Бужор Юрий: другие произведения.

3. Кассель. Йорданс и Кранах

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 23/07/2021. 11k. Статистика.
  • Обзор: Германия
  • Иллюстрации: 15 штук.
  • Аннотация:
    Шедевры Касселя не отпускают

  •   Еще несколько Йордансов из Касселя с моей скромной сопроводиловкой (в музейном каталоге к каждой картине список литературы на страницу!) и небольшой провокацией в конце.
      В кругу новой семьи. Молодой человек слева - он, Якоб. Какой-то он юный для молодожёна по тем временам. Что-то тут не то. И по кислым лицам тестя и тёщи тоже видно: не то.
      Но всё будет хорошо. Не зря наш герой бряцает на лютне. То есть он намерен по мере сил обеспечивать гармонию в браке. Как будто вполне с этим справлялся в дальнейшем.
      Едва вышедшая из детского возраста жена успокаивает старшую сестру. Та засиделась в деках навек и теперь испытывает сложные чувства. Но композицию из цветов составляет со всем тщанием. Другая сестра тоже в некоторой растерянности. Сегодня на нее мужики бы на улице оглядывались; тогда стандарт красоты был другой.
      
       []
      
      Вот ведь смятение вызвал прыткий ученик, допущенный в дом.
      Братья индифферентны, скорее рады пополнению.
      Автопортрет. Написанный в зрелом возрасте уже. Его нет в каталоге, какой-то доброхот-частник, пожелавший остаться неизвестным, на время одолжил музею.
      
       []
      
      "Король пьёт". Эпифания, праздник Богоявления, в немецкоязычной традиции - Трёх королей, а не волхвов, как нам привычнее. Все наливают и закусывают. Кому попадется кусок пирога с бобовым зернышком, тот король. Счастливчику нахлобучивают на голову изготовленную из подручных материалов корону, усаживают во главе стола и всячески угождают. Если он пьёт, все должны пить.
      Что мы видим на этой картине? Мы видим совсем плохонького мужичонку, но боб достался ему и сейчас он король. Cмущается, а что делать, надо править. На левом краю холста наблюдается уже и непотребство. Одна бабуля допилась до изумления. Хорошенькую прислугу успешно склоняет к греху некто с характерным профилем и подозрительными ушами. Напилась до чёртиков, вот именно.
      
       []
      
      Старик-флейтист не разделяет общего веселья. У меня нет готового объяснения для этой трагической маски. Можно включить фантазию. А можно просто смиренно принять. Джорджоне и Веласкес любили и умели такие загадки загадывать. Вот и Йорданс внёс лепту. Скорее всего импульсивно; таинственный диссонанс на холсте оставила кисть, ведомая кем-то извне.
    Сатир озадаченно смотрит на пригласивших его к столу крестьян. Вообще-то это басня Эзопа, сюжетный ход оттуда. Труженик села дул себе на руки, чтобы согреть их. А теперь он дует на суп, чтобы тот остыл. Как же так? Гость не готов к этой диалектике. Это тебе не за нимфами гоняться, тут мозги нужны. Думает, что над ним насмехаются. Сейчас обидится и уйдет. Двоичная логика плохо описыает мир. Урок тем, кто не понимает. Всегда актуально.
      
       []
      
      Но и прекрасный повод продемонстрировать, что наследие Караваджо не забыто. Может быть, кто-то скажет, что это талантливое подражание, ну и пусть. Выхваченное движение, светотень, даже руки над столом напоминают о великом ломбардце.
      Бахус с факелом не атлет, но и не обрюзгший пьяница, каким его часто изображают. Просто молодой мужчина - немного навеселе и в хорошей форме. Взгляд дамы с виноградом обоснованно оценивающ.
      
       []
      
      Еще одно застолье. Едоки каши. К каше полагается пиво. Отец семейства в хорошем возрасте. Ишь какие щёки наел. Супруга, вполне довольная жизнью. Детки, как говорят в Украине, нивроку, не голодают. Слева одетый кое-как бедный родственник. Или старинный друг семьи, которому меньше повезло в жизни. Избыточным весом не страдает, на отсутствие аппетита не жалуется.
      Загадочная дама не первой молодости иронично поглядывает на главного. Она что-то знает.
      Опять-таки, грустная коза.
      
       []
      
      ***
      
      Я не забыл о провокации.
      Йорданс был современником кошмарных событий. Религиозные войны. Варфоломеевская ночь - это ведь только один трагический эпизод. Всё продолжилось и в 17 веке.
      Тридцатилетняя война. Всеобщее разорение, толпы издыхающих от голода, людоедство.
      Он знал об этом, не мог не знать. Да и видел наверняка немало. Но тщетно вы будете искать все эти ужасы на его полотнах. И на полотнах других великих.
      Между тем никому не приходит в голову упрекать их в лакировке действительности. То есть она имела место, это очевидно, просто никто не упрекает.
      Можно было бы трактат наваять, наполнив его многозначительными сопоставлениями.
      В другой раз как-нибудь.
      
      ***
      
      Лукас Кранах. Умер в 1553 году на 82-ом году жизни. Вот кто был успешен, безусловно успешен.
      Герцог Кобургский брал его с собой на охоту с тем, чтобы героические эпизоды: гон оленя или убийство герцогом кабана - запечатлевались. Пусть потом все смотрят и продолжают восхищаться.
      В награду, кроме официальной зарплаты придворного живописца, Лукас получил - что бы вы думали? Аптечную монополию в Виттенберге и эксклюзивный патент на перепечатку Святого писания.
      Это не отвлекало от основного занятия. Были наняты толковые управляющие. Регулярный гарантированный доход. "Аптека Кранаха" оставалась в Виттенберге еще очень долго, пока случайно не сгорела в 1871 году.
      Лютер, пользовавшийся покровительством герцога, стал близким другом Кранаха. Августинский монах обернулся заядлым антипапистом и, вопреки прежним убеждениям, женился. Художник был свидетелем на свадьбе и стал крестным отцом первенца.
      Иногда получалось удачно оказаться над схваткой. Будучи в Нидерландах написал портрет императора Максимилиана. Там вертелся восьмилетний мальчик, и никто еше не знал, что этот мальчик унаследует корону Испании и станет хозяином половины мира. Кранах изобразил также и мальчика, и, видимо, расположил будущего главного защитника католичества к себе.
      Пройдет много лет, и уже не мальчик, а обзаведшийся бородой монарх Карл V пленит в сражении герцога Иоганна Фредерика. Лукас отправится во вражеский лагерь и будет просить, чтобы герцога не обижали в плену, хотя его и так там не особенно обижали. На всякий случай захватил с собой мольберт и кисти. 47-летний Карл узнал портретиста и охотно согласился позировать. Портрет малолетнего Карла не дошёл до нас, а вошедшего в возраст - сохранился и находится в мадридском музее Тиссена-Борнемисы. Художник явно польстил прототипу. На картине тот выглядит лет на 15 моложе.
      
        []
      
      Кранах умудрился изобразить даже герцога Альбу, палача протестантских Нидерландов.
      Персонажи на портретах смотрелись достойно и похоже. Кроме того, Кранах без зазрения тиражировал свои творения на мифологические и библейские сюжеты. Налажен был целый конвейер.
      В Касселе обнаруживаем Юдифь. Она запустила руку в кудри Олоферна, точнее, его уже отделенной от туловища головы. Торжество по поводу содеянного не просматривается. Ей даже жалко его. Такой интересный мужчина. Но что делать, патриотический долг.
      
        []
      
      Древнеримская история. Злобный Тарквиний принуждает Лукрецию к близости. Угрожает оружием. Пригрозил, что, если она станет противиться, убьет ее и затем ее раба, положит их тела рядом и посмертно опозорит ее, рассказывая всем, что застал ее с рабом.
      Лукреция призналась во всем мужу и тут же на его глазах заколола себя мечом.
      Ну, явное снижение. Прошу прощения, мне кажется, что Кранах талантливо валяет дурака. Неужели насильник был настолько нетрезв? И меч какой-то ненастоящий. А вот выражение лица схвачено верно. Только вместо отчаянной решимости мы видим другое.
      Не хочется умирать. Никому не хочется.
      
        []
      
      Венеры с Купидоном Кранаха обнаруживаются чуть ли не в каждом европейском музее. Даже странно, что в Касселе их нет. Зато есть нимфа вод. Несмотря на фирменные кранаховы косточки на ступнях, настоящая красавица. То есть не совсем настоящая, ироничные кавычки на месте.
      
        []
      
      В то же время серьезные портреты. Лютер, герцог Генрих V Благочестивый. А иногда и не совсем серьезные, почти шаржевые. Например, Меланхотон - последователь и ученик Лютера.
      
        []
      
        []
      
        []
      
      Всем хорош Кранах, вот только руки у него не получались. Знаю, что навлекаю. Ну, раздраконьте меня, знатоки. Под давлением ваших доводов признаю свою глубокую неправоту. А пока скажу что вижу. Они у его персонажей какие-то всегда напряженные, как это свойственно очень застенчивым людям. Или нервнобольным. Недаром в Амстердаме за руки на портрете брали с заказчиков дополнительно. И Рембрандт брал? И он.
      Семейная жизнь протекала спокойно, иначе бы мы о ней знали больше. Жена, пятеро детей.
      Сын, тоже Лукас, следовал по стопам отца, шаг в шаг. Тоже запустил производство почти идентичных холстов.
      Вот, например, Иисус и кающаяся грешница.
      
        []
      
      Мне больше по душе вариант из Эрмитажа. Можно придираться к обоим, а зачем. Во втором весьма выразителен урод по жизни в латах, собравший полный шлем камней, чтобы отомстить желанной и недоступной блуднице за свои уродские комплексы.
      
        []
      
      В обеих работах мы видим на лице Магдалины что угодно, кроме раскаяния. Тоже шуточки? Ну-ну.
      А до Рембрандта мы еще доберемся.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 23/07/2021. 11k. Статистика.
  • Обзор: Германия

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка