Бужор Юрий: другие произведения.

Стокгольм. Кристина, Декарт и другие

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 7, последний от 02/04/2023.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 30/03/2023. 31k. Статистика.
  • Эссе: Швеция
  • Иллюстрации: 23 штук.
  • Скачать FB2

  •   Бек, Кристина и Рене Декарт
      
      Женщина на портрете прожила беспокойную жизнь.
      
       []
      
      Родилась громкоголосой и на удивление волосатой. Повитухи сперва приняли ее за мальчика.
      Это она потом сама написала в своих мемуарах.
      Классная байка, ничего не скажешь. .
      На самом деле папаша хотел мальчика. Ну, хотел и хотел. Обычная история. Но он привык к тому, что всё получается так, как он хочет - поскольку был монарх, притом из удачливых. Собиратель земель, своих и чужих. Талантливый полководец. Правда, и погибнет в бою.
      Густав II Адольф, когда ему сообщили о рождении ребенка, ни на секунду не сомневался, что и на этот раз вышло так, как он задумал.
      Он не был злобный тиран и сумасброд. Если бы ему сразу сказали как есть, никого бы даже не выпороли.
      Кроху принесли. Король удовлетворенно крякнул, ткнул перстом в животик и вымолвил что-то вроде: "В меня пацан!".
      Возразить не посмели. Запеленали и унесли.
      Тут надо уточнить, что этот Густав II любил выпить. Был он, проще сказать, стойкий алкоголик.
      Мог и не разобрать спьяну.
      Пишут, что целый месяц оставался в неведении. Позволим себе усомниться, что так долго.
      Хотя кто его знает.
      Надо отдать ему должное всё-таки. Узнав правду, не потерял интерес к ребенку. Сказал всем: "Ловко она нас одурачила. Вырастет - будет умнее всех!"
      И распорядился воспитывать как мальчика.
      На минуточку. Дитя росло, не умея вышивать гладью. Но могла бы со знанием дела поучаствовать в охоте на медведя.
      Это не шутка и не преувеличение.
      У меня нет отдельного бумажного жизнеописания единственной наследницы шведского престола и затем королевы Кристины Густавовны. Есть богато иллюстрированная книга по истории Швеции, купленная сто лет назад в Стокгольме на все деньги.
      Чем вытаскивать сведения оттуда, заглянул в Википедию.
      Снобизм по поводу Вики сходит на нет. Не надо стесняться. В политизированных статьях вранья хватает, конечно. В тексте о людях и событиях XVII века его будет мало или нисколько.
      Там и прочитаете, если интересно. О гендерных пристрастиях. О том, как сдала трон тогда еще великой державы, приняв католичество. Как изводила папский Рим своими безумствами и тем не менее удостоилась погребения в базилике Святого Петра.
      Я тоже подвизался в жанре занимательного, как мне хотелось думать, пересказа исторических книжек. Но в данном случае это ни к чему. Достаточно простого перечисления невероятных и тем не менее имевших место быть фактов.
      А что же отцово пророчество?
      Как в воду глядел.
      Могучий интеллект. Вне всяких сомнений образованнейшая женщина своего времени. Еще и заядлый коллекционер.
      Этот портрет написал Давид Бек. Он родился в Дельфте. Нет, с Вермеером не пересеклись, Бек постарше.
      Буквально пришелся ко двору в Англии. Там Карлу I отрубили голову, а Кромвелю Бек был без надобности. Осел в Стокгольме и оставался в свите Кристины, когда она уже после отречения отправилась в Рим.
      Попросился повидаться со своими в Гааге. Она возражала. Он продолжал настаивать. Куда деваться, отпустила. Не под замок же сажать.
      Уехал и очень скоро умер на родине. Все признаки отравления.
      Всё-таки придется еще разок вернуться к биографии дамы.
      Будучи гостьей юного Людовика XIV в Фонтенбло, она велела убить одного маркиза - своего шталмейстера. Будто бы предал ее. Как предал, никто не знает. Изобличающая переписка как-то очень быстро пропала. Не предал скорее всего, а изменил с другой. Или отказал во взаимности. Но что убили по ее приказу - это известно доподлинно.
      После чего ее из Франции вежливо выпроводили. Вы не у себя дома, мадам. Здесь мы решаем, кого нам убивать, а кого, к примеру, нет.
      Это после смерти Бека произошло. Но репутация была испорчена, и по поводу живописца тоже стали думать на нее. Задним числом.
      А там иди знай. Не доказано.
      
      ***
      
      
      Рене Декарту (1596 - 1650) было неполных 54 года, когда он умер. Сегодня сказали бы: "Совсем молодой".
      Вот кто великий.
      Придумал аналитическую геометрию. Создатели матанализа Ньютон и Лейбниц стояли на плечах Декарта.
      Открыл принцип виртуальных скоростей. Не слышали? Воображаемые бесконечно малые перемещения, допускаемые в данный момент наложенными на систему связями. Очень просто, как видите, но кто-то должен был додуматься.
      Декартов лист, декартово дерево и много еще всего.
      Про cogito ergo sum все знают. Но и другое, куда более взрывоопасное: De omnibus dubitandum - подвергай всё сомнению.
      Доказывал бытие Бога не с тех позиций. Пока был жив Ришелье, не трогали. Когда всесильный покровитель помер, во Франции стало неуютно и Декарт переехал в Амстердам. .
      Потом выяснилось, что и в свободолюбивом Амстердаме инакомыслящих не больно жалуют. Не понравилось всё это картезианство. К тому же видели в нем не перековавшегося католика.
      Сидел без денег. Куда-то вложил, и как не было.
      Давно известно: из философов получаются не самые удачливые предприниматели.
      Так что не станем корить королеву Кристину, что позвала его в Стокгольм - как выяснится, на скорую погибель.
      Ему уже и деваться было некуда. Поехал.
      Ей 23 года исполнилось. И она уже состояла с ним в переписке. Просила растолковать, что такое любовь и какие бывают разновидности оной.
      Пишут, что его убила северная зима. Можно подумать, что он с берегов Средиземного моря перебрался.
      Ворчал, да.
      Было велено прибывать во дворец для занятий философией в 5 часов утра.
      Дали приличное жилье в хорошем районе. Там пешком минут 15. Но он и не шел пешком. Присылали карету. .
      Занятий было пять, что ли. Они ей наскучили. По крайней мере она так говорила.
      Всего-то четыре месяца и прожил на новом месте.
      Есть версия, что заразился вирусной пневомонией. Выхаживал приятеля - французского посла. Тот оправился, а Декарт умер.
      Указывают на картину болезни и смерти, более характерную для отравления мышьяком, нежели пневмонии.
      Кому была нужна его смерть?
      Ну, мало ли. Кто-то видел в этих визитах зловредное влияние папского Рима.
      Кто-то, наоборот, именно этим как раз и занимался. Влиял. И мы с вами знаем: охмурили-таки.
      Вольнодумствующий наставник мог им в этом помешать.
      Странно только, что мышьяк. Всё же не жена опостылевшего мужа изводила. Какой-то не тот яд. Какой-то простонародный.
      Через 16 лет Франция попросит вернуть ей прах великого соотечественника. И его вернут. Потом выяснится, что куда-то подевалась голова.
      Найдут и голову. Она сейчас в Музее человека в Париже. Череп, понятно. И не весь, нижняя челюсть отсутствует.
      В Историческом музее города Лунд тоже хранится кое-что. Правда, всего один фрагмент черепа. И это не челюсть.
      Существовала мода на черепа знаменитостей. Было выгоднее и безопаснее продавать их по частям.
      Остальной прах упокоился в церкви Сен-Жермен-де-Пре на левом берегу Сены.
      Все понимают, что без ДНА-экспертизы никуда.
      Но что-то ни в Париже, ни в шведском Лунде никто не рвется ее проводить. Остается только догадываться, почему.
      Зато адреса Декарта в Амстердаме и Стокгольме абсолютно достоверные. Это удивительно. Ведь домам скоро 400 лет.
      Найти очень легко. Амстердамский рядом с музеем Анны Франк. В 5 минутах пешком от площали Дам, где обычно заканчиваются экскурсии.
      Стокгольмский - на острове Гамла-Стан. В 10 минутах от музея Нобеля.
      Вот, запишите.
      Westermarkt 6. Это в Амстердаме.
      
