Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Братск - этимология

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 06/09/2019. 13k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      
      
      Семиотика (наука о знаках) предполагает, что культура территории (Россия = континент, а русские = цивилизация; большинство европейских стран до таких категорий не доросли) возникает в результате осмысления природы и деятельности человека в ней.
      Уточним, в результате религиозно-философского осмысления предметы и слова-понятия приобретают СМЫСЛ. В этой статье, имея необъяснимые знаки-слова (топоним Братск), мы постараемся через него определить культуру, которая его породила.
      
      1) Колонизация Сибири
      
      а) К началу XVI века Русское государство вышло за пределы собственной территории, были основаны города (остроги): Тюмень, Тобольск, Березов, Сургут, Обдорск, Мангазея, Томск, Туруханск.
      В 1619 г. Енисейск, в 1631 атаман Максим Перфильев заложил Братский (Брацки) острог на Ангаре.
      В 1643 - атаман Василий Колесников достигает Байкала.
      В 1644-1645 - поход казаков против бурят в Ангарскую степь.
      В 1661 - на Ангаре Яковом Похабовым основан Иркутск.
      Процесс покорения Сибири (гигантское не изученное и не освоенное пространство) инициировался Русским государством, за первопроходцами казаками и служилыми людьми шли поселенцы, купцы, промысловики и духовенство. В этом движении на Восток участвовали разные социальные группы общества: ссыльные и староверы, "гулящие люди", беглые, а также военнопленные, захваченные в ходе русско-польско-литовских войн (литвины и жиды) и направленные на поселение в Сибирь.
      
      б) Сибирь привлекала к себе особое внимание Русского государства, главной задачей являлось пополнения царской казны (торговля мехами давала до 500 тыс. руб. ежегодно; 1/3 дохода казны), также надеялись найти месторождения драгоценных металлов (золота, серебра), которых в России тогда не было.
      
      * Ермак Тимофеевич (1532-1585)- казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Русского государства. В коллекции реликвий Оружейной палаты до сих пор имеются три знамени Ермака, "под которыми он в 1582 году покорил Сибирское ханство". На одном вышиты образы Иисуса Навина и св. Михаила. Сюжет изображения - сцена из Ветхого Завета. После смерти Моисея вождем Израиля становится Иисус Навин.
      Знамя Ермака Тимофеевича доносит до нас то идеологическое (религиозное) настроение, бытовавшее в среде первопроходцев-колонизаторов, оно связано с хорошо знакомыми им библейскими образами, понятны рядовому казаку и стрельцу.
      
      * См. ст. Александр Левинтов. К вопросу о возможном происхождении Ермака Тимофеевича; http://www.port-folio.org/part358.htm
      "В лето 7073 года, во второй день июля месяца на допросе оный беглый именем Евсей, Тимофеев сын показал на себя, что рожден в Кафе городе, что от роду ему полных сорок два года, вероисповеданием крещеный еврей, из католиков...".
      
      2) Историко-географические и этимологические данные
      
      Братск (Брацкое, Братско-Острожное) - город Иркутской обл. на реке Ангаре (без гласных Н.Г.Р. = ивр. А + НГ(Х)Р поток, река, Ефрат).
      
      Этимология
      
      * Происходит от названия крепости Братский острог, построенной в 1631 году, где слово "братский" (фиксируется с 1609 г.) относится к бурятам и образовалось из их самоназвания, которое в нижнеудинском диалекте звучит с редуцированной первой гласной, в результате народно-этимологической контаминации с брат.
      * Название произошло от переосмысленного русскими этнонима буряты в "браты" - "братья".
      
      Горно-лесная зона (высоты под 700 м), город возник в 1955 г., в связи со строительством Братской ГЭС, севернее старинного села Братск (Брацки, Братское), основанного как острог. Первое зимовье "под Брацкими порогами" было поставлено в 1626 году отрядом казаков под руководством подьячего (помощник дьяка, письмоводитель) Енисейского острога Максима Перфильева.
      
      В XVII в. Братский острог был приписан к Енисейскому (1619) острогу (сторожевой пост и пунк сбора ясака с бурят и др. родоплеменных групп), позже переименован в село Братско-Острожное, Братское, а затем в Братск.
      
      * Спафарий Н. (1882) Путешествие чрез Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году // Записки Русского географического общества по Отделению этнографии. - Т. X. - Вып. 1. - Спб.
      
      "На правой стороне протока, от порогу Пьяного полверсты, а меж протоки и реки Тунгуски остров версты на 3. А от острова до Брацкого острога полверсты. И того ж числа приехали в Брацкой острог. А острог стоит на ровном месте. А в остроге церковь во имя Пресвятыя Богородицы Владимерския. А жилых дворов казачьих с 20. Да под острогом течет река Ока. А вытекла из степи, а по ней живут пашенные крестьяне и Браты. И от Брацкого острога реку Тунгуску называют Ангарою" (Спафарий, 1882: 107-108).
      
      3) Топоним на старых топографических картах
      
      а) Топография
      
      * С. Ремезов. Чертёжная книга Сибири chronologia.org » rare » remezov
      http://chronologia.org/rare/remezov/im/4k1-11-065a_cl.jpg
      На карте Ремезова (1699-1701) показан острог Брацки.
      
      * На карте Море Байкал Трускотта 1772 г. - Братской, указаны Шаманский, Долгий пороги и Падум Порог. Река Ангара после Братской называется Тунгусской (разделение владений народностей???).
      
      * На Генеральной карте Российской империи 1776 г. Трускотта и Шмидта - Bratskoi.
      * На Карте Азиатской части России 1895 г. Коверского - Братской-Острог.
      * На Военно-дорожной карте Азиатской России 1919 г. - Братское.
      * На Карте Бурят-Монгольской АССР 1924 г. издания Бурнаркомзема - Братск.
      
      б) ЕСБЕ/Братский острог
      Братский острог - село ...лежит на левом берегу р. Ангары, при впадении в нее р. Оки... Первоначально острог заложен был в 1631 г. Максимом Перфильевым на р. Ангаре, против "Падунского порога"; впоследствии переносился все ближе к устью Оки и только с 1654 г. находится на месте нынешнего села Братского, названного так по соседству с бурятами, известными у жителей больше под название "братских". На первоначальном месте острога осталась только небольшая, почерневшая от времени церковь с погостом, на котором похоронен знаменитый Хабаров, покоритель Приамурья. В селе сохранились две бревенчатые, почерневшие от времени, двухэтажные башни, крытые тесом...
      
      4) А.П. Окладников. Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.)
      
      Очерки из истории западных бурят-монголов (XVII-XVIII вв.) https://books.google.md » books
      
      "30 мая 1625 г. Яков Хрипунов послал енисейского атамана Поздея Фирсова с атаманом Вас. Алексеевым (Тюменцем) во главе отряда из 40 человек служилых на кочах вверх по Ангаре к тунгусам для ясачного сбора. ...
      Придя к бурятам и в иные новые землицы, служилым следовало проведать "всякими мерами": "Какие в них люди - сидячие или кочевые. Что в тех землицах князцей имяны? Какие у них крепости и бои и сколько в которой землице воинских людей на конь садитца, или (они) не воинские люди? Какими промыслы промышляют и какими товары торгуют? Соболи у них добрые или иной какой зверь, или иные какие товары есть ли? Чаять ли от них великому государю прибыли?". ...
      
      Летом 134 (1626) г. Перфильев пошел на Верхнюю Тунгуску к тунгусам, аплинцам и шаманским людям, во главе отряда из 15 служилых с поручением собирать ясак и "про новые землицы и братскую землю проведать...
      
      Перфильев был остановлен Шаманским порогом; этот порог "пришел добре велик и место пришло тесно, и поднятца по порогу было не мочно, что люди с ним были невеликие и вода в пороге была мелка". ...
      В августе 1630 г. Перфильев (с отрядом в 30 казаков) получает приказ идти в усть реки Оки и поставить там острог. Позже на строительство было прислано ещё 50 казаков.
      с. 60, 18 июня 1631 г. Перфильев доложил в Енисейск воеводе о завершении постройки острога ниже устья Оки на полднище ходу (в 40 км) в двух плесах у "Брацкого порогу Падуна" в Кодогоновых улусах...
      
      Примечание, к с. 60, Архив АН СССР. Ф. 21. Оп. 4. Д. 22. Љ 43;
      Перфильев впервые описал ангарские пороги у Братска. По его словам, идут почти "до Усть-Оки реки многие великие и непроходимые пороги, первой брацкой порог словет Шаманским, добре велик и долог больше четырех верст, а по обе стороны порогу камень-утес добре высок и каменибойца много, а ворота в нем дале пору (? - А.О.) реки, а не оберег. А другой Долгой порог в брацкой земле за Вихоревою рекою больше десяти верст, а по обе стороны порогу камень добре высок и бечевника в нем нет, а итти все завозами. А третий порог Падун блиско под брацкими улусами, только в полы добре сух и воды в нем мало и крут добре и подыматца на него, что на гору.
      А от Падунского порогу до Усть-Оки реки в брацких улусах еще два порога и в кочах не поднятца".
      
      * Максим Перфильев (Перфирьев) (1580-е - ок.1656) - русский землепроходец XVII века, казачий атаман, подьячий Енисейского острога, сын боярский. Исследовал земли Восточной Сибири и Прибайкалья. Славился дипломатическим искусством на переговорах с бурятами, тунгусами, а также с монголами и китайцами.
      С 1626 года руководил экспедиций "енисейских служилых людей" вверх по Ангаре, где первым достиг земель, населённых бурятами - Братской землицы.
      В 1631 году основал Братский острог, подробно описал Братские пороги на Ангаре. В 1642-1651 годах служил приказчиком в Братском и других острогах. В 1652 году введён в сословие детей боярских. За заслуги по освоению и присоединению земель к Русскому государству получил от царя Михаила Фёдоровича звание стрелецкого сотника.
      
      5) Обобщение и вывод
      
      До 1625 года русская администрация имела лишь поверхностные сведения о бурятах и их земле (стране), обосноваться там не удавалось из-за враждебных действий местного населения и речными препятствиями - труднопреодолимыми, многочисленными порогами. Ангарские пороги - ворота в "братскую страну", преодолев пороги и враждебность местного населения Перфильев построил острог Брацки - закрепился на "братской земле".
      
      Вывод
      
      Мы не можем выводить топоним Братск из слова-понятия "брат", т. к. отношения местного населения и казаков-первопроходцев были враждебными на протяжении всего XVII века.
      Топоним БРАЦКИ скорее всего связан со понятием "земля, страна", начало земли бурятов "у Брацкого порога", Брацкая земля это страна бурятов.
      Целесообразно рассмотреть топоним в связи с библейскими образами и терминологией, сознание и мышление средневекового человека было религиозным.
      
      6) Терминология иврита и библейский образ
      
      Приведем топоним в форму близкую к грамматике иврита (сакрального языка иудеохристианства), и выделим корни.
      
      БРАЦКИ = Б+РАЦ+К+И, у нас моментально "выплывают" два корня иврита.
      
      * БРАЦ = сокращение от применяемой в библейской терминологии формы БЕЕРЕЦ בְּאֶרֶץ в земле = БЕ в (слитный предлог) + ЕРЕЦ земля.
      При написании библейских текстов без огласовок (гласных) - Б+алеф (0 звука, утерян) +Р. +Ц. = в русской интерпретации - Б.Р.Ц.
      
      * И = ивр. И אִי‎ остров.
      
      Общий вид топонима
      
      БРАЦКИ, БРАТСКОЙ (Ц=ТС) = Б+РАЦ+К+И = ивр. Б בְּ в, внутри, среди + ЭРАЦ אֶרֶצ земля + К כְּ приблизительно, около + И אִי‎ остров; т.е. внутри земли у (около) островов.
      
      Атаман Максим Перфильев получил задачу от енисейского воеводы - поставить острог внутри земли (страны бурятов) около островов (конкретное место выбирал Перфильев). В этом месте Ангары, у порогов, множество мелких и несколько крупных островов - выдающиеся местные ориентиры.
      
      б) Библейский образ
      
      * Бытие 11:2: "Двинувшись с востока, они нашли в земле (БЕЕРЕЦ, без огласовок - Б.Р.Ц.) Сеннар равнину и поселились там".
      
      * Бытие 10:5: "От сих населились острова (И) народов в землях (БЕЕРЕЦ, без огласовок - Б.Р.Ц.) их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих".
      
      Таким образом, с приходом на осваимые земли нового более многочисленного, организованного и сильного народа, отмирает местная родоплеменная топонимика, т.к. она не понятна колонистам, не используется в письме и не имеет логико-религиозной связи с Божеством.
      
      Кишинев, 4.9.2019 г.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 06/09/2019. 13k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка