифонии площади. Музыканты утверждают, что колоннада соответствует композиции фуги. Во втором ярусе (в фуге это был бы второй голос, так называемый "ответ") обнаруживаем коротенькую темную колонну. Кто на неё посмотрит, никогда не будет несчастлив в любви. Напрасно сомневаетесь. Сколько людей привозили сюда - ни одной рекламации.

    Фасад можно разглядывать час. Так ведь и было в старину. Телевизоров не было, кино тоже, грамоте не обучались, а культурно отдохнуть хотелось. Народ собирался перед церковью, и какой-то просвещенный малый давал пояснения. Вот Мадонна, вот Иоанн Креститель. Святая Репарата, евангелисты, сцены жития Спасителя.

    Вернемся к Башне. Уже лет пять, как она Непадающая. Угол наклона зафиксирован. Работы затянулись на 10 лет и обошлись в сотню миллионов - не лир, конечно. Главная идея многим казалась рискованной: со стороны, противоположной направлению наклона, подрыли почву, и Башня слегка, незаметно для глаза, опустилась назад, как бы присев на скамеечку весом 600 тонн. Кстати, вся звонница весит 14 с половиной тысяч тонн. Не ошибся ли я? Ошибся. 14 700 тонн она весит. За 15 евро можно по внутренней винтовой лестнице подняться наверх, полюбоваться оттуда Баптистерием и собором. Правда, Башни оттуда не видно. В стоимость входит и жутковатое ощущение подъёма внутри наклонной трубы, как кажется, без окон, без дверей. Здравый смысл и инстинкт подсказывают, что надо бежать вниз, пока не поздно. Но деньги уплачены, и карабкаешься наверх.

    Башню должны были открыть в сентябре 2001 года. Летом пустили почетного гостя - тогдашнего британского премьера с женой, сыном и тещей. Теща сломалась где-то посередине, остальное семейство добралось до верха. Фото с ушастым Тони на Башне, кажется, поместил на обложку журнал "Лайф". Своими глазами не видел, за что купил. А осенью прошла информация, что открытие Torre Pendante откладывается по техническим причинам. Но всем было понятно, что не по техническим. Доступ к объекту вскоре после крушения башен-близнецов на Манхэттене был бы вопиющей бестактностью. Вопросов никто не задавал. Подождали до Рождества.

    Среди проектов спасения главного пизанского чуда был и такой - пристроить к ней под углом точно такую же по размерам, выполненную в условно-модернистской манере. Так бы они упирались друг в друга. Китайцы предложили. Согласитесь, в этом что-то есть. Можно было и мало-помалу заменять тяжелый мрамор на современные тоже прочные, но легкие материалы. Внешне бы все осталось по-прежнему, но каково было бы нам смотреть на ненастоящее чудо. А упомянутый смелый подкоп под основанием не так уж нов на самом деле. Оказывается, некто Евгений Страздин из Барнаула лет 40 назад защитил сходную идею в своем дипломном проекте. Его еще вызывали куда надо и рекомендовали сменить объект исследования, благо таких падающих колоколен и фабричных труб где угодно хватает, и на Алтае тоже они есть, зачем эта Италия. Но он заручился поддержкой Общества итальянско-советской дружбы, и от него отстали тогда. Нормального продолжения, которого по совести заслуживает талантливый инженер, у этой истории нет. Ваш научный приоритет признаем, будем вас везде цитировать, а премиальные - извините. Надо вовремя патентовать свои идеи, уважаемый господин Страздин. Жаль.

    Совсем недавно приоткрылась завеса над кое-какими обстоятельствами, о которых кто-то знал раньше, но помалкивал.

    Бетонные плиты-противовесы, обхватное бетонное кольцо, крепежные тросы - всё это пошло в ход в самом начале работ, с тем чтобы в случае чего удержать конструкцию. Так вот, "в случае чего" едва не произошло, и не вопреки тросам, а как раз из-за них. Дело в том, что натоптанная когда-то подошва, хотя и спасла Башню когда-то, не дает ей твердой опоры. Своим основанием гигантский мраморный цилиндр ёрзает на ней. Представьте, что мы хотим удержать руками неустойчивую структуру, например, карточный домик, и по возможности одновременно прилагаем к нему усилия с разных строн. Что произойдет? Поскольку одновременно это сделать трудно даже теоретически, мгновенно возникнут перекосы, и наш домик рухнет. Примерно то же самое чуть было не произошло с Башней. Другой россиянин инженер Петр Игнатьевич Федотов предупреждал о такой опасности и даже как-то привёз на научную конференцию в Пизу действующую модель - для наглядности. Не вняли. По причине ёрзанья она пустилась в пляс и при Муссолини, после уже упомянутой первой неудачной попытки. Тогда колокольня устояла, устояла и теперь. Снова добрый ангел прилетел. Победителей не судят. На сегодняшний день мы за Башню спокойны. Чуть-чуть не считается. Всё обошлось. Скорость падения по самым осторожным оценкам составляет 1 мм в 300 лет.

    Главный апокриф Башни воспроизводится во всех учебниках физики. Какие тела падают быстрее, легкие или тяжелые? Тяжелые падают больнее, это точно, но при прочих равных не быстрее. Выводя этот неочевидный закон мироздания, Галилей, великий уроженец Пизы, в безветренную погоду бросал с места, куда мы взобрались, чугунные ядра и одновременно с ними равновеликие, но весом, понятно, раз в 5 меньше, деревянные шары. К изумлению собиравшейся публики все это падало в лужу под Башней тоже одновременно. Хотя почему бы ему не воспользоваться грандиозным собором во Флоренции, к тому времени давно построенным? Тот и вдвое выше, и заведомо внутри под куполом нет ветра. И зачем шары? Почему бы просто 2 монеты не взять, одну золотую, а другую - её точную копию из гипса. Золотая весит раз в 20 больше гипсовой. Утверждают, впрочем, будто до независимости ускорения свободного падения от массы-веса ученый додумался вообще не прибегая ни к каким экспериментам. Просто напряг свой великий мозг и получил это следствие из других открытых им законов.

    Был у меня как-то в группе настоящий профессор математики. Он сказал, что существует строгое доказательство от противного: если бы тяжелые тела падали быстрее, кирпич, брошенный с высоты 300 метров, например, с Эйфелевой башни, разрывало бы в воздухе пополам!
       ______________________________________________________________________

    Башня немало повидала на своём веку. Точнее, на своих почти девяти веках.

    В местной тюрьме томился, ожидая выкупа, Марко Поло. Воевал на стороне генуэзцев и попал в плен. От нечего делать рассказывал сокамернику о своих приключениях, и эти рассказы увидели свет. Марко стал знаменитым и... глубоко несчастным человеком. Все, что он привирал, принимали за чистую монету, истину отвергали. Мы еще можем поверить в людей с собачьими головами или туман такой густой, что даже на слоне не проедешь, - говорили читатели. - Но рыбки с развевающимися хвостами? Бумажные деньги, которые в любое время можно обменять на золото? Да он нас дураками считает! Между тем это как раз была святая правда.

    Вниманию математиков и всех, кто просто как любитель не может пройти мимо мудрой гармонии всего сущего. Пизанец Фибоначчи открыл последовательность 1,1, 2, 3, 5, 8...(каждое число есть сумма двух предыдущих), а оказалось, что и это фундаментальный закон мироздания - Золотое сечение, Божественная пропорция и важный сюжетный ход в хорошей детской книжке "Код да Винчи". Еще он боролся за введение арабских цифр. Попробуйте вычислить сложные проценты, я уж не говорю извлечь корень, римскими цифрами. В этой борьбе от Фибоначчи требовалось немалое гражданское мужество, ведь его обвиняли в низкополонстве перед...ну да, Востоком. Когда все это было? Скоро тысячу лет уже.

    В химической лаборатории здешнего университета, где даже платиновая посуда была, Александр Порфирьевич Бородин получил фтористый бензол. При этом ученые занятия он сочетал с работой над "Князем Игорем" и обязанностями жениха. Невестой была пианистка Екатерина Веревкина. Они снимали одну квартирку на двоих, не столько нигилизма ради, сколько потому что нечем было платить. И тогда, и потом, когда поженятся, преследовало их безденежье.

