Мы незаметно вбили себе в голову, что главные напасти XX века остались в его первой половине. Для кого-то это, может, и так, хотя полно мест на Земле, где это сильно не так. Cемьдесят лет - это не очень много для истории, но достаточно, чтобы люди вообразили себе, что им должно быть и дальше хорошо и комфортно. А тут кто-то покушается на их комфорт. Не может быть, чтобы это было обстоятельство непреодолимой силы. Наверняка заговор.
Сила, правда, оказалась преодолимой. Вакцинация вот-вот начнется. Что теперь делать ковидоскептику? Не радоваться же вместе со всеми, что, оказывается, и с ковидом, как и с другими вирулентными болячками до него, можно бороться без локдаунов, дистанции и масок. Буду теперь говорить, что все это ради прибыли фармакологических акул и затевалось. Или что тайные силы спланировали чипизацию землян. Или и то, и другое.
Совершенно понятно, что одно дело 100 тысяч ушедших раньше срока, а другое - полтора миллиона. И уже в твоем и дальнем, а у кого-то в ближнем кругу есть и заболевшие, и даже умершие. Весной каждый ковидоскептический выброс сопровождался фейерверком лайков и сочувстсвенных комментариев. Сейчас картина другая. Но мало кто встанет и скажет: "Я был не прав". Это нормально вообще-то. Слаб человек. Но вот одна моя сетевая подруга пишет: "Я не сразу к этому пришла. Но пришла". Другая: "Может, от масок все-таки польза есть?" Это сомнение дорогого стоит, потому что характер - скала, и маски в упор не признавала. Есть еще люди, которым дорого просвещение.
Из публичных фигур, прямо признавшихся в своей прежней неправоте - Юлия Латынина. Кого-то мне еще называли, запамятовал - но не на постсоветских просторах.
Увы. Это исключения, которые подтверждают известно что. Вот талантливая журналистка, в свое время долго не определявшаяся по поводу реальной опасности, топит за пропутинского дохтура: "Он дело говорит". Он говорит и дело тоже, но это только обертка, в которую заворачиваются полуправда и недоправда. Главная задача - не допустить холерных бунтов, внушить населению, что все под контролем, а неготовность системы здравоохранения - выдумка и происки врагов России. Вот другой талантливый журналист и как раз чёткий последовательный антипутинец. В марте писал об обыкновенном гриппе и искусственно разогретой панике. Сейчас - какое-то невнятное бу-бу-бу по этому поводу.
Скажете: ты, значит, оказался прав, а теперь злорадствуешь? Хочешь, чтобы твои тогдашние оппоненты сейчас покаянно били себя в грудь?
Ни в коем случае. И не так уж я прав оказался. Например, обещал коллегам-чичеронам, что к июлю всё откроется и снова можно будет водить по Ниццам и Флоренциям благодарных туристов. И вроде стало бы приоткрываться. В Италии уже было семь печальных исходов в сутки. А он, гад, дождался и напал из-за угла. И теперь там под 800. Понятно, что невозможно сидеть вечно взаперти. Но ведь, выходит, и расхолаживал, пусть и невольно.
Не злорадствую. Просто люди публичные могли бы талантливо и внятно, как они умеют, сказать об угрозе. Больше бы пользы было. В то же время сдержать чьи-то апокалиптические настроения, конечно же. Потому что да, паника - последнее дело, но она не от правды, а, наоборот, от вранья и невнятицы.
Занимает феномен неприятия маски. Японцы носят поколениями. При малейшем недомогании с утра надевают на себя и идут на работу. Никто им не велит. Сами. Это мы все знаем. И что маска в основном для защиты окружающих, а не себя, любимого - тоже, кажется, уже все знаем. Посмотрите на коронавирусную статистику по Японии, и все понятно станет. Вопрос в другом. Почему мы не такие, как японцы, в данном вопросе? Потому что они сверху вниз читают? Или еще почему-то?
2
Маски были всегда и везде. Карнавалы, понятное желание сохранить инкогнито при совершении грабежа, опять же шаманизм. Но вот в Японии, оказывается, во время каких-то ритуалов повязка на лице защищала святыни от нечистого дыхания простых смертных. Это передают изображения той эпохи.
Так что когда в 1918 году к ним пришла испанка, никто там маскам не удивился.
Это кое-что объясняет.
А как же послушание и коллективизм?
И да, и нет.
В Китае буквально сачком ловили недовольных, я своими глазами видел запись. Не уверен, что потом такой возмутитель спокойствия вообще когда-нибудь после этого встретится со своими родными. Открытым остается также вопрос, всерьез ли лечили там стариков или только изолировали напоследок. Жесточайший локдаун. И теперь там нет умерших от ковида и единичные случаи заболевания. Плохо веря в абсолютный нуль, я, как мог, наводил справки. И, знаете, похоже на то. Тоталитаризм, одним словом.
Нужен ли нам с вами такой, извините за выражение, хоккей? Полагаю, что нет. Но факт остается фактом. Наградили весь мир (я все-таки думаю, что нечаянно), а у себя искоренили. Теперь там ковид как для европейца малярия.
Но это не про Японию. Япония - свободная страна. Вышли из безумия Второй мировой, извлекли нужные уроки и уверенно держат этот курс. Свободная пресса, драки в парламенте - всё как у людей.
Назовем это неким коллективным рацио. В народы умные и глупые я не верю, в наследование черт характера тоже, но что те или иные особенности и повадки распределяются в мире неравномерно - с этим не поспоришь.
Иному жизни не хватает, чтобы понять очевидное - маска защищает. Ты ему про вирусососодержащие капли, которые она задерживает, когда ты с кем-то рядом и даже просто дышишь, а не только разговариваешь или, не дай бог, чихаешь. Он тебе про то, что вирус проникает в ячейки маски, как горошина в ведро. Разговор немого с глухим.
В Японии такое удручающее непонимание невозможно.
Всем надеть в транспорте - значит, всем надеть. Не надел - неуважение. Ты, может, и не выпендриваешься, а реально не понимаешь, зачем маска. Может, и не хотел даже обидеть никого, а просто дурак. Неважно. Убить не убьют, а морду набить могут.
Известная нам цивилизационная ниша породила сакраментальный вопрос: "Ты меня уважаешь?" Нет, не "веселие пити", тут другое. Японцы тоже не дураки выпить, знаю, что говорю. В тех языках, о которых имею представление, точный эквивалент отсутствует. Так не говорят. Уважение к тебе крайне редко подвергается сомнению, о нем не справляются и его не выпрашивают.
В раннем детстве остались плакаты, на которых было изображено, как далеко разлетается слюна изо рта говорящего, кашляющего и чихающего и как важно поэтому носить маску. Вот именно подчеркивалось, что она прежде всего для того, чтобы зараза не распространялась вовне. Свирепствовал грипп. Хотели приучить народ к маскам. Ни черта из этого не вышло.
В средневековой Европе практиковались особые железные маски. По-итальянски такая маска называлась примечательно - мордаккья. Наказывались в основном клеветники и сплетники. Черноротые лишалисьвозможности говорить. Мычать - пожалуйста. Иногда для пущего педагогического эффекта специальным заостренным штырьком внутри прокалывался язык, что неприятно. Может, в закромах народной памяти остались какие-то воспоминания по этому поводу и это сыграло негативную роль?
Наблюдение. Поделюсь, но не навязываю. Корреляция не один к одному, но, по-моему, есть. Очень трудно надеть на себя маску эгоцентрику, личности ограниченной, склонной к нарциссизму. Такие люди придают огромное значение внешности, им не свойственно проникать в суть вещей и они внутренне отказывают в такой способности другим. Они могут изредка необидно пошутить в свой адрес, но самоирония по большому счету - это не про них, а уж посмеяться над собой или признать свою неправоту - об этом и помыслить невозможно. Скажут: царь не настоящий.
Вот и не надевают. Ну, я вас спрашиваю. Первое лицо не надевает, его ближайшее окружение не надевает - чего ко мне пристали-то?
3
Вернемся в Японию.
Оказывается, маска всё-таки неплохо защищает и того, кто ее носит, а не только тех, кто вокруг. И не только от гриппа или от ковида. Сошлюсь в комменте на японское исследование. Таких исследований вагон и маленькая тележка, а главный шведский эпидемиолог пусть и дальше на голубом глазу рассказывает подведомственному населению, что научного обоснования нет. Маска защищает от смога, бензиновых паров, аллергенов.
Самая большая в мире продолжительность жизни - может, они себе её у своего японского бога выпросили? Может, отчасти и выпросили. Но и сами постарались, очевидно же.
Маска пригодится, если лень или некогда наводить подробный макияж.
Маска в помощь, если надоело ответно улыбаться везде, как это принято в Японии. Ты не в настроении, погружен в думу, у тебя неприятности.
Девушку, которую природа обделила красивым носиком и полными губками, выручат грация, журчащий голосок и прекрасные, как у толстовской Марьи Болконской, глаза - с учетом японской специфики, понятно. Устраивают даже конкурсы красоты вот именно девушек в масках. Клянусь, не вру. Ссылка по первому требованию. Все как одна потом выходят замуж, притом удачно. Для таких девушек специальное название имеется: масуку биджин. Будете знать теперь, как маска по-японски: масуку. Я тоже раньше не знал. А красавица- биджин. Это я знаю давно, хотя сейчас уже и не вспомню, откуда.
Вот и пророк Магомет когда-то постиг это назначение маски. Умный был человек, не отнимешь.
Само собой, разные фасоны и раскраски, причем очень давно.
Не слишком ли много народу в масках? Этим ведь и злоумышленники или пытающиеся удрать от правосудия могут воспользоваться?
Пока ковид - издержки. Потом, как и в доковидную эпоху, это вряд ли будет проблемой. Полиции виднее. Ну, ограничат, если что.
Вот этой предыстории, как в Японии, в Европе и тем более на постсоветских просторах точно не было. Не нами сказано: не судите, да не судимы будете. Очень многие оказались не готовы. Усмотрели в масках посягательство на их свободу и независимость. Добро бы еще внятно рассказывали о их пользе, а люди-то слышали разное.
И всё же. Я давеча написал, что ковидоскептицизма стало меньше. Мало кто признается в своей прежней неправоте, но это такое. Главное - люди эволюционируют в правильном направлении. Не претендую на глобальное исследование, сужу по своей ленте, сообществам, где бываю, и сайтам, где публикуюсь. Маска - некий последний бастион. Но вот один мой друг за океаном, человек достойный, перестал в своих постах называть маску намордником. Достойный - хотя бы потому, что, когда стала распространяться деза, будто маска кого-то и убивает, он честно у себя в блоге объявил, что это ложь, хотя мог бы и хитро промолчать. А намордником перестал называть, когда число умерших в день в его стране подобралось к полутора тысячам. Вчера - 2700+. Внутренняя порядочность подфильтровала ему лексикон.