Аннотация: Для тех, кто когда-то прочитал ћПутешествие на Иссык-Куль 2001г.Ћ и не пожалел об этом.
Это как бы продолжение сериала. Действующие лица почти те же.Пока не закончил. Некогда все. Но обязательно закончу, хотя и так до фига написал …
Кунгей 2004
Путешествие на Иссык-Куль-2
или романтические приключения четырех чайников в Кунгей Алатау.
"Скажите мне - зачем покорять Джомолунгму? Там нет ничего. Все, что ты можешь вынести с этой вершины - это труп предыдущего неудачника. Смысла в экстремальном, запредельном альпинизме - нет. Что толкает нас туда?
Внутреннее противоречие?
Неудовлетворенность собой?
Тоска по неизведанному?
Желание смерти?
Инстинкт саморазрушения?
Тщеславие?
Я знаю. Я в горах бывал... Это - путь к себе самому. Побывав там, ты узнаешь - кто ты. Ты почувствуешь свой предел. Ты поймешь, что там, внизу - не настоящая жизнь, а так - фуфло. Что ты родился, чтобы вдохнуть когда-нибудь этот разряженный воздух. Еще раз повторю - ты придешь к себе.
А дальше?"
Бригадир Юрий Алексеевич
Немного о себе.
Ну, так вот!
Что может двигать людьми, когда они на взгляд разумных окружающих, совершают неадекватные действия или другие нелогичные поступки.
Нет. Сами посудите, ну разве будет нормальный человек прыгать с парашютом. Нормальный человек даже в кукурузник не залезет сам, потому что кончиться может уже при взлете, не говоря про посадку. А если звезды так сложатся, что все равно надо в кукурузник лезть, то он напьется до беспамятства, а занести тело в самолет передоверит окружающим.
Потом уже, когда шасси коснутся земли, он попросит еще одну бутылочку, и тихо порадуется незаслуженному возврату с того света.
А все почему? Да потому, блин, что сам с собой вовремя не договорился. Демократию внутри себя развел. Позволил, так сказать, себя за нос водить какому-то козлу-провокатору, который в тебе живет.
Так вот Бригадир этот не просек, что путь к самому себе, это вовсе не то, что он думает. Это путь к козлу-провокатору. И вот потому-то он и спрашивает, дескать, типа:
- А что дальше???
У козла этого, надо отметить, позиция всегда беспроигрышная.
- А че, слабо? - как бы он спрашивает на каждом углу.
- Не вопрос! - теряя концентрацию, отвечаешь, и заходишь за угол. А там!? Э-э-э... Лучше бы не заходил. Таких п...лей иногда отвешают, что потом долго ни к кому внутри себя не прислушиваешься. Ладно б, дело, этот урод предлагал. Пива, там чешское с друзьями попить, футбольчик сгонять.
Так нет! В Киргизию п-п-р-р-ишлось ехать. Да ладно б, просто ехать. С кем не бывает. По суровому Тянь-Шаню пришлось ходить. ПЕШКОМ!!! 140 км через два не хилых перевала по 4000 м каждый. И хотя в миру, считается, что они были детскими, за двадцать метров до второго я почувствовал таки свой предел и почти потрогал всевышнего. И что интересно, умирать там, мне было совсем не страшно, не больно и не жалко. Но я не был в обиде на него, на козла то есть. Нет.
Не мог потому что, языком даже пошевелить. Какие тут обиды?!
Немного о политике.
Сейчас, спустя полгода я немножко понимаю, куда он (козел) так спешил. И почему поход он назначил именно на август 2004 г.
Откуда мне было знать тогда, что в марте 2005 клан лояльного во всех политических смыслах А. Акаева (единственная в мире страна, на чьей территории расположены базы ВВС США и России) так накосячит с парламентскими выборами, что джигит Аскар Акаевич в поисках счастья быстро и незаметно для себя, покрыл расстояние через две границы.
Пойти ко дну со своим кораблем никогда не было зазорно для капитана. Но это не про джигита Акаева. Его стеснительность, на мой посторонний и беспристрастный взгляд, не имела никаких разумных пределов. Я хоть в президентах и не был, но уже в 2001 году понял, что так страной управлять нельзя. Можно плохо кончить.