    Знаменитые пизанцы XX века - братья Понтекорво. О Бруно Понтекорво узнал весь мир, когда он с женой и тремя детьми исчез из поля зрения западных спецслужб. За решетку угодил тогда физик Фукс и начал давать показания о шпионаже в пользу СССР. Бруно не стал дожидаться ареста. Второй раз о нем заговорил мир после сенсационной пресс-конференции в Москве в 1955 году. Жил и работал в Дубне, продолжал исследовать медленные нейтроны. Непосредственно к работе над "изделием" (водородной бомбой) допущен не был. Но пользовался относительными благами, полагающимися физику-ядерщику с мировым именем, даже Ленинскую премию получил. На вопросы о национальности отвечал: я коммунист и католик. Так и в анкете отдела кадров писал. На самом деле Потнекорво - давным-давно ассимилировавшее еврейское семейство. Умер лет 20 лет назад в Дубне, похоронен в Риме. Во время прогулки в Альпах упал и скончался на 92-ом году жизни Гвидо Понтекорво. Крупнейший генетик, работал еще с Вавиловым. В Москву в качестве гостя кинофестиваля наезжал Джилло Понтекорво, кинорежиссер, когда-то бессменный директор Венецианского "Золотого льва". Ему давали возможность встретиться с братом. Встречи проходили под контролем. Джилло умер последним в 2006 г.

    Это были знаменитые уроженцы Пизы. Но особо дорог итальянскому сердцу ее знаменитый покойник - Джузеппе Мадзини. В Пизе в 1872 году власти дали спокойно умереть апостолу свободной Италии, прибывшему сюда нелегально. Пламенный карбонарий был неудобным политиком. В свое время резко критиковал вождей I Интернационала и Парижской коммуны за диктаторские замашки. Не мог простить старым товарищам Гарибальди и Кавуру, с которыми по клочкам собирал Италию в единую державу, да что там, не мог простить всей Италии, что она по результатам референдума стала королевством, пусть и конституционным. Мадзини не праздновал королей - красных, белых, любого цвета; до черных рубашек он не дожил. Писал гневные памфлеты, даже лично поучаствовал в республиканском мятеже на Сицилии. Поэтому под страхом ареста не мог вернуться на родину.

    Но он вернется. С фальшивым английским паспортом поселится на конспиративной квартире у своих старых друзей в Пизе. Когда жара становилась невыносимой, ближе к вечеру совершал посильный моцион. Постукивая палочкой по камням мостовой, он проходил и рядом с Башней. Это Италия, надо знать Италию и итальянцев. Вcе прекрасно понимали, кто он, но его никто не тронул. А когда он умер, cтрана простила ему какие-то действительно имевшие место или мнимые заблуждения. Везде прошли символические похороны(у католиков это допускается; даже пустой гроб опускают в могилу), бренные останки упокоились на родине Мадзини - в Генуе.

    Эта башня с площади Кавальери увековечена Данте []

    Не очень-то получается подолгу восторгаться неземной красотой. Приехал на Ниагарский водопад, сел на привезенный с собой стульчик, сидишь, смотришь. 10 минут смотришь...20 минут. И уходишь по окрестным тропам в поисках пивка или другого земного чего-нибудь. Будучи в Пизе, прогуляйтесь к Арно, забредите на очаровательную площадь Кавальери. Башня, где несчастный Уголино, обезумев от голода, будто бы съел собственных сыновей, внешне изменилась со времен Данте, вставившего этот прискорбный эпизод в свою "Комедию", но это та самая башня. Необычна барочная церковь Святого Стефана. Церковки Санта Мария делла Спина и Сан Паоло робко вторят Собору, но и они радуют глаз. Вот он, "пизанеск-романеск" - радостный, светлый, а нас учили, что романский стиль это что-то сумрачное и тяжелое. Будет время, заезжайте в Лукку, там найдете еще пару-тройку таких нарядных фасадов.

    Чудеса же с Piazza del Miracoli несопоставимы ни с чем. Замыслили почти тысячу лет назад предерзкий проект и, вдохновившись, реализовали его. Поистине - Поле Чудес.
  • Комментарии: 51, последний от 28/07/2015.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 26/01/2013. 17k. Статистика.
  • Статья: Италия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка