Аннотация: Апокрифы, байки, быль. Из чичеронского загашника
Зита была талантливой домработницей.
Домработницы тоже ведь бывают талантливые и бездарные, трудоголички и ледащие.
Эта была талантливая. Ключница, cтряпуха, воспитательница, домоуправительница. Каждая вещь у нее знала свое место. Дети слушались. Еда подавалась вовремя.
Поэтому ее охотно брали в какой-нибудь добропорядочный дом.
А дальше происходило следующее.
В Евангелии сказано, что надо делиться с нищими. Cвоего у Зиты мало что было, всю себя отдавала семье работодателя, вот и делилась имуществом этой семьи. Ну, не понимают люди сами, что помощь неимущим - дело богоугодное.
В официальной католической агиографии выносились ломти недоеденного хлеба, но, похоже, и предметы одежды, и прочее посущественнее тоже выносилось.
Думаю, что и в старой Лукке - а дело было именно там, в XIII веке - уголовщины не усмотрели бы, в виду отсутствия корыстного мотива. Не кража, выходит. Хотя ущерб наносился.
Короче, по-тихому увольняли Зиту, но, учитывая ее деловые качества, снова где-то нанимали.
Тут очередному хозяину вздумалось поднять шум, изобличить Зиту всенародно.
А гильдия нищих уже давно знала о Зитиных душевных порывах. И вот в один прекрасный вечер они вновь собрались где-то на окраине. Сейчас принесут что-нибудь ценное, потом продадим, а деньги проедим и пропьём.
Между тем хозяин подговорил городской патруль взять девушку с поличным.
Идет Зита, несет в подоле все фамильное серебро.
Хозяин из-за угла, за ним патруль:
"Cтой! Руки вверх!"
Она руки и подняла. Подол раскрылся. Но стали из него валиться на землю не фамильные ложки-плошки, а огромные благоуханные цветы.
Чудо!
На небесах давно были в курсе, но прощали Зите этот незначительный грех ради большого доброго дела, которое она совершала в меру своего понимания.
Хозяин устыдился, упал на колени, просил прощения.
Зита прожила до 60 лет, совершив еще много добрых дел и разных чудес. Умерла девушкой. Не до личной жизни ей было.
Лет через 250 после ее смерти в церкви был ремонт. Переносили прах, заглянули в гроб, а там - нетленные останки. Человек ученый, неверующий скажет: мумификация. А для верующего - еще один, необходимый и достаточный, признак святости, наряду с чудесами.
Канонизирована в 1696 году. Ее в полный рост можно увидеть в Лукке, в церкви Св.Фредиано. Говорят, одного пальчика на ноге не хватает, английские католики выпросили, не то купили. Под саркофагом значится на латыни:
Тело Святой Зиты, светлой девы.
27 апреля мощи переносят из отдельной часовни в центральный неф, и все утопает в цветах. Это ее день.
Надо молиться Зите, если кто потерял ключ, или дети расшалились без меры, или вообще все валится из рук и хочется не домашним хозяйством заниматься, а послать дорогих домочадцев подальше и уехать неважно куда, к морю.
А еще она, очевидно, покровительствует тем, кто берет без спроса чужое. Мотивы их противоправной деятельности отнюдь не столь благородны, как у Зиты, но эти люди тоже верят в Бога, и им тоже нужен заступник на небесах.
Покойся с миром, светлая дева.
***
Многие и не слыхивали, а взять англичан - для них Сан-Джиминьяно, как для нас Сочи. Не все были, но все знают. Английскую речь, причем в изысканном британском варианте, здесь чаще услышишь, чем итальянскую.
Не верится, что это не декорации.
По плотности башенной застройки нет этому городу равных в остальной, в общем, безбашенной Италии, да и во всей Европе. Хотя грузинские товарищи поправляют, у них в Сванетии тоже есть много домов-башен. Ладно, скажем, на единицу площади в Западной Европе точно столько нигде не приходится.
Я сейчас о названии. Почему Сан-Джиминьяно?
Слушайте качественную байку.
Родился мальчик. Мальчик был!
С малолетства не повезло ему - родился в бедной семье. Город стоял к тому времени давно, судя по каким-то монеткам, черепкам и т.п., но как назывался тогда, мы не знаем.
И вот мальчика отдают чужим людям в Вольтерру. Это неподалеку, полдня пешком.
Там он не столько ремеслу учится, сколько батрачит за ничтожные харчи. И получает подзатыльники и затрещины.
А в это время...Как в старых фильмах - а в это время.
В Вольтерру пожаловал некто Джиминьяно - "папос" - христианский миссионер, вполне достоверная личность. Дело было веков 13 тому назад, когда неразумные язычники еще водились. Но он их успешно наставлял на правильный путь. Поэтому пользовался в народе уважением, при жизни считался святым. И в Вольтерре ему оказали прием по чину и авториету.
А он возьми и помри.
Скоропостижно скончался.
Неразбериха порой сопровождает и ожидаемые похороны, а тут такое дело.
Cан Джиминьяно облачили в епископские одежды, положили во гроб, а сами с этим гробом мечутся, толком не разобрав куда нести, ну, и на минутку оставили святые останки без присмотра.
А мальчик тут как тут. Он давно уже заприметил на руке покойника перстень и понимал, что если этот перстень стянуть, а потом потихоньку продать какому-нибудь заезжему богачу, можно будет себе жизнь на время существенно улучшить. Воровать грешно, это да. Но, с другой стороны, зачем усопшему перстень?
В общем, стянул он украшение.
Вместе с пальцем.
Вы не ослышались. Мальчик стал обладателем не только перстня, но и пальца, на который этот перстень был надет.
Вы спросите: от какой же болезни умер святой Джиминьяно? История умалчивает.
Юный грешник сунул добычу в карман, и дал дёру. Кажется, никто ничего не заметил.
Прибежал к себе в каморку.
Cидит. Соображает, что произошло.
До него доходит, что все это не просто так, а знамение такое, укоризна свыше.
Совестно ему стало и страшно. Посинел и весь дрожал. Палец словно грозил ему всю ночь, не давал уснуть.
Каяться в Вольтерре казалось бессмысленным - растерзали бы на месте.
И, как рассвело, он пустился что было мочи в родной город, который неизвестно тогда как назывался.
Там тоже был свой пастырь. Однако как-то не получалось у него убедительно довести до населения преимущества новой веры, не шли за ним. Маленькая церковь редко заполнялась прихожанами.
Вот он сидит там и горюет по этому поводу.
Тут мальчик вбегает и сбивчиво рассказывает как дело было. И предъявляет палец с перстнем.
Молодой священник усматривает во всем этом очень христианскую историю. Налицо грех и раскаяние, чудесное перенесение святой реликвии и закономерное посрамление маловеров.
Грех отпущен. Надо будет в качестве эпитимьи тысячу раз прочесть Pater Noster.
Мальчик уходит. Больше его в нашей истории не будет. Хотя был.
***
Священник бережно поместил палец с перстнем в серебряную коробочку за иконкой, а сам пошел созывать народ, мол, приходите вечером на мессу, чего покажу.
Кто-то и пришел: чего покажешь?
Он глядь за иконку, а коробочки-то и нет.
Растерялся, понятно.
Люди давай смеяться: опять у тебя нескладно вышло.
Стали было расходиться, как вдруг в вечерних сумерках возникло светящееся облачко, и оно перемещалось. Все как завороженные пошли за ним. Недолго им было идти, облачко остановилось, люди посмотрели себе под ноги и увидели коробочку, а в ней - палец и надетый на этот палец перстень.
Торжественно перенесли находку в церковь и в благоговении разошлись.
Сарафанное радио было всегда. На следующий вечер церковь уже явно не могла вместить всех жаждущих повторения чуда.
Чудо повторилось. Вновь мистическое облачко привело горожан к самому высокому - горнему месту, вновь коробочку с пальцем и надетым на него перстнем обнаружили и вернули назад.
На третий день все подступы и подъезды к этому населенному пункту были забиты. Когда чудо свершилось и на этот раз, стало ясно: небеса не хотят, чтобы часть мощей святого Джиминьяно хранилась в малозаметной церковке. Надо строить собор.
И построили.
А город назвали Сан-Джиминьяно. Святой, наверное, собственной персоной здесь ни разу при жизни не показывался, но вот имя свое вместе с фрагментом мощей передал таким чудесным образом.
Правда, коробочки с пальцем и перстнем там нет сегодня. Когда исчезли и как, неведомо. У мальчика полное алиби. Собор не в одночасье возник. Наш герой подрос, состарился и ко времени освящения храма его давно на свете не было.
От старой церковки сохранилась одна-единственная стена. За стеной - дегустация вин и местных деликатесов. Но снаружи хорошо видны каменные очертания креста и божьего агнца.
Сомневающихся я подвожу к этой стене и говорю: как же не было? вот здесь запыхавшийся мальчик-с-пальчиком каялся незадачливому священнику.