Аннотация: критические статьи помещённые в сборнике, больше обращены на политическое содержание нежели на форму или на художественные приёмы, потому что сегодняшняя русская литература чрезвычайно политизирована. Поэтому без политического анализа не обойтись.
Продолжение статьи "Веллер обличает"
...Как обещал, написал об английском убийстве статью:
Убийство, всколыхнувшее Англию
...В 1993-ем году, в Ливерпуле было совершено страшное преступление, всколыхнувшее всю страну и заставившее многих англичан взглянуть на себя и свою страну изменившимся взглядом!
Описание убийства двухлетнего Джеймса Балджера из "Википедии:
"...Джеймс Патрик Балджер (англ. James Patrick Bulger; 16 марта 1990, Ливерпуль - 12 февраля 1993, Уолтон, Ливерпуль (en:Walton, Liverpool)) - английский ребёнок, жертва убийства. Когда мать ненадолго оставила его без присмотра в супермаркете "Нью Стренд" в Бутле, его заметили два мальчика - Джон Венеблс (англ. Jon Venables) и Роберт Томпсон (англ. Robert Thompson). Они увели его с собой, зверски избили, залили лицо краской и оставили умирать на железнодорожных путях в Уолтоне, чтобы замаскировать его убийство под несчастный случай от поезда. Преступление было быстро раскрыто благодаря видеозаписи в торговом центре, зафиксировавшей, как ребёнка уводят..."
"...В пятницу 12 февраля 1993 года 25-летняя Денис Балджер отправилась за покупками вместе с подругой своего брата и взяла с собой своего 2-летнего сына Джеймса. В половине третьего они пришли в торговый центр "Нью-Стренд", где, совершив ряд покупок, в 15:40 зашли в мясную лавку. Поскольку Джеймс здорово нашалил в магазине детской одежды, в котором они были перед этим, Денис оставила его за дверью лавки. Она не планировала долго задерживаться в лавке, но мясник перепутал её заказ. Когда же она вышла, то увидела, что её сын пропал.
Просмотр записей видеонаблюдения выявил, как её сына увели два мальчика, которыми оказались 10-летние Роберт Томпсон и Джон Венеблс. Время на записи значилось 15:42..."
...Но, на мой взгляд, главным последствием этого жуткого преступления, которое трудно объяснить и забыть, заключалось в том, что в этой благообразной стране, (говорю без иронии) обнаружился слой людей которые живут "под ногами не чуя будущего и своей страны"!
Вот длинные, страшноватые описания судеб подростков - убийц, которые многое объясняют в этом убийстве:
"Роберт Томпсон родился 23 августа 1982 года у Роберта-старшего и Энн Томпсон. Он был их пятым ребёнком из шести детей и пятым сыном. Его родители поженились, когда им обоим было по 18, но личная жизнь совершенно не сложилась. Мать до замужества все 18 лет росла под гнётом собственного отца-тирана, муж же был алкоголиком и часто избивал мать на глазах у детей. Энн, от сильного расстройства и страха перед мужем, вымещала свою боль на сыновьях, применяя палки и ремни. В какой-то момент отец ушёл из семьи раз и навсегда, после чего Энн, предприняв неудачную попытку самоубийства от передозировки таблеток, стала находить своё спасение в алкоголе и окончательно распоясалась. Все её шесть сыновей росли предоставленными самим себе и вместо того, чтобы объединиться и попытаться защититься от нападок матери, им приходилось защищаться друг от друга. Чтобы хоть как-то выжить в таком положении Роберт старался не лезть на рожон и, вообще, вперёд никогда не рвался. Если же он был загнан в угол, то начинал лгать или плакать, а если к нему применялось физическое насилие, то пытаться дать отпор. Не удивительно, что все дети Энн Томпсон рано или поздно начали идти по наклонной. В 4 года самый старший брат Роберта был взят под опеку Службой защиты детей, после того, как на нём были выявлены признаки тяжкого насилия. Другой брат стал подворовывать, брав часто маленького Роберта с собой. Ещё один брат стал поджигателем и подозревался в сексуальном насилии над маленькими детьми (есть вероятность, что Роберт был одной из его жертв) и ещё один часто угрожал своим учителям насилием. Когда старшие должны были нянчить самого младшего, они часто запирали его в голубятне. В конечном итоге один из братьев ушёл из дома, чтобы остаться в добровольном центре социальной защиты. Другие пытались покончить жизнь самоубийством. У полиции и соцслужб семья Томпсон была на слуху. Всякий раз, когда совершалось какое-либо преступление, Томпсоны первыми попадали под подозрение. Все они были прогульщиками и имели проблемы с полицией.
Роберт был единственным сыном Энн, кто пытался хотя бы как-то вызвать у неё любовь. Он помогал ей по хозяйству, оказывал эмоциональную поддержку и нянчился с её седьмым сыном Беном, которого Энн родила, сама не зная от кого. В школе Роберт был не столько агрессивным, сколько хитрым. Нарушителем спокойствия он не считался. Учителя считали его застенчивым и тихим и не ожидали от него чего-то большего. Одноклассники относились к нему равнодушно и почти не замечали. Джон Венеблс был фактически его единственным более-менее близким другом.
Хотя он, пытаясь производить впечатление силы, использовал грубую речь, его никто не считал жестоким или агрессивным. В основном он был прогульщиком, который часто бродил по улицам Уолтона в час ночи. Энн иногда прятала его обувь, чтобы не дать ему уйти из дом..."
"...Джон Венеблс родился 13 августа 1982 года у Нила и Сьюзан Венеблс. Он был их вторым из четверых детей и вторым сыном. Отец подрабатывал водителем грузоподъемника, но в основном был безработным. У Сьюзан и Нила были очень тяжёлые отношения, они то расходились, то вновь воссоединялись. Домашнее хозяйство было в состоянии постоянного переворота. После того, как Нил всё-таки съехал от них на долгое время, Сьюзан и дети жили с её матерью, но затем Нил снова вернулся в семью, но только чтобы они вместе перебрались в государственное жилье в Ливерпуле, после чего родители вновь расстались, однако Нил иногда возвращался в семью. Такая нестабильность отношений не могла не сказаться на их детях. Сьюзан Венеблс происходила из очень строгой и дисциплинированной среды, и очень часто Джон подвергался устным и физическим нападкам с её стороны. Бывали моменты, когда мать отправляла Джона к отцу, если была сама не в состоянии с ним справиться. В довершении ко всему Сьюзан и Нил оба страдали клинической депрессией, что тоже своеобразно сказывалось на детях.
У братьев Джона были проблемы в развитии. Его старший брат родился с расщеплением нёба, что привело к проблемам в соц-адаптации и постоянным вспышкам гнева. Младший брат Джона учился в спецшколе, и его родители потратили много времени, чтобы его контролировать. Младшая сестра Джона также имела проблемы в развитии и в конечном счёте тоже очутилась в спец-школе. Джон, у которого не было таких серьёзных проблем с развитием, хотя он в нём тоже отставал, фактически оказался в середине родительского внимания, из-за чего был им обделён. Иногда он подражал вспышкам гнева его старшего брата только, чтобы привлечь к себе хоть немного внимания..."
А вот что вскрыло следствие в результате расследования:
"...По показаниям свидетелей, за полчаса до похищения Джеймса малолетние преступники попытались увести другого малыша, но это вовремя заметила его мать.
Следствие также выяснило, что немало очевидцев видело, как двое ребят тащат с собой плачущего Джеймса. Несмотря на кровоподтёки на его лице, мало кто вмешался, а те, кто вмешивался, удовлетворились ответами "Это наш младший брат" или "А мы как раз идём в полицию, он, наверное, заблудился".
Убийцы происходили из неблагополучных семей, в которых насилие было обычным делом. На процессе они не проявили ни малейшего раскаяния - только испуг. Поскольку британское право позволяет судить детей начиная с 10-летнего возраста, убийцы получили максимальный для их возраста срок - 10 лет. В 2000 г. судебные органы пересмотрели приговор в сторону смягчения, и в июне 2001 г. они были выпущены на свободу и получили документы на новые имена. Их нынешнее местонахождение власти держат в тайне. Несмотря на эти усилия, по сообщениям прессы, в 2004 г. мать убитого Джеймса обнаружила место проживания одного из убийц - Томпсона.
2 марта 2010 года Министерство юстиции раскрыло сведения о том, что Джон Венеблс был возвращен в тюрьму из-за неупомянутого нарушения условий досрочного освобождения. Министр юстиции Джек Строу заявил, что Венеблс возвращен в тюрьму из-за "чрезвычайно серьезных обвинений" выдвинутых против него, однако, по его словам, он "не в состоянии дать более подробную информацию о причинах возвращения Джона Венеблса под стражу, потому что это противоречит интересам общества".
21 июня 2010 года Венеблсу было предъявлено обвинение в хранении и распространении детской порнографии. Полиция нашла 57 изображений детской порнографии на его компьютере. 23 июля 2010 он был приговорен к двум годам тюрьмы за загрузку и распространение неприличных фотографий детей. В ходе судебного разбирательства было установлено, что в Интернете Венеблс выдавал себя за 35-летнюю замужнюю женщину из Ливерпуля по имени Дон Смит, хваставшуюся насилием над своей 8-летней дочерью, в надежде на получение другой детской порнографии. Он имел право на ходатайство об условно-досрочном освобождении в июле 2011 года, однако 27 июня 2011 года Совет по условно-досрочному освобождению решил, что Венеблс останется под стражей, и что последующее ходатайство об условно-досрочном освобождении может быть рассмотрено снова не ранее, чем через год..."
Я, намеренно даю такие длинные ссылки из "Википедии" на эту историю, чтобы рассказать русским людям, особенно российским "образованцам" верящим в миф о безбедной и счастливой жизни на Западе, что драма жизни человеческой, повсюду беспощадна и жестока.
И через этот страшный пример, хочу показать, как жизнь без Бога и любви в душах человеческих приводит к таким страшным последствиям - Бог для меня - это символ добра и справедливости, а любовь - необходимое условие достойной человеческой жизни!
И конечно вера в такого Бога, который воплотился в образе Иисуса Христа, ничего общего не имеет ни с суевериями, ни с привычным догматизмом и обрядоведением!
вышеприведёнными историями, ещё хочу показать, что именно неравенство, бедность и духовная нищета, при капитализме порождают такие сообщества, которые становятся сообществами "изгоев". Боюсь, что в сегодняшней России, такие сообщества или слои общества, тоже существуют!
А в существовании такого слоя в Англии, я убедился на собственном опыте.
Я тут не имею ввиду бездомных, которых в Англии, наверное не меньше десяти тысяч.
Я говорю о тех в Англии, кто, как наверное и в России, входит в число сотен тысяч если не миллионов, отвергнутых капиталистическим обществом, людей!
И я узнал это, когда работал педагогом в "Афтескул клаб" - так называют подростковые клубы в Англии для детей, малого возраста, которые после школы попадают в такой клуб, где их кормят, следят за их развитием и откуда вечером, уже после работы их забирают родители.
Клубы разные, и как везде, многое в них зависит от района в котором они открыты, но многое и от педагогического персонала этих детских учреждений...
Первый клуб, куда я пришёл после окончания курсов социальных работников, расположен был в районе Кингс - Кросс, неподалеку от известного лондонского вокзала.
То, что я там увидел - меня поразило! Я и представить не мог, что в богатой и благообразной Англии, в Лондоне, может такое происходить!
Бросилось в глаза, что дети здесь в большинстве не уважают взрослых, а могут и просто "послать подальше", даже пожилых женщин, педагогов клуба.