       []
      
      Kornhamnstorg 51. Это в Стокгольме.
      
       []
      
      Мемориальные доски, само собой.
      Считаю, обязаны там отметиться при случае. Трудно назвать что-то еще, что вошло в нашу жизнь так давно и основательно, как оси абсцисс и ординат. А ведь он и их придумал.
      Будучи в Национальном музее Стокгольма, каюсь, пробежал мимо портрета, выполненного тем самым художником, который увековечил упомянутую здесь Кристину.
      И только сейчас нашел в каталоге.
      Давид Бек, как и Декарт, умер при очень подозрительных обстоятельствах. Вникали уже. .
      Сеть выдает образ Декарта, созданный Франсом Хальсом. Оригинал находится в Лувре.
      Хальсу (вверху) удалось глубже проникнуть в характер прототипа. Хочется сказать - предугадать его безвременную кончину.
      
       []
      
      Бек не ставил перед собой такой задачи. Желал немного польстить тому, кто позировал. Сделал это, надо сказать, умело, и тоже молодец.
      
       []
      
      Однако же перед нами интересный мужчина. Думаете, девушке это не приходило в голову?
      И еще. Женщины не дадут сказать неправду, а я скажу просто, без обиняков: мощный интеллект - сильный афродизиак порой. Кристина всегда была склонна к нестандартным решениям.
      Дальше без меня, воображение куда-нибудь да приведёт вас.
      Опять длинно, прямо беда. Такие истории хороши для автобуса с экскурсантами. Особенно c теми, кто страдает бессонницей. Но боже упаси гида пускаться в эти дебри в музее.
      Больно побьют.
      Это как минимум.
      
      Сёдерстром и Карл XII
      
      Рано или поздно до блуждающих европейскими музейными интерьерами доходит, что кроме великих итальянцев, французов или голландцев есть еще замечательные не великие. И не обязательно из названных мест.
      Эволюции рейтингов и веяния моды неисповедимы.
      Везде обнаруживаются свои, образно выражаясь, передвижники, своя барбизонская школа, академики и прерафаэлиты. Есть и скромные, на первый взгляд, труженики холста и кисти, оставившие след в благодарной памяти потомков (соотечественников во всяком случае) не столько прорывными художническими решениями, сколько близкой народу тематикой cвоих произведений. .
      Густав Седерстрем - такой художник.
      Родился в Стокгольме и 88 лет от роду умер тоже в Стокгольме в 1933 году.
      Дослужился до поручика, но оставил военную карьеру и посвятил себя живописи. Учился этому в Дюссельдорфе, Париже, Флоренции.
      Директорствовал в академии.
      Отец у него был военный моряк, а более отдаленный предок находился рядом с Карлом XII, когда тот с небольшим отрядом отбивался от турок. Были там не то в гостях, не то в плену. Ирония заключается в том, что короля турки пытались вытурить силой, но он отбился.
      Карл в исполнении Седерстрёма уже попадался нам в Музее армии. Там он сидит раненный, поэтому в неудобной позе. Почти точь-в-точь как в истории с Ахиллесом - выстрелом из карабина раздроблена пятка.
      
       []
      
      Мазепа пытается вселить в Карла надежду.
      Московиты реализовали численное преимущество и расколошматили шведский авангард под Полтавой. Но битва еще не совсем проиграна. В полном порядке отступает Левенгаупт.
      Увы. Левенгаупт и его люди не станут беззаветно умирать за короля и отечество. Они сложат оружие.
      Бегство и затем уже упомянутое 5-летнее пребывание в Бендерах, еще где-то в пределах Оттоманской Порты.
      Когда читаешь жизнеописание Карла, всякий раз хочется воскликнуть: "Не может быть!".
      В 1700 году напал с моря на Копенгаген. Был в первых рядах высадившихся. Вокруг него падали бойцы, но нашего храбреца пули не брали.
      Как, интересно, с этим справлялись киношники? Есть ведь и фильмы, как не быть. В просвещенном начавшемся уже XVIII веке монарх великой державы лезет в любую драку со шпагой наперевес, как какой-нибудь мушкетер. Должно же быть какое-то правдоподобие. Так не бывает. Что, и не ранили ни разу?
      Не бывает. А с ним - было. Ранили неоднократно, но каждый раз не очень тяжело.
      Кажется, страх был неведом ему. В Национальной галерее на картине другого художника (Юхан Хёккерт) изображено, как 15-летний Карл выводит из горящего дворца свою бабушку.
      
       []
      
      Не то искал смерти в бою, не то уверовал в свою неуязвимость. В наши дни нашел бы себя в бейсджампинге. .
      Как отправился тогда лупить датчан, так больше никогда не вернется в Стокгольм. 17 лет до самой смерти - вдали от дома. При этом дистанционно руководил страной. В это трудно поверить, ничего подобного мы не знаем.
      Но и это правда.
      А как вам такое - не пил алкоголь и избегал женщин? Это уже ни в какие ворота.
      Всегда плевал не то что на роскошь - на обыкновенный уют. Плечом к плечу с рядовыми служивыми вгрызался в мерзлый грунт, чтобы прорыть траншею, и спал на голой земле, как они.
      Пишут: безрассудный, упрямый, никого не слушал.
      
      ***
      
      А если бы?
      Знаю про историю и сослагательное наклонение. И тем не менее.
      Если бы Иван Степанович не стал в свое время перечить Петру. Сделал бы вид, что только и думает о том, как подчинить Московии украинское казачество. Горячность подвела. В результате царь был начеку, разгадал замыслы гетмана и в решительный момент опередил его.
      Если бы султан не дал уйти окружённому на берегах Прута воинству Петра в ходе бесславного Прутского похода. Ахмед III колебался. Но нужный Карлу военно-политический разворот предпринят не был.
      Был страшно разочарован. Проскакал 200 верст, чтобы увидеть пленение "брата своего Петра", а увидел, как русская армия уходит с развернутыми знаменами.
      Если бы осуществился план военного союза с Петром, покорена Норвегия (тогда она была датской вотчиной), нанесен совместный удар по Дании и заодно преподан урок зарвавшимся англичанам. А ведь был план, вполне созрел к тому времени.
      Так что не такими уж безрассудными были норвежские рейды 1717 и 1718 гг .
      Побудет немного на родине все-таки.
      Народ ликует. Возвращение любимого монарха живым и практически невредимым отмечают иллюминацией. За эти годы убит на чужбине или оказался в безвозвратном рабстве каждый второй, кто в Швеции был способен носить оружие, но ничего.
      Немедленно запретит торжества. Не поедет в Стокгольм, вызовет оттуда сестру ради короткой встречи - и рванет в сторону датских владений.
      Тогда-то, а точнее - вечером 11 декабря 1718 года в неведомых сферах и приняли решение.
      Везло, как никому и никогда, но сколько можно. Суррогат пули - залитая свинцом пуговица прошила мозг, может быть, самого необыкновенного человека эпохи. Он успел схватиться за эфес шпаги и упал замертво.
      Седерстрёму принесло известность изображение Нарвской конфузии 1700 года. То есть это для Москвы она была конфузией. .А для шведов викторией - полной и безоговорочной.
      Соотношение сил перед битвой было один к четырем не в их пользу.
      Солдаты Карла бросились в атаку. Солдаты Петра полегли или разбежались.
      
       []
      
      Холст этого соотношения не передает. Разоружают небольшой отряд. Если бы реалист Седерстрём вздумал достоверно изобразить армию, которая проходит перед победителями, складывая к их ногам оружие и хоругви, а было именно так, работа над картиной надолго бы затянулась.
      
      ***
      
      Когда приступил к увековечению последнего рейда Карла, тоже очень хотел, чтобы было похоже. Не удовлетворяясь картинками, искал подлинную военную форму, одевал в нее натурщиков и даже посыпал солью, чтобы получился как бы снег.
      На самом деле убитого не несли солдаты. Был закрытый гроб, и его в столицу отвезла специальная повозка.
      И как же они легко одеты, ведь явно зима и это Норвегия.
      Грустная аллюзия на марш смерти, которым пришлось, покидая позиции, пройти тогда шведам. Многих застигла метель в горах. Они заблудились и замерзли. Недосчитались тогда почти четырех тысяч человек.
      Напоминание тактичное и понятное современникам. И они тем более прощали Седерстрёму замену банальной повозки на торжественное возвращение драгоценного праха. Мало ли как там было на самом деле.
      А как же реализм?
      Имеется в виду техника, а не историческая достоверность. Романтический такой рализм.
      Картина имела успех на выставке в Париже. Не долго думая, ее купил там великий князь Константин Константинович за 22 тысячи франков. Большой меценат был. Отвез в СПб и повесил у себя в Мраморном дворце.
      
       []
      
      Шведская общественность сперва оторопела.
      Потом вознегодовала.
      Мало им, что победили в Северной войне, забрали Карелию, Лифляндию и потом Финляндию. Что пресекли все попытки реванша, принудили к нейтралитету и, несмотря на неоднократные вежливые просьбы из Стокгольма, не отменили у себя благодарственные молебны в честь катастрофы под Полтавой.
      Они еще и уволокли к себе нашего национального героя. Карл XII - в петербургском плену. В логове врага. Да как же так. Да что же это такое.
      Седерстрёма никто не обвинял. Что делать, деньги всем нужны. Просто ему ничего не оставалось, как взяться за реплику уже написанного. Каковую он и создал в конце концов.
      
       []
      
      Как говорится, найдите 10 отличий.
      Гонорар собирали по подписке - 11 тысяч крон. Много это или мало?
      Это 4 с половиной килограмма чистого золота тогда.
      Вторая картина была завершена в 1884 году - через семь лет после первой и украсила экспозицию Национального музея, где мы, собственно, её и обнаружили.
      Дальше самое интересное.
      В 1923 году, будучи в Петрограде, некто Макс Моллвидсон приобрел эту картину за 7500 рублей, вывез её и продал в Швеции одному состоятельному коллекционеру. Тот в свою очередь подарил работу Музею изящных искусств в Гётеборге.
      Больше мне никаких подробностей касательно данной сделки выудить пока не удалось.
      Как раз тогда провели деноминацию и ввели в обращение червонцы. На глазок можно прикинуть, что большевистское правительство получило за картину около 4 кг в золотом эквиваленте - хотя скорее всего в стабильной конвертируемой валюте.
      Шведы переживали, что остались без культового холста. В итоге этот холст имеется теперь у них в двух авторских экземплярах.
      Древние говорили: habent sua fata libelli, книги имеют свою судьбу. Но и habent sua fata pictorae.
      Картины её тоже имеют.
      
      Вертмюллер и другие. К общей истории всего
      
      Адольф Ульрик Вертмюллер родился в Стокгольме. Повышал квалификацию в Париже. Учился там у своего кузена Рослина (до него мы скоро доберёмся).
      Стал первым живописцем Густава III. Это не фигура речи, а официальный титул. Но и в 1784 году его избрали в Академию художеств Франции, что было равнозначно европейскому признанию.
      Шведский король пожелал видеть у себя во дворце портрет супруги Людовика XVI с детишками.
      В Версале этот жест доброй воли оценили. Мария-Антуанетта благосклонно позировала.
      Статной женщине на портрете останется жить 8 лет.
      
       []
      
      Я долго верил в некий апокриф. Будто бы у нее был критический день, когда за ней пришли, чтобы отвезти на казнь, и она, не желая обнаружить даже этой слабости, спрятала какие-то бинты в простенке.
      Вряд ли. В камеру приносили воду, и там был рукомойник.
      Ей было 37 лет. Она провела в одиночном заключении два с половиной месяца.
      Вела себя перед лицом смерти в высшей степени достойно, что правда, то правда. Извинилась перед палачом, нечаянно наступив ему на ногу. Без посторонней помощи положила остриженную голову на плаху.
      В отличие от Робеспьера, который на эшафоте визжал. Впрочем, он мог импульсивно закричать от боли, когда палач сорвал с него повязку, поддерживавшую раздробленную при аресте челюсть.
      Девочка осталась жива. Вошла в историю под именем герцогини Ангулемской. Заядлая монархистка, ещё бы.
      Наполеон уважительно называл ее единственным среди Бурбонов мужчиной.
      Мальчика решили подвергнуть революционному перевоспитанию. Сапожник-санкюлот учил его выкрикивать революционные лозунги и пить вино.
      Потом сапожника прогнали, а ребенка изолировали. Он мог пригодиться.
      Когда надежд на это не оставалось, просто заморили.
      Позднее свидетели вспоминали, как главного мучителя самого бросили в темницу и сказали об этом мальчику.
      - Вы знаете, что комендант Тампля, который притеснял ваших близких, арестован?
      - Мне очень жалко его...
      - Жалко?! Вам?!
      - Да. Ему тяжелее, чем мне... Он ведь действительно совершал то, в чем его обвиняют...
      Дети часто бывают умнее и проницательнее взрослых, но этих слов 10-летний ребенок не произносил. Их произнес и записал кто-то взрослый.
      При вскрытии врач спрятал и заспиртовал сердце. Оно передавалось из рук в руки и в конце концов упокоилось в Сен-Дени. Вроде бы генетическая экспертиза подтвердила подлинность. Хотя есть и сомневающиеся.
      Надо верить или не верить.
      В 8-ом районе Парижа большие квартиры. Народу в них живет немного. Поэтому на улицах порой ни души. Не сразу обнаруживается Часовня покаяния. Помнится, искал ее и некого было спросить. Тогда не было еще ни GoogleMap в смартфонах, ни самих смартфонов.
      Часовню поставили когда-то ничего не забывшие и ничему не научившиеся следующие Бурбоны.
      Посетителей раз-два и обчёлся.
      Менее всего эта часовня-мемориал взывает к покаянию.
      Незадачливые супруги. Умученный ребенок.
      Было и прошло.
      Что же портрет?
      Не понравился. Воскликнула недовольно, увидев его в салоне: "Кто-то хочет сказать, что это я?".
      Тем не менее холст отправился в Стокгольм. Велели только внести изменение - выпрямить королеве голову.
      В это трудно поверить, но сомневаться не приходится. Голову пришлось переписывать. Августейшая особа всегда должна держать её прямо - во всяком случае, на парадном портрете. Она не может склонить ее, как это делает, любуясь своим потомством, простая смертная мамаша. .
      Вертмюллер переместится за океан, заведет семью и завершит там свой жизненный путь.
      Недостатка в заказах не будет. Ему даже удалось отловить как-то и запечатлеть самого Джорджа Вашингтона.
      Один вариант картины находится в Маунт-Верноне (поместье-музей первого президента), другой - где-то в Филадельфии. С портрета на нас смотрит великий государственный деятель, исполненный добрых намерений, но и железной воли, чтобы их осуществить.
      
       []
      
      Американскому патриоту оказался больше по сердцу другой Вашингтон - кисти Джилберта Стюарта. Тоже строгий с виду, но более душевный, что ли. Более свой. Ворчливый, но всеми любимый дедушка.
      Говорили, что получился не очень похож, ну и что. Прототип этого портрета так никогда и не увидел.
      
       []
      
      Зато увидело много других людей - у кого были деньги.
      Стюарт создал не меньше 130 копий. Продавал их по 100 долларов за штуку.
      Замеряем покупательную способность нашим привычным способом. Тогда за 100 долларов можно было купить 150 грамм золота. Сегодня 150 грамм золота стоят 10 тысяч. Один к ста, вот именно.
      При этом исходный портрет-оригинал 1796 года так и не был завершен. Сейчас он находится в Музее изящных искусств города Бостон, штат Массачусетс.
      
       []
      
      
      ***
      
      Некто разрабатывает общую теорию всего.
      Был уверен, что это шутка. Да и было, наверное, шуткой пятьдесят лет назад, когда я читал "Звёздные дневники" Лема.
      И вот мне подсказывают, что уже и не шутка вовсе. На верхних этажах физико-математической науки какие-то великие умы трудятся над этим всерьез.
      Я к тому, что, кажется, незаметно занялся чем-то похожим. Увлекся сближениями, которые преподносит нам история человеческого подвида.
      Эти сближения и на самом деле удивительны. Но Национальный музей в Стокгольме скоро закроется, а мы еще не все видели. Поэтому отставить пока общую историю всего. Есть смысл ускориться.
      Лоренс Паш. Уже не раз упоминавшийся Густав III. Сразу видно просвещенного монарха. Проводил в жизнь либеральные реформы и при этом закручивал гайки абсолютизма. Бывает и такое.
      
       []
      
      Белая повязка на рукаве - знак принадлежности к партии власти.
      Проявив личное мужество, разгромил русский флот. Снискал славу. Не интересовался женщинами. Был смертельно ранен на балу-маскараде в 1792 году.
      Александр Рослин. Тот же монарх, та же повязка, тот же просветлённый взгляд.
      
       []
      
      Шведские монархи - обладатели выдающихся носов.
      Родом они были в основном немцы. Особенность нордического этнотипа? Мой скромный жизненный опыт этого не подтверждает. Возможно, примета принадлежности к аристократии. Простолюдины редко позировали для портретов - может, и они были прежде носаты?
      Вопрос нуждается в дальнейшем исследовании.
      Одна из главных приманок музея - портрет жены Рослина. Очаровательная француженка и талантливая художница. Он учился в Париже живописи, был беден и к тому же протестант. Молодым людям пришлось проявить упорство, чтобы сочетаться браком.
      
       []
      
      Брак оказался счастливым. Мадам (фру) Рослин подарила мужу трех мальчиков и трех девочек.
      Написал много портретов в Петербурге, начиная с Екатерины II. Она пыталась оставить его подле себя. Не получилось. .
      Лакировка действительности, конечно, но не плюшек ради. Это художественный принцип. Хотя могло и совпадать временами.
      Одним словом, рококо.
      Еще пара французов.
      Гиацинт Виго. Портрет Карла XII по заказу шведского посла. Написан с другого портрета, а не с натуры. Неудивительно, что в результате на холсте и возник кто-то другой, отнюдь не Железная Башка. Это так короля янычары прозвали - за упрямство и бесстрашие.
      
       []
      
      Холст примечателен другим. Соверен запечатлён без парика на голове. Некая даже дерзость по тем временам.
      Не удержимся и, раз речь зашла о Виго, переместимся в Лувр. Портрет Людовика XIV. Опус магнум живописца.
      
       []
      
      Старый нарцисс демонстрирует не по возрасту стройные ноги и как бы ввинчивает свою непреложную власть монаршьим жезлом. На лице выражение скуки. Как же вы достали меня, жалкие людишки, своим понятным восхищением.
      Недавно музей в Стокгольме приобрел пару так называемых эмоциональных автопортретов Дюкре. Чтобы понять, чем восхищались современники, нам каждый раз нужно мысленно переноситься в эпоху, когда не было фотографии. Странным образом, однако, это восхищение остается с нами и когда мы возвращаемся в наше время.
      
       []
      
       []
      
      Мастер, что тут еще сказать. .
      Снова воспользуемся любезностью Лувра. И Версаля заодно.
      Еще две знаменитые работы Дюкре.
      Последнее прижизненное изображение Людовика XVI.
      
       []
      
      Здесь нос понятен. Фирменный нос Бурбонов. Награждались такими носами не только законные детишки. Даже поговорка была: "Бог простит, свет забудет, нос останется".
      Хотя к данному королю это не относится.. Этот своей Марии-Антуанетте не изменял. Такой вот исключительный случай в истории. А что был монарх предан насильственной смерти - дело обычное как раз.
      Ну, и она.
      Дюкре пригласили в Вену. Нужно было написать портрет невесты и привезти его в Версаль для ознакомления.
      
       []
      
      Массивная габсбургская челюсть сегодня вполне соответствует голливудским стандартам, но 250 лет назад это было спорно. Дюкре снабжает подбородок будущей королевы Франции очаровательной ямочкой.
      Жених должен был впасть в восторг, что и произошло.
      А в итоге - всем известная очень грустная история.
  • Комментарии: 7, последний от 02/04/2023.
  • © Copyright Бужор Юрий
  • Обновлено: 30/03/2023. 31k. Статистика.
  • Эссе: Швеция

  • Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка