Аннотация: Трэвеложки и не только. Заметки по поводам.
36 часов на размышление
Преодоление франко-немецкой ненависти началось в 1946 году с приглашения немецкой делегации на конференцию в Швейцарии. Когда немцы вошли, Ирэн Лор (у которой сына мучили в гестапо) встала и вышла, за ней - другие французы и стали готовиться к отъезду. Встретив г-жу Лор в коридоре, Фрэнк Бухман, организатор конференции, спросил ее: "Как вы думаете строить Европу без немцев?" Г-жа Лор заперлась в своем номере и не выходила из него 36 часов. Потом она поднялась на трибуну и попросила извинения у немцев за то, что слепо их ненавидела. Немцы приготовились к другому. Они ждали обвинений и приготовились перечислять встречный список обид, начиная с политики кардинала Ришелье, сознательно разжигавшего тридцатилетнюю войну, когда она немного затихала. Выступление Лор их ошеломило и повернуло к покаянию.
Конец цитаты. Вычитал у Григория Померанца.
Речь идет о конференции Инициативы Перемен (IofC) - международного движения, объединяющего людей разных культур, возраста и вероисповедания, вовлеченных в процесс позитивного "изменения мира". Основатель - американский пастор Фрэнк Букман, по происхождению швейцарец. Упомянутая Ирэн Лор - лидер французского Сопротивления.
Я очень скептически отношусь ко всякого рода массовым покаяниям, верю только в индивидуальную вменяемость. По-моему, народ в принципе неподсуден, а за разговорами о покаянии удобно прятать конкретную вину конкретных людей. Ни один немец из нынешнего поколения по определению ни на йоту не виновен в том, что происходило 70 лет назад. Повторяю, если кто не слышал: ни на йоту не виновен. Равно как невиновны в этом и потомки тех первых учеников из местных, кто сотрудничал с нацистами на оккупированных территориях. И насколько полезны "влиятельные международные движения" - тоже большой вопрос. Но вот эта подробность...36 часов подряд не выходить из номера ("не готова, еще не готова"), превозмогая боль никогда не заживающей раны, подвергать себя очеловечиванию - эта подробность поразила.
PS Я нашел фото и еще кое-что о Ирен Лор (Irene Laure). Знаковый эпизод с этим полуторасуточным бдением, конечно же, много раз пересказывался, не только Померанцом, есть книжка на немецком языке "Женщина, которая превозмогла"...Но вот - не знал. Век живи.
Враки на 8 Марта
Нашего брата экскурсовода хлебом не корми, дай какой-нибудь миф развеять.
Где-то еще отмечают великий праздник Марта, придуманный... Кем и зачем придуманный? А вот: "Вам пришла в голову замечательная идея создать женский день. Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д'Арк. Но Клара Цеткин - еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура - Эсфирь...в намерения К.Цеткин входило связать историю женского социалистического движения с историей ее народа - евреев. А именно с той страницей этой истории, которая рассказывает о Есфири, жене персидского царя Ксеркса".
Эти откровения от диакона Андрея Кураева повсеместно растиражированы. Гугл выдает 2340 точных соответствий. На ключевые слова "8 марта Пурим" рунет выдает минимум 60 тыс соответствий с контентом, аналогичным диаконову.
Немцу, а тем более англичанину вспоминать Жанну д"Арк вроде бы вовсе ни к чему. Но это ладно, темен диакон. Тут берите круче. Решительно разоблачается скучный миф о каких-то там чикагских волнениях и Конгрессе женщин левого направления в Копенгагене в 1910 г. То ли дело - заступница иудеев из библейской Книги Эсфири. Это же интереснее, правда? Вы дарите цветочки любимой женщине и мужественно моете за нее в этот день посуду? Фиг вам. Вы отмечаете кровавый праздник Пурим.
Но разоблачать приходится не "миф", а его мнимое разоблачение. Клара Цеткин - 100%-ая немка, в девичестве Айснер. Она вышла замуж за такого же атеиста, как и она, еврея по происхождению и непримиримого борца за соединение пролетариев всех стран по жизни. Он умер за 10 с лишним лет до решения о праздновании Международного женского дня в Копенгагене. Эти люди глубоко презирали "опиум народа", в том числе иудейскую религию, Ветхий завет и вышедшее из него христианство. Международный женский день никакого отношения к празднику Пурим не имеет и не мог иметь.
Типичное еврейское лицо, ага.
На недоумков рассчитано.
Откуда взялся победный знак "V"?
Столетняя война - не единственное, но едва ли не самое убедительное разоблачение мифа о неспособности французов сражаться. 116 лет непрерывных кровавых разборок. Воевали по-взрослому, на истребление. Великие вопросы истории решаются не болтовней в парламенте, а железом и кровью. Они этих слов Бисмарка не знали, его еще и в помине не было, смысл же осознавался вполне.
Имеется качественная нормандская байка. Место действия отчасти легендарно, поэтому начну так: "Говорят, именно здесь, на подступах к Онфлеру (Вернону, Кодбеку), французам удалось пленить заплутавший отряд английских лучников...". "Говорят" пропустят мимо ушей, в памяти останется "именно здесь". И к месту привязал, и не соврал.
Вы задумывались, откуда взялась распальцовка "V", Черчилль еще любил козу делать? Думаете, от английского VICTORY? Слушайте байку.
Говорят, в этих местах заблудился как-то отряд английских лучников. Их отослали куда-то для подкрепления, но вот - сбились с пути. Французы их выследили и ночью напали превосходящими силами. Караул ли проворонил, стрелы были на исходе - только взяли их тепленькими, повязали, но не убили, а подвергли жестокому наказанию, после чего отпустили - живыми и относительно здоровыми.
Проходит месяц-другой. Грядет очередная большая битва. Через несколько минут сойдутся две армии. Из каждого строя выходит специально подготовленный человек, вроде политрука. Ярко и кратко должен он что-то проорать, чтобы снять страх и личный состав был готов не раздумывая пасть смертью храбрых. Так родилось популярное на Руси трехэтажное ругательство: врагу инкриминировалось злодейство из злодейств, и жажда мести оказывалась сильнее страха.
Агитатор со стороны англичан ничего не говорит, только выбрасывает вверх правую руку, указательный и средний палец растопырены. И вся армия так делает и при этом идет за ним вперед. Без единого звука, так страшнее. Враг деморализован. Победа.
Эти-то два пальца и отрубили тогда лучникам. Без них тетиву как натянешь. Не может быть и речи о прицельном убойном огне, от которого и латы не спасали. Чем убивать этих с два десятка воинов, отпустили назад к своим, чтобы запугать остальных. Однако в тот раз не вышло, вражеская контрпропаганда оказалась на высоте. Конечно, не пальцы отросли, а тьмы новых бойцов собрали, мол, покажем им, ребята. И ребята показали.
Что на первую букву слова VICTORY похоже - это уже задним числом. Удачное совпадение и тоже отлично работает. Другой пример обратной расшифровки - сигнал SOS. Поначалу просто взяли пару букв из азбуки Морзе и расположили в ясной, наиболее узнаваемой в эфире последовательности: три точки - три тире - три точки. Кроме SAVE OUR SOULS возможно SINK OR SWIM и еще с десяток вариантов. А "фау-1" и "фау - 2" изначально были названы по первой букве немецкого слова VERGELTUNG - "возмездие".
И вот гармоничное завершение всей этой истории. Позывными радио Сопротивления, вещавшего из Лондона на оккупированную Западную Европу, были первые аккорды 5-ой Симфонии Бетховена, тема рока, та, та, та, ТАММ...та, та, та, ТАММ...Но так в "морзянке" обозначается буква "V". И когда для высадки союзников в Нормандии требовалось одновременно затопить гигантские железобетонные кессоны(Mulberry Harbours), связь между людьми, которые делали эту смертельно опасную работу, тоже была такой: три точки и тире, это выстукивалось, и раздавался протяжный металлический гул.
Как тут, друзья мои, в тысячный раз не подивиться многообразию и единству этого лучшего из миров, в котором ничего не происходит просто так. И не спрашивать, никогда не спрашивать, по ком звонит колокол.
Не стой в кадре
- В Париже были?
- Ой, так понравилось, у нас был такой экскурсовод, такой экскурсовод!
- А что же Париж?
- Париж...ну...у нас был такой экскурсовод, такой экскурсовод!
Между тем, слушать - отчасти да, но последнее, на что следует смотреть в Париже - это на физиономию экскурсовода.
Да, надо и об этом подумать - как убрать её из кадра. Когда-то учили рассказывать, стоя спиной к объекту. Высший шик - рассказать ни разу не повернувшись при этом. Теперь я бы учил иначе. Если группа не очень большая, ну, и понятно, если ты работаешь с парой-тройкой индивидуалов, разворачивать их к объекту, а самому вещать у них из-за спины.
Это так, деталь. На самом деле по-настоящему начинает получаться, когда вот именно полюбишь искусство в себе, а не наоборот. Банально, знаю.