Но позже, я испытал настоящий стресс, когда столкнулся с агрессивностью подростков с "улицы". Им, по возрастным ограничениям, запрещено входить на территорию клуба. Но иногда, от скуки, они приходят в знакомое помещение и начинают делать, что захотят, не обращая внимания на взрослых.
Когда я сделал одному из них замечание и попросил уйти с территории клуба, он стал пинать в меня мячом, а на моё возмущение этой грубостью, стал от бессилия плеваться в мою сторону.
Этот подросток, всё таки ушёл за ворота клуба, громко матерясь. Но, через время появился с "подмогой" - в компании ещё несколько подростков, которые пришли в клуб и стали обстреливать меня, с крыши, водяными "бомбами", комментируя каждое попадание радостными криками. Один из них, перед этим бегал вокруг меня с молотком в руках, явно запугивая!
Мой коллега, молодой педагог как мог успокаивал меня и рассказал, что недавно его остановили на улице эти же подростки и стали угрожать ножами. Тогда всё обошлось, потому что один из подростков, ходил раньше в этот клуб и защитил его.
Меня, этот рассказ мало успокоил и после, я стал ходить на работу в этот клуб с большой осторожностью и неохотой...
Вскоре после этого, я перешел в другой клуб, в Нюэм, пригород в котором живут в основном потомки эмигрантов. В этом клубе была другая проблема. Заведующая - молодая женщина, при первом случае неповиновения начинала визгливо кричать на детей, впадая в истерику, до появления слёз в глазах. Поэтому дети её боялись, но и дисциплина была здесь получше.
Позже, поближе познакомившись с детьми, я начал понимать, что многие дети из семей эмигрантов, не имеют хорошего будущего. Они плохо учатся, взрослея сбиваясь в стаи и уличные банды, и к двадцати годам начинают понимать, что они в этом обществе лишние.
Как и белые дети в районе Кингс-кросса, они с раннего детства попадают в среду, где их родители или не имеют работы и живут на пособия, или имеют непостоянную работу.
И эта среда, в которой кажется, уже несколько поколений живут на пособия, рождает потребительское отношение к жизни и личной судьбе.
Надо отметить, что первопричиной такого мрачного отношения к жизни является социальное неравенство - естественное последствие капиталистической системы, живущей ещё во многом по зоологическому принципу: "Сильному мясо - слабому кости!". Сегодня в Англии и вообще в капиталистических странах можно сказать, чуть изменив саркастический смысл: "Богатому мясо, а бедному кости!"
Или ещё по циничному остроумному российскому ироническому принципу: "Кто не успел - тот опоздал!"
А агрессивность, пропагандируемая в кино и на ТВ, вскоре становится одной из характерных черт личности в таком обществе. Одно время, в лондонских школах, на входе, ставили металлоискатели, потому что в подростковом сообществе развилась "ножевая" культура и несколько юных англичан были зарезаны на улицах города в драках и столкновениях уличных банд. И школьники старших классов, часто даже в школу приносили ножички в своих карманах! А сегодня таких зарезанных и убитых уже по несколько сотен в год!
Постепенно, узнавая все это, я начал разбираться в происходящем
и вдруг, обнаружил откровенную декларативность многих принципов западной демократии.
Я, также начал понимать, что дело тут не в равных правах или возможностях - на словах, все англичане имеют возможность учиться, поступить в университет... Но только при одном условии - если у вас и вашей семьи есть деньги и есть культурная база, которая и определяет потребности и жизненную мотивацию.
А в среде, в которой не привыкли работать и где люди не имеют коллективной закваски, а значит и не имеют возможности положительно себя идентифицировать, запросы к жизни, в основном формируются на уровне биологическом. Главное иметь жильё и не важно какое, еду и государственный орган, который платит тебе пособие.
В такой среде происходит неостановимая личностная деградация и именно из этого слоя населения выходят и не только в Англии, но вообще в капиталистических странах называющих себя передовыми, разного рода деклассированные личности, преступники, мошенники "неадекваты" и даже психически больные люди...
Семья наших соседей, тому яркий пример. Мать и отчим долгое время сидели на пособии, а два сына, плохо учились, часто прогуливая занятия, а потом стали воровать по мелочи и были поставлены на учёт в полиции.
Ну а потом начались наркотики и выпивка... Сегодня, старший сын - сорокалетний инвалид ходит с костылями, а младший живёт с родителями и периодически закатывает дома скандалы, с криками, ругательствами и хватанием острых предметов.
И эти "взрослые" дети, сами не понимают в чём их вина, а может быть беда! И я уверен, что основной причиной их деградации, является среда в которой они воспитывались и выросли!
Моя английская знакомая рассказывала, что такая среда складывается в районах, где большие фирмы, в результате банкротства или в целях экономии, закрывают свои фабрики, заводы или шахты, и где случается разрушение рабочих, человеческих коллективов.
Она рассказывала мне, что раньше, в Англии быть шахтёром было престижно, и когда Татчер, из-за нерентабельности стала закрывать шахты, по стране прошла волна бунтов и забастовок.
Работающие шахтеры, несмотря на тяжёлый, грязный труд, имели коллективистскую закваску и жили как нормальные люди. Например, многие из них участвовали в разного рода самодеятельности, иногда в духовых оркестрах, из которых со временем произошли профессиональные, известные в стране коллективы.
То есть, они работали неделю, а в выходные ходили в разные клубы и общества и чувствовали себя не просто рабочими, а привилегированными рабочими!
А потом, когда шахты закрылись, они превратились в социальных люмпенов и скатились на дно жизни, став пожизненными "бенефициарами" системы пособий!
Вот из этой "люмпенизированной" среды и происходят разного рода жестокие убийцы или "бесперспективные" личности. И дети в этих семьях, чувствуя свою заброшенность и социальную неполноценность, мстят взрослым и часто превращаются в человеконенавистников. Они сбиваются в стаи, в банды и терроризируют обывателей. А уже к двадцати годам имеют множество приводов в полицию, или даже несколько тюремных сроков!
Кстати, описанная мною английская среда или слой общества, сегодня появляется и в капиталистической России.
Так что описанные мною случаи могут происходить и уже происходят в России!
И поэтому, задача российского общества и правительства состоит в том, чтобы противостоять этой личностной деградации и спасти очередные поколения молодых от этой жалкой участи!
...В России, я работал в подростковом клубе и опыт показывает, что многое в будущем наших детей зависит от нашей способности помочь им развиваться, не только физически, но и как личностям. У меня есть идеи по созданию в России районных досуговых клубов для детей и взрослых, где смогут общаться и молодые и пожилые, "отцы и дети", занимаясь чем-то важным для развития души и тела!
Но об этом в следующей статье...
Апрель 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков
О творчестве и мировоззрении...
(Творческий портрет Бориса Пастернака в изложении Дмитрия Быкова.)
Вместо эпиграфа:
"Дмирий Быков - убеждённый антисталинист. По его мнению, "Сталин принял Россию страной с высочайшим интеллектуальным потенциалом, с лучшей в мире культурой, с фантастическим энтузиазмом масс... Сталин 30 лет превращал Россию в скучнейшую и гнуснейшую страну мира - страну, в которой пятилетняя военная пауза, со всеми кошмарами войны, воспринималась как глоток свежего воздуха..." (Из Википедии)
...Быков - один из идеологов "болотного бунта", человек неординарный: Поэт-сатирик, полемист, филолог по образованию - он, принадлежит к самым заметным фигурам "болотного протеста".
Певец образованщины и интеллигентской исключительности - он к тому же тонкий ценитель и знаток российской поэзии. Странно, но в России, сегодня, одно другого не исключает. Всегда были и будут "российские мальчики", подверженные влиянию модных интеллектуальных "трендов"
Эти потоки моды, захватывают иногда целые поколения, и определяют их жизненные позиции, или мировоззрения, на всю жизнь, вне зависимости от её дальнейшего развития. Подобный некритический догматизм, наверное достался нам от русского православия или от еврейского упорства отстаивать заветы "учителей".
Дмитрий Быков родился в 1967 году и принадлежит к тому поколению российских интеллигентов, которые волею истории были помещены в годы отрочества в самый бездарный период правления парт номенклатуры.
Достаточно вспомнить, как весёлый шут - Горбачёв, возглавил компартию в 1986 году, когда уже всё было готово к буржуазному перевороту и контрреволюции.
А становление Дмитрия Быкова и сотен ему подобных, как личностей, пришлось на те годы, когда в Союзе оппортунисты праздновали победу, а продвинутые "образованцы" совмещали карьеру в комсомоле, с модным брюзжанием по поводу истории СССР и восхищение успехами западной цивилизации, с попытками совершить государственный переворот.
Но в любом случае, по отношению к стране, в которой они выросли, получили хорошее образование и делали карьеру, они вели и ведут себя по сию пору, как социальные шизофреники. Одна их половинка пользовалась результатами революции - то есть бесплатным образованием, накопленными интеллектуальными и культурными знаниями, а другая половина держала "фигу в кармане" и на кухнях, восхищалась перестройщиками, а в карьере делала уверенные шаги к личному процветанию и известности.
В этом смысле, Дмитрий Быков - ярчайший пример того явления, которое я называю "российской социальной шизофренией"!
Эволюция его мировоззрения, как и большинства российских образованцев, начиналась с критики власти и вместе, способностью найти себе тёплое местечко в государственных структурах. (Вспомните, хотя бы того же Гайдара)
В отличии от многих "шестидесятников", его поколение уже не уходило в кочегарки и подпольные студии. Эти делали карьеру а за спинами своих партийных кураторов, строили рожи...
Если физически, все мы продолжаем и похожи на наших родителей и и недавних предков, то интеллектуально, мы повторяем своих учителей или стараемся быть похожими на литературных героев, произведших на нас неизгладимое впечатление и понравившихся нам ещё в юности. Отчасти, наши личные политические предпочтения, становятся часто почвой для наших жизненных успехов или неуспехов, а иногда становятся причинами наших разочарований и даже трагедий.
То есть, цинизм и насмешливость Быкова, можно объяснить несоответствием его природного дарования и запросами раскормленного тела. Тогда, когда дух тонок и горделив в стиле немецких романтиков, плоть, стараниями природы и непомерного аппетита, напоминает тульский пряник, а лицо, словно сошло с карточной картинки - валета с лихо закрученными усами.
Как тут не превратиться в ёрника и насмешника, в жертву несоответствия "формы и содержания", когда внутри, живёт демонический красавец Ставрогин или даже мрачный мизантроп Иван Карамазов. А ведь демоны, всегда привлекательней бесхарактерных "сладеньких" ангелов. Недаром о высшей мере красоты, говорят как о "демонической" красоте, и которая всегда противостоит красоте игрушечной и сусальной, то есть "ангельской".
Вот, Быков и примкнул к болотной образованщине, задолго до её появления на свет, пытаясь доказывать всем и себе, что он способен говорить нет, тогда когда большинство соглашается...
Идеология "болотной образованщины", особенно проявляется в описании Быковым эпохи Революции и становления Пастернака, и ещё, в антисоветских изысканиях и утверждении, что вопреки очевидному, Пастернак был внутренне неопознанным антисоветчиком и вот он, Быков это обнаружил после кропотливого и тщательного анализа. Но для меня очевидно, что он специально подыскивал факты из биографии поэта, чтобы втиснуть из в свои мировоззренческие схемы.