Ну, правда. Если за три президентских срока с экономическими прорывами у тебя несильно получалось, то ты хотя бы раком страну должен уметь поставить, тем более такую маленькую (две юрты, три барана и одна дорога). Что бы, когда разгибаться и разбираться будут, что почем, то ты уже далеко был бы. А так ведь вон, какой конфуз вышел. В собственном дворце, собственные же чабаны, чуть шашлык из тебя не сделали. Хорошо не поймали. А то ведь и не только шашлык, могли просто насладиться, как мужчины. Революционеры нынче всякие бывают. А тут такой случай. Как теперь в глаза себе смотреть? Как век доживать?
Одно из двух, если ты президент, должен уметь делать хорошо. Либо кормить, либо "любить" так, что бы есть не просили.
Ладно. С этим все понятно. Но почему, ровно через месяц, в апреле 2005, казахские власти объявили о том, что граждане России при пересечении территории Казахстана, а это непременно нужно делать географически по пути в Киргизию, должны иметь загранпаспорт. То это мне поначалу было не совсем понятно. Но если более тщательно покумекать, то некоторые причинно-следственные связи налицо вроде.
Могло быть так: Нурсултан Назарбаев, раз и навсегда, избравший себя в президенты, является прямым родственником Аскара Акаева. Их дети муж и жена. Это неоспоримый факт.
Далее. На востоке кровные обиды, это самые обидные обиды. Так. Это тоже всем известно. Ну, так кем будет являться для Нурсултана обидчик свата Аскара. Правильно - кровным врагом. А в обидчиках кто?
Новые революционные власти, само собой. Ну и какие тут дружба и добрососедство, после этого могут быть.
Палки в колеса, это, пожалуйста.
Все бы хорошо, да только дети их развелись уже давно. И эта причина не катит.
Тогда за что?! За что братья казахи рубят последние ниточки, связывающие Мать-Россию с беспомощным нынче ребенком - республикой Кыргызстан.
Ребенка, кстати, будут наверно кормить. По логике вещей именно те, кто раскачал ситуацию. Вопрос только в том. Кто они - эти кукловоды? И кто следующий.
Время всех рассудит. И только Аллаху известно, за сколько минут, и сколько границ, придется пересекать джигиту Нурсултану при определенных политических раскладах.
Думаю, первый фактор открыл крышку гроба для туристического сезона 2005 в Кыргызстане.
А второй вообще вбил гвоздь в эту крышку.
Наверно там все скоро (или не скоро) наладится. И если, честно, я искренне хочу этого. Но сейчас понимаю, что 2004 год был последним годом для среднего россиянина-туриста, когда он мог просто купить билет до Бишкека из любой точки России и поехать на Иссык-Куль без всяких там понтов, типа виз, загранпаспортов и прочих сопутствующих страхов.
Таких россиян и раньше не много было. А теперь ...
В общем, понял я, что за эти полгода после нашего похода, мир на пост советском пространстве окончательно сошел с ума, и все еще раз перевернулось с ног на голову.
Где голова? Где ноги? Сейчас уже никто не разберет.
Порвались последние ниточки, связывающие нас, людей из того времени, название которому Советский Союз. Все! Нету его.
Да! Да! Это так.
Подготовка.
Сразу нужно отметить следующее. В поход этот мы с Юрой затеяли идти еще в далеком 2001, когда ездили на Иссык-Куль семьями. Сидишь, эдак в придорожном кафе Чолпон-Аты, тянешь пиво, поглядываешь сквозь туман в глазах на суровые вершины и мечтаешь о вечном.
То есть о переходе в Алма-Ату прямо из этого кафе. Надо отметить, конечно же, что идея эта была насколько привлекательной, настолько и бредовой, поскольку мы с Юрой альпинисты еще те. Примуса настоящего в глаза не видели. Но чего только не нарешаешь по пьяной лавочке.
Мы оба это понимали, и в здравом уме особо эту тему не возбуждали даже. Пару лет. Слишком многие вещи должны были срастись, что бы это стало реальностью.
Так, изредка, на именинах каких-нибудь, после второй, третьей подначивали друг друга, вернее, я его.
Дескать: - А слабо нам?! Или не мужики мы?
Ну, я как бы, был для него козлом-провокатором. А он вроде и "нет" не говорил, но и стопроцентного "да" от него хрен дождешься. Даже от пьяного.
Но как-то, летом 2003 г. мы выпили больше обычного, и поклялись, что век воли не видать, пойдем летом 2004, как когда-то задумали. Был это, кажется день рождения моего сына Дениса. В этом возрасте (а ему 18 стукнуло) дети, уже не дети, а идейные враги (об этом еще Тургенев писал), и уговорить их на путное отцовское дело архисложно. Про авантюры мы и говорить не будем.
Но на то я, значит, и Макаренко. Он как-то даже и не сопротивлялся долго. Узнал, что дядя Юра идет, поковырялся в носу и согласился. Дальше, больше. Саня, известный пи...бол и друг Дениса был на том же дне рождения. Его вообще уговаривать не пришлось. Он тоже, как и я, на вид, вроде не дурак, но такие мероприятия любит. В отличие, скажем, от его мамы. Папе вроде бы было по барабану. И это, на мой взгляд, правильная позиция родителей. Мамы, они ведь, тоже не долго боятся. Пока их в Хорватию, куда ни будь, не отправишь.
Вот нас уже и четверо, боевой комплект. Единственно, я Санька предупредил, что курить к следующему лету лучше бросить, потому что 4000 м - это вам не ... и там даже орлы не летают.
Отсюда и нужно делать отсчет нашему путешествию.
Почему я так говорю. Да потому что, начиная с этого момента, все, что я делал или не делал, было подчинено только одному - подготовке к будущему походу.
На карту было брошено все, или почти все.
Достаточно сказать, что я в это лето отпустил свою единственную и ненаглядную Наталию Владимировну одну, (без себя, то есть) на курорт в Хорватию.
Она быстро просекла, что я, собравшись в такой поход, ее туда не возьму (вернее сказать - она со мной не поедет) и, стало быть, согласен на любой несправедливый карт-бланш, относительно ее отдыха.
Серьезное отступление. Чем интересен и уникален именно наш опыт?
Во-первых:
Нитка маршрута проходила на территории, хоть и дружественной, но далекой и чужой теперь уже нам страны. Так что любые потенциальные контакты, с желающими отлохотронить нас аборигенами (в форме или без нее), пришлось бы разруливать, надеясь исключительно на собственную ауру и интуицию.
Во-вторых:
Ни кто из нас в горные, многодневные походы не ходил никогда, т.е. в этом плане мы были несмышленышами, если не сказать откровенными чайниками-нулевиками ...
В-третьих:
И это важно. В наших планах не было даже намека на то, что на каком-то этапе мы воспользуемся услугами местных турфирм и каких-либо проводников. А значит, вертолеты МЧС нам точно не светили, если бы на нас вдруг поехал ледник.
Подводя черту можно сказать, что вернуться живыми и невредимыми мы могли, конечно, но не благодаря, а вопреки логике. Но мы же вернулись, а значит нашим опытом можно и нужно поделиться.
По предыдущему опыту (Путешествие на Иссык-Куль 2001.) я знал, что в таких случаях информация играет ключевую роль, и ее, как и денег, много не бывает. Впрочем, как и в любых других случаях тоже. Как знал я и то, что доверяться в интернете кому попало не всегда правильно.
Итак, первое, что нужно было выбрать, это маршрут.
Казалось бы, чего проще. Приехали в Алма-Ату, выгрузились, переночевали, или не переночевали, и потопали на Иссык-Куль. Маршруты, необычайной, надо сказать, красоты давно известны. Есть даже автомобильная дорога и куча описаний, как по этой пыльной дороге ходить. Все очень прозаично, ходи не хочу. Ан, нет. Мы "легких" путей не ищем.
Прочитав десятки инет-отчетов, в основном байкерских, я понял, что информации хоть и много, но не мешало бы и еще чуть-чуть. В таком сценарии не должны присутствовать белые пятна. А для этого "чуть-чуть", нужно было устанавливать прямую связь, скажем так, online - диалог с одним из непосредственных участников каких-нибудь свежих экспедиций.
Хотите вы этого, или нет, но вам придется это делать. И это первый, и очень важный совет для чайников.
Каких нибудь десять лет назад я бы об этом походе не помышлял даже. Нет, помышлял бы, наверно, но и только. Все бы упиралось в отсутствие, элементарно, того человека, который бы все организовал. Ну, типа, такой весь из себя снежный барс, у которого только, разве что член не был бы отморожен. А таких людей, поверьте, мало, ничтожное количество, и всяких там идиотов из Сыктывкара, вроде меня, они бесплатно с собой не берут. Только за приличные деньги.
Сейчас, другое дело. Интернет и прочие e-mail штучки сделали свое черное дело и совершили переворот в этом экстремальном туристическом бизнесе. По меньшей мере, я так думаю.
Дмитрий Супонников.
В общем, набрался я наглости и вступил в виртуальный контакт с человеком, которого в мире горного вело туризма каждая собака знает. Этот мир насколько велик, настолько и узок. Велик, потому что на одном вело маршруте могут оказаться люди из разных городов, и даже стран. И нет тут ни каких ограничений, равно как нет их в интернетпространстве. А узок, потому что немного в мире найдется людей, философия которых, нет, религия даже, сводится к простому словосочетанию:
"А мне б дороги дальние..."
Дороги эти, я вам доложу, проходят иногда там, где и птицы то уже не летают. А местный азиатский люд в попутных, пустынных долинах воспринимает появление людей на велосипедах, не иначе, как пришествие инопланетян.
Так вот, я этого человека в глаза никогда не видел, а читал лишь, его отчеты о горных вело путешествиях. На удивление, Дмитрий не послал меня на х.., ни сразу, ни потом, терпеливо отвечая на мои идиотские вопросы, вплоть до своего очередного путешествия 2004 на Памир.
На последнее мое письмо он ответил за три часа до авиарейса на Душанбе. Нет, наверно, смысла приводить здесь всю переписку, но тезисно, можно. И так:
Первое и самое главное я понял, что ни пеший, ни конный переход из Алма-Аты на Иссык-Куль не состоится. Причина банальна. Маршрут проходит через Государственную границу между Казахстаном и Киргизией, а КПП с неподкупными погранцами на этом пути, к сожалению нет. Пересечение же госграницы всякими засранцами из третьих стран, пусть даже и с настоящими рюкзаками, вне КПП, есть нарушение госграницы. Не знаю уж, чего бы делали казахские погранцы, при нарушении их рубежей, но наши советские еще, имели полное право открывать огонь на поражение. Уж я то знаю.
И хотя я знал наверняка, что ни каких погранцов, по крайней мере, по состоянию на лето 2004, там, на маршруте нет, все же с этой идеей пришлось распрощаться. Именно потому, что там нет ни какого КПП.
Дело в том, что в Казахстане налажен, как бы это лучше выразиться, очень жесткий контроль над миграцией иностранцев, особенно ближних.
То есть, если ты транзитом страну проедешь (например, поезд Свердловск-Бишкек), то на КПП тебя даже не разбудят. А вот если заехал, скажем, на поезде Свердловск - Алма-Ата, то лучше бы на границе тебе самому проснуться.
Проспишь, пис...ц! Лучше с поезда сразу слезать, пока, он еще далеко от России не уехал. И пешком, незаметно просочиться обратно, через какой-нибудь кишлак.
Запутанно все. Да.
Сам знаю. Но лучше, на этом внимание сразу заострить. Потому как, если ты миграционную карту на границе не оформил, то уже кругом преступник становишься. В Киргизии, замечу, ничего этого нет. Въезд в страну для россиян свободный, и нужно лишь по приезду к месту отдыха обязательно в течение трех дней зарегистрироваться. Нормальная практика.
На хрена, спрашивается, это нужно в Казахстане? Наркотрафик так не остановишь. Для этого нужно всех наличных казахов по периметру границы выставлять, и тогда между двумя соседними казахами будет метр. Считал, знаю. А если хотеть совсем границу на замок закрыть, то тогда каждого казаха нужно ронять на землю. Мышь не проскочит. Вот!
Тогда зачем все эти понты с миграционными картами. Ясно, понятно. Это что б туристов невинных из России кантовать. Это что б по их территории поменьше в Киргизию ездили. Это что б экономика Киргизии, (а она, надо сказать, очень сильно от международного туризма зависит), загибалась побыстрей. Вот для чего энто нужно. А далее и останется только стратегическим "партнером" стать, на века.
Вот такая вот вам нехитрая геополитика!
Извиняюсь за нелирическое, опять же, отступление.
Но мы поменяли свои планы, и этим все сказано.
Было решено ехать в Киргизию на Иссык-Куль, и оттуда уже пойти обратным ходом, через Кок-Айрык (3950 м), в долину реки Чонг-Кемин, подняться к озеру Джасыл-Коль, и далее не в Алма-Ату, а через ледниковый перевал Аксу Северный (4050 м) обратно на Иссык-Куль.
Так что, одним выстрелом мы убивали сразу всех хитрожопых казахских зайцев. Правда, этот маршрут был опасней и сложней, чем классический Алма-Ата - пер.Озерный - Чонг-Кемин - пер. Кок-Айрык - Иссык-Куль, но нас уже было не остановить.
Таким образом, нитка маршрута была выбрана исключительно благодаря переписке с Дмитрием Супонниковым.
Все остальные технические вопросы, ну типа, сколько и чего брать пожрать в такой поход, отчего можно скончаться в таком походе, где и когда переходить Чонг-Кемин, а это мероприятие, я Вам доложу, не для слабонервных, как распределить силы и время.
Все рассказал Дмитрий Супонников. И даже прислал ссылку на подробную карту района похода.
Не рассказал лишь он только про то, какие это все- таки нечеловеческие муки и издевательство над творческой личностью - подниматься на перевалы в 4000 метров.
А откуда ему было знать? Он то - горный байкер.
А кто я?
Мешок с дерьмом о двух ногах! Вот кто! Там это понимаешь особенно отчетливо. Но лучше бы это понять на равнине.
Сергей Криворучко.
Раз десять я порывался больше не пить, после того, как слазил в городе Геленджик на ближайшую горку. На ней, на горке т.е., булыжниками так и написано "ГЕЛЕНДЖИК". Кто там бывал, знает. Знает, что высота ее метров 500 будет над уровнем моря.
Вот набрался я духу с утра и сказал себе: ну если ты падло, сюда хотя бы не залезешь, то таким чморям на Тянь-Шане не место.
Сказал - сделал. Мужик!
Там на вершинке этой, сквозь круги в глазах, созерцая геленджикскую бухту с высоты птичьего полета, мы с Дениской и порешили, что никакие мы не чмори, и из нас при желании вполне можно делать гвозди. Тест на живучесть был пройден почти успешно. Так что говорить, что мы не знали, на что шли, было бы не совсем правильно.
Раз десять я порывался больше не пить, а на горке Геленджик чего-то там такое даже пообещал себе.
Ну..., так ведь ни кто же не слышал! Чего я там сам себе сдуру наговорил. Сам то перед собой я всегда за базар отвечу.
Короче, отложил я это дело в долгий ящик.
Вот, - говорил я себе, - до похода три месяца останется, и все, ни капли.
Кончилось, как всегда. По последней бутылке пива мы с Юрой выпили в последний день перед походом.
- А че, - говорил Юра, - днем раньше, днем позже.
- Одной больше, одной меньше, - как бы и не сопротивлялся я.
Хорошо еще, с собой не взяли.
"Алкоголь и горы - вещи не только не совместимые, но и прямо взаимоисключающие".
Это, и многое другое, можно было прочитать в глазах Сергея, когда мы предложили ему за приезд, за встречу, ну и просто за то, что мы уважаемые люди.
Сергей Криворучко - житель Бишкека, горный байкер, обладатель дачного участка с обалденным фруктовым садом недалеко от Чолпон-Аты, и просто очень хороший человек.
С ним нас познакомил Дмитрий Супонников, ну то есть, дал его E-mail и разрешил сослаться на себя, если я как бы решусь написать Сергею письмо.
А чего мне оставалось делать?
Билеты (ж.д.) в Бишкек уже были куплены, и подготовка к походу близилась к своему часу Х, как неожиданно выяснилось, что в России билеты назад из Бишкека купить так же "легко", как и ж.д. билеты с луны. Со всеми вытекающими последствиями.
Сергей, ответил сразу же, и сказал, что и в самом Бишкеке с билетами в Россию не гораздо лучше, но тут же предложил разумный выход.
Вернуться в Россию можно, и желательно из Алма-Аты. Алма-атинские поезда больше похожи на поезда, и там не так устойчив запах носков. Они, в смысле поезда, не только чище, но и ходят через день, в отличие от Бишкекского, который ходит раз в четыре дня. А то, что с Иссык-Куля до Алма-Аты не проблема добраться, я и раньше знал.
В общем, завязалась у нас с Сергеем, (чью широту души я отметил сразу же), плодотворная переписка, в результате которой мы договорились не только и не столько о ночлеге, сколько вообще о сотрудничестве. Достаточно сказать, что он за свои деньги купил нам примус "Дастан", бывший "Шмель", который в Бишкеке стоил раза в полтора дешевле, чем у нас в Сыктывкаре. Да и везти эту лампу Алладина через две границы в город, где ее, собственно и производят, было не совсем умно.
Надо так же сказать, что Серега сильно рисковал своими деньгами. Ведь он же меня совсем не знал, и в глаза мне не заглядывал никогда, и мог бы конечно насочинять про то, почему он мне не купит примус. Но он купил. И этим все сказано.
Участники.
Ну, о себе, я как смог, уже немного рассказал. Да и неправильно это, про себя самого много рассказывать. Интуиция мне, панима-ашь, подсказывает, что правды в таком рассказе все равно будет мало. Да ни кто в эту херню и не поверит.
Дениска - мой сын, студент одного из московских, не очень элитных ВУЗов. Делал две попытки поступить в элитный. И вторая, к моему великому удивлению, была удачная.
Нет, не то что бы я сомневался в его способностях. Сомневался я в другом, что в условиях московской общаги (а он уже год как был студентом), вдали от родительского, карающего глаза и рядом с невиданными ранее соблазнами, он вообще про это вспомнит.
Вспомнил, подготовился и прошел по конкурсу, оставив позади себя десятки московских медалистов.
Но враг не дремал, и нагрянул, как всегда, откуда не ждали. Козлы из ОК не выдали ему оригинал аттестата к тому сроку, который определил другой ВУЗ, как последний день приема документов для прошедших по конкурсу.
Это было воскресенье 1 августа 2004, и я сорвался в Москву только для того, что бы уговорить пидоров из приемной комиссии другого ВУЗа подождать еще хотя бы день. Уж в понедельник я аттестат точно вытащил бы, выкрал или выкупил.
Но шансы наши в это, позорное для высшей школы, воскресенье были равны нулю, ибо ставки были слишком велики. Балбесы-контрактники платили за год обучения в этом учебном заведении 3,5 - 4 тысячи у.е. А в моих дырявых карманах было не более трехсот.
И это был последний день, когда Денис смотрел на взрослый мир чистыми глазами доверчивого мальчишки. Теперь он точно знал, что честно выигранный бой, это еще не вся победа, и что судьи, приличные с виду тети и дяди, ПЕДАГОГИ, могут отдать твой приз побежденному. Если тебя так обламывают сразу две, бл...дь, извиняюсь за выражение, высшие школы, то кому тогда вообще в этом мире можно верить?
Только папке!!! Папка все предвидел и был уверен, что все упрется в аттестат, и что в приемных комиссиях высших школ сидят точно такие же, но только более образованные пидоры, как и везде, где есть возможность не только выполнять свои прямые государственные обязанности, но и брать за это взятки.
Но, что ли, Денис мне не поверил, мол, чукча пожил, чукча знает.
Ну ладно, бог как говорится, им судья. И пусть все у них будет хорошо.
Мы, конечно, могли остаться в Москве, обратиться в министерство образования, и, скорее всего, разрешили бы эту ситуацию в свою пользу. Прецеденты такие были. Но! К сожалению, у нас уже не было на это времени.
7 августа (день отправления нашей экспедиции на Тянь-Шань) нас ждали большие дела, для настоящих мужчин, и в наших планах не значились мелочные разборки с всякими там московскими гнидами и уродами.
Санька - школьный друг Дениса, и тоже студент. Что бы поехать с нами, все лето отбычил помощником резчика, отмахав кувалдой в половину своего веса 25 смен, в том числе 8 ночных. И все это, что бы заработать жалкие, но так необходимые 10-12 тыс. рублей.
Если вы хотите узнать, как съездить на Тянь-Шань и сходить там в поход (2 кат. сложности), всего за 400 долларов, то спросите у Саньки, он охотно вам расскажет как это делается.
Он все расскажет, как за свои же деньги, терпел всяческие лишения, как страдал, протыкая ножом, гнойные мозоли уже на второй день похода, и что думал обо мне, стоя по самые яйца в ледяной воде при переходе бушующей реки Чонг-Кемин.
На него это не похоже, но там он мне ничего не говорил. То есть вообще НИЧЕГО!!! Терпел молча. Переживал наверно, что бы не было, еще хуже.
А как он любит поговорить, может рассказать дядя Юра, который специально купил на базаре в Чолпон-Ате, приемник с наушниками, что бы фильтровать Санькин базар, который не иссякал ни на секунду.
Вообще, без таких людей, как Санька, и в какой-то степени меня, скучно жить. Должен же кто-то наполнять эфир информацией. А пиз...больство, в разумных, конечно же, пределах, это даже можно сказать, божий дар. И не надо с этим спорить.
Юра - мой товарищ. Натура сложная, но цельная. Про таких, обычно говорят, что с ними можно идти в разведку. Они абсолютно надежны во всем. Лишнего, в отличие от некоторых, не скажут, и не выпьют. А лучше, без лишних слов сделают, именно то, и именно тогда, когда это особенно нужно. Но самое главное, они просыпаются всегда во время. И вот это то Юрино качество в походе оказалось архиважным, поскольку остальные три участника на роль будильника, ну никак не годились. Особенно я.
Тут, как говорится, я предельно честен, и если бы, скажем, мне было доверено будить нас по утрам, то мы бы... вообще никуда не вставали бы.
Ну, и хватит наверно о персоналиях. Не роман же мы пишем, а всего лишь отчет.
Сборы.
Это особое состояние. Души, тела. В туалет ходишь чаще обычного, есть не хочешь совсем. На родных смотришь, как будто бы в последний раз. Они на тебя тоже.
Ну, нет, правда. Мы же не в магазин собирались. И какая в принципе разница, кто кому, сколько колбасы в рюкзак положил. Тут что-то другое, едва уловимое. И неповторимое.
Наташка уже давно смирилась с этим походом. И даже с тем, что я беру сына. Кто-то свыше подсказал ей, что мы вернемся оттуда живыми. Притом, что всю последнюю неделю все российские телеканалы только о том и говорили, что на Хан-Тенгри, под лавиной погибла целая группа альпинистов в альплагере на высоте около 3500. Она знала, что мы едем примерно туда же, и два раза должны будем подняться выше, и что на нашем пути будет, как минимум один ледник.
Что бы там ни было, но я в ее жизни занимал уже достаточное, ни чем незаменимое пространство. Ей было бы меня, наверно, жаль, если бы...
* * *
Мир слишком тесен. Оказалось, одним из руководителей погибшей группы был.....
"Оказывается там погиб мой, я бы сказал, друг Александр Губаев. Директор фирмы Горы Азии и один из инициаторов чемпионата мира Рейд Галуаз в Киргизии. Дима (Супонников прим.авт.) успел с ним познакомиться перед Памиром. Жаль.....Вот блин, в июне в Оше другой горный человек ушёл...Вот такие тут горы. Горе..."
Это выдержка из последнего письма Сергея Криворучко, датированное 7 августа. Ничего не скажешь, звучало как предупреждение. И это в день отъезда.
И что тут скажешь?
А ничего!
Рюкзаки, билеты, спальные мешки... и прочая дребедень. Все уже давно куплено и уложено, и куда, спрашивается, все это теперь девать?
- Не боись! Два раза подряд бомба в одну воронку не падает, - говорил я Наташке, ...или она мне.
Я сейчас уже и не припомню.
Дорога.
Все! Позади переживания, проблемы и житейская суета. Мы решительно выпали из колеи повседневности и обыденности.
Три часа утра, седьмого августа, и мы на федеральной трассе Сыктывкар-Киров (450 км). Я из приличия даже не взял с собой пива, потому что Юра за рулем. Это было бы несправедливо по отношению к нему, ведь я оттягиваться начал бы раньше, чем он.
На дороге это дополнительный фактор риска. Он может, невзначай подумать чего ни будь там себе, отвлечься и улететь в кювет, вместе с нами. Он и так то неосторожно ездит, и даже с багажником на верху так и не дал себя ни кому обогнать, до самого Кирова. Наверно он ехал бы и еще быстрей, если бы педаль газа не упиралась в пол.
В кировской области пришлось сбрасывать скорость до 140км/час, потом постепенно до 30 км/час, а местами и вовсе до десяти. Дорога на территории кировской области, как и три года назад, ничего общего с названием "федеральная" не имела.
"Просто раздолбанная". Это как бы еще для нее чересчур мягкая формулировка. На ней росли, пробивая то тут, то там асфальт, настоящие пни.
За такую х...ню, если б я был президент Сталин, вешал бы губернаторов за одно место на первом же суке, и пусть либеральные потомки на уроках истории рассказывали бы про меня, что я самый кровавый диктатор.
Прошу прощения за нелирические отступления, (у меня их не так много) но на то это и самиздат, что бы бесстрашно, без купюр правду-матку резать.
Одна радость, что три года назад, что сейчас - это деревня Даниловка. Светлое пятно, можно сказать, на этой дороге. Есть там столовая для дальнобойщиков, но останавливаются там все подряд, что бы отведать бесподобной солянки, от которой слюнки стекают прямо в тарелку.
Поешь это восьмое чудо света, пивка холодненького бахнешь, и душа поет, а если по внимательнее присмотреться, то и пни на асфальте как будто бы и не такие уж и большие.
* * *
Киров. Ж..д. вокзал.
Юркину машину загнали на платную стоянку. Опять же, в кафешку быстренько, и по заслуженным пол-литра Efes Pilsner, за успешное начало экспедиции. До поезда Киров-Свердловск часа три, и можно спокойно "осмыслять происходящее". Такие, четыре снежных барса, развалившись под навесом в пластиковых креслах. Оба на!
Когда мои пол-литра были на исходе, у меня, как обычно, (поехала крыша) и сгенерировалась дельная мысль. Приподняв солнечные очки, я как бы сказал:
- Ну, че! Может ...нафиг, не поедем никуда? ... останемся здесь. Денег, у нас, куры не клюют.
- Палатку разобьем, будем домашним СМСки писать. Они то почем знают, в каком месте Тянь-Шаня мы сейчас находимся? - оживился Санька.
- На фига палатка, вон гостиница рядом.
Юра ухмыльнулся, всем своим видом показывая Денису, что, мол, эти два расп...здяя, еще по пол-литра выпьют, и точно о чем-нибудь, договорятся.
- А как же примус, ведь Сергей там, в Бишкеке нам примус купил. Не-е! Надо ехать, а то Серегу подведем.
Поперлись все-таки. Из-за примуса. Правда замешкались на перроне, и чуть не уехали в Питер, вместо Свердловска.
* * *
Свердловск. Ж..д. вокзал.
Деловая суета. Пацаны ушли искать горячую пищу. Юра ушел искать ближайший банкомат, и тоже пропал. Я никуда не пошел, потому что меня оставили на шухере. Сторожу рюкзаки. И как всегда в таких случаях бывает, я захотел поссать. Проклятое пиво. С одной стороны бросать рюкзаки вроде бы нельзя, но с другой ... я уже минут пять, как покрылся холодной испариной, и готов поссать прямо в штаны. Вот попал.
- Ты где был? ... так долго? - больше я ему ничего не сказал.
- Три квартала вперед, и один вправо, и столько же назад, - объяснил Юра свое долгое отсутствие, но я этого уже не слышал. Улетел искать ближайший толчок.
Там я попал еще круче. Дело в том, что на толчке шпингалета не было, а была только веревочка. И, что бы не упасть, можно было за нее держаться. Но и не только для этого была веревочка. Она была вместо шпингалета. То есть, держишься за нее, и сразу два, три полезных дела делаешь. Первое, это которое основное, пыжиться сильнее позволяет. Второе - это в очко не падаешь. Ну и третье, дверь своим весом удерживаешь.
Лепота!!!
На беду, тот мужик, который решил, что этот бокс пустой, центнера полтора весил. И когда он дверь нервно открывал, то веса моего совсем не чувствовал. Ну а я ..., я, в чем был, в том оттуда и вылетел.
Больше мне Свердловск ничем особо не запомнился.
Страшный город.
* * *
Поезд "Свердловск - Бишкек".
Что-то, около 3000 км нужно проехать. Под стук колес.