И всё бы не беда, но вот он, втискивает судьбу гениального поэта в своё понимание истории Советской России. А он её понимает, как сытый атеист-буржуа. Всё что делается после пролетарской революции, он, Быков осуждает и берёт в кавычки, надеясь, что Пастернак был его единомышленником.
Как всякого буржуа, Быкова пугает сила и необузданность простого русского человека, работника и пахаря, бунтаря и воина! И как всякий романтик, в душе он немного фашист. Его бессознательно привлекают брутальные характеры, типа Салтычихи или князя Сергея Александровича и "лиричность" бывших хозяев российской жизни и прислуживавшей ей монархической интеллигенции.
Антисоветизм Быкова непонятного происхождения, как впрочем у многих его сверстников и соратников по "креативному классу". Он получил приличное образование и сделал карьеру, ещё на остатках советского строя. И его продвинутость и острота ума обусловлена обстановкой и атмосферой, того, позднего, оттепельного Союза.
Наверное это связано с болезнью шестидесятничества, которая выражалась в неумении отделять частное от общего и нежеланием видеть драму жизни и человеческой истории, во всей её неприглядности и вместе привлекательности.
Как раз этими качествами и обладал на мой взгляд Борис Пастернак, что и было его поэтической и человеческой особенностью!
Дмитрия Быкова, как человека и гражданина характеризуют вот такие высказывания:
"По мнению Быкова, Россия - особая страна, в которой даже "физические законы действуют весьма избирательно", сама же "Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен", он считает, что "российский народ охотно идет вслед за любым вождем, лишь бы не думать самому". По его мнению, "российская реальность отвратительна, сделать революцию очень хочется и не так уж трудно, но это решительно ни к чему не приведет, кроме моря крови и нескольких десятилетий интеллектуального мегасрача" (Цитата из Википедии)
Конечно, мне отвратительно читать такие высказывания о стране в которой я родился и в которой прожил большую часть своей жизни. Но ещё более отвратительно, что этот неглупый человек, так оскотинился, что уже не может не употреблять жаргона своей среды, бравирующей своим цинизмом, как малолетний онанист, рассуждающий о месте женщин в мире!
Кстати, исходя из своего мировоззрения, Быков и Блока, и Маяковского, да и самого Пастернака подвёрстывает под свои примитивные псевдо элитарные взгляды на Революцию, и вообще на историю.
Он говорит о неприятии Пастернаком Революции, о его разочаровании, а я помню стихи Пастернака, поразившие меня советским патриотизмом о новой стране, о крестьянских детях, свободных в выборе своей судьбы, которые "на ранних поездах" торопились в школу, где их учили уважать историю и выбор простого народа. А критика Пастернаком нового бюрократизма и чиновной глупости и спеси, как раз и показывала возможность критики новой власти.
Попытки приписать Пастернаку антисоветизм - явный провал. Это похоже на то, как на Западе, даже из советских патриотов пытаются сделать борцов за "демократию", а из искренних прославителей Сталина, сделать приписных антисталинистов!
Меня например, удивляет примитивная, английская пропаганда, повторяющая мифы о антисоветской позиции советской интеллигенции, изображающая даже Шостаковича, как борца со "сталинским режимом". Очевидно, что эти биографы, всё извращают и пытаются сделать из белого - чёрное, и наоборот. А руководствуются они известным лозунгом - победители всегда правы...
Последствиями такой пропагандистской лжи на Западе, стало сравнение и поставление в один ряд Гитлера и Сталина. И политики и обыватели в той же Англии, настолько зомбированы этой пропагандистской ложью, что пытаются ставить Сталина - спасителя Европы от фашизма, на один уровень с Гитлером, в войне с которым Советский союз потерял около двадцати пяти миллионов, а Англия около четырёхсот тысяч человеческих жизней!
Чудовищная несправедливость, к которой на Западе уже привыкли и принимают за правду!
Но такова традиция антисоветизма, перешедшего в русофобию, пришедшая к нам из времён ожесточённой холодной войны. Война уже закончилась, Союза давно уже нет, и казалось, можно говорить правду, но разного рода и разных национальностей "самоотверженные прозападные партизаны", спрятавшиеся от "свирепого врага", в джунглях своего воображения, по-прежнему живут реалиями "той войны"!
Май 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков
Продолжение статьи о книге Дмитрия Быкова "Борис Пастернак"
Эпиграф:
"Русский человек, - скажет Рейнер Мария Рильке, - показывает мне в стольких примерах, как даже рабство и страдания, подрывающие постоянно все возможности сопротивления, не приводят с неизбежностью к погибели души. Состояние покорности для славянской души оказывается таким совершенным, что даже под самым тяжким гнетом, оно становится игрой, четвертым измерением ее бытия, в котором даже в обстоятельствах таких печальных, какие только могут быть, для нее открывается новая свобода, безграничная и несущая подлинную независимость".
Эпиграф-2:
"У нас есть искусство, - писал Мёллер, - искусство, которое сделало религию излишней и дало гражданам современного мира уверенность, которую могла дать только вера в Бога" Артур Мелер ван ден Брук
Холодная война, из войны идеологий, переместилась на почву культуры.
То, что я вижу сегодня в российской образовательной тусовке, правящей на культурном поле России, можно назвать сдачей самобытной российской, советской культуры западным образованцам. Прозападные штампы заполонили и литературу, и театр и главное - кино. Но самое неприятное, что российские культуртрегеры, осваивают сегодня зады западной культуры, на самом деле давно ушедшей от разного рода примитивных восхвалений "силы и ярости".
Запад, победив в холодной войне, в своей культурной политике постепенно отходит от примитивной социологии буржуа. Пропаганда капитализма для России, проводимая официозными западными СМИ, направлена на нравственное разложение "противника". Но сегодня, такая пропаганда сходит на нет, уступая место интеллигентской традиции, в основании которой лежит творчество, в том числе и русских классиков: Достоевского, Толстого, Чехова...
В России - всё наоборот!
Создаётся впечатление, что русская, советская культура долгое время принадлежавшая народу, становится заложником вкусом нуворишей и олигархов - чем иначе объяснить сегодняшнее пренебрежительное отношение к советской литературе и её корифеям, внутри страны.
Горького оплевали и возненавидели, с "лёгкой руки" полуграмотных образованцев из круга "болотной оппозиции", Маяковского низвели до уровня обывателя. Пастернаку не верят - Быков прямо пишет: "... как мы увидим далее, именно в разговорах с иностранцами, он любил не то что приврать, но романтически приукрасить действительность".
А кто сегодня, в российской школе читает и восхищается Львом Толстым или Антоном Чеховым?
Русский язык и литературу, новая волна антисоветчиков старается кастрировать или вообще вывести из культурного оборота, объясняя, что в жизни, вся "эта культура" не пригодится, как впрочем и всеобщая грамотность. Идеология нынешних образованцев, пытается утверждать, что только избранные способны быть носителями и хранителями "высокой культуры", под которой они понимают воспевания успеха и богатства, в терминологии Толстого - "барскую культуру".
Всмотритесь и вдумайтесь в то, что сегодня происходит в среде российского образованческого класса. Этот антисоветизм и вырастающая из него русофобия, напоминает идеалы нацистов, прославляющих сверхчеловека и брутальную силу.
Если пристальней вглядеться, в то что происходит с русской культурой сегодня, то можно заметить, как российские образованцы пытаются проделать путь дегуманизации культуры, который был в моде на Западе лет эдак пятьдесят назад.
Посмотрите на российское кино или театр - после просмотра многих фильмов, создаётся тяжёлое впечатление - профессионально многие из них сделаны на уровне любительства, а основными героями в них выступают или бандиты, или следователи, причём их объединяет либо служба в спецназе, либо увлечения силовыми единоборствами. Это касается и реальных бандитов и следователей. Только непонятно, что является первичным - "искусство" или жизнь, наполненная такими зверскими "романтическими" приключениями.
Из российской литературы, вот уже несколько десятилетий исчезли положительные герои и на их место пришли социальные люмпены или отчаявшиеся неудачники. Эти тенденции, странным образом копируют знаменитого Рембо или героев американских полицейских триллеров.
Это убогое зрелище, ломает психику не только взрослым зрителям, но прежде всего детям и подросткам, в которых ещё не развито чувство реальности ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта.
Но надо понимать, что Российская, русская культура, была и осталась вполне самобытной и определяется, во многом, христианскими принципами и ценностями. Ведь российская государственность, по сути совпадает с крещением Руси и потому именно религиозное восприятие мира, было присуще и русской классике, и советскому соцреализму, который был в определённом смысле продолжением христианской линии в искусстве.
Пастернак, очень верно подметил особенности воплощения великих идеалов свободы, равенства и братства, по сути являющиеся принципами христианства в Революции и в построении нового общества, без эксплуатации и денежной элиты: "Великое в своём непосредственном проявлении оборачивается собственной противоположностью. Оно в действительности становится ничтожным в меру своего величия и косным в меру своей активности. Такова между прочим и наша революция". (Письмо к Рильке).
Странным образом, российская интеллигенция, в условиях реализации народной свободы, почувствовала себя "элитой"
И Быков, вполне по "образованчески" предполагает, что главное в творчестве Пастернака, его элитность: "Только между строк в её очерке - Быков разбирает эссе Куниной, - можно вычитать главное: интеллигентные мальчики и девочки двадцатых услышали наконец поэта, говорящего на их языке. Среди бесконечно чуждого мира появилось что-то безоговорочно родное, дружелюбное, радостно узнаваемое".
Так и сегодня, образованческая среда, из которой произошёл Быков, противостоит в России тому большинству, которое делает этот мир реальным и жизненным.
Именно эта псевдо элита и стала основным двигателем "болотных событий", когда захотела выделиться и отделиться от народа, совсем на манер "сословного общества разрушенного Революцией семнадцатого года.
Кстати, на меня, творчество Пастернака произвело большое впечатление, но я никогда не выделял себя и остальных поклонников Пастернака из среды современников. И сегодня, оглядываясь назад я искренне благодарю те условия, ту атмосферу жизни в советской стране, которая сделала доступной творчество Пастернака, Маяковского для большинства людей.
Не будучи поэтом, я с самого начала знакомства с его стихами восхищался способностью передачи духовных и сердечных переживаний в поэтическом слове...
Антисоветизм у Быкова и его окружения, всегда сопряжён с непониманием драмы истории и в частности с непониманием истории Советской России. Он неуклюже пытается доказать, что Пастернак был сродни "болотным" образованцам и извращает смысл его стихов, пытаясь поймать "чёрного кота в тёмной комнате".
Читать это смешно и противно, потому что в угоду вкусам "образованщины" Быков, и Пастернака, героя своих литературных исследований, не жалеет и низводит его до уровня человека, который, как многие "болотные", по отношению к истории своей страны, держит "фигу в кармане"!
Быков, в своём "болотном" экстазе, пошёл дальше и отрицает, что Пастернак стал поэтом именно в советские времена и пытается приписать ему брюзжание по поводу несправедливости по отношению к "России, которую мы потеряли".
Именно в новой России, Пастернак состоялся как поэт и как личность и отрицать это - значит быть мягко говоря предвзятым.
Я- советский человек - был потрясён творчеством Пастернака и даже в "Докторе Живаго", увидел гимн революции, эпическое полотно показывающее драму умирания буржуазии, на фоне возрождения России, в лице СССР.
Но у "болотных, где бы они не жили - собственное видение истории. Они антисоветчики и мелкотравчатые буржуа, а потому, злятся на недавнюю историю нашей страны, на Революцию, которая лишила их лакейских привилегий, на Победу в войне против "коричневой" половины мира . Они злятся и на то, что простые люди сбросили гнёт "избранных" и сами стали советским народом.
Но что предложили в обмен на советский социализм российские образованцы?!
"Болотная идеология" российских либералов и её пропагандисты, придя к власти разрушили Советский Союз, а вместо, создали нежизнеспособного монстра, который убил столько невинных людей, что "сталинские репрессии", кажутся теперь детскими шалостями.
Только в бандитских разборках девяностых, убито и покалечено сотни и сотни тысяч человек. Но бандитизм и сегодня убивает ежегодно столько, что это сравнимо с вялотекущей гражданской войной!
А сколько стариков умерло от сознания ненужности, и прямо от голода и лишений?! А сколько детей не рождено и убито абортами в стране, где грязная порнуха, стала главным развлечением молодых и уже немолодых людей?! А сколько рождённых но брошенных матерями и отцами и по сию пору неприкаянно бродит по улицам либо прячется по городским подвалам умирая от алкоголя и наркотиков?!
А главное, эта возрождённая в "перестроечные" времена жажда личной наживы, по-прежнему мешает восстановлению нормальной человеческой жизни в стране!
Столько мошенников и взяточников, скрытых и явных, не могло быть в России, без победы той идеологии, во главу которой, российские образованцы, под видом свободы и прав личности, поместили сатанинский принцип личного, эгоистичного преуспеяния!
И это антихристианство, ещё долгие годы будет висеть, страшным иноземным проклятьем, над головами россиян.
Нужно будет "водить по пустыне", несколько поколений россиян, чтобы они смогли забыть, то рабство "личной выгоды", которое внедрили в их сознание идеологи "перестройки" и контрреволюции!
Июль 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков.
"Революция - это уродливое осуществление мечтаний мстительных романтиков..." Дмитрий Быков
...Сравнение народа и простого человека с манекеном, показывает отсутствие интеллигентской чувствительности настоянной на христианской основе европейской культуры - вот стержень идеологии российских "креаклов" и самого Быкова.
Отсюда и суждения о жизни и судьбе Пастернака, через "себя" - (о мире судят по себе). И этим всё сказано не только о действительно интересной книге о русско-советском поэте, но и о образе мыслей Дмитрия Быкова и тех, кто принадлежит сегодня, к "болотной оппозиции". Странно и закономерно - название этой оппозиции соответствует её идеологической сущности!
...Рассказывая о поездке поэта с семьёй на Урал, уже в тридцатые годы, Быков ликует потому что там, Пастернак увидел не только "всесоюзную стройку", но ещё и страдания простых людей, вокруг. Пастернаку претила гостевая, сытая жизнь, когда вокруг он видел не только строителей будущего, но и нищих, просящих милостыню - Надо понимать, что в стоящейся стране иначе и не могло быть. Но для Быкова и его собратьев - образованцев - это повод говорить о той жизни и том времени с негодованием и даже с издёвкой!
Но и я, родившийся сразу после войны, помню ту бедность и нищих, стоящих вдоль дорожки, ведущей на церковную паперть. Помню самоотвержение строителей и полу голод, царивший после войны. Помню помойки и туалеты на улице в посёлке строителей Иркутской ГЭС. Помню и кражу досок со стройки, для того, чтобы построить сарай и сеновал, в котором мы держали нашу кормилицу коровку.
Но тогда, после страшной опустошительной войны, такая неустроенная жизнь была обычной для простых рабочих людей, которых было в сотни, в тысячи раз больше чем разных горкомовских и обкомовских чиновников и прислуживающих им деятелей "идеологического фронта", в том числе льстивых поэтов и писателей!
Но были и среди них люди честные и совестливые. К таковым и относился Пастернак той поры. Нельзя забывать, что он тоже эволюционировал, в том числе и душевно - от симпатий к Революции, до ворчания по поводу личной несвободы...
А у Быкова, молодой Пастернак, "слышавший музыку Революции", именно поэтому поставлен в положение оправдывающего свою позицию, самовлюблённого человека.
Казалось бы автор, должен любить своего героя, принесшего ему и российскую "Букеровскую" премию, и известность, и "денежку" в том числе. Но Быков, откровенно судит Пастернака за его "молодой оптимизм", зато хвалит и "сострадает" поэту в старости, отрёкшемуся от своих молодых идеалов и принципов. Но ведь такова естественная смена идеалов на жизненном пути. С возрастом, человек становится прагматиком и часто забывает свои молодые устремления - странное противопоставление, хотя и оправданная "идеологическим затмением" автора!
С позиций своего застарелого антисоветизма, вытекающего из идеологии современного образованчества затвержённого как "отче наш", Быков позволяет себе откровенные издевательства над счастьем влюблённости молодеющего от этого чувства поэта, видящего воплощение своего неортодоксального христианства в народной среде, проявляющегося в возрождении энтузиазма и бессребреничества в советском обществе.
Тут срабатывает идеологическая сторона нашей памяти.
Мы можем помнить счастливую жизнь в Союзе, а можем помнить и "придуманный" ад, позволяющий нам ненавидеть и страну в которой родились, и народ, из которого вышли и Пастернак, и Быков!
Здесь, часто проявляется сегодняшняя, индивидуалистическая, спровоцированная образованцами ненависть к любым формам совместной деятельности. Такой "индивидуализм", странно похожий на эгоизм "попутчика" общему движению, в котором участвуют народные массы, из которых и мы сами вышли!
Сегодня, российские обыватели, уже начисто забыли цели и задачи Революции. Забыли, что восставшие против привилегий богачей и аристократии, против темноты и церковных суеверий, хотели выстроить справедливое общество без пороков эгоизма и без эксплуатации человека человеком. Они забыли проявления революции в творческом восприятии действительности. Забыли русский авангард в живописи и архитектуре, дягилевскую антрепризу в балете...
И ещё много, много чего забыли, стараясь угодить нынешнему "среднему классу", выстраивающему на обломках революционных мечтаний человечества, новое сословное общество!
А если этого не знать, то получается, что Революция была случайностью и прихотью горстки большевиков. Но это неправда, может быть самая большая неправда, которую ввели в обиход сторонники восстановления сословного государства во всём мире.
...Быков, комментируя стихи Пастернака о Кавказе, проявляет своё неверие в силу народа, освобождённого Революцией:
Кавказа был весь как на ладони
И весь как смятая постель,
И лёд голов синел бездонней
Тепла нагретых пропастей.
............................................
И в эту красоту уставясь
Глазами бравших край бригад,
Какую ощутил я зависть
К наглядности таких преград!
О, если б нам подобный случай,
И из времён, как сквозь туман,
на нас смотрел такой же кручей
Наш день, наш генеральный план!
Быков язвительно замечает:
"Особенно трогательна здесь надежда найти происходящему в стране эстетическое оправдание, представить российские перемены величественными, как пейзаж... Экая идиллия!"
И в этой язвительности - весь характер и всё понимание настоящей и прошлой жизни в России не только Быковым, но всеми его "соратниками" по "болотным тусовкам"!
Быков не любит молодого, яркого Пастернака, но сообразуясь с собственным пониманием революции, присущей разочарованным старцам с однобокой негативностью памяти прожитого, старается уверить нас, с упорством молодого циника, "что все бабы - б...ди" и что Революция - это просто хулиганская выходка необразованного быдла!
Быков, как впрочем и вся "болотная интеллигенция", опирающаяся на авторитет позднего Пастернака, не может ему простить "молодой слабости" обожания и преклонения перед силой русского народа и его большевистских вождей, а ищет оправдание свей ненависти к простым людям в разного рода циничных пасквилях, легендах и мифах, отрицающих эту силу.
Вот письмо Фадееву от Пастернака, от 14-ого марта 1953 года, сразу после смерти Сталина, которое тщательно скрывают современные образованцы, но которое Быков, правда с соответствующими комментариями, процитировал в книге:
"Дорогой Саша! Когда я прочёл в "Правде" твою статью "О гуманизме Сталина", мне захотелось написать тебе. Мне подумалось, что облегчение от чувств, теснящихся во мне всю последнюю неделю, я мог бы найти в письме к тебе.
Как поразительна была сломившая все границы очевидность этого величия и его необозримость! Это тело в гробу с такими исполненными мысли и впервые отдыхающими руками, вдруг покинуло рамки отдельного явления и заняло место какого-то как бы олицетворённого начала широчайшей общности, рядом с могуществом смерти и музыки, могуществом подытожившего себя века и могуществом пришедшего ко гробу народа.
Каждый плакал теми безотчётными и несознаваемыми слезами, которые текут и текут, а ты их не утираешь, отвлечённый в сторону обогнавшим тебя потоком общего горя, которое задело за тебя, проволоклось по тебе и увлажнило тебе лицо и пропитало собою твою душу...
...Какое счастье и гордость, что из всех стран мира именно наша земля, где мы родились и которую уже и раньше любили за её порыв и тягу к такому будущему, стала родиной чистой жизни, всемирно признанным мостом осушенных слёз и смытых обид!
Все мы юношами вспыхивали при виде безнаказанно торжествующей низости, втаптывания в грязь человека человеком, поругания женской чести. Однако как быстро проходила у многих эта горячка.
Но каких безмерных последствий достигают, когда не изменив в жизни ни разу огню этого негодования, проходят до конца мимо всех видов мелкой жалости по отдельным поводам к общей цели устранения всего извращения в целом и установления порядка, в котором это зло было бы немыслимо, невозникаемо, неповторимо!
Прощай. Будь здоров. Твой Б. Пастернак"
...Это искреннее, ничем не вынужденное кроме искреннего горя письмо, уже почти прожившего жизнь Пастернака, до сих пор вызывает недоумение у образованцев, фальсификаторов истории или жертв пропагандистского "промывания мозгов" западной пропагандой.
Но в этом письме, Пастернак отдаёт дань заслугам Сталина и всему советскому народу за попытку выстроить государство свободы, равенства и братства, пройдя через череду жестоких самоочищений, страшных войн и самоотверженного труда для будущих поколений!
Сегодня, "новые русские", предавшие этих революционеров, предавшие надежды простых русских людей на светлое будущее снова у власти и снова пытаются править, соблазняя нестойких и предавших идеалы отцов и дедов, деньгами, бытовым комфортом и возможностью жить животными инстинктами.
Одним из таких талантливых "предателей" недавнего прошлого страны и народа, является Дмитрий Быков. Его дарования и талант, к сожалению не ограничены какой-либо нравственностью - возможно и он, в молодости, "вспыхивал при виде безнаказанно торжествующей низости..."
Но прошли годы "реставрации" и он привык "к втаптыванию в грязь человека человеком"
И соблазнённый телесным довольством и известностью, стал одним из глашатаев "новой" несвободы, маскирующейся под мещанский "демократизм"
Именно этим и объясняются метаморфозы происходящие сегодня с "российскими мальчиками", начинающими как протестанты против антинародной власти, а заканчивающие как апологеты несправедливостей, чинимых на сей раз властью эгоизма и денег!
В случае этого искреннего письма Пастернака, Быков и похожие на него образованцы подвергают сомнению не только ум великого поэта, но и его искренность и честность перед собой. При этом, они ссылаются на характеристики "авторитетов" из белой эмиграции, что вдвойне глупо и наивно - тут "уши болотной идеологии" видны каждому.
В толковании темы "Сталин и Пастернак" у Быкова, тоже видны вся мелочность и горделивые претензии болотной образованщины, стать судьями как прошлого, так и настоящего...
Эти суждения наполнены завистливой паранойей, пытающиеся из тщеславного паразитизма сделать достоинства, а из сплетничества - независимость!